Научная статья на тему 'Ценовая политика России в современных условиях'

Ценовая политика России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7061
609
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕН / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ / PRICE / PRICING POLICY / PRICE REGULATION / COMPOSITION AND STRUCTURE OF PRICES / PRICING AND TAXATION / PRICING TRENDS IN THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Ирина Николаевна

Цена является важным элементом функционирования рыночной экономики. Она обслуживает оборот реализации товаров, работ и услуг, служит измерителем затрат на производство и реализацию продукции и результатов хозяйственной деятельности, определяя тем самым не только размер денежных средств, которыми располагают предприятия, но и размер денежных накоплений, остающихся в их распоряжении. В статье на основе рассмотрения тенденции ценообразования в России и на региональном уровне, автором выявлены основные факторы, оказывающие влияние на состав и структуру цен, их уровень, основополагающим из которых является налогообложение. Автором указаны основные цели ценообразования в РФ и регионах и предложены способы стабилизации уровня цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s price policy in current terms

Price is an important element in functioning of market economy. It serves the turnover of goods sales, works and services, serves as a measure of the production costs, goods sales and the results of the economic performance, thereby determining not only the amount of funds available to enterprises, but also the amount of cash savings that remain at their disposal. In terms of considering the pricing trends in Russia and at the regional level, the author identifies the main factors influencing the composition and structure of the prices, their level, with the taxation being the fundamental one. The author outlines the main goals of pricing in the Russian Federation and in its regions and offers the methods of stabilizing the price level.

Текст научной работы на тему «Ценовая политика России в современных условиях»

УДК 338.53:658.8.03(470)

И. Н. Щербакова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

АННОТАЦИЯ. Цена является важным элементом функционирования рыночной экономики. Она обслуживает оборот реализации товаров, работ и услуг, служит измерителем затрат на производство и реализацию продукции и результатов хозяйственной деятельности, определяя тем самым не только размер денежных средств, которыми располагают предприятия, но и размер денежных накоплений, остающихся в их распоряжении. В статье на основе рассмотрения тенденции ценообразования в России и на региональном уровне, автором выявлены основные факторы, оказывающие влияние на состав и структуру цен, их уровень, основополагающим из которых является налогообложение. Автором указаны основные цели ценообразования в РФ и регионах и предложены способы стабилизации уровня цен. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Цена; ценовая политика; ценовое регулирование; состав и структура цен; ценообразование и налогообложение; тенденции ценообразования в регионе.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 14 марта 2017 г.; дата принятия к печати 27 апреля 2017 г.; дата онлайн-размещения 19 июня 2017 г.

I. N. Shcherbakova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

RUSSIA'S PRICE POLICY IN CURRENT TERMS

ABSTRACT. Price is an important element in functioning of market economy. It serves the turnover of goods sales, works and services, serves as a measure of the production costs, goods sales and the results of the economic performance, thereby determining not only the amount of funds available to enterprises, but also the amount of cash savings that remain at their disposal. In terms of considering the pricing trends in Russia and at the regional level, the author identifies the main factors influencing the composition and structure of the prices, their level, with the taxation being the fundamental one. The author outlines the main goals of pricing in the Russian Federation and in its regions and offers the methods of stabilizing the price level. KEYWORDS. Price; pricing policy; price regulation; composition and structure of prices; pricing and taxation; pricing trends in the region.

ARTICLE INFO. Received March 14, 2017; accepted April 27, 2017; available online June 19, 2017.

Цены нельзя рассматривать вне взаимосвязи и взаимозависимости с экономическими процессами в стране, более того, они являются одним из основных элементов развития рыночной экономики, а также важнейшим условием дальнейших преобразований в Российской Федерации. Обслуживая оборот по реализации товаров, работ, услуг, цена служит измерителем затрат на производство, реализацию [1, c. 275]. Помимо этого, цена является важнейшим инструментом формирования и распределения доходов населения, оказывая влияние на его жизненный уровень [2, c. 212]. Все эти возможности цены используются государством при разработке и проведении ценовой политики.

Ценовая политика, как в целом по стране, так и в регионах представляет собой совокупность действий органов государственной власти и управления, ор-

© И. Н. Щербакова, 2017

ганов местного самоуправления, направленных на совершенствование процессов ценообразования для обеспечения экономических интересов, как предприятий, так и потребителей продукции (товаров, работ, услуг) [3, с. 29].

