Научная статья на тему 'Управление стоимостью компании и сохранение ее устойчивости'

Управление стоимостью компании и сохранение ее устойчивости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / СТОИМОСТЬ / КОМПАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлева Н.В., Зыкунов Д.С.

В статье рассматриваются проблемы управления стоимостью компании и этапы внедрения стоимостно ориентированного управления, а также возможности обеспечения устойчивости компании в ходе этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление стоимостью компании и сохранение ее устойчивости»

8(146) - 2013

Финансовый менеджмент

УДК 336 279.338.3

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ И СОХРАНЕНИЕ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ

В статье рассматриваются проблемы управления стоимостью компании и этапы внедрения стоимостно ориентированного управления, а также возможности обеспечения устойчивости компании в ходе этих процессов.

Ключевые слова: устойчивость, стоимость, компания, управление.

На различных этапах жизненного цикла компании сталкиваются с дефицитом финансовых ресурсов. Собственных ресурсов, таких как нераспределенная прибыль, не хватает, кредитные ресурсы недоступны или слишком «коротки». В такой ситуации компания обращается к привлечению инвестиционных ресурсов для обеспечения экономического роста. В этом случае главной целью работы предприятия временно становится стоимость компании (стоимостно ориентированное управление).

Прежде всего, вводя управление стоимостью, необходимо поменять взгляд на бизнес и воспринимать компанию как товар (даже если продажа не предполагается).

Традиционно развитие компании представляется в виде параболы с двумя стадиями развития компании - рост и старение. Данный подход не учитывает

Н. В. ЖУРАВЛЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail:juravleva2005@mail. ш

Д. С. ЗЫКУНОВ,

аспирант кафедры финансов Е-mail:econom-avangard@mail. ш Российский государственный университет

туризма и сервиса

развития компаний в долгосрочной перспективе. Кроме того, при таком подходе компанию, чья деятельность начинает падать, могут посчитать стареющей, следовательно, бесперспективной. Единая стратегия компании является базой для объединения действий и решений различных подразделений компании в одно целенаправленное усилие. Если нет стратегии, менеджмент не может сформулировать бизнес-модели, которая обеспечит рост стоимости компании, и не способен принимать долгосрочных решений, направленных на ее развитие и/или стабилизацию ее хозяйственной деятельности.

На рисунке представлен график анализа этапов развития компании с учетом перехода развития из одной фазы в другую. Данный график актуален для современной российской специфики и уровня развития рынка. На западных рынках точки перехода будут находиться на других уровнях (это связано с рыночными явлениями), и временные показатели будут другими, но концепция - единая для любых предприятий в условиях рыночной экономики.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные

8(146) - 2013

Финансовый менеджмент

Размер организации (объем реализации)

к Малое Среднее предприятие А3 Крупное предприятие А4 / Предприятие / гигант Б4 ^^

Микропредприятие А1 предприятие А2 Б2 Б3 '

Б1 _ь.

Время

А1... А4 Точки пика - высшая точка, когда компания на конкретном этапе достигает максимума Б1... Б4 Точки перехода - переход от одного этапа в другой

Источник: разработано автором.

Этапы развития предприятия

0

величины выручки для сверхмалых, малых и средних предприятий в 60, 400 млн руб. и 1 млрд руб. соответственно [2]. Эти предельные суммы и будут использоваться при стратегическом планировании. Что касается крупных и гигантских предприятий, то предельные суммы выручки здесь не устанавливались. На основе анализа официальной статистики можно установить величину в 5 млрд руб. и более (см. таблицу).

Поэтому управленцам требуется понять, на какой фазе своего развития находится компания, и какова характеристика его роста - это развитие для достижения высшей точки или период перехода.

Самой важной характеристикой предприятия в условиях внедрения стоимостно ориентированного управления становится его устойчивость (платежеспособность).

Внедрение стоимостно ориентированного управления должно осуществляться как проект с образованием проектного менеджера, проектной команды, графика реализации, определенных ресурсов и бюджета проекта.

Соответственно объектом управления становятся факторы стоимости компании, которые оцениваются в виде ключевых показателей эффективности, выстроенных в систему сбалансированных показателей. Показатели должны охватывать операционную, инвестиционную и финансовую деятельность компании.

Характеристика предприятий в зависимости от этапа развития

Предприятие Характеристика

Микропредприятие Предельная выручка до 60 млн руб. в год с количеством работников до 15чел. (индивидуальный автосервис, торговая точка и т. д.)

Малое предприятие Предельная выручка 400 млн руб. в год (небольшие торговые, производственные предприятия или основная масса предприятий сферы услуг)

Среднее предприятие Предельная выручка до 1 000 млн руб.

Крупное предприятие Крупная компания, которая способна оказать существенное влияние на рынок с выручкой до 5 000 млн руб. Такие компании немногочисленны на российском рынке. Они имеют сложившуюся систему управления, их деятельность носит публичный характер

Предприятие-гигант Предельная выручка - более 5 000 млн руб. Такие предприятия немногочисленны и оказывают огромное влияние на рынок или являются монополистами, т. е. это компании федерального значения

Стоимость компании увеличивается за счет управления активами, операционной эффективности и финансовой политики (структуры стоимости капитала).

