1 1ЕС ТН! К НА УК! 1
И ТВОРЧЕСТВА
УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Атоян Армине Петросовна, МАДОУ №30, г. Армавир
E-mail: alexkat_salnikov@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема управления стрессом в профессиональной деятельности воспитателя в ДОУ, предложены пути профилактики и преодоления данной проблемы у педагогов.
Ключевые слова: стресс, профилактика, факторы стресса, саморегуляция, рефлексия, восстановление.
Профессия воспитателя является на сегодняшний день одной из самых стрессогенных. Возникновение стресса у воспитателя связано с психоэмоциональными перегрузками, высокой степенью ответственности иобщением с большим количеством людей (дети, родители, коллеги и т.д.). Профессиональный стресс в деятельности педагогов, возникает зачастую в тех случаях, когда, человек не справляется с эмоциональными перегрузками и это приводит к снижению качества выполняемой работы, а также к психологическим проблемам личности [3].
Более пятидесяти лет назад Гансом Селье было определено понятие стресса, в своих трудах он назвал этот механизм адаптационным синдромом, показав, что он протекает в три стадии, которые последовательно сменяют друг друга: стадия тревоги (мобилизации), стадия сопротивления (адаптации) и стадия истощения. Пока организм за счет защитных механизмов мобилизуется и сопротивляется (первые две стадии адаптационного синдрома), организм функционирует нормально. После израсходования резервов и запасов, наступает третья стадия - истощения защитных механизмов, что через какое-то время приводит к стрессу [4].
Стресс - это ответ организма на стрессогенные факторы. При изучении устойчивости человека к эмоциональному стрессу показано, что на основе стресса формируются клинические заболевания, такие как нарушение
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение пищеварения, возникают проблемы с эндокринной и иммунной системами, неврозы и т.д..
Известно, что по степени напряженности нагрузка воспитателя в среднем больше, чем у руководителей, директоров и ответственных лиц, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% воспитателей.
Педагоги, как и многие люди других профессий предпочитают скрывать свой стресс, и в первую очередь от самих себя. Учитывая, что воспитатели постоянно несут ответственность за жизнь и здоровье детей, то такой подход очень опасен. Продолжая исполнять свои профессиональные обязанности, педагоги рискуют оказаться в конфликтной или сложной ситуации, или отяготить психосоматическое здоровье.
Одним из главных показателей стрессоустойчивости является степень эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая характеризуется следующими признаками (по Шефферу):
1. Сложно сконцентрировать внимание.
2. Ошибки в профессиональной деятельности.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости, апатии.
5. Очень быстрая или замедленная речь.
6. Часто теряются идеи.
7. Периодически появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость, раздражительность, агрессия.
9. Профессиональное выгорание.
10. Потеря чувства юмора.
13. Повышение или понижение аппетита.
15. Непунктуальность.
К основным причинам, вызывающих стресс относят: профессиональные перегрузки (необходимость выполнить большое количество заданий за короткий период); конфликт ролей (возникает тогда, когда к воспитателю предъявляют требования не относящиеся к его зоне ответственности); непонимание задач (возникает тогда, когда работник не уверен или не понимает, что от него ожидают); отсутствие интереса к работе (внутреннее выгорание). Стресс может возникнуть в результате плохих трудовых условий, например, отклонений в температуре групповой комнаты, нарушения освещения или сильного шума [2].
Наиболее распространенным и оправдавшим себя средством сохранения психологического здоровья воспитателей является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода профилактические техники психологической безопасности для людей, которые ежедневно общаются с большим количеством людей тем более детей [1].
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Саморегуляция - это умение управлять своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое при воздействии человека на самого себя с помощью одобрительных слов, положительных мысленных образов, расслабление мышечного тонуса и управления дыханием. В результате саморегуляции могут возникать три основных состояния: успокоения (снижение эмоциональной напряженности); восстановления (ослабление утомления); активизации (повышение психофизиологической активности) [6].
К простым приемам саморегуляции можно отнести: положительные эмоции и мысли; расслабляющие движения; наблюдение за видом из окна; просматривание репродукций картин, фотографий, чтение любимых журналов и книг; мысленное обращение за помощью; прогулки на свежем воздухе и т.д. [5].
Как правило из-за стресса человек не может расслабиться. Постоянное эмоциональное давление влияет на реакции, на внимание и поведение личности: восстановить здоровье, значит, вернуться к нормальному функционированию организма. Психологи советуют справляться с повышенной раздражительностью и агрессией: через систематичные физические упражнения; с помощью смехотерапии (терапия основана на продолжительном воздействии позитивных впечатлений); смена обстановки, работы, места жительства - любые перемены помогут переключиться от причины стресса; аффирмации - практики, основаны на позитивном мышлении, на визуализации приятных событий; хорошие результаты показывает арт-терапия; с помощью зоотерапиии т.д. [6].
Таким образом, чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать психологическое здоровье, предупреждать и преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную педагогическую деятельность.
Литература:
1. Конарева И.Н., Котович А.С. Стрессоустойчивость: феноменология и современные способы коррекции // Молодежь в науке: новые аргументы. Сборник научных работ V международного научного конкурса. Липецк. 2016. С. 152-154.
2. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. 255 с.
3. Бабанов С.А. Профессия и стресс: синдром профессионального выгорания // Справочник поликлинического врача. - 2010. - № 1. - С. 12-16.
4. Дыгало Н.Н. Концепция «биологического стресса» (к 100-летию со дня рождения Ганса Селье) // Успехи физиологических наук. - 2007. - Т. 38. - № 4. -С. 100-102.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
5. Леонов Л.И. Конфликт в системе отношений личности // Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности. Сборник трудов, посвященный 125-летию со дня рождения В.Н. Мясищева. Владимир-Москва, 2018. С. 37-42.
6. Кучумова О.Л., Князева О.В., Фешина Н.Г. Арт-терапия как средство профилактики стрессовых состояний // Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник материалов научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. С. 112-114.
»
17