Научная статья на тему 'Управление территориально распределенными предприятиями'

Управление территориально распределенными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1263
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGEMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISES / INFORMATION GOVERNANCE / SPATIAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савиных Виктор Петрович, Булгаков Сергей Владимирович

В статье рассмотрены особенности современного управления территориально распределенными предприятиями. Показано, что современное управление предприятиями перешло от статической модели управления к адаптивной динамической модели управления. Показано, что основой динамического управления являются бизнес процессы. Показано, что в качестве обобщенной модели предприятия и его связей с поставщиками и потребителями целесообразно ввести модель бизнес системы. Дается сходство и различие в управлении локализованными и распределенными предприятиями. Показано, что коммуникационные функции управления в распределенных бизнес системах выполняют корпоративные и глобальные сети. Показано что функции информационного обеспечения в распределенных бизнес системах выполняют геоинформационные системы и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management geographically distributed enterprises

The peculiarities of modern management territorial distribution enterprises. It is shown that the modern enterprise management moved from static model to control adaptive dynamic management model. It is shown that the basis for dynamic control are business processes. It is shown that as a generalized model of the enterprise and its relations with suppliers and customers is advisable to introduce a model of business system. Given the similarities and differences in the management of localized and distributed enterprises. It is shown that the communication functions of management in distributed business systems operate corporate and global networks. Shown that the functions of information management in distributed business systems operate geographic information systems and technology.

Текст научной работы на тему «Управление территориально распределенными предприятиями»

УДК 332.1

В.П.Савиных, С.В.Булгаков

Управление территориально распределенными предприятиями

В статье рассмотрены особенности современного управления территориально распределенными предприятиями. Показано, что современное управление предприятиями перешло от статической модели управления к адаптивной динамической модели управления. Показано, что основой динамического управления являются бизнес процессы. Показано, что в качестве обобщенной модели предприятия и его связей с поставщиками и потребителями целесообразно ввести модель бизнес системы. Дается сходство и различие в управлении локализованными и распределенными предприятиями. Показано, что коммуникационные функции управления в распределенных бизнес системах выполняют корпоративные и глобальные сети. Показано что функции информационного обеспечения в распределенных бизнес системах выполняют геоинформационные системы и технологии.

Ключевые слова: управление; промышленные предприятия; информационное управление, пространственная информация, территориально распределенные организации.

V.P.Savinykh, S.V.Bulgakov

Management geographically distributed enterprises

The peculiarities of modern management territorial distribution enterprises. It is shown that the modern enterprise management moved from static model to control adaptive dynamic management model. It is shown that the basis for dynamic control are business processes. It is shown that as a generalized model of the enterprise and its relations with suppliers and customers is advisable to introduce a model of business system. Given the similarities and differences in the management of localized and distributed enterprises. It is shown that the communication functions of management in distributed business systems operate corporate and global networks. Shown that the functions of information management in distributed business systems operate geographic information systems and technology.

Keywords: management, industrial enterprises, geographically distributed organizations.

information governance, spatial information,

)ри управлении любой системой используют различные по конкретике модели, но близкие по классу. В настоящее время для управления и поддержки принятия решений применяют информационные модели и информационное моделирование [1]. Это повышает важность и актуальность выбора управленческих моделей. Управление является эффективным, если существует структурное соответствие между моделью управления и управляемым объектом [2].

Длительное время в основе управления социально экономическими системами использовались модели функциональных систем. В большой степени этому способствовало увлечение общей теорией систем (ОТС), в частности работами Месаровича, Такахара, Уемова и других [3]. Этот подход в управлении можно обозначить как функциональный.

Недостаток системного подхода заключается в его общности. Сложная система строится на основе обобщенной модели, исключающей частности. Это приводит к не-

возможности на такой основе проводить моделирование реальных прикладных систем, имеющих существенные отличия от обобщенной модели сложной системы. Тем не менее, на его основе была создана теория иерархических систем, широко применяемых в управлении, и методы построения функциональных систем.

