Трансформация предпринимательской деятельности под влиянием цифровой экономики
Transformation of Entrepreneurship under the Influence of the Digital Economy
Костин Геннадий Александрович
проректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и
экономики, доктор технических наук, доцент
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Gennadiy A. Kostin
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
Упорова Ирина Валерьяновна
доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А Irina V. Uporova
St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
О X
о ^
о о;
УДК 658 ^ S
с;
с >
о
X
В настоящем исследовании анализируются процессы трансформации предпринимательской деятельности под воздействием цифровой экономики, рассматриваются вопросы цифро-визации экономики, ее развития на институциональном уровне и уровне предприятия в условиях формирования «INDUSTRY 4.0». Цель. Провести исследование влияния цифровой экономики на развитие малого и среднего предпринимательства в России, предложить направления развития бизнес-моделей организаций малого бизнеса, их государственной поддержки.
Задачи. Проанализировать уровень цифрови-зации экономики России на основе использования международных индексов, выделить особенности процесса трансформации деятельности организации в условиях цифровой экономики, определить проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», направления повышения эффективности бизнес-процессов на уровне предприятия. Методология. Методология исследования базируется на системном подходе, использовании общенаучных методов познания и критического осмысления трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных цифровой экономике.
Результаты. В результате исследования авторами доказано, что в условиях цифровой экономики успеха может добиться даже небольшое предприятие, не обладающее на стар-
те мощными финансовыми ресурсами, но способное грамотно работать с инновациями и потребностями клиентов на основе информационно-коммуникационных технологий. Государство должно стимулировать предпринимательскую деятельность, направленную на создание конкурентных национальных цифровых платформ. На национальном уровне подлежит урегулированию, с одной стороны, проблема ограничения доступа к массивам данных, с другой — встает вопрос необходимости согласования цифровой повестки в региональном и страновом аспекте. Выводы. В проведенном исследовании выявлено влияние цифровой экономики на деятельность организаций и государство в целом. Цифровая трансформация позволяет уже сегодня создавать клиентские и бизнес-процессы с минимальным участием человека, способствует созданию нового продукта и выводу его на рынок за минимальное время, автоматизации принятия управленческих решений. В этой связи организационная структура компании становится все больше гибкой и территориально распределенной, созданной чаще всего по продуктовому принципу.
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровой продукт; цифровое предприятие; информационные технологии; государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства; международные индексы цифровой эволюции.
<
g Для цитирования: Костин Г. А., Упорова
И. В. Трансформация предпринимательской деятельности под влиянием цифровой эконо-о мики // Экономика и управление. 2018.
го № 12 (158). С. 51-60.
=J The presented study analyzes the transformation
m of entrepreneurship under the influence of the
digital economy and examines the issues of dig> italization of the economy as well as its development at the institutional level and enterprise level in the context of INDUSTRY 4.0 formation. Aim. The study aims to examine the effects of the digital economy on the development of small and medium enterprises in Russia and to propose directions for the development of business models for small enterprises and their government support.
Tasks. The authors assess the extent of digi-talization of the Russian economy by using international indices, determine the specific features of transformation of organizations' activities in the context of the digital economy, identify the problems of and opportunities for successful implementation of the "Digital Economy of the Russian Federation" program and directions for improving the efficiency of business processes at the enterprise level. Methods. This study uses the systems approach, general scientific methods of cognition, and critical re-evaluation of the works of Russian and foreign scientists on digital economy. Results. As a result, the authors prove that in the digital economy even a small enterprise can be successful - without solid initial financial resources, but able to work properly with innovations and customer needs based on information and communication technologies. The government should facilitate entrepreneurial activities aimed at creating competitive national digital platforms. At the national level, the problem of restricted access to data and the issue of harmonizing the digital agenda in the regional and national aspects need to be regulated.
Conclusions. The conducted study shows the effect of the digital economy on the activity of organizations and the country as a whole. Digital transformation already allows creating client and business processes with minimal human involvement, facilitates the development and launch of new products within a very short term, and streamlines managerial decision-making. Thus, the organizational structure of companies becomes more flexible and distributed over a larger territory, most often established according to product principle. Keywords: digital economy; digital product; digital enterprise; information technologies; government regulation and support of small and medium enterprises; international indices of digital evolution.
Citation: Kostin G. A., Uporova I. V. Transfor-matsiya predprinimatel'skoy deyatel'nosti pod vliyaniem tsifrovoy ekonomiki [Transformation of Entrepreneurship under the Influence of the Digital Economy]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 12 (158), pp. 51-60.
В современном мире под влиянием беспрецедентного уровня развития и конвергенции технологий, коммуникаций, искусственного интеллекта происходит трансформация бизнес-процессов и предпринимательской деятельности. Феномен цифровой экономики предполагает экономический рост, оказывает существенное влияние на показатели эффективности и способы ведения предпринимательской деятельности. В этих условиях современные компании должны перестроить бизнес-процессы, более активно использовать существующие цифровые технологии при разработке цифрового продукта, поиске новых направлений деятельности, осуществлять разработку цифрового двойника непосредственного предприятия.
