УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
М.О. Соловых, аспирант
Воронежский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (Россия, г. Воронеж)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-2-78-84
Аннотация. Статья рассматривает проблемы, возникающие в управлении цепочками поставок в электронной коммерции и возможности их преодоления. В статье описана актуальность темы, приведены статистические данные, подтверждающие приведенные проблемы, а также предложены возможности решения рассматриваемых проблем.
Ключевые слова: управление цепочками поставок, электронная коммерция, онлайн торговля, региональная экономика, цепочка поставок, управление запасами.
Электронная коммерция - быстро растущий сектор в мире бизнеса, который революционизирует способы покупки и продажи товаров и услуг. Поскольку рынок розничной торговли в Интернете продолжает расширяться, эффективное управление цепочками поставок стало важнейшим фактором успеха и конкурентоспособности онлайн-предприятий.
Цепочка поставок в электронной коммерции состоит из множества частей, которые взаимосвязаны друг с другом и имеют основную цель - подготовить и доставить заказ клиенту. Эффективность управления цепочкой поставок - определяющий фактор роста всей компании, а построение стратегической и функциональной цепи поставок требует глубокого понимания отдельных этапов и ключевых показателей, которые определяют этот процесс от начала и до конца.
Цель данной исследовательской работы -изучить проблемы и возможности управления цепочками поставок в электронной коммерции, уделяя особое внимание управлению запасами, выполнению заказов, логистике и доставке «последней мили». Изучение тонкостей этих процессов позволит понять, как эффективное управление цепочками поставок может повысить конкурентоспособность он-лайн-предприятий.
Актуальность работы сводится к следующим ключевым моментам: во-первых, эффективное управление цепочкой поставок необходимо для своевременного выполнения и доставки заказов в электронной коммерции: от управления уровнем запасов, координации с поставщиками, оптимизации складирования и
транспортировки до оптимизации обработки и отслеживания заказов. Во-вторых, управление цепочкой поставок играет важную роль в контроле затрат и максимизации прибыльности в электронной коммерции. В-третьих, предприятия электронной коммерции должны быть гибкими и адаптируемыми к изменяющейся динамике рынка, и управление цепочками поставок играет жизненно важную роль в обеспечении масштабируемости и гибкости.
Следует отметить, что управление цепочкой поставок крайне актуально в контексте электронной коммерции, поскольку оно напрямую влияет на многие важнейшие процессы компании и от эффективности ее управления зависит дальнейшее развитие компании.
Управление цепочкой поставок: определение, функции
Цепочка поставок - это сеть взаимосвязанных видов деятельности и процессов, участвующих в производстве, распределении и доставке товаров или услуг от первоначального поиска сырья до окончательной доставки продукции конечным потребителям. Она охватывает все этапы и организации, участвующие в перемещении товаров или услуг от места происхождения до места потребления.
Управление цепочкой поставок - это стратегическое и оперативное управление взаимосвязанными видами деятельности и процессами, связанными с производством, распределением и доставкой товаров или услуг от места происхождения до места потребления. Оно включает в себя планирование, выполне-
ние и контроль различных видов деятельности и функций в рамках цепочки поставок, включая закупки, производство, транспортировку, складирование, распределение, управление запасами и обслуживание клиентов.
Как известно, система управления включает процессы создания и управления цепочкой создания ценности, в которую включены управление поставками и отгрузками. Что говорит о важности управления цепочками поставок для работы бизнеса в целом [1].
Целью управления цепочкой поставок является оптимизация потоков товаров, информации и финансов в рамках цепочки поставок для достижения операционной эффективности, снижения затрат, повышения удовлетворенности клиентов и получения конкурентного преимущества на рынке.
Управление цепочкой поставок в компании электронной коммерции обычно включает несколько ключевых функций, специально разработанных с учетом уникальных характеристик и требований розничной торговли в Интернете. Эти функции могут включать: электронные закупки, управление запасами, выполнение заказов, управление складом, транспорт и логистика, управление каналами
сбыта, обслуживание клиентов, технологии и управление данными, управление возвратами и оценка эффективности.
