Мастер-класс
УДК 159.99
О. А. Семиздралова
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как можно учесть и нивелировать влияние стрессогенных факторов, специфических для педагогической деятельности?
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме - преодолению стресса в условиях педагогической деятельности. Автор выделяет различные группы стрессогенных факторов, подчеркивая факторы являющиеся специфическими для педагогической деятельности, описывает как приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях, так и приемы саморегуляции используемые для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния.
Ключевые слова: стресс, стрессогенные фактоы, саморегуляция.
Abstract: The article deals with a topical problem of overcoming stress in pedagogical activity. The author defines the groups of stressful factors, particularly those in pedagogical activity, describes the ways of self-regulation in stressful
situations, as well as the ways of self-regulation for effective overcoming of negative consequences of stress and steadying the emotional condition.
Index terms: stress, stressful factors, self-regulation
Профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности: труд учителя входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее интегральной характеристике, как стрессоустойчивость. Более того, изучение стрессоустойчивости в этом виде деятельности приобретает в настоящее время особую значимость в связи с ее всевозрастающим стрессогенным характером, обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренции, усиливающимся расслоением общества и т. д. Важно учитывать в полной мере это обстоятельство, поскольку именно учитель в первую очередь отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с их профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Стрессогенные факторы можно условно объединить в несколько групп. Стрессогенные факторы, зависящие от условий труда:
■ перегрузки работой в целом;
■ различные финансовые затруднения;
■ загруженность работой и отсутствие свободного времени;
■ быстрое переключение на работу по- новому;
■ отсутствие стимулов для качественной работы; ■ перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.
Практически все факторы данной группы присутствуют в педагогической деятельности. Планирование
деятельности, освоение путей оптимизации рабочего времени руководителей и подчиненных, внедрение системы мотивации и стимулирования профессиональной деятельности педагога снижают действие стрессогенных факторов данной группы.
Стрессогенные факторы, зависящие от личных качеств работника:
■ боязнь администрации;
■ чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;
■ ошибки в общении с коллегами и администрацией;
■ возбудимость как доминирующая черта характера;
■ изолированная позиция в коллективе;
■ нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности;
■ нехватка времени в следствие плохой самоорганизации.
Страх лишь до определенной степени и в течение некоторого времени выступает в роли стимула. Выстраивание отношений в коллективе по типу «сотрудничества» требует определенных временных, организационных и эмоциональных затрат со стороны администрации, но вместе с тем это наиболее эффективный путь предупреждения «боязни администрации». Нехватка знаний по технологиям профессиональной деятельности легко устранима через обучение. На сегодняшний день педагоги и руководители имеют возможность повышать квалификацию, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме. Рынок образовательных услуг предлагает множество семинаров, тренингов, лекций по отдельным темам. Через обучение преодолеваются и ошибки в общении с коллегами, и как следствие изолированная позиция в коллективе.
60
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
Мастер-класс
Чувство чрезмерно высокой ответственности и возбудимость являются приобретаемыми чертами характера, в том числе могут рассматриваться и как профессиональные деформации педагога. Осознание этого и освоение приемов саморегуляции способствуют снижению влияния данных стрессогенных факторов.
Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами:
■ конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;
■ неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников;
■ унижение перед коллективом;
■ недоверие руководителя к возможностям и способностям работника;
■ оскорбления со стороны администрации отдельных работников;
■ проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников;
■ слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.
Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливости в организации профессиональной деятельности педагога, наличии четких, измеримых критериев оценки результатов труда, повышении уровня управленческой культуры. Кроме того, индивидуальный подход во взаимодействии руководителя с педагогами способствует снижению уровня стрессогенности ситуации на рабочем месте.
Стрессогенные факторы, обусловленные межличностным общением с коллегами
■ оскорбления со стороны коллег;
■ негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;
■ позиция «отвергаемых» в коллективе;
■ наличие группировок в коллективе;
■ психофизиологическая несовместимость, безотчетность неприязнь.
Проведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива (корпоративное обучение, корпоративные праздники, сохранение традиций в коллективе, тренинги на сплочение коллектива) способствуют эффективному преодолению стресса в ситуациях межличностного общения.
Дополнительные, специфические стрессфакторы характеризующие именно педагогическую деятельность:
■ конфликтные ситуации педагога с обучающимися;
■ подготовка к показательным мероприятиям;
■ неудачи в работе;
■ плохое поведение учащихся на уроке;
■ конфликтные ситуации педагога с родителями;
■ безответственное отношение учащихся к учебе;
■ плохая подготовка домашнего задания;
■ нецензурная брань и лень учащихся;
■ некомфортные условия труда;
■ смена видов деятельности.