За последние годы в экономической литературе довольно часто можно встретить термины: цифровая экономика, индустрия 4.0, блокчейн, BIGDATA, 3D- и даже 4D-печать, искусственный интеллект, интернет вещей, дополненная реальность, аддитивное производство, когнитивные технологии, цифровой продукт, цифровое общество, нейронет, цифровая рента, цифровая нефть, цифровые валюты и т. п.
С одной стороны, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) рассматривается в качестве важнейшего условия повышения конкурентоспособности национальных хозяйств во всех странах мира, позволяет снизить производственные затраты, сроки производства товаров, повышает качество и оперативность оказываемых услуг, в том числе государственных, расширяет доступ к онлайн-сервисам, получению образования для простых граждан, способствует формированию новых направлений деятельности.
С другой стороны, развитие цифровой экономики может привести к негативным последствиям, среди которых усиление контроля над гражданами страны, риски несанкционированного использования персональных данных в различных целях, в том числе навязывании потребителям продукции или услуг, сокращение рабочих мест в традиционных отраслях экономики [1].
По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2012-2017 гг. в различных странах мира были разработаны 102 цифровые стратегии. К настоящему моменту практически все страны мира сформировали государственные программы развития цифровой экономики.
В США действует государственная программа «Digital Economy Agenda» («Повестка дня цифровой экономики»), разработанная в ноябре 2015 г. Сегодня три крупнейшие интернет-компании мира по размеру капитализации
являются американскими: Google, Amazon, Facebook.
В Европейском союзе принят план (Government Action Plan 2016-2020), согласно которому ожидается, что при активной адаптации принципов цифровизации самого государства страны ЕС смогут сэкономить до 5 млрд долл. США в год. В Саудовской Аравии развитие цифровизации правительства заложено в целях Национальной стратегии развития до 2030 года: войти в пятерку мировых лидеров по рейтингу E-Government Survey. Сегодня в стране уже внедрены основные инструменты: онлайн-сервисы в сфере госуслуг, электронных закупок, онлайн-образования и онлайн-меди-цины, электронная биржа труда, национальная платежная система.
В Индии с 2014 г. реализуется программа «Цифровая Индия». Рассчитанный до 2025 г. план действий программы «Интернет плюс», принятой в Китае в марте 2015 г., дополняет стратегию по развитию промышленности «Сделано в Китае 2025». В конце 2016 г. в Пекине объявили, что Китай вышел на 2-е место в мире по уровню и масштабам развития цифровой экономики. В настоящее время цифровая экономика в Китае обеспечивает треть ВВП страны.
В странах Таможенного союза цифровая экономика активно развивается. Так, в России последовательно реализуется:
• Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
• Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 гг.;
• программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
В Казахстане действует государственная программа «Цифровой Казахстан» на 20172020 гг., в Республике Беларусь разработана Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы. Работа по тематике цифровой экономики ведется также в рамках Евразийского экономического союза [2-6].
В настоящее время уровень развития цифровой экономики на уровне страны оценивается на основе различных индексов, среди которых:
• индекс развития информационно-коммуникационных технологий (IDI);
• индекс цифровой экономики и общества (DESI);
• индекс мировой цифровой конкурентоспособности (WDCI);
• индекс цифровой эволюции (DEI);
• индекс цифровизации экономики Boston Consulting Group (e-Intensity);
• индекс сетевой готовности (NRI);
• индекс развития электронного правительства (EGDI);
• индекс электронного участия (ЕРЛИТ); ^
• индекс глобального подключения (ОС1, | Huawei); °
• глобальный индекс инноваций (ОН) и др. 2 При формировании данных индексов ис- к
пользуются данные Всемирного банка, Меж-
<
дународного телекоммуникационного союза, « Альянса в области коммерческого программ- ^ ного обеспечения и др. [7]. н
Рассмотрим отдельные индексы цифровой ^ экономики применительно к странам — участ- ^ никам Таможенного союза.
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (Ш1) — это комбинированный показатель, характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Он рассчитывается по методике Международного союза электросвязи, специализированного подразделения ООН, определяющего мировые стандарты в области ИКТ. Индекс разработан в 2007 г. на основе 11 показателей, среди которых доступ к ИКТ и его использованию, навыки в практическом применении этих технологий населением стран, охваченных исследованием.
Авторы исследования подчеркивают, что уровень развития ИКТ сегодня является одним из наиболее важных показателей экономического и социального благополучия государства. В пятерку лидеров среди 176 стран мира по Индексу развития ИКТ вошли Исландия, Южная Корея, Швейцария, Дания, Великобритания. Германия занимает 12-е место, Франция — 15-е, США — 16-е. Согласно данным индекса развития ИКТ, Беларусь значительно опередила по данному показателю Россию и Казахстан [8].
Рассматриваемые страны занимают высокие позиции по индексу развития электронного правительства (ЕОБ1) Организации Объединенных Наций (ООН) — это комплексный показатель, который оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг. Выпускается индекс раз в 2 года.
Все страны, охваченные данным исследованием, ранжируются в рейтинге на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: степень охвата и качество интернет-услуг; уровень развития ИКТ-инфраструктуры; человеческий капитал. Согласно данному рейтингу, в 2018 г. в пятерку лидеров входят Дания, Австралия, Республика Корея, Великобритания, Швеция. Франция занимает 9-е место, США — 11-е, Германия — 12-е [9].
