Научная статья на тему 'Оценка реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в России и Курской области'

Оценка реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в России и Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АПК КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиляков Дмитрий Иванович, Толмачёв Михаил Николаевич

Проведён сравнительный анализ реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в России и Курской области за 2008-2009 год, вскрыты проблемы развития аграрной отрасли и определены направления совершенствования и оптимизации государственной поддержки и государственного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в России и Курской области»

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИИ И КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.И Жил яков, М.Н Толмачев

Аннотация. Проведён сравнительный анализ реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в России и Курской области за 2008-2009 год, вскрыты проблемы развития аграрной отрасли и определены направления совершенствования и оптимизации государственной поддержки и государственного регулирования.

Ключевые слова: Государственная программа, государственная поддержка, АПК Курской области.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2008-2012 годы (далее - Государственная программа) [2] разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ. Она определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рын-

ков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства.

Государственная программа призвана обеспечить необходимые условия как для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, так и содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития страны в период до 2012 года.

Результаты реализации госпрограммы в течение двух лет действия представлены в таблице 1.

Основной индикатор - индекс производства продукции сельского хозяйства в 2008 году перевыполнен на 7%, в 2009 году недовыполнен на 2,7%, что в целом отражает перевыполнение плана на 4,3%. Однако это перевыполнение обеспечено только за счет

Таблица 1 - Прогноз и фактические показатели развития сельского хозяйства России за 2008-2012 гг.

Показатели 2008 г. 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Изменение 2012 г. к 2008, +,-

план факт Выполнение плана, %, +,- п.п. план про- гноз факт Выполнение плана, %, +,-п.п. Выполнение прогноза, %, +,- п.п.

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % 103,8 110,8 7 103,9 98,3 101,2 -2,7 2,9 104,1 104,1 104,1

- в животноводстве 104,8 103 -1,8 105,1 102,4 104,1 -1,0 1,7 105,1 105 105,1 .

- в растениеводстве 102,9 118 15,1 102,8 95,5 98,6 -4,2 3,1 103,1 103,1 103,1 -

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % 115 93,6 -21,4 110,6 82,0 75,8 -34,8 -6,2 110,2 108,5 107,1

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности, руб Учел. 7085 7786,5 109,9 8928 8928 8412,7 94,2 -515,3 10388 11121 11821 4736

Доля российского производства в формировании ресурсов, %

- мясо 61,1 61,2 0,1 63,5 63,5 64,1 0,6 0,6 65,7 68,1 69,6 8,5

- молоко 78,3 77,8 -0,5 79,2 79,2 78,4 -0,8 -0,8 79,9 80,4 81,1 2,8

Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники, в %

- тракторы 5,2 3,8 -1,4 6,6 5,4 2 -4,6 -3,4 8 9,2 10,3 5,1

- комбайны зерноуборочные 7,4 6,9 -0,5 8,6 8,9 4,3 -4,3 -4,6 10,4 11,5 13 5,6

- комбайны кормоуборочные 11,8 7,1 -4,7 12,8 11,9 3,5 -9,3 -8,4 12,4 12 11,6 -0,2

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади, л.с. 134 234 174,6 145 145 227 156,6 82,0 152 161 168 34

Индекс производительности труда, % 104,8 110,7 5,9 104,9 100,6 104,9 0 4,3 105,2 105,2 105,2

высокого урожая растениеводства в 2008 году, когда индекс производства составил 118%. В 2009 году в растениеводстве фактически наблюдалось сокращение производства основных видов продукции растениеводства из-за неблагоприятных погодных условий. В животноводстве в 2008-2009 гг. рост был незначителен - 103 и 104,1% соответственно (при плановых показателях 104,8% и 105,1%).

