УДК 005.1:658
УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
И.В. Миргалеева, Н.Н. Жилина, А.А. Богданов
В статье исследуются вопросы управления цифровой трансформацией промышленных предприятий. По замечанию авторов, для обеспечения устойчивого развития региона промышленные предприятия нуждаются в инновациях. Одним из инновационных направлений является цифровизация предприятий. В настоящее время цифровая трансформация активно внедряется в бизнес-процессы российских промышленных предприятий, поскольку организации осознали ее преимущества и значимость для развития своего бизнеса. За счет цифровой трансформации бизнес-процессов происходит ускорение выхода на рынки сбыта. Благодаря внедрению Интернета вещей можно на ранней стадии производства обнаружить погрешности в производстве и снизить количество рекламаций. Данные преобразования позволяют компаниям увеличивать маржинальность выпускаемых продуктов или оказанных услуг.
В статье рассмотрены понятия «цифровизация», «трансформация», «оцифровка», проанализированы направления, этапы и преимущества цифровой трансформации, а также факторы, ограничивающие возможности цифровизации в промышленном производстве.
Авторы приходят к выводу, что цифровые платформы способствуют созданию многоуровневой цифровой модели управления трансформацией промышленных предприятий, способствующих обеспечению устойчивого развития региона.
Ключевые слова: цифровизация; цифровая трансформация; бизнес-среда; предприятия; промышленность; управление; устойчивое развитие региона.
I.V. Mirgaleeva, N.N. Zhilina, A.A. Bogdanov. DIGITAL TRANSFORMATION OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN RUSSIA: PROSPECTS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT
The article examines the issues of managing the digital transformation of industrial enterprises. According to the authors, industrial enterprises need innovations to ensure the sustainable development of the region. One of the innovative directions is the digitalization of enterprises. Currently, digital transformation is being actively introduced into the business processes of industrial enterprises, as Russian organizations have realized its advantages and importance for the development of their business. Due to the digital transformation of business processes, access to sales markets is accelerated. Thanks to the introduction of Internet of things, it is possible to detect errors in production at an early stage of production and reduce the number of complaints. These transformations allow companies to increase the marginality of products or services provided.
The article discusses the concepts of «digitalization», «transformation», «digitization», analyzes the directions, stages and advantages of digital transformation, as well as factors limiting the possibilities of digitalization in industrial production.
The authors conclude that digital platforms contribute to the creation of a multi-level digital model for managing the transformation of industrial enterprises that contribute to the sustainable development of the region.
Keywords: digitalization; digital transformation; business environment; enterprises; industry; management; sustainable development of the region.
В российской науке проблема устойчивого развития региона исследуется преимущественно на уровне национальной экономики, регионов или отраслей. Существующие исследования в приоритет ставят вопросы развития методологической базы и понятийного аппарата. В то же время актуализируются темы, связанные с поиском направлений развития, обеспечивающих экономическую устойчи-
вость отраслей при цифровой трансформации и возникновении новых условий хозяйствования [4]. Одним из перспективных направлений, на наш взгляд, является использование концепции устойчивого развития для управления развитием промышленных предприятий при циф-ровизации отрасли.
Цель исследования заключается в поиске и обосновании приемов управления цифровой
20
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 3(49)
трансформацией промышленных предприятий для обеспечения устойчивого развития региона.
В промышленном секторе основным трендом является цифровая трансформация, поскольку цифровые технологии применимы в современном производстве на всех стадиях и направлениях производственного процесса. На сегодняшний день все процессы, начиная от управления до цифрового документооборота, протекают с применением цифровизации.
В Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] зафиксировано, что одна из главных целей по развитию страны - цифровая трансформация, которая активно воздействует на развитие национальной экономики страны.
По развитию цифровизации наша страна уступает западным странам и странам Азии, но на сегодняшний день активно ведутся работы в этом направлении. Такие крупные промышленные компании, как АО «Концерн «Калашников», «РУСАЛ», ПАО «КАМАЗ» оптимизируют свои процессы под цифровые. Темпы развития цифровой трансформации в России велики [2]. Цифровая трансформация нашла свое применение практически во всех областях промышленности - от пищевой до горной отрасли. Данный процесс нуждается в повышенном внимании и требованиях, поскольку «цифровизация промышленности на сегодня является основным фактором повышения ее конкурентоспособности» [9, с. 74].
