Научная статья на тему 'СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА'

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ / STRESS / STRESS RESISTANCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEACHER-DEFECTOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лиходедова Л. Н., Толегенова Ж. Е.

В статье дается теоретическое обоснование проблемы стресса и стрессоустойчивости, представлены результаты эксперимента по выявлению уровня выраженности стрессоустойчивости учителей-дефектологов в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESISTANCE TO STRESS AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAIT OF A TEACHER OF A DEFECTOLOGIST

The article provides a theoretical substantiation of the problem of stress and stress resistance, presents the results of an experiment to identify the level of expression of stress resistance of teachers-defectologists in professional activity.

Текст научной работы на тему «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА

Лиходедова Л.Н.

Костанайский региональный университет им. Байтурсынова, кандидат педагогических наук, профессор,

Костанай Толегенова Ж.Е.

Костанайский региональный университет им. Байтурсынова,

магистрантка 2 курса Костанай

RESISTANCE TO STRESS AS A PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAIT OF A

TEACHER OF A DEFECTOLOGIST

Likhodedova L.

Kostanay Regional University named after Baytursynov,

Kostanay Tolegenova Z.

Kostanay Regional University named after Baytursynov,

Kostanay

АННОТАЦИЯ

В статье дается теоретическое обоснование проблемы стресса и стрессоустойчивости, представлены результаты эксперимента по выявлению уровня выраженности стрессоустойчивости учителей-дефектологов в профессиональной деятельности.

ABSTRACT

The article provides a theoretical substantiation of the problem of stress and stress resistance, presents the results of an experiment to identify the level of expression of stress resistance of teachers-defectologists in professional activity.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, профессиональная деятельность, учитель-дефектолог.

Keywords: stress, stress resistance, professional activity, teacher-defectologist.

Постановка проблемы. Одной из стрессовых профессий, как отмечают В. А. Бодров, А. М. Боковиков, П. Г. Зильберман, В.Л. Марищук, Л. М. Митина, Н. А. Подымов и др. в своих исследованиях по этому вопросу, является профессия педагога. Особенно это актуально для педагогов специальных общеобразовательных учреждений- учителей-дефектологов.

Учитель-дефектолог относится к категории профессий, особо подверженным стрессогенным факторам, так как специальному педагогу приходится решать разнообразные профессиональные задачи в условиях постоянного контакта с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что предполагает значительные эмоциональные и энергетические затраты.

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что исследованием проблемы стрессо-устойчивости педагогов занимались Андреева Е.А., Донов А.Н., Токтарбаева Н.Т. и др. Как отмечает Токтарбаева Н.Т. в своем исследовании по формированию стрессоустойчивости в деятельности педагога, а, также, Андреева Е.А., Донов А.Н., рассматривая способы снижения уровня стресса преподавателем высшей школы на рабочем месте, значимыми факторами, влияющими на стрессу-

стойчивость педагогов являются личностные качества, а так же внешние факторы. Приведенный выше анализ литературных источников по проблеме стрессоустойчивости педагогов в профессиональной деятельности свидетельствует о недостаточности проведенных исследований в отношении учителей-дефектологов, что направило наш научный интерес к исследованию этой проблемы.

Цель статьи - представить результаты экспериментального исследования по выявлению уровня сформированности стрессоустойчивости учителей -дефектологов в профессиональной деятельности.

Как отмечает Г.Селье стресс (от англ. stress -давление, нажим, напор; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающая его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма. [1]

К причинам возникновения стресса Кабаченко Т.С. относит такие факторы, как:

- работа (плохие условия труда, неудовлетворенность работой, большой объем информации, работы, ответственность неудачи в карьере и пр.);

- ролевые конфликты (совмещение роли матери и успешной бизнес-леди, руководитель может не пользоваться авторитетом и т.п.);

70

8с1епсев of Бигоре # 59, (2020)

- межличностные отношения и семейные конфликты;

- психологический климат в организации;

- социально-экономические условия;

- экстремальные ситуации и т.д. [2]

В общем смысле, говорят, что стресс- это ответная реакци организма на неблагоприятные изменения окружающей среды.

Большое значение для профилактики стресса имеют следующие показатели:

- образ жизни, интенсивность работы, взаимоотношения между коллегами;

- состояние, как физическое, так и психологическое;

- желание справиться со стрессом.

Зарицкая А.Ю. считает, что стрессоустойчи-

вость- это психофизиологическая реакция, проявляющаяся в совокупности физиологических и психологических свойств, позволяющих адаптироваться к сложной ситуации, преодолеть ее негативные факторы, и помогающих сохранить эффективность деятельности.[3]

Стрессоустойчивость является одним из главных показателей профессиональных качеств педагога.

В работах Н.Е. Щурковой говорится, что профессиональные качества педагога - это совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога. [4]

Cтрессоустойчивость специального учителя является одной из наиболее актуальных научных и практических задач, поскольку профессия дефекто-лога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших затрат энергии, самообладания и саморегуляции.

