Научная статья на тему 'РОЛЬ DIGITAL-ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

РОЛЬ DIGITAL-ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
DIGITAL ECONOMY / SUPPORT INFRASTRUCTURE FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / INFORMATION TECHNOLOGY / GOVERNMENT REGULATION AND SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / GLOBAL CONNECTIVITY INDEX / DIGITAL EVOLUTION INDEX / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ПОДКЛЮЧЕНИЯ / ИНДЕКС ЦИФРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Круглов Дмитрий Валерьевич, Упорова Ирина Валерьяновна

Развитие цифровой экономики предоставляет уникальную возможность для трансформации бизнеса, но малые и средние предпринимательские структуры должны осуществить существенные шаги, чтобы воспользоваться этим. Тот факт, что программа цифровой экономики уже принята и реализуется в России, означает, что компании должны начать подготовку к переходу на новый технологический уклад. Возникают «сквозные» технологии, которые не только коренным образом изменяют структуру, технологию производства, конкуренцию на существующих рынках, но и создают новые рынки и потребности. Малый бизнес не всегда понимает, что необходимо для развития производства в мире цифровых технологий: новая роль больших данных, нейрои квантовые технологии искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, промышленный интернет, виртуальная и дополненная реальность. В статье рассмотрены существующие подходы к измерению цифровизации экономики, проблемы и возможности малого бизнеса в условиях создания «INDUSTRY 4.0». Цель. Выполнить исследование цифровой экономики, инструментов для ее оценки и ее роли в развитии малого и среднего бизнеса в России, предложить необходимые условия, которые необходимы для эффективной поддержки предпринимательства, стимулирования инвестиций и инноваций. Задачи. Для достижения поставленной цели проанализированы сущностные характеристики цифровой экономики. Проанализированы различные индексы, оценивающие развитие цифровой экономики в стране, и определены проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для повышения эффективности малого и среднего бизнеса в России. Методология. Исследование базируется на системном подходе, использовании и систематизации статистической информации, общенаучных методах познания и критического осмысления трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных digital-экономике. Результаты. В результате исследования доказано, что развитие цифровой экономики в России идет быстрыми темпами, что позволит сократить имеющееся отставание в 5-7 лет от развитых стран в случае перевыполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Выявлены факторы, сдерживающие развитие цифровой экономики в России и участие в ней малого и среднего бизнеса, а также предложены рекомендации по инфраструктурной поддержке отечественного бизнеса в условиях построения информационного общества. Проведен критический анализ методологических подходов построения индексов «дигитализации», выявлены причины относительно слабого позиционирования России в цифровых рейтингах. Выводы. В проведенном исследовании была обоснована необходимость реализации комплексного подхода к государственному регулированию и инфраструктурной поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях дигитализации экономики, выявлено значимое взаимовлияние развития цифровой экономики и малого бизнеса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Digital Economy in the Development of Small and Medium Enterprises

The development of the digital economy provides a unique opportunity for business transformation, but small and medium enterprises need to take significant measures to make the most of it. The fact that the digital economy program has already been adopted and is being implemented in Russia means that companies should start preparing for the transition to a new technological paradigm. Now, there are cross-cutting technologies that not only fundamentally change the structure and technology of production and competition in the existing markets, but also create new markets and new demand. Small enterprises not always understand the tools needed for production development in the context of digital technology: the new role of big data, neural and quantum artificial intelligence technology, blockchain, industrial Internet, virtual and augmented reality. The presented study examines the existing approaches to assessing the digitalization of the economy as well as problems and opportunities for small enterprises in the context of INDUSTRY 4.0 formation. Aim. The study aims to examine the digital economy and tools for evaluating the digital economy itself and its role in the development of small and medium enterprises in Russia, and to determine the necessary conditions for providing efficient support to enterprises, stimulating investments and innovations. Tasks. To achieve the set aim, the authors analyze the intrinsic characteristics of the digital economy and various indices for the assessment of digital economy development in the country, identifying the problems and opportunities for the successful implementation of the «Digital Economy of the Russian Federation» program aimed at improving the efficiency of small and medium enterprises in Russia. Methods. This study uses the systems approach, systematization of statistical information, general scientific methods of cognition and critical re-evaluation of the works of Russian and foreign scientists on digital economy. Results. According to the results of the study, the digital economy in Russia is developing rapidly, making it possible to close the existing 5 to 7-year gap between Russia and the developed countries, provided that the «Digital Economy of the Russian Federation» program is overfulfilled. The factors that hinder the development of the digital economy in Russia and participation of small and medium enterprises in this process are identified, and guidelines on infrastructure support for Russian businesses in the context of formation of an information society are provided. Methodological approaches to the construction of «digitalization» indices are critically analyzed, and the causes of the relatively weak position of Russia in digital rankings are determined. Conclusions. The conducted study substantiates the necessity of implementing a comprehensive approach to the government regulation and infrastructure support for small and medium enterprises in the context of digitalization of the economy, revealing a significant correlation between the development of the digital economy and small enterprises in Russia.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ DIGITAL-ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

m

со с

О.

