Научная статья на тему 'Модель степени удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения региона'

Модель степени удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА / КЛАСТЕР УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА / МОДЕЛЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакаева Э.З.

Раскрывается понятие услуги жизнеобеспечения региона. Введено понятие удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения региона. Определены центры предоставления кластерных услуг жизнеобеспечения региона. Разработана модель степени удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель степени удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения региона»

6. Развитие промышленности региона в условиях перехода к подъему экономики: стратегия, политика и средства обеспечения / О.И. Гордеев, С.О. Гордеев. - СПб: НПК «РОСТ», 2007.

7. Трысячный В.И. Рыночная трансформация содержания категории «экономическая безопасность» / В.И. Трысячный // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. - Т. 3. - № 79. - С. 40-45.

8. Трысячный В.И. Социально-экономические аспекты обеспечения национальной безопасности и ее региональной составляющей / В.И. Трысячный, В.В. Руденко, А.А. Шевердяев // Теория экономики и управления народным хозяйством. Вестник Института дружбы народов Кавказа. - 2012. -№ 4 (24). - С. 79-84.

МОДЕЛЬ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КЛАСТЕРА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

© Сакаева Э.З.*

Филиал Башкирского государственного университет, г. Стерлитамак

Раскрывается понятие услуги жизнеобеспечения региона. Введено понятие удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения региона. Определены центры предоставления кластерных услуг жизнеобеспечения региона. Разработана модель степени удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона.

Ключевые слова: услуги жизнеобеспечения региона, кластер услуг жизнеобеспечения региона, модель, удовлетворенность потребителей.

Целью исследования является определение функций услуг жизнеобеспечения региона. Услуги жизнеобеспечения региона - это комплекс необходимых услуг, являющихся наиболее важными для обеспечения физиологических потребностей человека и предоставляемых человеку в условиях квартиры жилищного фонда, придомовой территории, микрорайона / района городского и сельского поселения, территории городского и сельского поселения, муниципального района, зонального объединения муниципальных районов, региона.

К потребителям услуг жизнеобеспечения региона относится все население региона. Удовлетворенность потребителей кластера услуг жизне-

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент.

обеспечения региона - это восприятие потребителями услуг степени выполнения требований их физиологических потребностей на территории региона [1, с. 47]. Жалобы потребителей услуг являются общим показателем низкой степени удовлетворенности потребителей. Даже если требования потребителей услуг жизнеобеспечения были с ними согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает полную удовлетворенность потребителей. Требование к услугам жизнеобеспечения - это потребность, ожидание, которое установлено, является обязательным. Удовлетворенность потребителей определяется расхождением между потребностями, ожиданиями потребителей и восприятиями потребителями услуг жизнеобеспечения населения. Для достижения удовлетворенности потребителей органы государственного, муниципального, рыночного общественного управления, должны, прежде всего, понять физиологические потребности (физиологические ожидания) потребителей. Такие физиологические ожидания могут быть могут быть явными или скрытыми, или не полностью сформулированными. Та степень, в которой предоставляемые услуги жизнеобеспечения населения, по мнению потребителей, удовлетворяет или превосходит их ожидания, определяет степень удовлетворенности потребителей. Важно понимать различие между мнением самих органов государственного, муниципального, рыночного, общественного управления о качестве предоставляемых услуг и восприятием потребителями данных услуг, поскольку оно предопределяет удовлетворенность потребителей.

По каждому территориальному центру предоставления услуг жизнеобеспечения региона, население в разрезе семьи может оценить удовлетворенность своих физиологических потребностей по шести бальной системе: 0 - никак не удовлетворены потребности человека, 2 - создана видимость предоставления услуг, но потребности не удовлетворены, 3 - слабое удовлетворение потребностей, 4 - хорошее удовлетворение потребностей, 5 - нормальное удовлетворение потребностей, 6 - лучшее удовлетворение потребностей человека. Та степень, в которой потребляемые услуги жизнеобеспечения населения, по мнению потребителей, не удовлетворяют, удовлетворяют или превосходят их ожидания, определяет степень удовлетворенности потребителей, и посемейно выставляется в диаграмме «Радар», пример оценки удовлетворенности физиологических потребностей представлен на рис. 1.

Территориально предоставление услуг осуществляется по диапазонам-центрам места нахождения человека: в условиях квартиры (центр 1), в условиях многоквартирного дома (центр 2), придомовой территории (центр 3), микрорайона / района городского / сельского поселения (центры 4, 5), территории городского и сельского поселения (центр 6), муниципального района (центр 7), региона (центр 8). Ниже приведем пример предоставления услуг жизнеобеспечения человека, семьи, населения региона по центру 1.

Рис. 1. Степень удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения по диапазонам-центрам региона

Центр 1. Услуги жизнеобеспечения населения, предоставляемые на территории квартиры, частного жилого дома:

- жилищные услуги в сфере доступности внутриквартирного пространства для собственников жилья;

- услуги в сфере экологии квартиры, частного жилого дома;

- бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года с обеспечением соответствия состава и свойств, температуры, давления горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства;

- бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года с обеспечением соответствия состава и свойств, температуры, давления горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства;

- бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года;

- бесперебойное круглосуточное электроснабжение в течение года с обеспечением соответствия напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства [3, с. 63];

- бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года с обеспечением соответствия свойств подаваемого газа, давления газа требованиям законодательства [4, с. 193];

- бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода с обеспечением нормативной температуры воздуха (не ниже +18 °С (в угловых комнатах - +20 °С), давления во внутридомо-вой системе отопления [2, с. 11];

- бесперебойное снабжение населения твердое топливо при наличии печного отопления;

