Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС / МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATIONAL COMPLEX / MATHEMATICAL CYCLE / MILITARY UNIVERSITY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

Учебный процесс в высшем военном учебном заведении, как и системе образования в целом, не может успешно осуществляться без дидактически обоснованного методического обеспечения, включая разработку учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины. Разработка учебно-методических комплексов становится особенно актуальной в связи с реформированием образовательной среды, так как служит необходимым компонентом системно-методического обеспечения процесса обучения в высшей школе, а также условием введения новейших образовательных стандартов. Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины на основе компетентностного подхода может усилить практическую ориентированность образования, существенно расширить его содержание собственно личностными составляющими. Основываясь на компетентностном подходе - мы не только переходим от оценки результата обучения по количеству затраченного труда (время обучения, количество учебных предметов, объем учебных работ, экзамен и др.) к оценке результата через приобретенные будущими специалистами компетенциями, но учитываем инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средства углубления их сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярыгина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX IN THE SUBJECTS OF THE MATHEMATICAL CYCLE AT A MILITARY UNIVERSITY

The educational process in a higher military educational institution, as well as in the education system as a whole, cannot be successfully carried out without a didactically grounded methodological support, including the development of an educational and methodological complex (TMC) of the discipline. The development of educational and methodological complexes is becoming especially relevant in connection with the reform of the educational environment, since it serves as a necessary component of the systemic and methodological support of the learning process in higher education, as well as a condition for the introduction of the latest educational standards. Designing an educational and methodological complex of a discipline on the basis of a competence-based approach can enhance the practical orientation of education, significantly expand its content with its own personal components. Based on the competence-based approach, we not only move from assessing the learning outcome by the amount of labor expended (training time, number of academic subjects, amount of study work, exam, etc.) to assessing the result through the competencies acquired by future specialists, but we also take into account the tool for enhancing social dialogue of higher education. schools with the world of work, a means of deepening their cooperation.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ПРЕДМЕТАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Управление учебно-методическим комплексом по предметам математического цикла в военном вузе

Ярыгина Наталья Александровна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин, Московское высшее общевойсковое командное училище E-mail: lartchik@mail.ru

Учебный процесс в высшем военном учебном заведении, как и системе образования в целом, не может успешно осуществляться без дидактически обоснованного методического обеспечения, включая разработку учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины. Разработка учебно-методических комплексов становится особенно актуальной в связи с реформированием образовательной среды, так как служит необходимым компонентом системно-методического обеспечения процесса обучения в высшей школе, а также условием введения новейших образовательных стандартов. Проектирование учебно-методического комплекса дисциплины на основе компетентностного подхода может усилить практическую ориентированность образования, существенно расширить его содержание собственно личностными составляющими. Основываясь на компетентностном подходе - мы не только переходим от оценки результата обучения по количеству затраченного труда (время обучения, количество учебных предметов, объем учебных работ, экзамен и др.) к оценке результата через приобретенные будущими специалистами компетенциями, но учитываем инструмент усиления социального диалога высшей школы с миром труда, средства углубления их сотрудничества.

Ключевые слова: учебный комплекс, военный вуз, педагогика.

математический цикл,

Учитывая образовательные задачи, стоящие перед преподавателями военных вузов (способствовать самореализации выпускников высших вроенных учебных заведений в их профессиональной деятельности в рыночных условиях, что требует от них высокой профессиональной и социальной компетентности) на фоне уменьшения объемов общей аудиторной работы, учебный процесс требует модернизации, адекватной требованиям сегодняшнего дня.

Одним из основных этапов организации учебного процесса в ВВУЗ (высшем военном учебном заведении) наряду с учетом государственных нормативных документов, разработкой внутренних нормативных документов ВВУЗ является разработка методических материалов. Важнейшим компонентом последнего является разработка научно-методического комплекса дисциплины, которая изучается. Разработке теоретических основ НМКД по предметам математического цикла посвящено немало работ известных специалистов, но предложенные ими модели соответствуют курсу общей математики военного учебного заведения, и поэтому их применение в курсе математики высшей военной школы является несколько ограниченным [3].

Цель статьи заключается в научном обосновании дидактических основ учебно-методического комплекта по математике в высшем военном учебном заведении.