ш

I-<

Q. I-

о

Q. О ш I-

о;

С ^

О ш т

О X

о ^

о

Роль digital-экономики в развитии малого и среднего бизнеса

The Role of the Digital Economy in the Development of Small and Medium Enterprises

I ш

Бургонов Олег Викторович

профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и

экономики, доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Oleg V. Burgonov

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

УДк 330.4

Круглов Дмитрий Валерьевич

профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и

экономики, доктор экономических наук, доцент

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Dmitriy V. Kruglov

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Упорова Ирина Валерьяновна

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского университета технологий управления

и экономики, кандидат экономических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Irina V. Uporova

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Развитие цифровой экономики предоставляет уникальную возможность для трансформации бизнеса, но малые и средние предпринимательские структуры должны осуществить существенные шаги, чтобы воспользоваться этим. Тот факт, что программа цифровой экономики уже принята и реализуется в России, означает, что компании должны начать подготовку к переходу на новый технологический уклад. Возникают «сквозные» технологии, которые не только коренным образом изменяют структуру, технологию производства, конкуренцию на существующих рынках, но и создают новые рынки и потребности. Малый бизнес не всегда понимает, что необходимо для развития производства в мире цифровых технологий: новая роль больших данных, ней-ро- и квантовые технологии искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, промышленный интернет, виртуальная и дополненная реальность. В статье рассмотрены существующие подходы к измерению цифровизации экономики, проблемы и воз-

можности малого бизнеса в условиях создания «INDUSTRY 4.0».

Цель. Выполнить исследование цифровой экономики, инструментов для ее оценки и ее роли в развитии малого и среднего бизнеса в России, предложить необходимые условия, которые необходимы для эффективной поддержки предпринимательства, стимулирования инвестиций и инноваций. Задачи. Для достижения поставленной цели проанализированы сущностные характеристики цифровой экономики. Проанализированы различные индексы, оценивающие развитие цифровой экономики в стране, и определены проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для повышения эффективности малого и среднего бизнеса в России.

Методология. Исследование базируется на системном подходе, использовании и систематизации статистической информации, общенаучных методах познания и критического

осмысления трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных digital-экономике. Результаты. В результате исследования доказано, что развитие цифровой экономики в России идет быстрыми темпами, что позволит сократить имеющееся отставание в 5-7 лет от развитых стран в случае перевыполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Выявлены факторы, сдерживающие развитие цифровой экономики в России и участие в ней малого и среднего бизнеса, а также предложены рекомендации по инфраструктурной поддержке отечественного бизнеса в условиях построения информационного общества. Проведен критический анализ методологических подходов построения индексов «дигитализации», выявлены причины относительно слабого позиционирования России в цифровых рейтингах. Выводы. В проведенном исследовании была обоснована необходимость реализации комплексного подхода к государственному регулированию и инфраструктурной поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях дигитализации экономики, выявлено значимое взаимовлияние развития цифровой экономики и малого бизнеса России. Ключевые слова: цифровая экономика; инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства; информационные технологии; государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства; глобальный индекс подключения; индекс цифровой эволюции.

Для цитирования: Бургонов О. В., Круглов Д. В., Упорова И. В. Роль digital-экономики в развитии малого и среднего бизнеса // Экономика и управление. 2018. № 11 (157). С. 38-46.

The development of the digital economy provides a unique opportunity for business transformation, but small and medium enterprises need to take significant measures to make the most of it. The fact that the digital economy program has already been adopted and is being implemented in Russia means that companies should start preparing for the transition to a new technological paradigm. Now, there are cross-cutting technologies that not only fundamentally change the structure and technology of production and competition in the existing markets, but also create new markets and new demand. Small enterprises not always understand the tools needed for production development in the context of digital technology: the new role of big data, neural and quantum artificial intelligence technology, block-chain, industrial Internet, virtual and augmented reality. The presented study examines the existing approaches to assessing the digi-talization of the economy as well as problems and opportunities for small enterprises in the context of INDUSTRY 4.0 formation. Aim. The study aims to examine the digital economy and tools for evaluating the digital economy itself and its role in the development of small and medium enterprises in Russia,

and to determine the necessary conditions for providing efficient support to enterprises, stimulating investments and innovations. Tasks. To achieve the set aim, the authors analyze the intrinsic characteristics of the digital economy and various indices for the assessment of digital economy development in the country, identifying the problems and opportunities for the successful implementation of the «Digital Economy of the Russian Federation» program aimed at improving the efficiency of small and medium enterprises in Russia.