- бесперебойное снабжение населения бытовым газом в баллонах;

- услуги вентиляции и кондиционирования воздуха на кухне, в ванной комнате жилого помещения многоквартирного дома по обмену воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимых метеорологических условий и чистоты воздуха в обслуживаемом помещении [4, с. 187];

- услуги газовых служб по предотвращению отравления населения природным газом [3, с. 65];

- услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности квартир в целях предотвращения отравления населения угарным газом;

- услуги скорой медицинской помощи в случае воздействия на организм человека вредоносных факторов, предоставляемые на территории квартиры, частного жилого дома, например, при отравлении продуктами питания [8, с. 123];

- услуги неотложной скорой медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, медицинской помощи детям с целью продолжения человеческого рода [8, с. 124];

- услуги в сфере обеспечения пожарной безопасности государственной, муниципальной, частной собственности [5, с. 46];

- услуги в сфере информационно-телекоммуникационной связи: электрическая проводная телефонная связь, интернет, проводное радиовещание, кабельное телевидение, сотовая связь и др.;

- услуги связи в сфере оказания скорой помощи «03»;

- услуги связи в сфере организации общественного порядка «02»;

- услуги связи в сфере обеспечения пожарной безопасности «01»;

- услуги связи в сфере оказания помощи газовых служб «04»;

- услуги дежурной части органов местного самоуправления городского, сельского поселения «05»;

- услуги связи в сфере предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «112» [5, с. 48];

- услуги по страхованию здоровья, жизни, квартиры, частного жилого дома [7, с. 37, 38];

- услуги в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории квартиры, частного жилого дома;

- услуги в сфере нарушения общественного порядка в условиях квартиры, частного жилого дома [6, с. 78];

- услуги по предотвращению чрезвычайных, аварийных ситуаций на территории квартиры, частного жилого дома;

- электронные государственные, муниципальные, рыночные услуги в сфере предоставления жилья;

- электронные государственные, муниципальные, рыночные услуги в сфере обмена информацией, мнениями по всем вопросам жизнеобеспечения населения региона [1, с. 54];

- услуги по жилищной поддержке детей-сирот, инвалидов, находящихся в детских домах[7, с. 35];

- услуги в сфере защиты прав потребителей жилищных услуг, услуг электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоотведения, услуг связи на территории квартиры, частного жилого дома [6, с. 73];

- услуги торговли в сфере обеспечения населения товарами необходимыми для пуска электроэнергии и света на территории квартиры, частного жилого дома и другие услуги.

В результате проведенных исследований достигнуто понимание того, что услуги жизнеобеспечения удовлетворяют физиологические потребности человека, а виды услуг, их количество и качество должны иметь постоянное развитие, чтобы стремиться обеспечить биологический баланс одного человека и населения региона в целом. Формирование модели степени удовлетворенности потребителей кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона является на сегодня актуальным и в связи с этим необходимо сосредоточить дальнейшее внимание на разработке методического обеспечения организации анализа, планирования и прогнозирования кластерных услуг жизнеобеспечения региона.

Список литературы:

1. Сакаева Э.З. Формирование кластера услуг жизнеобеспечения населения региона: физиологический подход / Под общ. Ред. С.С. Чернова // Факторы устойчивого развития регионов России: монография. - Книга 18. -Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 44-69.

2. Сакаева Э.З. Рыночные и государственные регуляторы развития жилищно-коммунальных услуг: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тольяттинский государственный университет. - Тольятти, 2006. - С. 21 .

3. Сакаева Э.З. Система государственных, муниципальных и рыночных услуг жизнеобеспечения региона // Вестник МГОУ Серия «Экономика». -М.: Изд-во МГОУ 2012. - № 1. - С. 60-67.

4. Сакаева Э.З. Управление кластером услуг жизнеобеспечения региона, основанное на фактах / Под общ. ред. С.С. Чернова // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. - Книга 23. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. - С. 183-203.

5. Сакаева Э.З. Классификация услуг в сфере пожарной безопасности региона (на примере Республики Башкортостан) // Вестник МГОУ Серия «Экономика». - М.: Изд-во МГОУ, 2012. - № 3. - С. 44-49.

6. Сакаева Э.З. Концепция удовлетворенности потребителя услуг жизнеобеспечения региона / Под общ. Ред. С.С. Чернова // Факторы устойчивого развития регионов России: монография. - Книга 18. - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. - С. 70-92.

7. Сакаева Э.З., Акчурина А.М. Мировая практика классификации услуг жизнеобеспечения региона // Актуальные вопросы экономических наук. -2014. - № 40. - С. 32-42.

8. Сакаева Э.З. Классификация услуг в сфере обеспечения скорой медицинской помощи региона / Отв. ред. Н.А. Шергенг // Вузовская наука: традиции и инновации: сб. науч. статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - Вып. 2. -С. 122-127.

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО КЛАСТЕРА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

© Сакаева Э.З.*, Акчурина А.М.

Филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

Раскрывается понятие кластера услуг жизнеобеспечения региона. Разработана модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона. Определены требования к деятельности высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона.

Ключевые слова кластер услуг жизнеобеспечения региона, модель функционирующего кластера услуг жизнеобеспечения на территории региона, деятельность высшего руководства кластера услуг жизнеобеспечения региона, удовлетворенность потребителей.

Кластер услуг жизнеобеспечения региона - это комплекс актуальных услуг, являющихся наиболее важными для обеспечения родовых физиологических потребностей человека и предоставляемых человеку на территории его места нахождения, а именно в условиях квартиры, жилищного фонда, придомовой территории, микрорайона / района городского и сельского поселения, территории городского и сельского поселения, муниципального рай-

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.