УДК 316
УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИМ СООБЩЕСТВОМ
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТУРЦИЯ)
И. Селек
Аннотация. В статье отмечается, что Республика Турция относится к группе стран с догоняющей модернизацией в сфере образования. Современная Турция проявляет заинтересованность в поиске новых форм управления высшим образованием. Становление турецкой системы высшего профессионального образования связано с обращением к опыту и традициям европейских и американских университетов. Исследуется опыт управления университетами на государственном, университетском и внутри университетском уровнях.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, управление, университет, государство, университетское сообщество.
MANAGEMENT OF UNIVERSITY COMMUNITY
IN CONDITIONS OF MODERNIZAON
(THE EXAMPLE OF TURKEY REPUBLIC)
I. Selek
Abstract. The article notes that the Republic of Turkey belongs to the group of countries with overtaking modernization in education. Modern Turkey is interested in finding new forms of manegement of higher education. The formation of the Turkish system of higher education is associated with appeal to the experience and traditions of European and American universities. The experience of university management in the state, university and inside university-level.
Keywords: higher education, management, university, state, university community.
В чем заключается специфика функций университетского сообщества в условиях модернизации общества? Во-первых, функции реализуются сложной, многоуровневой и разветвленной сетью формальных организаций, имеющих давние, устойчивые социальноисторические связи как друг с другом, так и с внешними институтами (семьей, наукой, культурой, производством). Во-вторых, функции находятся под социальным и государственным контролем в той мере, в которой общество или группы вырабатывают и одобряют более или менее целостную концепцию сети образовательных организаций, обеспечивают ресурсы для ее развития. В-третьих, эти функции распространяются на все без исключения уровни общественной жизни (индивидуальный, групповой и социеталь-ный).
Отмеченные взаимодействия университетского сообщества и других социальных институтов носят ярко выраженный двусторонний характер. В результате социологического анализа становится очевидным, что система высшего образования определенным образом «реагирует» на динамику других институтов, изменяя свою структуру или содержание в соответствии с изменяющимися условиями. В связи с этим можно предположить, что это реагирование носит также функциональный
характер. Причем такое реагирование является чаще всего запаздывающим.
Поскольку университетское сообщество, как целостное явление, обладает собственной сложной структурой, в которой активную роль играют различные социальные организации, то высшее образование само является источником воздействия, направленным на другие общественные институты.
Реформирование системы высшего профессионального образования Турции требует совершенствования системы управления. Ориентация на инновационное развитие означает, что поиск оптимальных моделей управления является стратегическим направлением развития высшей школы.
Основные направления поиска новых моделей управления высшей школы в современных условиях таковы [1, 2]:
- разработка инструментария, обеспечивающего повышение результативности преподавательского труда, ориентированного на управление по целям и эффективный контракт;
- взаимодействие с работодателем и ориентация на потребителя;
- создание новых вариантов управления на основе принципов стратегического управления, менеджмента качества и, бюджетирования;
- интеграция в международное образовательное пространство.
Республика Турция относится к группе стран с догоняющей модернизацией в сфере образования. Современная Турция проявляет заинтересованность в поиске новых форм управления высшим образованием. Становление турецкой системы высшего профессионального образования связано с обращением к опыту и традициям европейских и американских университетов.
Какова динамика реформирования системы управления высшей школой в Турции? Университеты возникли на волне революционных изменений, а не на базе традиционных исламских образовательных учреждений (медресе). В 1933 году законодательством республики было определено, что университет, как типичное европейское учреждение, несет ответственность за результаты деятельности перед Министерством национального образования. Следующим шагом было введение в 1946 году в управленческую практику понятия «университетская автономия». Университетская автономия трактовалась как способ формирования органов управления на основе выборов ректора и деканов. Эта процедура осуществляется профессорско-преподавательским составом. Данное положение было юридически подкреплено в Конституции (1960 г.). Понятия планирования и координации в высшем образовании были введены после усиления административных начал государственного управления в 1971 году. К 1980 году законодательством было определено, что университеты являются государственными институтами, которые решают задачу предоставления высшего образования как форму бесплатного служения обществу. Процесс изменений в системе управления высшего образования отражает конфликт интересов заинтересованных сторон турецкого общества: административно-государственных органов, академической олигархии, гражданских институтов и рынка.
Сохранение консенсуса между заинтересованными сторонами является обязательным условием поступательного развития системы высшего образования.
В противном случае доминирование административно-государственных органов может привести к бюрократизации, а перекос в сторону академической олигархии - к дезорганизации. Институты гражданского общества и рынка в этом случае играют роль стабилизаторов [7, Р. 35-37].
На современном этапе управление системой высшего профессионального образовании
Турции регулируется «Законом о высшем образовании» (1981 г.). Система включает формы государственного и общественно-
государственного управления на национальногосударственном, университетском и внутри университетском уровнях.
