Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития сельских территорий Курской области'

Современное состояние и перспективы развития сельских территорий Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев Ю.Н.

Проблемы развития сельских территорий имеют особую актуальность и выступают приоритетным направлением государственной политики. В статье дан анализ основных индикаторов развития сельских территорий на примере Курской области, сделан вывод о необходимости увеличения уровня государственной поддержки сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития сельских территорий Курской области»

УДК 332.122:338.43

современное состояние и перспективы развития сельских территорий курской области

ю. н. воробьев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, налогообложения и финансового менеджмента E-mail: yurivorobev@ya. ru Курская государственная сельскохозяйственная академия

Проблемы развития сельских территорий имеют особую актуальность и выступают приоритетным направлением государственной политики. В статье дан анализ основных индикаторов развития сельских территорий на примере Курской области. Сделан вывод о необходимости увеличения уровня государственной поддержки сельских территорий.

Ключевые слова: сельские территории, уровень развития, государственная поддержка.

В постсоветский период в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, коренного изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы села увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Все это привело к снижению основных социально-экономических показателей, характеризующих уровень развития агропромышленного производства.

Уровень эффективности хозяйствования в АПК во многом определяется рациональностью и действенностью системы государственного управления. Определяющим критерием развития общей системы государственного управления агропромышленной сферы является то, что на макроуровне аграрное производство не вписывается в современную модель рыночной экономики. Это проявляется в несоответствии рыночных пропорций

спроса и предложения на несельскохозяйственные товары по сравнению со спросом на сельскохозяйственную продукцию, в опережающем росте цен на промышленную продукцию в сравнении с сельскохозяйственной продукцией, низкой мотивации и, как следствие, низкой мобильности труда занятых в сельском хозяйстве. Все происходящие изменения отразились также и на экономико-социальных показателях развития Курской области.

Курская область в современных условиях рассматривается как регион, имеющий важное народнохозяйственное значение. Наряду с промышленным производством в структуре валового регионального продукта сектор сельскохозяйственного производства занимает 14,5 %.

По состоянию на 01.01.2011 в Курской области насчитывалось 329 сельскохозяйственных организаций, причем за исследуемый период отмечается их сокращение более чем в 1,7 раза (табл. 1). Такая ситуация обусловлена развитием организационно-правовых форм собственности, позволяющих более эффективно использовать ресурсы предприятия при повышении уровня концентрации производства, что подтверждает несущественное изменение площади сельскохозяйственных угодий, которая за 1999— 2010 гг. находится на уровне 2 380 тыс. га. Отметим, что уровень использования сельскохозяйственных угодий в исследуемые годы в Курской области существенно не изменился, поскольку площадь и

удельный вес пашни не претерпели существенных изменений.

Низкий уровень материального стимулирования и социального обеспечения сельского населения влечет неизменное сокращение его численности. Так, в Курской области в 2010 г. отмечается сокращение численности сельского населения в сравнении с 1999 г. на 111,91 тыс. чел., или на 21,6 %.

Сложившиеся показатели обусловлены как естественными факторами превышения смертности над рождаемостью, так и миграционными процессами, вызванными необходимостью поиска рабочих мест со стороны трудоспособной части сельского населения. При этом отмечается сокращение численности работников сельскохозяйственных организаций.

Так, если в 1999 г. численность работников сельскохозяйственных организаций составляла 80,3 тыс. чел., то к 2010 г. этот показатель сократился в 3,3 раза. Удельный вес работников сельскохо-

зяйственных организаций в общей численности сельского населения при этом сократился с 15,6 до 6 % или на 9,6 п. п.

Рассматривая показатели, характеризующие уровень развития сельскохозяйственных организаций, следует отметить, что динамика их изменения характеризует те структурные изменения в агарном секторе экономики Курской области, которые наметились в посткризисный период. Четко прослеживается тенденция сокращения числа с/х предприятий и их укрупнение. Одновременно с этим возрастает роль свеклосахарного производства, мясного свиноводства и зернопроизводства. Обусловлено это главным образом развитием поддержки этих отраслей со стороны государства. В приоритетных национальных проектах поддержки этого сектора АПК отводится существенное место. При этом наряду с федеральными целевыми программами получили развитие и региональные целевые программы.

Таблица 1

Основные показатели развития сельских территорий Курской области в 1999—2010 гг.

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число сельскохозяйственных организаций 585 614 631 660 623 563 458 373 296 156 153 329

Численность сельского населения, тыс. чел. 516,8 507,9 498,6 486,2 475,8 464,8 455,1 443,3 431,92 422,45 413,4 405,0

Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве, тыс. чел. 80,3 77 71,9 67,2 57,4 48,9 42,5 35,5 29,7 28,6 24,7 24,1

Площадь сельхозугодий, тыс. га 2 391 2 391,5 2 395 2 390,4 2 385,6 2 378,3 2 376 2 373 2 377,5 2 382 2 382,5 2 383

Из них пашни, тыс. га 1 911 1 912 1 915 1 912 1 907 1 900 1 897 1 894 1 898 1 903 1 905 1 906

Приходится в расчете на 1 организацию:

Работников, занятых в сельскохозяйственном производстве 137 125 114 102 92 86 92 95 100 183 161 73

Посевной площади всех сельхозкультур, тыс. га 2,4 2,22 2,11 2,03 1,93 2,15 2,67 3,17 4,14 15,27 15,57 7,24

В том числе: — зерновые — сахарная свекла (фабричная) 1,41 0,117 1,30 0,110 1,29 0,093 1,28 0,119 1,13 0,132 1,34 0,10 1,73 0,13 2,11 0,2 2,84 0,32 6,27 0,49 6,54 0,48 2,72 0,30

Крупного рогатого скота, голов 817 819 777 797 806 600 670 746 905 1687 1 543 638

В том числе: — коровы — свиньи 420 602 409 615 388 545 390 513 381 582 292 535 323 514 347 591 407 833 750 1 777 683 1 903 281 910

Таблица 2

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Курской области в 1999—2010 гг.