Наблюдается значительный разрыв по индексу кибербезопасности в 2017 г. между Республикой Беларусь (10-я позиция) и Респуб-
Таблица 1
Рейтинговые показатели оценки цифровой экономики в странах Таможенного союза
о
х
О
ГО
<
< >
Страна Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (IDI), 2017 г. Индекс развития электронного правительства (EGDI), 2018 г. Глобальный индекс кибербезопасности, 2017 г.
Позиция Индекс Позиция Уровень развития Позиция Индекс
Беларусь 32 7,55 32 Очень высокии 10 0,788
Россия 45 7,07 38 39 0,592
Казахстан 52 6,79 39 83 0,352
Источники: [9; 10].
Таблица 2
Показатели мировых индексов цифрового развития экономики применительно к странам
Таможенного союза
Страна NRI, EPART, 2016 DEI, WDSI, GSI, Gll,
2016 2017 2018 2018 2018
Россия 41 32 39 40 36 46
Казахстан 39 67 — 38 45 74
Беларусь — 76 — — 42 86
Источники: [9; 10].
ликой Казахстан (83-я позиция рейтинга). Всего данный рейтинг применялся к 193 странам мира. В пятерке лидеров: Сингапур, США, Малайзия, Оман, Эстония. Франция занимает 8-е место, Германия — 24-е.
Сводная таблица цифровизации стран — участниц Таможенного союза приведена ниже. Россия, Казахстан и Беларусь не вошли ни по одному рейтингу в двадцатку стран с высоким уровнем развития показателей цифровой экономики. Вместе с тем цифровизация экономики является важным условием роста показателей эффективности экономики, предпринимательских структур и конкурентоспособности этих стран.
Согласно исследованиям уровня развития цифровой экономики, проведенным швейцарской бизнес-школой 1МБ, опубликованным в июне 2018 г., Россия занимает 40-ю позицию из 63, поднявшись по сравнению с предыдущим годом на две позиции. В данном рейтинге Россия опередила Италию и Саудовскую Аравию. Среди лидеров рейтинга США, Сингапур, Швеция, Дания, Швейцария и Норвегия. Рейтинг составляется по трем направлениям, среди которых оценка уровня знаний цифровой сферы, развития технологий и готовности использовать цифровую трансформацию [10].
Неплохие показатели у России в категории «знания» — 24-я позиция, по технологическому развитию Россия заняла 43-ю позицию, а по «будущей готовности» — 51-ю. Последний показатель уровня готовности использования цифровых технологий коррелирует с производительностью труда в стране. Согласно исследованию, слабые места заключаются в законодательстве о научных исследованиях и защите прав на интеллектуальную собствен-
ность, недостаточном уровне финансирования, высоких инвестиционных рисках.
С развитием цифровой экономики возрастает количество массивов данных не только о физических лицах, товарах и услугах, но и целых отраслей экономики. К этой категории данных можно отнести практически всю информацию о геолокации, биометрии, а также пользовательском поведении на различных сайтах, доступ к которой пытаются получить транснациональные корпорации.
Возникает проблема ограничения доступа к массивам данных, подлежащая регулированию на национальном уровне. Помимо регулирования массивов данных внутри отдельно взятой страны сегодня все острее встает вопрос о необходимости согласования цифровой повестки между странами и целыми регионами. Некоторые страны уже объединили свои усилия по цифровизации: так, в ЕС существует инициатива по созданию единого цифрового рынка (Digital Single Market), а для России такой вопрос актуален в рамках Евразийского экономического союза, Таможенного союза и общей синхронизации цифровой повестки с общемировыми тенденциями.
Среди ключевых проблем развития цифровой экономики, подлежащих регулированию:
• защита авторских прав, творчества и инноваций в цифровой экономике;
• безопасное киберпространство;
• развитие индустриального Интернета и электронной торговли;
• облегчение доступа бизнеса к национальным инновационным платформам и облачным услугам.
Общество потребления в России в целом становится более цифровым. Так, среди 4000
респондентов 92% россиян пользуются Интернетом ежедневно, в среднем ежедневно проводят в Интернете более 6 часов, 83% проводят в Сети от 2 до 8 и более часов; 73% россиян старше 55 лет пользуются Интернетом ежедневно, по сведениям Google и Kantar TNS [11; 12].
В исследовании потребительских настроений в России, проведенном консалтинговой компанией The Boston Consulting Group (BCG), отмечается, что российские потребители становятся более разборчивыми, менее зависимыми от брендов, а каждый третий стремится к уменьшению расходов. Любопытно, что, по мнению экспертов BCG, более позитивно отечественные потребители относятся к брендам цифровых компаний, электроники и непродовольственных ретейлеров, а менее позитивно — к брендам банков, телекомов и компаний сектора FMCG. В своих отчетах исследователи компании BCG отмечают, что темпы роста вклада цифровой экономики в России почти удвоились за период 3 лет, начиная с 2015 г. Вместе с тем по данному показателю Китай опережает Россию почти в 2 раза [13].
