Научная статья на тему 'Управление цепочками поставок в пищевой промышленности'

Управление цепочками поставок в пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпачев И.

Предлагается способ повышения эффективного управления цепочками поставок (управление спросом, планирование производства, управление отношений с поставщиками и заказчиками, планирование поставок и транспорта, управление складами, годовое планирование) с помощью внедрения SCV-технологий на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of supplying chains in food industry

Proposed is the way of heightening of effectiveness of management of supplying chains (management of demand, management of relations between supplier and customers, planning of supplies and transport, management of storehouses, year planning) with the help of inculcation of SCV-technologies on a plant.

Текст научной работы на тему «Управление цепочками поставок в пищевой промышленности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Управление цепочками поставок в пищевой промышленности

Специфика пищевой промышленности предполагает большую сложность и многообразие потоков товаров, услуг и информации. К примеру, различные типы сырья, полученные от поставщиков, надо разместить на складе, обеспечив для каждого типа соответствующие условия хранения. Необходимо запланировать производство каждого вида продукции с использованием различных производственных мощностей, с учетом потребительского спроса, свободных мощностей и ресурсов и издержек производства. Затем необходимо обеспечить управление материально-сырьевыми и товарными запасами на складах трех уровней - хранение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции - с учетом соответствующих особенностей и сроков хранения; нужно организовать транспортировку ингредиентов и готовой продукции между этими тремя уровнями, а также своевременную доставку готовой продукции клиентам и дистрибьюторам с учетом минимизации издержек и максимально качественного обслуживания клиента. Наконец, надо создать эффективный механизм ценообразования, обеспечивающий минимизацию издержек, достижение критериев прибыльности и конкурентоспособность продукции на рынке.

Для координации товарных, информационных и финансовых потоков и оптимизации бизнес-процессов необходимо эффективное управление цепочкой поставок.

Цепочка поставок состоит из нескольких разнородных компонентов, связанных между собою информационными, денежными и товарными потоками, начиная с приобретения сырья у поставщиков и заканчивая продажей

В RP- система

Рис. 1. Схема цепочки поставок

готовых товаров и услуг клиенту через торговые сети. К этим компонентам относятся как составляющие одной организации, так и ее поставщики, дистрибьюторы и клиенты. Таким образом, в цепочку поставок обычно входит несколько организаций (рис. 1).

Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management, SCM) - это интеграция поставщиков, производителей, складов и дистрибьюторов с целью производства товаров и услуг в нужных количествах и их доставки в нужное место в нужное время с минимальными издержками. Таким образом, понятие управления цепочкой поставок включает производственное планирование, распределение ресурсов, транспортировку сырья и готовой продукции, управление товаропотока-ми, товарными запасами, складскими ресурсами, доставку заказов, послепродажную поддержку и другие смежные процессы.

Преимущества эффективного управления цепочкой поставок - более качественное обслуживание клиентов, сокращение издержек, снижение цен на продукцию, оптимальное распределение товарно-материальных запасов по цепочке поставок, эффективное управление производственными процессами, товарными и материально-сырьевыми запасами.

Это достигается с помощью решения следующих задач.

• Управление спросом с использованием разнообразных статистических алгоритмов прогнозирования, сезонных факторов и выбора оптимального алгоритма из нескольких возможных. Прогнозирование можно расширить на все звенья цепочки поставок, включая дистрибьюторов и клиентов. Приложения для управления совместным планированием, прогнозированием и пополнением запасов (CPFR) и управлением запасами со стороны поставщиков (VMI) дают такую возможность. В результате получается согласованный для всех подразделений план распространения спроса, который определяет, где конкретно должен производиться данный продукт, когда

его нужно отгрузить, где и в каком количестве он должен храниться для наиболее оптимальной реализации плана продаж.

• Планирование производства -планирование использования существующих производственных мощностей с учетом максимизации загрузки производства и минимизации производственных затрат, а также работ, связанных с переналадкой оборудования. Таким образом, подробно расписывается, что, когда и как надо производить с учетом ограничений производственных линий, сырья и материалов, размеров партий, крупно- и мелкомасштабной наладки в зависимости от продукта.

• Управление отношениями с поставщиками и заказчиками - налаживание процесса совместного планирования с поставщиками сырья и материалов, покупателями готовой продукции и логистическими операторами. Это дает возможность оптимизировать процесс закупок и продаж путем совместного использования полезной информации поставщиками, производителями и торговыми сетями.

• Планирование поставок и транспорта - моделирование многоуровневых сетей цепочек поставок с одновременным управлением ограничениями по материальным запасам и другим ресурсам. Возможна также переброска товарных запасов в случае возникновения дефицита. Маршруты транспортировки выбираются с учетом минимизации расходов, своевременности доставки и других параметров.

• Управление складами - планирование складских запасов и управление складами и распределительными центрами. Система полностью автоматизирует работу со складом, оптимизирует работу складских помещений и обеспечивает мониторинг, контроль и распределение задач. Решение также позволяет рассчитать безопасный уровень складских запасов с применением статистических и эвристических методов, причем предотвращается снижение (увеличение) запасов ниже (выше) критических значений.

В производственной сфере вообще и на предприятиях пищевой промышленности в частности с помощью SCM-решений можно создавать консолидированные, детализированные до уровня SKU (Stock Keeping Unit - ассортиментная единица) и канала сбыта планы продаж, производства, закупок сырья и материалов и перемещений сырья и готовой продукции. Планы продаж обязательно согласуются с существующими производственными мощностями. Возможно планирование на различных горизонтах - скользящее годовое планирование, тактическое

месячное планирование с разбивкой по неделям и дням и оперативное ежедневное планирование.

