Научная статья на тему 'Историография становления университетского образования в Турции: проблемы и перспективы'

Историография становления университетского образования в Турции: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гюль А.

Статья посвящена истории трансформаций системы высшего образования Турции от начала создания первого высшего учебного заведения до конца XX в. Анализируются историко-педагогические исследования, посвященные становлению высшего образования в Турции, степень изученности проблемы, закономерности, подходы к пониманию сути проблем университетского образования в указанные годы. Показаны задачи, над которыми работали ученые, исследуя реформирование системы высшего образования Турции. Установлено, что сложности подготовки специалистов высшей квалификации в этот период обозначались в большинстве работ, но практически отсутствуют комплексные исследования вопросов функционирования и развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF FORMATION OF UNIVERSITY EDUCATION IN TURKEY: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article deals with the hisory of transformations of higher education system in Turkey from the beginning of creation of the first higher education institution up to the end of the 20th century. The historical and pedagogical research devoted to the formation of university education in Turkey has been analyzed; the level of knowledge of the problem, mechanisms and approaches to understanding the essence of university education problems in the mentioned period have been examined. The tasks of the researchers who worked on the reformation of the higher education system in Turkey have been also considered. It is established that difficulties in the highly qualified specialists' training in this period have been studied in many scientific works, but there is a lack of complex studies on functioning and development of higher education.

Текст научной работы на тему «Историография становления университетского образования в Турции: проблемы и перспективы»

УДК 930.85

ИСТОРИОГРАФИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена истории трансформаций системы высшего образования Турции от начала создания первого высшего учебного заведения до конца XX в. Анализируются историко-педагогические исследования, посвященные становлению высшего образования в Турции, степень изученности проблемы, закономерности, подходы к пониманию сути проблем университетского образования в указанные годы. Показаны задачи, над которыми работали ученые, исследуя реформирование системы высшего образования Турции. Установлено, что сложности подготовки специалистов высшей квалификации в этот период обозначались в большинстве работ, но практически отсутствуют комплексные исследования вопросов функционирования и развития высшей школы.

Ключевые слова: реформирование образования, университеты, модернизация, вестернизация, секуляризация.

Стремительное развитие науки, информационных технологий и связанное с ними развитие телекоммуникационных средств, процессы глобализации приводят к изменениям и в сфере образовательных услуг.

В конце ХХ в. большинство динамично развивающихся государств, которые непосредственно имеют отношение к качественным, фундаментальным научно-техническим сдвигам, начали активное формирование эффективной системы образования, особенно высшего, качественное переустройство непрерывного образования, связанное с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадрового потенциала для общественного производства и менеджмента.

Ценность образования выразилась в том числе и в его способности активно влиять на смену структуры производства и ситуацию на рынке труда. В конце концов, в общественном сознании складывается понимание того, что цивилизованное, социальное, правовое государство будет иметь достойное будущее только тогда, когда его граждане будут высокообразованными и способными активно и творчески готовить основу для подъема национальной экономики, науки, техники, технологии, культуры, для стратегического выживания в условиях острой конкуренции.

Обзор научных работ свидетельствует, что, во-первых, становится возможной дальнейшая демократизация общества через реализацию «идеи университета» - духа творчества, активности, самоуправления (А. Алексюк, В. Андреев, А. Глузман, Н. Демьяненко, А. Максименко, В. Манько, В. Огневьюк, О. Петерсон, Н. Терентьева).

Поскольку высшее образование не имеет границ, возникает необходимость в его модернизации, интеграции и трансформации, разработке моделей, методов управления, рамок национальных квалификаций (К. Астахова, Я. Болюбаш, Е. Бражник, А. Василюк, Н. Кичук, Г. Козлакова, Т. Левченко, А. Максименко, Н. Побирченко, Ж. Таланова).

A. rmflb A. Gul

HISTORIOGRAPHY OF FORMATION OF UNIVERSITY EDUCATION IN TURKEY: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article deals with the hisory of transformations of higher education system in Turkey from the beginning of creation of the first higher education institution up to the end of the 20th century. The historical and pedagogical research devoted to the formation of university education in Turkey has been analyzed; the level of knowledge of the problem, mechanisms and approaches to understanding the essence of university education problems in the mentioned period have been examined. The tasks of the researchers who worked on the reformation of the higher education system in Turkey have been also considered. It is established that difficulties in the highly qualified specialists' training in this period have been studied in many scientific works, but there is a lack of complex studies on functioning and development of higher education.

