Научная статья на тему 'Управление ценообразованием: ретроспективный аспект и современная реальность'

Управление ценообразованием: ретроспективный аспект и современная реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ОПТОВАЯ ЦЕНА / РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА / ПОЯСНАЯ ЦЕНА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ / ОТРАСЛЕВОЙ / КАДРОВЫЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICING / COST PRICE / WHOLESALE PRICE / RETAIL PRICE / ZONAL PRICE / ORGANIZATIONAL / INDUSTRY / HUMAN AND TERRITORIAL ASPECTS OF PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алёхина О.Ф., Задумин А.В., Удалов Ф.Е.

Рассматривается система ценообразования, функционирующая при централизованном отраслевом управлении экономикой страны. Констатируется функционирование существовавшей системы дифференцированных поясных цен, учитывающих реальные затраты на производство и реализацию продукции. В позитивном плане дается оценка государственного установления цен на некоторые услуги ниже их фактической себестоимости. Приводится четкий безальтернативный регламент отчисления в государственную казну финансовых ресурсов после реализации продукции. Констатируется, что государство, решая проблемы развития экономики в концептуальном, организационном, отраслевом, территориальном и кадровом аспектах, не должно уходить от решения проблем ценообразования. Дается критический анализ деятельности современной банковской структуры в финансировании производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PRICING: RETROSPECTIVE ASPECT AND CURRENT STATUS

The paper discusses the pricing system that is used in centralized management of various industries of the national economy. The authors describe the functioning of the old system of differentiated zonal prices which took into account real costs of production and distribution. State regulation of prices and state prices for certain services below their actual cost are considered favorably. The paper presents a clear uncontested mechanism for payment to the state treasury after the sale of products. It is argued that the state should solve the problems of economic development in conceptual, organizational, sectoral, territorial and personnel aspects without shying away from the problems of price management. A critical analysis of the fi nancing of real sector of economy by modern banking structures is given

Текст научной работы на тему «Управление ценообразованием: ретроспективный аспект и современная реальность»

ку он изначально задуман как «обновляемый» и «пополняемый» с учетом результатов его применения.

1. Абрамова М.И. Анализ реализации стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе // Информационная безопасность регионов. 2015. № 4 (21). С. 75-80.

2. Гриднев М.С. Формирование инвестиционного климата региона в контексте системной экономической политики государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 4 (43). С. 21-23.

3. Козельская И.Н., Бабич А.Ю. Развитие информационной инфраструктуры государственного управления в российских регионах // Информационная безопасность регионов. 2015. № 2 (19). С. 5-10.

4. Мержоев Т.Б. Механизмы совершенствования инвестиционного климата и инвестиционной политики республики Ингушетия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 19. С. 58-62.

5. Юзвович Л.И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 2 (31). С. 142-145.

Щ udalov@ef.unn.ru Ольга Фёдоровна Алёхина,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского

Андрей Валентинович Задумин,

генеральный директор, Нижегородский институт технологии и организации производства (НИИТОП)

Фёдор Егорович Удалов,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета УДК338.5 им. Н.И. Лобачевского

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Рассматривается система ценообразования, функционирующая при централизованном отраслевом управлении экономикой страны. Констатируется функционирование существовавшей системы дифференцированных поясных цен, учитывающих реальные затраты на производство и реализацию продукции. В позитивном плане дается оценка государственного установления цен на некоторые услуги ниже их фактической себестоимости. Приводится четкий безальтернативный регламент отчисления в государственную казну финансовых ресурсов после реализации продукции. Констатируется, что государство, решая проблемы развития экономики в концептуальном, организационном, отраслевом, территориальном и кадровом аспектах, не должно уходить от решения проблем ценообразования. Дается критический анализ деятельности современной банковской структуры в финансировании производства.

Ключевые слова: ценообразование, себестоимость, оптовая цена, розничная цена, поясная цена, организационный, отраслевой, кадровый и территориальный аспекты ценообразования.