Под учебно-методическим комплексом дисциплины мы понимаем определенную, четко структурированную совокупность учебно-методических документов, представляющих собой модель образовательного процесса, которая впоследствии будет реализована на практике.

Смысл и предназначение УМК дисциплины состоит в том, чтобы обеспечить целостный учебный процесс по определенной дисциплине в единстве с целями обучения, содержания, дидактического процесса, организационных форм обучения и совокупность различных средств обучения, составляющих одно целое.

Традиционный УМК дисциплины содержит:

1) нормативную часть, которая определяет значение и место учебной дисциплины в учебном процессе и обеспечивается материалами по планированию изучения дисциплины;

2) содержательную часть, что обеспечивается системообразующими элементами (базовая научная теория, система научных знаний, уровни теоретических обобщений) и материалы относительно методического обеспечения учебной дисциплины;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

3) контрольно-диагностическую часть, что обеспечивается методиками предназначенными для количественного и качественного оценивания достигнутого обучающимися уровня сформированности знаний, умений и навыков по дисциплине, профессиональных качеств и тому подобное.

Обучение на основе компетентностного подхода, по какой бы дисциплине оно ни осуществлялось, предусматривает создание и использование учебно-методических пособий комплексного типа и НМК дисциплины [9].

Компетентностный подход акцентирует свое внимание на результате образования, качество которого рассматривается не как сумма усвоенной информации, а овладение обучающимися соответствующими компетенциями. Принцип ком-петентностного подхода направляет учебный процесс на достижение результатов, которыми являются ключевая, предметная и предметная компетенции.

Согласно компетентностному подходу к построению учебно-методического комплекса дисциплины подаются:

1. Материалы по планированию учебного процесса (государственные нормативные документы и нормативные документы ВВУЗ, рабочая программа учебной дисциплины, описание которой включает такие составляющие: описание предмета учебной дисциплины, составленное в соответствии с рабочим учебным планом, в котором указывается направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень, количество кредитов, соответствующих ЕСТS (национальных кредитов), количество модулей по видам работы и количество содержательных модулей; общее количество часов по учебному плану и количество часов, обеспечивающих учебную неделю обучения, год подготовки, семестр, а также распределение часов на его изучение (лекций, практических и семинарских занятия, самостоятельной работы, а также возможные формы текущего и итогового контроля; пояснительная записка - цель, задачи дисциплины; перечень дисциплин, усвоение которых необходимо курсантам для изучения курса; компетенции, которые должны приобрести курсант в результате изучения учебной дисциплины; содержательно-деятельностную структуру учебной дисциплины (лекционные, практические и семинарские занятия и самостоятельная работа). Соответственно к каждому виду занятия прогнозируются результаты обучения: понимать, знать, уметь; учебная программа дисциплины; содержание лекционного курса темы и планы лекций, рекомендуемая литература; содержание практических и семинарских занятий - темы и планы, рекомендуемая литература; самостоятельная работа - содержание задач и вопросов, рекомендуемая литература; перечень и содержание индивидуальных заданий, тематика учебных проектов, рефератов.

2. Материалы по организации и проведению учебного процесса (учебники, учебные пособия, опорные конспекты лекций и инструктивно-методические материалы к практическим и семинарским занятиям, интерактивные мультимедийные материалы для решения ситуационных задач и методические рекомендации по их использованию, инструктивно-методические материалы для самостоятельной работы, дополнительные учебные и справочные материалы, литературу к изучению дисциплины).

3. Критерии оценивания учебных достижений курсантов в процессе всех видов учебной деятельности; средства диагностики учебных достижений курсантов: вопросы, тесты для модульного контроля знаний, задания разной степени сложности для текущего контроля содержательных модулей и тому подобное. Компетентностный подход требует внедрения

в практику работы ВВУЗ компьютерных средств, которые гарантируют качественные изменения деятельности преподавателя и курсантов. В связи с этим возникает необходимость создания нового поколения информационно-методического обеспечения учебного процесса на основе компьютерных мультимедийных технологий.

Основным структурным компонентом информационно-методического обеспечения является создание электронного НМК дисциплины.