С выполнением Государственной программы связывались существенные перспективы развития отрасли. Однако уже первые годы реализации свидетельствуют о том, что Программа может дать серьезный сбой. Ряд параметров, которые были изначально в программе, возможно, будут реализованы частично или не выполнены вообще. Если в 2008 году из 9 основных показателей (которые характеризуются 12 индикаторами) невыполненными оказались б, то в 2009 году выполнено было всего лишь 3 (таблица 1). Поэтому целевые показатели 2009 года, заложенные в Государственной программе, в 2007 году в Национальном докладе о ходе и реализации в 2008 году Государственной программы были пересмотрены в сторону уменьшения. Уменьшены также прогнозные значения на 2010 и 2011 годы [4]. Но сравнение фактических данных 2009 года с прогнозными показывает выполнение всего лишь половины (шести) индикаторов. Наибольшие проблемы связаны с выполнением показателей по индексу физического объема роста инвестиций в основной капитал, коэффициентами обновления сельскохозяйственной техники и доли российского рынка в формировании ресурсов молока и молокопродуктов. Данные показатели оказались невыполненными и в 2008, и в 2009 годах даже с учетом сниженных прогнозных значений.

Несмотря на невыполнение плановых заданий, в условиях стабильного развития АПК в 2009 году существенно снижать плановые задания Государствен-ной программы на 2010 и последующие годы, на наш взгляд, стратегически неверно. Показатели необходимо корректировать, но только в целях приведения отдельных финансовых параметров в соответствии с

планируемыми объемами бюджетов и учетом предполагаемых рисков будущих периодов.

В качестве положительного итога реализации Государственной программы следует отметить рост доли отечественной продукции на рынке мяса и молока, хотя по молоку это увеличение оказалось ниже плановых значений (в то время как по мясу план перевыполнен на 0,1% в 2008 году и на 0,6% в 2009 году, по молоку он оказался недовыполненным на 0,5% и 0,8% соответственно).

В 2008 году до субъектов Российской Федерации были доведены приказы Министерства сельского хозяйства России, регламентирующие порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, а также заключены соглашения, предусматривающие размеры поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и обязательства субъектов Российской Федерации по выполнению мероприятий и результативных показателей Государственной программы. В частности, в целях реализации Госу-дарственной программы между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Администрацией Курской области было заключено Соглашение от 29.02.2008 года № 155/17 «О реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Анализ информации выполнения контрольноцелевых показателей в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, установленных на 2009 год, показывает, что систематизированные меры в области аграрной политики, программно-целевой подход, увязка финансирования с достижением конкретных результатов позволили АПК Курской области выполнить большинство контрольно-целевых показателей (8 из 10) в 2008 году. В то же время 2009 год демонстрирует менее благоприятные тенденции (таблица 2).

Таблица 2 - Прогноз и фактические показатели развития сельского хозяйства Курской области за 2008-2012 гг.

Показатели 2008 г. 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Изменение 2012 г. к 2008, +,-

план факт выполнение плана, %,+,- П.П. план факт выполнение плана, %,+,- П.П.

Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % 105 121 16 105 98,8 -6,2 106 104 104

- в животноводстве 103 100,4 -2,6 104 102,1 -1,9 105 106 106 -

- в растениеводстве 106 130,8 24,8 106 97,3 -8,7 106 104 104 -

Индекс физическою объема инвестиций в основной капитал, в % 115 88,9 -26,1 111 70,3 -40,7 110 109 108

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности, руб./чел. 5000 8058 3058 5600 7816 2216 6300 7000 7500 2500

Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники, в %

- тракторы 5,2 6 0,8 6,6 6,6 0 4,4 5,1 5,5 0,3

- комбайны зерноуборочные 7,4 12 4,6 8,6 8,7 0,1 7,1 7,8 8 0,6

- комбайны кормоуборочные 11,8 13 1Д 12,8 12,8 0 6,2 6 6,5 -5,3

Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади, л.с. 161 172 11 174 174,1 0,1 169 174 180 19

Индекс производительности труда, % 106 106 0 108,2 110 1,8 108 107 106 .

В 2008 году в Курской области ниже плановых значений оказались лишь темпы развития животноводства (100,4% при плановых 103%) и индекс физического объема инвестиций в основной капитал (88,9% при плановых 115%). В 2009 году, несмотря на положительные результаты по отдельным направлениям, ситуация в целом ухудшилась, темпы развития сельского хозяйства области снизились, а по некоторым направлениям оказались отрицательными.