О.Р. А\вкЬ1па, АМ 1аЬитт, РУе. У6а\оч

MANAGEMENT OF PRICING: RETROSPECTIVE ASPECT AND CURRENT STATUS

The paper discusses the pricing system that is used in centralized management of various industries of the national economy. The authors describe the functioning of the old system of differentiated zonal prices which took into account real costs of production and distribution. State regulation of prices and state prices for certain services below their actual cost

are considered favorably. The paper presents a clear uncontested mechanism for payment to the state treasury after the sale of products. It is argued that the state should solve the problems of economic development in conceptual, organizational, sectoral, territorial and personnel aspects without shying away from the problems of price management. A critical analysis of the financing of real sector of economy by modern banking structures is given.

Keywords: pricing, cost price, wholesale price, retail price, zonal price, organizational, industry, human and territorial aspects of pricing.

В совсем недалеком, обозримом прошлом, в советское время, в нашей стране существовали три ценовых пояса, цены в которых на одну и ту же продукцию несколько различались с учетом затрат на транспортно-заготовительные и некоторые другие расходы. Но они тоже были строго фиксированными. Так, цена одного килограмма сахара-песка, например, в первом поясе была 78 коп., во втором, самом большом в стране, -80 коп., в третьем, северо-восточном, - 90 коп.

Речь здесь идет не о сравнении цен советского и нынешнего периодов, а об их строгой фиксации в территориальном разрезе, вне зависимости от того, где и кем продукция произведена. Это воспринималось как само собой разумеющееся, как справедливый подход к ценообразованию, и какой-либо контроль за ценами в розничной сети был просто не нужен.

Следует отметить, что, кроме государственной торговой сети, реализация продукции в нашей стране производилась и через сферу кооперативной торговли, где государство жестко не контролировало процесс ценообразования и где цены были, как правило, несколько выше государственных розничных цен, а также через сферу традиционных по преимуществу продовольственных рынков, где цену устанавливал каждый товарообла-датель с учетом конкретной ситуации, учитывающей главным образом соотношение между спросом и предложением.

Естественно, что при централизованном формировании цен и сам процесс ценообразования на промышленных предприятиях, являющихся фундаментом экономики страны, находился под строгим государственным контролем, а цена включала в себя цеховую себестоимость производимой продукции, общезаводскую себестоимость и прибыль предприятия.

Оптовые базы отпускали продукцию в магазины по оптовым ценам промышленности, включающим наценку, подлежащую обязательному ее перечислению в бюджет государства после реализации продукции. В розничную цену включалась и прибыль торгующей организации.

Как видно из вышеизложенного, какие-либо неконтролируемые элементы при формировании цен и последующее распределение выручки после реализации продукции в сфере государственной торговли были практически исключены. А следовательно, был исключен и волюнтаризм установления цен по всей цепочке изготовления и реализации продукции и других услуг.

Случаи же нынешнего ценового волюнтаризма просто поражают своей циничностью. Так, 24 сентября 2015 г. в программе «Время» было озвучено, что американский предприниматель выкупил в России монопольную фирму, производящую остродефицитные лекарства, и поднял цену на них в 50 (!) раз. А на вопрос, как быть тем, у кого нет денег, ответил, что это их проблемы.

Централизованная система ценообразования и контроля за ценами отнюдь не означала, что государство при установлении цен на товары и услуги всегда учиты-

вало их реальную себестоимость. Но главной целью было сделать более доступными в первую очередь достаточно дорогие, но весьма эффективные услуги, пользующиеся большой популярностью в стране и дающие большие удобства для населения.

В качестве примера наиболее значимых и эффективных видов услуг можно привести пассажирские авиационные перевозки. Ясно, что себестоимость авиационных перевозок на одинаковое расстояние была значительно выше железнодорожных, время в пути различалось в разы, а на дальние расстояния порой даже и не на один порядок. Однако в стоимости билетов такие различия были иногда малоразличимы.