Основные проблемы управления цепочкой поставок в электронной коммерции и возможности их решения
Привлекательность рынка электронной коммерции обусловлена ошеломительным ростом из в года в год, однако по мере роста, очевидно, появляется все больше и больше желающих заработать в рассматриваемой отрасли, что порождает рост конкуренции и генерирует ряд проблем. Одной из актуальных проблем является сложность в понимании электронной коммерции и управления цепочками поставок в таком ключе, который приведет компанию к росту.
Обычным делом в 2020 году стали сбои в цепочках поставок из-за паники COVID-19. Однако по мере решений любых проблем у тех, кто с ними сталкивается, формируются определенные выводы, в данном случае стало ясно - управление цепочками поставок должно быть не просто согласованным, но и гибким. Для полномерного понятия ситуации в 2019-2021 годах обратимся к темпам роста объемов онлайн-продаж в России.
Рис. 1. Динамика темпов роста объема онлайн-продаж в России в годовом исчислении с 2018 по
2022 год [2]
На рисунке 1 видно, что темпы роста объема онлайн продаж в России в годовом исчислении более чем в два раза выше в 2020 году в сравнении с 2019 годом, что говорит о резком повышении спроса на товары и услуги, предоставляемые посредством сети Интернет.
Уже в 2022 году объем рынка розничной электронной коммерции составил целых 5,7 трлн. рублей и 2,8 млрд. заказов [3], а по прогнозам в 2023 году объем интернет-продаж покажет рост в 30% и достигнет 7,4 трлн. рублей. Рост электронной коммерции произвел революцию в управлении це-
почками поставок и привел к значительным изменениям в работе предприятий.
В 2023-м оборот интернет-торговли вырос на 28%, до более чем 6 трлн руб., за счет активности покупателей в регионах. Во втором полугодии начала восстанавливаться транс-
граничная торговля, но в общей массе покупок ее доля снизилась
Компании, работающие в сфере электронной коммерции, сталкиваются с множеством проблем, которые препятствуют удовлетворению ожиданий клиентов и, как следствие, затормаживают развитие организации [8].
Рис. 2. Изменения продаж [8]
При этом объем локального рынка вырос более чем на 28% и достиг 6,2 трлн руб., а сегмент трансграничной торговли - на 11,3%, до 197 млрд руб. В итоге доля трансграничной торговли в общем объеме рынка снизилась до 3% с 4% год назад.
Общий объем
Трансграничная торговля
Объем трансграничной торговли в абсолютных выражениях снижался последние несколько лет, но в 2023 году вырос впервые с 2020-го.
747,5
янв. март май июль септ. нояб. дек.
Рис. 3. Динамика розничных продаж в 2023 году
Больше половины (52%) всех продаж в интернете пришлись на десять регионов страны. Лидеры не поменялись, по сравнению с предыдущим годом - это Москва, Московская
область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ростовская область. Но доля первой тройки в общем объеме покупок сократилась до 33% с 37,1% в 2022-м.
Рис. 4. Топ-5 регионов по объему продаж, млрд. рублей [8]
Более чем на 30% увеличились средние чеки в категориях спорттоваров, аптек, аксессуаров (сумки, ремни, головные уборы) и на 20% - в одежде и обуви. Максимальное падение среднего чека показали книги и ювелирные изделия (-33%). Более чем на 10% упали средние чеки при покупке мебели и товаров для дома, инструментов и продукции зоомагазинов [8].
Результаты опроса среди участников рынка электронной-торговли показали крупнейшие проблемы цепочки поставок в электронной коммерции В2С (рис. 5).
Рис. 5. Крупнейшие проблемы цепочки поставок в электронной коммерции В2С, согласно мнению респондентов опроса 2019 года [4]
Результаты опроса показывают, что наиболее существенными проблемами в цепочках поставок электронной коммерции являются Расходы на доставку, Управление запасами в сложных ситуациях и изменения в Потребительском спросе. Важно отметить, что это результаты опроса 2019 года, респонденты еще не столкнулись с грядущими проблемами во время пандемии COVID-19, которая, только усугубила ситуацию.