В основе цифровизации заложено создание условий для эффективной работы предприятия. Цифровизация промышленного предприятия имеет следующие направления:
- вывод нового продукта на рынок;
- гибкость процесса производства;
- безопасность и надежность производства;
- качество выпускаемой продукции;
- эффективность производственного процесса.
Идея цифровизации промышленных предприятий состоит в создании новой цифровой системы, которая переводит весь технологический процесс на электронный, обеспечивая безопасность предприятию и жизнедеятельности сотрудников.
Под цифровой трансформацией понимаются коренные перемены, начиная от производства и заканчивая процессом обслуживания товаров (услуг). Данная трансформация приводит к изменению подходов и методов управления бизнес-процессами промышленных предприятий [7].
Общая концепция цифровой трансформации промышленных предприятий состоит в оперативном принятии решений и предложении нескольких вариантов работы производственных процессов при минимальном количестве задействования сотрудников [6].
Перед переходом на цифровую трансформацию задача руководства состоит в изучении следующих вопросов:
- как современные технологии могут помочь в развитии их предприятия;
Цифровизация информационно-комуникационной системы
Рис. 1. Цифровая трансформация на промышленных предприятиях
- какова стадия предприятия в области циф-ровизации на текущий момент;
- что может дать цифровая трансформация для предприятия;
- что можно сделать своими силами для перехода на цифровизацию.
Изучив весь спектр вопросов и проанализировав полученные результаты, можно переходить к составлению программы по цифровой трансформации предприятия.
Трансформация любой системы - это преобразование ее структуры. Цифровая трансформация промышленных предприятий проходит поэтапно (рис. 1).
Первый этап - первичная цифровизация информационно-коммуникационной системы, которая заключается в переходе на компьютеризацию производственного процесса. Именно этот этап является важным и обязательным условием развития промышленности. Применение компьютеров в системе управления промышленным предприятием, использование современных коммуникационных средств способствует увеличению переработки информации, повышает эффективность управленческого воздействия и надежность проектов промышленности. Основной индикатор данного этапа - количество предприятий, использующих персональные компьютеры, локальные сети, электронную почту, веб-сайты в сети Интернет, «облачные» сервисы и т.д.
На втором этапе цифровой трансформации происходит конверсия данных с внешними субъектами (EDI) через транзакционные операции в электронном формате в текущий момент, что приводит к оперативности взаимодействия между контрагентами, партнерами. Перечислим основные индикаторы данного этапа: доля предприятий, которые используют Интернет для обмена данными с контрагентами при размещении заказов, при оплате за поставленный товар; доля предприятий, которые через Интернет принимают заказы, обмениваются данными об организации; объем закупок по заказу через Интернет; доля предприятий по обмену данными через EDI формат.
Третий этап - применение специальных программ, которые позволяют решать определенный класс задач для руководителя, в частности помогают в выборе решения на основе проработанного алгоритма действий. На этом этапе происходит минимизация использования ручного труда, поскольку большая часть процесса автоматизирована. Эта стадия позволяет почувствовать разницу между терминами «оцифровка» и «цифровизация». Под оцифровкой понимается процесс переноса инфор-
мации с физического носителя на цифровой, а цифровизация предполагает создание нового цифрового продукта. Отметим основные индикаторы данного этапа: доля промышленных предприятий, которые применяют в своей работе программное обеспечение в проектировании, производственном процессе, научных исследованиях, решении задач экономического, организационного сектора, системах по закупке и продажам товаров (услуг); доля техники с применением цифровых вычислительных устройств для управления производственным процессом.
Четвертый этап цифровой трансформации промышленных предприятий состоит в создании электронных компонентов и импортозамещающих программных обеспечений. Это относится к отраслям электронного и оптического производства. Основные индикаторы данного этапа - доля производимой продукции собственного производства с применением информационно-коммуникационных технологий в общем объеме отгружаемой продукции, оказываемые услуги с информационно-коммуникационными технологиями.