Ниже себестоимости продавались билеты на внутриобластные авиационные маршруты с помощью так называемой малой авиации, которая, кстати, в настоящее время в России практически отсутствует. А что касается стоимости дальних перелетов из северо-восточных и дальневосточного регионов, то они для населения в настоящее время становятся практически неподъемными. Правда, есть билеты, субсидированные государством, цена которых существенно ниже цен на билеты без субсидий. Но право на эту субсидию имеет ограниченное число граждан. Кстати, высоки цены и на железнодорожные билеты, которые выросли уже в постсоветский период.

Понять динамику цен и обоснованность их формирования при практически не растущих доходах абсолютного большинства населения и фактически неизменном качестве обслуживания пассажиров весьма сложно.

Но есть и еще одна более чем актуальная сфера ценообразования, от которой не должно уходить государство. Речь идет о стоимости детской одежды, обуви и лекарств.

В Советском Союзе все детское стоило, образно говоря, копейки и реализовывалось, как правило, на уровне себестоимости производства. Сегодня государство, регламентировав процесс выдачи так называемого материнского капитала, считает, видимо, вопрос ценообразования на детский ассортимент продукции полностью решенным.

Заслуживает внимания и ценообразование, а вернее цена, на научно-техническую и художественную литературу. Во-первых, даже с учетом сопоставимости советского и российского рубля она выросла на порядок, а во-вторых, тиражи изданий многократно уменьшились. Правда, последнее вряд ли ведет к дефициту печатной продукции, так как россияне давно уже перестали быть самыми читающими в мире.

Уход государства из системы формирования цен породил форменный и трудно объяснимый беспредел в ценообразовании в весьма чувствительной для населения сфере аптечного обслуживания. Вот один из примеров, с которыми мы столкнулись в Нижнем Новгороде. В двух аптеках, принадлежащих одной и той же коммерческой организационной структуре и расположенных на

одной и той же улице и чуть ли не в соседних домах, глазные капли «Ганфорд» в одной аптеке стоили 605 руб., а в другой - 760 руб. Попытки узнать причину такой разницы оказались безуспешными.

Подводя определенный итог уходу государства из системы ценообразования, следует отметить, что он породил практически неуправляемый процесс ценообразования во всех сферах функционирования экономики.

Если же говорить о его влиянии на поведение населения, то он привел к его, образно говоря, экскурсиям по различным торговым точкам с целью поиска какой-либо выгоды для своего явно не отягощенного финансовыми излишествами бюджета.

Следует отметить, что современный волюнтаризм в ценообразовании есть неизбежное следствие отказа от централизованного отраслевого управления экономикой, сделавшего процесс ценообразования практически полностью неуправляемым во всех системообразующих отраслях промышленности.

Это фактически исключило прозрачность во взаимоотношениях между предприятиями при формировании отпускных цен на комплектующие узлы, поставляемые предприятиями по кооперации для конечного выпуска готовых изделий [1].

Отраслевой принцип управления ставил этот процесс в однозначно прозрачные организационные и финансовые рамки. А саму цену (ее обоснованность) на комплектующие изделия конечный потребитель имел возможность, а в конфликтных ситуациях и право, документально проверить.

В настоящее время в этом аспекте все изменилось, в первую очередь в организационно-документальном подходе. Теперь организуют так называемый аукцион (по сути, аналог зарубежной биржи), где побеждает, как правило, не тот изготовитель, который производит более качественную, а поэтому и более дорогую продукцию, а тот, кто назначит за нее более низкую цену, априори гарантируя, что она имеет достаточный уровень качества.

Проверить технологический процесс и уровень квалификации производственного и контролирующего качество выпускаемой продукции персонала предприятия-поставщика заказчик при аукционной системе зачастую не имеет возможности. А когда по причине низкого качества комплектующих изделий происходит отказ конечной продукции у потребителя и выясняется, что причина этого или в явно низком качестве комплектующих изделий, или в безответственном отношении к их изготовлению, то исправить порой уже ничего нельзя.

Одним из наиболее ярких примеров последнего является недавний взрыв «Протона» практически на старте, как было потом констатировано, из-за неправильно установленного краника.

