Таким образом, результаты исследования статистической отчетности показали, что дифференциация оплаты труда действительно является актуальной проблемой для нашей страны. При этом дифференциация наблюдается как по территориально-региональному критерию, так и по отдельным видам деятельности.
Основной задачей государственного регулирования оплаты труда на данный момент должно стать недопущение дальнейшего развития дифференциации, поскольку излишняя дифференциация доходов в обществе неизбежно вызывает социальную дифференциацию и значительно повышает уровень социальной напряженности.
Список использованных источников
1 Рофе А.И. Экономика труда: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - 400 с.
2 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. - 7-е изд., доп. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
3 Экономика труда: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Ю.П. Кокина, П.Э. Шлендера. - М: Магистр, 2010. - 686 с.
4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
5 http://www.gks.ru/ - Официальный сайт Федеральный службы государственной статистики.
6 http://kurskstat.gks.ru/ - Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области.
7 Ильина Г.В., Ильин А.Е. Материальное стимулирование работников сельскохозяйственных организаций. - Курск, 2008.
8 Ильин А., Ильина Г. О материальном стимулировании труда в сельском хозяйстве // Человек и труд. - 2007. - № 5. - С. 52-55.
9 Ильин А.Е., Занина О.В. Роль и значение социальных гарантий населения в Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. -2012. - № 5. - С. 21-23.
10 Ильин А.Е., Ильина Г.В., Ванин Д.Е. Доходы населения и их дифференциация в Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 2. - С. 47-49.
Информация об авторах Ильин Алексей Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов, налогообложения и финансового менеджмента ФГБОУ ВО Курская ГСХА.
Самойлов Анатолий Романович, аспирант ФГБОУ ВО «Курский государственный университет». CURRENT STATUS AND LEVEL OF THE WAGE DIFFERENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
A.E. Ilyin, A.R. Samoylov
Abstract. The article assesses the current level of the wage difference in our country on regional and production criteria identified from the analysis of the statistical data.
Keywords: wage, average monthly nominal wage, wage difference.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ
О.А. Москалева, О.В. Телегина
Аннотация. В статье рассматриваются стратегия устойчивого развития сельских территорий России в части основных целей, задач и принципов, государственная программа Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области», а также совершенствование государственно-правового регулирования сельских территорий.
Ключевые слова: управление, устойчивое развитие, сельские территории, рынки сельскохозяйственной продукции, импортозамещение, продовольственная безопасность.
Решение проблем в аграрном секторе экономики России невозможно без развития сельских территорий, которые в нашей стране имеют свои специфические особенности, начиная от протяженности на многие километры и заканчивая ресурсо- и трудообеспеченностью.
Россия всегда была, есть и будет оставаться аграрной державой. Этот факт исходит из ее огромных территорий и сельскохозяйственных площадей, плодородия почв и разнообразия направлений развития аграрного сектора. Второе необходимое условие развития сельского хозяйства - это трудовые ресурсы. Сочетание этих факторов делало Россию житницей всего мира.
Однако, после революции времена изменились. Спады в аграрном секторе сменяли подъемы, большой урон экономике России нанесла Великая отечественная война.
После смены экономического старое, произошедшего в России в 90-е годы, сельское хозяйство сильно замедлило свое развитие. Причиной этому послужила ориентация России на зарубежного агропроизводителя вследствие активизации торговых отношений. Из общества производителей страна переместилась в общество потребителей.
Современный этап развития России пожинает плоды того, что своевременно не было сделано в части развития сельских территорий и самого аграрного сектора. Пришли
в упадок или совсем исчезли семеноводческие предприятия, сократилось производство техники, произошла трудовая миграция в части сельского населения. Сельскохозяйственные профессии стали непрестижными, молодежь уехала из села в город.
За истекший период времени наука и жизнь шагнули далеко вперед. И поэтому, для того, чтобы догнать аграрный мир, России необходима стратегия развития как сельского хозяйства, так и сельских территорий, в которой бы нашли свое отражение поставленные цели и задачи, принципы их решения и порядок контроля за этим процессом.
Целью данного исследования является рассмотрение основных направлений устойчивого развития сельских территорий России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цели, задачи и принципы устойчивого развития сельских территорий в современных экономических условиях;
- рассмотреть особенности реализации государственной программы Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области»;
- исследовать направления совершенствования государственно-правового регулирования сельских территорий;
- обобщить исследования и сделать выводы о проблемах и перспективах устойчивого развития сельских территорий в современных экономических условиях.