Формы проведения занятий при использовании электронного НМК (в частности, информационно-методического блока) претерпевают определенные изменения, а именно:

- существенной модернизации подвергаются лекционные занятия - преподаватель в процессе лекции может широко использовать мультимедийные презентации, которые представляют собой тематически и логически связанную последовательность информационных доз материала, тезисное отображение его ключевых моментов, включать основные формулы и схемы, а также статические и динамические изображения объектов, которые изучаются, интерактивные модели физических процессов и явлений, которые моделируются в процессе их изучения. Их демонстрация осуществляется с помощью мультимедийного проектора;

- курсанты до начала лекции могут получить опорные конспекты, которые представляют собой комплект слайдов презентации, распечатанных таким образом, чтобы страница содержала несколько слайдов и поле для заметок. Такие конспекты позволяют обучающимся сосредоточиться на демонстрации презентаций, не тратя времени на копирование изображений. Во время проведения практических и семинарских занятий курсанты имеют возможность работать с материалом, который изучается в интерактивном режиме, то есть влиять на работу информационного средства [8]. Такой подход к планированию и организации и проведения учебного процесса позволяет

не только эффективно реализовать учебные планы и оптимизировать управление учебным процессом, но и обеспечивать качественную подготовку специалиста.

Методика конструирования компонентов учебно-методического комплекса: дидактической части пособия, предназначенного для актуализации, обобщения, систематизации знаний; развития интереса к учебному предмету; формирование умений строить алгоритмы обобщенных знаний, учебных проблем и др.; практических заданий для развития общей и предметной компетентности, а также развития интеллектуальных способностей курсантов; учебно-методического пособия для курсантов ВВУЗ; учебно-методического комплекса для преподавателей, читающих курс по предметам математического цикла.

Создание учебных программ происходит исходя из следующих общих принципов: целевого назначения информационного материала; сочетания интегрирующих, комплексных и частных дидактических целей; полноты учебного материала в модуле; реализации обратной связи; научности, преемственности и доступности передачи информационного и методического материала. Наряду с общими принципами построения программ должны существовать и узконаправленные, связанные с построением программы конкретного типа - познавательного или операционного.

Принцип предметного подхода к построению содержания обучения очень важен. Такой подход обусловливает соответствие содержания модуля конкретному предмету или его части, охватывающей обширный раздел (тему) курса. Интегрирующая цель обучения, что определяет объем модуля, может содержать в себе разное количество частных, как самостоятельных, так и взаимосвязанных целей. При этом мы учитываем, что узкая интегрирующая цель обучения может обусловить фрагментарное усвоение знаний, а слишком большая - вызвать трудности при реализации принципа модульности [2].

Принцип научности определяет содержание обучения, в частности ознакомление с методами науки, познания; отражение достижений науки нынешнего дня; раскрытие истории развития науки, борьбы тенденций; связь данной науки с другими. Учитывая современную педагогическую эргономику по внедрению в учебный процесс новейших средств обучения, эргономические требования не допускают перегрузки психической деятельности преподавателя и курсантов, вызванного использованием несовершенных технических средств, и способствуют созданию таких, которые бы максимально соответствовали физиологическим особенностям человека. Научность содержания обучения в значительной мере обеспечивается наличием нового поколения средств обучения при определении содержания учебного материала и его отражения на уровне достижений современной науки.

Принцип фундаментальности образования связан с деятельностью всех субъектов образова-

тельного процесса, направленной на повышение качества фундаментальной подготовки будущего офицера, его системообразующих и инвариантных знаний, умений в области математики, что предоставляет возможность сформировать качества мышления, необходимые для полноценной деятельности в информационном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу, для формирования внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразования, за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учебного процесса [1].

Принцип доступности учитывает уровень развития обучающихся, их индивидуальные и возрастные особенности; соблюдение правил: от известного к неизвестному, от легкого к сложному, от близкого к далекому. Наложенные принципом доступности требования к учебному процессу являются определенным тормозом и причиной порождения диспропорции между применением устоявшихся методов обучения и использованием морально устаревших средств обучения только потому, что они просты, всесторонне изучены, но слишком примитивны [7].

