Научная статья на тему 'Управление инновациями как условие продуктивной деятельности и развития школы'

Управление инновациями как условие продуктивной деятельности и развития школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопян Анна Абузетовна

В статье рассматриваются вопросы внедрения инноваций в образовательную сферу и управления данным процессом. Представлены характеристики инновационного образования, социально-психологические подходы продуктивного управления инновациями. Управление инновационными процессами рассмотрено как важнейший компонент процесса управления образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями как условие продуктивной деятельности и развития школы»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Акопян А.А.

Акопян Анна Абузетовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы внедрения инноваций в образовательную сферу и управления данным процессом. Представлены характеристики инновационного образования, социально-психологические подходы продуктивного управления инновациями. Управление инновационными процессами рассмотрено как важнейший компонент процесса управления образовательным учреждением. Ключевые слова: образовательной системе РА, инновационный потенциал, общеобразовательной школе, управленческой деятельности, директора школы, педагогического коллектива.

Современные процессы глобализации, тенденции развития общества, межкультурные взаимосвязи выдвигают изменения в социально-культурных сферах.

Преобразования, происходящие в образовательной системе РА, связанные с тенденциями актуализации в этой сфере, диктуют существенные изменения также в процессе управления общеобразовательной школой. В частности, в контексте образовательных преобразований в области управления общеобразованием, актуальной задачей является внедрения инноваций в процесс управления образованием.

Развитие современной школы обеспечивается инновационными процессами, которые имеют свою особую структуру, содержание и характеристики и управляются в качестве внутришкольной подсистемы.

Инновации, осуществляемые в общеобразовательной школе, носят частичный и системный характеры. Их осуществление приводит к качественным изменениям во всех подсистемах школы, поскольку инновации носят сотворческий характер.

Управление инновациями в общеобразовательной школе необходимо рассматривать как особую форму систематической деятельности субъектов управления, которая направлена на преобразование и развитие управляемого объекта.

Продуктивность инноваций, внедряемых в школу, обусловлена профессиональной компетентностью, творческими качествами, умениями субъектов управления прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, систематизировать.

Законы, закономерности, принципы, функции, цели, методы управления формируют механизм управления инновационными процессами, который характеризуется многообразием проявлений взаимоотношений субъекта-объекта.

Управление инновационными процессами является одним из важнейших направлений управленческой деятельности директора школы и является компонентом процесса управления образовательным учреждением.

Можно утверждать, что теоретически правильное управление инновационными процессами является основой и гарантией продуктивного управления директора школы. В данном процессе первоочередными являются: изучение инноваций, оценка социально-психологических и педагогических возможностей, предвиденье и оценка рисков, учет существующих и необходимых ресурсов, создание условий для организации инновационной деятельности учителя и преодоления возможных познавательных и психологических комплексов, проявляющихся у педагогов вследствие внедрения инноваций.

В процессе управления инновациями для решения этих задач первостепенными являются определение связей субъект-объект и субъект-субъект, их

взаимовоздействие и взаимосотрудничество. В результате внедрения инноваций подвергается изменениям также управленческая деятельность субъекта управления образовательным учреждением.

Теоретико-практическое изучение опыта процессов внедрения инноваций показывает, что они глубоко воздействуют на личностное и профессиональное развитие субъектов образования, характеризуясь новыми социально-культурными ориентирами и новым восприятием аксиологии образования.

Характеристиками инновационного образования становятся:

■ Новое ценностное восприятие образования,

■ Изменение образовательных целей: ведущими становится ученикоцентрированный подход обучения, общее развитие той личности, которая способна в вечно меняющемся мире самообучаться, саморазвиваться, самореализоваться, имеет критическое и творческое мышление,

■ Новая структура коммуникативных и социальных связей субъектов образовательного процесса,

■ Новая форма организации учебно-познавательной деятельности, в продуктивном сочетании творческих и поисково-учебно-исследовательских компонентов.

■ Уточнение направляющей, вспомогательной роли и функций учителя-фасилитатора в образовательном процессе.

При данных обстоятельствах целью инновационного образования становится не только применение разных образовательных технологий, но и непрерывность, последовательность и динамичное изменение обучения, что имеет личностную и общественную направленность, носит творческий характер.

