> <с
Управление трудовыми ресурсами в контексте цифровой экономики
Human Resource Management in the Context of the Digital Economy
УДК 331:004
Упорова Ирина Валерьяновна
доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Irina V. Uporova
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Современные процессы цифровизации российской экономики изменяют структуру рынка труда и систему управления трудовыми ресурсами, все более актуальными становятся вопросы безработицы, занятости, рынка рабочей силы. В статье рассматриваются вопросы трансформации системы управления трудовыми ресурсами в условиях формирования «INDUSTRY 4.0».
Цель. Провести исследование влияния цифровой экономики на формирование системы управления трудовыми ресурсами в России и рынка труда, предложить направления совершенствования системы управления трудовыми коллективами в организации. Задачи. Провести анализ основных тенденций на рынке труда, выделить особенности процесса трансформации системы управления трудовыми ресурсами организации в условиях цифровой экономики, определить проблемы управления трудовыми ресурсами при реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Методология. Статья базируется на системном подходе, использовании общенаучных методов познания и критическом осмыслении трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам управления трудовыми ресурсами.
Результаты. В результате исследования доказано, что в условиях цифровой экономики успеха может добиться организация, способная создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, грамотно выстраивать бизнес-процессы на основе информационно-коммуникационных технологий. Учитывая появляющееся многообразие цифровых технологий и разработок для ведения бизнеса в ближайшее время появится потребность в специалистах, осуществляющих подбор и адаптацию технологических решений для конкретных бизнес-задач, разработку новых технологий. Выводы. В проведенном исследовании автором выявлены основные тренды управления трудовыми ресурсами в условиях цифровой экономики. Цифровая трансформация позволяет создавать клиентские и бизнес-процессы
уже сегодня с минимальным участием человека, способствует созданию нового продукта и выводу его на рынок за минимальное время, автоматизации принятия управленческих решений. Перестройка бизнес-процессов организации затрагивает все подразделения компании от производства и научных разработок до маркетинга и HR. Ключевые слова: цифровая экономика; цифровой продукт; цифровое предприятие; цифровые компетенции; информационные технологии; трудовые ресурсы; производительность труда.
Для цитирования: Упорова И. В. Управление трудовыми ресурсами в контексте цифровой экономики // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 78-86.
The ongoing digitalization processes in the Russian economy alter the structure of the labor market and the system of human resource management, making the problems of unemployment, occupation, and labor market particularly relevant. The presented study examines the issues of transformation of the human resource management system in the context of INDUSTRY 4.0 formation. Aim. The study aims to assess the effects of the digital economy on the formation of the human resource management system and labor market in Russia, and to propose directions for the improvement of the system of workforce management within an organization. Tasks. The author analyzes the major trends in the labor market, determines the specific features of human resource management in the context of the digital economy, and identifies the problems of human resource management within the framework of implementation of the "Digital Economy of the Russian Federation" program.
Methods. This study uses a systems approach, general scientific methods of cognition, and critical re-evaluation of the works of Russian and foreign scientists on human resource management.
Results. It is proved that in the context of the digital economy an organization can be successful if it creates an environment where employees can realize their creative potential and business processes are seamlessly organized based on information and communication technologies. Considering the great number of emerging digital technologies and solutions in the business segment, in the nearest future we can expect a high demand for specialists capable of selecting and adapting a technology for specific business purposes as well as developing new technologies.
Conclusions. In the conducted study, the author identifies the major trends in human resource management in the context of the digital economy. Digital transformation already allows creating client and business processes with minimal human involvement, facilitates the development and launch of new products within a very short time, and automates managerial decision-making. Reorganization of business processes affects all departments of a company - from production and R&D to marketing and HR.
Keywords: digital economy; digital product; digital enterprise; digital competence; information technology; human resources; labor productivity.
Citation: Uporova I. V. Upravleniye trudovymi resursami v kontekste tsifrovoy ekonomiki [Human Resource Management in the Context of the Digital Economy]. Ekonomika i Upravleniye, 2019, no. 1 (159), pp. 78-86.
В настоящее время в мире реализуется четвертая промышленная революция, оказывающая существенное влияние на социальное развитие общества, осуществление предпринимательской деятельности, структуру занятости и систему управления, как на уровне государства, так и на уровне предприятий. Процесс цифровизации охватывает практически все сферы жизни современного общества, способствует созданию новых отраслей экономики и профессий, повышению производительности и эффективности труда. Цифровые технологии соединяют сотрудника с работодателем, квалификации — со спросом, капитал — с инноватором, а потребителя — с поставщиком.