Некоторые из ключевых проблем в управлении цепочкой поставок для электронной коммерции включают волатильность спроса, который проявляется в виде колебаний, сезонности и постоянно меняющихся предпочтений потребителей. Данная проблема затрудняет для розничных компаний точное прогнозирование спроса и соответствующее планирование операций в цепи поставок. Для
минимизации влияния этой проблемы на отдельно взятое предприятие должна быть сформированная эффективная и гибкая цепочка поставок, которая будет способна оперативно реагировать на изменения спроса, корректируя производство, уровень запасов и транспортные мощности для избежания дефицита или избытка запасов. Этого можно достичь с помощью применения ряда стратегий. Например, определение спроса в режиме реального времени путем внедрения передовой аналитики и технологий определения спроса. Или внедрение маневренной цепочки поставок, которая может быстро и эффективно адаптироваться к изменениям спроса или предложения.
Из вышеуказанной проблемы управления цепочками поставок в электронной коммерции вытекает следующее - управление товар-
ными запасами имеет решающее значение для предприятий электронной коммерции, чтобы обеспечить наличие достаточного количества товаров для удовлетворения спроса клиентов и избежать затоваривания. Проблема вола-тильности спроса и сложность управления запасами - взаимосвязаны, ведь чтобы оптимизировать уровень запасов, компании необходимо четко понимать структуру продаж и прогнозировать тот самый спрос на каждый продукт.
Скорость выполнения заказов также является важным фактором в управлении цепочкой поставок в электронной коммерции. Клиенты ожидают быстрой и надежной доставки, что заставляет компании оптимизировать
Более того, исходя из исследования видно, что немаловажную роль играют и условия возврата заказа. По данным Invesp [6] примерно 30% всех товаров, заказанных онлайн, возвращаются обратно продавцу. Любопытно, что 92% опрошенных потребителей соверши-
Таким образом, в электронной коммерции процент возвратов выше, чем в традиционной розничной торговле, и управление возвратами может быть сложным и дорогостоящим. Возвраты требуют обратных логистических процессов, включая проверку, восстановление, пополнение запасов или утилизацию продукции, что может повлиять на эффективность
процессы выполнения заказов и минимизировать время их цикла. Так, по данным Ready Cloud, 2021 только 15% онлайн покупателей в США удовлетворены скоростью доставки, а 43% потребителей отказываются от своих он-лайн-корзин для покупок, если цены на доставку слишком высоки.
Однако, несмотря на это, скорость и удобство доставки почти так же важны, как и ее стоимость отчет Metapack [5] о тестировании доставки электронной коммерции в этом году доказал: онлайн-покупатели ценят не только недорогие варианты доставки, они также заботятся о том, когда их заказы могут быть доставлены, и насколько удобен общий процесс доставки.
ли бы повторную покупку, если процесс возврата будет простым, а 79% из тех, кто оформляет возврат заказа - ожидают бесплатную обратную доставку. Основные причины, по которым потребители возвращают товар, представлены в таблице 1.
цепочки поставок. Каждой компании, занимающейся торговлей онлайн, необходимо внедрить эффективный процесс управления возвратами, включая автоматизированные процессы авторизации, проверки и утилизации возвратов, чтобы минимизировать влияние возвратов на общую работу цепи поставок.
■ Стоимость доставки ■ Скоростьдоставки
■Удобство доставки ■ удобство возврата
■Отслеживание статуса доставки "Углеродный след при доставке
Рис. 6. Приоритеты при выборе доставки в онлайн-магазине [6]
Таблица 1. Основные причины, по которым потребители возвращают заказы [6]
Причина Доля
Получен неправильный товар 23%
Полученный товар выглядит иначе 22%
Получен поврежденный товар 20%
Другое 35%
Немаловажную роль в управлении цепочками поставок играет и доставка «последней мили» - последний этап цепочки поставок от центра исполнения заказов до порога покупателя. Эффективная цепочка поставок должна иметь гибкие и оптимизированные процессы доставки на последней миле, включая использование передовых технологий, таких как алгоритмы оптимизации маршрутов.