На национально-государственном уровне основным элементом управления является Совет высшего образования. Совет - это конституционный орган, который несет ответственность за планированием и координацией, управлением и контролем в сфере высшего образования. В состав совета входит 21 представитель. Из них: одна треть представителей выдвигаются Межуниверситетским советом, еще треть - правительством, и еще одна треть -непосредственно президентом Республики. Полномочия членов Совета высшего образования и президента Совета составляют четыре года. Членами совета могут быть государственные служащие и представители академических образовательных округов.
Наряду с высшим правительственным органом управления, которым является Совет высшего образования Турции, функционируют консультативные органы национальногосударственного управления высшим образованием: межуниверситетский совет, турецкий комитет ректоров университетов и наблюдательный совет высшего образования. В результате действий консультативных органов управления роль Министерства образования ограничивается вопросами финансирования, составлением бюджета, ведением бухгалтерского учета и распределением материальнотехнологических ресурсов.
На наш взгляд, сочетание государственного и общественно-государственного управления на национально-государственном уровне способствует постепенному переходу от классической европейской модели высшего образования к англосаксонской системе. Этот переход выражается в усилении посреднической роли Совета высшего образования при назначении на должность ректора университета, в стремлении использовать потенциал высшей школы на благо национальной экономики и социальной сферы, а также во внедрении попечительства, как института, в структуру государственного управления образовательным учреждением [6, р. 64-75].
На университетском уровне управление системой высшего профессионального образования Турции предполагает сочетание назначения и коллегиальности в процессе принятия решений.
Ректор, будучи высшим должностным лицом в государственном университете, назначается президентом Турецкой Республики. Назначение производится из числа шести претендентов, которых определяет Совет высшего образования. В состав претендентов включаются профессора, выдвинутые академическим сообществом университета. Срок пребывания в должности ректора составляет четыре года, по завершению срока однократно допускается его повторное переизбрание. В современных условиях наряду с назначением на должность ректора допускается и процедура выборов.
Как показывает контент-анализ официальных сайтов Стамбульского [5] и Галатасарай-ского [3] государственных университетов, а также государственного университета Марма-ра [4], внутреннее управление в университетах осуществляют Сенат и Административный совет.
В состав Сената входят ректор (в статусе председателя сената), проректоры, деканы факультетов, директора школ и институтов, представители профессорско-
преподавательского состава (избранные советом факультета сроком на 3 года). В ведении Сената находятся вопросы, связанные с организацией учебного процесса, разработка учебных программ, организация и публикация научных исследований, присуждение почетных степеней, а также осуществление новых назначений в Административный совет университета.
Административный совет университета, в который входят ректор, деканы и три представителя сообщества профессоров, избираемых Сенатом университета, является исполнительным органом управления. В ведении Сената находятся вопросы общего управления, в том числе распределение финансов и реализация бюджетных исследований, организация учебной деятельности и выполнение инвестиционных программ.
Следовательно, в современных условиях развитие системы высшего профессионального образования Турции характеризуется двумя взаимодополняемыми тенденциями: с одной стороны, это стремление к диверсификации, с другой - усиление централизации. Диверсификация выражается в управлении на основе взаимодействия науки, образования и производства, диссеминация педагогического опыта - на основе разнообразия организационноправовых форм образовательной деятельности, применением способов целевого финансирования и стратегического планировании в работе студенческих советов. Тенденция к центра-
лизации выражается в усилении контроля со стороны государственно-административных органов, в стремлении к унификации организационной структуры образовательного учреждения и стандартизации требований к учебному и воспитательному процессу.
К числу перспективных направлений совершенствования университетов Турции относятся: введение стратегического планирования, возрастание роли принципов автономии в организации управления университетами, повышение роли студенчества в жизни вузов.
Основу стратегического планирования составляют планы перспективного развития университетов сроком на пять лет. Каждый университет, проведя самообследование, должен выявить свой потенциал: его сильные и слабые стороны, определить стратегию развития на ближайшую и средне срочную перспективу, оценить вызовы, риски и приоритеты развития.
Введение основ стратегического планирования пока еще не дало ощутимых результатов для турецких университетов. Вместе с тем, современные подходы в сфере высшего профессионального образования определяются концепциями в логике стратегического и инновационного менеджмента, принципами дерегуляции и подотчетности. Модернизированный управленческий контекст создает оптимальные условия для диалога университетов с внешней средой. Университеты превращаются в равноправных и ответственных партнеров во взаимодействии с государством, национальным бизнесом и международным сообществом.
Наиболее полно принцип стратегического планирования проявляется в научноисследовательской сфере. Университеты, стремясь получить международное признание, включаются в интернациональные исследовательские проекты. Фундаментальные и прикладные работы, исследования на индивидуальной или совместной основе, проводимые на факультетах, отделениях, в научных центрах или в технопарках, способствуют развитию координации и творческой инициативы внутри университетского сообщества. Одновременно с этим ведется поиск перспективных научных исследований, направленных на использование внутренних ресурсов университета, а также внешних партнеров внутри страны и внешних партнеров за пределами Турции.