Пятый этап цифровой трансформации промышленных предприятий связан с применением роботов. На этом этапе происходит полное использование цифровых продуктов от начала и до конца производственного процесса, т.е. это многоуровневая цифровая система по контролю, обеспечению и управлению данными с использованием автоматизированных режимов. С помощью сенсоров, датчиков, облачных сервисов, аналитических инструментов, которые установлены на узлах промышленного предприятия, собирают, обрабатывают и передают информацию во время производственного процесса. Цель данного этапа - объединение производственного оборудования в сети, которое само будет обрабатывать данные и принимать решение без участия человеческого ресурса. Трендами данного этапа выступают искусственный интеллект и Интернет вещей (Internet of things, IoT).
В России цифровая трансформация промышленных предприятий заключается в развитии технологического и инновационного уровня.
При переходе промышленного предприятия на цифровизацию необходима комплексная перестройка всех процессов, т.е. коренное изменение всего бизнес-процесса. Это касается всех систем, действующих на промышленном предприятии, в частности кадровой политики, финансовой сферы, сферы логистики, марке-
тинга. Цель цифровой трансформации - увеличить скорость в принятии решений, расширить вариативность процессов и минимизировать количество сотрудников. Результатами циф-ровизации является увеличение производительности труда, контроля качества, достижение прогнозируемых результатов, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности предприятия и его стоимости [3].
Цифровизация охватывает все сферы, но наибольшее применение она получает в промышленной безопасности, поскольку здоровье сотрудников, охрана их труда являются приоритетными задачами руководителей. Цифровые технологии способны предупреждать появление опасных событий, тем самым снижать случаи производственного травматизма и уровень безаварийности [5].
Информационная система предприятий нуждается в цифровой безопасности, которая выражается в средствах защиты от хакерских атак. Цифровая безопасность может осуществляться с применением средств, которые предотвращают считывание данных. Эти носители входят в состав программного обеспечения.
В цифровой экономике огромное количество современных технологических инструментов, которые способствуют развитию и цифровой трансформации промышленных предприятий.
Цифровые инструменты многогранны и состоят из различных разработанных технологий. Для стратегического управления предприятием необходимо иметь сквозные технологии управления. К таким технологиям относятся алгоритмы и интеллектуальные средства по решению проблемных ситуаций, основанные на технологии когнитивного анализа интеллектуальной деятельности, средства визуализации сценариев в развитии деятельности предприятия и база знаний для решения проблемных ситуаций при управлении предприятием.
Информационно-коммуникационные технологии включают в себя большое количество инструментов и наработок:
- искусственный интеллект;
- интеллектуальные приложения;
- умные вещи;
- цифровые двойники;
- диалоговые системы;
- цифровые платформы.
Актуальным инструментом на данный момент является цифровая платформа, содержащая в себе все современные технологии, которые доступны большому количеству пользователей. Также она наделена высококачествен-
ным сервисам по планированию, аналитике и рынку сбыта.
Развитие информационных технологий за последние несколько лет связано с расширением сферы применения цифровых технологий, со снижением стоимости цифровых инструментов, с увеличением степени цифровой трансформации, доступностью и расширением сфер применения цифровых устройств [8].
Сложившиеся обстоятельства привели к созданию условий, в которых новые бизнес-модели строятся на экономическом осмыслении с учетом применения цифровых инструментов, цифровых экосистем, цифровых платформ.
Цифровая платформа, выступая важным цифровым инструментарием в цифровизации, объединяет множество новых технологий, доступных для пользователей, открывает доступ к свободной конкуренции, что оказывает влияние на «правила игры», приводя их к изменению.
Каждая цифровая платформа классифицируется по степени развития функционала (рис. 2).
В качестве пользователей цифровой платформы выступают:
- управляющий платформой, который отвечает за ее работоспособность и следит за ее развитием;
- поставщики товаров (услуг), осуществляющие продажи через платформу;
- покупатели товаров (услуг), которые приобретают товары (услуги) через платформу;
- сервисные работники, которые разрабатывают модули платформы для поставщиков и покупателей;
- контролер, которые следит за соблюдением правового обеспечения правовых норм.