Процесс ценообразования на продукцию промышленных предприятий при централизованной системе управления был полностью регламентирован соответствующими нормативными документами, а обоснованность себестоимости выпускаемой продукции также однозначно определялась соответствующей документацией, отражающей все виды затрат, что исключало какой-либо волюнтаризм в этом процессе. И ни о каких биржевых процессах в этом плане при отраслевом управлении производственной сферой речи не шло.

Отказ от централизованного управления экономикой ликвидировал и систему ценообразования, поскольку какие-либо обязательные и надзорные контрольные функции за этим процессом практически исчезли, а основным регулятором динамики цен явился так называемый рынок с его практически неконтролируемым соотношением между спросом и предложением на реализуемую продукцию, а следовательно и неконтролируемым процессом динамики цен.

И здесь не было бы больших проблем, если бы речь шла только о реализации готовой конечной продукции, хотя и в этом случае непредсказуемость поведения рынка приводит производителя в состояние неопределенности в части возможности своего нормального функционирования, если нет прямых договоров, регламентирующих поставку готовой продукции на уже определенных условиях.

В порядке отступления следует затронуть сам биржевой процесс формирования цен через так называемые фьючерсные торги, суть которых состоит в том, что предлагается к реализации продукция, которой фактически еще нет в натуральном выражении, но право на продажу которой приобрел участник биржевых торгов у реального производителя будущей продукции. Но поскольку приобретший на торгах пока не существующую продукцию становится ее собственником, то он имеет право на очередных биржевых торгах перепродать ее по новым или таким же ценам в зависимости от тенденций движения цен. И так может продолжаться долго, при этом создается видимость больших оборотов на биржевых сделках при существенно меньших реальных объемах проходящей через биржу продукции. Но может сложиться и ситуация, когда приобретший еще не существующий товар биржевик дожидается времени готовности продукции и реализует ее в натуральном выражении по сложившимся на тот период ценам. И в этом плане он может или крупно выиграть, или стать банкротом в зависимости от динамики цен во временном плане.

О том, насколько важен централизованный контроль над системой ценообразования для экономики России, свидетельствует современная динамика цен на нефть на мировом рынке, где Россия оказалась особенно уязвима, поскольку нефтяной, а соответственно и газовый рынок, цены на котором привязаны к ценам на нефть, являются основным источником формирования бюджета, который, как известно, в настоящее время приходится неоднократно корректировать явно не в лучшую для экономики сторону. Однако какие-либо действенные рычаги регулирования цен на нефтяном рынке явно находятся даже не в Европейской части планеты. Следует отметить, что существенно контролировать цены на мировом рынке нефти наша страна не могла и в советское время. Однако что касается внутреннего рынка, то здесь этот процесс был полностью в руках государства и какая-либо неопределенность учета стоимости продукции нефтеперерабатывающей и газовой промышленности в себестоимости продукции выпускаемой конкретными предприятиями была исключена.

Рассматривая проблемы, связанные с ценообразованием, следует отметить, что оно не может быть отделено от формы собственности и целей, которые ставит перед собой государство в решении проблем развития

экономики в концептуальном, организационном, отраслевом, территориальном и кадровом аспектах.

Концептуальный аспект связан с формой собственности, и если государство не хочет нести макроуровне-вую ответственность за развитие экономики, то говорить о «правилах игры» при формировании цен во взаимоотношениях предприятий в процессе кооперационных связей практически не имеет смысла, поскольку от административных функций в этом процессе государство отказывается.

Организационный аспект связан с согласованием цен на производимую продукцию вне зависимости от ее функционального назначения в соответствующих полномочных функциональных структурах, как это практически осуществлялось при отраслевом управлении, когда существовали вневедомственные комитеты цен. Скажут, что это возврат к прошлому. Возможно, но здесь к месту изречение, что новым может быть и ранее эффективно функционирующее, но необоснованно забытое старое. Ясно, что никакая частная организационная структура, вне зависимости от ее величины и сферы деятельности, добровольно на это не пойдет, если ее не обяжут это делать соответствующие законы, регламентирующие, каких отраслей эти законы должны касаться.

