Научная статья на тему 'Соотношение государственных и рыночных услуг в сфере жизнеобеспечения региона'

Соотношение государственных и рыночных услуг в сфере жизнеобеспечения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакаева Э. З.

В статье представлены основы определения соотношения услуг в сфере жизнеобеспечения региона, рассмотрен пример расчета количества видов услуг в сфере обращения отходов производства и потребления региона, приведены примеры государственных, муниципальных, общественных и рыночных услуг жизнеобеспечения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение государственных и рыночных услуг в сфере жизнеобеспечения региона»

2. Mark Stevens. Extreme Management: What They Teach at Harvard Business School's Advanced Management Program. - Grand Central Publishing, 2002. - P. 48.

СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЫНОЧНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА

© Сакаева Э.З.*

Филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

В статье представлены основы определения соотношения услуг в сфере жизнеобеспечения региона, рассмотрен пример расчета количества видов услуг в сфере обращения отходов производства и потребления региона, приведены примеры государственных, муниципальных, общественных и рыночных услуг жизнеобеспечения региона.

Одним из направлений поисков путей совершенствования системы услуг жизнеобеспечения региона является предоставление услуг для всего населения путем использования соотношения среди федеральных государственных услуг, государственных услуг на уровне субъекта РФ, муниципальных услуг, общественных услуг и рыночных услуг. Важное условие для данного соотношения в сфере жизнеобеспечения региона заключается в сохранении и соблюдении полномочий органами публичной власти. В предыдущих исследованиях нами дано следующее определение услуг жизнеобеспечения региона - это система федеральных, региональных, муниципальных, общественных и рыночных услуг, в которых нуждается человек и которые связаны с местом его проживания и работы, и направленных на обеспечение здоровья человека и сохранения его жизни, увеличения продолжительности жизни и повышения качества жизни населения региона.

На наш взгляд, актуальным представляется научный метод повышения эффективности управления социально-экономическими, организационными системами предложенный И.В. Прангишвили - метод «Золотого сечения», или «Золотой пропорции». Предлагаемый метод заключается в том, что главные показатели любой сложной системы распределяются между иерархическими уровнями по правилу «Золотого сечения» [4]. Автор «золотого сечения» утверждает, что при таком делении достигается максимальная устойчивость, стабильность и главное - эффективность управления в экономических, социальных и организационных системах.

* Доцент кафедры «Экономика и управление», кандидат экономических наук, доцент.

Прангишвили И.В. пишет, что анализ реальных систем различной природы показал, что системы, которые эффективно функционируют, используют технологию «золотого сечения». Так, анализ показал, что:

1. в цивилизованных странах распределение доли собственности между государством и частным бизнесом происходит по соотношениям «золотой пропорции» в зависимости от принятой модели: либо 62 % и 38 % (или близко к этим цифрам), либо 38 % и 62 %. Например, в Швеции доля госсобственности близка к цифре 60 %, а доля частной собственности близка к цифре 40 %. В Японии, Германии, Англии, Франции или США, наоборот, доля госсобственности приближается к цифре 40 %, а доля частной собственности к цифре 60 %. В России соотношение долей государственной и частной собственности далеко от «золотой пропорции» что свидетельствует о неэффективности управления собственностью;

2. ресурсы и доходы в Германии, Англии, Японии и в других цивилизованных странах распределяются также по «золотой пропорции» -примерно 62 % и 38 %;

3. величина коэффициента Джини, близкая 0,62 или ее квадрату 0,38, позволяет оценить распределение доходов населения и используется для анализа равновесного состояния экономики и т.д.

Деление по «золотой пропорции» внутри главных показателей системы (ресурсы, доходы, прибыль, фонд зарплаты, бюджет, собственность и др.) обеспечивает повышение эффективности управления, баланс интересов народа и власти в экономике, политике, в социальных и организационных системах. Эффективное управление может обеспечить баланс интересов и между личностью, семьей и обществом [4].

Определение соотношения между федеральными государственными услугами, государственными услугами на уровне субъекта РФ, муниципальными услугами, общественными услугами и рыночными услугами по правилу «Золотое сечение» позволяет сформировать значение норматива образования количества видов услуг на каждом иерархическом уровне, позволяя осуществить переход от федеральных государственных услуг к рыночным услугам, сохраняя полномочия за органами публичной власти. Причем, рассчитанный норматив соотношения услуг позволяет сформировать матрицу количества видов услуг в системе жизнеобеспечения региона (табл. 1).

В результате исследования удалось определить нормативы количества видов услуг для пяти уровней услуг в сфере обращения отходов производства и потребления (далее - ООПП) региона.

Выделим в сфере ООПП федеральные государственные услуги, государственные услуги субъектов РФ, муниципальные услуги.

Таблица 1

Расчет норматива соотношения услуг в системе услуг жизнеобеспечения региона и расчет количества видов услуг на примере сферы обращения отходов производства и потребления региона

Классификация услуг жизнеобеспечения региона Нормативы Количество видов услуг

1. Федеральные услуги 1 12

2. Государственные услуги на уровне субъекта РФ 1,38 17

3. Муниципальные услуги 1,9 23

4. Общественные услуги 2,63 32

5. Рыночные услуги 3,54 43

Всего: 127

Федеральная государственная услуга в сфере ООПП, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти в сфере отходов производства и потребления, которая осуществляется в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации [6]. В связи с этим предоставляются такие федеральные услуги:

- лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-У класса опасности, исполнитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования [5];

- обеспечение населения информацией в области обращения с отходами и другие услуги.