Платформа создается для потребителей и поставщиков в той экономической зоне, куда сфокусирован массовый интерес населения, например:
- Яндекс Go - удовлетворяет интересы таксистов и пользователей такси;
- CarSharing - взаимодействие владельцев автомобилей и арендаторов;
- Суточно.ру - взаимодействие арендодателей и арендаторов жилых помещений;
- Wildberries - торговая площадка для удовлетворения потребностей продавцов и покупателей.
Задача любой цифровой платформы состоит в том, чтобы удовлетворять интересы ее пользователей, поэтому цифровая платформа должна обладать следующими характеристиками: оперативность, доходность, качество, дешевизна, безопасность.
1. Технологические платформы
^^ Открывают возможности доступа к Л? информационным ресурсам и технологиям
Alibaba Cloud Computing Amazon AWS
Microsoft Azure
2. Функциональные патформы
3. Инфраструктурные
4. Корпоративные платформы
5. Информационные платформы
6. Маркетплейсы
7. Отраслевые платформы
Открывают возможности доступа к специализированным инструментам
Открывают возможности доступа к цифровой инфраструктуре
Улучшают системы управления
Открывают возможности доступа к рынку информации
Открывают возможности доступа к рынку, уу предоставляя
уу взаимодействие сторон
Улучшают взаимодействия
участников
Exact farming SAP 1C Bitrix
Iqdq.ru Яндекс-Карты
Boeing supplyers portal Госзакупки
X5 GoCargo
Avito
Яндекс-Маркет price.ru
AliExpress Tmall Amazon
e-bay
Smartcat Cainiao
Рис. 2. Классификация цифровых платформ
Экономические процессы на цифровой платформе обладают одним очень важным свойством - автоматизированностью. Эта особенность отличает цифровые платформы от обычных процессов взаимодействия. Но у российской цифровой платформы есть ограничения по предоставлению функционала, т.е. она продает товар, но оплата проводится сразу, отсутствует предоставление рассрочки или кредита. Цифровые платформы развитых стран более гибки и разнообразны по функционалу. Они могут заключать договоры с большим спектром условий, однако перечень условий также имеет определенный набор.
Цифровая платформа предоставляет анализ всех экономических процессов, происходящих на площадке: динамику продаж, цен, анализ сравнения цен с другими поставщиками на определенный вид товара и т.д. Все платежи, проведенные через цифровую платформу, прозрачны, фиксируются и запоминаются.
Таким образом, цифровые платформы спо-
собствуют созданию многоуровневой цифровой модели управления трансформацией промышленных предприятий, способствующих обеспечению устойчивого развития региона. Полученные результаты в части характеристики предпосылок и обоснования приоритета концепции устойчивого развития для эффективного управления цифровизацией промышленных предприятий позволяют сделать вывод, что цель данного исследования достигнута.
Список литературы
1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/63728 (дата обращения: 20.08.2022).
2. Веселовский М.Я., Погодина Т.В. Цифровые технологии и их влияние на инновационное развитие регионального промышленного комплекса // Вопросы региональной экономики. 2019. № 1 (38). С. 21-26.
3. Гашкова Л.В., Хазимуллин А.Д. Цифровая трансформация предприятий отрасли // Цифровая трансформация бизнеса: модели и решения: сб. трудов конф. (20-21 декабря 2019 г.). Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2020. С.65-70.
4. Загидуллина Т.С., Жилина Н.Н., Маг-деева М.Р. Человеческий капитал как определяющий фактор инновационного развития // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 4. № 7. С. 25-29.
5. Коновалова Г.И. Инструменты цифровой трансформации управления промышленным предприятием // Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре: материалы Международ. конф. (26 ноября 2020 г. - 27 июня 2021 г.). СПб.: Санкт-Петербургский политехнический ун-т, 2021. С. 74-81.
6. Корпоративные стратегии и технологии в условиях глобальных вызовов: монография / И.Ю. Беляева [и др.]. М.: КноРус, 2021. 512 с.
7. Озорнин С.Ю., Терлыга Н.Г. Проблемы цифровой трансформации предприятий: управленческий аспект // Евразийский союз ученых. 2020. № 4-7 (73). С. 49-59.