Все вышеперечисленные проблемы усложняются следующей - многоканальные операции. Предприятия розничной электронной торговли часто осуществляют продажи через несколько каналов, таких как собственные веб-сайты, онлайн-маркеты и платформы социальных сетей. Многоканальность для компаний электронной коммерции достаточно актуальный тренд, ведь чтобы охватить как можно больше потенциальных клиентов, многие компании электронной коммерции внедряют стратегию многоканальных продаж. Так, в 2020 году объем продаж в многоканальной онлайн-торговле в США превысил 350 млрд долл. США. Ожидается, что к 2023 году этот показатель превысит 575 млрд [7].
Каждый канал может иметь различные требования к управлению заказами, выполне-
Библиографический список
1. Масленников, В.В. Менеджмент. Управление предприятием / В.В. Масленников, Ю.В. Ляндау, И.А. Калинина. - М., Кнорус, 2022. - 128 с.
2. Многоканальные розничные продажи в сфере электронной коммерции в США с 2020 по 2023 год // STATISTA: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/483982/multichannel-e-commerce-sales-united-states/ (дата обращения: 25.05.2024).
3. Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2022 // DATAINSIGHT: [сайт]. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://datainsight.ru/eCommerce_2022 (дата обращения: 25.05.2024).
4. Состояние управления цепочками поставок - статистика и тенденции [Инфографика] // IN-VESPCRO: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.invespcro.com/blog/supply-chain-management/ (дата обращения: 25.05.2024).
5. Отчёт о показателях эффективности электронной коммерции // METAPACK: [сайт]. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://info.metapack.com/rs/700ZMT762/images/Ecommerce%20Delivery%20Benchmark%20Report %202022%20%282%29.pdf (дата обращения: 27.05.2024).
6. Коэффициент возврата продуктов электронной коммерции - статистика и тенденции [Ин-фографика] // INVESPCRO: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.invespcro.com/blog/ecommerce-product-return-rate-statistics/ (дата обращения: 19.09.2024).
7. Многоканальные розничные продажи в сфере электронной коммерции в США с 2020 по 2023 год // STATISTA: [сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/483982/multichannel-e-commerce-sales-united-states/ (дата обращения: 19.09.2024).
нию заказов и обслуживанию клиентов, что может создать дополнительные сложности в цепи поставок.
Для преодоления этих проблем компаниям электронной коммерции необходимо инвестировать в такие технологии, как передовая аналитика, автоматизация, отслеживание в реальном времени и искусственный интеллект (ИИ), чтобы оптимизировать работу цепочки поставок. Они также должны установить прочные партнерские отношения с поставщиками логистических услуг, поставщиками и другими заинтересованными сторонами, чтобы повысить гибкость и оперативность цепочки поставок. Постоянный мониторинг, анализ и улучшение показателей эффективности цепи поставок также имеют решающее значение для выявления и устранения неэффективности и узких мест в цепи поставок. Эффективная и гибкая цепь поставок в электронной коммерции может привести к повышению удовлетворенности клиентов, снижению затрат, повышению конкурентоспособности и улучшению общих показателей бизнеса.
8. Как поменялся рынок интернет-торговли в 2023 году. Инфографика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/02/2024/65c64b479a794726261d49f7/ (Дата обращения: 26.05.2023).
SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN E-COMMERCE: CURRENT CHALLENGES AND OPPORTUNITIES
M.O. Solovykh, Postgraduate Student
Voronezh Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Voronezh)
Abstract. This article examines the problems encountered in e-commerce supply chain management and the opportunities for overcoming them. The article describes the relevance of the topic, provides statistical data to support the problems presented, and proposes ways to solve the problems in question.
Keywords: supply chain management, e-commerce, online trading, supply chain, inventory management.