Keywords: reformation of education, universities, modernization, westernization, secularisation.

Процесс становления и развития системы высшего образования Турции начался в конце XII в. и постепенно охватил практически все сферы общественной жизни. Со временем желание защититься от угрозы военной экспансии европейских государств привело к осознанию неизбежности модернизации на основе европейского опыта. Заимствование европейских достижений в сфере военного дела, культуры и образования позволило бы Османской империи достичь военного могущества и сберечь территориальную целостность государства.

История реформ высшего образования в Османской империи привлекает повышенное внимание исследователей. На сегодняшний день ими создано множество монографических и диссертационных работ, написано около 100 статей и докладов, в которых анализируется процесс модернизации образования в Османском государстве.

Базой для исследования являются историографические и исторические источники. По тематическому принципу исследованные историографические источники могут быть разделены на несколько групп.

I. Исследования, представленные научными работами обобщающего характера по истории Османской империи, к ним относятся монографии, диссертации, авторефераты диссертаций и научные статьи. У этих работ высокий информационный потенциал и они дают возможность определить уровень исследованности проблемы, оценить состояние теоретико-методологической, организационной и ис-точниковой основы исследований по истории Османской империи. К их числу следует отнести исследования А. Алимова, Д. Еремеева, А. Новичева, Ю. Петросяна, М. Мейера, И. Фадеевой и других историков.

II. Исследовательские работы проблемного характера - отдельные монографии, статьи, посвященные образовательным реформам в Османской империи. Истори-

ографические источники этой группы дают возможность определить отличия в позициях ученых, системе их взглядов и на этом основании проследить динамику историографического процесса. Эта группа представлена монографиями и статьями А. Алимова, М. Боджоляна, Н. Дулина,

A. Желтякова, Н. Киреева, А. Миллера, Ю. Петросяна, Ф. Шабанова и пр.

III. Исследования, посвященные истории высшего образования провинций Османской империи, в частности работы Г. Арша, В. Грачова, Д. Жантиева, А. Новичева, С. Олюни-на. В их монографиях и статьях впервые был рассмотрен процесс образовательных реформ в провинциях Османской империи, которые со временем стали самостоятельными государствами.

При подготовке исследования использовалась Конституция 1876 г. Османской империи, которая являлась важным политическим документом в истории страны эпохи нового времени. Она была принята 23 декабря 1876 г., и через два года перестала действовать, хотя и не была отменена официально [1]. Этот законодательный акт определил функции государства на данном этапе жизни страны, самые важные институты государственного управления, их состав, полномочия руководителей государства и самых важных должностных лиц.

Вторую группу источников составляют постановления высших органов власти. Это хатты 1839 и 1856 г., которые ознаменовали начало первого и второго периодов Танзима-та [2]. Документы демонстрируют, какие меры предпринимало правительство на пути к модернизации высшего образования и общества в Османской империи.

В следующую группу источников входят сочинения государственных и общественных деятелей. К ним относятся записка великого визиря Аали-паши от шабана 1284 г. (30 ноября 1867 г.), составленная во время его чрезвычайной миссии на острове Крит, политическое завещание Аали-паши, политическое завещание Фуада-паши [3]. Эти документы раскрывают замыслы реформаторов второго периода Танзимата.

Предпосылки для реформирования высшего образования рассматривались О. Сенковським, В. Смирновым,

B. Тепловым. Основными причинами падения империи ученые считают: бездействие султанов, переход власти в руки придворных, распространение сепаратизма глав провинций, усиление идей национальной независимости христианских народов, которые входили в состав империи.

Ю. Петросян, В. Запорожец считают, что общественные и образовательные реформы стали возможными благодаря смене традиционных представлений государственных деятелей Османской империи об отношениях Востока и Запада, их знакомству на протяжении столетий с экономической, политической и культурной жизнью государств Западной Европы [4].