Реализация направлений устойчивого развитие сельских территорий в разные годы регламентировалось в России разными нормативными документами, которые учитывали результаты реализации предыдущих документов. Так, до 2013 года регламентирующим документом была Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». Затем, распоряжением Пра-
вительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р была утверждена «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года», а уже затем появился следующий нормативный документ «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р. Необходимо отметить, что каждый из последующих нормативных актов содержит основные понятия документа.
Подведенные итоги развития сельских территорий Российской Федерации на момент принятия каждого последующего нормативного акта, иллюстрируют следующие выводы.
1. Сельские территории России обширны и разнообразны, имеют огромное количество природных ресурсов и почв разной плодородности, лесов. Но при этом, территории отличаются загрязненностью разного рода мусором, который провоцирует пожары. Лесные массивы требуют постоянного ухода, вырубки сушняка. Происходят сезонные наводнения, приносящие ущерб населению. Построенные на сельских территориях свино-, птице- и другие комплексы загрязняют окружающую среду выбросами.
2. За все последние годы отмечается тенденция снижения численности сельского населения на фоне высокой рождаемости. Происходит старение сельского населения и его деградация. Причина этому - отток молодого трудоспособного населения вследствие трудовой миграции. Поэтому на сельских территориях преобладают малочисленные населенные пункты. В некоторых населенных пунктах отсутствует постоянное население.
3. Основной причиной миграции населения называют низкие доходы в селе, низкий уровень заработной платы. Как следствие этого надо рассматривать большое количество малоимущих семей с очень низким уровнем жизни.
4. Поскольку количество сельского населения постоянно сокращается, сокращаются и количество школ, больниц, организация которых сориентирована на экономическую эффективность, а не на население сельских территорий.
5. Из-за разнородного и традиционно невысокого уровня финансирования разных территорий отмечается низкий уровень их технического оснащения, культуры, спорта, бытового и торгового обслуживания, отсутствие дорог с твердым покрытием, что еще более усугубляет ситуацию с миграцией населения.
Исходя из возникших исследованных проблем, стратегией предусмотрен дифференцированный подход к развитию сельских территорий по четырем основным типам территорий. Первый тип территорий характеризуется преимущественно аграрным направлением с благоприятными климатическими и социальными условиями. Второй тип - это территории с многофункциональной экономикой и благоприятными климатическими и социальными условиями. Третий тип относится к территориям с неблагоприятными климатическими и социальными условиями, а четвертый тип - это территории со слабой и очаговой освоенностью и неблагоприятными социальными условиями. Исходя из особенностей этих четырех типов, по каждому из них предлагаются свои меры.
Исходя из того, что устойчивое развитие сельских территорий - это стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель, определена государственная политика в части этого устойчивого развития.
Государственная политика - это система правовых, финансово-экономических и организационных мер, определенных федеральными органами государственной власти.
Целями государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года являются:
- создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций и решения задач территориального развития;
- обеспечение стабилизации численности сельского населения и создание условий для его роста за счет снижения смертности, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, уменьшения миграционного оттока населения;
- обеспечение занятости, повышение уровня и качества жизни сельского населения с учетом современных требований и стандартов;
- повышение эффективности сельского хозяйства и вклада сельских территорий в социально-экономическое развитие страны.
Реализация вышеуказанных целей осуществляется с условием выполнения определенных принципов. Во-первых, сельские территории должны развиваться исходя из их единства, как исторически сложившегося комплекса со своими функциями. В обязательном порядке должны соблюдаться все конституционные права граждан, проживающих на сельских территориях. Должны быть созданы условия для обеспечения поддержки социально-экономического развития территорий и доступности социально значимых услуг для населения. Должно существовать тесное взаимодействие и координация между государством, местным самоуправлением, бизнесом и сельским населением в части развития сельских территорий. Поскольку основная часть проблем связана с миграцией молодежи из сельской местности, необходима реализация условий для закрепления молодежи в селе. Это касается создания рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, условий самозанятости, решение жилищного вопроса, вопросов, касающихся культуры и спорта и проч. Например, расширение и углубление связи сельских территорий с городами на основе агропромышленной интеграции и кооперации, даст возможность создать рабочие места с высокой оплатой труда, а также реализовать на сельских территориях проекты привлечения инвестиций. При организации производства на сельских территориях необходимо исходить из принципов рационального природопользования и бережного отношения к природным ресурсам. Финансовый принцип, без которого невозможна реализация ни одного из перечисленных выше принципов, должен иметь меры по стимулированию привлечения для реализации стратегии средств внебюджетных и иных источников.
