Научная статья на тему 'Управление траекторией движения автомобиля с использованием алгоритма последовательной оптимизации'

Управление траекторией движения автомобиля с использованием алгоритма последовательной оптимизации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / CAR / ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / OPTIMIZATION OF MANAGEMENT / ДИНАМИКА / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кабанов Дмитрий Сергеевич, Крашенинников Борис Александрович

Рассмотрена задача оптимального управления траекторией движения автомобиля в горизонтальной плоскости. Решение сформировано с использованием алгоритма последовательной оптимизации по иерархии целевых функционалов. Представлены результаты численного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF COURSE MOVEMENTS OF A CAR USING AN ALGORITHM OF SEQUENTIAL OPTIMIZATION

We consider the optimal control of the trajectory of a car movement in a horizontal plane. The solution is formed using the algorithm of sequential optimization with the target functional hierarchy. The first functional describes the requirements regarding the angle of the trajectory deflection, while the second one regarding the linear coordinates of the center of mass of the car at the final moment. Moreover, the second functional includes the penalty function characterizing the forbidden areas of traffic defined by the dynamics of the other moving vehicles. We present the numerical modeling results showing that the algorithm of sequential optimization allows solving the problem increasing the traffic safety by avoiding the collisions with the other moving car.

Текст научной работы на тему «Управление траекторией движения автомобиля с использованием алгоритма последовательной оптимизации»

ПРИБОРЫ И СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 62-50

Д. С. Кабанов, Б. А. Крашенинников

УПРАВЛЕНИЕ ТРАЕКТОРИЕЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Рассмотрена задача оптимального управления траекторией движения автомобиля в горизонтальной плоскости. Решение сформировано с использованием алгоритма последовательной оптимизации по иерархии целевых функционалов. Представлены результаты численного моделирования.

Ключевые слова: автомобиль, оптимизация управления, динамика.

Разработка алгоритмов управления динамикой автомобиля в процессе движения является важной научно-технической задачей, направленной на повышение безопасности. Ввиду сложности вычислений применить классические целевые функционалы в данном случае затруднительно. Использование критерия А. А. Красовского приводит к компромиссному результату по терминальным показателям точности [1]. При необходимости повышения требований к углу поворота траектории в конечный момент времени целесообразно использовать алгоритм последовательной оптимизации по иерархии критериев качества [2—4], который можно рассматривать как управление по критерию А. А. Красовского с заданным ограничением терминального типа.

Динамика автомобиля может быть описана следующей системой уравнений [5, 6]:

ку + ку

у =—У1-у2.у -

У У

ту

(

у +

кУ а - кУ Ь ^

у1 у2

V

ту

ю2 + ^ 0,

у

ку

т кУ

л

ю з = -

ку а - ку Ь ку а2 + ку Ь2

-^ уу-^ + _2! 0,

таЬу таЬу тЬ

у = уу + УхУ, V = О - ухкг ,

х = У„

0 = и0

гг = щ,

у. = и

>

(1)

кг =

( х'2 + у' 2)( х"2 + у"2) - (х'х" + у'у" )2

(х'2 + у,2)3

у =

у - уо .

М '

у =

у2 - 2 у + уо

(М )2

У

и у

про-

где ух и Уу — продольная и боковая составляющие скорости, у = ух + Уу\ дольная и боковая дальность; ю 2 — проекция абсолютной угловой скорости на вертикальную

22 Д. С. Кабанов, Б. А. Крашенинников

ось (угловая скорость рыскания); m — масса автомобиля; у — угол поворота, a и Ь — расстояние от центра тяжести до переднего и заднего мостов; ку^ и ку2 — коэффициенты сопротивления уводу шин передней и задней осей; кг — кривизна средней линии траектории, 0 — угол поворота передних колес; и0 — управление углом поворота колес; щ — управление интервалом оптимизации, иу — управление скоростью; '/ — момент окончания процесса оптимизации.

В соответствии с алгоритмом последовательной оптимизации рассмотрим иерархию из двух целевых функционалов (критериев качества) в виде

/1 = / - Vg)2,

/2 = (X, '/) +| Q(xх,')Л + 21 (иТк 2и + и0)к 2и0) Ж,

'о 'о

^ = 1 Р1(Х/ - ^)2 + 2Р2(У/ - У^)2,

и = ((,Щ,иу )Т , k2 = {кI,kt2,к^), б = Об =

-2АТРА, |Ах| < 4 и |Ау| < 1, 0, иначе,

А = (Ах, Ду)Т, в = ё1ав (Р1, Р2). Здесь хё, у^ — заданное значение переменных х, у в момент времени '/; X/ = х('/),

У/ = У ('/ ); Ах = х - хс, Ау = у - ус , хс, ус — координаты центра масс другого автомобиля; 222

к0 , к' , ку , Р1, Р2 — заданные коэффициенты; Об — штрафная функция с заданными параметрами Р1 и Р2, соответствующими штрафуемым координатам х и у (при попадании координат автомобиля х и у в запретную область движения: хс ± 4 , ус ± 1) и характеризующими строгость границ запретной зоны движения в виде прямоугольника, определяемой движением другого автомобиля.