В условиях цифровой экономики занятость населения и предпринимательская деятельность смещаются в сферу услуг, поскольку физический труд замещается информационным, происходит расширение географического и экономического пространства в условиях развития сетей передачи данных. Ключевые управленческие процессы все больше подчинены логике цифровизации. Не стоит видеть в цифровой экономике панацею от всех бед и забывать о развитии собственно экономики, без физических активов существование общества невозможно.
Под влиянием технологического развития процессы глобализации бизнеса сочетаются с деглобализацией рынков: с одной стороны, технологии 3Б-печати способствуют приближению производства к потребителю, что приводит к сокращению больших заводов, с другой — цифровые технологии расширяют географические границы ведения бизнеса, трудовые коллективы все чаще становятся мультинациональ-ными.
Серьезные изменения под влиянием развития ИКТ уже происходят на рынке труда, их влияние будет ощущаться в социальной, экономической и политической сферах в течение длительного времени:
• автоматизация и оптимизация приводят к высвобождению рабочих мест. К 2025 г. сокращения составят от 10 до 30% рабочих мест в ряде профессий, связанных с регламентируемыми и легко алгоритмизируемыми процессами. По прогнозам ведущих экспертных агентств, в ближайшие годы информационно-коммуникационные технологии могут заменить примерно 140 млн штатных работников умственного труда во всем мире [1];
• одновременно с этим появляются новые профессии и рабочие места, связанные с когнитивными технологиями (специалисты по IT, машинному обучению, big data, робототехнике и т. п.). При этом ожидается, что новые рабочие места создадут не более 50% вытесненных рабочих мест;
• роботизация затронет специальности, которые регламентируемы и легко алгоритмизируемы (продавцы, водители, операционисты, сотрудники колл-центров, юристы и экономисты). Востребованными останутся «сложные» профессии, где искусственный интеллект пока не может заменить людей, а также «простые профессии», где работа алгоритмизируема слабо, либо замена работников на «условных роботов» экономически нецелесообразна. Происходит поляризация рынка труда: увеличивается количество рабочих мест с высокими (интеллектуальных, высокотехнологичных) и низкими требованиями к квалификации, а средние по качеству рабочие места сокращаются за счет автоматизации;
• изменяются формы занятости, развивается дистанционная занятость, занятость в виде фриланса, краутсорсинга, инсорсинга и пр., что требует использования гибких форм социально-трудовых отношений;
• повышается мобильность человека в течение его трудовой жизни. Уже в наши дни люди вынуждены несколько раз менять профессиональную принадлежность, в дальнейшем этот процесс будет нарастать;
f • для работодателей становятся приоритет-
ш ными так называемые «мягкие навыки»
х сотрудников (soft skills): например, уме-
ш ние работать в команде, любознательность,
^ инициативность, критическое мышление,
s способность решать сложные задачи, взаимодействовать с разными людьми и пра-
ш вильно расставлять приоритеты. Роль «мяг-
™ ких» управленческих технологий является
с фактором, обеспечивающим потенциально
>
< безграничный рост эффективности систем управления трудовыми ресурсами через
< максимальное раскрытие уникальных ин-i= дивидуально-личностных характеристик, ^ компетенций, уровня образования специ-Ei алистов. Данный вид технологий управле-2 ния характеризуется отходом от функционально-административной модели трудового принуждения и переходе к так называемой «экономике участия», ориентированной на формирование прямой заинтересованности сотрудников в результатах труда и участии в управленческих процессах;
• изменятся функции HR-служб, ее постепенно заменят автоматизация, аутсорсинг и самоорганизующиеся команды. Рутинные задачи данной службы автоматизируются. Основным активом компании становится человеческий капитал, что приводит к борьбе за таланты, ядром мотивации персонала будут выступать социальные факторы и бренд работодателя;
• в организациях значительно повышается спрос на ИТ-компетенции, развиваются ин-сорсинговые ИТ-компании;
• обычной практикой становится непрерывное образование — обучение в течение всей жизни; образовательный процесс станет более гибким и индивидуализированным;
• инвестиции в развитие человеческого капитала в ряде случаев могут принести положительный экономический эффект лишь через значительный промежуток времени. При этом в условиях ограниченности источников финансирования компании стремятся получать отдачу от инвестиций в короткие сроки. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос о разработке дополнительных инструментов государственного стимулирования инвестиций в человеческий капитал в форме налоговых льгот и налоговых кредитов [2; 3]. Согласно исследованию адаптивности высокотехнологического комплекса России к реалиям цифровой экономики Института экономических стратегий РАН и сообщества «Системная экономическая аналитика ОПК», проведенного среди свыше 300 организаций и 500 экспертов высокотехнологичного комплекса РФ в 2018 г., большинство организаций России имеют низкий уровень адаптивности к циф-
ровой трансформации. Затруднения вызывают вопросы формирования цифрового продукта, разработки стратегии в новых условиях.