Принципы ОТС довольно долго использовались как доминирующие при управлении локализованными, то есть концентрированными в некой географической точке пространства системами. Объектом управления в таких системах были подсистемы, функции подсистем в первую очередь и во вторую связи и потоки между ними. Если объект управления имел иерархическую структуру, системный иерархический подход давал приемлемые результаты [4]. Если структура объекта управления была иной, то резко возрастала сложность управления. Применение иерархической модели управления к предприятию, имеющему сетевую структуру дает порой существенно неверные управленческие решения.

<^№/

Как альтернатива функциональному подходу стал применяться подход, основанный на управлении потоками. Среди различных школ управления [5] существует подход, в основе которого в качестве доминирующего используется анализ процессов, происходящих внутри социально экономической системы. Управление системой в этом случае основано на оптимизации этих процессов.

Еще один подход в управлении, также не принимает во внимание структуру. Это подход «по результату». Обычно он используется в отрасли для сравнительной оценки деятельности разных организаций, структура которых существенно различается или может быть одинаковой.

В этом случае используют методы теории предпочтений [6] или методы коррелятивного анализа [7, 8]. Особенность этих методов том, что они работают с нечеткой информацией. В частности, в математике и логике одно из обязательных условий - правило транзитивности или «правило переноса свойств». В реальной практике эти правила нарушаются из-за неопределенности информации или отсутствия строгой иерархии между сравниваемыми объектами управления

Все это в итоге привело к понятиям структурного и бесструктурного управления [9]. Различие между этими видами управления в том, что при структурном управлении управ-

ленческие потоки, как правило, идут сверху вниз при наличии иерархии. В бесструктурном управлении при наличии сетевой модели или достаточного количества цепочек обратной связи возникает эффект самоорганизации, который решает управленческие задачи [10].

Совокупность структурных единиц хозяйствующего субъекта, их функций, потоков между ними, процессов, технологий и др. может быть рассмотрена как единая система. Такую систему называют бизнес системой или системой бизнеса (СБ). Этой системой бизнеса может быть предприятие, научное или учебное заведение, корпорация, частная фирма и т.д.

В современных условиях новой экономики, качественных изменений в формах и методах управления системой бизнеса можно достичь путем использования информационных систем и информационных технологий [1, 11]. К числу инструментов управления территориально-распределенными предприятиями относятся ГИС и геоинформационные технологии [12]. Преимущество геоинформа-ционных технологий состоит в возможности интеграции различных данных и получения комплексных управленческих решений на этой основе.

Между системой бизнеса и ее частями существуют определенные взаимосвязи. В

Интересы потребителей

Система бизнеса

Цель

Ресурсы

Издержки,

расход

ресурсов

Информационная система

Продукция

Выручка

Рынок

конкуренты

Рис. 1. Система бизнеса

частности, информационная система обеспечивает постоянную связь между процессами хозяйственной деятельности и управлением. Совершенствование управления и повышение его эффективности начинается с модернизации информационных систем. Поэтому повышение эффективности работы системы бизнеса предполагает совершенствование управления информационной системы.

На функционирование любого экономического объекта непосредственно оказывают воздействие множество различных событий, происходящих как в пределах самого объекта, так и за его пределами (рис.1). Изменения в состоянии объекта отражаются в информационной системе, которая призвана обеспечить сбор данных, их обработку и предоставление результатов для принятия управленческих решений.

Возрастающая информационная нагрузка на ЛПР приводит к росту ошибок, обусловленных человеческим фактором [13]. Одной из основных функций информационной системы, входящей в систему бизнеса, является снижение информационной нагрузки на ЛПР, преодоление информационных барьеров, повышение оперативности анализа информации, максимально возможный учет всех существенных факторов внешней среды, влияющих на производство продукции или услуг. В настоящее время существенное снижение нагрузки или преодоление информационных барьеров на управленца достигается использованием визуальных моделей и моделирования [14].