Годовое планирование подразумевает создание консолидированных планов продаж, основного производственного плана и плана необходимых материалов. Тактическое планирование основывается на годовых планах и означает создание месячных планов продаж, закупок и перемещений. Оперативное ежедневное планирование подразумевает создание производственных заданий и планов по загрузке производственных линий. SCM-решения обладают возможностями сценарного моделирования, создания нескольких вариантов планов для разных сценариев. Такие решения также поддерживают оптимизационное планирование, т. е. создание планов, оптимизированных по согласованным критериям.

Описанные выше возможности SCM-решений позволяют оптимизировать деятельность предприятия по пяти основным направлениям: производство, затраты, доходы и прибыль, выполнение заказов и логистика (рис. 2). Путем оптимизации движения товаров по всей цепочке создания добавленной стоимости повышается прибыльность компании.

Кроме четко измеряемых показателей, внедрение SCM-решений дополнительно дает компаниям ряд конкурентных преимуществ, таких как более эффективный и скоординированный контроль за деятельностью различных функциональных подразделений, прозрачность, точность и своевременная доступность бизнес-информации по всей длине цепочки поставок для четкого принятия управленческих решений. Это позволяет компаниям быстрее реагировать на малейшие изменения в конъюнктуре рынка, включая технологические изменения и колебания спроса и цен. Эффективность внедрения SCM-решений подтверждается положительным опытом их внедрения в компаниях - лидерах пищевой индустрии. Ниже приведны некоторые подробности внедрения решений по управлению цепочками поставок в таких компаниях как Dole Asia, Pilgrim's Pride и др.

Перед руководством Dole Asia, подразделением Dole Food Company, Inc., крупнейшего в мире производителя и продавца свежих фруктов и овощей, стояла задача интеграции и совершенствования разобщенной цепочки поставок при одновременном снижении уровня запасов. Основной проблемой компании было непоследовательное и неэффективное управление цепочкой поставок. Все функции управления цепочкой поставок осуществлялись вручную, не было своевременных и точных

ECONOMICS AND MANAGEMENT

данных по рынкам сбыта, материально-техническому обеспечению, производству и поставкам.

Руководство компании приняло решение о внедрении решений по планированию спроса, заводскому планированию и планированию цепочки поставок, разработанных лидером в области оптимизации цепочек поставок компанией i2 Technologies.

В результате Dole получила возможность уменьшить уровень своих запасов, снизить себестоимость производимой продукции и риски благодаря интеграции процессов поиска и выбора поставщиков, определения закупочных цен, а также повышения качества обслуживания клиентов и снижения стоимости выполнения заказов. Значительно повысились прозрачность стратегического (годового) и оперативного (недельного и дневного) планирования и качество обслуживания клиентов за счет повышения уровня выполнения заказов и их своевременной доставки. Процесс принятия решений стал гораздо более обоснованным и логичным, что позволило компании лучше планировать и размещать ресурсы в своей цепочке поставок, гарантируя при этом, что клиенты получают необходимую им продукцию именно тогда, когда им это необходимо.

Американская компания Pilgrim's Pride, третий по величине производитель куриного мяса в США, нуждалась в эффективной системе определения издержек с целью их снижения. Анализ продаж не давал четкой картины структуры издержек, так как неправильно учитывал транспортные расходы. Руководство компании поставило цель усиления прозрачности финансовой информации и увеличения прибыльности.

Компания внедрила у себя решения по управлению транспортом. В результате значительно повысилась точность определения издержек компании, что сделало анализ прибыльности более правильным. Расходы на фунт продукции - ключевой показатель в данной индустрии - существенно снизились. Кроме того, работа отдела логистики стала гораздо более эффективной.

Руководство компании National Frozen Foods Corp., крупного американского производителя замороженных овощей, приняло решение о внедрении системы управления складом для организации эффективной складс-

0птимш1шр выполнения мы job

Пплэааин Олгямкмций Оптимизация

закупок производства

Оптимизация шподов Зэоэтикя и прнОырн

Оптимизация логистики

Ванные

Л гаг форма пкюерикк иепоче* пссгэток

Г W Существующие ЕПР-систеиы ЬЯР

Рис. 2 Оптимизация интегрированной цепочки поставок

кои деятельности в условиях постоянно увеличивающихся по количеству и объему заказов. В результате значительно улучшилось качество обслуживания клиентов, процесс отгрузки, погрузки и перевозки был автоматизирован, а средняя длительность погрузки уменьшилась вдвое - с 90 до 45 мин. Внедрение решения также помогло значительно уменьшить количество неточностеи выполнения заказов.

В заключение несколько слов о перспективах применения БСМ-решений в российской пищевой промышленности. Эта отрасль - одна из наиболее динамичных секторов российской экономики. По данным Госкомстата РФ, доля пищевой промышленности в ВВП составляет около 20 %. За 2003 г. общая прибыль, полученная российской пищевой индустрией, возросла более чем в 2 раза.

Рост деловой активности предприятий пищевой промышленности, выражающийся в увеличении объемов производимой продукции посредством наращивания мощностей и открытия новых производств, неизбежно ставит перед данными компаниями проблему оптимизации бизнес-процессов, повышения эффективности планирования и управления товарными, финансовыми и информационными потоками на предприятиях. Российским компаниям приходится иметь дело со сложными и протяженными перевозками и большим разбросом тарифов, что еще более усложняет задачу своевременного получения точной информации. Эта отрасль - одна из самых конкурентных в российской экономике, так что задача минимизации издержек в этом секторе довольно актуальна. Все эти факторы еще больше усиливают необходимость внедрения технологий БСМ на российских предприятиях пищевой промышленности.

И.КАРПАЧЕВ Ген. директор компании «¡2 СНГ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.