На наш взгляд, опыт государственного регулирования на «цифровой основе» следует активно изучать. Эффективно работают «на цифровой основе» налоговые органы скандинавских стран — Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. Здесь по части налогообложения «умным» алгоритмам известно все: доходы граждан, их каждодневные траты, вложения, состав имущества. Результатом деятельности налоговых органов становится отсутствие бумажной работы у налоговиков и налоговых деклараций у граждан. Налоги рассчитываются и списываются автоматически, а граждане лишь получают уведомления для проверки расчетов.
В России государство в лице государственных корпораций развивает цифровые сервисы и услуги. Речь о подключении к Интернету в период с 2020-го по 2024 г. всех учебных заведений и больниц (для оказания телемедицинских услуг). Для реализации этих планов продолжается создание инфраструктуры сетей связи нового поколения, прежде всего 5G.
Важным направлением цифровизации является маркировка различных групп товаров — в данный момент налажено отслеживание изделий из меха, лекарственных средств и табака (двух последних в тестовом режиме). Правительство утвердило перечень из 12 товарных групп, для которых маркировка будет действовать в ближайшем будущем.
С 2019 г. в обязательном порядке наносятся специальные метки на лекарства, табак, одежду и обувь, постельное белье. В полном объеме система маркировки и контроля товаров в России должна заработать в 2024 г. К этому
моменту она должна охватить практически все g
изделия массового спроса, данные о которых |
поместят в Единую информационную систему °
[14; 15]. 2
Происходящие процессы цифровизации вли- Œ
яют на деятельность не только крупных компа- ü
с
нии, но также организации малого и среднего « бизнеса, становятся приоритетом компании ^ независимо от специфики бизнеса или отрас- н левоИ принадлежности. ^
Термин «цифровое предприятие» впервые ^ был изложен в книге Being Digital директором MIT Media Lab Николосом Неграпонте, вышедшей в далеком 1996 г. [16]. Однако за последние годы реализация данного термина стала возможна благодаря невероятно быстрому развитию технологии.
Повсеместное использование ИКТ предприятиями приводит к сокращению издержек, ускорению экономических циклов, эффективному использованию имеющихся материальных и трудовых ресурсов, оптимизации систем управления. Основатель Alibaba Джек Ма отмечает, что в новой реальности «данные — это новая нефть», а цифровая экономика — это экономика знании и данных.
В условиях цифровой экономики меняются инструменты общения на основе использования социальных сетей, мессенджеров, умных контрактов, криптовалют, корпоративных цифровых платформ, сервисов электронного правительства и т. п. По оценкам экспертов, половина жителей земли уже подключена к Интернету.
Под влиянием Интернета и всеобъемлющей цифровизации создаются новые модели бизнеса. М. И. Лугачев в своем исследовании отмечает, что «с помощью информационных технологий происходит создание добавленной стоимости на основе использования данных информации, т. е. происходит процесс накопления цифрового капитала. С огромным и все нарастающим потоком информации уже не справляются люди, но хорошо справляются машины. Информация, проходя через цифровые двоичные коды, приобретает потребительские свойства и становится фактором производства, что позволяет осуществлять поиск клиентов и заказчиков, производить доставку необходимой информации, обработку заказов и своевременность расчетов» [17].
Следует отметить, что на трансформацию бизнес-моделей компании оказывают влияние следующие тренды мирового экономического развития:
• развитие технологий и инноваций;
• глобализация экономики, при которой пятая часть мировой продукции товаров и услуг производится транснациональными корпорациями;
g • развитие бережливого потребления или «экономики совместного потребления» или «эко-° номики участия», основанной на совместном 2 доступе к использованию, а не владению ^ каким-либо благом (например, автомобилем, Èj жильем, свободным временем, информацией и т. д.);
^ • появление терминов «экономика сотворчества» (делающая упор на стремление к пер-^ сонализации), а также «экономика впечат-^ лений» (ориентированная на формирование образа жизни). Данные трансформации оказывают влияние на появление новых бизнес-направлений деятельности компаний;
• стремительное развитие новых бизнес-моделей, основанных на использовании электронных платформ;
• цифровизация коммуникаций: наступила эра трекинга, основанная на определении местоположения движущихся объектов, информация становится быстро доступной, а жизнь людей — прозрачной. Цифровое предприятие предполагает цифро-
визацию и интеграцию всех бизнес-процессов как по вертикали, так и по горизонтали. Прежде всего, необходимы оцифровка бизнес-процессов и их фундаментальный реинжиниринг (BPR, Business Process Reengineering). При этом оцифровке подлежат все этапы производственного процесса от разработки идеи до ее воплощения, включая процессы закупки, производства, сбыта, а также сопутствующие, такие как финансовая деятельность, логистика, эксплуатация и др.
Горизонтальная интеграция охватывает поставщиков, потребителей и всех партнеров по цепочке создания стоимости. Суть любого цифрового предприятия заключается в необходимости разработки цифрового продукта и цифрового двойника непосредственно предприятия.