Methods. This study uses the systems approach, systematization of statistical information, general scientific methods of cognition and critical re-evaluation of the works of Russian and foreign scientists on digital economy. Results. According to the results of the study, the digital economy in Russia is developing rapidly, making it possible to close the existing 5 to 7-year gap between Russia and the developed countries, provided that the «Digital Economy of the Russian Federation» program is overfulfilled. The factors that hinder the development of the digital economy in Russia and participation of small and medium enterprises in this process are identified, and guidelines on infrastructure support for Russian businesses in the context of formation of an information society are provided. Methodological approaches to the construction of «dig-italization» indices are critically analyzed, and the causes of the relatively weak position of Russia in digital rankings are determined. Conclusions. The conducted study substantiates the necessity of implementing a comprehensive approach to the government regulation and infrastructure support for small and medium enterprises in the context of digitalization of the economy, revealing a significant correlation between the development of the digital economy and small enterprises in Russia. Keywords: digital economy; support infrastructure for small and medium enterprises; information technology; government regulation and support of small and medium enterprises; global connectivity index; digital evolution index.

Citation: Burgonov O. V., Kruglov D. V., Upo-rova I. V. Rol' digital-ekonomiki v razvitii malogo i srednego biznesa [The Role of the Digital Economy in the Development of Small and Medium Enterprises]. Ekonomika i Uprav-lenie, 2018, no. 11 (157), pp. 38-46.

В послании Президента РФ к Федеральному собранию сформулирован один из ключевых принципов развития отечественной экономики, в том числе для среднего и малого бизнеса, — это построение «цифровой экономики» [1]. Основная миссия «цифровизации» российской общества — повышение конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг, формирование национальной безопасности на новом уровне, рост свободы

1 и ответственности, решение глобальных про-s блем, стоящих перед человечеством. Информа-оэ ционное общество и связанная с ней «Industry ^ 4.0» является следующей парадигмой разви-^ тия человечества после аграрного, индустри-н ального и постиндустриального общества. ^ Информационные технологии качественно и ^ количественно преобразили потребление про-1 дукта сферы услуг, значительно упрощая этот q процесс и раздвигая его границы.

В экономике любой страны малый бизнес 5 занимает важное место. Данный сектор напря-о мую связан с хозяйственной системой, и без ^ него не может нормально развиваться обще-| ство. Масштаб потребления им IT-технологий q постоянно растет [2]. К преимуществам инте-05 грации малого и среднего бизнеса в цифровую экономику можно отнести:

• взаимосвязь с потребителем;

• быструю реакцию на конъюнктурные изменения;

• узкую специализацию выпускаемых товаров (услуг);

• возможность организации бизнеса с минимальным стартовым капиталом;

• рост конкурентоспособности за счет повышения предельной эффективности капитала и снижения трансакционных издержек;

• повышение занятости и доходов, уменьшение неравенства и бедности, формирование среднего класса.

Кроме положительных последствий, могут возникать дополнительные риски и отрицательные последствия развития digital-экономики, повышающие издержки производства как малого и среднего бизнеса, так и общества в целом. К ним относятся кибермо-шенничество и рост затрат на безопасность; контроль и принуждение на основе незаконного использования данных; структурные сдвиги, приводящие к исчезновению отдельных видов экономической деятельности; усиление неравномерности регионального развития.

Массовое внедрение информационных технологий во все сферы деятельности человека является важнейшим фактором, повышающим эффективность деятельности предпринимательских структур малого и среднего бизнеса. Проблемы, связанные с развитием digital-экономики и ее внедрением в функционирование малого и среднего бизнеса, являются актуальными и значимыми как для комплексных междисциплинарных исследований, так и для научного сообщества в целом, несмотря на то что в следующем году термину «цифровая экономика», введенному в научный оборот профессором Массачусетского университета Н. Неграпонте, исполнится уже 25 лет [3].

Digital-экономику некоторые ученые трактуют как результат эффектов IT-технологий

в области информации и коммуникации, оказывающих влияние на все виды хозяйственной деятельности и социальную сферу [4]. С нашей точки зрения, более точное определение дано в Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 гг., в которой указываются сущностные характеристики цифровой экономики — информация становится ключевым фактором хозяйственной деятельности, использование которого позволяет значительно снизить издержки производства, логистики, хранения товаров и оказания услуг, приводя к новому качеству потребления в результате формирования экосистемы цифровой экономики [5]. В результате повышается скорость взаимодействия субъектов экономики, исчезают посредники, сводится к минимуму влияние человеческого фактора.

К видам деятельности, относящимся к цифровой экономике, можно отнести все сферы, связанные с развитием компьютерных технологий (оказание услуг в режиме онлайн, интернет-торговля, мобильные платежи, игровая индустрия, краудфандинг и краутсорсинг, программное обеспечение, включая облачные технологии).