Животноводческая отрасль в области по отдельным направлениям демонстрировала положительную динамику. За 2009 год хозяйствами всех категорий произведено 123,0 тыс. тонн мяса, что больше уровня 2008 года на 5,7%. В сельхозпредприятиях произведено 67,2 тысячи тонн мяса, что на 9,3 тысячи тонн, или на 16,1% больше уровня 2008 года. Увеличение производства мяса в сельхозпредприятиях области достигнуто благодаря животноводческим комплексам, построенным и реконструированным в рамках приоритетного национального проекта. Если в 2008 году сельхозпредприятия произвели 18,1 тыс. тонн свинины, то в 2009 году - 25,7 тыс. тонн. Это составляет 142,4% к уровню 2008 года. В хозяйствах всех категорий в 2009 году произведено 409,4 тысячи тонн молока, что составляет 98,6% к уровню 2008 года. Надой молока на корову в сельхозпредприятиях составил 3394 килограмма молока, что больше уровня 2008 года на 420 килограммов, или на 14%. Впервые за последние 9 лет отрасль животноводства в 2009 году стала прибыльной. Выручка от реализации продукции составила 4,74 млрд. рублей, прибыль - 312,1 млн. рублей, рентабельность 7 % при -3% в 2008 году. В 2009 году оказалось рентабельно производство мяса свиней (23 %), мяса птицы (28 %). Несмотря на эти результаты, общий индекс производства продукции животноводства в 2009 году составил 102,1%, что на 1,9% ниже планового показателя (таблица 2). В то же время в сравнении с 2008 годом, когда индекс производства в животноводстве составил всего 100,4%, это положительная динамика.

Основными направлениями отрасли растениеводства являются производство зерновых и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля. Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные предприятия. На их

долю приходится 83,2% зерна, 96,3% сахарной свеклы, 79,8% подсолнечника. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в общем объеме производства зерна составляет 16,8%, сахарной свеклы - 3,7%, подсолнечника - 20,2%, плодов- 74,3%. В растениеводстве Курской области также имеются определенные положительные результаты. В 2009 году среднегодовой объем производства зерна в 2006-2008 гг. превышен в 1,3 раза, или на 760 тыс. тонн. Свыше 70% зерна соответствует продовольственным кондициям, что в 2,5 раза больше, чем в прошлые годы. С положительной динамикой завершен сезон в свеклосахарном комплексе. Применение новых современных технологий позволило получить 2,8 млн. тонн сахарной свеклы при урожайности более 390 центнеров с гектара. Уровень 2008 года по валовому сбору сахарной свеклы превышен на 30 тыс. тонн. Сахаристость корней составила 17,6 - 18,1 процента, или на 1,5 -2,0 процента выше базисных показателей. Выход сахара на заводах превысил 15%, что является наиболее высоким показателем в работе отрасли за весь период её существования. По итогам сезона сахароварения производство сахара-песка составило 336 тыс. тонн, или на 34 тыс. тонн больше прошлогоднего. Значительно возросло производство масличных культур. Валовой сбор подсолнечника, рапса и сои по сравнению с 2008 годом увеличился в 1,8 раза и составил более 80 тыс. тонн. По итогам уборки, рапса произведено 32,0 тыс. тонн при урожайности 12,3 центнера с гектара. Показатель по производству рапса выполнен не в полном объеме ввиду низкой урожайности ярового рапса, пострадавшего от засушливых условий в период вегетации.

Но, несмотря на некоторые положительные результаты, индекс производства продукции растениеводства составил всего 97,3%, при плановом значении 106% (таблица 2). Наибольшее отклонение от предусмотренного в Государственной программе индекса производства продукции растениеводства наблюдалось в крупных зернопроизводящих регионах, пострадавших от засухи. Курская область также вошла в число регионов с отрицательным индексом производства продукции растениеводства. Природ-но-климатические условия усугубили воздействие

макроэкономических рисков, обусловленных ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры цен на зерно, снижением уровня инвестиционной активности, сокращением платежеспособного спроса и реальных доходов населения.