Согласно исследованию по результатам проектов, выполненных Национальной академией наук и техники Германии, для перехода к «Индустрии 4.0» организация должна пройти несколько этапов трансформации:
• 1-й этап — информатизация всех бизнес-процессов;
• 2-й этап — развитие сетевого взаимодействия: изолированные технологии объединяются в общую среду, соответствующую требованиям бизнеса компании;
• 3-й этап — создание цифрового отображения или виртуального двойника предприятия, что позволяет управлять предприятием удаленно в реальном времени;
• 4-й этап — связь цифрового отображения бизнес-процессов с аналитическими системами, известными как системы работы с большими данными;
• 5-й этап — формирование системы прогнозирования на основе адаптированных к производству технологий предиктивной аналитики;
• 6-й этап — автоматизации функций, связанных с адаптацией бизнеса к изменяющимся внешним условиям, на основе использования системы прогнозирования [18; 19]. Применительно к предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса можно выделить основные направления трансформации:
• развитие клиентского сервиса, использование инструментов аналитики, прогнозирования, вариативности сценариев; изучение и формирование культуры потребления и коммуникаций;
• работа с большими массивами данных (ВБ) для формирования моделей клиентского поведения, предпочтений, стратегии развития, формирования спроса и производственных программ продукции, работ и услуг;
• возможность формирования ценообразования по факту проведения транзакции/потребления продукта или услуги на основе технологии системы распределенного реестра (блокчейн);
• партнерство и коллаборации. Цифровое партнерство становится важным фактором успешного ведения бизнеса посредством успешной интеграции с другими сервисами и компаниями-партнерами. Данное сотрудничество успешно реализуется в банковской сфере, медицине, страховании, ритэйле и др., что позволяет использовать искусственный интеллект практически из любой точки мира;
• цифровые технологии способствуют быстрому внедрению инноваций, переформатированию бизнеса, постоянному поиску новых направлений деятельности и продуктов;
• возможность сокращения операционных расходов, все чаще входит в обиход понятие «виртуальный офис». Меняется как экономическая модель ведения бизнеса, так и его масштабы. Появляется возможность управления и мониторинга производства в онлайн-режиме;
• клиенту важно приобретать продукты и услуги дистанционно, в любое время, в комплекте с дополнительными услугами в виде постоянных консультаций;
• осуществляется организационная перестройка бизнеса, организационные структуры становятся плоскими, появляются новые виды должностей, возникает необходимость привлечения сотрудников, связанных с информационными технологиями;
• стираются границы глобального, национального и локального рынков. Малый бизнес, используя платформенные решения и информационные технологии, вполне успешно
может стать участником глобального рынка. Размываются границы малого, среднего и крупного бизнеса;
• оперативная работа с большим количеством информации приводит к появлению большого числа киберрисков, актуальна проблема кибербезопасности;
• предприятиям необходимо разрабатывать кодексы и правила поведения по работе с персональными данными, использованию технологий распознавания информации и лиц для коммерческих нужд.
Следует отметить, что малому бизнесу сложно конкурировать с крупными компаниями, такими как «Норникель» или «Ростелеком», которые активно участвуют в проектах цифровой экономики. Крупный бизнес стал главным драйвером цифровизации в стране, который проводит интернетизацию удаленных районов, запустил сервис Единой биометрической системы, разрабатывает системы для «Умного города».
Развить конкуренцию с организациями крупного бизнеса малым предприятиям помогут принятые поправки в Закон о концессионных соглашениях, позволяющие получать заказы на разработку государственных информационных систем. Фонд «Сколково» и Фонд развития цифровой экономики при экспертной поддержке Торгово-промышленной палаты в январе 2019 г. запускают «Магазин цифровых решений» — каталог российских разработок по сервисам для цифровой экономики, в реализации которых также могут принимать участие и малые предприятия.
Новые цифровые технологии позволяют совершенно по-иному выстраивать бизнес-процессы даже в таких традиционных отраслях, как сельское хозяйство, страхование, энергетика и др.
Цифровые предприятия будут способствовать повышению конкурентоспособности продукции, минимизации издержек, более высокой управляемости процессами и развитию показателей эффективности, но не стоит забывать собственно о производстве и видеть в цифровизации панацею от всех бед. Кроме того, ряд исследователей высказывает опасения о появлении возможных рисков со стороны искусственного интеллекта по мере его развития, о которых мы пока не знаем.
Глубокая трансформация деятельности компании невозможна без привлечения квалифицированных кадров. Согласно оценкам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, годовой приток новых кадров по набору 2019 г. на бюджетные места российских вузов в соответствующих укрупненных группах специальностей после их выпуска окажется ниже уровня естественной
ротации кадров даже по меркам экономически g стабильных отраслей. При этом в условиях | бурного развития цифровой экономики все °
большее число ИТ-кадров будет требоваться 2
го
организациям различных отраслей. к
Для опережающего роста ИТ в России тре- ü буется увеличить набор и выпуск ИТ-кадров « в системе высшего образования минимум ^ в 2,5 раза, что соответствует 120 000 человек н в год. При этом, согласно аналитике Boston ^ Consulting Group (BCG), без существенного ^ количественного роста ИТ-подготовки в горизонте 5-7 лет дефицит ИТ-кадров составит примерно 1 млн человек [20].