8. Пименов В.В. Стратегия развития предприятия в условиях цифровой трансформации // Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития: сб. тезисов докладов нац. науч.-практ. конф. (22-23 октября 2020 г.): в 2 т. М.: Российский экон. ун-т им. Г.В. Плеханова, 2020. С.123-125.
9. Хорошавина Н.С. Цифровая трансформация промышленных предприятий на основе повышения их инновационной активности // Вопросы региональной экономики. 2019. № 4 (41). С.74-83.
References
1. O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossij-skoj Federatsii na period do 2030 goda [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030]: ukaz Prezidenta Rossij-skoj Federatsii ot 21.07.2020 № 474. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/63728 (Accessed 20.08.2022).
2. Veselovskij M.Ya., Pogodina T.V. Tsifrovye tekhnologii i ikh vliyanie na innovatsionnoe razvitie regional nogo promyshlennogo kompleksa [Digi-
tal technologies and their impact on the innovative development of the regional industrial complex] // Voprosy regionaFnoj ekonomiki. 2019. № 1 (38). S. 21-26.
3. Gashkova L.V., Khazimullin A.D. Tsifrovaya transformatsiya predpriyatij otrasli [Digital transformation of industry enterprises] // Tsifrovaya transformatsiya biznesa: modeli i resheniya: sb. trudov konf. (20-21 dekabrya 2019 g.). Tambov: OOO «Konsalt-ingovaya kompaniya Yukom», 2020. S. 65-70.
4. Zagidullina T.S., Zhilina N.N., Magdeeva M.R. Chelovecheskij kapital kak opredelyayushchij faktor innovatsionnogo razvitiya [Human capital as a determining factor of innovative development] // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2018. T. 4. № 7. S. 25-29.
5. Konovalova G.I. Instrumenty tsifrovoj trans-formatsii upravleniya promyshlennym predpriya-tiem [Tools of digital transformation of industrial enterprise management] // Tsifrovye tekhnologii v logistike i infrastrukture: materialy Mezhdunarod. konf. (26 noyabrya 2020 g. - 27 iyunya 2021 g.). SPb.: Sankt-Peterburgskij politekhnicheskij un-t, 2021. S. 74-81.
6. Korporativnye strategii i tekhnologii v uslo-viyakh globalnykh vyzovov [Corporate strategies and technologies in the context of global challenges]: monografiya / I.Yu. Belyaeva [i dr.]. M.: KnoRus, 2021. 512 s.
7. Ozornin S.Yu., Terlyga N.G. Problemy tsifrovoj transformatsii predpriyatij: upravlencheskij aspect [Problems of digital transformation of enterprises: managerial aspect] // Evrazijskij soyuz uchenykh. 2020. № 4-7 (73). S. 49-59.
8. Pimenov V.V. Strategiya razvitiya pred-priyatiya v usloviyakh tsifrovoj transformatsii [Enterprise development strategy in the context of digital transformation] // Tsifrovaya ekonomika: tenden-tsii i perspektivy razvitiya: sb. tezisov dokladov nats. nauch.-prakt. konf. (22-23 oktyabrya 2020 g.): v 2 t. M.: Rossijskij ekon. un-t im. G.V. Plekhanova, 2020. S.123-125.
9. Khoroshavina N.S. Tsifrovaya transformatsiya promyshlennykh predpriyatij na osnove povysheniya ikh innovatsionnoj aktivnosti [Digital transformation of industrial enterprises on the basis of increasing their innovative activity] // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2019. № 4 (41). S.74-83.
МИРГАЛЕЕВА Ирина Викторовна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансового менеджмента. Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
ЖИЛИНА Надежда Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: znadnik@inbox. ru.
БОГДАНОВ Антон Андреевич - магистрант. Московский государственный институт
международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: [email protected].
MIRGALEEVA, Irina Viktorovna - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Financial Management. Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
ZHILINA, Nadezhda Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
BOGDANOV, Anton Andreevich - Undergraduate Student. Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Russia. Moscow. E-mail: znadnik@inbox. ru.