Научная статья на тему 'Информационное управление в промышленной организации'

Информационное управление в промышленной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ECONOMICS / INDUSTRIAL ENTERPRISE / INFORMATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнаков Александр Николаевич

В статье рассмотрены вопросы информационного управления промышленной организации. Определены особенности информационного управления. Показано отличие информационного управления от применения информационных технологий в управлении от известных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information management in the industrial organization

The article discusses the information management of industrial organization. The features of information management. Illustrates the difference between information management from the application of information technology in management differ from the known

Текст научной работы на тему «Информационное управление в промышленной организации»

УДК 336.714

А. Н. Корнаков

Ынформационное управление в промышленной организации

3 статье рассмотрены вопросы информационного управления, промышленной организации. Определены особенности информационного управления. Доказано отличие информационного управления от применения информационных технологий в управлении от известных

Ключевые слова: управление, экономика, промышленное предприятие, информационное управление

А. N. Когпакоу

information management in the industrial organization

Xhe articCe discusses the information management of industrial, organization. X^e features of information management. ^CCustrates the difference between information management from the application of information technology in management differ from the known

Keywords: management,economics,industriaC enterprise information management

нформационное управление [1] следует отличать от применения информационных технологий в управлении [2, 3]. Информационные технологии управления являются средством поддержки управления, которое организовано в рамках традиционного управления. Информационное управление осуществляется на принципиально иной основе. В частности оно требует предварительного создания информационного пространства [4, 5], которое служит основой поддержки управленческих решений и создает для него новую среду.

Информационные технологии управления

опираются в основном на технологические решения, а информационное управление опирается на логические методы [6] и на методы извлечения знаний [7, 8] для решения управленческих задач.

Информационные технологии управления

используют в основном иерархические структуры управления, а информационное управление использует иерархические, сетевые и сетецентрические методы управления [9, 10].

Информационные технологии управления

используют информационные модели [11] как самостоятельные элементы управления, а информационное управление использует в качестве элементов информационные единицы [12]. При информационном управлении на основе информационных единиц конструируют информационные модели, информационные сообще-

ния, информационные взаимодействия [13] и информационные ситуации [14].

При информационном управлении пространственная информация используется как специфический ресурс управления. Это требует дополнительных решений по организации специальных систем хранения для такого ресурса [15]. За рубежом и в России такие системы хранения получили название "инфраструктура пространственных данных”. С одной стороны это является формальным недостатком, так как требует дополнительных затрат. С другой стороны, как показывает зарубежный опыт, создание таких систем окупается и приносит существенные выгоды в рамках государственного управления и для предпринимательских целей.

Рассматривая детали информационного управления, следует отметить эффективность применения оппозиционных переменных [16] при решении управленческих задач, а также применения коррелятивных методов [17] при анализе различных управляемых и управленческих параметров.

Наконец, последнее различие между информационным управлением и информационными технологиями в управлении состоит в концепции. Концепцию информационных технологий в управлении определяют организационные отношения на предприятии. Концепцию информационного управления определяют отношения между информационным субъектом и объектом [18].

Однако информационные технологии в управлении и информационное управление отражают применение и развитие информационного подхода в управлении [19].

Основу информационного управления и его реализацию на практике составляют процессы информационного управления. Рассмотрим их особенности.

Процесс управления в промышленной организации всегда инициируется руководством - группой лиц, принимающих решение. Обобщенно в теории управления такую группу называют ЛПР, то есть лицо принимающее решение, независимо от того сколько человек в данной группе. ЛПР формирует цель и реализует процесс управления, определяя действия системы управления. Такой подход обусловлен тем, что ЛПР обладает высокой адаптивностью к изменению внешних условий и тем самым обеспечивает высокую

устойчивость и надежность объекта управления.

Таким образом, первой особенностью процесса информационного управления состоит в наличии цели. Наличие цели или группы целей приводит к тому, что процесс управления в промышленной организации всегда является целенаправленным.

Второй особенностью процессов информационного управления в промышленной организации является цикличность. Это обусловлено временными параметрами, такими как плановые показатели и контрольные показатели, которые всегда привязаны к определенным периодам времени.

Из этого следует, что реальная цель должна разбиваться на подцели, которые связаны с циклами управления. Цикл управления заканчивается с достижением поставленной подцели. Модель цикла управления представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель цикла управления

Цикл управления промышленной организации требует предварительного формирования временных характеристик (параметров) процесса управления. Из этих требований вытекает, что время цикла управления не должно превышать времени, необходимого для достижения цели или решения задачи, либо времени, необходимого для адекватного ответа системы на внешнее (внутреннее) воздействие. Это называют временем согласования [1]. Кроме того время управляющего воздействия и отклика на реакцию этого воздействия не должно превышать время существенного изменения состояния объекта управления.