Обобщение целей и принципов дает возможность сформулировать набор основных задач, решение которых даст возможность реализовать стратегию. Итак, к этим задачам необходимо отнести:
1. Реализация мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности, реализацию проектов по развитию малого предпринимательства и кооперации;
2. Оптимизация территориального размещения сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также диверсификация сельской экономики;
3. Решение социальных проблем, вызывающих напряженность в обществе: решение жилищного вопроса, вопроса повышения доступности социальных услуг, развитие дорожно-транспортной сети и средств связи, включая интернет, развитие медицинского обеспечения и образовательных услуг;
4. Восстановление культурного потенциала сельских территорий, которое будет включать меры, направленные на создание условий для социализации и самореа-
лизации молодежи на селе, что вследствие этого приведет к повышению кадрового развития сельских территорий;
Указанные задачи определяют приоритетные направления государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года.
Рассматривая вышеназванную программу Курской области отмечаем, что сама ее реализация возложена на комитет агропромышленного комплекса Курской области, а сама программа состоит из следующих подпрограмм:
1. Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2014 - 2020 годы;
2. Устойчивое развитие сельских территорий Курской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года;
3. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Курской области на 2014 - 2020 годы;
4. Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Курской области на 2014 - 2020 годы;
5. Развитие заготовительной и перерабатывающей деятельности организаций потребительской кооперации Курской области, осуществляющих обслуживание сельского населения, на 2014 - 2017 годы;
6. Обеспечение реализации государственной программы Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области».
К целям программы можно отнести обеспечение продовольственной независимости региона, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой на территории Курской области, на внутреннем и внешнем рынках, устойчивое развитие сельских территорий, повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства, обеспечение стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Курской области путем комплексного проведения ветеринарных мероприятий на территории Курской области. Как мы видим, устойчивое развитие сельских территорий присутствует в перечне поставленных целей для решения в Курской области. Из обширного перечня задач, призванных для решения поставленных целей, хочется выделить те, которые непосредственным образом относятся к достижению целей устойчивого развития сельских территорий, а именно:
- поддержка малых форм хозяйствования;
- поддержка развития инфраструктуры агропродо-вольственного рынка региона;
- повышение качества жизни сельского населения;
- предупреждение и ликвидация болезней животных;
- защита населения от болезней, общих для человека и животных;
- обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении и осуществление регионального государственного ветеринарного надзора. И хотя приоритетами Государственной программы как мы можем увидеть, являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности Курской области, необходимо отметить, что областная программа не учитывает все без исключения направления устойчивого развития сельских территорий, указанных в федеральной стратегии. А в Курской области проблем не меньше, чем в других регионах. И решать их надо оперативно, потому что любой негативный процесс,
развивающийся в экономике или социальной сфере имеет свои последствия.