Одним из наиболее часто используемых показателей уровня развития digital-экономики выступает индекс 001 (глобальный индекс подключения). Китайская компания «Huawei» проводит исследование и оценку в данной области [6]. В настоящее время такое исследование проводится в 50 странах мира, а при формировании результатов используется 40 индикаторов по двум направлениям: производительности и создания условий для развития цифровой экономики [7]. Рейтинг стран, в зависимости уровня развития digital-экономики на основе индекса 001, предоставлен в табл. 1.

Опираясь на данные, представленные в табл. 1, можно судить об уровне развития отечественной digital-экономики и ее влиянии на сферу малого и среднего бизнеса. По показателю 0С1 Россия занимает 36-е место в рейтинге, при этом доля digital-экономики в ВВП, по расчетам экспертов, составляет 2,8%. По оценкам ученых, отставание отечественной экономики от развитых стран составляет примерно 5-8 лет [8]. Необходимо подчеркнуть, что большая часть digital-экономики России приходится на сферу потребления, которая представлена именно малым и средним бизнесом.

По нашему мнению, такой низкий рейтинг обусловлен целым рядом факторов:

• низкая патентно-правовая защита авторских прав, продукта сферы 1Т, интеллектуальной собственности;

• крайне низкий уровень цифровизации в малом и среднем бизнесе по сравнению с передовыми странами;

Рейтинг государств по уровню развития digital-экономики на основе GGI в 2018 г.

со

Место в рейтинге Страна GCI

1 США 78

2 Сингапур 75

3 Швеция 73

4 Швейцария 71

5 Великобритания 70

6 Финляндия 68

7 Дания 68

8 Нидерланды 67

9 Норвегия 65

10 Япония 65

11 Южная Корея 64

12 Австралия 64

13 Люксембург 63

14 Германия 63

15 Новая Зеландия 62

16 Ирландия 62

17 Канада 62

18 Бельгия 61

19 Франция 61

20 Австрия 60

21 Испания 55

22 Эстония 54

23 ОАЭ 53

24 Литва 52

25 Португалия 52

26 Словения 51

27 Китай 51

28 Италия 50

29 Чехия 50

30 Венгрия 49

36 Россия 46

• инертность отечественных предпринимателей малого и среднего бизнеса при применении digital-технологий в производстве и реализации продукции;

• неразвитость инфраструктуры для выхода отечественной продукции на мировой рынок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• неудачная методика расчета данного индекса, который не вполне учитывает российскую специфику малого предпринимательства.

Кроме индекса подключения, применяются и другие показатели. Например, компания «Мастеркард» совместно с университетом Тафтса с 2008 г. проводит исследование «Цифровая планета» с расчетом индекса цифровой эволюции (Digital Evolution Index). Последние данные опубликованы за 2017 г. Рейтинг стран за период с 2008-го по 2017 г.,

в зависимости от уровня развития digital-экономики на основе индекса DEI, представлен в табл. 2 [9].

Индекс цифровой эволюции анализирует основные движущие силы, которые содействуют развитию в стране цифровой экономики: условия спроса, условия предложения, институциональную среду и инновационную деятельность. Эти факторы разделены на 12 компонентов, измеренных с использованием 83 показателей, и представлены для ряда стран в табл. 3 [10].

Со стороны предложения в индексе оцениваются как цифровые параметры, такие как доступная пропускная способность и безопасность транзакций, а также физическая инфраструктура, например, качество дорог, низкий уровень которых характерен для развивающихся стран.

Рейтинг государств по уровню развития digital-экономики на основе DEI

Место 2008 г. 2013 г. 2017 г.