Можно выделить шести этапов (рис.1) цикла управления. Каждый из них характеризуется

своей спецификой. Поэтому на каждом этапе реализуются специфические информационные процессы, которые в совокупности образуют процессы информационного управления промышленной организации.

Для характеристики специфичности этих отдельных процессов управления наряду с употреблением названий циклов управления применяют термины, раскрывающие действия на этих этапах, а именно: процесс оценки обстановки, процесс выработки замысла, процесс принятия решения, процесс планирования, процесс выдачи распоряжений, процесс контроля исполнения

Кроме того, на каждом из шести этапов цикла управления ЛПР и органы управления,

оказывающие ему помощь, осуществляют обработку информации. При работе с информацией используется шесть типовых операций: добывание, транспортировка, распределение, обработка, хранение и отображение. Операция «обработка» может детализироваться. В этом случае в ее составе выделяют следующие операции: поиск, сортировка, расчеты, манипуляции данными с использованием формальных логик, математическое моделирование.

В ходе реализации цикла управления промышленной организации возникает задача регулирования действий подсистем и элементов системы, реализуемая в рамках балансировочного режима управления. Регулирующие воздействия ЛПР всех уровней управления призваны минимизировать возмущающие факторы и обеспечить функционирование промышленной организации в рамках принятых решений. Эти регулирующие воздействия относительного общего цикла управления могут образовывать так называемые малые циклы регулирования, включающие те же этапы, что и основной цикл.

Третьей особенностью процессов информационного управления в промышленной организации является возможность распараллеливания процессов управления. Процесс управления для реализации конкретной цели (подцели) в промышленной организации со значительным числом разнородных элементов может распараллеливаться по видам, родам, классам этих элементов управления.

Целесообразность распараллеливания подтверждается международной практикой, в частности, специальным инструментом для этого служит диаграмма Ганта. Это приводит к сокращению временных и особенно информационных ресурсов. Упрощается структура и алгоритмы обработки.

Процесс управления может распараллеливаться и по другим основаниям, например, по типам состояний объектов управления. Так на практике процесс управления часто распараллеливается относительно готовых и не готовых (исправных) объектов.

Четвертой особенностью процессов информационного управления в промышленной организации является многоступенчатость процесса управления. Большинство промышленных организаций по своей сути являются иерархическими. Для процессов управления в таких системах это означает, во-первых, возможность выполнения либо последовательно, либо одновременно разных по достигаемой цели (задачи) и содержанию процессов управления а, во-вторых, при наличии нескольких управленческих инстанций процесс управления может носить многоступенчатый (вложенный) характер.

При одновременной реализации в промышленной организации нескольких, разных по содержанию и цели, процессов управления, как

правило, не требуется их синхронизация по времени выполнения этапов цикла управления. Вместе с тем, необходимы усилия для согласования этих процессов по составу и структуре информационных ресурсов, так как они выполняются с участием одних и тех же элементов сложной организационно-технической системы.

Сложность выполнения многоступенчатых процессов управления заключается во вложенности этапов цикла процесса управления нижестоящей командной инстанции в этапы цикла управления вышестоящей инстанции. Многоступенчатые процессы управления должны предусматривать жесткую синхронизацию выполнения этапов цикла управления по времени во всех командных инстанциях, а также унификацию и стандартизацию информационных ресурсов.

Пятой особенностью процессов информационного управления в промышленной организации является стереотипность управления. Реальное управление циклично и, по меньшей мере, частично может быть алгоритмизовано, а внешняя среда часто создает повторяющиеся ситуации. Отсюда вытекает фактор повторения ситуаций и управляющих и корректирующих воздействий. Это дает основание представить процесс управления как совокупность стереотипных повторяющихся ситуаций. Использование этого обстоятельства дает основание использовать регламентный подход к управлению и использовать ситуационное управление в широком и узком смыслах. В узком смысле ситуационное управление строится на стереотипах. В широком смысле оно включает аналитический подход и включает методы искусственного интеллекта. Такая особенность процессов управления позволяет упростить его содержание. Кроме того, эта особенность позволяет классифицировать стереотипы и создает возможность более эффективного использования информационных ресурсов по стереотипам.

Шестой особенностью процессов информационного управления в промышленной организации является его интеллектуальность. Процесс управления - это, прежде всего, процесс информационно - интеллектуальный. Без сведений о свойствах, состоянии, характере действий, местоположении элементов системы, элементов среды и внешних систем аналитическая работа по подготовке и принятию решения не представляется возможной. Также без соответствующей информации нельзя определить последовательность действий элементов системы для достижения цели системы. Воздействия на элементы системы управления и объекты управления осуществляется в форме сигналов, то есть также носит информационный характер. Управленческая работа ЛПР и органов управления в процессе управления - это интеллектуальная работа, связанная с переработкой информации. Этим определяется значимость для процесса управления,

во-первых, состава, структуры и размещения для хранения информационных ресурсов; во-вторых, актуальности, полноты, связанности, достоверности и доступности этих ресурсов и, в-третьих, методов, способов и алгоритмов обработки информационных ресурсов.