В результате внедрения инноваций в общеобразовательной сфере изменяются основные подходы к управлению образовательным процессом, и оно рассматривается как сотворчество, продуктивная деятельность учителей и учащихся. В соответствии с изменяемым статусом, ролью, образовательной политикой образовательного учреждения, которое ориентировано на внедрение, освоение и распространение инноваций в образовательном процессе, изменяется структура как общей педагогической школьной системы, так и ее управляемых подсистем. В результате претерпевает изменения весь управленческий процесс и формируется культура инновационной деятельности.

Наивысшей целью образовательного учреждения инновационного характера становится удовлетворение потребностей образовательного рынка, т.е. осуществление социального заказа в связи с качественными требованиями, предъявляемыми обществом к модели выпускника учреждения.

Мы уверены, что существенное влияние на изменение мотивационной сферы педагога-новатора оказывают как объективные условия: социально-экономические условия населенного пункта, материально-техническая база школы, управленческий стиль директора, обеспечение обратной связи, поощрение вовлечения в инновационную деятельность, психологически положительный микроклимат в коллективе, межличностные отношения, основанные на творческом подходе, - так и субъективные факторы: педагогическое мышление учителя, высокая степень профессиональной компетентности учителей, преодоление психологических препятствий перед инновациями и положительная предрасположенность к ним, моральные качества и ценностные ориентиры.

Инновационный потенциал школьного педагогического коллектива проявляется как в совместной творческой работе, так и в индивидуальной творческой деятельности. Инновационный потенциал коллектива включает в себя потребность и готовность учителей к саморазвитию, к самосовершенствованию; целенаправленные переквалификации, осознание роли и значения инноваций и сформированность мотивов их внедрения, насыщенность культурно-образовательной среды, условия, обеспечивающие саморазвитие личности.

Этот потенциал дает возможность не только продуктивно осуществлять реформы в контексте усвоения и внедрения инноваций, но и развивать уровень освоения инноваций и преобразовать, прежде всего, педагогико-психологические условия организации инновационной деятельности.

Согласно классификации американского социолога К. Роджерса, в педагогическом коллективе можно выделить пять групп, готовых к освоению и внедрению инноваций. Данную классификацию следует учитывать в процессе внедрения инноваций в систему управления образовательным учреждением.

Первая группа - новаторы, которые всегда стремятся реализовать новое, склонны к нововведениям.

Вторая группа - поспешные исполнители нововведения, которые непосредственно следуют за новаторами, но отличаются от них низким уровнем собственного риска и, в большинстве случаев, выступают как информаторы, советники, т.е. умные реализаторы нововведений.

Третья группа - они усваивают нововведения непосредственно с реализаторами, тем не менее, отличаются свободой действий. Они редко выступают в роли лидеров. Вовлеченным в эту группу требуется много времени для принятия решения.

Четвертая группа составляет большинство, которое поздно воспринимает и внедряет нововведения, которому свойственна сомнительность. Они воспринимают нововведения как «средние» субъекты - в результате оценки их потребностей, а также под воздействием социальной среды и только в то время, когда коллектив выступает в их пользу.

Пятую группу составляют колеблющиеся, которые самыми последними осваивают нововведения. Их отличает довольно устойчивое отношение и ориентировки к традиционным ценностям, опыт прошлого, который препятствуют распространению нововведений (2, с. 24).

В процессе управления инновациями довольно продуктивной считается командная работа, где каждый исполняет определенную роль. Так, например, по Ф. Герцбергу, управляющему приписывают следующие роли: роль главного, предводителя, связного, принимающего информацию, распространяющего информацию, представителя, инициатора, улаживающего нарушения, распределяющего ресурсы, ведущего переговоры [1].

К числу ролевых компонентов деятельности школьного директора, как управляющего образованием, относятся также обеспечение инновационной атмосферы для учителей школы и полноценных условий для исполнения их обязательств, что характеризует директора как продуктивного управляющего образованием.

В настоящее время реформы, осуществляемые в общеобразовательной сфере, невозможно представить без внедрения педагогических инноваций: во всех сферах жизни инновации неизбежны. Они предоставляют широкие содержательные и технологические возможности с точки зрения конкретизации образовательных стратегий, переоценки ценностей, определения перспективных направлений развития образования, изучения международного опыта в области образования и разумного внедрения, учитывая потребности общества и вызовы нового времени.

Список литературы

1. Герцберг Ф. Управление развитием образовательных систем. М.: Мысль, 2000.

312 с.

2. Роджерс Э., Роджерс К.Р. Коммуникация в организациях. Становление человека:

пер. с англ. / под ред. Иссентной Е.С. М.: Издательская группа «Прогресс».

«Универс», 1994. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.