В число необходимых направлений подготовки будущих специалистов цифровой экономики исследователи BCG выделяют следующие категории:
• большие данные и продвинутая аналитика;
• экспертиза Agile («гибких» подходов к разработке программного обеспечения);
• цифровой контент;
• мобильные интерфейсы;
• цифровой клиентский опыт;
• риск и безопасность;
• цифровые платежи;
• цифровой брендинг и реклама;
• традиционное программное обеспечение и инфраструктура.
По мнению авторов, в новых условиях цифровой трансформации в рамках существующих программ высшего образования необходимо формировать «цифровые компетенции», запускать такие дисциплины, как «Big data», «кибернетика», «искусственный интеллект», чтобы научить студентов работе с большими массивами данных, алгоритмами действия искусственного разума. Для строительства «умных» зданий необходимы специалисты, владеющие БИМ-технологиями в строительстве, представляющими собой трехмерный формат цифрового проектирования зданий, призванный заменить устаревшие чертежи.
В медицине востребованы специалисты в области телемедицины. Практически во всех сферах деятельности необходима трансформация подготовки специалистов с учетом новых контуров цифровой экономики. Никакая цифровая экономика не состоится без ее обеспечения кадровым потенциалом.
В центре цифрового мира располагается клиент, которому становится удобно получать ценность в Сети. Сегодня осуществлять бизнес без привязки к онлайн-сервисам становится все труднее. Компании малого бизнеса подходят к решению данной проблемы по-разному: развивают ИТ-департаменты, использует существующие сервисы, развивают новые.
Появляется все больше онлайн-сервисов, что приводит к определенной неразберихе в циф-
g ровой сети. Возникает проблема появления
1 интегратора, необходимость консалтинга по ° выбору оптимальных сервисов, корректного
2 их использования и т. д.
^ Цифровизация внешнего конкура предприми ятия для взаимодействия с партнерами, кли-m ентами и государственными органами осущест-^ вляется на основе использования цифровых н платформ. По определению исследователей ^ Массачусетского технологического институ-^ та, цифровая платформа — это платформа, использующая технологии для соединения людей, организаций и ресурсов в интерактивной экосистеме.
Именно цифровая платформа является наиболее важным продуктом, объединяя в себе все остальные информационные технологии, предоставляя доступ к информации, сервисам и рынку (клиентам, производителям, сервисным организациям и пр.).
Использование цифровых платформ позволяет экономить на ресурсах, управлении, максимально эффективно решать задачи. Цифровая платформа позволяет производить автоматический учет вклада каждого участника в конечный продукт, способствует автоматическому распределению прибыли между участниками пропорционально их вкладу.
Каждая развитая цифровая платформа строится вокруг какого-либо массового экономического процесса, обеспечивая взаимодействие потребителей и поставщиков, например, Uber формирует взаимодействие таксистов и пользователей такси и т. п. Вместе с тем отечественных цифровых платформ для организаций реального сектора экономики недостаточно, а присутствие иностранных платформ может угрожать национальной безопасности.
При значительной платформизации со временем естественным образом оцифровывается и становится прозрачной вся экономика страны: формируется многоуровневая цифровая модель экономики государства, детализированная до каждой отдельной транзакции. С технической точки зрения национальная платформа включает три типа сетей: интернет людей, интернет вещей, интернет сервисов [21].
Более 40% глобальных затрат на цифровую трансформацию в ближайшие 2 года составят технологии, поддерживающие создание новых бизнес-моделей или трансформацию существующих, прогнозируют в компании International Data Corporation (IDC) — международной исследовательской и консалтинговой компании, занимающейся изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций. Еще 20% придется на технологии, поддерживающие персонализированный омниканальный формат взаимодействия с клиентами.
Омниканальность обеспечивает сквозную идентификацию клиента, позволяя продавцу узнавать его на всех площадках, через которые идет коммуникация, — на сайте, в мобильном приложении, мессенджерах, социальных сетях, почте или по телефону. В будущем в эту коммуникацию будут вовлечены еще и «умные вещи» — подключенные к Сети машины или бытовые приборы (Internet of Things, IoT).
По прогнозам аналитиков, к 2025 г. количество омниканальных потребителей возрастет вдвое, а компании, интегрирующие более четырех цифровых каналов для взаимодействия с ними, будут на 300% эффективнее «одно-» и «двухканальных» конкурентов [22].
Идентификация покупателя, персонали-зация товара и использование всех каналов продаж меняют модель потребительского поведения. Сдвиги в поведении и предпочтениях потребителей стимулируют компании быстрее менять модели ведения бизнеса и искать новые ниши. По ожиданиям IDC, к 2020 г. более чем у половины участников мирового рейтинга Global 2000 выручка от продуктов на цифровой основе будет расти вдвое быстрее, чем от всего ассортимента. Уже в 2019 г. около 1% транзакций будут обеспечивать персональные цифровые ассистенты (боты), влияя на 10% продаж.
