Научная статья на тему 'О проблемах обращения с отходами в республике Башкортостан'

О проблемах обращения с отходами в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
977
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / WASTES OF PRODUCTION AND CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов Александр Калинович

В публикации приводится информация о проблемах обращения с отходами в Республике Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF WASTE MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In the publication provides information on the problems of waste management in the Republic of Bashkortostan

Текст научной работы на тему «О проблемах обращения с отходами в республике Башкортостан»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (23) 2013. с. 141-144.

О ПРОБЛЕМАХ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РЕСПУБЛИКЕ

БАШКОРТОСТАН Александр Калинович Веселов Союз экологов Республики Башкортостан

Республика Башкортостан, отходы производства и потребления

В публикации приводится информация о проблемах обращения с отходами в Республике Башкортостан

ON THE PROBLEMS OF WASTE MANAGEMENTIN THE REPUBLIC OF

BASHKORTOSTAN

Alexander Kalinovich Veselov Union of ecologists of Bashkortostan

Republic Bashkortostan, wastes of production and consumption

in the publication provides information on the problems of waste management in the Republic of Bashkortostan

19 января 2012 года Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан совместно с Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму проведено совещание по реализации республиканкой целевой программы «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в РБ на 2011 -2020 годы» с участием более 180 руководителей органов местного самоуправления, коммунальных и коммерческих организаций. Приведем некоторые цифры и факты.

Ежегодный объем образования ТБО в республике составляет 1,7 млн. тонн, что в расчете на одного жителя превышает 300 кг. 2000 гектаров территории занимают в РБ более 2,5 тысяч свалок, не соответствующих санитарным и экологическим требованиям. Все больше несанкционированных свалок появляется вокруг населенных пунктов, дачных кооперативов, в местах массового неорганизованного туризма. В республике используется как вторсырье всего 3% от общего объема образования коммунальных отходов. К примеру, «электронного лома» - списанной оргтехники, теле- и радиоаппаратуры за год образуется 120 тысяч тонн.

Проблема утилизации, переработки и безопасного размещения бытовых отходов носит межведомственный и межсекторальный (власть - бизнес-общественность) характер, должна решаться «всем миром», но ответственность за ее решение федеральным законодательством возложена, в основном, на глав администраций муниципальных районов и городских округов. Указанная выше с общим финансированием свыше 7 млрд. рублей целевая программа призвана оказать содействие органам местного самоуправления в организации безопасного управления отходами. Именно органам МСУ вменена обязанность разработка схем санитарной очистки населенных пунктов. Но в РБ пока только 4 города и 37 районов разработали такие схемы. Однако внимание местных администраций не простирается за пределы селитебных зон до самих собственно объектов размещения отходов. Большинство свалок населенных пунктов до сих не имеют даже обваловки и забора по периметру. Только 36 полигонов ТБО, построенных по заказу

Минэкологии РБ, в соответствии с утвержденной проектной документацией, должны иметь гидроизоляцию свалочного тела.

Итак, проблем много и за счет чего же их решать? Один из основных источников финансирования программы - плата в бюджет за размещение отходов, которую должны вносить все предприятия и организации. К примеру, за 2011 год таких средств собрано по РБ на сумму в 186 млн. рублей. Другие источники финансирования: федеральный бюджет и инвестиции частного бизнеса.

Бюджет уже начал помогать районам и городам в этом вопросе. Так, в рамках программы в прошедшем году освоено 11 млн. рублей на новом полигоне г. Ишимбая, 15 млн. - на Сергеевском полигоне в Уфимском районе. На текущий год планируется достроить Чермагушевский полигон БО, начать строительство Сибайского и Белебеевского полигонов, Нефтекамского комплекса сортировки отходов, шести районных полигонов, приступить к проектированию Давлекановского и Баймакского городских полигонов ТБО. Эти и другие цифры прозвучали в докладе министра природопользования и экологии РБ А.Н. Кутлиахметова и его заместителей.