Итак, в задачах подпрограммы, касающийся устойчивого развития сельских территорий, значатся следующие: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов в благоустроенном жилье; привлечение и закрепление на селе молодых специалистов; повышение уровня комплексного обустройства сельских поселений объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Решение многих задач пробуксовывает. Например, проект по привлечению в село квалифицированных медицинских кадров «Земский доктор», практически провалился из-за отсутствия инфраструктуры на селе, плохого решения жилищных вопросов и очень низкой оплаты труда врачей. Кроме того, отсутствие платной медицины и диагностических лабораторий практически во всех районах Курской области, приводит к тому, что население получает медицинскую помощь со значительным опозданием, что ведет к летальному исходу. Сотрудничая с частной медицинской клиникой в одном из районов Курской области по вопросам ведения их бухгалтерского учета, могу отметить, что клиника сталкивается с проблемами кредитования на расширение деятельности и покупку нового медицинского оборудования, которое дало бы возможность проводить пусть платную, но своевременную диагностику населения. Работая совсем не долго (с мая 2015 года), надо отметить, большое количество диагностируемых онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний. Насе-ление, обращаясь в платную клинику отмечает, что получение медицинских услуг на месте дает возможность своевременно и в качественной лаборатории сдать анализы и получить консультацию специалиста без выезда в город Курск, который сопряжен с повышенными денежными и временными затратами. Хотелось бы видеть поддержку от администрации курской области в части финансирования дорогостоящей медицинской аппаратуры и налоговых преференций. Например, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на селе, имеют пониженный коэффициент при расчете Единого налога на вмененный доход. Сельскохозяйственные предприятия имеют преференцию в виде Единого сельскохозяйственного налога. А все остальные предприятия, к которым относятся и частные медицинские центры, имеющие социальную ориентацию, могли бы, помимо Упрощенной системы учета и налогообложения, иметь еще налоговые каникулы, которые способствовали бы расширению и развитию предприятия в первые, очень трудные, три года работы после открытия.
Социологические исследования показывают, что действующая система правового регулирования сельской жизни (комплекса общественных отношений -экономических, социальных, природно-экологических и историко-культурных) не решает в должной мере накопившиеся проблемы сельских территорий. Сельские жители, в большей своей части, или не ощущают изменений к лучшему, или их ожидания не соответствуют реальному положению дел на селе.
На наш взгляд, это следствие проблем государственно-правового регулирования (режима) сельской жизни. Поэтому в действующем законодательстве необходимо предусмотреть механизмы, гарантирующие соблюдение конституционно-правовых принципов и законных интересов жителей сельских территорий с целью обеспечения им достойного уровня жизни.
Одним из таких правовых механизмов, позволяющим комплексно (т.е. в согласованном режиме) взаимодействовать всем уровням власти, ведомствам и секторам экономики в решении задачи устойчивого соци-
ально-экономического развития сельских территорий, явилось бы принятие федерального закона об основах государственного правового регулирования сельской жизни, на наш взгляд. В нем должны найти свое место основные направления государственной политики в отношении села, обозначенные в Стратегии устойчивого развития сельских территорий, вопросы урегулирования взаимодействия государственной власти и местного самоуправления при осуществлении регулирования АПК, снятие барьеров на ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции, исключение протекционизма в отношении отдельных сельскохозяйственных товаропроизводителей в ущерб другим, вопросы развития личных подсобных хозяйств, малого и среднего бизнеса в селе, вопросы установления федеральных стандартов социальной инфраструктуры и инженерной инфраструктуры, а также транспортного обеспечения жизнедеятельности села, строительства в сельской местности только современного, полностью благоустроенного жилья и предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг. Требую и закрепления в нормативном документе вопросы, регламентирующие область природных отношений: 1) обеспечение местного населения первоочередным правом пользования природными богатствами территории, на которой они проживают. Это касается и лесозаготовки, и сборов дикорастущих плодов, охоты, рыбной ловли и другого; 2) усиление мер правового контроля за исполнением экологического и природоохранного законодательства, обеспечение максимального участия в этом местного населения; 3) оказание мер государственной помощи местному населению при катастрофических для сельской территории обстоятельствах.
В области поддержки и развития сельского местного самоуправления требует обеспечения юридического сопровождения вопросы экономической самостоятельности сельских поселений в решении вопросов местного значения.
Обеспечение стабильности государственного правового регулирования (режима) сельской жизни осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера: действующая на основе Конституции РФ федеральная власть в лице Президента РФ как гаранта Конституции РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, Конституционного Суда РФ, системы правоохранительных органов РФ, а также действующая на основе основного закона субъекта РФ (конституции, устава) государственная власть субъекта РФ: высшее должностное лицо, высшая представительная и исполнительная власть, конституционный (уставной) суд.
В завершении нашего исследования необходимо отметить, что, как и в любой ситуации, в ситуации с устойчивым развитием сельских территорий имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Казалось бы, юридическая основа регулирования вопроса постоянно совершенствуется. Происходит мониторинг изменений, фиксируются факты снижения показателей, просчитываются коэффициенты использования финансовых средств, принимаются меры. На основе федерального законодательства разрабатываются программы и подпрограммы регионального значения с учетом возможностей региона и его особенностей.