Основной причиной сложившейся ситуации руководители называют дефицит специалистов. Приоритетами для проведения цифро-визации предприятия названы технологии аддитивного производства, внедрение ERP-системы, системы кибербезопасности, использование массивов данных и прогнозных технологий, совершенствование веб-сайтов, развитие программ сбережения и естественного интеллекта [4].
В настоящее время в рамках направления «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика РФ» в государственных корпорациях создаются подразделения по цифровой трансформации, возглавляемые руководителем по цифровой трансформации (РЦТ), в ряде случаев — Chief Digital Officer (CDO), в ведении которого находятся не только вопросы технологической перестройки деятельности организации, «оцифровки» продуктов и услуг, трансформации бизнес-процессов, обучения и подбора персонала, но и разработки стратегии развития организации.
Учитывая значение прогнозной аналитики на основе массивов данных для деятельности организации, возникает необходимость наличия в организации также руководителя по работе с данными и управления процессами на основе данных (Chief Data Officer).
По мнению авторов отчета Д. Вестермана, Д. Боннэ, Э. Макафи «Цифровая трансформация: дорожная карта для организаций с миллиардными оборотами», деятельность руководителя по цифровой трансформации должна быть сосредоточена на трех основных направлениях: клиентском опыте, операционных процессах и бизнес-моделях [5].
Анализ поисковых запросов существующих вакансий показывает, что спрос на руководителей подразделений по цифровой трансформации уже существует и в будущем будет только увеличиваться. В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» была сформулирована «Целевая модель компетенций 2025», включающая в себя когнитивные, социально-поведенческие и цифровые навыки [6].
Цифровая трансформация организации может произойти при условии вовлечения в данный процесс каждого сотрудника. Так, технологический рывок на концерне «Toyota» был совершен, когда каждый сотрудник получил возможность остановки конвейера при возникновении опасного дефекта.
Проблемой использования трудовых ресурсов в России является низкий уровень производительности труда. Динамика произво-
Таблица 1 <
Направления деятельности руководителя по цифровой трансформации организации ш
Клиентский опыт Понимание клиента Консультирование клиента. Формирование интернет-сообществ по направлениям деятельности. Возможность динамического регулирования цены на продукцию или услуги в зависимости от условий. Персональное обслуживание, формирование индивидуального набора продуктов и услуг
Точки контакта с клиентом Расширение каналов взаимодействия с клиентом на основе сети Интернет, использование геолокации, мобильных приложений, связанных с профилем клиента, повышение качества обслуживания и спектра предложений
Рост выручки Рост реализации благодаря расширению клиентской базы и сокращению времени обслуживания
Операционные процессы Цифровизация бизнес-процессов Уменьшение потребности в рабочей силе, улучшение качества продукции, повышение безопасности, сокращение цикла разработки продукции, негативного влияния на окружающую среду и здоровье и пр.
Реализация возможностей сотрудников Виртуализация трудового процесса и рабочих мест. Использование сотрудниками общих ресурсов для работы. Раскрытие творческого потенциала сотрудника за счет автоматизации рутинных операций
Управление производительностью Поиск способов повышения производительности, в том числе за счет снижения трансакционных издержек на основе оперативного принятия решений, своевременного перераспределения производственных мощностей
Бизнес-модели Цифровые изменения в бизнесе Усовершенствование естественных бизнес-процессов на основе использования новых технологий. Формирование точек роста за счет цифровых или сервисных надстроек вокруг традиционных продуктов или услуг
Создание новых цифровых бизнесов Формирование цифровых продуктов, дополняющих существующие
Цифровая глобализация Изменение границ бизнес-моделей. Возможность получения глобального синергетическего эффекта, при сохранении способности чутко реагировать на локальные изменения
Источник: [5].