Процесс создания информационных продуктов связан с потреблением системой бизнеса и информационной системой (ИС) различных материальных и нематериальных ресурсов.

Для получения ресурсов СБ вступает в отношения с объектами и субъектами внешней среды. Приведенная на рис.1 схема характеризует локализованное предприятие. Особенность таких предприятий в том, что в них не учитывается пространственная информация и пространственные отношения [15]. Эти параметры как факторы управления игнорируются.

Суть взаимоотношений с внешней средой состоит в обмене капиталом. Каждая СБ на макроскопическом уровне ассоциируется с определенным количеством капитала. В исходном состоянии капитал инвестора или владельца передается СБ, определяя ее стартовые возможности. Внутри системы возможны переходы одного вида капитала в другой его вид, например, в интеллектуальный капитал. Изменение количества капитала в системе может произойти только в результате его прибыли или убыли во внешнюю среду. Управле-

ние фактически представляет собой управление количеством капитала в СБ с целью его максимизации. Анализ механизмов создания стоимости в СБ показывает, что стоимость создается и в бизнес-процессах как в функциональных подразделениях, так и между ними.

Для создания продукции, например, информационных продуктов или новых информационных ресурсов СБ потребляет ресурсы - сырье и материалы, компоненты производства и технологические механизмы, оплачивает наемный труд. Приобретение ресурсов и механизмов не приводит к изменению размера капитала - изменяется только его форма. Таким образом, деятельность системы связана с постоянным обменом одной формы капитала на другие. Выраженный через универсальный измеритель - деньги - этот обмен образует потоки капитала.

В системе бизнеса и в ИС существуют постоянные издержки, связанные с постоянным во времени и не зависящим от количества произведенной ценности оттоком капитала. Создав информационный продукт (ценность) и передав ее потребителю, система теряет капитал на величину затрат. Потребитель, передав в систему бизнеса стоимость информационного продукта, должен как минимум восстановить количество капитала, которое находилось в системе до момента его создания. Таким образом, источником роста капитала является цена информационного продукта, превосходящая затраты на его создание.

Основной целью системы бизнеса является создание стоимости (богатства) для его владельцев. Методы управления используются для достижения этой цели. Для ее получения используются ресурсы внутренней среды СБ.

Все многообразие внутренней среды можно свести к следующим компонентам: проектирование; производство; маркетинг; НИОКР; финансовое управление; общее управление. Такое деление носит обобщенный характер и конкретизируется в реальной производственной и организационной структурах. Получение системой ожидаемых результатов деятельности связано с многими факторами, одними из которых являются функции изменения формы капитала внутри системы. Реализацию функций изменения капитала осуществляют бизнес-процессы. Их анализ и воздействие на них дает возможность оптимизировать работу системы бизнеса и входящей в нее информационной системы.

Такой подход дает основание использовать механизм управления бизнес процессами как инструмент управления системой бизнеса. Данный подход, в отличие от функциональной статической модели системы бизнеса, основан на адаптивной динамической модели.

<^№/

Для того, чтобы бизнес-процессы можно было использовать как инструмент управления, необходимо построить их модели и организовать согласованную, а затем оптимизированную модель совокупности бизнес процессов в соответствии с заданными критериями оптимальности.

Бизнес-процессы направлены на саморазвитие и сохранение системы. Каждый из них может приобретать различные масштабы по объему работ от отдельных работ до корпоративных процессов. Каждый из них может приобретать различные масштабы по сфере действия. Если масштабы действия имеют место и связаны с разными территориями, то необходимо строить БС по распределенной модели.

Моделирование можно выполнять с применением различных подходов. Одним из аспектов является информационный [1]. Основная цель информационного моделирования состоит в построении непротиворечивой, динамической информационной модели системы бизнеса.