Но, очень часто случается, что изложенное на бумажном носителе (в электронном виде) очень далеко от реальной обстановки, сложившейся в регионе, области, районном центре, сельском поселении.
Возникает вопрос, почему так складывается. Власть на любом уровне призвана обеспечивать те основные показатели, доводимые до нее с федерального уровня.
Еще имеются два таких сдерживающих факта, как недостаточное финансирование и коррупция в органах власти. О первом говорят очень много, о втором не принято упоминать. Но это не значит его отсутствие.
Поэтому, в завершении нашего исследования, необходимо предложить ряд практических мер по реализации всех видов концепций, стратегий и программ, касающихся устойчивого развития сельских территорий:
1. Поскольку каждая территория имеет свой природный, ресурсный и социальный потенциал, необходимо принимать адресные конкретные меры по развитию конкретной территории. Для этого необходима реализация принципа обратной связи, основанного на налаженной системе контроля за внедрением мер и расходованием средств, а также экономическим эффектом от внедрения этих мер;
2. Стимулировать процесс создания на сельских территориях новых предприятий или организации деятельности индивидуальных предпринимателей, которые будут создавать рабочие места с высоким уровнем заработной платы, способные привлечь в село молодежь и специалистов. Для реализации этой цели необходимо иметь кредитные ресурсы с пониженной ставкой, а также изменения в налоговом законодательстве, например - налоговые каникулы для предприятий, отвечающих всем вышеперечисленным требованиям и выполняющим на селе социально значимую функцию;
3. Сделать жилье на селе доступным и качественным, продолжить газификацию и водоснабжение, а также построить дороги. Именно построить, поскольку в Курской области отсутствует большая часть дорог с твердым покрытием до конкретных сел и деревень (если не брать в расчет районные центры). Это сделает возможным возвращение семей на свою историческую родину и их занятие семейным подсобным хозяйством. То, что инфраструктура села долгое время отсутствовала, привело к тому, что культура подсобного семейного хозяйства оказалась утраченной, молодежь была воспитана в обществе потребителей, а не производителей. Если сейчас обратить внимание на эти вопросы, возможно восстановление этого культурного уровня.
4. Обеспечить населению на сельских территориях достойное медицинское обслуживание (как платное, так и бесплатное) и образование, включая дошкольное и среднее профессиональное.
Выполнение этих основных задач даст возможность устойчиво развиваться подавляющему большинству сельских территорий, сократит трудовую миграцию населения и даст импульс к реализации программ по импортозамещению и продовольственной безопасности в российской федерации.
Список использованных источников
1 Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» // СПС «Консультант Плюс».
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс».
3 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р// СПС «Консультант Плюс».
4 Афанасьев А. А. Право и управление: правовой режим сельской жизни (статья) // СПС «Консультант Плюс». - 2015.
5 Воронина Н. П. Кооперативные съезды и их роль в развитии законодательства о сельскохозяйственной кооперации в
России // СПС «Консультант Плюс», 2014 г.
6 Калинина Л. Е. Убеждение как метод государственного управления экономикой // СПС «Консультант Плюс». - 2014.
7 Устойчивое развитие: теория, методология, практика / Л.Г. Мельник, И.Г. Коблянская, Т.В. Нестеренко и др. учебник. -Сумы, 2009.
8 Минакова И.В., Зозулич М.Ф. Макроэкономика (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 2. - С. 134-135.
9 Жахов Н.В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства /монография. - Курск, 2012.
Информация об авторах Москалева Ольга Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал).
Телегина Оксана Владимировна, к.с.н., заведующий кафедрой экономики и менеджмента НОУ Во РОСИ.
MANAGEMENT SUSTAINABLE RURAL DEVELOPMENT O.A. Moskalevа, O.V. TelegiM
Abstract. The article deals with the strategy of sustainable development of rural areas in the Russian part of the main goals, objectives and principles of the state program of Kursk region "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Kursk region", as well as the improvement of state regulation of rural areas
Keywords: governance, sustainable development, rural areas, farmers' markets, importozameschenie, food security.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА КУКУРУЗЫ
М.Е. Проняева, О.Г Никитина
Аннотация. Дан анализ современного уровня эффективности производства зерна кукурузы, обоснованы прогнозные значения ее производства и направления повышения эффективности.
