Научная статья на тему 'Устойчивость к стрессу как показатель профессионального здоровья педагога'

Устойчивость к стрессу как показатель профессионального здоровья педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / ДИАДА "ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИЯ" / A DYAD "THE PERSONALITY THE PROFESSION" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / STRESS FACTORS / МЕТОДИКА SMART / SMART TECHNIQUE / СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ СТРЕССА / WAYS OF CORRECTION OF A STRESS / СМЕХОТЕРАПИЯ / LAUGHTER THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Дается определение профессионального здоровья педагога, анализируются понятия стресса и дистресса, возникающие в процессе учебной деятельности преподавателя. Автор акцентирует внимание на стрессоустойчивости педагога как важнейшем факторе обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. В завершении даются практические компакт-советы по преодолению стрессовых ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESISTANCE TO THE STRESS AS INDICATOR OF PROFESSIONAL HEALTH OF THE TEACHER

Author devoted this article to one of current problems of modern pedagogics preservation and promotion of health of participants of educational process, gave definition of professional health of the teacher, analyzed the concepts of a stress and a distress arising in the course of educational activity of the teacher, focused attention on resistance to stress of the teacher as the most important factor of ensuring efficiency and reliability of professional activity and in the end gave practical compact councils for overcoming stressful situations.

Текст научной работы на тему «Устойчивость к стрессу как показатель профессионального здоровья педагога»

УДК 159.928.234 (1<н: 10.20310/1810-231Х-2018-17-2(36)-89-94

УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

Терещенко Галина Федоровна

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов е-маД: bingo1668@mail.ru

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики - сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Дается определение профессионального здоровья педагога, анализируются понятия стресса и дистресса, возникающие в процессе учебной деятельности преподавателя. Автор акцентирует внимание на стрессоустойчивости педагога как важнейшем факторе обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. В завершении даются практические компакт-советы по преодолению стрессовых ситуаций.

Ключевые слова: стресс; диада «личность - профессия»; профессиональная деятельность; стресс-факторы; методика SMART; способы коррекции стресса; смехотерапия

Дискуссии

(точка зрения)

Современное состояние педагогической науки и практики отличается от предыдущих этапов их развития поиском решения проблем на интегративном уровне. Категория здоровья перестает быть только медицинской и требует ее включения в разряд понятий педагогики. Среди актуальных проблем образования все чаще звучит вопрос о здоровье участников педагогического процесса. Профессия педагога обладает определенными свойствами управления человеком, как бы странно это ни звучало. Профессиональная деятельность неразрывно связана с личностью человека, ее осуществляющего. Взаимность влияния в диаде «личность - профессия» существует и доказана научно (Р. Грановская, А. Захаров, Е. Климов, А. Леонтьев, Л. Макарова).

Профессиональная деятельность педагога в психологическом плане является одним из наиболее напряженных видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием факторов стресса [1]. Стрессовые состояния, помимо угрозы физическому и психическому здоровью, существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы. По определению И. Ю. Митевой, профессиональное здоровье педагога - способность организма сохранить и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности. Показателями профессионального здоровья педагога

И. Ю. Митева считает педагогическую направленность (мотивация, сотрудничество с ребенком), педагогическую компетентность (коммуникативная, конфликтная) и эмоциональную гибкость (адекватность эмоциональных реакций) [2].

В современном мире много говорят о стрессе, связанном со сложными условиями труда, загрязнением окружающей среды, военными конфликтами, выходом на пенсию, семейными проблемами, смертью родственников. Стресс в наши дни пропитывает практически всю атмосферу жизни, он похищает наши силы, крадет энергию и спокойствие. Он всегда связан с усталостью, истощением, ослаблением и телесным, и душевным. К понятию «стресс» все уже привыкли, но забыли, что оно означает не просто состояние психоэмоционального напряжения, а довольно серьезные изменения в организме.

Термин «стресс» в тридцатые годы прошлого столетия ввел в научный, а затем в общепопулярный обиход канадский психофизиолог Г. Селье, который определил его как «общую комплексную реакцию на раздражитель, которая заключается в мобилизации организма для самозащиты, приспособления к новой ситуации и достижения в ней определенной устойчивости. «Стресс, - писал он, -это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни» [3]. В обычных условиях реакция организма и психики вполне

предсказуема, но в случае утомления наступает период так называемых неспецифических, неожиданных реакций: организм начинает опознавать даже самую мелочь как опасную угрозу и работает в сверхнапряженном режиме. Стресс относится, прежде всего, не к биологическим, а к психологическим факторам. Вначале перенапрягаются психика и сознание, и уже потом, вслед за ними, изнашиваются тело и внутренние органы.