При изучении реформ «низам-йджедид» ученых интересовала роль султана Селима III в преобразованиях системы образования. Главной социальной опорой реформ были представители новой османской бюрократии. Реформам в области высшего образования и просветительства способствовало расширение контактов чиновников со странами Западной Европы [5].

Особенно важным является влияние идей Великой французской революции на реформы Селима III, которые были вызваны потребностями Османской империи.

Среди причин провала образовательных реформ Селима Ill А. Миллер, А. Новичев, Ю. Петросян выделяли: 1) противоречия между стремлением султана к централизации империи и ростом национально-освободительных движений; 2) слабость социальной базы, на которую опирался султан; 3) сопротивление феодально-клерикальных слоев общества и их влияние на население; 4) внешнеполитические осложнения, которые возникли перед Османской империей, ее возрастающая зависимость от европейских государств и их вмешательство во внутренние дела страны. А. Новичев добавлял к этому нерешительность Селима III и «беспечность» Мустафы-паши Байрактара [6].

В то же время в монографиях Д. Еремеева, М. Мейера, И. Е. Петросяна и Ю. А. Петросяна [4] делается вывод, что поражение сторонников Селима III привело их последователей к мысли о необходимости проведения не только военных, но и образовательных реформ, которые охватили бы все стороны общественно-политической и культурной жизни страны.

Теоретическим основам развития системы высшего образования в Турции посвящены научные статьи А. Гази-зова и А. Гурьева. Особенное внимание в них было уделено исследованию реформирования системы высшего образования Турции в работах И. Доромаджи, Х. Ез, К. Цейтко-вич. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в турецкой системе образования происходят существенные изменения, связанные с трансформациями в экономической, социально-культурной жизни, необходимостью приведения образования в соответствие переменчивым требованиям общества, Болонским процессом.

Для нас также представляет интерес периодизация процесса становления системы высшего образования Турции. С. Усманова в своем диссертационном исследовании «Тенденции развития системы высшего педагогического образования в Республике Турция» выделяет несколько этапов становления и развития системы высшего образования в Турции. Первый этап (1863-1922 гг.) был ознаменован открытием в 1863 г. первого Стамбульского университета, получившего название «Darulfunun» (Дом наук) и переименованного в 1900 г. в «Darulfunun-i Osmani» (Османский дом наук), в нем готовили специалистов в области медицины, права, литературы, естественных наук и теологии. Второй этап связан с провозглашением Турецкой Республики в 1922 г. В 1924 г. было упразднено Министерство по делам религий и вакуфов (духовное звание), и духовенство было лишено прямого влияния на просветительство. Третий этап становления и развития высшего образования в Республике Турция (с 1980-е гг. и по сегодняшний день) начался с реформы высшего образования, направленной на унификацию согласно Закону 1981 г. № 2547 «Об объединении учебных заведений». Согласно этому Закону, высшее образование в Турции реорганизовывается и приобретает централизованную структуру управления [7].

Если западноевропейские буржуазные ориенталисты-историки Турции (Гибон, Гизи, Маркварт, Дени, Диль, Крамер, Йорга и др.) объясняли внутреннее развитие Османского

государства главным образом разными внешними влияниями и заимствованиями турками тех или иных черт внутренней организации государств у завоеванных и соседних народов, то современные турецкие историки, наоборот, отрицают любую возможность влияния коренных народов на общественный строй и культуру Турции [8, 9].

Известный турецкий историк Мехмед Кепрюлю в 1931 г. опубликовал статью «О влиянии византийских институтов на турецкие институты», посвященную этому вопросу.

В диссертации «Система профессионально-технического образования Турции» Т. Десятов анализирует современную структуру профессионально-технического образования Турции, в состав которой входят девять разных типов и уровней учебных заведений [10].

К. Салимова, изучая становление светской системы образования, выделяет основные черты государственной системы высшего образования Турции, в частности обязательность, абсолютное отделение от религии, демократичность, бесплатность. По мнению ученого, Турция - это единственная мусульманская страна, в которой успешно развивается светская высшая школа.

Среди основных моделей модернизации высшего образования Турции особенно интересной для нашего исследования является вестернизация.

