Научная статья на тему 'Модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения региона'

Модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА / МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО КЛАСТЕРА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА КЛАСТЕРА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакаева Э.З., Акчурина А.М.

Раскрывается понятие кластера услуг жизнеобеспечения региона. Разработана модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона. Определены требования к деятельности высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения региона»

4. Сакаева Э.З. Управление кластером услуг жизнеобеспечения региона, основанное на фактах / Под общ. ред. С.С. Чернова // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. - Книга 23. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 183-203.

5. Сакаева Э.З. Классификация услуг в сфере пожарной безопасности региона (на примере Республики Башкортостан) // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - № 3. - С. 44-49.

6. Сакаева Э.З. Концепция удовлетворенности потребителя услуг жизнеобеспечения региона / Под общ. Ред. С.С. Чернова // Факторы устойчивого развития регионов России: монография. - Книга 18. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 70-92.

7. Сакаева Э.З., Акчурина А.М. Мировая практика классификации услуг жизнеобеспечения региона // Актуальные вопросы экономических наук. -2014. - № 40. - С. 32-42.

8. Сакаева Э.З. Классификация услуг в сфере обеспечения скорой медицинской помощи региона / Отв. ред. Н.А. Шергенг // Вузовская наука: традиции и инновации: сб. науч. статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - Вып. 2. -С. 122-127.

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО КЛАСТЕРА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

© Сакаева Э.З.*, Акчурина А.М.

Филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

Раскрывается понятие кластера услуг жизнеобеспечения региона. Разработана модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона. Определены требования к деятельности высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона.

Ключевые слова кластер услуг жизнеобеспечения региона, модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона, деятельность высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона, удовлетворенность потребителей.

Кластер услуг жизнеобеспечения региона - это комплекс актуальных услуг, являющихся наиболее важными для обеспечения родовых физиологических потребностей человека и предоставляемых человеку на территории его места нахождения, а именно в условиях квартиры, жилищного фонда, придомовой территории, микрорайона / района городского и сельского поселения, территории городского и сельского поселения, муниципального рай-

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент.

она, зонального объединения муниципальных районов, региона [1, с. 14-17; 4, с. 284; 3, с. 46-47; 2, с. 64-66]. Кластер услуг жизнеобеспечения населения региона должен функционировать всегда. Известна модель функционирующей системы, предложенной Е.П. Тавокиным [6, с. 45]. Модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения региона будет иметь известные составляющие, а именно вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение (рис. 1). Основной процесс преобразует вход в выход [5, с. 26-27]. Обратная связь выполняет ряд операций: сравнивает реальное состояние выхода с заданной (целевой) моделью и выделяет различие. Последующий системный анализ содержания и смысла различия позволяет выработать и принять управленческое решение (ПУР) по следующей схеме:

1. оценка последствий реализации предыдущего управленческого решения;

2. идентификация симптомов проявления проблемы;

3. обоснование актуальности проблемы;

4. определение последующей цели;

5. выявление структуры системы и ее дефектных элементов;

6. определение структуры возможностей;

7. нахождение альтернатив и их оценка по критериям оптимальности;

8. выбор альтернативы;

9. разработка управленческого решения;

10. признание решения коллективом исполнителей и руководителей;

11. запуск процесса реализации решения;

12. управление процессом реализации решения.

Рис. 1. Модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения региона

Необходимость в управленческом решении возникает тогда, когда различие в состоянии входа и выхода превосходит некоторый установленный уровень, т.е. тогда, когда возникает проблема, для устранения которой должно быть принято решение. Смысл этого решения состоит в такой коррекции процесса системы, реализация которой могла бы сблизить реальное состояние выхода системы с его моделью. Ограничение есть сумма правил и может рассматриваться как внешняя среда в целом. Ограничение отражается в скорректированной модели выхода.

Существует необходимость в разработке системных показателей функционирования кластера услуг жизнеобеспечения с выделением подсистемных показателей и показателей по элементам для использования в процессах:

1. высшего управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода;

2. управления ресурсами на основе кластерно-физиологического подхода предоставления услуг жизнеобеспечения региона;

3. управления процессами жизненного цикла предоставления услуг жизнеобеспечения региона;

4. управления измерением, анализом, улучшением предоставления услуг жизнеобеспечения региона;

5. управления экономикой кластера услуг жизнеобеспечения региона;

6. управления финансами кластера услуг жизнеобеспечения региона.

7. управления вовлечением работников в процесс предоставления услуг жизнеобеспечения региона;

8. управления взаимовыгодными отношениями с поставщиками внутри кластера услуг жизнеобеспечения региона.

Деятельность высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона. Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физио-логического подхода, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

а) доведения до сведения организаций-участников кластера УЖР важности выполнения требований потребителей услуг жизнеобеспечения, а также законодательных и обязательных требований;

б) разработки политики в области управления кластером услуг жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода;

в) обеспечения разработки целей в области услуг ЖР;

г) проведения анализа со стороны руководства кластера;

д) обеспечения необходимыми ресурсами.

Высшее руководство кластера услуг должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности. Высшее руководство кластера должно обеспечивать, чтобы политика в области кластера УЖР:

а) соответствовала целям организаций-участников кластера;

б) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы управления кластером;

в) создавала основы для постановки и анализа целей в области КУЖР;

г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

д) анализировалась на постоянную пригодность.

Высшее руководство кластера должно обеспечивать, чтобы цели в области управления услугами, включая те, которые необходимы для выполнения требований к услугам, были установлены в соответствующих организациях-участниках кластера и на соответствующих ее уровнях. Цели в области управления услугами должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода.