Сама проблема стресса заявила о себе именно в XX столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать напившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. Согласно В. А. Бодрову, «стресс» объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлением и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, болезненной обидчивости, сужении объекта внимания, падении интереса к жизни, нежелании работать и напрягаться, ослаблении защитной силы. Помимо болезненной чувствительности и ранимости, нарастает ощущение тяжести бытия. Годами люди могут не обращать внимания на явные признаки стрессового состояния и постепенно «сгорают на работе» [4].

Проще всего сохранять душевный покой людям безответственным. Они уверены: все решается «наверху» (все равно - Богом или начальством). Значит, и напрягаться ни к чему. Человеку, который привык сам принимать решения и отвечать за эти решения, живется гораздо беспокойнее. Профессиональная деятельность педагога, отмечает О. А. Семиздра-лова, один из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности. Труд его входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной характеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятельности приобретает в настоящее время особую значимость в связи с ее всевозрастающим стрессо-генным характером - ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкурен-

цией, усиливающимся расслоением общества [5]. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно педагог в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения. Нельзя не согласиться с Н. В. Самоуки-ной, которая пишет: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью» [6].

Изучение стрессоустойчивости педагогов является одной из наиболее актуальных научно-практических задач, так как профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции. Проблемой устойчивости педагога к стрессовым ситуациям занимались многие видные психологи, однако, несмотря на наличие значительного количества работ, раскрывающих психологические проблемы стресса и стрессоустойчивости педагога (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров, Б. Х. Варданян, Л. М. Митина, Н. А. По-дымов и другие), еще остается немало вопросов, связанных с пониманием специфических особенностей стресса и стрессоустойчивости педагогов в процессе осуществления ими профессиональной деятельности.

Стрессоустойчивость педагога, по определению Б. Х. Варданяна - важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Состояние стресса увеличивает уровень психофизиологической цены деятельности, а также может иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформацию личностных и характерологических качеств личности педагога [7]. Роль стрессо-устойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями). Педагог, обладающий, например, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным соче-

танием стрессоустойчивости, необходимой для успешного осуществления педагогической деятельности.

Основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога - это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60 % педагогов. Руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выделяют: перегрузки (93 %), конфликтные ситуации (89 %), частые проверки вышестоящих организаций (87 %), предъявление противоречивых требований (67 %), нововведения и частые изменения в образовательных программах (53 %), неудовлетворенность социальным статусом (52 %).

Нельзя не отметить, что большая часть педагогов (78 %) считает: их профессия ухудшает здоровье. Среди факторов, способствующих ухудшению, 80 % педагогов называют интенсификацию учебного процесса, недостаток двигательной активности, стрессогенные технологии оценивания знаний учащихся, несоответствие методик обучения их возможностям.

Педагог - сложная по стрессогенной шкале профессия. Одним из факторов ее трудности является то, что нельзя предугадать сценарий рабочего дня педагога, что само по себе -стресс. Совершенно очевидно, что профессия педагога связана с множеством нагрузок, возникающих ежедневно, ежечасно. Общение с учащимися, коллегами, администрацией - все это требует постоянной мобилизации физических, интеллектуальных, эмоциональных сил. Их необходимо восстанавливать, чтобы сохранять работоспособность, эмоциональное равновесие, здоровье, наконец. Это важно не только для педагога, но и для учащихся, с которыми он работает. Как показывает практика, выдержанного, спокойного педагога ученики не боятся, на занятиях нет проблем с дисциплиной. К сожалению, далеко не каждому педагогу удается сохранять выдержку и эмоциональное равновесие в своей деятельности. Как правило, он не всегда понимает причины повышенной раздражительности, чрезмерной усталости, плохого сна, что может привести к

потере здоровья, к профессиональному выгоранию.

В ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения стрессоустойчивости в результате профессиональной деятельности можно с уверенностью говорить о формировании синдрома эмоционального выгорания -выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и отрицательно сказывается на профессиональной деятельности педагога и его отношениях с партнерами. Возникает ряд вопросов: как сохранять эмоциональное равновесие, как справляться с негативными эмоциями, сложными стрессовыми ситуациями?

О. А. Семиздралова предлагает условно объединить стрессогенные факторы педагогов в несколько групп:

- стрессогенные факторы, зависящие от условий труда: перегрузка работой в целом; различные финансовые затруднения; загруженность работой и отсутствие свободного времени; быстрое переключение на работу по-новому; отсутствие стимулов для качественной работы; перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей;

- факторы, зависящие от личных качеств работника: боязнь администрации; чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда; ошибки в общении с коллегами и администрацией; возбудимость как доминирующая черта характера; изолированная позиция в коллективе; нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности; нехватка времени вследствие плохой самоорганизации;

- стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами: конфликты с администрацией по причине ее низкой управленческой культуры; неадекватная оценка администрацией профессионального труда работника; унижение перед коллективом; недоверие руководителя к возможностям и способностям работника; проблемы, связанные с аттестаций профессионализма работников; слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника;

- специфические факторы, характеризующие именно педагогическую деятельность: конфликтные ситуации педагога с учащимися;

подготовка к показательным мероприятиям; неудачи в работе; плохое поведение учащихся на занятиях; плохая подготовка домашнего задания; не комфортные условия труда; смена видов деятельности.

Остановимся подробнее на факторе отсутствия свободного времени. Работа в постоянном цейтноте приводит к хроническому переутомлению, быстрому износу квалифицированных кадров, синдрому «выгорания», разладу семейных отношений, профессиональным заболеваниям. Педагог ежедневно затрачивает довольно много душевной, эмоциональной энергии, а в сочетании со стрессом, вызванным неправильной организацией труда, в какой-то момент понимает, что у него больше «нет эмоций», его ничего не интересует, ему нечего дать учащимся, пропала харизма и работать по специальности он не может - профессионально не пригоден.

Однако, следует отметить, что процесс управления временем не требует сверхусилий. Первый шаг в оптимизации - разделение работы на направления и постановка целей по каждому из них. Важно сформулировать основные цели, затем перевести их в задачи и составить план по решению поставленных задач на разные периоды времени. Наиболее часто совершаемые ошибки при этом - это отсутствие в формулировке временных рамок и критериев выполнимости целей. Кроме того, цель должна быть сформулирована в глагольной форме: «сделать то-то и то-то». Согласно методике SMART, цели должны быть:

- конкретными (Specific);

- измеримыми (Measurable);

- достижимыми (Achievable);

- насущными (Relevant);

- определенными во времени (Timed/ Timed-bound).

Когда цели сформулированы, следует приступить к составлению плана и придерживаться его, не идя на компромисс с собственной ленью.

Снижение степени стрессогенности условий труда возможно и благодаря эффективной системе стимулирования. В качестве стимула могут быть какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия. В настоящее время, как отмечает А. П. Кату-нин, деньги во многом утрачивают роль сти-

мулов и уже ограниченно используются в рамках управления людьми.

Большая часть педагогов особенно ценным для себя считает: общение с людьми (77 %); осознание возможности приносить людям пользу (43 %); продолжительный отпуск в летнее время (33 %); творческий характер педагогической деятельности (40 %); интеллектуальный характер педагогической деятельности (34 %); возможность иметь гибкий график работы (29 %) [8].

В психологии уделяется достаточно большое внимание различным методам успешного преодоления стрессовых ситуаций. Приведем в пример несколько компакт-советов различных авторов:

- приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. Во время паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае успеет прийти в голову мысль о том, что вспышка не принесет облегчения и может быть чревата новыми неприятностями. Когда начинают говорить эмоции, да еще, например, при холерическом темпераменте, рассчитывать на появление отрезвляющей мысли - значит упустить время для упреждения своей эмоциональной реакции. Лучше всего разрядиться не гневными словами, а физической работой или гимнастикой. Здоровая физическая усталость нейтрализует гнев;

- учитесь экономить силы, не тратить эмоциональную и душевную энергию по пустякам. Эмоциональное равновесие - это важнейшее условие победы над стрессом и, чтобы достичь его, нужно справиться с привычкой бурно или болезненно реагировать на внешний мир;

