УДК 657
С.в. Пономарева УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ
БИЗНЕС-УСЛУГ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. В статье представлены исследования проблем, связанных с управлением стоимостью интеллектуальных бизнес-услуг, их причинно-следственных связей, определены признаки высокотехнологичной (наукоемкой) компании, новые носители стоимости, изменения параметров которых недостаточно задействованы стандартами учета и управления: интеллектуальный капитал, информация, интеллектуальная собственность, профессионализм.
Ключевые слова: экономиказнаний, теория информации, управление, бухгалтерский учет.
Svetíana Ponomareva THE VALUE MANAGEMENT OF INTELLECTUAL
BUSINESS SERVICES USING INNOVATIVE MANAGEMENT
Annotation. The article presents a study of the problems associated with the value management of intellectual business services, the casual link, the characteristics of high-tech (high-tech) companies, new media value, change the parameters of which are underutilized accounting standards and management are defined: intellectual capital, information, intellectual property, professionalism.
Keywords: knowledge economy, information theory, management, accounting.
Понятие «инновационный менеджмент», введенное в научный оборот, означает любые интеллектуальные действия, совершаемые в процессе управления бизнесом: переговоры, планирование, заключение контрактов, совещания и т.п. В управлении стоимостью интеллектуальных услуг используется метод освобождения от роялти. Он основывается на том, что стоимость объектов интеллектуальной собственности может быть измерена с помощью тех платежей в виде роялти, которые выплатил бы истинный владелец данной собственности третьей стороне (лицензиару) в случае, если он не владеет ею, а приобретает права на ее использование (например, через лицензирование). Отмеченные концептуальные решения были разработаны в основном для практического решения задач совершенствования управления интеллектуальным бизнесом.
В настоящее время для каждого из выше указанных носителей стоимости, характерна своя специфика оценки при подготовке финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) [6; 14; 15; 16; 18; 19; 23; 24]. Однако можно выделить и так называемые «стандартные корректировки», с которыми сталкивается практически любая компания. Нормализующие проводки в процессе коррекции показателей финансовой отчетности проводятся по следующим направлениям:
- корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов ;
- корректировка метода учета операций, как, например, учет запасов или создания резервов, равно как и метода начисления амортизации;
- корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.
Смысл таких корректировок заключается во введении в отчетность дополнительной информации, свидетельствующей о новых возможностях прироста стоимости. При необходимости уточнения финансовой стратегии, менеджмент компании может учитывать влияние таких показателей, как
© Пономарева C.B., 2015
будущие денежные потоки, вклад финансовых и нефинансовых показателей в прирост стоимости бизнеса и, что особенно важно, вклад неосязаемых активов, не исключая и вклад такого актива, как репутация компании (гудвилл). Согласно зарубежным стандартам оценки, величина гудвилл определяется как разница между стоимостью приобретения компании и балансовой стоимостью ее материальных, нематериальных и денежных активов, а также обязательств. В российском бухгалтерском учете и в русском переводе МСФО эта разница названа «деловой репутацией» [20; 21; 22; 27]. По общему мнению экономистов, гудвилл - это суммарная величина всех неосязаемых активов компании. Однако вопрос заключается в том, как идентифицировать эти неосязаемые активы в совокупности остальных. На этот счет однозначного решения не найдено. Ежегодно растущая разница между величинами рыночной капитализации компании и балансовой стоимостью ее активов объясняется экономистами как увеличение влияния неосязаемых активов на стоимость бизнеса, т.е. наличие у компании не отражаемых в балансе активов в виде интеллектуального капитала. Одной из задач управления стоимостью бизнеса является поиск возможностей увеличения в активах компании доли неосязаемых активов, воспроизводственная роль которых в настоящее время неуклонно повышается. Это меняет отношение руководства и собственников компании к репутации компании, которая становится реальным управляемым активом. Управление репутацией переходит на рациональную основу, становится объектом контроля, открытой критики и накоплением позитивного опыта. Репутация -это совокупность конкурентных преимуществ, создающих дополнительную добавленную стоимость за счет стимулирования благоприятной реакции целевой аудитории на успехи развития компании. Следовательно, в системе планирования мер по развитию бизнеса и в составе его стратегии инструменты управления репутацией должны занимать одну из первых позиций, а для этого она должны быть оценена на основе реальной рыночной стоимости.