В последующем планируется оставить приоритет за строительством межрайонных полигонов, что позволит сократить общее количество таких объектов и перебросить средства на глубокую сортировку и переработку отходов. К примеру, такой межрайонный полигон желательно разместить между г.Давлеканово и р.п. Раевский и между Николо -Березовкой и Нефтекамском.

В поддержке малого бизнеса в сфере обращения с отходами не все возможности использованы Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму. В докладе его председателя Р.У. Кинзикеева отмечены всего две частные фирмы, получившие по 300 тыс. рублей на переработку отходов. Однако, перспективы радуют: в 2012 году госпомощь малому бизнесу увеличена в 80 раз, будут организованы регулярные консультации для субъектов предпринимательства и созданы 4 кластера.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, должна осуществляться посредством установления налоговых и иных льгот, в частности посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, а также применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в сфере отходов. Осмотр полигонов и свалок на местах, осуществляемый Ассоциацией по отходам РБ, показал диаметрально противоположный уровень взаимодействия местных администраций с малым бизнесом.

Можно оценить как положительное взаимодействие органов МСУ с частным бизнесом в таких городах и райцентрах как Стерлитамак, Благовещенск, Кумертау, Мелеузе, Чишмы, Октябрьский, Чекмагуше.

Так, частная фирма «Экотех-Мелеуз» при помощи городских властей отсортировывает на своем конвейере до половины поступающих от города отходов и научилась делать из собранного вторсырья дорожные люки, изоляцию, «лежачих полицейских».

С другой стороны абсолютно никакого движения вперед не ощущается в управлении отходами в г. Ишимбае, Учалах, Сибае, Кармаскалах, Бирске, Дюртюлях, Давлеканово, Уфимском, Архангельском, Гафурийском и других районах. К примеру, построенный в 2004 году за счет республиканского бюджета полигон в Дюртюлях уже заполнен, так как коммерческая фирма, в ведении которой находится полигон, не имеет желания заниматься сортировкой отходов. С прошлого года прекращен сбор отходов в Ишимбае. Не выполняет условия аренды в части селективного сбора отходов частная фирма -арендатор

полигона в Бирске. А в Кармаскалинском районе управление отходами вообще пущено на самотек, поэтому на весну намечена рейдовая проверка Союза экологов РБ по свалкам этого района.

Каковы же проблемы в организации должного взаимодействия в управлении отходами на местном уровне?

Это, прежде всего - отсутствие экономического стимулирования в создании новых производств по переработке отходов, дефицит бюджетных средств ОМСУ, низкие тарифы платы за вывоз мусора, отсутствие единых утвержденных норм образования отходов. Больше проблемы приносит отсутствие юридической ответственности за вывоз и размещение отходов на полигонах со стороны граждан - владельцев домостроений. Создает коррупциогенную зону и неприменение открытых конкурсных процедур при предоставлении районными администрациями свалок и полигонов частным фирмам, как это, к примеру, проведено в р.п. Кармаскалы и р.п. Иглино. Единой формы договора на предоставление таких свалок нет, как и различны сроки таких договорных отношений, что не позволяет частному бизнесу производить долговременные капитальные вложения в переработку отходов.

Республике крайне необходимы технологии такой переработки, поскольку простая сортировка отходов не приносит прибыли из-за низкой стоимости вторсырья, которое приходится вывозить на переработку в соседние регионы. К тому же сфера обращения с отходами не отнесена к приоритетным в господдержке малого бизнеса.

К сожалению, ослаблен из-за либерализации федерального законодательства («не кошмарить бизнес»!) госконтроль за учетом образования и размещения отходов. К примеру, обследование полигона ТБО в с. Толбазы показало, что местные фирмы и население не имеют привычки сдавать свои отходы на современный проектный полигон (где тоже нет никакой сортировки) даже по тарифу в 49 рублей за кубометр, тогда как наличие этих отходов наблюдается в зеленой зоне в округ райцентра.