Аналитики IDC прогнозируют, что в ближайшем будущем значительная часть инвестиций придется на проекты, связанные с «умным» городом, «умным» транспортом, обеспечением общественной безопасности и безотказной работы энергосистем. Проекты «умного» города также несут и значительный социальный эффект, что обеспечит в ближайшие годы рост инвестиций в них со стороны государства. Около половины проектов построения «умных» городов в мире сосредоточено сегодня в Китае и США, которые ежегодно наращивают инвестиции по данному направлению на 20% [23, с. 18].
Главный экономический потенциал «Индустрии 4.0» заключается в ее способности ускорить корпоративные процессы принятия решений и адаптации. Это касается как процессов повышения эффективности в проектировании, производстве, обслуживании, продажах и маркетинге, так и основной деятельности отдельных структурных подразделений и изменения бизнес-модели организации.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что цифровизация экономики представляет собой объективный процесс, вызванный бурным развитием цифровых технологий, она является важным условием роста показателей эффективности экономики, предпринимательских структур и конкурентоспособности страны в целом. Очевидной становится необходимость
цифровой трансформации — адаптации бизнес-модели, корпоративной культуры и ИТ-инфраструктуры компании к новым реалиям.
Литература
1. Ревенко Л. С., Ревенко Н. С. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики: примеры США, Индии, Китая и ЕС // Международные процессы. 2017. Т. 15, № 4. С. 20-39.
2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утв. указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71451998/ (дата обращения: 01.11.2018).
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утв. указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 01.11.2018).
4. Цифровая экономика Российской Федерации: программа: утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/up-loads/2017/05/programmaCE.pdf (дата обращения: 05.11.2018).
5. Государственная программа «Цифровой Казахстан»: утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalkz.kz/ wp-content / uploads /2018/04/Digital-Kaz_ru .pdf (дата обращения: 12.11.2018).
6. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 20162020 годы: утв. постановлением Совета министров Республики Беларусь 23 марта 2016 г. № 235. [Электронный ресурс]. URL: http://www.govern-ment.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF (дата обращения: 05.11.2018).
7. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации: обзор. М.: Группа Всемирного банка; ЕЭК. 2018. 40 с.
8. Упорова И. В., Селезнева И. В., Штиллер М. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Вестник университета «Туран». 2018. № 4 (80). С. 14-20.
9. Индикаторы цифровой экономики: 2018: стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.
10. Россия в ИТ-рейтингах, 2018 // TADVISER: государство, бизнес, IT. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Рос-сия_в_ИТ-рейтингах (дата обращения: 12.11.2018).
12. Исследование Google: ключевые онлайн-привычки россиян в 2017 году // RETAILER: ежедневные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/issledovanie-google-kljuchevye-onlajn-privychki-rossijan-v-2017-godu/ (дата обращения: 12.11.2018).
13. Исследование консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) «Насколько цифрови-зованы российские потребители?». 2018 // AFTERSHOCK. [Электронный ресурс]. URL: https://
aftershock.news/?q=node/623708&full (дата обра- g щения: 12.11.2018). |
14. Тимирчинская О. Цифровая Россия: сделать рывок о на бумаге. 2018 // Газета.Ru. [Электронный ре- о сурс]. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2018/ ^ 12/27_a_12110509.shtml?updated (дата обраще- ^ ния: 11.11.2018). §
15. Соколова М. С 2024 года маркировка товаров со в России будет обязательной // Парламентская ^ газета. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https:// > www.pnp.ru/politics/s-2024-goda-markirovka-tova- g rov-v-rossii-budet-obyazatelnoy.html (дата обраще- ^ ния: 02.11.2018). ^
16. Negroponte N. Being Digital. N.Y.: Vintage Books, 1995. 255 p.
17. Лугачев М. И. Информационные революции, экономика и экономическое образование // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 4. С. 142-160.
18. Индекс зрелости «Индустрии 4.0.»: управление цифровым преобразованием компаний: Acatech исследование. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/aca-tech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf (дата обращения: 11.11.2018).
19. Черняк Л. Как создать цифровое предприятие: 6 этапов на пути к Индустрии 4.0 // TADVISER: государство, бизнес, IT. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Цифровое_предприятие (дата обращения: 12.11.2018).
20. Эксперты ИТ-образования обсудили подготовку кадров для цифровой экономики // АНО «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА». [Электронный ресурс]. URL: https://data-economy.ru/14052018 (дата обращения: 12.11.2018).
21. Eastwood B. The Return of platforms (and how to not fail at building one) // MIT, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/return-platforms-and-how-to-not-fail-buil-ding-one (дата обращения: 12.11.2018).
22. Попова М. Умный потребитель: как цифровизация развивает спрос и предложение // Цифровая экономика. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://spb.rbcplus.ru/news/5b88c89b7a8aa91b5e9 58ab0?ruid=UET9A1w/Mcaj3UnUAxkzAg==&ruid (дата обращения: 11.11.2018).
23. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Кешелава. М.: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.
References
1. Revenko L. S., Revenko N. S. Mezhdunarodnaya praktika realizatsii programm razvitiya tsifrovoy ekonomiki: primery SSHA, Indii, Kitaya i ES [International practice of implementing programs for the development of the digital economy: examples of the USA, India, China and the EU]. Mezhdunarodnyye protsessy, 2017, vol. 15, no. 4, pp. 20-39. DOI: 10.17994/IT.2017.15.4.51.2.