Ключевые слова: кукуруза, урожайность, валовой сбор, посевные площади, прибыль, уровень рентабельности.
Одной из важных культур, позволяющих получить зерно в современных условиях, является кукуруза. Особенности ее использования заключаются в том, что кукуруза является зерновой и кормовой культурой, служит сырьем для промышленной переработки. Она является одной из самых высокоурожайных зерновых культур.
В Курской области в последние годы посевные площади и валовой сбор зерна кукурузы увеличиваются. Этой культуре уделяется все большее внимание. Однако урожайность и устойчивость производства кукурузы остаются низкими [1]. Невысоким остается уровень интенсификации ее производства [2, 3], а, как следствие, и уровень эффективности [4].
Одним из крупных производителей зерна кукурузы является ОАО «Щигровская МТС». Среди зерновых культур кукуруза на зерно в хозяйстве является наиболее урожайной культурой. Выход продукции с 1 га убранной посевной площади кукурузы на зерно в среднем за 2010-2014 гг. был в 2,2 раза выше, чем по зерновым культурам в целом и в 1,9 раза по сравнению с основной зерновой культуре - озимой пшеницей. По сравнению с зернофуражными культурами урожайность кукурузы на зерно выше в 2,6 раза, а по сравнению с зернобобовыми - в 3,4 раза (таблица 1).
Таблица 1 - Урожайность зерновых культур в ОАО
Анализ суммы прибыли, полученной от возделывания зерновых культур и кукурузы на зерно, показывает,
что ее величина по зерновым культурам в целом за 2014-2014 гг. возросла почти на 30%, а от реализации зерна кукурузы - снизилась почти в 2 раза. Вместе с тем доля прибыли, которая была получена от реализации зерна в общей ее сумме, полученной от продажи зерна, в 2012-2013 гг. составляла 36-38%, что свидетельствует о важной роли, которую играет производство зерна кукурузы в зерновой отрасли в целом, растениеводстве и животноводстве, поскольку производство зерна является основой и отрасли растениеводства, и деятельности предприятия в целом.
Об этом свидетельствует и соотношение величины прибыли, полученной в расчете на 1 га посевов кукурузы на зерно и зерновых культур в 2012-2013 гг., когда по кукурузе ее сумма была на 35-40% выше, чем по зерновым культурам (без посевов кукурузы) (таблица 2).
Таблица 2 - Прибыль и уровень рентабельности про-
В оптимальном варианте, полученном в результате разработки и решения экономико-математической задачи, определены размеры и структура посевов зерновых и других культур по двум категориям пашни в соответствии с требованиями почвозащитной системы земледелия [5]. Удельный вес кукурузы на зерно определен с учетом возможности обеспечения посевов хорошими предшественниками (таблица 3).
«Щигровская МТС», ц/га убранной площади
Год В сред-
Вид зерновых нем за
культур 2010 2011 2012 2013 2014 2010 -
2014 гг.
Зерновые культуры 23,4 28,7 38,9 47,0 57,5 39,1
Озимые зерновые 31,7 34,6 45,8 50,4 64,5 45,4
культуры
Яровые зерновые 18,2 25,6 25,5 45,2 53,3 33,6
культуры
Зернобобовые 8,5 22,9 22,6 34,7 37,4 25,2
культуры
Кукуруза на зерно 14,0 123,7 115,6 109,4 68,0 86,1
изводства зерна в ОАО «Щигровская МТС»
Показатели Год Показатели 2014 г. к 2012 г., %
2012 2013 2014
Прибыль от реализации зерна, млн. р.: в целом 96,8 108,5 125,6 129,8
кукурузы 34,7 41,4 19,6 56,5
Получено прибыли на 1 га посевов, тыс. р.: зерновых культур (без кукурузы) 17,1 17,6 23,1 134,9
кукурузы на зерно 23,2 25,0 12,1 52,1
Получено прибыли от реализации 1 ц зерна, р.: в целом 311 290 330 106,1
кукурузы 390 330 229 58,6
Уровень рентабельности производства зерна, %: в целом 92,4 75,3 100,2 7,8*
кукурузы 136,1 104,5 64,7 -71,4*
* Показатели 2012 г. + к 2008 г.