Критерием оптимальности модели системы бизнеса является выявление механизма для создания прибавочной стоимости, которая удовлетворяет платежеспособной потребности системы.

В результате моделирования выделяются структура системы, процессы в ее частях и между частями системы. Процесс моделирования заключается в построении модели, включающей взаимосвязи, отражающие реально существующие в СБ потоки работ. Эффективность такой модели определяется при анализе ее параметров, характеризующих выполнение совокупности процессов в динамике, и сравнении полученных показателей с затратами, необходимыми для реализации процессов.

Эффективность функционирования отдельной части (подсистемы) не может быть оценена показателями и параметрами модели этой подсистемы [16]. Возможны случаи, когда показатель эффективности отдельной подсистемы вступает в противоречие с показателями всей системы в целом. Комплексный анализ исключает такую ситуацию. В этом состоит преимущество геоинформационных систем и технологий, которые в отличие от всех остальных информационных систем такого же класса, дают возможность комплексного анализа данных в единой интегрированной среде.

Остановимся на сходстве и различиях локализованного и территориально-распределенного управления предприятиями или бизнес-системами. Общее состоит в том, что при управлении локализованными и территориально-распределенными системами при-

ходится одновременно решать три типа задач управления: управление капиталом; управление объектами СБ; управление бизнес-процессами (работами).

Различие состоит в структуре, условиях функционирования, контроле и управлении. Термин "локализованная" означает, что данная система находится на сравнительно небольшой территории (город, небольшой регион) с однородными условиями внешней среды для всех ее подразделений и с возможностью организации ее контроля и управления по единым каналам.

С позиций информационного управления и информационного моделирования это означает примерную однородность информационных потоков, однородность условий в которых находятся части объекта управления и однородность ресурсов, включая цены на них. Такая однородность упрощает расчеты и анализ. Не играет роли, какая часть объекта управления анализируется, если потоки, ресурсы и условия примерно одинаковы.

В локализованной системе осуществляется использование ресурсов и контроль в единой среде без учета пространственных факторов и отношений. Учет пространственных факторов и отношений необходим тогда, когда появляется неоднородность в экономических факторах, связанных с анализом и управлением.

Территориально-распределенная система бизнеса (предприятие, холдинг, корпорация) (рис.2) включает различные компоненты, региональные внешние среды которых могут существенно различаться. В этих средах могут различаться состав и объем используемых ресурсов, масштаб производства и стоимость одинаковых ресурсов.

Структура простой территориально-распределенной системы бизнеса соответствует иерархическому дереву, ветвями которого являются локальные матрицы региональных кампаний. В иерархической модели, как известно, цепей обратных связей нет. Автоматизированное управление в таких системах возможно лишь на уровне региональных частей системы. В такой системе противоречия между отдельными региональными частями обостряются.

Структура сложной территориально-распределенной системы бизнеса соответствует сетевой модели, в которой при наличии замкнутых контуров, возможны возникновения «паразитических» потоков или «резонансных» эффектов, препятствующих управлению.

Следовательно, необходим дополнительный механизм для регулирования таких территориально распределенных систем бизнеса. Этот механизм должен учитывать

различие в условиях функционирования ре- сранственной экономики. Пространственная

гиональных компаний внутри общей систе- экономика основана на использовании гео-

мы бизнеса. Он должен адаптировать раз- информационных систем и геоинформаци-

личия воздействий внешних региональных онных технологий [17].

сред на СБ в целом. Для решения задач применения простран-

Таким механизмом является единая ин- ственной информации как фактора управле-

формационная среда предприятия, основан- ния в России по примеру других стран (их

ная на корпоративных или глобальных сетях. число на 2006 год равнялось 124) создается

При этом корпоративные сети имеют боль- инфраструктура пространственных данных

ший масштаб и большую неоднородность, [18]. В управленческом аспекте это ресурс и

чем при локальном управлении. Это создает необходимый компонент управления терри-

дополнительные трудности при реализации ториально-распределенными организациями.