Страна Балл Страна Балл Страна Балл

1 Швеция 57,48 Сингапур 56,21 Норвегия 3,79

2 США 55,26 Швеция 55,23 Швеция 3,79

3 Нидерланды 54,07 Гонконг 53,52 Швейцария 3,74

4 Дания 53,72 Великобритания 53,41 Дания 3,72

5 Великобритания 53,59 Швейцария 53,32 Финляндия 3,72

6 Финляндия 53,36 США 51,79 Сингапур 3,69

7 Швейцария 52,92 Финляндия 51,49 Южная Корея 3,68

8 Канада 51,55 Канада 51,17 Великобритания 3,67

9 Германия 50,98 Южная Корея 50,63 Гонконг 3,66

10 Сингапур 50,77 Нидерланды 49,86 США 3,61

11 Норвегия 50,17 Дания 49,03 Австралия 3,55

12 Гонконг 49,70 Австралия 48,14 Канада 3,55

13 Австралия 49,53 Германия 47,18 Нидерланды 3,55

14 Франция 48,72 Норвегия 47,04 Новая Зеландия 3,54

15 Япония 47,66 Новая Зеландия 46,26 Япония 3,52

16 Южная Корея 45,66 Ирландия 45,81 Ирландия 3,41

17 Австрия 45,24 Япония 45,71 Германия 3,36

18 Бельгия 44,53 Австрия 44,13 Бельгия 3,32

19 Новая Зеландия 43,63 Франция 44,07 Австрия 3,28

20 Ирландия 42,49 Бельгия 43,49 Франция 3,25

21 Израиль 41,69 ОАЭ 43,29 Эстония 3,24

22 Эстония 40,33 Израиль 39,69 ОАЭ 3,22

23 ОАЭ 38,68 Малайзия 39,43 Израиль 3,14

24 Испания 37,51 Эстония 39,36 Португалия 3,01

25 Португалия 35,18 Испания 37,29 Испания 2,95

26 Малайзия 34,65 Португалия 33,41 Малайзия 2,91

27 Чехия 34,46 Чили 33,25 Чехия 2,90

28 Словения 33,63 Словения 33,17 Латвия 2,86

29 Чили 30,02 Китай 32,20 Словения 2,86

30 Саудовская Аравия 27,32 Турция 31,95 Чили 2,81

39 Греция 22,87 Польша 39,00 Россия 2,44

40 Китай 22,39 Россия 24,65 Иордания 2,41

41 Россия 22,24 Греция 24,08 Болгария 2,41

50/60 Нигерия 10,80 Нигерия 13,77 Бангладеш 1,51

Со стороны спроса анализируются доходы от использования Интернета и финансовых услуг. Из-за кризиса спрос упал во многих развитых странах. Однако в большинстве из этих стран уже есть высокий уровень использования Интернета, активное участие в социальных сетях и надежная инфраструктура электронных платежей. Напротив, развивающиеся рынки показывают устойчивый рост по всем трем компонентам. В результате у этих стран есть запас для роста в течение более длительного периода времени.

В разрезе институциональной среды анализируются государственная политика и правила

создания цифровой экосистемы. Политическая стабильность и верховенство права являются основными отправными точками. Помимо этого институциональная среда измеряется не только налоговыми ставками и открытостью государственной политики. Учитывается то, как правительства создают благоприятные для бизнеса правила, а также содействуют торговле, регулируют Интернет и коммуникации. Изменения в государственной политике и практике, как правило, происходят медленно и постепенно. В 2008-2013 гг. в развивающихся странах отмечено незначительное снижение фактора институциональной среды, в то время

Рейтинг государств по факторам дигитализации экономики DEI

со

Ранг 2008/2013 Страна Предложение Спрос Институты Инновации

2008 г. 2103 г. 2008 г. 2013 г. 2008 г. 2013 г. 2008 г. 2013 г.