Принцип систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления курсантами логики и системы содержания знаний, систематического повторения, систематизации и обобщения материала и тому подобное. Планирование учебного процесса в плане его содержательного наполнения на современном уровне определяется и руководствуется дидактическими принципами относительно деятельности преподавателя и обучающихся на предмет обеспечения условий для трудовых затрат при сохранении работоспособности и чувства функционального комфорта, предотвращении негативных практических состояний, в частности, довольно распространенных при повторении состояния монотонии. С позиций такого подхода использование современных средств обучения должно каждый раз все качественнее воспроизводить то, что изучается или способствовать развитию формирования приобретенных ранее знаний и умений, осуществляться при определенных прогрессивных изменениях: частичного усложнения или упрощения задачи, формы выполнения, частичной или полной замены устаревших методов обучения современными, более поздними [4].

Принцип сложности и трудности потока поступающей информации к курсантам через использование и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обучения регламентируется эргономическими требованиями по соответствующим исследованиям. Анализ учебно-воспитательного процесса свидетельствует о наличии определенной перегрузки учебного материала и содержания задач, связанного с большим количеством информации, которую требуется получить, превышением количества (более десяти) пунктов, составляющих ход выполнения задания, выполнением мо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

нотонных, рутинных операций [6]. Вместе с тем подавляющее большинство новых средств достаточно успешно решает практически все определения проблемы, относительно данного дидактического принципа. Процесс обучения в целом и выполнения задач становится значительно содержательнее и эффективнее, а содержание задач глубже и шире. С использованием ИКТ быстрее и качественнее решается задача образования, что в итоге свидетельствует о растущей значимости реализации данного принципа и ставит под сомнение тезис, согласно которому процесс обучения должен сводиться часто к игровой деятельности, к снижению сложности содержания и тому подобное. Последнее противоречит использованию деятель-ностного подхода в обучении.

Принцип наглядности тесно связан с методикой преподавания математики, в частности, касаясь всех этапов его реализации, начиная от моделирования процессов и явлений в процессе их изучения с экспериментальной проверкой достоверности моделирования. Говоря о соотношении наглядности и читабельности экспериментального отображения учебного материала, следует отметить, что читабельность выступает как основной компонент наглядности. Поскольку читабельность может быть подана количественно как совокупность определенных величин, есть возможность количественно подать самые разнообразные качества средств и оборудования задолго до его создания. Этим определяется роль и возможности модернизации принципа наглядности, доступности, систематичности и последовательности [10].

Принцип сознания и активности обучения в значительной мере касается выполнения курсантами практических заданий с прикладным направлением содержания, во время выполнения задач научно-исследовательского направления в военно-научном обществе курсантов (ВНОК) Успешность реализации этого принципа зависит от содержания задачи: значение ее для решения проблем и дальнейших перспектив обучающегося; появления положительных эмоций; наличия положительных мотивов обучения; использования рациональных приемов выполнения. Тщательно анализируя факторы действий будущего военного специалиста (потребности, мотивы, затраты, результаты и удовлетворенность), можно отметить их существенное влияние на уровень решения дидактических задач путем введения в содержание обучения таких методов: побуждение курсанта к эффективным действиям; оптимизации трудовых затрат; достижение удовлетворенности результатами своих действий; взаимным приспособлением к современным учебным задачам. Все вместе имеет решающее влияние на безопасность, эффективность и комфорт системы «курсанты-среда», и реализацию принципа сознания и активности в процессе выполнения задач с использованием современных средств обучения.

Необходимо отметить о введении еще одного принципа, который касается компьютерного обу-

чения, принципа коммуникации, который определяет особенности диалога и обмена информацией между электронно-вычислительной системой и пользователем.

Принцип интеграции толкуют как один из принципов образования, который предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно-методическом обеспечении этапов образования, граничащих друг с другом. Для достижения этого принципа необходимо способствовать формированию единого представления о природе на основе единства знаний; организовывать деятельность для формирования знаний курсантов, а также их готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; последовательно развивать познавательную активность обучающихся [5]. Межпредметные связи требуют координации деятельности преподавателей по различным дисциплинам, изучения учебных программ по всем родственным курсам, взаимопосещения занятий и прочее. Принцип интеграции проникает во все стороны учебно-воспитательного процесса: от постановки конкретных педагогических задач до оценки его результатов. Поэтому первостепенное значение имеет выявление основных линий систематизации учебного материала различных предметов с помощью межпредметных связей