Региональные государственные услуги в сфере ООПП - это услуги предоставляемые органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с полномочиями, возложенными на них федеральным законодательством в сфере безопасности обращения с отходами производства и потребления, финансируемые за счет средств бюджета субъекта РФ [6]. Выделим региональные государственные услуги, исполнителем, которых является Министерство экологии и природопользования и другие органы исполнительной власти субъекта Федерации:

- организация ведения республиканского кадастра отходов;

- выдача проекта зон охраны, градостроительного регламента и иной градостроительной документации;

- организация создания и сопровождения информационной модели базы геоданных для сбора, обработки и хранения информации в сфере обращения с ТБО, в том числе данных инновационных решений, технологий и проектов по обращению с ТБО [1];

- организация внедрения опытно-промышленных производств по переработке отходов, технологий, направленных на снижение объемов отходов, размещаемых в окружающей среде и другие услуги.

Муниципальная услуга в сфере обращения с отходами производства и потребления, предоставляемая органом местного самоуправления (поселения, муниципального района, городского округа) - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, осуществляемая в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 и уставами муниципальных образований [6]. Конкретизируем муниципальные услуги:

- информирование населения муниципального образования о действии административного регламента «Порядок обращения с твердыми бытовыми отходами» путем размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Республики Башкортостан;

- организация проведения эксперимента по организации раздельного сбора твердых бытовых отходов во всех муниципальных районах и городских округах республики в целях определения готовности населения участвовать в раздельном сборе ТБО;

- организация ликвидации несанкционированных свалок;

- организация строительства узловых полигонов ТБО;

- организация строительства сети мусороперегрузочных станций в республике и другие услуги.

Общественные услуги в сфере управления многоквартирными домами -это услуги, предоставляемые общественными объединениями, призванные удовлетворять растущие запросы людей в повышении качества жизни, обеспечении и сохранения здоровья человека. Перечислим общественные услуги:

- проведение в режиме видеоконференцсвязи обучающего семинара для председателей советов многоквартирных домов [8];

- организация общественной приемной для населения по проведению бесплатных консультаций с привлечением юристов и бухгалтеров сферы ЖКХ по просвещению граждан в вопросах управления своими домами [1];

- организация проведения «круглого стола» с привлечением представителей СМИ по наиболее задаваемым вопросам в сфере ЖКХ [7];

- организация и проведение «горячей линии» по проблемам ЖКХ для приема жалоб от населения о деятельности управляющих компаний с последующим проведением рейдов по проверке полученных жалоб;

- проведение тренингов для молодых граждан по тематике общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Кадры ЖКХ» [6];

- организация общественного контроля деятельности управляющих компаний и ЖСК [7];

- ведение сбора обработке и систематизации информации по нарушениям прав граждан в сфере ЖКХ;

- организация деятельности регионального информационно-методического центра по вопросам реформирования ЖКХ [2];

- организация и проведение правового просвещения граждан в сфере ЖКХ;

- вовлечение активных молодых людей в сферу управления жилым домом и придомовой территорией и подготовка менеджеров-управ-ленцев [1] и другие услуги.

Рыночные услуги в сфере ООПП - это деятельность, направленная на удовлетворение человеческих потребностей в безопасности сбора, хранения, накопления, транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления в соответствии с нормами природоохранного законодательства для обеспечения охраны здоровья и окружающей среды, осуществляемая предприятиями, организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, использующими различные формы и методы обслуживания для извлечения прибыли. Перечислим рыночные услуги, исполнителями которых являются организации, выбранные на конкурсной основе:

- обмен информацией путем проведение круглых столов, семинаров, научно-практических конференций по тематике обращения с ТБО и использованию вторичных материальных ресурсов;

- сбор отработанных аккумуляторных батарей;

- сбор и обезвреживание ртутных ламп, люминесцентных ртуть содержащих трубок отработанных и бракованных;

- подготовка и переподготовка кадров в области экологического образования и воспитания и другие услуги.

Список литературы:

1. Достигнутые результаты 2011 г. [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам молодежи [сайт]. - Режим доступа: www.fadm.gov.ru/ ргсуеСь/Ьоте/геБШШ 11 .рИр

2. Общественный контроль как стимул реформы ЖКХ [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ [сайт]. - Режим доступа: www.oprf.ru/ about/interaction/region_chambers/431/1543/newsitem/18348.

3. Пехтин В. Общественные организации могут помочь наведению порядка в ЖКХ (на дату 17.10.2012 г.)

4. Прангишвили И. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Общество и экономика. - 2005. - № 9. -С. 125-135.

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 № 442-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: ШрУ/Ьаєе.сошиІ-tant.ru/cons/cgi/onlin (дата обращения: 15.09.2012).

6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 03.12.2011 г. № 383-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс [сайт]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlin (дата обращения: 09.09.2012).

7. Цицин К.Г. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: организация общественного контроля в ЖКХ как залог создания комфортных условий проживания граждан (электронный ресурс) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ [сайт]. - Режим доступа: www.ga-rant.ru/action/conference/332561 (дата обращения: 17.10.2012).

8. Часовских В. «Дистанционное обучение» для председателей советов

МКД [Электронный ресурс] // Общественная палата РФ [сайт]. - Режим доступа: www.oprf.ru/about/interaction/region_chambers/431/1543/newsitem/19281

(дата обращения: 09.10.2012).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Солопова Г.И.*

Курский государственный университет, г. Курск

В статье изучено, что в связи с переходом к рыночной экономике произошло снижение эффективности использования в процессе производства материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Предложены пути выхода из сложившейся ситуации и возможности оснащения предприятий современными технологиями.

Переход экономики к рыночным условиям и последовавший за ним кризис финансовой системы оказали значительное влияние почти на все стороны деятельности товаропроизводителей агропромышленного комплекса. В связи с чем, почти в 2 раза сократился выход сельскохозяйственной продукции,

* Аспирант кафедры «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.