Показатели оценки стрессоустойчивости:

• - Восприятие проблемных ситуаций

• - Профессиональная адаптация

• - Самореализация

Восприятие проблемной ситуации--важный шаг в решении проблемы, так как и ход, и результат решения во многом будет зависит от образа проблемной ситуации, которая складывается у специалиста в результате его восприятия.

Готовность и умение работать с проблемной ситуацией как с задачей предполагает, что учитель дефектолог способен:

- проанализировать проблему;

- вычленить его суть;

- переформулировать проблему в задачу собственной деятельности;

- спланировать шаги по решению этой проблемы;

- предпринять необходимые шаги;

- оценивать полученный результат с точки зрения поставленной цели.

Профессиональная адаптация, по определению Сластенина В.А. - это процесс вступления человека в профессию и гармонизации его взаимодействия с профессиональной средой и деятельностью.

Ведущую роль играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентацию и отношение к себе, к сотрудникам и руководителям, выбранной профессии, к своим служебным обязанностям.

Профессиональная адаптация специалиста осуществляется по следующим основным параметрам в области его профессионального взаимодействия с окружающей средой:

- профессиональная деятельность: адаптация к профессиональной деятельности (ее содержанию, целям, средствам, технологии реализации, способу и интенсивности деятельности);

- организационно-нормативные: адаптация к требованиям учреждения, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и др.;

- социально-профессиональные: адаптация к профессиональным и ролевым социальным функциям, социальному и профессиональному статусу (учитель дефектолог) и др.;

- социально-психологические: адаптация к социально-психологическим ролевым функциям;

- социальная в широком смысле слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность профессионала - социальной, политической, этнической, правовой, религиозной и иной среде.

Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптивного потенциала, а также это является одним из показателей стрессоустойчивости.

Самореализация - это стремление человека максимально полно раскрыть и развить свои способности, чтобы качественно выполнять свои профессиональные обязанности и, что важно для субъекта деятельности.

Выделяются следующие признаки самореализации дефектолога в профессиональной деятельности:

- у специалиста должна быть выраженная потребность в постоянном повышении квалификации и постоянном саморазвитии в профессиональной сфере деятельности;

- высокий уровень выявления личностного потенциала и способностей специалиста в его профессии,

- достижение профессиональных целей специалистом, удовлетворение собственными профессиональными достижениями;

- признание достижений специалиста в профессиональном сообществе, использование своего профессионального опыта и достижений;

- высокий творческий уровень при осуществлении профессиональной деятельности;

- формирование собственного «жизненного профессионального пространства».[6]

Высокий уровень сформированности этих критериев будет свидетельствовать о стрессоустойчи-вости, а также о высоком уровне профессионализма педагога, поскольку обеспечивают функционирование профессионально значимых качеств, влияющих на качество педагогической деятельности.

Низкий же уровень стрессоустойчивости создает препятствия в профессиональной деятельности учителя дефектолога; последствия мешают его коммуникативным умениям (нарушают взаимодействие с учеником и с коллегами), влияет на физическое и психическое здоровье и в целом на адаптацию учителя.

Педагог-дефектолог сразу должен выполнять несколько функций: учителя-предметника, воспитателя, классного руководителя, руководителя кружка, а порой и общественного деятеля, что впоследствии приводит к длительной психической напряженности и усталости. Целью деятельности учителя-дефектолога связана с устранением проблемных областей в развитии и в практике, не редко наблюдается что специалист не всегда способен помочь ребенку преодолеть трудности, это приводит к тому, что у дефектолога «опускаются руки» и это отражается в его компетентности и впоследствии в эмоциональной сфере.

Специальный педагог является частью педагогического коллектива, особенностью которого состоит в специфике профессиональной деятельности (в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями в развитии). К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие времени для выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения, что приводит к стрессу, стрессовым ситуациям, истощенности организма, измотанно-сти, раздражительности и в конечном итоге приводит к эмоциональному выгоранию.

Наряду со стрессовыми факторами, в деятельности специального педагога присутствует ряд профессиональных стрессовых показателей:

- хроническая психоэмоциональная деятельность - она связана с общением, с восприятием участника и воздействием на него, необходимость быть объектом наблюдения и оценки, у специальных педагогов деятельность связана с постоянным эмоциональным подкреплением общения и особенностями речевой среды.

- повышенная ответственность - постоянная работа в режиме контроля: преобладает эмпатия учителей, сочувствие, ответственность за воспитание, постоянное нахождение в тонусе, развитие и обучение учеников, а также постоянный самоконтроль и целеустремленность в деятельности.

- психологически трудный контингент - дефек-тологи работают с особыми детьми с психическими, умственными и физическими отклонениями.

