ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
Управление цепочками поставок в пищевой промышленности
Специфика пищевой промышленности предполагает большую сложность и многообразие потоков товаров, услуг и информации. К примеру, различные типы сырья, полученные от поставщиков, надо разместить на складе, обеспечив для каждого типа соответствующие условия хранения. Необходимо запланировать производство каждого вида продукции с использованием различных производственных мощностей, с учетом потребительского спроса, свободных мощностей и ресурсов и издержек производства. Затем необходимо обеспечить управление материально-сырьевыми и товарными запасами на складах трех уровней - хранение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции - с учетом соответствующих особенностей и сроков хранения; нужно организовать транспортировку ингредиентов и готовой продукции между этими тремя уровнями, а также своевременную доставку готовой продукции клиентам и дистрибьюторам с учетом минимизации издержек и максимально качественного обслуживания клиента. Наконец, надо создать эффективный механизм ценообразования, обеспечивающий минимизацию издержек, достижение критериев прибыльности и конкурентоспособность продукции на рынке.
Для координации товарных, информационных и финансовых потоков и оптимизации бизнес-процессов необходимо эффективное управление цепочкой поставок.
Цепочка поставок состоит из нескольких разнородных компонентов, связанных между собою информационными, денежными и товарными потоками, начиная с приобретения сырья у поставщиков и заканчивая продажей
В RP- система
Рис. 1. Схема цепочки поставок
готовых товаров и услуг клиенту через торговые сети. К этим компонентам относятся как составляющие одной организации, так и ее поставщики, дистрибьюторы и клиенты. Таким образом, в цепочку поставок обычно входит несколько организаций (рис. 1).
Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM) - это интеграция поставщиков, производителей, складов и дистрибьюторов с целью производства товаров и услуг в нужных количествах и их доставки в нужное место в нужное время с минимальными издержками. Таким образом, понятие управления цепочкой поставок включает производственное планирование, распределение ресурсов, транспортировку сырья и готовой продукции, управление товаропотока-ми, товарными запасами, складскими ресурсами, доставку заказов, послепродажную поддержку и другие смежные процессы.
Преимущества эффективного управления цепочкой поставок - более качественное обслуживание клиентов, сокращение издержек, снижение цен на продукцию, оптимальное распределение товарно-материальных запасов по цепочке поставок, эффективное управление производственными процессами, товарными и материально-сырьевыми запасами.
Это достигается с помощью решения следующих задач.
• Управление спросом с использованием разнообразных статистических алгоритмов прогнозирования, сезонных факторов и выбора оптимального алгоритма из нескольких возможных. Прогнозирование можно расширить на все звенья цепочки поставок, включая дистрибьюторов и клиентов. Приложения для управления совместным планированием, прогнозированием и пополнением запасов (CPFR) и управлением запасами со стороны поставщиков (VMI) дают такую возможность. В результате получается согласованный для всех подразделений план распространения спроса, который определяет, где конкретно должен производиться данный продукт, когда
его нужно отгрузить, где и в каком количестве он должен храниться для наиболее оптимальной реализации плана продаж.
• Планирование производства -планирование использования существующих производственных мощностей с учетом максимизации загрузки производства и минимизации производственных затрат, а также работ, связанных с переналадкой оборудования. Таким образом, подробно расписывается, что, когда и как надо производить с учетом ограничений производственных линий, сырья и материалов, размеров партий, крупно- и мелкомасштабной наладки в зависимости от продукта.
• Управление отношениями с поставщиками и заказчиками - налаживание процесса совместного планирования с поставщиками сырья и материалов, покупателями готовой продукции и логистическими операторами. Это дает возможность оптимизировать процесс закупок и продаж путем совместного использования полезной информации поставщиками, производителями и торговыми сетями.
• Планирование поставок и транспорта - моделирование многоуровневых сетей цепочек поставок с одновременным управлением ограничениями по материальным запасам и другим ресурсам. Возможна также переброска товарных запасов в случае возникновения дефицита. Маршруты транспортировки выбираются с учетом минимизации расходов, своевременности доставки и других параметров.
• Управление складами - планирование складских запасов и управление складами и распределительными центрами. Система полностью автоматизирует работу со складом, оптимизирует работу складских помещений и обеспечивает мониторинг, контроль и распределение задач. Решение также позволяет рассчитать безопасный уровень складских запасов с применением статистических и эвристических методов, причем предотвращается снижение (увеличение) запасов ниже (выше) критических значений.
В производственной сфере вообще и на предприятиях пищевой промышленности в частности с помощью SCM-решений можно создавать консолидированные, детализированные до уровня SKU (Stock Keeping Unit - ассортиментная единица) и канала сбыта планы продаж, производства, закупок сырья и материалов и перемещений сырья и готовой продукции. Планы продаж обязательно согласуются с существующими производственными мощностями. Возможно планирование на различных горизонтах - скользящее годовое планирование, тактическое
месячное планирование с разбивкой по неделям и дням и оперативное ежедневное планирование.
Годовое планирование подразумевает создание консолидированных планов продаж, основного производственного плана и плана необходимых материалов. Тактическое планирование основывается на годовых планах и означает создание месячных планов продаж, закупок и перемещений. Оперативное ежедневное планирование подразумевает создание производственных заданий и планов по загрузке производственных линий. SCM-решения обладают возможностями сценарного моделирования, создания нескольких вариантов планов для разных сценариев. Такие решения также поддерживают оптимизационное планирование, т. е. создание планов, оптимизированных по согласованным критериям.