дительности труда зависит от темпов роста экономики и целенаправленных усилий по повышению эффективности производства и внедрению новых технологий.
В нашей стране реализуются Национальная технологическая инициатива — комплекс мер по обеспечению технологического развития России до 2035 г., программа «Цифровая экономика Российской Федерации» по 8 направлениям: государственное регулирование, информационная инфраструктура, исследования, разработки, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление и цифровое здравоохранение [7].
Во исполнение майского указа президента РФ от 2018 г. были разработаны национальные проекты в 12 сферах (демография, культура, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, малый и средний бизнес, международная кооперация и экспорт), которые планируется осуществить до 2024 г. [8]. Реализация национальных проектов окажет влияние на рынок труда и управление трудовыми ресурсами организации.
Ожидается, что осуществление программы «Цифровая экономика» позволит повысить производительность труда в России к 2024 г.
на 30%, при этом новые секторы российской экономики будут создавать более 10% российского ВВП.
Три основных целевых показателя данного национального проекта включают:
• увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в 3 раза по сравнению с 2017 г.;
• создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохо-зяйств;
• использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Одним из реализуемых в настоящее время
национальных проектов на период с 2019-го по 2024 г. является проект «Производительность труда и поддержка занятости».
На 2019-2024 гг. 3 основных целевых показателя данного проекта включают:
• рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год в 2024 г.;
Дорожная карта реализации национального проекта «Цифровая экономика» на 2019-2024 гг.
Год Ход реализации проекта
2019 Законодательное закрепление правового статуса российского сегмента сети Интернет, его инфраструктуры, порядка ее функционирования. Обеспечение нормативного регулирования развития цифровой экономики в части удаленной биометрической идентификации и облачной подписи, легализации смарт-контрактов, защиты прав потребителей для бизнес-ангелов, подходов к управлению общедоступными данными и государственными реестрами. Создание информационной системы мониторинга и управления сетями связи общего пользования. Принятие федерального закона, регулирующего вопросы создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики («регуляторных песочниц»). Утверждение Концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в РФ. Разработка комплекс мер экономической поддержки компаний, продукция которых имеет статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Разработка Генеральная схема развития сетей связи и инфраструктуры городов. Создание национального стандарта классификации ЦОД и системы сертификации, определение требований, предъявляемых к уровню качества предоставляемых сервисов (SLA) и к инфраструктуре ЦОД, используемых для государственных информационных систем и информационных ресурсов ОГВ, государственных внебюджетных фондов и местного самоуправления
2020 Создание системы отраслевого регулирования использования киберфизических систем, включая «Интернет вещей». Законодательное обеспечение предустановки отечественных антивирусных программ на все персональные компьютеры, ввозимые и создаваемые на территории РФ. Реализация компаниями-лидерами портфеля проектов по разработке технологий и платформенных решений с общим объемом финансирования не менее 10 млрд руб. Разработка и введение в эксплуатацию государственной информационной системы «Федеральный портал пространственных данных»
2021 Создание корпоративных и отраслевых центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА). Создание защищенной цифровой среды взаимодействия двойного назначения на базе отечественных технологий для работы в стандарте LTE-450 для нужд МВД России, МЧС России, Росгвардии. Создание национальных стандартов обработки массивов больших данных. Подключение органов государственной власти и органов местного самоуправления к сети Интернет. Интегрированная информационная система ЕАЭС обеспечит подключение всех ФОИВ для запуска общих процессов государств членов ЕАЭС. Предоставление приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг/ сервисов в цифровом виде. Создание типового автоматизированного рабочего места госслужащего на базе отечественного ПО. Создание цифровой платформы для исследований и разработок по «сквозным» цифровым технологиям. Введение государственной единой облачной платформы в промышленную эксплуатацию. Создание геораспределенной катастрофоустойчивой системы центров обработки данных (в том числе с использованием отечественного оборудования)
2022 Создание отечественной цифровой платформы сбора, обработки, хранения и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса в рамках проекта «Цифровая Земля»
2023 Внедрение межведомственного электронного документооборота с применением электронной подписи в деятельность федеральных и региональных ОИВ. Создание платформы для обмена информацией между государством, гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями (инфраструктура «Цифровой профиль»)
2024 Создание универсальной цифровой платформы инвентаризации, учета и контроля состояния всех видов энергоресурсов имущественных комплексов. Создание защищенной цифровой среды аудиовизуального взаимодействия государственных органов, организаций и граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Начало функционирования системы распределенных ситуационных центров высших органов государственной власти. Начало функционирования «электронного паспорта» гражданина Российской Федерации. Создание системы спутниковой связи «Экспресс-РВ» с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах. Создание единой электронной картографической основы
Источник: [8]
• увеличение количества привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Российской Федерации с 16 регионов в 2018 г. до 85 регионов в 2024 г.;
• увеличение количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей
экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта со 100 предприятий в 2018 г. до 10 000 в 2024 г. Согласно паспорту программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» в 2018 г. на 150 предприятиях в
Целевые показатели динамики роста производительности труда в РФ
Прирост производительности труда по сравнению с базовым годом (2016 г.), % Базовое значение 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2025 г.