Ценовая политика должна быть увязана с уровнем экономического развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политикой и направлена на:

— содействие развитию рыночных отношений, конкуренции, свободному перемещению продукции, товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности;

— повышение качества продукции, эффективное развитие экономики, основанной на многообразии форм собственности;

— содействие реализации государственной структурной и научно-технической политики;

— достижение эквивалентности и паритета в обмене промышленной и сельскохозяйственной продукцией;

— формирование необходимой социальной защищенности населения от роста цен и инфляционных процессов;

— достижения оптимальных соотношений между динамикой цен, уровнем заработной платы и других денежных доходов населения;

— формирование соответствующих нормативов и правил для противодействия недобросовестной конкуренции отдельных производителей и их диктата на рынке, а также ограничение негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

Перечисленные направления на современном этапе претворяются в жизнь только частично, что обусловлено действием недостаточно зрелого рыночного механизма и значительным ограничением государственного регулирования цен. Регулирование цен — попытка государства, с помощью законодательных, административных, бюджетных и финансовых мероприятий, воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию системы в целом, т. е. через цены нивелировать циклические колебания процесса воспроизводства [3, с. 179]. Поэтому, в зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит либо:

— антикризисный (антидепрессивный);

— антиинфляционный характер.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции, удовлетворении спроса на нее. Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен. Соотношение этих методов по странам и в отдельные периоды различно.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста, например, в России в 2017 г. предполагается рост цен на 5,5 %, что достигнуть без государственного участия невозможно. Прямые методы заключаются в непосредственном воздействии на уровень цен и применяются главным образом в отраслях и сферах, оказывающих влияние на уровень цен в других отраслях (энергетика, транспорт, связь, водоснабжение и др.). К данным методам относится установление фиксированных цен, предельных цен, предельных уровней рентабельности по отдельным видам продукции (работ, услуг), предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, рекомендательных цен по важнейшим видам продукции, а также общее замораживание цен и заработной платы, или замораживание цен на отдельные группы товаров.

Наряду с методами прямого регулирования цен, применяются и косвенные методы (или синтез методов). Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию [4, с. 326—327]. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги. Косвенное регулирование цен может осуществляться с помощью различных мероприятий и программ, разрабатываемых государственными органами управления:

— созданием условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий необходимо постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции;

— разработкой специальных правительственных программ по развитию производства товаров потребительского назначения, расширению услуг, оказываемых населению;

— государственным финансированием научно — исследовательских работ по разработке и созданию новых видов продукции;

— государственным стимулированием привлечения в страну иностранных инвестиций, создание совместных предприятий;

— эффективным использованием таможенных тарифов для защиты отечественных производителей [5, с. 193—195; 6].

Из вышеизложенного следует, что косвенные методы регулирования проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, связанные с ценообразованием (регулирование совокупного спроса с помощью налоговой, кредитной, таможенной политики). В итоге, стимулируется производство и занятость во многих отраслях, что воздействует на рынок потребительских товаров и объем платежеспособного спроса населения.

Администрации регионов в пределах своих полномочий самостоятельно определяют направления и методы регулирования цен для субъектов ценообразования по установленному Правительством РФ перечню товаров, работ и услуг. Регулирование вводится на основе анализа деятельности хозяйствующих субъектов с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в увеличении объемов, повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса и предложения на нее [1, с. 279].

Следовательно, государственное регулирование цен должно поддерживать цены на внутреннем рынке на уровне, обеспечивающем паритет цен, согласованном с доходами населения, а на внешнем, позволяющем обеспечивать конкурентоспособность продукции. На современном этапе в Российской Федерации большая часть цен и тарифов (80 %) являются свободными.

В хозяйственной практике используются различные виды цен, совокупность которых позволяет сформировать систему цен, характеризующую взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен и тарифов. Она состоит из различных элементов, в качестве которых можно рассматривать, как отдельные конкретные цены, так и определенные группы цен, объединяемых по различным признакам. В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находятся во взаимосвязи со всеми другими ценами. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью элементов рыночного механизма хозяйствования и субъектов, действующих на рынке.

Формирование цен независимо от того, являются они свободными или регулируемыми, должно осуществляться на наш взгляд, в соответствии с единой методикой, при этом идентичной во всех отраслях и сферах экономики. На состав цены оказывает влияние система налогообложения, социальная значимость товаров, услуг в части включения налогов, которые рассчитываются независимо от форм собственности и порядка утверждения по одним и тем же нормативным документам за исключением хозяйствующих субъектов, функционирующих на особом режиме налогообложения.

Розничная цена на товары, производимые и реализуемые в Российской Федерации предприятиями с общим режимом налогообложения, включает: полную себестоимость изделия, прибыль, акциз, налог на добавленную стоимость, оптовую и торговую наценки.

Указанный состав цены является типичным, наиболее распространенным, однако, с учетом особенностей производимой и реализуемой продукции отдельные элементы не включаются в состав цены, либо напротив — входят дополнительные. Так, акцизы включаются только в цены подакцизных товаров; наценки снабжен-ческо-сбытовых организаций, если реализация осуществляется через посреднические организации; в цены на импортную продукцию включается таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление. Из вышеизложенного следует, что цена любого товара состоит из себестоимости, прибыли, наценок оптовых и торговых организаций и косвенных налогов, перечень которых зависит от отраслевых особенностей, социальной значимости продукции, системы налогообложения. Структуру цен характеризуют данные табл. 1 [7, с. 393].