Необходимо отметить и вину частного бизнеса, поскольку на рынке отходов республики присутствует довольно много недобросовестных фирм, предпочитающих просто закопать отходы за деньги их владельца. К сожалению, имеет место и закрытость тендеров на передачу отходов, применение демпинговых цен на обезвреживание поступающих на свалки ТБО опасных отходов, коррупция в сфере управления отходами.

В общем, для реальной работы системы управления отходами остро необходима межведомственная и межсекторальная координация деятельности в этой сфере, которую могла бы осуществлять Рабочая группа по реализации обсуждаемой программы, с участием в ее работе Ассоциации по отходам РБ, как выразителя интересов нормального малого бизнеса.

Если республика не хочет окончательно завалить свои пригородные зоны мусором, нужно также принимать решение о налоговых и иных льготах для этой сферы на региональном уровне, не дожидаясь введения в действие соответствующего федерального закона.

Ну а поскольку любая проблема в России решается всегда «кнутом и пряником» -весьма актуально ужесточение государственного, производственного и общественного экологического контроля за образованием и движением отходов.

Ассоциация по обращению с отходами производства и потребления Республики Башкортостан, действующая с 2008 года и представляющая интересы предприятий, оказывающих услуги в сфере обращения с отходами, обратилась в Башкирскую природоохранную межрайонную прокуратуру в связи с острой необходимостью разрешения проблемы утверждения норм накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения и дисбаланса в управлении коммунальными отходами.

В связи с отсутствием правового регулирования этой проблемы на федеральном уровне Советы некоторых муниципальных районов и городских округов республики утвердили своими решениями в 90-х годах местные нормы накопления ТБО, на которые

прокуратура внесла протесты с требованием их отмены, основываясь на отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по утверждению нормативов образования отходов.

В связи с указанными протестами, при крайне низких действующих тарифах платы на вывоз и размещение отходов, в условиях отсутствия или отмены местных норм накопления отходов, в республике начался процесс развала системы управления отходами на муниципальном уровне, особенно в городских округах. Юридические лица -владельцы отходов стали отказываться от заключения договоров на вывоз и размещение коммунальных отходов. Рейдовые проверки, проведенные экспертами Ассоциации по отходам РБ по свалкам и полигонам южной, юго-восточной и северной части республики в октябре 2011 года показали, что лесополосы, участки гослесфонда, овраги, выработанные карьеры и берега водных объектов стали местами несанкционированных свалок мусора и данный процесс имеет тенденцию к увеличению числа таких свалок.

Вышеуказанное, а также отсутствие муниципального экологического контроля, ограничения в проведении государственного контроля за соблюдением законодательства о безопасном обращении с отходами субъектами малого и среднего предпринимательства, отсутствие адекватного ситуации правового регулирования тарифной политики в указанной сфере привело не только к превращению пригородных лесов и иных природных объектов в мусорные свалки, но и к сокращению объемов внесения в бюджет платежей за размещение отходов, 80% от которых должны направляться в республиканский и местные бюджеты на природоохранные цели.

В подтверждение указанному можно отметить, что более 2000 свалок ТБО на территории РБ не имеют проектной документации, не зарегистрированы в реестре объектов по размещению отходов, повсеместно не соблюдаются экологические и санитарные требования по размещению отходов, однако не закрыта еще не одна такая свалка, а закрытая судом по иску Управления Росприроднадзора по РБ Вавиловская свалка ТБО продолжает действовать.

Учитывая изложенное, с целью предотвращения дальнейшей дестабилизации системы муниципального управления отходами и снижения ущерба окружающей среде и здоровью граждан в Республике Башкортостан, на основании ст. ст. 12, 13, 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 27 ФЗ «Об отходах производства и потребления» АПО РБ предложила продлить сроки рассмотрения протестов прокуратуры по отмене решений органов МСУ об утверждении норм накопления отходов.

Со своей стороны Ассоциация по отходам РБ направила соответствующие предложения по разработке данных норм в адрес Правительства РБ и Минприроды РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.