УПРАВЛЕНИЕ УСЛУГАМИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)
© Сакаева Э.З.*
Филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак
В статье представлено определение услуг жизнеобеспечения региона, доказана необходимость формирования классификации услуг жизнеобеспечения, предложено введение показателя результативности услуг жизнеобеспечения.
В официальных публикациях не дано определения «услуги жизнеобеспечения региона». Проведенные исследования позволяют нам предложить определение: услуги жизнеобеспечения региона - это система федеральных, региональных, муниципальных, общественных и рыночных услуг, в которых нуждается человек и которые связаны с местом его проживания и работы, и направленных на обеспечение здоровья человека, сохранения его жизни, увеличения продолжительности жизни и повышения качества жизни населения региона.
На сегодня в науке есть противоречие между необходимостью обеспечения жизни и здоровья населения и отсутствием классификатора услуг жизнеобеспечения региона, разрешение которого актуально и от разрешения которого зависит дальнейшее развитие научной сферы услуг. Актуальность классификатора вытекает из потребностей практики и определяется логикой развития отрасли науки. Пришло время, когда услуги жизнеобеспечения надо оценивать по показателю результативности.
Цель исследования - разработать систему услуг жизнеобеспечения региона и элементы результативности этих услуг. Задачи научного исследования:
1. осуществить классификацию услуг жизнеобеспечения региона;
2. раскрыть элементы результативности услуг жизнеобеспечения региона.
Классификация услуг жизнеобеспечения региона (далее - УЖР). В процессе исследования нами определены 15 подсистем жизнеобеспечения региона и на примере обращения отходов производства и потребления (далее -ООПП) приведем результаты исследования.
Выделим в сфере ООПП федеральные государственные услуги, государственные услуги субъектов РФ, муниципальные услуги. Федеральная государственная услуга в сфере ООПП, предоставляемая федеральным ор-
* Доцент кафедры «Экономика и управление», кандидат экономических наук, доцент.
ганом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти в сфере отходов производства и потребления, которая осуществляется в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации [4]. В связи с этим предоставляются такие федеральные услуги:
- лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-У класса опасности, исполнитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [3] (например, предоставлена лицензия на отходы деятельности предприятий сферы производства нефтепродуктов: нефтеперерабатывающие предприятия ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод»; ОАО «Ново -уфимский нефтеперерабатывающий завод»; ОАО «Уфанефтехим»; ОАО «Уфаоргсинтез»; ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»; ООО «Битум» г. Салават; ООО «Агидель-нефтепродуктсервис» г. Ишимбай; еще пример, лицензия предоставлена на токсичные отходы предприятий химической отрасли: ОАО «Каустик» г. Стерлитамак; ЗАО «Каучук» г. Стерлитамак; ОАО «Синтез-Каучук» г. Стерлитамак; ОАО «Сода» г. Стерлитамак);
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами (исполнители: МЧС РФ, территориальные отделения МЧС РФ);
- обеспечение населения информацией в области обращения с отходами (исполнитель Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Башкортостан).
Региональные государственные услуги в сфере ООПП - это услуги предоставляемые органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с полномочиями, возложенными на них федеральным законодательством в сфере безопасности обращения с отходами производства и потребления, финансируемые за счет средств бюджета субъекта РФ [4]. Выделим региональные государственные услуги, исполнителем, которых является Министерство экологии и природопользования и другие органы исполнительной власти субъекта Федерации:
- организация ведения республиканского кадастра отходов [2];
- выдача проекта зон охраны, градостроительного регламента и иной градостроительной документации;
- организация создания и сопровождения информационной модели базы геоданных для сбора, обработки и хранения информации в
сфере обращения с ТБО, в том числе данных инновационных решений, технологий и проектов по обращению с ТБО [1];
- организация информационного наполнения и создания цифровой карты объектов размещения, сбора и переработки ТБО с использованием технологий глобального спутникового позиционирования [1];
- организация создания и сопровождения общественного геоинфор-мационного Интернет-портала по тематике обращения с твердыми бытовыми отходами и использования вторичных материальных ресурсов [1];
- организация системы сбора и обезвреживания токсичных отходов производства бюджетных организаций (ГУП «Табигат») [1];
- организация системы сбора и утилизации бытовых ртуть содержащих отходов (ГУП Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности РБ г. Уфа) [1];
- организация внедрения опытно-промышленных производств по переработке отходов, технологий, направленных на снижение объемов отходов, размещаемых в окружающей среде;
- организация реконструкции, нового строительства полигонов твердых бытовых отходов вблизи районных центров муниципальных районов Республики Башкортостан;
- организация строительства (реконструкции) узловых полигонов ТБО (исполнители: Минэкологии РБ, администрации муниципальных районов и городских округов республики);
- организация строительства мусороперерабатывающих комплексов;
- организация строительства сети мусороперегрузочных станций в республике;
- организация селективного сбора отходов с использованием сети мусоросортировочных станций» (исполнители: Минэкологии РБ, администрации муниципальных образований);
- организация определения мест размещения промышленных зон (технопарков) по утилизации, переработке отходов и выпуску продукции из вторсырья (исполнитель Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан) и др.