Таблица 1

Структура розничных цен на отдельные виды товаров в Российской Федерации в 2015 г., % к розничной цене

Наименование Стоимость Полная Прибыль НДС Отпуск- Плата за до- Оборот сфе-

товаров сырья и себе- (+), убы- акциз ная ставку продук- ры обраще-

основных стоимость ток (-) оптовая ции (товара) ния, вклю-

материа- единицы промыш- цена с покупателям, чая НДС,

лов продукции ленных предприятий НДС осуществляемую перерабатывающим предприятием начисленный организацией розничной торговли

Мясо птицы 45,29 65,77 7,67 5,84 79,28 0,14 20,58

Хлеб из пше- 28,07 73,20 2,01 6,87 82,08 0,91 17,01

ничной муки

1-го и 2-го со-

ртов, включая батоны

Мука пшенич- 33,66 43,20 2,48 4,19 49,87 0,30 49,83

ная высшего

сорта

Водка 40 % и 8,29 17,38 4,07 46,84 68,29 0,01 31,70

выше обык-

новенного

качества

Яйцо столовое 37,02 59,68 12,39 3,05 75,12 0,00 24,88

Бензин авто- 40,92 48,65 5,96 26,60 81,21 0,01 18,79

мобильный

марки АИ-95

и выше

Составлено по данным: Структура розничных цен. иИЪ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ prices/potr/tab-stp-cen.htm.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что структура цены различается, исходя из социальной значимости продукции. Так, в розничной цене на мясо птицы налог на добавленную стоимость (НДС) в цене реализации предприятия изготовителя составляет 5,84 %, хлеба пшеничного из муки 1-го и 2-го сортов — 6,87 %, яйце столовом — 3,05 %, при этом акциз не включается. В то же время в цену на водку и бензин помимо НДС включается также акциз, и величина налогов составляет в цене водки 46,84 %, бензине автомобильном марки АИ-95 и выше — 26,60 %.

Следует отметить, что динамика составных элементов не остается неизменной. Так, в 2015 г. по сравнению с 2010 г., себестоимость хлеба из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов увеличилась с 70,04 % до 73,20 %; яйца столового снизилась с 61,24 % до 59,68 %. Снижение в значительной мере обусловлено снижением стоимости сырья и основных материалов, удельный вес которых по яйцу столовому в 2010 г. составлял 37,06 %, а в 2015 г. — 37,02 %. В структуре цен на муку значительный удельный вес от 48,17 до 49,83 % занимают наценки сферы обращения, что требует более обоснованной логистики при заключении договоров на поставку данной продукции.

В структуре цены водки и бензина растет удельный вес НДС и акциза, в 2015 г. по сравнению с 2010 г. соответственно по водке с 42,33 до 46,84 %; по бензину с 24,45 до 26,60 %. Рост данных налогов обусловлен налоговой политикой государства, направленной на увеличение акцизов по данным видам товаров [2, с. 215]. Увеличение акцизов на ликероводочные изделия обусловлено социальным аспектом: борьбой с алкоголизмом. Рост акцизов на бензин вызывает увеличение материальных затрат при производстве сельскохозяйственной продукции, особенно растениеводства, а также транспортных расходов, занимающих в районах Восточной Сибири значительный удельный вес в сфере обращения, а соответственно и потребительских цен на товары, что приводит к негативным последствиям не только в сфере производства сельскохозяйственной продукции, и в сфере обращения, но и оказывает большое влияние на рост розничных цен, как на товары, так и на услуги [8, с. 83—84]. Динамику потребительских цен на товары и услуги характеризуют данные табл. 2.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что динамика потребительских цен неоднозначна. Резкий рост цен и тарифов начался в период либерализации цен в 1991—1992 гг. В 1991 г., когда свободными стали только оптовые цены, индекс потребительских цен уже составил 260,4 %. При этом наибольший рост имел место по непродовольственным товарам — 310,7 % и по платным услугам — 178,8 %. Скачкообразный рост розничных цен и тарифов на услуги произошел в 1992 г., когда была проведена их либерализация и цены стали свободными на основную часть товаров и услуг. В 1992 г. по сравнению с 1991 г. индекс потребительских цен и тарифов на все товары и услуги составил 2 608,8 %, в том числе на непродовольственные — 2 673,4 %, на продовольственные — 2 626,2 %, на услуги — 2 220,5 %. По мере стабилизации экономики началось постепенное снижение индексов потребительских цен, так в 1993 г. индекс составил 939,9 %. В последующем происходило дальнейшее снижение, составившее в 1997 г. 111 % по сравнению с 1996 г. В 1998 г. произошло увеличение индекса до 184,4 % по сравнению с 1997 г., обусловленное мировым финансовым кризисом, который в эпоху глобализации не может не отразиться на внутренних ценах государств. С 1999 г. началось снижение индекса цен, колебание к предыдущим периодам составляло от 13 до 6,1 %, а в 2012 г. равнялось 6,6 %. При этом, наибольшее увеличение в 2012 г. было по продовольственным товарам — 7,5 % и платным услугам — 7,3 %; по непродовольственным товарам увеличение происходило в меньшей степени и составило только 5,2 %. С 2014 г. вновь наблюдается рост цен, составивший в 2015 г.

по всем товарам и услугам 112,91 %, по продовольственным товарам — 114,00 %, по непродовольственным — 113,65 %, по услугам — 110,20 %.