Исследование особенностей позволяет задать концептуальную модель процессов информационного управления в промышленной организации, в виде следующей последовательности:

1. Определить цели управления.

2. Определить временные параметры управления.

3. Определить возможные схемы параллельного управления.

4. Определить вложенность информационных моделей объекта управления.

5. Указать правила вложенности процессов управления по уровням иерархии.

6. Определить набор стереотипных ситуаций управления.

7. Дать классификацию стереотипных ситуаций и на этой основе создать набор стереотипных управляющих воздействий или набор алгоритмических воздействий.

8. Указать правила включения ЛПР в процесс управления.

В качестве одного из способов реализации такого подхода могут рассматриваться функциональные системы. Они приводят к необходимости применения функционального подхода.

Рассмотренный метод построения концептуальной модели процессов информационного управления основан на комплексном рассмотрении.

Этот метод имеет отличия от известных. Во-первых, понятие «процессы управления» трактуется шире, чем понятие «управление», под которым понимают лишь ту часть процесса, которая связана с информационным целенаправленным воздействием на объекты управления. Кроме того, в информационном управлении особо выделена деятельность, связанная с формированием и использованием информационного ресурса. Информационное управление является интегрированным и опирается на интегрированные модели. Это обеспечивает комплексность при анализе управленческих решений и более широкий охват решаемых управленческих задач.

4.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

ЛИТЕРАТУРА

Цветков В.Я. Информационное управление. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany 2012 -201c

Соловьёв И.В., Геков B.B., Доценко C.M. и др. Современные проблемы управления силами ВМФ. Теория и практика. Состояние и перспективы./ под редакцией В.И. Куроедова -СПб.: Политехника, 2006. - 432с

Поляков А.А., Цветков В. Я. Информационные технологии в управлении. - М.: МГУ факультет государственного управления, 2007 - 138с.

Соловьев И. В., Навойцев С. П. Процессы управления силами флота и информационное пространство ВМФ II Морской сборник. — 2002. — № 10. — С. 64—70

Соловьёв И.В., Балыбердин А.Л., Кудж С.А. О концепции информационно-функционального пространства морской деятельности// Морская политика России, 2006. - № 3-4 (март-апрель). - С. 4-9

Цветков В.Я. Логика в науке и методы доказательств. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany 2012 -84c

Иванников А.Д., Кулагин В.П., Мордвинов B.A, Найханова Л.В., Овезов Б.Б., Тихонов А.Н. . Цветков В.Я. Получение знаний для формирования информационных образовательных ресурсов. - М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2008 -440 с.

Кудж С.А., Мордвинов В. А., Соловьёв И.В., Цветков В. Я. Онтология информационных систем / Хрестоматия. Словарь-справочник. - М.: Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики МГТУ МИРЭА , 2014. - 61с.

Тихонов А.Н., Иванников А,Д., Соловьёв И.В., Цветков В.Я., Кудж С.А. Концепция сетецентрического управления сложной организационно-технической системой- М.: МаксПресс, 2010.-136с.

Кудж С.А., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Сетецентрическое управление. - М.: Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики МГТУ МИРЭА , 2013. - 122 с., электронное издание рег.свид. №34318 от 24.12.2013. номер гос регистрации 0321305020.

Цветков В.Я. Модели в информационных технологиях. - М.: Макс Пресс 2006 - 104с.

V. Ya. Tsvetkov. Semantic Information Units as L. Florodi’s Ideas Development II European Researcher, 2012, Vol.(25), № 7, p.1036- 1041.

V. Y. Tsvetkov. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination II European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4-1, p.782- 786.

V. Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool II European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-l,p.2166-2170.

Савиных В.П., Соловьёв И.В., Цветков В.Я. Развитие национальной инфраструктуры пространственных данных на основе развития картографо-геодезического фонда Российской Федерации II Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка.- 2011.- №5. - с.85-91.

Цветков В.Я. Разработка проблемно ориентированных систем управления - М.: ГКНТ, ВНТИЦентр, 1991.- 113с. Цветков В.Я. Использование оппозиционных переменных для анализа качества образовательных услуг II Современные наукоёмкие технологии. - 2008. -№.1- с. 62-64.

Цветков В.Я., Оболяева Н.М. Использование коррелятивного подхода для управления персоналом учебного заведения II Дистанционное и виртуальное обучение. - №8 (50). - 2011. - с.4- 9.