Вестернизация - это процесс перехода от традиционного к современному обществу путем прямого переноса структур, технологий и способа жизни западного общества. Особенной чертой вестернизации является инициатива Запада и западные ценности, которые часто навязывались с помощью силовых методов, примером этого может послужить колонизация стран.

Наиболее распространенной реакцией на вестерни-зацию было сопротивление, а в дальнейшем, в процессе осмысления западного как лучшего, реакцией была попытка идти западным путем, но в своем темпе, иногда в условиях изоляции или авторитарной власти. Поэтому наиболее ярким примером сопротивления вестернизации была как раз Оттоманская империя. Являясь евразийской страной из-за своего геополитического расположения, Турция контролировала влияние Запада на общественно-политическую жизнь страны, пытаясь путем медленной эволюции выйти на один уровень с западными странами.

Модернизация Турции отличалась еще тем, что на первых этапах она осуществлялась под контролем Османского государства, где первый парламент появился в 18761888 гг., когда существовали законы, установленные султаном и неотделимые от ислама.

В 1889 г. была основана буржуазно-националистическая партия «Единение и прогресс», партия младотурков, которая начала борьбу с абсолютизмом и зависимостью Турции от Запада. После революции младотурков в 1908 г. процессы модернизации только усилились. А с приходом к власти Кемаля Ататюрка - основателя кемализма, возникает Турецкая республика.

Идеология модернизации Ататюрка включала в себя республиканизм, национализм, секуляризм, этатизм и революционизм.

Следует отметить, что секуляризация осталась наиболее драматичной частью модернизации. С одной стороны,

необходимо было отделить ислам от государства, взять под государственный контроль политику и образование. С другой стороны, для осуществления всех нововведений нужно было изменить взгляды населения, сформированные исламом в течение столетий.

Турецкий национализм (миллиетчилик) - один из краеугольных камней официальной идеологии Турецкой Республики, зафиксирован в ее основном законе. Национализм занял крайне важное место в идеологическом обеспечении национально-освободительного движения турецкого народа 1918-1923 гг. Младотурки и их партия «Единение и прогресс» («Иттихадветеракки») культивировали три направления в идеологии: османизм, исламизм и национализм (тюрклюк или тюркчюлюк) [11].

Государственная политика укрепления централизованной Османской империи, ядром которой стали бы турки, объединенные вокруг национальных идеалов, должна была усилить ослабленную империю, которая в начале XX в. потеряла практически все свои немусульманские территории. Империя в узких рамках должна была возродиться на основе тюркизма - турецкого национализма, а также тюркизации мусульманских этносов, которые остались в ее составе.

Большой вклад в разработку идей тюркизма внес Зия Гекальп (1875-1924). Согласно Гекальпу, нацию (миллет) объединяют не только этнические признаки, географические условия проживания и политические факторы, а в первую очередь образование, язык, искусство, религия, мораль и т. п. Зия Гекальп отмечал, что необходимо изменение законов, проведение ряда реформ, создание общенационального характера образования для укрепления национального государства. Кроме того, ученый считал необходимым отделение религии от государства, а процесс принятия и исполнения законов - от шариата, придание всей системе образования светского характера.

Принцип национализма в системе образования, по мнению Суна Кили, не имел расистского характера, не был ирре-дентным, т. е. не направлялся против какого-то этноса. Наоборот, он имел объединяющий характер, указывал на единство и неделимость нации и страны, направлял усилия турок на достижение общенациональных целей. Национализм не выступал за закрытое общество, а, наоборот, базировался на желании турок превратить свою страну в современное государство, используя при необходимости опыт других стран.

Не менее важным для нашего исследования является понятие лаицизма и народности. Идеи лаицизма возникли еще во времена младотурков, которые считали лаицизм основным средством обеспечения модернизации страны, связывая его с национализмом и отрицая османизм и исламизм. Лаицизм позволил создать секулярное государство и тем самым усилить национализм, быстро и эффективно обеспечив вестернизацию государства.

М. Кемаль в 1920-е гг. много внимания уделял принципу народности (народничества). М. Кемаль прямо заявлял, что все наши желания направлены на то, чтобы создать в Турции современную, то есть западную культурно-образовательную систему [11].