Уход государства от контроля за ценообразованием уже начинает приносить сугубо негативные плоды, затрагивающие и общенациональные интересы. Так, президент Путин, посещая Крым и Краснодарский край в августе 2015 г., предостерег структуры, связанные с возведением моста через Керченский пролив, от явного желания завысить цены. Но эти структуры, являясь частными, всеми силами будут доказывать свою правоту. И еще не ясно, не придется ли в итоге государству изыскивать дополнительные финансовые ресурсы на строительство моста, если частные структуры вдруг объявят себя банкротами.

Отраслевой аспект должен однозначно констатировать, какие основополагающие отрасли экономики страны и связанные с ними предприятия обязаны во взаимоотношениях руководствоваться стоимостными показателями как на конечную продукцию, так и на продукцию, поставляемую по кооперации.

Территориальный аспект требует при формировании себестоимости продукции учета затрат, связанных с особенностями климата, территориального расположения, региональных особенностей, связанных с заработной платой персонала, значимости предприятий для экономико-социального развития региона.

Задача кадрового аспекта - обеспечить нормальную кадровую составляющую для функционирования предприятия. Следует отметить, что в настоящее время кадровая составляющая играет все более значимую роль, связанную с ростом дефицита рабочих специальностей, и без мер государственного уровня решить ее очень сложно [2].

Практически ликвидированная система подготовки рабочих кадров для сферы материального производства требует ее неукоснительного и быстрого восстановления с государственным вмешательством и в организационном плане, и в плане соответствующего финансирования данного процесса. Здесь следует отметить, что многие крупные промышленные предприятия уже в настоящее время испытывают острую потребность в рабочих кадрах

высокой квалификации и вынуждены нередко привлекать специалистов высокой заработной платой, порой вступая в конкуренцию в этом плане с соседними предприятиями. А затраты по этой статье обоснованно включаются в себестоимость продукции, а следовательно и в ее цену.

В настоящее время появился еще один вид затрат, включаемый в розничную цену реализуемой продукции и услуг, не подверженный какому-либо контролю со стороны государственных структур. Речь идет о «мутном» и явно нарастающем потоке рекламы по всем информационным каналам. Негативизм этого потока не только в росте розничных цен, но и в прямом, образно говоря, пожирании времени населения и расшатывании его нервной системы. Попробуйте в настоящее время посмотреть без неоднократных перерывов на рекламу даже важнейшие передачи по радио или телевидению или, например, отыскать в вашем почтовом ящике действительно нужную вам документацию среди вороха всевозможной рекламной макулатуры, на изготовление которой затрачены материальные ресурсы, стоимость которых в конечном итоге тоже входит в розничную цену.

Но есть и еще один очень важный вид затрат, безальтернативно включаемый в розничную цену. Речь идет о банковском кредитовании изготовителей продукции. При отраслевом управлении промышленные предприятия получали финансовые ресурсы из соответствующих министерств. В настоящее время, если это не связано с государственными заказами, финансовое обеспечение производства является прерогативой самого предприятия, которое оно решает, беря банковские кредиты, а они, как известно, даются на определенный срок и под определенные проценты, что, естественно, не может не включаться в себестоимость производимой продукции, а следовательно и в ее цену.

В настоящее время в России более двух тысяч негосударственных банков. При отраслевом управлении не было и не могло быть ни одного. Возникает вопрос: почему с финансированием второй в мире после США экономики Советского Союза справлялся государственный банк и у руководителей промышленных и других предприятий не было головной боли с финансированием своей деятельности? И второй, наверное, главный вопрос: какую главную цель преследуют нынешние банки, выдавая кредиты промышленным предприятиям? Правда, ответ на него прост: получение прибыли через процентную ставку, а не обеспечение эффективности функционирования предприятий, так как за эту сферу их деятельности они ответственности не несут. А в случае банкротства предприятий будут участвовать в дележе их собственности. Иначе говоря, банки здесь практически ничем не рискуют, тогда как промышленное предприятие может прекратить свое функционирование в принципе, что, кстати, является далеко не исключительными случаями в реальной действительности.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.

