Научная статья на тему 'Управление трудовыми ресурсами и мотивация труда'

Управление трудовыми ресурсами и мотивация труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1472
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / MOTIVATION OF THE LABOUR / LABOR FACILITY / TRAINED PLANNING / METHODS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омурзаков С.А., Раимкулов К.А., Ганыбаева У.

В статье рассматриваются вопросы управление трудовыми ресурсами в условиях рынка. Реализация кадровой политики на предприятиях, а также механизмы мотивации труда работников сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions management labor resource are considered In article in condition market. The Realization trained politicians on enterprise, as well as mechanisms to motivations of the labour workman agriculture.

Текст научной работы на тему «Управление трудовыми ресурсами и мотивация труда»

Омурзаков С.А, Раимкулов К.А., Гаимбаева У.

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И МОТИВАЦИЯ

ТРУДА

Университет экономики и предпринимательства

Ключевые слова: управление, мотивация труда, трудовые ресурсы, кадровое планирование, методы управление.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы управление трудовыми ресурсами в условиях рынка. Реализация кадровой политики на предприятиях, а также механизмы мотивации труда работников сельского хозяйства.

Key words: management, motivation of the labour, labor facility, trained planning, methods management.

Abstract: Questions management labor resource are considered In article in condition market. The Realization trained politicians on enterprise, as well as mechanisms to motivations of the labour workman agriculture.

В условиях рынка человеческому фактору в управлении трудовыми ресурсами отводится особое место. В соответствии с данными Всемирного банка реальной движущей силой экономического процесса являются трудовые ресурсы, на долю которых в странах с переходной экономикой приходится 64% роста валового национального дохода.

Сфера управления трудовыми ресурсами включает в себя: кадровое планирование; разработка плана потребности в людских ресурсах и создание резерва кандидатов по всем должностям; отбор, оценку и наем персонала; адаптацию и обучение сотрудников организации; управление служебно-профессиональным продвижением персонала организации; стимулирование труда.

Кадровое планирование связано с выполнением таких функций, как анализ кадрового потенциала, мониторинг рынка труда, прогнозирование потребности в сотрудниках, поддержание взаимосвязей с институтами, обеспечивающими предприятие кадрами, и разработка кадровой политики управления персоналом. Анализ кадрового потенциала заключается в определении численности работающих, занятых на выполнении отдельных работ производственного процесса с учетом их оптимальной загрузки. Количественные параметры кадрового потенциала дополняются его качественными характеристиками - оценкой способностей, умений, навыков. В результате анализа делается вывод о необходимости

дополнительного обеспечения или совершенствования использования имеющегося кадрового потенциала.

Мониторинг рынка труда проводится в продолжение полученных результатов анализа с целью определения складывающейся ситуации, связанной со спросом и предложением на трудовые ресурсы по отдельным профессиям.

Следующим этапом кадрового планирования является прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации целей организации. Исходя из наличия и потребности в кадрах, определяется количество дополнительно привлекаемых работников или их избыток. Эта составляющая часть работы по формированию трудовых ресурсов особенно актуальна в условиях реорганизации сельскохозяйственных предприятий. ресурсами формируется кадровая политика организации.

Реализация кадровой политики на предприятии связана с комплексом мер, обеспечивающих комплектование численного состава персонала. Для этого руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов, имеющих наилучшую квалификацию на выполнение фактической работы. Объективное решение о выборе может основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыта предшествующей работы и личных качеств.

В процедуре привлечения персонала используются внешний и внутренний рынки рабочей силы. Внутренний рынок (привлечение работников своего предприятия) предпочтительнее в том смысле, что руководство предприятия располагает более достоверной информацией о кандидате, который к тому же адаптирован к условиям работы данной организации. Если претендент приходит извне (внешний рынок), то преимуществом такого выбора следует считать возможность привнесения на предприятие новых подходов и методов решения проблем.

При отборе кандидатов наиболее широко распространены такие способы, как собеседование, тестирование и испытание. Наем работников осуществляется путем заключения с ними контрактов и соответствующего оформления согласно действующему законодательству.

Адаптация и обучение сотрудников как часть управления трудовыми ресурсами включает в себя ряд взаимосвязанных проблем. Нанятый работник, обладающий определенным опытом и знаниями, не всегда может вписаться в функционирующую организацию. В связи с тем что ожидания работника не всегда совпадают с реальностью,

нужен некоторый период адаптации, предусматривающий вопросы введения его в организацию, разъяснения задач, обязанностей, ответственности и прав. В результате этого человек лучше понимает, что ожидает от него организация, а руководство - стремления и надежды работника. Кроме того, адаптация сотрудника на предприятии выражается в приобретении работником специальных трудовых навыков посредством соблюдения правил, процедур и наставлений со стороны старших по должности либо более опытных коллег.

Обучение, представляющее собой продолжение процесса адаптации, требуется в трех случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию; во-вторых, когда работника назначают на другое рабочее место или ему поручают новую работу; в-третьих, когда установлено, что у сотрудника не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы. Специфические методы обучения весьма разнообразны, причем их нужно приспосабливать к требованиям профессии и организации.

Управление служебно-профессиональным продвижением персонала на предприятии является составным элементом кадровой политики и преимущественно относится к управленческим работникам. Каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового контракта. Продвижение по службе позволяет организации заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. С другой стороны, она помогает сотрудникам удовлетворить их стремления к успеху, достижениям и самовыражению. При принятии решения о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. Перемещение может быть вертикальным и горизонтальным, в процессе которых руководство определяет последовательность различных ступеней (должностей, рабочих мест), потенциально возможных для прохождения сотрудниками.