Таблица 2

Динамика индексов потребительских цен (тарифов) на товары и услуги населению в Российской Федерации за 1991-2016 гг., %

Год Все товары В том числе

и услуги Продовольственные Непродовольственные Платные услуги

товары товары населению

1991 260,4 236.1 310,7 178,8

1992 2 608,8 2 626,2 2 673,4 2 220,5

1993 939,9 904,9 741,8 2 411,2

1994 315,1 314,1 269,0 622,4

1995 231,3 223,4 216,3 332,2

1996 121,8 117,7 117,8 148,4

1997 111,0 109,1 108,1 122,5

1998 184,4 196,0 199,5 118,3

1999 136,5 135,9 139,2 134,0

2000 120,2 117,9 118,5 133,7

2001 118,6 117,1 112,7 136,9

2002 115,1 111,0 110,9 136,2

2003 112,0 110,2 109,2 122,3

2004 111,7 112,3 107,4 117,7

2005 110,9 109,6 106,4 121,0

2006 109,0 108,7 106,0 113,9

2007 111,9 115.6 106,5 113,3

2008 113,3 116,5 108,0 115,9

2009 108,8 106,1 109,7 111,6

2010 108,8 112,9 105,0 108,1

2011 106,1 103,9 106,7 108,7

2012 106,6 107,5 105,2 107,3

2013 106,47 107,32 104,46 108,01

2014 111,35 115,43 108,05 110,45

2015 112,91 114,00 113,65 110,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016 105,39 104,57 106,54 104,89

Составлено по данным: Индексы потребительских цен. иИЪ: http://www.gks.ru/free_doc/new site/prices/potr/tab-potr1.htm.

Аналогичная ситуация имела место и в Иркутской области, что отражают данные табл. 3, которые свидетельствуют, что как в целом по стране, так и по Иркутской области идет ежегодное увеличение цен, как на потребительские товары, так и на услуги. Однако, если в целом по стране, начиная с 2009 г. индекс цен на все товары и услуги снижался и составил в 2009 г. 108,9 %, в 2015 г. — 112,91 %, то в Иркутской области в 2009 г. составил 108 %, в 2010 г. — 109,5%, в 2011 г. — 107;4 %, в 2012 г. — 106,9 %, т. е. увеличение цен шло более быстрыми темпами, особенно по непродовольственным товарам. Если в целом по стране рост на непродовольственные товары составил в 2011 г. 6,7 %, в 2012 г. — 5,2 %, то в Иркутской области соответственно — 7,9 и 7,6%, т. е. был выше. В определенной мере это объяснялось организацией поставки импортных товаров, как из стран, расположенных в Европе, так и в Азии. Логистика была такова, что заключение договоров на поставку товаров осуществляют крупные организации, расположенные в Москве и Новосибирске, и они же производят таможенные операции в отношении данных товаров. Иркутские посреднические организации закупают у них небольшие пар-

тии товаров, что влияет на увеличение затрат, а, следовательно, и на уровень цен. Объем импортных товаров из года в год, как в целом по стране, так и в Иркутской области увеличивался. Если, в 2000 г. поступления по импорту составляли 40 % от общей величины товарных ресурсов розничной торговли, то в 2007 г. — 47 %, в 2013 г. — 44 %. Аналогичная ситуация складывалась и по Иркутской области.

Таблица 3

Динамика индексов потребительских цен на товары и услуги населению в Иркутской области за 1991-2012 гг., %

Год Все товары В том числе

и услуги Продовольственные Непродовольственные Платные услуги

товары товары населению

1991 191,8 179,5 203,4 168,5

1992 1 457,3 1 721,1 1 166,5 885,4

1997 109,1 106,4 106,2 126,0

1998 171,4 185,0 176,8 110,1

1999 132,8 129,3 144,3 125,1

2000 121,8 121,3 118,4 131,9

2002 113,3 107,4 111,0 135,9

2003 113,6 112,4 108,6 126,4

2004 110,6 111,4 107,8 113,9

2005 108,0 108,1 106,4 110,4

2006 109,1 111,4 107,2 108,8

2007 112,2 113,8 109,0 115,2

2008 114,9 118,6 110,3 118,0

2009 108,0 106,2 108,7 109,5

2010 109,5 110,9 108,7 108,4

2011 107,4 106,6 107,9 107,9

2012 106,9 107,6 106,0 107,6

2013 105,1

2014 110,8

2015 112,2

Составлено по данным: Динамика индексов потребительских цен в Иркутской области. URL: http://irkutskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/irkutskstat/ru/publications/official_publications/ electronic version.

Однако в настоящее время, в связи с введением санкций осуществляется им-портозамещение, что положительно влияет на уровень цен в Иркутской области, который в 2015 г. составил 112,2 %, что ниже чем в целом по РФ.

Следует отметить, что при осуществлении импортозамещения определяющее влияние на уровень цен оказывают внутренние факторы, прежде всего, изменение величины составных элементов цены. Наибольший удельный вес в составе цены большинства видов продукции составляет себестоимость [9, с. 21], структура которой приведена в табл. 4.