0 1,9 3,7 6,0 8,7 24,7
Источник: [9]
15 регионах запущены специальные программы по совершенствованию бизнес-моделей и переобучению работников, устанавливается динамика роста производительности труда в РФ, представленная в табл. 3.
До настоящего времени темпы роста производительности труда в России значительно ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (если принимать в расчет показатель ВВП на час отработанного времени каждым трудящимся в экономике, в текущих ценах, по паритету покупательной способности). Причинами подобного отставания эксперты называют низкий уровень конкуренции, инвестиций, технологическое отставание и административные барьеры [10].
В России по сравнению со странами Европы низкий уровень производительности труда сочетается с одной из самых продолжительных рабочих недель и достаточно большим объемом рабочих часов в год.
В среднем фонд рабочего времени одного работника в нашей стране (1990 часов в год по итогам 2017 г.) превышает аналогичный показатель большинства стран ОЭСР (из 35 стран — членов ОЭСР). Меньше всего работают в Германии — 1336 часов в год, при этом производительность работы жителей Германии на 27% больше, чем у британских коллег. Голландцы, французы и датчане также работают в среднем менее 1500 часов в год. Самая длинная рабочая неделя среди 35 стран — членов ОЭСР — в Мексике — около 43 часов (2255 часов в год). Среди европейских стран по объему рабочих часов первое место занимает Греция — в среднем в год жители страны тратят 2035 часов [11].
Во многом переработки обусловлены тем, что работа все чаще оценивается не по часам, а по решенным задачам, результатам труда. Особенно это касается интеллектуального труда. Кроме того, широко распространяются платформенная занятость и дистанционная работа, когда люди самостоятельно регулируют свое рабочее время и его сложно отследить. Такую возможность для себя рассматривают в целом треть опрошенных работников. Для оценки продуктивности труда нужно понимать, какая добавленная стоимость произведена за каждый отработанный час.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), производительность труда в России в 2017 г. выросла на 7% по сравнению с предыдущим годом, вер-
нувшись на уровень 2014 г., и составила $26,5 в час. Мы более чем в 2 раза отстаем от таких европейских стран, как Германия, Франция, Бельгия. По показателю производительности труда Россия уступила всем странам ОЭСР, кроме Мексики, где данный показатель составляет $21,6. Средний показатель для ОЭСР составляет $54,5, у лидеров — Ирландии и Люксембурга находится на уровне $99 в час.
Исследование производительности труда в России в настоящее время затруднено по причине различия методик расчета по сравнению с ведущими странами мира.
По мнению аналитиков департамента исследований и прогнозирования Центробанка, в России снижаются и темпы роста совокупной факторной производительности — более широкого показателя, который отражает рост эффективности компаний вследствие технологического прогресса и ориентируется на развитие инфраструктуры и качества рыночных и регулятивных институтов.
Вместе с тем снижение темпов роста производительности труда может быть связано с отложенным запуском инвестиционных проектов и ростом НДС до 20% с начала 2019 г., санкциями и связанными с этим проблемами притока инвестиций в основной капитал (в 2017 г. приток инвестиций составлял 4,4%, в 2018 г. 3,5%, в 2019 г. ожидается на уровне 3,1% по данным Минэкономразвития) и экспорта технологий. На влияние роста производительности труда оказывает влияние и повышение пенсионного возраста в России. Поскольку число занятых в экономике в этой связи будет увеличиваться, темпы роста производительности будут увеличиваться более медленно по сравнению с темпами роста ВВП.