Первый вывод состоит в том, что процесс ценообразования при централизованной системе управления находился под строгим государственным контролем и какие-либо нарушения этого процесса были практически исключены. И в этом разрезе остается непонятным, что приобрело государство, самоустраняясь от этого процесса?

Второй вывод: современный процесс ценообразования практически полностью отпущен, образно говоря, на волю даже в краткосрочном временном аспекте. А если рассматривать, например, необходимые объемы финансирования при возведении крупных и крупнейших народно-хозяйственных комплексов, то оценить величину этих объемов в современной ценовой ситуации практически невозможно. И не это ли является одной из главных причин того, что долгосрочные планы развития экономики России неоднократно корректируются?

Третий вывод очевиден: государство должно кардинально изменить свое отношение к процессам ценообразования, проявляя реальные властные рычаги в

данной сфере деятельности, а не уповать на квазиобъективную властность рынка, разрушительность которой, кстати, блестяще доказана современным состоянием экономики России в целом.

1. Алёхина О.Ф., Воронов Н.А., Удалов Ф.Е. Оперативное и стратегическое управление производством на промышленных предприятиях. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013.

2. Удалов Ф.Е. Централизованная система управления -добро или зло? // ЭКО. 2013. № 4. С. 149-157.

3. Удалов Ф.Е. Рыночная экономика. А есть ли иная? // ЭКО. 2011. № 8. С. 53-65.

fokin@mail.ru Анастасия Андреевна Антонова,

аспирантка кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье рассматриваются вопросы использования концепции процессного подхода для управления логистическими процессами промышленного предприятия. Выявлена взаимосвязь между управлением логистическими потоками, процессным подходом и СМК. Предложен механизм расчета фактической результативности логистических процессов, обеспечивающий повышение эффективности их менеджмента. В статье указаны основополагающие требования к использованию процессного подхода в менеджменте логистики.

Ключевые слова: логистика, качество, СМК, процессный подход, менеджмент.

A.A. Antonova

йЭр anastasiya_

УДК 338.24

ASPECTS OF LOGISTICS IN QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The paper discusses using the concept of process approach to manage the logistics of an industrial enterprise. The author reveals the interrelation between the management of logistics flows, process approach and QMS. A mechanism for calculating actual efficiency of logistics processes that can help increase the efficiency of their management is presented. The paper lists basic requirements for using process approach in the management of logistics. Keywords: logistics, quality, QMS, process approach, management.

Основа современной логистики - это управление материальными потоками по всей цепи поставок в направлении и в интересах конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности не только транспортных, но и производственных процессов на предприятии. Таким образом, логистика как понятие, определяющее комплексную систему управления материальными потоками на предприятии, предусматривает и тем самым актуализирует систему процессов в организации, направленную на минимизацию затрат при производстве, хранении, распределении и транспортировке товаров. Сегодня наблюдается резкое увеличение выставляемых требований к логистическим процессам промышленных предприятий. Кроме того, внедрение механизма управления логистическими потоками на предприятии является необходимым инструментом системы менеджмента качества (рис. 1).

Анализ показателей, которые отражают долю логистических затрат от оборота, заставляет большинство промышленных предприятий осознавать всю значимость логистики, ее прямое влияние на качество и эффективность производственной деятельности (табл. 1) [4]. Сравнение статистических данных, приведенных в табл. 1, говорит о том, что проблема уменьшения логистических затрат особенно актуальна для таких отраслей, как металлургическая и химическая промышленность.

Для решения проблем снижения операционных затрат, связанных с логистическими процессами на промышленных предприятиях, особое внимание в настоящее время уделяется моделированию логистических процессов и внедрению в них современных концепций менеджмента качества. Ключевым механизмом для достижения этих целей является реинжиниринг бизнес-процессов и процессно-ориентированное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.