Приведенные в табл. 4 данные свидетельствуют, что структура себестоимости не остается неизменной. В целом по отраслям экономики в РФ уменьшалась доля материальных затрат, так в 1992 г. она составляла 61,0 %, а в 2000 г. — 58,4 %; однако с 2005 по 2015 г. ситуация изменилась во всех отраслях. В промышленности доля материальных затрат как при добыче полезных ископаемых, так и в обрабатывающих отраслях, на транспорте и в сельском хозяйстве начала увеличиваться. При добыче полезных ископаемых удельный вес данных затрат возрос с 27,6 % в 2005 г. до 32,7 % в 2015 г.; в обрабатывающих отраслях в 2005 г. удельный вес материальных затрат составлял 68,8 %, в 2015 г. 74,3 %; на транс-

порте и связи материальные затраты увеличились с 31,7 % в 2005 г. до 42,0 % в 2015 г., в сельском хозяйстве с 62,3 % в 2005 г. до 65,2 % в 2015 г.

Таблица 4

Структура затрат на производство продукции, услуг по видам экономической деятельности в Российской Федерации, %

Годы Затраты на производство продукции, услуг В том числе

Материальные затраты Из них Затраты на оплату труда Амортизационные отчисления Отчисления на социальные нужды Прочие

Сырье и материалы Топливо Энергия

По всем отраслям экономики

1992 100 61,0 14,8 3,4 4,9 15,9

1993 100 57,2 35,5 6,2 5,9 17,6 1,1 6,1 18,0

1995 100 58,2 31,7 8,5 7,1 13,5 7,7 5,0 15,6

2000 100 58,4 31,2 7,0 6,0 14,7 4,7 5,6 16,6

2015 100 55,7 32,5 4,0 3,0 13,5 7,1 3,6 20,1

Добыча полезных ископаемых

2005 100 27,6 9,9 2,3 3,8 10,2 7,2 2,0 53,0

2010 100 37,9 12,7 2,2 4,6 9,7 10,8 1,7 39,9

2011 100 36,1 12,6 2,5 4,0 8,8 10,1 2,0 43,0

2012 100 33,9 9,6 2,8 3,8 8,9 10,3 2,1 44,9

2015 100 32,7 10,0 2,4 3,6 8,8 12,6 2,4 43,6

Обрабатывающие производства

2005 100 68,8 55,9 2,8 3,6 11,3 2,4 2,7 14,8

2010 100 72,5 58,3 2,6 3,6 10,3 3,2 2,3 11,7

2011 100 73,7 59,4 2,3 3,3 9,7 3,0 2,7 10,9

2012 100 73,4 57,7 2,2 3,0 9,6 3,2 2,6 11,2

2015 100 74,3 59,0 1,9 2,7 9,3 3,9 2,6 9,9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2005 100 62,3 40,2 12,6 3,7 19,7 5,5 3,0 9,5

2010 100 60,8 45,7 6,7 3,3 17,8 7,9 2,9 10,6

2011 100 62,4 47,7 7,3 3,1 16,9 8,1 3,6 9,0

2012 100 61,4 46,8 7,4 2,8 16,9 9,0 3,6 9,2

2015 100 65,2 52,9 6,5 2,4 14,6 8,8 4,3 7,1

Транспорт и связь

2005 100 31,7 10,1 9,1 4,1 21,2 9,8 4,7 32,4

2010 100 38,0 7,1 6,5 3,8 19,3 9,5 4,0 29,2

2011 100 39,4 6,2 7,4 3,3 19,1 8,8 5,1 27,6

2012 100 39,5 6,6 6,8 2,3 17,7 8,7 4,5 29,6

2015 100 42,0 6,9 6,8 2,9 17,8 9,0 4,8 26,3

Составлено по данным: Структура затрат на производство и продажу товаров (работ, услуг). URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_51/Main.htm.

Следует отметить, что с 2005 г. большой удельный вес при добыче полезных ископаемых составляли прочие затраты, так в 2005 г. они составляли 53,0 %, в 2015 г. — 43,6 %. Хотя тенденция к некоторому уменьшению имеет место быть, однако требуется анализ себестоимости в данной отрасли, особенно на фоне постоянно растущих цен на горюче — смазочные материалы.

По данным табл. 4 видно, что доля заработной платы как в целом по экономике, так и по отдельным отраслям снижается. Так, в 1992 г. доля затрат на отплату труда составляла 14,8 %, в 2000 г. — 14,7 %, в 2015 г. — 13,5 %. При этом доля отчислений на социальные нужды в силу увеличения ставок по единому соци-

альному налогу увеличивалась с 4,9 % в 1992 г. до 5,6 % в 2000 г. Наибольшее уменьшение заработной платы произошло в сельском хозяйстве, соответственно с 29,7 % в 1992 г. до 14,6 % в 2015 г. На транспорте доля зарплаты уменьшилась с 21,1 % в 2005 г. до 17,8 % в 2015 г.

Уменьшение доли заработной платы продолжалось по всем отраслям с 2005— 2015 гг., что обусловило снижение удельного веса отчислений на социальные нужды до 3,6 % в 2015 г. при неизменных налоговых ставках по данным платежам [10, с. 18—24]. Высокие налоговые ставки привели к увеличению, так называемой, «серой» заработной платы, что отрицательно влияет на формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, резкое увеличение налоговых ставок по данному платежу привело к отрицательным последствиям для малого бизнеса как в целом по стране, так и в Иркутской области, заключающиеся в том, что значительное количество индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность и часть из них встало на учет в Службе занятости Министерства по труду и занятости Иркутской области.