Описанные выше возможности SCM-решений позволяют оптимизировать деятельность предприятия по пяти основным направлениям: производство, затраты, доходы и прибыль, выполнение заказов и логистика (рис. 2). Путем оптимизации движения товаров по всей цепочке создания добавленной стоимости повышается прибыльность компании.
Кроме четко измеряемых показателей, внедрение SCM-решений дополнительно дает компаниям ряд конкурентных преимуществ, таких как более эффективный и скоординированный контроль за деятельностью различных функциональных подразделений, прозрачность, точность и своевременная доступность бизнес-информации по всей длине цепочки поставок для четкого принятия управленческих решений. Это позволяет компаниям быстрее реагировать на малейшие изменения в конъюнктуре рынка, включая технологические изменения и колебания спроса и цен. Эффективность внедрения SCM-решений подтверждается положительным опытом их внедрения в компаниях - лидерах пищевой индустрии. Ниже приведны некоторые подробности внедрения решений по управлению цепочками поставок в таких компаниях как Dole Asia, Pilgrim's Pride и др.
Перед руководством Dole Asia, подразделением Dole Food Company, Inc., крупнейшего в мире производителя и продавца свежих фруктов и овощей, стояла задача интеграции и совершенствования разобщенной цепочки поставок при одновременном снижении уровня запасов. Основной проблемой компании было непоследовательное и неэффективное управление цепочкой поставок. Все функции управления цепочкой поставок осуществлялись вручную, не было своевременных и точных
ECONOMICS AND MANAGEMENT
данных по рынкам сбыта, материально-техническому обеспечению, производству и поставкам.
Руководство компании приняло решение о внедрении решений по планированию спроса, заводскому планированию и планированию цепочки поставок, разработанных лидером в области оптимизации цепочек поставок компанией i2 Technologies.
В результате Dole получила возможность уменьшить уровень своих запасов, снизить себестоимость производимой продукции и риски благодаря интеграции процессов поиска и выбора поставщиков, определения закупочных цен, а также повышения качества обслуживания клиентов и снижения стоимости выполнения заказов. Значительно повысились прозрачность стратегического (годового) и оперативного (недельного и дневного) планирования и качество обслуживания клиентов за счет повышения уровня выполнения заказов и их своевременной доставки. Процесс принятия решений стал гораздо более обоснованным и логичным, что позволило компании лучше планировать и размещать ресурсы в своей цепочке поставок, гарантируя при этом, что клиенты получают необходимую им продукцию именно тогда, когда им это необходимо.
Американская компания Pilgrim's Pride, третий по величине производитель куриного мяса в США, нуждалась в эффективной системе определения издержек с целью их снижения. Анализ продаж не давал четкой картины структуры издержек, так как неправильно учитывал транспортные расходы. Руководство компании поставило цель усиления прозрачности финансовой информации и увеличения прибыльности.
Компания внедрила у себя решения по управлению транспортом. В результате значительно повысилась точность определения издержек компании, что сделало анализ прибыльности более правильным. Расходы на фунт продукции - ключевой показатель в данной индустрии - существенно снизились. Кроме того, работа отдела логистики стала гораздо более эффективной.
Руководство компании National Frozen Foods Corp., крупного американского производителя замороженных овощей, приняло решение о внедрении системы управления складом для организации эффективной складс-
0птимш1шр выполнения мы job
Пплэааин Олгямкмций Оптимизация
закупок производства
Оптимизация шподов Зэоэтикя и прнОырн
Оптимизация логистики
Ванные
Л гаг форма пкюерикк иепоче* пссгэток
Г W Существующие ЕПР-систеиы ЬЯР
Рис. 2 Оптимизация интегрированной цепочки поставок
кои деятельности в условиях постоянно увеличивающихся по количеству и объему заказов. В результате значительно улучшилось качество обслуживания клиентов, процесс отгрузки, погрузки и перевозки был автоматизирован, а средняя длительность погрузки уменьшилась вдвое - с 90 до 45 мин. Внедрение решения также помогло значительно уменьшить количество неточностеи выполнения заказов.
В заключение несколько слов о перспективах применения БСМ-решений в российской пищевой промышленности. Эта отрасль - одна из наиболее динамичных секторов российской экономики. По данным Госкомстата РФ, доля пищевой промышленности в ВВП составляет около 20 %. За 2003 г. общая прибыль, полученная российской пищевой индустрией, возросла более чем в 2 раза.
Рост деловой активности предприятий пищевой промышленности, выражающийся в увеличении объемов производимой продукции посредством наращивания мощностей и открытия новых производств, неизбежно ставит перед данными компаниями проблему оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности планирования и управления товарными, финансовыми и информационными потоками на предприятиях. Российским компаниям приходится иметь дело со сложными и протяженными перевозками и большим разбросом тарифов, что еще более усложняет задачу своевременного получения точной информации. Эта отрасль - одна из самых конкурентных в российской экономике, так что задача минимизации издержек в этом секторе довольно актуальна. Все эти факторы еще больше усиливают необходимость внедрения технологий БСМ на российских предприятиях пищевой промышленности.
И.КАРПАЧЕВ Ген. директор компании «¡2 СНГ»