Одной из причин стагнации в растениеводстве является незначительное количество крупных сельскохозяйственных организаций, доказавших свою эффективность. К сожалению, общероссийская тенденция укрупнения сельскохозяйственных предприятий, доказавшая свою эффективность, не находит отражения в Курской области. Ни одно сельскохозяйственное предприятие не входит в клуб «Зерно -100», т.е. в сотню крупнейших предприятий по производству зерна в России, притом, что область занимает 11 место среди регионов России по производству зерна. В клуб «АГРО-ЗОО» за 2006-2008 гг., включающее 300 наиболее крупных и эффективных сельскохозяйственных организаций входят всего три предприятия Курской области. Это два птицеводческих предприятия - ОАО «Красная поляна плюс» Железногорского района и ОАО «Курская птицефабрика» Курского района, занимающие соответственно 78 и 87 места и ООО «Кшеньагро» Советского района, которое занимает лишь 292 место с выручкой 233443 тыс. руб. и прибылью от реализации 53419 тыс. руб. Поэтому одним из главных направлений развития растениеводства является объединение мелких сельскохозяйственных предприятий с площадью пашни менее 2,5 - 3 тыс. га в крупные с площадью не менее 10 тыс. га. Наряду с более высокой урожайностью, товарностью и рентабельностью производства, следует отметить более эффективное использование крупными организациями бюджетных ресурсов и частных инвестиций. Несмотря на значительные объемы производства зерна на рынке востребовано зерно более высокого качества с высоким содержанием клейковины и партий большого объема. При высоких показателях валового сбора зерна погодные условия не всегда обеспечивают высокое содержание клейковины. Кроме того, сельхозтоваропроизводители не имеют объема зерна, одинакового по характеристикам, позволяющего самостоятельно реализовать однородные экспортные партии.

В целом в 2009 году ситуация с реализацией Го-сударственной программы значительно ухудшилась. Основные показатели - индексы производства продукции сельского хозяйства оказались недовыполненными - на 1,9% в животноводстве и на 8,7% в растениеводстве. В результате основной показатель -индекс производства продукции сельского хозяйства составил 98,8% при плановом 105%, т.е. оказался ниже на 6,2% - таблица 2. Если в России в 2009 году рост производства сельскохозяйственной продукции составил 1,2 %, то в Курской области он снизился на ту же величину. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие сельского хозяйства Курской области отстает от развития АПК России.

В Курской области очень низкий индекс физического объема инвестиций в основной капитал (88,9% в 2008 году при плановых 115%, и 70,3% в 2009 году при плановых 111 %). Данный показатель низкий и в целом по России, но в Курской области он ниже среднего по России на 4,7% в 2008 году и на 5,5% в

2009 году. Учитывая, что данный индекс, помимо Государственной программы, используется для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере экономического развития [2], можно дать отрицательную оценку деятельности Правительству Курской области в этом направлении. Уменьшение и

без того невысокого уровня инвестиционной активности (по показателям «Инвестиционный потенциал» и «Инвестиционный риск» Курская область занимает соответственно 37 и 23 место среди субъектов Российской Федерации в 2008 году) и увеличение разрыва в отставании от среднего показателя по АПК России, связанно прежде всего со снижением уровня доходности отрасли, проблемами с привлечением долгосрочных кредитов и снижением привлекательности АПК для внешних инвесторов.

Одной из позитивных тенденций развития АПК Курской области является выполнение плановых показателей по коэффициентам обновления сельскохозяйственной техники как в 2008, так и 2009 году. Притом, что для АПК России характерны низкие темпы обновления, а в 2009 году, несмотря на снижение всех прогнозных показателей, коэффициенты обновления сельскохозяйственной техники оказались невыполненными (таблица 1). Это свидетельствует об опережающих средних по России темпах увеличения уровня механизации в сельском хозяйстве области. Однако энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций Курской области на 100 га посевной площади, хотя и достигла планового показателя 174 л.с., остается ниже среднероссийской на 53 л. с. (притом что плановый индикатор в России -145 л.с.)