Следует отметить, что в РФ отмечалось увеличение удельного веса прочих расходов, которые составляли в 1992 г.15,9 %, в 2015 г. только 20,1 %, что свидетельствует о необходимости более эффективного контроля за данной группой затрат, особенно в добывающих отраслях, где их доля занимает значительный удельный вес — 43,6 % в 2015 г.

Анализ материалов по данному элементу цены показывает, что необходим контроль за расходованием средств, более экономически обоснованные расчеты затрат по всем элементам, в том числе по налогам и платежам, включаемым в себестоимость продукции. На себестоимость относятся ресурсные платежи, транспортный налог, взнос на обязательное социальное страхование, расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, имеющими лицензии [2, с. 216].

Налоги, входящие в состав себестоимости, по-разному оказывают воздействие на структуру цен по различным предприятиям и отраслям. Это объясняется, во-первых, тем, что некоторые налоги определены с учетом специфики отдельных видов производства. Например, налоги, связанные с разработкой природных ресурсов, включаются в себестоимость предприятий добывающих отраслей. Во-вторых, следует иметь в виду, что даже такие общие для всех отраслей и предприятий платежи, как взносы на социальное страхование, по-разному оказывают влияние на уровень затрат и цен в связи с различной трудоемкостью различных производств, что оказывает существенное влияние на уровень себестоимости, а, следовательно, и цен в данных отраслях экономики [11, с. 238—240].

Установление налоговых платежей за природные ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики.

Платежи за природные ресурсы двояким образом связаны с ценами. Во-первых, они включаются в состав цены продукции, а во-вторых, выступают как цены соответствующих ресурсов. Так, например, водный налог представляет собой плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и одновременно является ценой за пользование водой. Налог на добычу полезных ископаемых отражает цену полезных ископаемых, при этом с 2007 г. полностью перечисляется в Федеральный бюджет, что уменьшает поступления в региональные бюджеты ресурсодобывающих регионов, в том числе Иркутскую область.

Следует особо отметить, что взаимосвязь рассматриваемых налоговых платежей и цен не ограничивается чисто количественным влиянием одних на другие, а определяется еще и тем, что многие из них являются по существу ценами соответствующих видов сырья в его природном виде. Следовательно, перечисленные налоги и платежи оказывают влияние на состав и структуру цены. Так, увеличение платы за природные ресурсы в 2015 г. на размер уменьшения экспортных пошлин ведет к росту себестоимости нефтепродуктов внутри страны, и соответственно к росту розничных цен на бензин и горюче-смазочные материалы, а, соответственно росту розничных цен на товары, перевозимые транспортом.

Введение наряду с транспортным налогом, налога за проезд большегрузного транспорта по дорогам федерального значения в 2016 г. способствует росту розничных цен из — за увеличения транспортных расходов при перевозке грузов.

Следовательно, необходимо экономическое обоснование налогов и платежей, входящих в себестоимость, так как их рост и произвольное включение, без учета экономического положения в стране, неизменно ведет к росту всех видов цен, уменьшению рентабельности предприятий, их закрытию, особенно организаций малого и среднего бизнеса, и как следствие, ухудшению жизненного уровня населения и уменьшению поступлений финансовых ресурсов в бюджет.

Помимо налогов, относимых на себестоимость, в России существуют налоги, уплачиваемые за счет выручки; налоги, относимые на финансовый результат; налог, уплачиваемый за счет прибыли; налоги, уплачиваемые за счет чистой прибыли предприятия.

Налоги, включаемые в состав цены и уплачиваемые из выручки от реализации, иначе называют косвенными налогами, это — акцизы, налог на добавленную стоимость [2, с. 215]. Косвенные налоги взимаются в процессе производства и движения товаров, работ, услуг, они включаются в виде надбавки в цену товара, тарифа на работы, услуги, повышают общий уровень цен, изменяют их структуру. При косвенном обложении государство становится, по существу, участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости еще в момент реализации товара или услуги, что значительно сокращает время их поступления в бюджет. Однако рост косвенных налогов снижает потребление товаров, что в свою очередь снижает деловую активность и соответственно доходы бюджета.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ценовое распределение, являясь первичным, позволяет сделать первоначальные расчеты на стадии планирования финансовых ресурсов. Налоговое же перераспределение, являясь вторичным по отношению к ценовому, позволяет мобилизовать реальные денежные средства адресно — в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. При этом, налоговая система служит основным инструментом перераспределения только в увязке с системой ценообразования, поскольку цены служат исходной основой для определения количества и размера налогов, помимо этого, цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы некоторых налогов, и, следовательно, общая величина налоговой базы находится в прямой зависимости от уровня цен реализованных товаров (работ, услуг) [2, с. 217].