В зарубежной финансовой бухгалтерии гудвилл обретает форму учитываемого актива, соответствующей принципам и стандартам международной финансовой отчетности. До настоящего времени российская бухгалтерия учитывает только приобретенный гудвилл, а вклад в репутацию затрат самой компании остается за рамками балансовой стоимости. Этот вопрос заслуживает, на наш взгляд, особого внимания и соответствующего решения. В настоящее время в печати обсуждаются три кон -цептуальных взгляда на экономическое содержание такого актива, как гудвилл:
- это задействованные в воспроизводственном процессе активы, потенциально связанные с созданием новой стоимости, т.е. это - неосязаемая величина стоимости функционирующего экономического субъекта как целостного имущественного комплекса;
- это виртуальная сверхприбыль, т.е. условное приращение реальной прибыли на некую величину, предопределяемую устойчивой рыночной позицией успешно функционирующего на рынке экономического субъекта как целостного имущественного комплекса;
- это рыночные ожидания потенциальных инвесторов, клиентов, заказчиков или покупателей и приобретателей бизнеса при его реорганизации, формирующие условную текущую стоимость активов в будущем.
В связи с тем, что гудвилл возникает в связи с оборотом компании как имущественного комплекса (продажа, реорганизация), то оценку его стоимости рекомендуется проводить комбинированными методами с акцентом на имущественную концепцию. В этом случае предполагается, что владелец собственности при реализации объекта собственности на свободном рынке должен полностью компенсировать собственные затраты, связанные с созданием или приобретением компании и вводом его в действие с учетом фактора времени и изменения экономических условий. Однако существует несколько видов бизнеса (управляющие, инвестиционные компании, вновь созданные компании, компании с трудно прогнозируемыми денежными потоками, специализирующиеся на предоставлении бизнес-услуг (многовидовый консалтинг), для которых результат оценки методами затратной
концепции может оказаться более точным, чем оценка методами других оценочных концепций. Это возможно потому, что прирост стоимости активов (затрат) точнее прогнозируется по сравнению с прогнозом будущих доходов, прирост которых, при прочих равных условиях, зависит не только от волатильности рынка, но и от профессионализма менеджеров и финансовых интересов собственников. Как правило, в условиях нестабильной экономики и непредсказуемости кредитно-денежной политики властей собственники стремятся к немедленному получению выгоды и не заинтересованы в долгосрочных инвестициях. По утверждению Р.Ф. Рейли и Р.П. Швайса, «инвесторы (и собственники) приписывают бизнесу компании стоимость гудвилла, если они предполагают, что чистая приведенная стоимость прибыли, связанной с будущими событиями, является положительной. Безусловно, положительная чистая приведенная стоимость ожидаемой будущей прибыли, связанной с имеющимися в настоящее время активами (например, капитальными активами, продуктовыми линиями, клиентами), должна быть надлежащим образом отнесена на эти материальные и нематериальные активы» [цит. по 17]. Точность такого расчета, разумеется, никем не гарантируется. В американской практике учета согласно действующим принципам (US GAAP) гудвилл, созданный компанией в ходе обычной деятельности, редко отражается в ее финансовой отчетности. При этом признание в бухгалтерском учете созданного собственными силами гудвилла отличается от признания в бухгалтерском учете приобретенного гудвилла. Приобретенный гудвилл отражается в бухгалтерском балансе покупателя сразу по завершении сделки по приобретению. В соответствии с требованиями SFAS № 141 стоимость приобретенного гудвилла (которая рассматривается как отнесенные на него затраты на приобретение) должна быть отражена в бухгалтерском балансе покупателя.