- возьмите за правило дольше и чаще общаться с приятными вам людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально;

- воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытайтесь изменить их к лучшему;

- экономно расходуйте эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом;

- постарайтесь понять, откуда «растут ноги» у вашего стресса, каковы глубинные

причины вашей усталости и переутомления, и попытайтесь избавиться от них. Ликвидация причин стресса, наверное, самый лучший, хотя и самый трудный метод победы над этим недугом. Как говорили древние: «Побеждая желания, мы избавляемся от страдания». Конечно, современный человек не может отказаться абсолютно от всех земных желаний; речь идет об отказе от самых вредных, разрушительных и утомляющих желаний, осуществление которых, в конце концов, обернется усталостью и потерями;

- попытайтесь увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мысленно представьте агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке), простите партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность. Смехо-терапия, по мнению И. Ю. Митевой, - мощный инструмент снижения стресса. В каждом конкретном случае необходимо позитивно осмыслить стрессовую ситуацию, увидеть ее в ином свете и попытаться найти альтернативные возможности в принятии решений, которые были вне досягаемости сознания. «Улыбайтесь! Серьезное лицо еще не признак ума», - призывал тот самый Мюнхгаузен в одноименном фильме восьмидесятых.

Литература

1. Макарова Л. Н. Профессиональная пригодность преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 171. С. 7-13.

2. Митева И. Ю. Курс управления стрессом. М., 2004.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

4. Бодров В. А., Обознов А. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психологический журнал. 2007. № 4. С. 32-41.

5. Семиздралова О. А Предупреждение стресса в профессиональной деятельности педагога // Народное образование. 2010. № 6. С. 130-139.

6. Самоукина Н. В. Психологический тренинг учителя. М., 2006.

7. Варданян Б. ХМеханизмы регуляции эмоциональной устойчивости: категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983.

8. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243-246.

References

1. Makarova L. N. Professional'naya prigodnost' prepodavatelya vuza [Professional suitability of the teacher of higher education institution] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2018. T. 23. № 171. S. 7-13.

2. Miteva I. Yu. Kurs upravleniya stressom [Course of the stress management]. M., 2004.

3. Sel'e G. Stress bez distressa [Stress without distress]. M., 1979.

4. Bodrov V. А., Oboznov А. А. Sistema psikhicheskoj regulyatsii stressoustojchivosti cheloveka-operatora [System of mental regulation of resistance to stress of the man operator] // Psikhologicheskij zhurnal. 2007. № 4. S. 32-41.

5. Semizdralova O. А. Preduprezhdeniye stressa v professional'noj deyatel'nosti pedagoga [Prevention of the stress in professional activity of the teacher] // Narodnoye obrazovaniye. 2010. № 6. S. 130-139.

6. Samoukina N. V. Psikhologicheskij trening uchitelya [Psychological training of the teacher]. M., 2006.

7. Vardanyan B. Kh. Mekhanizmy regulyatsii emotsional'noj ustojchivosti: kategorii, printsipy i metody psikhologii. Psikhicheskiye protsessy [Mechanisms of regulation of emotional stability: categories, principles and methods of psychology. Mental processes]. M., 1983.

8. Katunin А. P. Stressoustojchivost' kak psikhologicheskij fenomen [Resistance to stress as psychological phenomenon] // Molodoj uchenyj. 2012. № 9. S. 243-246.

* * *

RESISTANCE TO THE STRESS AS INDICATOR OF PROFESSIONAL HEALTH OF THE TEACHER

Tereshchenko Galina Fedorovna

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov e-Mail: bingo1668@mail.ru

Author devoted this article to one of current problems of modern pedagogics - preservation and promotion of health of participants of educational process, gave definition of professional health of

the teacher, analyzed the concepts of a stress and a distress arising in the course of educational activity of the teacher, focused attention on resistance to stress of the teacher as the most important factor of ensuring efficiency and reliability of professional activity and in the end gave practical compact councils for overcoming stressful situations.

Key words: stress, a dyad «the personality - the profession», professional activity, stress factors, SMART technique, ways of correction of a stress, laughter therapy

Об авторе:

Терещенко Галина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

About the author:

Tereshchenko Galina Fedorovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.