В настоящее время наблюдается стремление турецких университетов, с одной стороны, извлечь выгоду из результатов исследовательской деятельности, а с другой - повысить репутацию, приобрести опыт в организации
масштабных научных проектов и подготовить национальные квалифицированных кадры в области научных исследований. Следует отметить, что стимулирование научноисследовательской деятельности происходит на конкретной основе. Научноисследовательский совет создает условия для грантовой деятельности и научных обменов. Министерство образования Турции также оказывают финансовую поддержку в организации международных научных конференций, публикации статей в зарубежных изданиях, реализации проектов в контексте рамочных программ. Определение научных приоритетов -это условие выбора успешной стратегии университета.
Второе перспективное направление - поиск баланса между централизацией и автономией в жизни университетов. Тенденция к централизации университетской жизни выражается в том, что государственные университеты являются учреждениями, которые управляются государством. Государство является владельцем университетского имущества, на основе законодательных и бюджетных актов осуществляется наем и увольнение профессорскопреподавательского состава и вспомогательного персонала, определяется контингент студентов, плата за обучение. В то же время университеты могут в определенной степени определять содержание учебного плана и конкретных образовательных курсов. Такая прак-
Литература:
1. Зарубин В.Г., Макаридина В.А. Региональная структура высшего государственного профессионального педагогического образования России: опыт социологического анализа // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. № 1. С. 230-237.
2. Зарубин В.Г., Начкин А.И. Эффективный контракт научно-педагогических работников: нормативное и ценностное измерение // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно -педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2013. № 4. С. 55-55.
3. Официальный сайт Галатасарайского университета. URL: http://www.gsu.edu.tr. (дата обращения: 19.04.2015).
4. Официальный сайт университета Мармара. URL: http://www.marmara.edu.tr. (дата обращения:
20.04.2015).
5. Официальный сайт Стамбульского университета. URL: http://www.istanbul.edu.tr. (дата обращения: 23.04.2015).
6. Guruz, K. Turkiye'de ve Dunyada Yuksekogretim, Bilim ve Teknoloji = Higher Education, Science and Technology in Turkey and the World / K. Guruz, E. $uhubi, C. Sengor, K. Turker, E. Yurtsever. - Istanbul: TUSIAD, 1994. Р. 217.
тика возможна при условии соответствия плана и образовательных курсов стандартам и при наличии согласия со стороны Совета высшего образования.
И третье направление в области создания новых институтов управления - учреждение студенческих советов и вовлечение студентов в процесс управления вузом. В круг полномочий представителя студенческого самоуправления входит обсуждение учебных и социальных проблем студентов. Представитель студентов имеет право довести содержание этих проблем до соответствующих учебных и административных инстанций, взаимодействовать с руководством вуза и факультетов по поводу организации волонтерской деятельности, мероприятий в области спорта и художественного творчества.
Таким образом, модернизация управления системы высшего профессионального образования оказывается одним из стратегических направлений поступательного социальноэкономического развития. Государство выступает в роли ведущего института, инициирующего преобразования. Наличие баланса между тенденцией к централизации и тенденцией к автономии отражает специфику управления высшим образованием и превращает ведущие турецкие университеты в конкурентоспособные инновационные образовательные учреждения.
7. Guruz, K. Higher Education and International Student Mobility in the Global Knowledge Economy / K. Guruz. - Albany, New York: SUNY Press, 2008. Р. 188.
References:
1. Zarubin V.G., Makaridina V.A. Regional'naja
struktura vysshego gosudarstvennogo
professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija Rossii: opyt sociologicheskogo analiza // Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2014. № 1. S. 230-237.
2. Zarubin V.G., Nachkin A.I. Jeffektivnyj kontrakt nauchno-pedagogicheskih rabotnikov: normativnoe i cennostnoe izmerenie // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. 2013. № 4. S. 55-55.
3. Oficial'nyj sajt Galatasarajskogo universiteta.
URL: http://www.gsu.edu.tr. (data obrashhenija:
19.04.2015) .
4. Oficial'nyj sajt universiteta Marmara. URL: http://www.marmara.edu.tr. (data obrashhenija:
20.04.2015) .
5. Oficial'nyj sajt Stambul'skogo universiteta. URL: http://www.istanbul.edu.tr. (data obrashhenija:
23.04.2015) .
6. Guruz, K. Turkiye'de ve Dunyada Yuksekogretim, Bilim ve Teknoloji = Higher Education, Science and Technology in Turkey and the World / K. Guruz, E. $uhubi, C. Sengor, K. Turker, E. Yurtsever. - Istanbul: TUSIAD, 1994. R. 217.
7. Guruz, K. Higher Education and International Student Mobility in the Global Knowledge Economy /
K. Guruz. - Albany, New York: SUNY Press, 2008. R. 188.
Сведения об авторе:
Селек Ибрагим (г.Стамбул, Турция), стажер кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заместитель генерального секретаря Фонда журналистов и писателей Турции, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Selek I. (Istanbul, Turkey), wainee of the department of Education Management and HR management of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, the Deputy Secretary General the Journalists and Writers Foundation of Turkey, e-mail: [email protected]