В российской учетной практике созданный собственными силами гудвилл косвенно отражается в финансовой отчетности компании. Это касается переоценки активов по справедливой рыночной стоимости не только при корпоративной реорганизации бизнеса. Широкое бухгалтерское определение неосязаемой стоимости, присущей гудвилл, часто охватывает общую стоимость нематериальных активов приобретенной компании как успешного бизнеса (без подробного рассмотрения отдельных нематериальных активов). Таким образом, гудвилл - это общая неосязаемая величина стоимости бизнеса как успешно функционирующего имущественного комплекса, во владении которым заинтересованы многие потенциальные приобретатели, становящаяся реальной стоимостью при объявлении тех или иных сделок с этим комплексом. В компании с типичным бизнесом неосязаемая стоимость, присущая гудвилл, может составлять существенную долю от общей стоимости активов компании. Это связано с изменениями в национальной экономике, которая стала больше зависеть от предоставления бизнес-услуг и меньше - от производства товаров.
Отечественные и зарубежные ученые справедливо полагают, что современная бухгалтерия не в состоянии учитывать влияние на совокупную стоимость бизнеса компании таких новых носителей стоимости, как компетентность сотрудников, отношение клиентов, компьютерные и административные системы, базы данных и др. Не отражаются на внутренней стоимости бизнеса и некоторые виды доходов (от прироста собственных акций компании на рынке ценных бумаг, например). Для учета интеллектуального капитала требуется новая финансовая и управленческая концепция [1, с. 155-176]. Для представителей реального бизнеса интеллектуальный капитал до сих пор считается обременительным активом, а не способом упрочения финансового положения в конкурентной рыночной среде.
В настоящее время четко прослеживается потребность в создании операционных моделей, платформ и инструментов управления стоимостью репутацией. Российские программисты в ответ на такие запросы предлагают рынку специальные программы капитализации репутации. Одной из таких является, например, программа, разработанная совместно с компанией V-RATIO BUSINESS CONSULTING и представляющая собой ноу-хау по оценке стоимости репутации и определению стратегии управления этим активом как фактором прироста стоимости бизнеса.
Коммерциализация потенциала компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг способствует формированию условий для высокодоходного развития производственных секторов экономики, сфер здравоохранения, образования и т.д. Компании сферы интеллектуальных бизнес-услуг в процессе своей консалтинговой деятельности способны не только наращивать внутреннюю стоимость своих активов, но и - что, безусловно, более актуально - обеспечивать прирост стоимости активов своих клиентов, становясь более привлекательными для потенциальных заказчиков услуг и инвесторов. Такого рода созидательный потенциал компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг необходимо постоянно поддерживать посредством совершенствования их учетных, контрольных, аналитических процессов и подпроцессов. На решение такой важнейшей задачи направлена предлагаемая нами концепция конвергенции учетной и управленческой парадигм.
Современный менеджмент нуждается в адекватных методиках измерения эффективности затрат и расходов на рост стоимости репутации [2; 3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 25; 26; 28; 29; 30; 31]. На наш взгляд, разработка такой методики может основываться на уже действующих правилах аудита результатов финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности отчетной информации. Для решения данной задачи нами разработаны принципы и правила аудиторской проверки и использованием методов аналитико-исследовательского характера, позволяющих выявить, систематизировать и оценить всю учетно-контрольную информацию, на основе которой в дальнейшем формируется массив релевантной информации для стратегирования бизнеса компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг в стоимостной оценке.
Таким образом, определение параметров стоимости конкретного объекта оценки предполага-ет установление всей полноты его характеристик: качественное состояние и количественные параметры объекта оценки, определяемые результатами действий с ним в хозяйственном обороте (купля-продажа, обмен и др.). Получить такие характеристики позволяют методы фиксирования результатов этих действий в бухгалтерском учете (учетная политика и ее применение на практике), методы определения его ценовых характеристик (базовую цену: рыночную или справедливую) в маркетинге, методы формирования Мастер-бюджета в финансовом менеджменте и еще целый комплекс различных идентификационных, учетных и оценочных операций, результаты которых представляются в различных отчетных документах по каждой из названных выше специализированных сфер системы управления стоимостью бизнеса.