Муниципальная услуга в сфере обращения с отходами производства и потребления, предоставляемая органом местного самоуправления (поселения, муниципального района, городского округа) - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, осуществляемая в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 и уставами муниципальных образований [4]. Конкретизируем муниципальные услуги:
- информирование населения муниципального образования о действии административного регламента «Порядок обращения с твердыми бытовыми отходами» путем размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Республики Башкортостан;
- организация проведения эксперимента по организации раздельного сбора твердых бытовых отходов во всех муниципальных районах и городских округах республики в целях определения готовности населения участвовать в раздельном сборе ТБО [1];
- организация строительства контейнерных площадок для сбора и временного накопления ТБО, крупногабаритных и строительных отходов;
- организация реконструкции, нового строительства полигонов твердых бытовых отходов вблизи районных центров муниципальных районов Республики Башкортостан и др.
Рыночные услуги в сфере ООПП - это деятельность, направленная на удовлетворение человеческих потребностей в безопасности сбора, хранения, накопления, транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления в соответствии с нормами природоохранного законодательства для обеспечения охраны здоровья и окружающей среды, осуществляемая предприятиями, организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания для извлечения прибыли. Перечислим рыночные услуги, исполнителями которых являются организации, выбранные на конкурсной основе:
- организация создания комплекса по переработке отходов и продукции из вторсырья на территории промышленных зон (исполнители организации крупного и среднего бизнеса) [1];
- ликвидация несанкционированных свалок;
- определение необходимости производства рекультивационных работ на существующих неорганизованных объектах размещения ТБО;
- услуга «Проведение мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов» [1];
- услуга «Утилизация пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов» (утилизировано за пределами республики на специализированных предприятиях, например, ООО «ЭКОПолигон» Калужская область, г. Обнинск);
- услуга «Утилизация отходов животноводства и птицеводства»;
- сбор отработанных аккумуляторных батарей (ОАО «Башвторцвет-мет», ОАО «Башвтормет», ООО «Тимурлан»);
- сбор и обезвреживание ртутных ламп, люминесцентных ртуть содержащих трубок отработанных и бракованных (специализированное предприятие ОАО «Искож» г. Нефтекамск) и др.
Введение показателя результативности для услуг жизнеобеспечения региона наглядно можно рассмотреть на примере жилищных и коммунальных услуг. Показатель результативности УЖР имеет 8 категорий: 1 - отрицательная результативность; 2 - очень плохая результативность; 3 - плохая результативность; 4 - неудовлетворительная результативность; 5 - удовлетворительная результативность; 6 - нормальная результативность; 7 - повышенная результативность; 8 - улучшенная результативность.
Показатель результативности УЖР для жилищных и коммунальных услуг учитывает следующие составляющие элементы:
а) микроклимат помещений: влажность; подвижность воздуха; воздухообмен; тепловой режим;
б) санитарно-гигиенические условия: водоснабжение; водоотведение; мусороудаление;
в) гидроизоляция: гидроизоляция кровли (возможные повреждения); гидроизоляция перекрытий (возможные повреждения); гидроизоляция стен (возможные повреждения); гидроизоляция подземной части здания (возможные повреждения);
г) акустический режим: виброизоляция; звукоизоляция (звуковой комфорт);
д) световой режим: естественное и искусственное освещение; инсоляция;
е) энергоснабжение: газоснабжение; электроснабжение;
ж) др. элементы.
В результате проведенного исследования, подведены следующие итоги: во всех услугах жизнеобеспечения региона существуют элементы, позволяющие рассчитать «показатель результативности»; показатель результативности услуг жизнеобеспечения региона имеет 8 категорий: от отрицательной результативности до улучшенной результативности.
Таким образом, в научной работе представлено определение услуг жизнеобеспечения региона, доказана необходимость формирования классификации услуг жизнеобеспечения региона, предложено введение показателя результативности услуг жизнеобеспечения региона.
Список литературы:
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан № 412 РЦП от 18.11.2011 г. «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» на 2011-2020 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан. - Режим доступа: www.pravitelstvorb.ru/regulatory/programs/ric_quot_improvement.
2. Приказ Минприроды РФ от 30.09.2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. - Режим доступа: www.garant.ru (дата обращения: 07.09.12).
3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 г. № 442-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: base.consul-tant.ru/cons/cgi/onlin (дата обращения: 15.09.12).
4. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 03.12.2011 г. № 383-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: base.consultant.ru/cons/cgi/onlin (дата обращения: 09.09.12).
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ МАСЛЯНОГО ПРОФИЛЯ В СОСТАВЕ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ
© Свешников А.Е.*
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина,
г. Москва
В работе рассматриваются особенности образования бизнес-единиц масляного профиля в составе Вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) России.
Актуальность:
- Незначительность доли смазочных материалов в общем производстве нефтепродуктов на НПЗ. Как следствие, продукция относится к числу прочей, и сдерживается развитие сегмента.
- Высокая конкуренция на рынке, обусловленная присутствием иностранных производителей (Mobil, Shell, Esso, Castrol, Zic). Поддержание конкурентоспособности возможно только в случае развития бизнеса, для чего масляная продукция должна перейти в разряд основной.
Проблемы:
- Рыночная и производственная специфика смазочных материалов. Отличия от основных нефтепродуктов. Требуется специальный подход к управлению производством и реализацией продукции.
- Необходимость самостоятельной организации контроля деятельности производственных объектов.
- Дефицит квалифицированных специалистов в области производства и планирования смазочных материалов.
* Аспирант кафедры Производственного менеджмента.