Стимулирование труда персонала предполагает использование комплекса приемов и способов активного воздействия на кадровый потенциал организации и выступает составной частью управления трудовыми ресурсами. В основу стимулирования труда персонала организации положено целенаправленное использование мотивационных установок сотрудников с целью направления их деятельности в соответствии с задачами, стоящими переду организацией. В этом случае под мотивацией следует понимать

процесс, происходящий внутри человека, который заставляет его вести себя в каждой конкретной ситуации определенным образом. Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники - всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать.

Со времени перехода к рынку наше общество становилось все более сложным. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности работников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

Механизм мотивации труда работников может быть условно представлен в виде четырех составляющих [1-2]:

- мотивация, основанная на повторении, когда работник действует, предполагая, что результаты его работы будут вознаграждены в том объеме, как и ранее;

- этические мотивы - исполнение долга взамен за представленные возможности, услуги и т. п.;

- корпоративные мотивы - солидарность работы членов группы, основанная на взаимоответственности и взаимозаменяемости;

- экономические мотивы - работником правит субъективный материальный интерес.

Мотивация труда включает в себя как материальные, так и нематериальные стимулы, которые могут быть задействованы в каждой конкретной ситуации и дают отдачу лишь при правильном их сочетании. Наиболее значимыми среди них являются [3-4]:

- денежные выплаты в виде заработной платы, авансов, премий;

- продажа работникам продукции предприятия по льготным ценам;

- участие работников в распределении доходов организации;

- представление работникам кредита на строительство жилья;

- стимулирование повышения квалификации персонала путем обучения за счет предприятия;

- обеспечение благоприятных условий труда и отдыха сотрудников;

- изменение содержания работы;

- делегирование ответственности за выполнение и результаты работы, а также полномочий по принятию решений;

- движение по службе и профессиональный рост;

- обсуждение желаемых результатов предстоящей работы с исполнителем и ее важности для организации;

- признание и благодарность за достигнутые результаты;

поддержание обратной связи и проявление интереса к личной

жизни;

- способ управления и организационный климат;

- подбор заданий каждому исполнителю, основная мотивация которого соответствует особенностям выполняемой работы.

Мотивация не всегда остается в неизменном виде. На нее оказывают значительное влияние как ситуация, так и рабочая обстановка в организации. Поэтому следует постоянно совершенствовать подходы по поддержанию мотивации персонала. Основными среди них являются [5-6]:

1) систематическая проверка срока работы персонала в одной должности и горизонтальное перемещение работников по службе (ротация);

2) обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывает влияние до 5-летнего срока);

3) активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм;

4) систематическое улучшение организационной деятельности в форме обучения и стимулирования творческого подхода исполнителей.

Управление трудовыми ресурсами в небольших по размеру фермерских хозяйствах осуществляет, как правило, глава фермы. В крупных сельскохозяйственных организациях оно возлагается на менеджера по кадровым вопросам, в обслуживающих и перерабатывающих предприятиях для этих целей могут создаваться специальные службы. Менеджер по персоналу должен обладать знаниями в области организации и управления трудовыми ресурсами, в частности правовыми, учетно-документационными, педагогическими, психологическими и социальными. На менеджера по управлению персоналом возлагаются следующие функции:

- разработка стратегии управления персоналом;

- разработка кадровой политики и планирование кадровой работы;

- обеспечение кадрами требуемой квалификации и необходимого уровня;

- анализ кадрового потенциала, прогнозирование и определение потребности в персонале;

- поддержание прямых связей со службами занятости;

- планирование, организация и контроль подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров и комплектование организации с учетом перспектив ее развития;

- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;

- планирование служебно-профессионального продвижения персонала;

- участие в разработке организационной структуры, штатного расписания организации и предложений по расстановке специалистов;

- организация учета и движения персонала, изучение причин текучести кадров и разработка мер по ее снижению;

- оформление приема, перевода и увольнения работников;

- участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;

- работа по профориентации;

- организация профессиональной и социально-психологической трудовой адаптации поступивших на работу специалистов;

- организация работы по оценке персонала, формированию резерва, аттестации;

- участие в формировании и воспитании трудового коллектива, диагностика социальных ситуаций;

- участие в управлении социальными и производственными конфликтами и стрессами;

- организация работы с увольняющимися работниками.

Через организаторскую деятельность, т.е. через распределение и объединение задач и компетенций, должно целенаправленно происходить управление отношениями в каждом предприятии. Организация — это средство достижения целей предприятия.

Таким образом, организация - это вторая функция управления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

1) организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место, когда люди объединены совместным трудом;

2) организация-это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура предприятия.

Список литературы

1. Галанина В.М., Папоян К.А. Организационный конфликт и методы его разрешения // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 27.

2. Науменко Т.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации в экономическом пространстве современного общества // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 444-449.

3. Дудаева З.С. Современная динамика демографической структуры населения СКФО // В сборнике: Миграционные процессы в России: проблемы адаптации и интеграции мигрантов. Сборник материалов Всероссийской научно-практической видеоконференции и расширенного заседания Общественно-консультативных советов при УФМС России по Ставропольскому краю, Республике Северной Осетии-Алании и Кабардино-Балкарской Республике. ФГАОУ ВПО «Северо-кавказский федеральный университет». 2014. С. 39-43.

4. Сапрыкина М.В., Папоян К.А. Управление поведением персонала в организации // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 46.

5. Груздева О.А. История экономики и экономических учений. -Москва, 2004. - 145 с.

6. Naumenko T.V., Grinyuk A.I. The influence of culture and intercultural communication on economics // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 311-314.

Соколова С.А., Дмитриева М.С.

ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАДРОВОГО РАЗВИТИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Волгоградский государственный технический университет

Ключевые слова: кадры, стратегия, образование; развитие, технологии.

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы кадрового потенциала промышленного производства. На основе имеющихся государственных инициатив и реализации их в других регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.