сетевой системы управления распределен- Таким образом, при территориальном

ным предприятием. распределении ресурсов или производства,

Однако сети решают только проблему при управлении территориально-распре-

коммуникации и реализуют коммуникацион- деленными предприятиями обязательным

ную функцию управления. Пространствен- компонентом управления наряду с информа-

ные факторы при управлении можно учесть ционными ресурсами должны быть геоин-

только при использовании методов прот- формационные ресурсы [19].

ЛИТЕРАТУРА

1. Цветков В.Я. Информационное управление. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany 2012 - 201 с.

2. Тихонов А.Н., Иванников А,Д., Соловьёв И.В., Цветков В.Я., Кудж С.А. Концепция сетецентрического управления сложной организационно-технической системой - М.: МаксПресс, 2010. - 136 с.

3. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. - М.: Мир, 1973.

4. Цветков В. Я., Омельченко А. С. Инновация и инновационный процесс как сложная система // Качество, инновации, образование. - 2006. - №2. - C.11-14.

5. Васютинский И.Ю., Цветков В.Я., Шингарева К.Б., Болотин В.В., Пусенков В.Б., Кожевников Д.И. Тенденции развития основных школ управления // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - №1. - C.90-95.

6. Романов И.А. Применение теории предпочтений при анализе инновационных проектов // Перспективы науки и образования. - 2013. - №6. - C. 210-214.

7. Цветков В.Я., Оболяева Н.М. Использование коррелятивного подхода для управления персоналом учебного заведения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - №8 (50). - C.4-9.

8. Кудж С.А. Коррелятивный анализ как метод познания // Перспективы науки и образования. - 2013. - №5. -C.9-13.

9. Соловьёв И.В. Сложная организационно-техническая система как инструмент ис-следования искусственных антропогенных систем // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - №1. - C.5-23.

10. Кудж С.А., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Сетецентрическое управление. - М.: Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики МГТУ МИРЭА, 2013. - 122 с.

11. V. Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2166-2170.

12. Иванников А.Д., Кулагин В.П., Тихонов А.Н. . Цветков В.Я. Прикладная геоин-форматика. - М.: МаксПресс, 2005. - 360 с.

13. Поляков А.А., Цветков В.Я. Информационные технологии в управлении. - М.: МГУ факультет государственного управления, 2007. - 138 с.

14. Цветков В.Я Маркелов В.М., Романов И.А. Преодоление информационных барьеров // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 11. - С. 4-7.

15. Цветков В.Я. Пространственные отношения в геоинформатике// Международный научно-технический и производственный журнал «Науки о Земле». Выпуск 01-2012. - C.59-61.

16. Кудж С.А. Принципы сетецентрического управления в информационной экономике // Государственный советник. - 2013. - №4. - C.30-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. S. A. Kudza Geoinformation Analysis // European Researcher, 2013, Vol.(60), № 10-1, p.2358-2365.

18. Савиных В.П., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных на основе развития картографо-геодезического фонда Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2011. - №5. - C.85-91.

19. Маркелов В.М. Пространственная информация как фактор управления // Государственный советник. - 2013.

- №4. - C.34-38.

REFERENCES

1. Tsvetkov V.Ia. Informatsionnoe upravlenie [Information management]. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany 2012. 201 p.

3.

4.

S.

6.

7.

9.

10.

2. Tikhonov A.N., Ivannikov A,D., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia., Kudzh S.A. Kontseptsiia setetsentricheskogo upravleniia slozhnoi organizatsionno-tekhnicheskoi sistemoi [Concept of network-centric management of complex technical-organizational system]. Moscow, MaksPress, 2010. 136 p.

Mesarovich M., Mako D., Takakhara I. Teoriia ierarkhicheskikh mnogourovnevykh sistem [Theory of hierarchical multilevel systems]. Moscow, Mir, 1973.