1/2 Швеция 64,36 60,51 56,68 54,16 35,69 35,61 73,19 70,66

2/6 США 64,53 58,17 50,03 49,79 31,18 30,39 75,28 68,80

3/10 Нидерланды 65,85 70,16 57,96 53,56 29,15 31,22 63,33 44,51

4/11 Дания 63,38 57,05 53,06 49,35 34,95 30,76 63,47 58,98

5/4 Великобритания 61,69 62,83 56,55 57,12 30,83 31,99 65,28 61,70

6/7 Финляндия 64,13 67,28 54,38 52,36 31,18 32,75 63,75 53,59

7/5 Швейцария 67,17 66,58 53,55 50,61 32,63 32,03 58,33 64,05

8/8 Канада 57,72 56,15 47,31 48,54 34,49 33,14 66,67 66,86

9/13 Германия 65,26 60,51 49,56 43,61 28,41 27,38 60,69 57,22

10/1 Сингапур 61,47 64,40 52,70 49,08 37,12 37,23 51,81 74,11

11/14 Норвегия 55,99 52,51 56,30 53,72 32,28 33,31 56,11 48,61

12/3 Гонконг 63,15 66,15 49,82 45,81 33,75 32,27 52,08 69,88

13/12 Австралия 53,10 51,51 49,49 50,01 31,90 29,71 63,61 61,34

14/19 Франция 57,64 53,81 47,20 45,93 29,64 27,32 60,42 49,24

15/17 Япония 58,72 57,15 43,47 38,85 26,67 27,79 61,81 59,05

16/9 Южная Корея 54,07 59,68 54,19 52,41 27,57 26,02 46,81 64,39

17/18 Австрия 55,81 54,19 48,92 44,59 29,99 26,34 46,25 51,39

18/20 Бельгия 55,11 57,38 44,91 42,49 28,82 26,00 49,31 48,11

19/15 Новая Зеландия 45,23 46,72 45,90 46,41 30,31 32,77 53,06 59,13

20/16 Ирландия 40,23 43,76 45,96 43,96 28,06 27,57 55,69 67,97

21/22 Израиль 46,60 36,42 40,81 40,15 26,86 24,57 52,50 57,60

22/24 Эстония 43,48 39,60 44,30 42,87 32,41 30,87 41,11 44,10

23/21 ОАЭ 47,25 56,76 36,65 37,89 23,33 24,44 47,50 54,08

24/25 Испания 44,47 50,66 39,68 36,80 23,52 20,99 42,36 40,71

25/26 Португалия 42,21 44,13 42,41 33,11 23,61 23,71 32,50 32,67

26/23 Малайзия 42,78 40,06 25,03 26,45 27,03 29,11 43,75 62,10

27/31 Чехия 40,87 44,85 41,74 37,29 20,35 17,83 34,86 27,53

28/28 Словения 31,95 32,94 40,20 36,84 23,20 19,74 39,17 43,14

29/27 Чили 37,35 34,83 27,25 27,85 27,83 26,59 27,64 43,75

30/32 Саудовская Аравия 24,15 33,94 25,80 29,75 22,25 23,07 37,08 40,71

39/41 Греция 28,60 23,76 31,92 29,84 13,72 10,82 17,22 31,94

40/29 Китай 22,33 26,08 17,05 29,14 16,02 16,16 34,17 57,43

41/40 Россия 17,78 17,56 26,75 26,89 11,24 9,82 33,19 44,36

как в развитых странах выявлено постепенное улучшение.

В разделе инновации и изменения в индексе учитываются инвестиции в цифровые экосистемы (приток прямых инвестиций) и простота создания стартапов. Хотя развитые страны доминируют по первым трем факторам, развивающиеся рынки, поддержанные интересом инвесторов, показывают высокие значения показателя инноваций и изменений.

На основе группировки выше представленных статистических данных можно выделить четыре группы стран.

1. Страны-лидеры, в которых на протяжении анализируемого периода фиксировался вы-

сокий уровень цифрового развития и продолжается восходящая траектория, активно создаются инновации. К ним относятся Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония и Израиль.

2. Страны, достигшие высокого уровня, с большими темпами роста в прошлом, замедляющимися в настоящее время. К ним относятся Южная Корея, Австралия, а также страны в Западной Европе и Скандинавии.

3. Страны, с относительно низким уровнем цифровой экономики и высокими темпами роста — Китай, Кения, Россия, Индия, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бразилия, Колумбия, Чили, Мексика (табл. 4).

Страны-лидеры по темпам роста дигитализации экономики DEI [9; 10]

Страна Предложение Спрос Институты Инновации Общий

Китай -0,719050 3,271111 0,059429 5,777429 8,3889210

Малайзия 0,737857 0,054048 0,657714 6,052857 7,5024760

Таиланд 1,697143 0,142460 -0,590290 5,338286 6,5876036

ЮАР -0,254050 1,127063 -0,238000 5,435429 6,0704444

Мексика -1,148330 0,664683 0,120857 6,243714 5,8809206

Колумбия 1,126905 0,197698 -0,128570 4,658286 5,8543180

Вьетнам -0,255240 0,560079 -0,576860 5,808571 5,5365552

Чили 0,400714 0,344286 -0,168000 4,790000 5,3670000

Филиппины 0,995714 0,333413 0,071714 3,964857 5,3656983

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индия 0,945000 -0,261110 -0,442000 5,007143 5,2490319

Бразилия -0,610000 -0,287300 0,352000 5,274571 4,7292694

Сингапур -0,538100 -0,804050 0,065429 5,518571 4,2418568

Россия 0,175714 -0,113170 -0,274860 3,253429 3,0411116

Турция -1,339520 -0,098650 0,536571 3,914000 3,0123966

Индонезия -0,564520 0,608254 0,490000 2,476286 3,0100162

Израиль 2,128095 -0,285950 -0,143430 1,310571 3,0092850

Греция 1,248810 -0,818250 -0,560290 2,802571 2,6728413

Словакия 0,585238 -0,595950 -0,031430 2,452286 2,4101431

Гонконг -0,844520 -1,072940 -0,273140 4,511143 2,3205393

Эстония 1,383571 -0,412860 -0,262860 1,057143 1,7649998

Новая Зеландия -0,355710 0,191429 0,725429 1,202571 1,7637139

Нигерия -0,536900 -0,185870 -0,197140 2,539429 1,6195083

Саудовская Аравия -2,466430 1,023730 0,275143 2,741429 1,5738729

Швейцария 0,366667 -0,780400 -0,177140 1,755143 1,1642700

Ирландия -0,964050 -0,605080 -0,040290 2,607143 0,9977303

Италия -0,193100 -2,045400 -0,082570 3,258571 0,9375074

ОАЕ -2,740480 0,384603 0,206857 2,869429 0,7204133

Южная Корея -1,103100 -0,558730 -0,299710 2,629429 0,6678895

Польша -0,354290 -1,731110 -0,649430 3,241429 0,5066037

США 1,905238 0,023333 -0,146000 -1,300570 0,4820003

4. Страны, сталкивающиеся со значительными угрозами и проблемами, с низкими темпами роста и текущим уровнем. Это, прежде всего, ЮАР, Перу, Египет, Греция, Пакистан [9; 10].