2. The strategy of scientific and technological development of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71451998/. Accessed 01.11.2018. (in Russ.).
3. Information society development Strategy in the Russian Federation for 2017-2030. Approved by the
Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/. Ac-§ cessed 01.11.2018. (in Russ.).
co 4. Digital Economy of the Russian Federation: A pro-o; gram. Approved by the order of the Government of 5 the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r. co Available at: http://d-russia.ru/wp-content/up-^ loads/2017/05/programmaCE .pdf. Accessed > 05.11.2018. (in Russ.).
g 5. State program "Digital Kazakhstan". Approved by Decree of the Government of the Republic of Ka-s zakhstan of December 12, 2017. Available at: https:// digitalkz.kz / wp-content / uploads/2018/04/Digital-Kaz_ru.pdf. Accessed 12.11.2018. (in Russ.).
6. The state program for the development of the digital economy and the information society for 20162020. Approved by the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus on March 23, 2016 No. 235. Available at: http://www.government. by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF. Accessed 05.11.2018. (in Russ.).
7. Tsifrovayapovestka Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza do 2025 goda: perspektivy i rekomendatsii: obzor [Digital Agenda of the Eurasian Economic Union up to 2025: Perspectives and Recommendations. An Overview]. Moscow: World Bank Group; EEC, 2018. 40 p.
8. Uporova I. V., Selezneva I. V., Shtiller M. V. Otsenka effektivnosti predprinimatel'skoy deyatel'nosti v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Evaluation of the effectiveness of business activities in a digital economy]. Vestnik universiteta "Turan", 2018, no. 4 (80), pp. 14-20.
9. Abdrakhmanova G. I., Vishnevskiy K. O., Volkova G. L., Gokhberg L. M. et al. Indikatory tsifrovoy ekonomiki. 2018: stat. sb. [Digital economy indicators. 2018: Stat. coll.]. Moscow: HSE Publ., 2018. 268 p.
10. Russia in IT ratings. 2018. TADVISER: state, business, IT. Available at: http://www.tadviser.ru/in-dex.php/CTaTM: PoccHH_B_HT-peHTHHrax. Accessed 12.11.2018. (in Russ.).
12. Google study: Key online habits of Russians in 2017. RETAILER: daily communications. 2018. Available at: https://retailer.ru/issledovanie-google-kljuche-vye-onlajn-privychki-rossijan-v-2017-godu/. Accessed 12.11.2018. (in Russ.).
13. Research by consulting company The Boston Consulting Group (BCG) "How Russian consumers are digitized?" AfterShock. 2018. Available at: https:// aftershock. news/?q=node/623708&full. Accessed 12.11.2018. (in Russ.).
14. Timirchinskaya O. Digital Russia: make a breakthrough on paper. Gazeta.Ru. 2018. Available at: https://www.gazeta.ru/tech/2018/12/27_a_12110 509.shtml?updated. Accessed 11.11.2018. (in Russ.).
15. Sokolova M. Starting with 2024, labeling of goods in Russia will be mandatory. Parlamentskaya gazeta. 2018. Available at: https://www.pnp.ru/poli-tics/s-2024-goda-markirovka-tovarov-v-rossii-budet-obyazatelnoy.html. Accessed 02.11.2018. (in Russ.).
16. Negroponte N. Being digital. N.Y.: Vintage Books, 1995. 255 p.
17. Lugachev M. I. Informatsionnyye revolyutsii, eko-nomika i ekonomicheskoye obrazovaniye [Information revolutions, economics and economic education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika, 2017, no. 4, pp. 142-160.
18. Industry 4.0 Maturity Index: Management of digital conversion of companies. Acatech research. Available at: https://www.acatech.de/wp-content/ uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Matur ity_ Index_WEB.pdf. Accessed 11.11.2018. (in Russ.).
19. Chernyak L. How to create a digital enterprise: 6 Stages on the way to Industry 4.0. TADVISER: state, business, IT. Available at: http://www.tad-viser.ru/index.php/OraTM^H$poBoe_npeg;npHHTHe. Accessed 12.11.2018. (in Russ.).
20. IT education experts discuss training for the digital economy. ANO "Digital Economy". 2018. Available at: https://data-economy.ru/14052018. Accessed 12.11.2018. (in Russ.).
21. Eastwood B. The Return of platforms (and how to not fail at building one). MIT Sloan School of Management. 2016. Available at: http://mitsloan.mit. edu/ideas-made-to-matter/return-platforms-and-how-to-not-fail-building-one. Accessed 12.11.2018.
22. Popova M. Smart consumer: how digitalization develops supply and demand. Tsifrovaya ekonomika, 2018, no. 4. Available at: http://spb.rbcplus.ru/news/ 5b88c89b7a8aa91b5e958ab0?ruid=UET9A1w/Mcaj3 UnUAxkzAg==&ruid. Accessed 11.11.2018. (in Russ.).
23. Keshelava A. V., ed. Vvedeniye v "Tsifrovuyu" eko-nomiku [Introduction to the "Digital" economy]. Moscow: VNIIGeosistem, 2017. 28 p.