Ценовой и налоговый методы перераспределения функционируют одновременно, их сочетание может быть разнообразным. Так, с помощью налоговых методов можно смягчить последствия изменения цен, особенно нежелательного их роста, но возможно, напротив, совпадение перераспределительного эффекта, возникающего за счет изменения цен и осуществляемого при помощи налогов. Поскольку в рыночной экономике налоги, как косвенные, так и входящие в состав себестоимости, являются ценообразующими, то возможности внешнего регулирования в большей мере содержатся в налоговой системе, чем в ценообразовании, поэтому

через налоги надлежит регулировать процессы перераспределения, включающие и эффект от изменения цен.

Следовательно, ценовые процессы в производстве и сфере потребления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уровень цен в отдельных регионах, в том числе и в Иркутской области не остается неизменным при изменении цен в целом по стране и на мировом рынке.

На уровень цен на мировом рынке влияют как политическая, экономическая ситуации, так и инфляционные ожидания. Данные факторы оказывают влияние на цены потребительского рынка, особенно в условиях глобализации. Однако в современных условиях в РФ определенное влияние на уровень цен на продовольственные товары, особенно на продукцию растениеводства оказывает политика импортозамещения. Увеличивается объем производства сельскохозяйственной продукции, что способствует насыщению рынка, развитию конкуренции, ведущей к снижению цен.

Анализ показал, что на уровень потребительских цен в Российской Федерации, влияющих на жизненный уровень и благосостояние населения наибольшее влияние оказали и оказывают следующие факторы: либерализация цен, осуществленная в 1991—1992 гг.; недостаточная проработанность вопросов регулирования цен; изменение цен в секторах экономики; увеличение себестоимости товаров и услуг, обусловленное ростом затрат на рубль товарной продукции; экономически необоснованные затраты посредников; увеличение цен на импортные промышленные товары в условиях обесценения рубля; налоговая политика государства.

Основной целью ценообразования в РФ и ее регионах в настоящее время является дальнейшая стабилизация уровня цен (тарифов) и их снижение по мере развития конкуренции и увеличения объемов производства при одновременном повышении качества, отвечающего стандартам. Основными способами достижения указанной цели являются:

— формирование ценовой политики государства необходимо взаимоувязывать с налоговой для предотвращения роста всех видов цен и тарифов;

— формирование и реализация ценовой политики области, разработанной на основе федеральной, но с учетом климатических особенностей региона, и его удаленности от центра страны;

— регулирование цен на продукцию и услуги по перечню, утверждаемому администрациями области и города в пределах своих и в рамках переданных полномочий, экономически обосновывая их предельные уровни, увязанные с денежными доходами населения и финансовым состоянием предприятий;

— проведение углубленной экспертизы экономической обоснованности цен и тарифов, действующих на территории области, в целях снижения затрат;

— при использовании свободных наценок торговые предприятия должны указывать в составе розничных цен на основные виды продовольственных товаров цену приобретения у предприятий-изготовителей;

— регулирование размера торговых наценок, предусмотренных законодательством, осуществлять к цене предприятия-изготовителя, с учетом оптовых наценок, то есть общей величины посреднических организаций;

— усиление результативности контроля за соблюдением государственной дисциплины цен и законности правовых актов по вопросам ценообразования и налогообложения.

Из вышеизложенного следует, что в условиях перехода от прямого регулирования цен к применению методов косвенного управления процессами ценообразования и расширения прав предприятий и организаций по регулированию цен и тарифов, необходимо эффективнее использовать экономические рычаги воздей-

ствия на цены, имеющиеся в распоряжении области и городов (региональные и местные налоги, льготные кредиты, ставки арендной платы, организация проведения ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции и др.) с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учитывать платежеспособный спрос населения и возможности областного бюджета. Реализация данных направлений будет способствовать формированию экономически обоснованных уровней цен во всех отраслях и сферах экономики в процессе экономической деятельности, а, следовательно, усилению роли цен в повышении эффективности общественного воспроизводства и улучшению жизненного уровня населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы

1. Шипицына А. В. Взаимодействие финансов и цен на микроуровне / А. В. Шипи-цына, И. Н. Щербакова // Развитие финансов, кредита, страхования в регионе : сб. науч. ст. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — С. 272-280.

2. Шипицына А. В. Теоретические аспекты взаимосвязи и взаимообусловленности налогов и цен / А. В. Шипицына // Налоговая система: современное состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 22-23 апр. 2010 г. / под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 212-218.

3. Шипицына А. В. Влияние ценообразования на финансовое состояние предприятий региона / А. В. Шипицына, И. Н. Щербакова // Проблемы финансов региона в условиях становления рыночных отношений : монография / под общ. ред. А. Д. Аюшиева, А. М. Третьяковой. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1997. — С. 177-190.

4. Шипицына А. В. Тенденции развития торговли и финансовые последствия / А. В. Шипицына, И. Н. Щербакова // Финансово-инвестиционный потенциал в регионе: современное состояние и перспективы развития : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. — С. 324-332.

5. Хилько Е. Г. Методические подходы к определению таможенной стоимости товаров, как базы таможенных платежей / Е. Г. Хилько, А. Г. Усманова // Налоговая система: современное состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 22-23 апр. 2010 г. / под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 193-196.