В настоящее время предпринимаются шаги по развитию digital-технологий в малом и среднем бизнесе. В первую очередь надо отметить то, что digital-технологии упростили банковские операции. Платежные поручения по безналичному расчету — это колоссальное облегчение работы в малом бизнесе. Продажи и покупки осуществляются путем перевода денежных средств на счет. Такой способ очень удобен и затрачивает немного сил и средств. Это происходит потому, что оплата осуществляется через Интернет, используя банковские программы. Владение и использование качественной информацией способствует развитию малого и среднего бизнеса. Информация о контраген-

тах и рынках позволяет получить конкурентное преимущество. Значительно сложнее, когда предприятие осуществляет свою деятельность на нескольких рынках. Из-за этого возникает необходимость получения большего количества информации [11].

Опыт развития отечественного предпринимательства свидетельствует, что кроме финансовых ресурсов для развития малого и среднего бизнеса необходима поддержка информационными ресурсами. Решение такой проблемы невозможно без создания системы распространения информации экономического характера, управленческого характера, правового характера. Данная система должна включать в себя элементы поддержки малого и среднего бизнеса, а также информационные ресурсы.

Подвергая анализу действующую в России систему информационного обеспечения малого

и среднего бизнеса, можно сделать вывод, что программы поддержки малого бизнеса функционируют, а также создаются новые системы, обеспечивающие потребность предпринимателей в получении различного рода информации. В сегодняшней системе недостаточно эффективно реализован комплексный подход к организации информационного обеспечения предпринимателей [12]. В ходе изучения потребности в информации для малого и среднего бизнеса появляется необходимость в увеличении комплекса информационных ресурсов, которые были бы в открытом доступе для предпринимателей. Для формирования политики по развитию малого и среднего бизнеса необходимо проведение рекламных компаний, использование инструментов «мягкой силы» [13].

В настоящее время созданы и функционируют центры поддержки малого бизнеса. Например, ресурсный центр в Москве и Санкт-Петербурге оказывает помощь в развитии малого бизнеса в регионе. Основными задачами центра являются:

• сотрудничество с зарубежными партнерами, заинтересованными в развитии малого бизнеса;

• предоставление информации, связанной с малым бизнесом;

• аналитическое обеспечение предпринимательских структур;

• выпуск публикаций по проблемам малого бизнеса [14].

В центре поддержки предпринимательства созданы и доступны базы данных, электронная библиотека, а также база организаций, оказывающих малому бизнесу помощь.

Таким образом, digital-экономика, как одно из проявлений научного и технологического развития России, оказывает благоприятное влияние на развитие малого и среднего бизнеса. Использование digital-технологий в исследуемом секторе повышает потенциал малого и среднего бизнеса, а также уровень конкурентоспособности на рынке. Исходя из этого, несмотря на проблемы, имеющиеся в развитии digital-экономики в сфере малого и среднего бизнеса, государственный курс на развитие digital-экономики является единственным возможным путем укрепления отечественных стратегических позиций в мировой экономике.

Литература

1. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. Т. 3, № 157. С. 17-20.

2. Булгакова М. В. Принципы современного моделирования в малом бизнесе // Современное развитие малого бизнеса: Мат-лы III Всерос. професс. конф. Челябинск, 2015. С. 13-16.

3. Куприяновский В. П., Синягов С. А. [и др.] Циф- ^ ровая экономика — «умный способ работать» // ^ International Journal of Open Information Techno- m

r CO

logies. 2016. Vol. 4, Ко. 2. P. 26-33. <

4. Сударушкина И. В., Стефанова Н. А. Цифровая сс экономика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 1 (18). н С. 182-184. £

5. О Стратегии развития информационного обще- ° ства в Российской Федерации на 2017-2030 го- к ды: Указ Президента Российской Федерации от ^ 09.05.2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. ° URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата н обращения: 06.09.2018). |

6. Костин К. Б. Роль цифровых технологий в про- ^ движении товаров и услуг на глобальных рын- ^ ках // Российское предпринимательство. 2017. 2 Т. 18, № 17. С. 2451-2460. °

7. Global Connectivity Index 2018 Huawei. [Электрон- 2 ный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/ minisite/gci/en/country-rankings.html (дата обращения: 06.09.2018).

8. Борзунов А. А. Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики // Проблемы современной экономики: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (Самара, 20-23 августа 2017 г.). Самара: Изд-во АСГАРД, 2017. С. 94-97.

9. Chakravorti B., Chaturvedi R. Sh. Digital Рlanet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies vary Across the World. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/ files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения: 08.09.2018).

10. Chakravorti B., Tunnard C., Chaturvedi R. Sh. Digital Planet: Readying for the Rise of the e-Con-sumer. [Электронный ресурс]. URL: https://sites. tufts.edu/digitalplanet/files/2017/03/DigitalPla-net14_FINAL.pdf (дата обращения: 08.09.2018).