Важным в управлении услугами жизнеобеспечения региона является деятельность высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона. Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия своих обязательств по разработке и внедрению системы управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

а) доведения до сведения организаций-участников кластера услуг жизнеобеспечения региона важности выполнения требований потребителей услуг жизнеобеспечения, а также законодательных и обязательных требований;

б) разработки политики в области управления кластером услуг жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода;

в) обеспечения разработки целей в области услуг жизнеобеспечения региона;

г) проведения анализа со стороны руководства кластера;

д) обеспечения необходимыми ресурсами.

Высшее руководство кластера услуг жизнеобеспечения региона должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности.

Высшее руководство кластера услуг жизнеобеспечения региона должно обеспечивать, чтобы политика в области кластера услуг жизнеобеспечения региона:

а) соответствовала целям организаций-участников кластера;

б) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы управления кластером;

в) создавала основы для постановки и анализа целей в области КУЖР;

г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

д) анализировалась на постоянную пригодность.

Цели в области управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерного подхода. Высшее руководство кластера должно обеспечивать, чтобы цели в области управления услугами, включая те, которые необходимы для выполнения требований к услугам, были установлены в соответствующих организациях-участниках кластера и на соответствующих ее уровнях. Цели в области управления услугами должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода.

Планирование создания, поддержания и улучшения системы управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерного подхода. Высшее руководство кластера должно обеспечивать:

а) планирование создания, поддержания и улучшения системы управления услугами жизнеобеспечения на основе кластерного подхода для выполнения требований:

- разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему управления услугами, постоянно улучшать ее результативность;

- определять процессы, необходимые для системы управления услугами, и их применение во всем кластере;

- определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

- определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

- обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

- осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

- принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

б) сохранение целостности системы управления услугами жизнеобеспечения при планировании и внедрении в нее изменений.

Ответственность и полномочия. Высшее руководство кластера услуг должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организаций-участников кластера услуг ответственности и полномочий.

Представитель руководства. Высшее руководство кластера должно назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:

а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой управления услугами жизнеобеспечения;

б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы управления услугами и необходимости улучшения;

в) содействие распространению понимания требований потребителей (организаций, лиц, получающих услугу жизнеобеспечения) по всей организации, являющейся участником кластера услуг жизнеобеспечения Р;

г) поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы управления услугами.

Внутренний обмен информацией. Высшее руководство должно обеспечивать разработку в кластере услуг жизнеобеспечения региона соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы управления услугами жизнеобеспечения.

Анализ со стороны руководства. Высшее руководство кластера должно анализировать через запланированные интервалы времени систему управления услугами жизнеобеспечения региона на основе КП с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе управления услугами жизнеобеспечения региона на основе КП, в том числе в политике и целях в области услуг ЖР.

Записи об анализе со стороны руководства кластера должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Входные данные для анализа. Входные данные для анализа со стороны руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона должны включать следующую информацию:

а) результаты аудитов (проверок);

б) обратную связь от потребителей;

в) функционирование процессов и соответствие услуг жизнеобеспечения региона;

г) статус предупреждающих и корректирующих действий;

д) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона;

е) изменения, которые могли бы повлиять на систему управления услугами жизнеобеспечения региона;

ж) рекомендации по улучшению.

Выходные данные анализа. Выходные данные анализа со стороны руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона должны включать все решения и действия, относящиеся к:

а) повышению результативности системы управления услугами жизнеобеспечения региона и ее процессов;

б) улучшению услуг по отношению к требованиям потребителей;

в) удовлетворению потребности в ресурсах.

Таким образом, преимущества управления услугами жизнеобеспечения региона на основе кластерно-физиологического подхода, вносят весомый вклад в удовлетворенность физиологических потребностей потребителей, в социально-экономическое развитие региона.

Список литературы:

1. Сакаева Э.З. Рыночные и государственные регуляторы развития жилищно-коммунальных услуг: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тольяттинский государственный университет. - Тольятти, 2006.

2. Сакаева Э.З. Система государственных, муниципальных и рыночных услуг жизнеобеспечения региона // Вестник МГОУ Серия «Экономика». -М.: Изд-во МГОУ, 2012. - № 1. - С. 60-67.

3. Сакаева Э.З. Классификация услуг в сфере пожарной безопасности региона (на примере Республики Башкортостан) // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - № 3. - С. 44-49.

4. Сакаева Э.З. К вопросу о формировании кластера услуг жизнеобеспечения региона / под общ. ред. Н.А. Адамова // Социально-экономические проблемы современной российской экономики: коллективная монография. -М.: Изд. дом «Экономическая газета», 2013. - С. 283-316.

5. Сакаева Э.З. Формирование конкурентных преимуществ региона на основе концепции кластерной организации услуг жизнеобеспечения / Т.А. Ар-теменкова, Ю.Б. Берникова, Ю.В. Великая и др.; под общ. ред. С.С. Чернова // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. - Кн. 24. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 13-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 189 с.

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Токарь З.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения устойчивой траектории развития региона для достижение национальных интересов в области макро- и мезоэкономической безопасности.

Ключевые слова: развитие; экономика; регион; современные условия; развитие.

Содержание и набор реализуемых государством функций в процессе развития экономики постоянно трансформируются и совершенствуются. В современных условиях рыночного функционирования к числу базовых из них следует отнести: управление системой государственных органов власти на федеральном и региональном уровне; обеспечение безопасности формы

* Магистрант кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.