- постоянно подтверждать свою компетентность - педагог-дефектолог «на виду» у учеников, коллег и родителей и всегда должен быть безупречным в поведении и деятельности даже вне работы, находясь в напряжении.[7]

Стрессоустойчивость учителя-дефектолога, является важным фактором в обеспечения эффек-

тивности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния, помимо опасности физическому и психическому здоровью, так же значительно снижается успешность и качество выполнения работы, повышается уровень психофизиологических особенностей деятельности, а также могут иметь ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств дефектолога.

Таким образом, проблема стрессоустойчиво-сти выступает одной из главных проблем сохранения и повышения производительности труда специального педагога в условиях резкого увеличения нагрузки и неблагоприятных условий на здоровье личности.

В процессе воздействия стресса на личность специального педагога и снижения стрессоустой-чивости в результате профессиональной деятельности можно говорить о формировании синдрома эмоционального выгорания.

Проведя теоретическое по одному из важных качеств личности учителя дефектолога, позволило сделать следующие выводы:

1. Стрессоустойчивость — совокупность качеств, которые позволяют организму спокойно переносить действие стрессов без пагубных всплесков эмоций, влияющие на жизнедеятельность, а также способных вызывать психические расстройства.

2. Проблема стрессоустойчивости педагогов дефектологов выступает как проблема сохранения и повышения продуктивности в своей сфере в условиях большой нагрузки, укрепления психологического здоровья, преодоления критически жизненных ситуаций.

3. Факторы профессионального стресса в деятельности учителя дефектолога: хроническая психоэмоциональная активность, повышенная ответственность, психологически сложный контингент детей с психическими и физическими отклонениями, постоянно подтверждать свою компетентность.

В экспериментальном исследовании использовались методики:

- «Диагностика состояния стресса»(автор А.О. Прохоров), применялась для выявления уровня стресса: уровня самоконтроля и эмоциональной неустойчивости в проблемных ситуациях. Опросник включает 9 вопросов. Испытуемому предлагается указать номер вопросов, на которые он согласен. При интерпретации результатов каждому ответу «да» засчитывается 1 балл, затем подсчитывают их сумму.

- Тест «Какой я педагог» (модификация Р.Р. Калининой). Применялся для определения уровня сформированности профессиональных качеств. В тесте необходимо ответить на 14 вопросов «да» или «нет».

Экспериментальное исследование было проведено на базе КГУ «Костанайский детский центр

оказания специальных социальных услуг» в течение 3-х месяцев (апрель - июнь 2020 г.).

В эксперименте приняло участие 50 учителей-дефектологов. Из 50 участников: двое мужчин и 48 женщин. Возраст участников варьировался от 22 до 54 лет: 22-30 лет-46% (23человека), 30-40 лет-28% (14 человек), 40-54 года -26% (13человек).

В ходе эксперимента было выявлено, что большинство учителей-дефектологов (96%) испытывают стрессовые ситуации в работе с особыми детьми. На вопрос о проблемах, с которыми сталкиваются дефектологи, было сообщено, что про-

Выводы и предложения. В ходе эксперимента было выявлено, что у испытуемых преобладает средний и слабый уровни стрессоустойчивости. Для испытуемых со средним уровнем было характерно: педагог не всегда ведет себя правильно и адекватно в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»).

Испытуемые со слабым уровнем стрессоустой-чивости демонстрировали высокую степень переутомления и истощения. Они часто теряют самообладание в стрессовой ситуации и не знают, как себя контролировать. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в условиях стресса.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видится в более детальном изучении стрес-согенных факторов. Эксперимент будет продолжен в направлении изучения личностных характеристик каждого испытуемого и его поведение в стрессовых ситуациях. Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. В целом, экспериментальная ра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блемой является не способность преодолеть стрессовые ситуации, проблемные обстоятельства, а так же напряженность в работе. Также в ходе эксперимента было выявлено, что у 7% специалистов не были сформированны профессиональные качества.

Результаты опроса позволили дифференцировать испытуемых по критериям: возраст, стажа работы и профессиональные качества.

Мы увидели, что у специалистов имеющих стаж работы менее 3-х лет, стрессоустойчивость на низком уровне, что свидетельствует о несформиро-ванности профессиональных качеств личности.

бота нацелена на формирование стрессоустойчиво-сти учителей-дефектологов в их непосредственной деятельности.

Литература

1. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960

2. Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003.

3. Зарицкая, А. Ю. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А. Ю. Зарицкая, О. Б. Полякова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества». - Казань: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2017. -С. 55-57.

4. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология, -М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 186.

5. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - М., 2001.

6. Александрии В.Н., Шарипов Ф.В. Проблемы формирования личности специалиста. М.: 1984.

7. «MagisterDixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири №1 (03). Март 2011

Возраст Стаж работы Уровень стрессоустойчивости

22-30 лет 46% (23человека) До 3 лет 10 31%

30-40 лет 28% (14 человек) От 3 до 5 лет 14 24%

40-54 года 26% (13человек) От 5 до 15 лет 17 28%

Свыше 15 лет 9 13%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.