11. Булгакова М. В. Информационное обеспечение малого бизнеса в современных условиях // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. Т. 15, № 4. С. 154-159.

12. Подповетная Ю. В., Булгакова М. В. Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники // Управление в современных системах. 2014. Т. 4. C. 55-59.

13. Бургонов О. В., Пшеничный Г. А. Программно-целевой подход к формированию и использованию «мягкой силы» в управлении развитием предпринимательства // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 21-29.

14. Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rcsme.ru/ (дата обращения: 08.09.2018).

References

1. Pan'shin B. Tsifrovaya ekonomika: osobennosti i tendentsii razvitiya [Digital economy: Features and development trends]. Nauka i innovatsii, 2016, vol. 3, no. 157, pp. 17-20.

2. Bulgakova M. V. Printsipy sovremennogo mode-lirovaniya v malom biznese [Principles of modern modeling in small business]. In: Sovremennoye razvitiye malogo biznesa. Mat. III Vseros. profess. konf. [Modern small business development. Proc.

1 3rd All-Russ. profess. conf.]. Chelyabinsk, 2015, pp. 13-16.

™ 3. Kupriyanovskiy V. P., Sinyagov S. A. et al. Tsif-

< rovaya ekonomika - "umnyy sposob rabotat" [The ct digital economy is the "smart way to work"]. Ini— ternational Journal of Open Information Techno-h logies, 2016, vol. 4, no. 2, pp. 26-33.

^ 4. Sudarushkina I. V., Stefanova N. A. Tsifrovaya eko-° nomika [Digital economy]. Azimut nauchnykh issle-dovaniy: ekonomika i upravleniye, 2017, vol. 6, g no. 1 (18), pp. 182-184.

2 5. On the Strategy for the development of the informa-

tion society in the Russian Federation for 2017-

< 2030. Decree of the President of the Russian Fede-^ ration of May 9, 2017 No. 203. Available at: http:// ^ kremlin.ru/acts/bank/41919. Accessed 06.09.2018.

s (in Russ.).

o

□z 6. Kostin K. B. Rol' tsifrovykh tekhnologiy v prod-2 vizhenii tovarov i uslug na global'nykh rynkakh [Role of digital technologies in promotion of goods and services in global markets]. Rossiyskoye pred-prinimatel'stvo, 2017, vol. 18, no. 17, pp. 24512460. DOI: 10.18334/rp. 18.17.38251.

7. Global Connectivity Index 2018 Huawei. Available at: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/coun-try-rankings.html. Accessed 06.09.2018.

8. Borzunov A. A. Razvitiye chelovecheskikh resursov kak klyuchevoy faktor obespecheniya ekonomiches-koy bezopasnosti kompanii v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Human resource development as a key factor in ensuring the economic security of a company in a digital economy]. In: Problemy sovremen-noy ekonomiki. Mat. VI Mezhdunar. nauch. konf. (Samara, 20-23 avgusta 2017 g.) [Problems of the modern economy. Proc. 6th Int. conf. (Samara, 20-

23 Aug. 2017). Samara: Asgard Publ., 2017, pp. 94-97.

9. Chakravorti B., Chaturvedi R. Sh. Digital planet 2017: How competitiveness and trust in digital economies vary across the world. Available at: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017 / 05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf. Accessed 08.09.2018.

10. Chakravorti B., Tunnard C., Chaturvedi R. Sh. Digital planet: Readying for the rise of the e-consum-er. 2014. Available at: https://sites.tufts.edu/digi-talplanet/files/2017/03/DigitalPlanet14_FINAL.pdf. Accessed 08.09.2018.

11. Bulgakova M. V. Informatsionnoye obespecheniye malogo biznesa v sovremennykh usloviyakh [Information support of small business in modern conditions]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvenno-go universiteta. Seriya: Komp'yuternyye tekhnologii, upravleniye, radioelektronika, 2015, vol. 15, no. 4, pp. 154-159. DOI: 10.14529/ctcr150419.

12. Podpovetnaya Yu. V., Bulgakova M. V. Analiz kom-mercheskoy deyatel'nosti krupnykh roznichnykh setey magazinov bytovoy tekhniki [Analysis of commercial activities of large retail chains of household appliances stores]. Upravleniye v sovremennykh sistemakh, 2014, no. 4, pp. 55-59.

13. Burgonov O. V., Pshenichnyy G. A. Programmno-tselevoy podkhod k formirovaniyu i ispol'zovaniyu "myagkoy sily" v upravlenii razvitiyem predpri-nimatel'stva [A target-oriented approach to the formation and use of soft power in business development management]. Ekonomika i upravleniye, 2018, no. 7 (153), pp. 21-29.

14. Resource Center for Small Business. Available at: https://rcsme.ru/. Accessed 08.09.2018. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.