Принцип технологизации - одно из главных направлений развития современной дидактики. Ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальное определение конечного результата. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень их достижения определяется приблизительно, а потому основное ее требование -это постановка диагностической цели. В случае технологии цель рассматривается как центральный компонент. Но, в отличие от промышленных технологий, социальные технологии не являются определенной совокупностью и последовательностью точно подобранных технологических процессов и операций. Они более гибкие, не так жестко детерминированы. Это связано с тем, что человек - многофакторная система, на него влияют много сил, по результату действия которых долгосрочный прогноз делать почти невозможно. Технологии обучения по сравнению с методикой значительно больше внимания уделяют процессу контроля. Если при использовании методики основное внимание уделялось процессу организации деятельности обучающихся по усвоению знаний и накоплению опыта, то в технологии компоненты организации деятельности и контроля равнозначны - это два взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга блока. Перевод методик, которые сегодня используются, на технологические рельсы связывает с особо тщательной и объемной проработкой именно блока контроля качества и создания системы обратной связи на основе объективного контроля за эффек-

тивностью и результативностью процесса обучения. Большое значение имеют условия взаимообщения личностей преподавателя и курсанта, их особенности, индивидуальность и неповторимость, что в условиях традиционного субъект-объектного подхода представляет собой значительную сложность. Говоря об успешности реализации данного принципа, речь идет об овладении обучающимися технологией самопознания и самосовершенствования, в частности, процедурой рефлексии сущностей и личностного смысла профессиональной деятельности, осознании степени своей профессиональной компетентности, включая уровень психологической, феноменологической и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Технологичность такого процесса гарантирует формирование у будущего офицера тех качеств, которых у него не было, а также эффективное развитие качеств, которые являются значительными для него как специалиста, но проявлялись недостаточно. Результаты научных исследований свидетельствуют о возможности соблюдения определенных требований в процессе профессионального становления будущего военного специалиста, определяющих понятие технологичности: постановка конкретных целей, планирование и организация их выполнения; система научно обоснованных активных действий участников процесса обучения; взаимодействие и целостность организационной формы учебно-воспитательного процесса и квалификации преподавателя; проектирование учебно-воспитательного процесса и гарантированный конечный результат; педагогическая система, которая повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря использованию соответствующих средств; системность организации учебно-воспитательного процесса и развития профессиональных качеств будущего офицера благодаря взаимодействию методов обучения и воспитания, привлечению человеческих ресурсов самопознания и самосовершенствования; алгоритмизация взаимодействия преподавателя и обучающегося, рефлексивных действий курсанта во время проведения практикумов и тренингов.

Еще одно из основных обязательных требований к технологии обучения связано с принципом завершенности обучения, достижение конечного результата с показателями успешности не менее чем 86% и качества - 56%, в соответствии с основными аккредитационными требованиями специальности.

Учет основных дидактических принципов при планировании и разработке НМК - залог построения эффективной методики обучения соответствующей дисциплине.

Научное обоснование дидактических основ создания учебно-методического комплекса по предметам математического цикла в высшем военном учебном заведении позволяет разработать адекватный сегодняшним реалиям УМК по для удов-

летворения современных потребностей и вооружить будущих военных специалистов ключевыми компетентностями. Итак, достаточно перспективными направлениями исследования мы видим поиски путей модернизации учебной среды, требующей предварительного моделирования по планированию и организации учебного процесса в сочетании с традиционными и современными методологическими подходами.

Литература

1. Агальцова Д.В., Елисеева Д.Ю., Мнаца-канян О.Л. Возможности информационных технологий в организации образовательного процесса вуза // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 75-80.

2. Алехин Т.Ю. Методические положения разработки методов решения задач управления в перспективном комплексе средств автоматизации военного назначения // Вооружение и экономика. 2016. № 3 (36). С. 21-28.

3. Гусеница Я.Н., Дорожко И.В., Кочанов И.А., Петухов А.Б. Научно-методический подход к оцениванию готовности сложных технических комплексов с учетом метрологического обеспечения // Труды МАИ. 2018. № 98. С. 20.

4. Казачихина И.А. Современные подходы к разработке учебных заданий для электронного учебно-методического комплекса // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 80-86.