Индикатор роста - показатель добавленной экономической стоимости EVA. Этот показатель

Финансовый менеджмент

8(146) - 2013

должен быть центром процесса управления стоимостью, поскольку:

- он учитывает интересы всех групп заинтересованных лиц - инвесторов, управленцев, персонала, клиентов и т. д., так как положительное значение EVA означает исполнение всех обязательств компании;

- при применении доходного метода оценки инвестиционной привлекательности бизнеса используется показатель добавленной стоимости;

- в данном показателе достаточно полно представлены факторы стоимости компании [3]. Значение EVA рассчитывается по формуле

EVA = (ROI - WACC) Ic, где ROI - рентабельность инвестированного капитала;

WACC - средневзвешенная цена капитала; Ic - инвестированный капитал. Как цель управления EVA позволяет добиться роста прибыли (операционной, чистой) и минимизации стоимости капитала (оптимального соотношения собственных и заемных средств). Это достигается за счет:

- повышения темпов роста продаж (реализации);

- увеличения оборачиваемости активов;

- достижения максимально оптимального соотношения активов по группам ликвидности;

- уменьшения издержек на производство и реализацию.

Еще одним важным фактором при использовании модели EVA является сохранение оптимального соотношения устойчивости, прибыльности и темпов роста бизнеса. Для оптимального использования модели темп прироста ROI (соответственно и EVA) должен быть выше или равен темпам прироста активов.

Несмотря на проектный характер процесса управления стоимостью компании, он должен быть частью общей системы управления как совокупность подсистем операционного, инвестиционного и финансового управления, а также функций, принципов, методов и факторов работы.

Принципами управления должны стать комплексность, непрерывность, многоуровневость, рентабельность, сбалансированность.

Методы управления должны быть достаточно простыми, но позволяющими достичь поставленных целей. Потому используются следующие методы (инструменты):

- единая стратегия компании;

- сбалансированная система показателей;

- система бюджетирования на среднесрочную и

долгосрочную перспективы;

- маржинально-стоимостный подход к ценообразованию;

- управление процессами;

- система учета и отчетности;

- система мотивации [1].

Следующим шагом является формирование политики воздействия на объекты управления: бизнес-процессы, клиенты, развитие, финансы. Данные объекты укладываются в схему взаимозависимости, определяются политика и порядок воздействия на них. Таким образом, формируется система сбалансированных показателей.

Центром сбалансированной системы показателей является показатель сохранения устойчивости, т. е. платежеспособности.

После формирования системы сбалансированных показателей она укладывается в бюджет, учитывающий сохранение текущего положение и развитие предприятия. Это позволяет сделать бюджет инструментом оперативного и стратегического управления, сохранив контрольные функции. Бюджеты детализируются для всех ответственных подразделений в разрезе стратегической цели, ключевых показателей и способов их достижения. Остается лишь организовать мотивацию сотрудников и контроль за исполнением, а также анализ исполнения.

При формировании бюджета должен быть изменен подход к ценообразованию в сторону маржинально-стоимостного. Его суть - цена рассчитывается так, чтобы выручка могла обеспечить покрытие постоянных расходов, норму прибыли, а также обеспечить рост стоимости компании. В это время производится анализ продуктов с точки зрения сбыта, чтобы обеспечить достаточный поток прибыли для обеспечения потребности в росте стоимости без роста спроса.

Для большей эффективности собственники должны устанавливать целевое значение показателя EVA при реализации стратегии компании. Поскольку каждому подразделению с помощью бюджетов устанавливается индивидуальное бюджетное задание, то руководство имеет возможность перераспределять маржинальную нагрузку цены между центрами ответственности, позволяя развиваться или получать прибыль. Тем самым обеспечивается наибольший рост стоимости компании.

8(146) - 2013

Финансовый менеджмент

Поскольку маржинальная структура цены известна, при продажах персонал имеет возможность более гибко подходить к цене конечного покупателя.

Для систематизации управления стоимостью компании внедряется процессное управление, состоящее из систем:

- мониторинга процессов;

- контроля за несоответствиями;

- управления качеством процессов.

Для эффективного внедрения процессного управления сначала выявляются ключевые процессы предприятия. После для этих процессов строятся потоковые диаграммы создания ценности для оценки временных, трудовых и финансовых затрат, а также определяются резервы повышения эффективности.

По итогам формируется матрица SWOT-ана-лиза, которая становится картой стратегического управления стоимостью.

Для повышения эффективности внедрения механизма управления стоимостью компании организационная структура становится матричной (проектной). Это позволяет:

- разделять тактическое и стратегическое управление;

- внедрять новшества;

- совершенствовать бизнес-процессы;

- решать нестандартные задачи управления;

- достигнуть гибкого управления.

В завершении системы управления стоимостью компании внедряется общая система мотивации сотрудников KPI. Условием премирования является выполнение бюджетного задания по EVA. Также вносятся изменения в систему управленческого учета, главными задачами которого становятся оперативный анализ и контроль за состоянием стоимости компании.

Список литературы

1. Катан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЗАО Олимп Бизнес, 2010.

2. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556.

3. Палкина Г. В. Управление стоимостью или стоимость управления? // Справочник экономиста. 2012. № 6.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.