В качестве управления рассматривается сумма значений управлений углом поворота передних колес щ и и2, минимизирующих критерии /1 и /2 соответственно и0 = и1 + и2, а также управления величиной интервала оптимизации и продольной составляющей скоро-

сти Ух.

Гамильтониан задачи имеет вид

н = руУу + рюсо г + руу + р^у + Рхх + р0 щ + рщ + рщ + б + 2 {Л -2 и + иТк-2 ио).

Согласно алгоритму последовательной оптимизации [2], управление формируется в виде

0 - 01 7 2 и1 = —— , и2 =-к0 Р0 , А'

Щ =-к'Р' , Р' = -Нт (х, Р,'/ ); Нт = Н\

иу = -К ру,

и=и0=0 :

Управление траекторией движения автомобиля

23

где для вычисления и1 используется итерационная процедура подстройки свободного параметра 0 прогнозирующей модели (системы (1) при 0 = 0, /у = 0, Ух = 0) из условия минимума критерия ¡1.

Необходимые для вычисления управлений сопряженные переменные определялись из решения уравнений подстроенной таким образом прогнозирующей модели и уравнений

Pv =

dH dvy

+Pa

P ю =

= Pv

К + кУ2 v - vy (vy/v)

+ Ю,

m

y v

ky a - ky b

yl y2 ,

mv

kyia - кУ2bv-()

mab

dH

д~ = Pvy da z y

- ю.

2 2 ky a + kyb vy

y1 y2 y

mab

Py ,

v +

P y =

dH

dy

dOsL

dy

ky a - ky b ^

yi_y2_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

mv

dH

+ Pe

ky a2 + ky b2

y1 y2

mabv

Pw PyVx' Px

dH dx

Pw dx

dH ky1

Pe = = - Pvy —

d0 y m

yi mb

P = H = -

vx dvx Pvy

ky + ky v ky a - kyb -yL v v + ю A —y-v )

3 xy UJz\ 3 x/

mv v mv

ky a ky b tvy,

^-yL.v v +-y

3 VxVy^

mabv

x y

W

ky a1 + ky b2

mabv

3

"vx ю z

- Py W + PyK~ P.

Py(tf ) = Р2(У/ -yg)> Px(tf ) = P1(xf-xg)• Расчеты выполнены для следующих параметров pi = 0,01; Р2 = 0,8; kQ = 0,0001; Qs = 0; kl = 0,003; k2 = 0,1; tf (t0) = 15c; vx (t0) = 16,7 м/c; xc (t0) = 65 м ; xcc (t) = 11,13 м/с = = const; yc (t) = 2 м = const; xg = 250 м; yg = 1 м . При значениях в1 = 1, в2 = 0 первый автомобиль производит маневр, пропуская вперед себя второй автомобиль (y(tg ) = 1,002 м ). При

этом скорость первого автомобиля снижается до 14,26 м/с.

При задании начального значения координаты второго автомобиля xG (t0) = 45 м при тех же параметрах и наличии функции штрафа с коэффициентами в1 = 1, в 2 = 6 происходит

объезд запретной зоны путем маневра с увеличением скорости первого автомобиля.

Исследование показало, что использование алгоритма последовательной оптимизации позволяет решить задачу объезда препятствия в виде другого движущегося автомобиля, что повышает безопасность движения.

список литературы

1. Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А. А. Красовского. М.: Наука, 1987.

2. Кабанов С. А. Управление системами на прогнозирующих моделях. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.

3. Кабанов С. А., Крашенинников Б. А., Якушев Б. Э. Оптимальное управление траекторией движения автомобиля с самоорганизацией модели // Мат. Всерос. науч.-технич. конф. „Моделирование и обработка информации в технических системах". Рыбинск: РГТА, 2004. С. 72—75.

24

Д. С. Кабанов, Б. А. Крашенинников

4. Кабанов Д. С., Крашенинников Б. А. Оптимальное управление траекторией движения автомобиля с объездом препятствий // Тез. докл. 10-й междунар. конф. „Системный анализ, управление и навигация". М.: Изд-во МАИ, 2005. С. 53.

5. Динамика системы „дорога—шина—автомобиль—водитель" / Под ред. А. А. Хачатурова. М.: Машиностроение, 1976.

6. Литвинов Л. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 1980. Дмитрий Сергеевич Кабанов

Борис Александрович Крашенинников —

Рекомендована кафедрой системы обработки информации и управления

Сведения об авторах Московский авиационный институт (государственный технический университет) E-mail: kabanov@sk11424.spb.edu

Балтийский государственный технический университет „Воен-мех" им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург, E-mail: kabanov@sk11424.spb.edu

Поступила в редакцию 07.12.07 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.