Научная статья на тему 'Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности'

Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4643
1167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОЫ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / STRESS / STRESSFUL FACTORS / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семиздралова Ольга Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме преодолению стресса в условиях педагогической деятельности. Автор выделяет различные группы стрессогенных факторов, подчеркивая факторы являющиеся специфическими для педагогической деятельности, описывает как приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях, так и приемы саморегуляции используемые для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности»

Мастер-класс

УДК 159.99

О. А. Семиздралова

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как можно учесть и нивелировать влияние стрессогенных факторов, специфических для педагогической деятельности?

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - преодолению стресса в условиях педагогической деятельности. Автор выделяет различные группы стрессогенных факторов, подчеркивая факторы являющиеся специфическими для педагогической деятельности, описывает как приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях, так и приемы саморегуляции используемые для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния.

Ключевые слова: стресс, стрессогенные фактоы, саморегуляция.

Abstract: The article deals with a topical problem of overcoming stress in pedagogical activity. The author defines the groups of stressful factors, particularly those in pedagogical activity, describes the ways of self-regulation in stressful

situations, as well as the ways of self-regulation for effective overcoming of negative consequences of stress and steadying the emotional condition.

Index terms: stress, stressful factors, self-regulation

Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной характеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятельности приобретает в настоящее время особую значимость в связи с ее всевозрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т. д. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.

Стрессогенные факторы можно условно объединить в несколько групп. Стрессогенные факторы, зависящие от условий труда:

■ перегрузки работой в целом;

■ различные финансовые затруднения;

■ загруженность работой и отсутствие свободного времени;

■ быстрое переключение на работу по- новому;

■ отсутствие стимулов для качественной работы; ■ перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.

Практически все факторы данной группы присутствуют в педагогической деятельности. Планирование

деятельности, освоение путей оптимизации рабочего времени руководителей и подчиненных, внедрение системы мотивации и стимулирования профессиональной деятельности педагога снижают действие стрессогенных факторов данной группы.

Стрессогенные факторы, зависящие от личных качеств работника:

■ боязнь администрации;

■ чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;

■ ошибки в общении с коллегами и администрацией;

■ возбудимость как доминирующая черта характера;

■ изолированная позиция в коллективе;

■ нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности;

■ нехватка времени в следствие плохой самоорганизации.

Страх лишь до определенной степени и в течение некоторого времени выступает в роли стимула. Выстраивание отношений в коллективе по типу «сотрудничества» требует определенных временных, организационных и эмоциональных затрат со стороны администрации, но вместе с тем это наиболее эффективный путь предупреждения «боязни администрации». Нехватка знаний по технологиям профессиональной деятельности легко устранима через обучение. На сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Рынок образовательных услуг предлагает множество семинаров, тренингов, лекций по отдельным темам. Через обучение преодолеваются и ошибки в общении с коллегами, и как следствие изолированная позиция в коллективе.

60

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

Мастер-класс

Чувство чрезмерно высокой ответственности и возбудимость являются приобретаемыми чертами характера, в том числе могут рассматриваться и как профессиональные деформации педагога. Осознание этого и освоение приемов саморегуляции способствуют снижению влияния данных стрессогенных факторов.

Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами:

■ конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;

■ неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников;

■ унижение перед коллективом;

■ недоверие руководителя к возможностям и способностям работника;

■ оскорбления со стороны администрации отдельных работников;

■ проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников;

■ слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.

Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливости в организации профессиональной деятельности педагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход во взаимодействии руководителя с педагогами способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабочем месте.

Стрессогенные факторы, обусловленные межличностным общением с коллегами

■ оскорбления со стороны коллег;

■ негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;

■ позиция «отвергаемых» в коллективе;

■ наличие группировок в коллективе;

■ психофизиологическая несовместимость, безотчетность неприязнь.

Проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива (корпоративное обучение, корпоративные праздники, сохранение традиций в коллективе, тренинги на сплочение коллектива) способствуют эффективному преодолению стресса в ситуациях межличностного общения.

Дополнительные, специфические стрессфакторы характеризующие именно педагогическую деятельность:

■ конфликтные ситуации педагога с обучающимися;

■ подготовка к показательным мероприятиям;

■ неудачи в работе;

■ плохое поведение учащихся на уроке;

■ конфликтные ситуации педагога с родителями;

■ безответственное отношение учащихся к учебе;

■ плохая подготовка домашнего задания;

■ нецензурная брань и лень учащихся;

■ некомфортные условия труда;

■ смена видов деятельности.

Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям взаимодействия педагога с учащимися. Повышения уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений - вот возможные пути преодо-

ления стресса в этом случае. Достаточно субъективной является позиция «неудачи в работе». При склонности педагогов к чрезмерному чувству ответственности за результаты труда, высоких требованиях к себе и другим, отсутствии четких, относительно стабильных критериев оценки результатов труда, переживание неудачи в работе может стать не только фактором стресса, но и фактором развития эмоционального выгорания. Развитие уверенности в себе, ситуации успеха позволяют предупреждать эмоциональное неблагополучие педагога и как следствие, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности.

По данным опроса, руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выделяют: перегрузки (93%), конфликтные ситуации (89%), частые проверки вышестоящих организаций (87%), предъявление противоречивых требований (67%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (53%), неудовлетворенность социальным статусом (52%).

Стресс - это не напряжение, а перенапряжение регуляторных систем организма. Это в первую очередь снижение контроля над собой и ситуацией. В стрессовой ситуации важную роль играют навыки волевой психофизиологической саморегуляции человека, которые позволяют добиваться оптимального состояния для управления резервными возможностями организма.

Можно выделить следующие способы ситуативной саморегуляции:

• Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я совершенно спокоен» и т. д.

• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (стать), установить спокойный ритм дыхания: сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.

• Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (успокаивающее дыхание, глубокое дыхание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3-5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние.

• Использование образов концентрации и визуализации -сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях).

• Счет до 10, прежде чем совершить ответное действие.

• Активизация чувства юмора - попытаться увидеть

комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мыс-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

61

Мастер-класс

ленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

• Отвлечение - постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

Если в стрессовой ситуации не удалось справиться с эмоциями, то для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния используем приемы эмоциональной саморегуляции после действия стрессовых факторов:

• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

• Произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя прием «зато».

• Применить способ успокоения по принципу «зелен виноград». Сказать себе: «То, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось».

• Спокойно проанализировать ситуацию, постараться четко осознать возможные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.

• Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побок-сировать подушку, «выпустить пар».

• Разрядить эмоции - выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;

• Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20-30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3-5-й этаж).

• Найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.

• Другой способ - «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чувства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется.

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:

• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.

• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему».

• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

• Если возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

• Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

• Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.

Очевидными являются те общие основания, которые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения более комфортным и благоприятным. Это: целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование комфортной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса; адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т. д.); активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.

Литература

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. - Казань: КГУ, 1987. - 262 с.

2. Горобей, Т. Н. Стресс: сущность, функция, значение [Текст] / Т Н. Горобец // Мир психологии. - 2008. - № 4. -С.54-63

3. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст]: учеб. пособ / Л. М. Митина. - М.: Академия, 2005. - 362 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В. И. Моросанова. - М.: Наука, 1998. - 192 с.

5. Советова Е. Управление стрессом [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2008.- № 16. - С.117-124

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.