Большинство факторов данной группы относятся к ситуациям взаимодействия педагога с учащимися. Повышения уровня профессионального мастерства, гуманизация отношений - вот возможные пути преодо-
ления стресса в этом случае. Достаточно субъективной является позиция «неудачи в работе». При склонности педагогов к чрезмерному чувству ответственности за результаты труда, высоких требованиях к себе и другим, отсутствии четких, относительно стабильных критериев оценки результатов труда, переживание неудачи в работе может стать не только фактором стресса, но и фактором развития эмоционального выгорания. Развитие уверенности в себе, ситуации успеха позволяют предупреждать эмоциональное неблагополучие педагога и как следствие, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности.
По данным опроса, руководители образовательных учреждений в качестве стрессогенных факторов выделяют: перегрузки (93%), конфликтные ситуации (89%), частые проверки вышестоящих организаций (87%), предъявление противоречивых требований (67%), нововведения и частые изменения в образовательных программах (53%), неудовлетворенность социальным статусом (52%).
Стресс - это не напряжение, а перенапряжение регуляторных систем организма. Это в первую очередь снижение контроля над собой и ситуацией. В стрессовой ситуации важную роль играют навыки волевой психофизиологической саморегуляции человека, которые позволяют добиваться оптимального состояния для управления резервными возможностями организма.
Можно выделить следующие способы ситуативной саморегуляции:
• Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, необходимо для работы настроения: «Сегодня я совершенно спокоен» и т. д.
• Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, пантомимике, соматике, характеру речи, наличию мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. Контролировать внешнее выражение эмоций можно с помощью «запуска» вопросов самоконтроля: «Как выглядит мое лицо?», «Не скован ли я?», «Не сжаты ли мои зубы?», «Как я сижу (стою)?», «Как я дышу?». В случае выявления признаков напряженности необходимо произвольно расслабить мышцы, удобно сесть (стать), установить спокойный ритм дыхания: сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы сбить учащенное дыхание.
• Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (успокаивающее дыхание, глубокое дыхание). Можно использовать следующее дыхательное упражнение: сделать глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота, задержать дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустить воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3-5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние.
• Использование образов концентрации и визуализации -сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях).
• Счет до 10, прежде чем совершить ответное действие.
• Активизация чувства юмора - попытаться увидеть
комическое даже в сложной, серьезной ситуации: мыс-
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
61
Мастер-класс
ленно представить агрессивного партнера в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке и т. д.), простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
• Отвлечение - постараться как можно ярче представить ситуацию, в которой вы обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.
Если в стрессовой ситуации не удалось справиться с эмоциями, то для эффективного преодоления отрицательных последствий стресса и стабилизации эмоционального состояния используем приемы эмоциональной саморегуляции после действия стрессовых факторов:
• Использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
• Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете поможет отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
• Произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя прием «зато».
• Применить способ успокоения по принципу «зелен виноград». Сказать себе: «То, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось».
• Спокойно проанализировать ситуацию, постараться четко осознать возможные негативные последствия и примириться с самыми худшими из них. Осознав худший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение ситуации.
• Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побок-сировать подушку, «выпустить пар».
• Разрядить эмоции - выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение;
• Чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20-30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3-5-й этаж).
• Найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут.
• Другой способ - «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чувства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется.
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие приемы:
• Экономно расходовать свои эмоционально-энергетические ресурсы. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.
• Жить под девизом «В целом все хорошо, а то, что делается - делается к лучшему».
• Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
• Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
• Если возникла проблема, конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
• Взять за правило: дольше и чаще общаться с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.
• Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
Очевидными являются те общие основания, которые позволяют сделать педагогический процесс школьного обучения более комфортным и благоприятным. Это: целенаправленное профессиональное влияние каждого участника на формирование комфортной образовательной среды школы, на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса; адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития, а также социализации в условиях школы (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы, проблемы социально-эмоционального характера, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута и т. д.); активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.
Литература
1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. - Казань: КГУ, 1987. - 262 с.
2. Горобей, Т. Н. Стресс: сущность, функция, значение [Текст] / Т Н. Горобец // Мир психологии. - 2008. - № 4. -С.54-63
3. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст]: учеб. пособ / Л. М. Митина. - М.: Академия, 2005. - 362 с.
4. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции [Текст] / В. И. Моросанова. - М.: Наука, 1998. - 192 с.
5. Советова Е. Управление стрессом [Текст] / Е. Советова // Управление школой. - 2008.- № 16. - С.117-124
62
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4