Библиографический список
1. Багриновский К.А. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития / К.А. Багриновский [и др.]. - М.: ЦЭМИ РАН, 2001. - 120 с.
2. Бодяко A.B. Оценка порядка учета и контроля составных элементов системы формирования человеческого капитала и возможностей его совершенствования в организациях сферы образовательной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 192-196.
3. Бодяко A.B. Разработка внутрифирменных документов по оплате труда и расчетам с работниками в соот-ветствии с новыми требованиями законодательства // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 4. - С. 153-157.
4. Бодяко A.B. Формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. -С. 174-179.
5. Бодяко A.B. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - С. 279.
6. Вакарина Е.И. CVP-анализ как инструмент принятия управленческих решений // Сборник ВосточноСибирского технологического университета. - № 1. - 2013. - С. 68-74.
7. Зеленов В.В. Внутренний аудит в системе управления санаторно-курортной организацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 9. - С. 73.
8. Зеленов В.В. Организация внутреннего аудита и его роль в повышении эффективности системы внутреннего контроля // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. -2010. - № 3. - С. 77-85.
9. Зеленов В.В., Чернышев В.Е. Показатели управленческого учета в строительстве // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 12. - С. 50-52.
10. Корзоватых Ж.М. Порядок учета резерва под снижение себестоимости материальных ценностей // Экономика и менеджмент: от теории к практике: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д., 2014. - С. 117-119.
11. Корзоватых Ж.М., Павлова И.А. Организация управленческого учета по системе «директ-костинг» // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. - С. 43-47.
12. Корзоватых Ж.М., Подгузова К.В. Дебиторская задолженность предприятия // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 1. - С. 127-131.
13. Пономарева C.B. Дискуссионные положения методологии учета затрат и калькулирования себестоимости услуг и их влияние на ценовую ситуацию // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 15. - С. 199-205.
14. Пономарева C.B. Контроль и аудит в системе учетно-контрольной информации для управления стоимостью компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг: монография / C.B. Пономарева. - М.: КноРус,
2013. - С. 306.
15. Пономарева C.B. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 15. - С. 59-68.
16. Пономарева C.B. Методика обеспечения целеориентированности, комплексности и прозрачности формируемой информации об оценочных обязательствах // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 222-226.
17. Пономарева C.B. Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 14. - С. 81-87.
18. Рассказова А.Н. Финансовые аспекты корпоративного управления. Расчет добавленной стоимости собственного капитала // Финансовый менеджмент. - 2002. - № 5. - С. 136-139.
19. Рогуленко Т.М. Влияние глобализационных тенденций развития бизнеса на информационную миссию бухгалтерского учета и отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). -
2014. - № 4. - С. 181-185.
20. Рогуленко Т.М. Использование международных стандартов аудита в российской практике аудита // Аудиторские ведомости. - 2014. - № 11. - С. 23-37.
21. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. -2013. - № 1. - С. 15-32.
22. Рогуленко Т.М. Применение ПБУ 18/02 при расчетах с работниками // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 8. - С. 8-12.
23. Рогуленко Т.М. Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 35-40.
24. Рогуленко Т.М. Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 173-177.
25. Рогуленко Т.М. Экономический контроллинг как инструмент оздоровления организаций в системе управленческого учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2002. - № 1. -С. 79-82.
26. Рогуленко Т.М., Бабенко А.В. Исследование и совершенствование аналитических процессов современных методов финансового анализа показателей бухгалтерской отчетности и оценки финансового состояния организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. -С. 162-168.
27. Рогуленко Т.М., Виноградова С.А. Структура системы контроллинга на торговых предприятиях // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 13. - С. 48-54.
28. Сенков В.А., Беличко А.А. Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. -С. 168-172.
29. Сенков В.А., Журавлева A.A. Экономико-математическое обоснование выбора критериев распределения налоговых платежей в бюджет в консолидированной группе налогоплательщиков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9. - С. 149-156.
30. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 52-56.
31. Соколов Я.В. История бухгалтерского учета: учебник / Я.В. Соколов, В.Я. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 272 с.