5. Крот А.А., Никитина Г.А. Комплекс учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе // Гуманитарный трактат. 2017. № 18. С. 60-63.

6. Ольховик Ю.И., Ольховик Н.В., Сырых Е.В. Учебно-методический комплекс дисциплины // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2018. № 1 (9). С. 98-103.

7. Рыжиков С.Н. Реинжиниринг учебного процесса посредством виртуального учебно-методического комплекса // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2018. Т. 4. № 1 (14). С. 3848.

8. Сафронова Ю.А. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза посредством электронного учебно-методического комплекса // Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2017. Т. 2. № 1 (3). С. 62-65.

9. Федин Ф.О., Фролов П.А., Чискидов С.В., Пав-личева Е.Н. Автоматизация разработки электронных учебно-методических комплексов для кафедр организаций высшего образования // Информационные ресурсы России. 2017. № 6 (160). С. 38-42.

10. Ши М. Влияние развития информационного общества на сетевую медиаграмотность студентов // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 4-10.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX IN THE SUBJECTS OF THE MATHEMATICAL CYCLE AT A MILITARY UNIVERSITY

Yarygina N.A.

Moscow Higher Combined Arms Command School

The educational process in a higher military educational institution, as well as in the education system as a whole, cannot be successfully carried out without a didactically grounded methodological support, including the development of an educational and methodological complex (TMC) of the discipline. The development of educational and methodological complexes is becoming especially relevant in connection with the reform of the educational environment, since it serves as a necessary component of the systemic and methodological support of the learning process in higher education, as well as a condition for the introduction of the latest educational standards. Designing an educational and methodological complex of a discipline on the basis of a competence-based approach can enhance the practical orientation of education, significantly expand its content with its own personal components. Based on the competence-based approach, we not only move from assessing the learning outcome by the amount of labor expended (training time, number of academic subjects, amount of study work, exam, etc.) to assessing the result through the competencies acquired by future specialists, but we also take into account the tool for enhancing social dialogue of higher education. schools with the world of work, a means of deepening their cooperation.

Keywords: educational complex, mathematical cycle, military university, pedagogy.

References

1. Agaltsova D.V., Eliseeva D. Yu., Mnatsakanyan O.L. Opportunities of information technologies in the organization of the educa-

tional process of a university // Education management: theory and practice. 2020. No. 3 (39). S. 75-80.

2. Alekhin T. Yu. Methodological provisions for the development of methods for solving control problems in a promising complex of military automation equipment // Arms and Economics. 2016. No. 3 (36). S. 21-28.

3. Caterpillar Ya.N., Dorozhko I.V., Kochanov I.A., Petuk-hov A.B. Scientific and methodological approach to assessing the readiness of complex technical complexes taking into account metrological support // Proceedings of the MAI. 2018. No. 98, p. 20.

4. Kazachikhina I.A. Modern approaches to the development of educational tasks for an electronic educational-methodical complex // Siberian pedagogical journal. 2017. No. 6. S. 80-86.

5. Krot A.A., Nikitina G.A. Complex of educational and methodological support of the educational process in the university // Humanitarian treatise. 2017. No. 18. S. 60-63.

6. Olkhovik Yu.I., Olkhovik N.V., Syrykh E.V. Educational-methodical complex of discipline // Humanitarian Bulletin of the Military Academy of Strategic Missile Forces. 2018. No. 1 (9). S. 98-103.

7. Ryzhikov S.N. Reengineering of the educational process through a virtual educational and methodological complex // Modern additional professional pedagogical education. 2018. Vol. 4.No. 1 (14). S. 38-48.

8. Safronova Yu.A. Formation of professional competencies of university students through the electronic educational and methodological complex // Science and education: problems and development strategies. 2017.Vol. 2.No. 1 (3). S. 62-65.

9. Fedin F.O., Frolov P.A., Chiskidov S.V., Pavlicheva E.N. Automation of the development of electronic educational and methodological complexes for the departments of higher education organizations // Information resources of Russia. 2017. No. 6 (160). S. 38-42.

10. Shi M. Influence of the development of the information society on the network media literacy of students // Education management: theory and practice. 2020. No. 3 (39). S. 4-10.

o d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.