6. Суходолов А. П. Основные положения программы развития промышленности Иркутской области на среднесрочную перспективу / А. П. Суходолов, А. Ф. Манжигеев // Известия Байкальского государственного университета. — 2012. — № 1 (81). — C. 64-67.

7. Шипицына А. В. Ценообразование и потребительский рынок / А. В. Шипицына, И. Н. Щербакова // Иркутская область в XXI веке: проблемы и ресурсы развития / А. П. Ки-реенко, С. В. Чупров, Л. В. Санина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — С. 211-217.

8. Ценообразование и рынок : пер. с англ. / под общ. ред. Е. И. Пунина, С. Б. Рычко-ва. — М. : Прогресс, 1992. — 320 с.

9. Липсиц И. В. Управление ценами в ритейле / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М. : Эксмо, 2008. — 384 с. — (Прицельный маркетинг).

10. Шипицына А. В. Контроль за обязательными социальными платежами: теория и практика / А. В. Шипицына, А. И. Сорокина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 181 с.

11. Шипицына А. В. Влияние налогов и платежей в составе себестоимости на уровень цен: теория и практика / А. В. Шипицына // Актуальные проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного Союза : материалы Междунар. науч.-практ. конф. к 20-летию ФТС РФ, 21-22 апр. 2011 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011 — С. 238-242.

References

1. Shipitsyna A. V., Shcherbakova I. N. Interrelation of finance and prices at the micro-level. Razvitie finansov, kredita, strakhovaniya v regione [Development of finance, credit, insurance in the region]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 2000, pp. 272-280. (In Russian).

2. Shipitsyna A. V. Theoretical aspects of interrelation and interdependence of taxes and prices. In Samarukha V. I. (ed.). Nalogovaya sistema: sovremennoe sostoyanie i perspektivy raz-

vitiya. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 22—23 aprelya 2010 g. [Tax System: Current State and Development Prospects. Materials of International Research Conference. Irkutsk, April 22-23, 2010]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, pp. 212-218. (In Russian).

3. Shipitsyna A. V., Shcherbakova I. N. Influence of pricing on financial situation of the regional enterprises. In Ayushiev A. D., Tret'yakova A. M. (eds). Problemy finansov regiona v usloviyakh stanovleniya rynochnykh otnoshenii [The Problems of Finance in the Region in Terms of Market Relations]. Irkutsk State Economics Academy Publ., 1997, pp. 177-190. (In Russian).

4. Shipitsyna A. V., Shcherbakova I. N. Trends of developing trade and financial consequences. Finansovo-investitsionnyi potentsial v regione: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Finance and investment potential in the region: the current state and development prospects. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2008, pp. 324-332. (In Russian).

5. Khilko E. G., Usmanova A. G. Methodical approaches to determining custom goods costs as a basis of custom payments. In Samarukha V. I. (ed.). Nalogovaya sistema: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 22—23 aprelya 2010 g. [Tax System: Current State and Development Prospects. Materials of International Research Conference. Irkutsk, April 22-23, 2010]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, pp. 193-196. (In Russian).

6. Sukhodolov A. P., Manzhigeev A. F. Principal provisions of mid-term industry development program of Irkutsk Oblast. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Bulletin of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 1 (81), pp. 64-67. (In Russian).

7. Shipitsyna A. V., Shcherbakova I. N. Pricing and consumer market. In Kireenko A. P., Chuprov S. V., Sanina L. V. et al. Irkutskaya oblast' v XXI veke: problemy i resursy razvitiya [Irkutsk Region in the 21st Century: Problems and Development Resources]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014, pp. 211-217. (In Russian).

8. Punin E. I., Rychkov S. B. (eds). Tsenoobrazovanie i rynok [Pricing and market]. Moscow, Progress Publ., 1992. 320 p.

9. Lipsits I. V., Ryazanova O. I. Upravlenie tsenami v riteile [Price management in retail trade]. Moscow, EKSMO Publ., 2008. 384 p.

10. Shipitsyna A. V., Sorokina A. I. Kontrol' za obyazatel'nymi sotsial'nymi platezhami: teoriya i praktika [Control of obligatory social payments: theory and practice] Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2010. 181 p.

11. Shipitsyna A. V. Influence of taxes and payments in cost structure on levels of prices; theory and practice. Aktual'nye problemy reguliro-vaniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti v usloviyakh Tamozhennogo Soyuza. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferen-tsii k 20-letiyu FTS RF, 21—22 aprelya 2011 g. [Topical problems of regulating foreign economic performance in terms of the Customs Union. Materials of International Research Conference to 20-th anniversary of the Federal Customs Service of the Russian Federation, April 21-22, 2011]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2011, pp. 238-242. (In Russian).

Информация об авторе

Щербакова Ирина Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: Schirn@mail.ru.

Author

Irina N. Scherbakova — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Finance, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: schirn@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Щербакова И. Н. Ценовая политика России в современных условиях / И. Н. Щербакова // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 2. — DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).12.

Reference to article

Shcherbakova I. N. Russia's price policy in current terms. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 2. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).12. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.