Tsvetkov V.Ia., Omel'chenko A.S. Innovation and the innovation process as a complex system. Kachestvo, innovatsii, obrazovanie - Quality, innovation, education, 2006, no.2, pp.11-14 (in Russian).

Vasiutinskii I.Iu., Tsvetkov V.Ia., Shingareva K.B., Bolotin V.V., Pusenkov V.B., Kozhevnikov D.I. Trends in the development of basic schools of management. Geodeziia i aerofotos'emka - Geodesy and air photography, 2012, no.1, pp.90-95 (in Russian).

Romanov I.A. Applying the theory of preferences in the analysis of innovative projects. Perspektivy nauki i obrazovaniia

- Perspectives of science and education, 2013, no.6, pp. 210-214 (in Russian).

Tsvetkov V.Ia., Oboliaeva N.M. Using correlative approach to personnel management educational institutions. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2011, no.8 (50), pp.4-9 (in Russian).

Kudzh S.A. Correlative analysis as a method of cognition. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.9-13 (in Russian).

Solov'ev I.V. Complex technical-organizational system as an instrument of research of artificial human systems. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2014, no.1, pp.5-23 (in Russian).

Kudzh S.A., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia. Setetsentricheskoe upravlenie [Centralized network management]. Moscow, MGTU MIREA, 2013. 122 p.

11. Tsvetkov V.Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool. European Researcher, 2012, Vol.(36), no.12-1, pp.2166-2170 (in Russian).

12. Ivannikov A.D., Kulagin V.P., Tikhonov A.N., Tsvetkov V.Ia. Prikladnaia geoinformatika [Applied geoinformatics]. Moscow, MaksPress, 2005. 360 p.

13. Poliakov A.A., Tsvetkov V.Ia. Informatsionnye tekhnologii v upravlenii [Information technologies in management]. Moscow, MGU, 2007. 138 p.

14. Tsvetkov V.Ia Markelov V.M., Romanov I.A. Overcoming informational barriers. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie

- Distance and virtual learning, 2012, no.11, pp. 4-7.

15. Tsvetkov V.Ia. Spatial relations in the Geoinformatics. Mezhdunarodnyi nauchno-tekhnicheskii i proizvodstvennyi zhurnal «Nauki o Zemle» - International scientific-technical and production journal "Earth Science", 2012, no.1, pp.59-61 (in Russian).

16. Kudzh S.A. Principles of network-centric management in the information economy. Gosudarstvennyi sovetnik - State counsellor, 2013, no.4, pp.30-33 (in Russian).

17. Kudza S. A. Geoinformation Analysis. European Researcher, 2013, Vol.(60), no.10-1, pp.2358-2365 (in Russian).

18. Savinykh V.P, Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia. Development of a national spatial data infrastructure through the development of cartographic-geodetic Fund of the Russian Federation. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Geodeziia i aerofotos"emka - News of higher schools. Geodesy and air photography, 2011, no.5, pp.85-91 (in Russian).

19. Markelov V.M. Spatial information as a factor of governance. Gosudarstvennyi sovetnik - State counsellor, 2013, no.4, pp.34-38 (in Russian).

Информация об авторах: Савиных Виктор Петрович

(Россия, Москва)

Профессор, доктор технических наук Президент Московского государственного университета геодезии и картографии

Information about the authors:

Savinykh Viktor Petrovich

(Russia, Moscow)

Professor, Doctor of Technical Sciences President of the Moscow State University of Geodesy and Cartography

Булгаков Сергей Владимирович

(Россия, Москва)

Доцент, кандидат технических наук Заместитель начальника НИЧ МГТУ МИРЭА E-mail: cvj2@mail.ru

Bulgakov Sergei Vladimirovich

(Russia, Moscow)

Associated Professor, PhD in Technical Sciences Deputy Director of Department MIREA E-mail: cvj2@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.