Технологическая модернизация, инновационная активность относятся к ключевым факторам роста производительности труда. Инновации играют важную роль в обеспечении экономического роста, стимулировании изменений в обществе и формировании основ будущего развития не только предприятий, но и стран. Инновации необходимы не только в области безопасных для климата экологических технологий в свете растущих потребностей во всем мире (согласно прогнозам, к 2040 г. общемировая потребность в энергии увеличится на 30% по сравнению с сегодняшними показателями), экологической безопасности, но и для развития новых социальных, экономических и бизнес-моделей, в том числе
> <с
Россия Мексика Чили Венгрия Латвия Южная Корея Эстония Польша Португалия Чехия Израиль Новая Зеландия Литва Словакия Турция Словения Япония Канада Испания Италия Австралия Великобритания Исландия Финляндия Франция Швеция Швейцария Нидерланды США Германия Австрия Дания Бельгия Норвегия Люксембург Ирландия
□ 26,5
□ 21,6
I 27,6
□ 35,7 =1 36,6 =1 37 =1 37,9 =1 38,5 -1 40,6
□ 42,2
□ 42,7 =□ 43,2 =□ 43,2 =□ 43,3 =□ 43,8 =1 46,1 =1 46,2
□ 53,5 =□ 55,2
□ 57,4 =□ 58,6 =1 61,1
□ 65,2
□ 65,5
-1 69,6
-1 71
I 71,3 I 71,4 I 72 I 72,2 I 72,2
] 76,4 : 76,8
□ 83,1
□ 98,5 =□ 99,5
Рис. 1. Эффективность труда в 2017 г. (объем ВВП, производимый за один чел. • час работы, в пересчете по ППС, долл.)
Источник: [12].
являющиеся результатом усилий по созданию «умных» городов, новых способов обеспечения мобильности.
По заключению Всемирного банка, с точки зрения использования ИКТ в потребительской сфере Россия опередила страны ЕС и АСЕАН, Южную Корею, Бразилию, а также практически сформировала инфраструктуру для цифровой трансформации в ряде областей. Тем не менее уровень применения соответствующих технологий серьезно различается и по отраслям, и по российским регионам. В целом в экономике существует разрыв между предприятиями — лидерами цифровизации и остальной, весьма значительной, частью бизнеса [13].
По данным Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), на конец 2018 г. интернет-экономика составляет уже 5,1% от ВВП России, она растет в среднем на 10-15% в год,
обеспечивая занятость населения. Объем всех отраслей и рынков, связанных с цифровой экономикой, уже превысил ВВП России.
Исследование РАЭК свидетельствует о значительном росте влияния мобильных технологий на эффективность и прибыль предприятий и секторов, напрямую не связанных с мобильной экономикой. В 2018 г. 97% компаний используют мобильные технологии в своей деятельности. Вклад искусственного интеллекта в мировой ВВП к 2030 г. может составлять 14%, или 15,7 трлн долл. Из них: 6,6 трлн — за счет увеличения производительности и 9,1 трлн — за счет увеличения потребительского спроса вследствие совершенствования товаров посредством искусственного интеллекта [14].
Уровень технологического развития и производительности труда учитывает глобальный индекс инноваций по странам мира (The Global
Позиция РФ в области инноваций согласно рейтингу GII в 2018 г.
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
49 48 43 45 46
Источники: [15; 16].
Innovation Index — GII), при составлении которого используется наиболее полный комплекс показателей.
Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп разнообразных показателей:
1) располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций;
2) достигнутые практические результаты осуществления инноваций.
Таким образом, итоговый индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.
В рейтинге инноваций Россия за 5 лет (с 2014-го по 2018 г.) практически не изменила позиции (табл. 4). Особого прогресса за 10 лет добился Китай. В 2008 г. страна занимала только 37-е место, в 2018 г. — 17-е место. Взлет Китая является отражением стратегического курса страны на развитие инновационного потенциала мирового значения, а также перевод структурной базы национальной экономики на более наукоемкие отрасли, основанные на инновациях.