Таким образом, история развития высшего образования турецкого народа непосредственно связана с его творчес-

ким потенциалом, многовековым трудом, который создал то лучшее, что теперь мы называем историческим наследием нации. Именно педагогика является одним из наиболее важных элементов процесса становления подрастающего поколения, его воспитания в духе патриотизма, любви и преданности своей отчизне.

Следует также отметить, что история Турции полна драматического чередования периодов блестящего расцвета, упадка и возрождения, завоеваний и покорений стран Востока и Запада, восстания народов, нашествия иностранцев, которые значительно повлияли на развитие культуры, искусства и педагогической мысли этого государства.

Поэтому сегодня в рамках процессов европейской интеграции, которые охватывают все больше сфер жизнедеятельности, включая и высшее образование, Турция четко определила курс на интеграцию в образовательное и научное пространство Европы, на практическое присоединение к Болонскому процессу, на модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований.

1. Barblan A., Erguder U., Guruz K. Higher education in Turkey: Institutional autonomy and responsibility in a modernising society. Policy recommendations in a historical perspective. Bologna: Bononia University Press, 2008. URL: http://\vw\v.magna-charta.org/pdf/proceedings_atti_2008.pdf (дата обращения: 25.12.2015).

2. Страны и народы Ближнего и Среднего Востока. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1985. Т. 12. Турция. 276 с.

3. Батунский М. А. Развитие представлений об исламе в западно-европейской средневековой общественной мысли (XI-XIV вв.) // Народы Азии и Африки. 1971. № 4. С. 107-118.

4. Петросян И. Е., Петросян Ю. А. Османская империя: реформы и реформаторы (конец XVIII - начало XX в.). М.: Издат. фирма «Восточная литература», 1993. 186 с.

5. История Османского государства, общества и цивилизации / под. ред. Э. Ихсаноглу. М.: Восточная литература, 2006. Т. 2. 355 с.

6. Новичев А. Д. ИсторияТурции: в 4 т. Т. 4. Ч. 3. Новое время (1853-1875). Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1978. 280 с.

7. Усманова С. М. Особенности современного высшего педагогического образования в Турции // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: КГУ, 2009. Вып. 24. Ч. 1. С. 217-223.

8. Guruz K. The development of private higher education in Turkey // International higher education. 2006. № 45. URL: http://www.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/newsletter/Number45/ pll_Guruz.htm (дата обращения: 25.12.2015).

9. Harvey L., Green D. Defining quality // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18, No l. P. 9-34.

10. Десятов Т. М. Система професiйно-технiчноTосвiти в Туреччинк автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1998. 18 с.

11. Кемаль Ататюрк. Избранные речи и выступления: пер. с тур. М., 1966. 439 с.

© Поль А., 2016

УДК 930.85

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ

СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОТЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрена динамика потенциала протеста молодежи Вологодской области в период с 2008 по 2015 г., а также факторы, детерминирующие протестные настроения. Исследование проведено на основе данных мониторинга общественного мнения, осуществляемого ИСЭРТ РАН на территории региона.

Ключевые слова: молодежь, протестный потенциал, социальный конфликт, социальное самочувствие, экономическое положение, общественно-политические настроения.

И. Н. Дементьева I. N. Dementieva

STUDY ON SPECIAL FEATURES OF THE SUBJECT OF EDUCATION:

FACTORS OF FORMATION OF PROTEST POTENTIAL OF YOUTH IN THE VOLOGDA REGION

The article presents the dynamics of protest potential of youth in the Vologda region in the period from 2008 to 2015 and the factors that determine the protest mood. The study is based on the data of public opinion monitoring conducted by ISEDT RAS in the region.

Keywords: youth, protest potential, social conflict, social feeling, economic status, social and political moods.

Повышение эффективности педагогической деятельности невозможно вне глубокого изучения субъекта образования и воспитания - молодежи. Надежную основу теоретических построений ученых-педагогов дают социологические иссле-

дования. Предмет настоящей статьи - протестное поведение молодежи в одном из регионов России. Известно, что экономические и политические процессы, происходящие в современном российском обществе, сопровождаются распростра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.