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число сельхозорганизаций 585 614 631 660 623 563 458 373 296 156 153 329

В том числе убыточных 325 285 384 471 400 302 232 152 64 48 48 74

В % от общего числа сельхозор- 55,6 46,4 60,9 71,4 64,2 53,6 50,6 40,7 21,6 30,7 31,4 22,5

ганизаций

Сумма убытка в расчете 1,1 1,4 1,4 2,2 2,3 2,4 3,5 4,7 10,2 30,2 30,2 16,4

на 1 убыточную организацию, млн руб.

Рентабельность хозяйственной —0,4 5,4 —1,2 —13 —6,4 0,4 —2,2 2,9 8,7 —3,9 2,1 5,4

деятельности, %

Рентабельность продукции 6,3 12,1 5,3 —6,8 2,2 6,8 3,7 10,6 22,9 13,4 12 17,2

сельского хозяйства, %

В том числе:

— продукции растениеводства 48,6 58,5 31,2 9,3 30,7 28 9,6 26,6 38 19,7 15 22,7

— продукции животноводства —19,1 —22,7 —13,7 —18,9 —19 —11,6 —2,8 —8,5 —2,1 2,6 7 5,7

Результаты использования целевых средств финансирования отдельных отраслей агропромышленного производства оказывают положительное влияние на финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Курской области (табл. 2).

Так, за исследуемый период число убыточных организаций сократилось в 4,4 раза в 2010 г. в сравнении с показателями 1999 г. При этом удельный вес убыточных предприятий также снижается к 2010 г. в сравнении с 1999 г. на 33,1 п.п. Одновременно с этим в ходе исследования выявлено увеличение суммы убытка, приходящегося в расчете на 1 убыточную организацию более чем в 16 раз.

В целом по Курской области экономическая рентабельность производства не имеет четко выраженной тенденции, поскольку наряду с внешними факторами на этот показатель оказывают существенное влияние и внутренние факторы.

Очевидно, что наиболее существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности со стороны руководства организаций оказывает уровень его организации и управления.

В этой связи мы считаем, что наряду с усилением регулирующей роли государства необходимо обеспечить село и высококвалифицированными управленческими кадрами.

Рыночные механизмы хозяйствования требуют от сельскохозяйственных товаропроизводителей более гибкого подхода к управлению производственным потенциалом. Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без вмешательства государства. Реализуемые меры государственной

поддержки сельского хозяйства имеют положительные результаты, однако справедливо и то, что уровень государственной поддержки недостаточен. Требуется более масштабное вмешательство в процессы развития сельских территорий России.

Перспективным нормативным документом в сфере развития сельского хозяйства выступает на сегодняшний день Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. [1].

В рамках этой концепции на региональном уровне в Курской области в 2009 г. принята областная целевая программа «Социальное развитие села на 2009—2012 годы». Результаты реализации этой программы приведены на рисунке.

Согласно данным, приведенным на официальном сайте администрации Курской области, наибольшую поддержку получили областные мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности — более 136 млн руб. [3].

Наряду с этим отметим, что улучшение жилищ-но-бытовых условий жизни сельского населения также нашли свое отражение в ходе реализации вышеуказанной целевой программы. В целом на развитие этих направлений освоено более 226 млн руб.

Общий объем освоенных средств в рамках областной целевой программы составил около 366 млн руб., из них 46 % составили средства, выделенные из областного бюджета Курской области.

Принятые государством меры по поддержке сельского хозяйства позволят значительно улучшить, а в ряде случаев и создать условия для

120 -

100

100 -

80 -

60 -

40 -

20

53,5

22,4

36,6

в

0,57 0,5

= | I* g

к 1 г s I

S 5 8 з &

£ * £ s Ф

s о га 5

о. 2 >s ш _

с s s s >s

о X 0Q ¥ О

£1 «й <5 Ö g

£ 0)

с 3 3 3 m

5 i § § *

= о S % Sä

6 i ! » I

& ss § 1 i

® 3 [■ 2 Ü

i S ® ■E ¿5 s

q. ш re

ü о

t

CO §

s * ä

н s ® к n 5 s n

mi

2 s о

^ L. Л

| Ü E; S ю ф

« о

к 2 m 00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s s о ,s

& iE й |

iL ?? ^^ Ц

ф S °

г ^ ш

О >

S -S о и &

ь F m о ®

1 & 2 3g I

= I I? 5°

9 5: S ™ *

Q. t ч К О

о) g а) л

S 8 ч с

S ®

июли

о» о о 3"

□ Федеральный бюджет □Областной бюджет

0

Результаты реализации областной целевой программы «Социальное развитие села на 2009—2012 годы» в Курской области в 2009 г, млн руб.

наращивания объемов производства в сельскохозяйственном производстве.

Вместе с тем устойчивые темпы развития сельских территорий еще не достигнуты. Уровень государственной поддержки в настоящее время еще не может создать необходимые социально-экономические условия для привлечения молодых специалистов на село. Вместе с тем надо понимать, что наряду с повышением уровня эффективности использования внутреннего потенциала сельских территорий государственная поддержка является самым существенным фактором дальнейшего развития села.

Список литературы

1. Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р.

2. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»: постановление Правительства РФ от 03.12.2002 № 858.

3. Официальный сайт администрации Курской области. URL: http://adm. rkursk. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.