В заключение отметим, что цифровая трансформация организации на основе использования информационно-коммуникационных технологий способствует повышению производительности труда, развитию новых направлений деятельности, инновационной активности, повышению ценности предприятия. Перестройка в организации от простого использования цифровых технологий к трансформации всех бизнес-процессов может произойти при условии сильного руководства, обладающего видением преобразования организации в цифровой вселенной.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рассматривается в качестве важнейшего условия повышения конкурентоспособности национальных хозяйств во всех странах мира, позволяет снизить производственные затраты, сроки производства товаров, повышает качество и оперативность оказываемых услуг, в том числе государственных, расширяет доступ к онлайн-сервисам, получению образования для простых граждан, способствует формированию новых направлений деятельности [17].
Бурное развитие ИКТ и научно-технического прогресса приведет к необходимости изменения организационных структур и методов
управления трудовыми ресурсами, созданию искусственных интеллектуальных систем, кластерных объединений, применению аутсорсинга и других форм специализации, в которых работники выступают как трудовой ресурс, что приведет к существенным изменениям на рынке труда.
Литература
1. Manyika J., Chui M., Bughin J. et al. Disruptive technologies: Advances that will transform life, business, and the global economy. Tech. Rep. / McKin-sey Global Institute. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckin-sey/business%20functions/mckinsey%20digital/our %20insights/disruptive%20technologies/mgi_dis-ruptive_technologies_full_report_may2013.ashx (дата обращения: 10.11.2018).
2. Моченое А., Федулова В. Будущее рынка труда: после 2020-го // Инвест-Форсайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/ (дата обращения: 14.11.2018).
3. Messenger J., Vargas Llave O., Gschwind L. et al. Working anytime, anywhere: The effects on the world of work. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 80 р.
4. Борзова Е. Российские предприятия не готовы к цифровой экономике? // VC.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/flood/44838-rossiyskie-predpriyatiya-ne-gotovy-k-cifrovoy-ekonomike (дата обращения: 01.12.2018).
5. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. The nine elements of digital transformation. 2014 // MIT Sloan Management Review. [Электронный ресурс]. URL: https://sloanreview.mit.edu/article/the-nine-ele-ments-of-digital-transformation (дата обращения: 05.12.2018).
6. Масалова Ю. А. Стратегические задачи обеспечения качества человеческих ресурсов в контексте цифровой экономики // Вопросы управления. 2017. № 5 (48). С. 44-49.
7. Цифровая экономика Российской Федерации: программа: утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/ 2017/05/programmaCE.pdf (дата обращения: 05. 11.2018).
8. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты / Правительство РФ. М., 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dz CIAietQih.pdf (дата обращения: 05.12.2018).
9. Паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. № 9). [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/projects/selection/663/ 29354/ (дата обращения: 06.12.2018).
< 10. Форост Е. Анализ уровня и динамики выработки ш добавленной стоимости на одно рабочее место в
экономике России в 2011-2017 гг. // Институт ^ экономики роста им. П. А. Столыпина, 2018. [Элек-
1 тронный ресурс]. URL: http://stolypin. institute/ 5 institute/analiz-urovnya-i-dinamiki-vyrabotki-dobav-х lennoy-stoimosti-na-odno-rabochee-mesto-v-ekono-
mike-rossii-v-2011-2017-gg/ (дата обращения: 06.
5 12.2018).
m 11. ОЭСР: продолжительность рабочего года в раз-
2 личных странах мира // SMART-LAB. [Электрон> ный ресурс]. URL: https://smart-lab.ru/blog/460
144.php (дата обращения: 06.12.2018). н 12. Growth in GDP per capita, productivity and ULC //
< OECD.Stat. [Электронный ресурс]. URL: https:// stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=PDB_GR (дата обращения: 10.12.2018).
x 13. Цифровая повестка Евразийского экономического о союза до 2025 года: перспективы и рекомендации: обзор. М.: Группа Всемирного Банка; ЕЭК. 2018. 40 с.
14. Рунет 2018: итоги года. [Электронный ресурс]. URL: https://runet-id.com/event/itogi2018/ (дата обращения: 11.12.2018).
15. Global Innovation Index 2018: Energizing the World with Innovation / Cornell University, INSEAD, WIPO 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.wipo.int /edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2018. pdf (дата обращения: 11.12.2018).
16. Упорова И. В., Селезнева И. В., Штиллер М. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Вестник университета «Туран». 2018. № 4 (80). С.14-19.
17. Костин Г. А., Упорова И. В. Трансформация предпринимательской деятельности под влиянием цифровой экономики // Экономика и управление. 2018. № 12 (158). С. 51-60.