В такой ситуации с учетом погодных условий

2010 года намеченные цели АПК Курской области, заложенные в Госпрограмме, представляются трудно выполнимыми. Несмотря на существенные объемы государственной поддержки, приходится констатировать, что выделяемых средств на развитие сельского хозяйства недостаточно. В условиях кризиса доходная часть большинства региональных бюджетов, в т.ч. и бюджета Курской области снизилась, поэтому в данной ситуации возрастает роль финансирования из федерального бюджета.

В 2010 году механизм предоставления субсидий остается прежним. Оказание поддержки из федерального и областного бюджетов в 2010 году будет осуществляться дифференцированно на основе критериев, характеризующих объемы и эффективность производства животноводческой продукции, динамику роста продуктивности и поголовья скота, принимаемые меры по повышению роста заработной платы. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года №1198 акцент делается на животноводство. Если в отчетном финансовом году не достигнуто значение индекса производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий, определенного в Соглашении о реализации мероприятий Госпрограммы, Министерство сельского хозяйства принимает решение о сокращении объема субсидий.

В такой ситуации комитет АПК Курской области вынужден обеспечивать развитие животноводческой отрасли, что в условиях неурожая 2010 года может нарушить структуру сельскохозяйственного производства и привести к непредсказуемым последствиям в аграрной сфере области. Для дальнейшего развития сельского хозяйства и достижения намеченных индикаторов необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих эффективному, экономически выгодному функционированию сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также создание условий для устойчивого развития сельских территорий как одной

из основных стратегических целей государственной аграрной политики.

Несмотря на то, что в кризисный период в агропромышленном секторе ситуация лучше, чем в промышленности, по-прежнему актуальна проблема увеличения государственной поддержки отрасли. Как показывает анализ современного состояния развития АПК, инвестиции в период реализации национального проекта и несколько программ не способны кардинально изменить ситуацию и обеспечить необходимые темпы развития сельского хозяйства. Необходимо создать такие механизмы, которые будут работать. Прежде всего, нужны кредитные механизмы, доступные как крупным аграрным предприятиям, так и крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам. Итоги реализации Государственной программы показывают, что действующий экономический механизм АПК по-прежнему характеризуется низкой эффективностью, вследствие чего выделяемые бюджетные ресурсы не дают должной отдачи. Это означает, что необходимо не только привлекать дополнительные источники финансирования сельского хозяйства, но и разрабатывать и применять механизм строгого целевого использования средств с ориентацией на критерий эффективности производства.

Реализация Государственной программы происходит в существенно иных макроэкономических условиях по сравнению с теми показателями, которые использовались при ее разработке. К ним относятся и существенный рост цен на материальные ресурсы, которые потребляет сельское хозяйство, и неблагоприятные климатические условия, и изменившаяся ситуация на мировых продовольственных рынках. Некоторые показатели, заложенные в программе, например, индекс физического объема инвестиций в основной каптал, оказались абсолютно невыполнимыми в современных экономических условиях. Поэтому только гибкая, сбалансированная политика государственного регулирования и государственной

поддержки отрасли способна обеспечить устойчивое развитие аграрной сферы в целях эффективного развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности России.

Список использованных источников

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

2 Постановление Правительства РФ от 14 июля

2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2008 - 2012 годы».

3 Буздалов, И.Н. Сельское хозяйство под прессом структурных деформаций в экономике / И.Н. Буздалов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010.-№ 5.-С. 19-22.

4 Национальный доклад «О ходе реализации в

2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 6. - С. 67-73.

5 Ушачев, И. Итоги реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» / И. Ушачев // АПК: экономика и управление. - 2010. -№ 5. - С. 3-20.

Информация об авторах

Жиляков Дмитрий Иванович, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга МЭБИК, тел (4712) 58-04-82.

Толмачёв Михаил Николаевич, аспирант ФГОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 8-910-311-17-32, (4712) 58-04-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.