Соловьев И.В. Об информационном объекте и субъекте II Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 05. С. 80-84. Цветков В.Я., Корнаков А.Н. Информационный подход в управлении II Успехи современного естествознания. - 2010 . - №3.- c.137-138.

REFERENCES

1. Tsvetkov V.Ia. Information management. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany 2012.201 p.

2. Solov'ev I.V., Gekov V.V., Dotsenko S.M. i dr. Sovremennye problemy upravleniia silami VMF. Teoriia i praktika. Sostoianie i perspektivy [Modern problems of control of the forces of the Navy, ’tteory and practice. Condition and prospects]. Saint Petersburg, Politekhnika, 2006. 432 p.

3. Poliakov A.A., Tsvetkov V. Ia. Informatsionnye tekhnologii v upravlenii [Information technologies in management]. Moscow, MGU, 2007. 138 p.

4. Solov'ev I. V., Navoitsev S. P. Management processes by the Navy and information space of the Navy. Morskoi sbornik - Sea collection, 2002, no.10, pp.64—70 (in Russian).

5. Solov'ev I.V., Balyberdin A.L., Kudzh S.A. ON the concept of informational-functional space marine activity. Morskaia politika Rossii - Marine policy of Russia, 2006, no.3-4, pp. 4-9 (in Russian).

6. Tsvetkov V.Ia. Logic in science and techniques of evidence. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrucken, Germany 2012. 84 p.

7. Ivannikov A.D., Kulagin V.P., Mordvinov V.A, Naikhanova L.V., Ovezov B.B., Tikhonov A.N., Tsvetkov V.Ia. Gaining knowledge for the formation of educational information resources. Moscow, Informika, 2008. 440 p.

8. Kudzh S.A., Mordvinov V. A., Solov'ev I.V., Tsvetkov V la. Ontologiia informatsionnykh sistem / hrestomatiia. Slovar'-spravochnik [Ontology in information systems / tte reference dictionary]. Moscow, MGTU MIREA, 2014. 61 p.

9. Tikhonov A.N., Ivannikov A,D., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia., Kudzh S.A. Kontseptsiia setetsentricheskogo upravleniia slozhnoi organizatsionno-tekhnicheskoi sistemoi [Concept of network-centric management of complex technical-organizational system]. Moscow, MaksPress, 2010. 136 p.

10. Kudzh S.A., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia. Setetsentricheskoe upravlenie [Network-centric management]. Moscow, MGTU MIREA, 2013. 122 p.

11. Tsvetkov V.Ia. Modeli v informatsionnykh tekhnologiiakh [Models in information technologies]. Moscow, Maks Press, 2006. 104 p.

12. V. Ya. Tsvetkov. Semantic Information Units as L. Florodi’s Ideas Development. European Researcher, 2012, Vol.(25), no.7, pp.1036-1041 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. V. Ya. Tsvetkov. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination. European Researcher, 2013, Vol.(45), no.4-1, pp.782-786 (in Russian).

14. V. Ya. Tsvetkov. Information Situation and Information Position as a Management Tool. European Researcher, 2012, Vol.(36), no.12-1, pp.2166-2170 (in Russian).

15. Savinykh V.P., Solov'ev I.V., Tsvetkov V.Ia.Development of national spatial data infrastructure through the development of cartographic-geodetic Fund of the Russian Federation. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Geodeziia i aerofotos"emka -proceedings of higher educational institutions. Geodesy and air photography, 2011, no.5, pp.85-91 (in Russian).

16. Tsvetkov V.Ia. Razrabotka problemno orientirovannykh sistem upravleniia [Development of problem-oriented systems of control]. Moscow, GKNT, 1991. 113 p (in Russian).

17. Tsvetkov Via. Using correlative approach to personnel management educational institutions. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies, 2008, no.l, pp.62-64 (in Russian).

18. Tsvetkov V.Ia., Oboliaeva N.M. Using correlative approach to personnel management educational institutions. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2011, no.8(50), pp.4-9 (in Russian).

19. Solov'ev I.V. About information the object and the subject. Distantsionnoe i virtual'noe obuchenie - Distance and virtual learning, 2012, no.5, pp.80-84 (in Russian).

20. Tsvetkov V.Ia., Kornakov A.N. Information management approach. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniia - Successes of modern natural science, 2010. no.3, pp.137-138 (in Russian).

Информация об авторе

Корнаков Александр Николаевич

Кандидат экономических наук Консультант генерального директора ОАО "ЦНИИ "Циклон"

E-mail: vfil210@bk.ru L-maii: vniziu@DK.ru

Information about the author

Kornakov Aleksandr Nikolaevich

PhD in Economics Advisor of General Director JSC Central research Institute "Cyclone"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.