References
1. Manyika J., Chui M., Bughin J. et al. Disruptive technologies: Advances that will transform life, business, and the global economy. N. Y.: McKinsey Global Institute, 2013. 176 p. Available at: https://www. mckinsey.com/~/media/mckinsey/business%20func-tions/mckinsey%20digital/our%20insights/disrup-tive%20technologies/mgi_disruptive_technologies_ full_report_may2013.ashx. Accessed 10.11.2018. 9. Mochenov A., Fedulova V. The future of the labor market: After 2020. Invest Foresight. 2018. Available at: https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/. Accessed 14.11.2018. (in Russ.). 9. Messenger J., Vargas Llave O., Gschwind L. et al. Working anytime, anywhere: The effects on the world of work. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2017. 80 р. Available at: https:// www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_ publication/field_ef_document/ef1658en.pdf. DOI: 10.2806/372726 9. Borzova E. Russian businesses are not ready for the digital economy? VC.RU. 2018. Available at: https://vc.ru/flood/44838-rossiyskie-predpriyatiya-ne-gotovy-k-cifrovoy-ekonomike. Accessed 01.12. 2018. (in Russ.). 9. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. The nine elements of digital transformation. MIT. Sloan Man-
agement Review. 2014. Available at: https://sloan-review.mit.edu/article/the-nine-elements-of-digital-transformation. Accessed 05.12.2018.
9. Masalova Yu. A. Strategicheskiye zadachi obespeche-niya kachestva chelovecheskikh resursov v kontekste tsifrovoy ekonomiki [Strategic objectives of ensuring the quality of human resources in the context of the digital economy]. Voprosy upravleniya, 2017, no. 5 (48), pp. 44-49.
9. Digital economy of the Russian Federation: A program. Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r. Available at: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/ 2017/05/programmaCE.pdf. Accessed 05.11.2018. (in Russ.).
9. National projects: Targets and main results. Moscow: Government of the Russian Federation, 2019. 56 p. Available at: http://static.government.ru/media/ files/p7nn2CS0pVhvQ9800wAt2dzCIAietQih.pdf. Accessed 05.11.2018. (in Russ.).
9. Passport of the priority program "Increasing labor productivity and employment support". Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and Priority Projects (protocol dated August 30, 2017 No. 9). Available at: http://government.ru/ projects/selection/663/29354/. Accessed 06.12.2018. (in Russ.).
10. Forost E. Analysis of the level and dynamics of generation of value added per job in the Russian economy in 2011-2017. Moscow: Stolypin Inst. for the Economy Growth, 2018. Available at: http:// stolypin.institute/institute/analiz-urovnya-i-dina-miki-vyrabotki-dobavlennoy-stoimosti-na-odno-ra-bochee-mesto-v-ekonomike-rossii-v-2011-2017-gg/. Accessed 06.12.2018. (in Russ.).
11. OECD: the duration of the working year in various countries. SMART-LAB. 2018. Available at: https:// smart-lab.ru/blog/460144.php. Accessed 06.12.2018. (in Russ.).
12. Growth in GDP per capita, productivity and ULC. OECD.Stat. Available at: https://stats.oecd.org/ Index.aspx?DataSetCode=PDB_GR. Accessed 10.12. 2018.
13. Digital agenda of the Eurasian Economic Union up to 2025: Prospects and recommendations. An overview. Moscow: World Bank Group, EAEC, 2018. 40 p.
14. Runet 2018: Results of the year. Available at: https:// runet-id.com/event/itogi2018/. Accessed 11.12.2018. (in Russ.).
15. Global innovation index 2018: Energizing the world with innovation. Cornell University, INSEAD, WIPO, 2018. 430 p. Available at: https://www.wipo. int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2018.pdf. Accessed 11.12.2018.
16. Uporova I. V., Selezneva I. V., Shtiller M. V. Otsenka effektivnosti predprinimatel'skoy deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Evaluation of the effectiveness of business activities in a digital economy]. Vestnik universiteta Turan, 2018, no. 4 (80), pp. 14-19.
17. Kostin G. A., Uporova I. V. Transformatsiya predprinimatel'skoy deyatel'nosti pod vliyaniyem tsifrovoy ekonomiki [The transformation of entrepre-neurship under the influence of digital economy]. Ekonomika i upravleniye, 2018, no. 12 (158), pp. 5160.