ПЕРЕХОД К ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ СФЕРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ БИЗНЕС-УСЛУГ
Аннотация. В статье представлены исследования проблем, связанных с разработкой базовых принципов теории информации, экономики знаний, их причинно-следственных связей, определены признаки высокотехнологичной (наукоемкой) компании, новые носители стоимости, изменения параметров которых недостаточно задействованы стандартами учета и управления: интеллектуальный капитал, информация, интеллектуальная собственность, профессионализм.
Ключевые слова: экономика знаний, теория информации, управление, бухгалтерский учет.
Svetíana Ponomareva THE TRANSITION TO THE KNOWLEDGE ECONOMY
IN THE ACTIVITIES OF COMPANIES IN THE SPHERE OF INTELLECTUAL BUSINESS SERVICES
Annotation. The article presents a study of the problems associated with the development of the basic principles of information theory, Economics of knowledge, causality, defined the characteristics of high-tech (high-tech) companies, new media value, change the parameters of which are underutilized accounting standards and management of intellectual capital, information, intellectual property, professional.
Keywords: knowledge economy, information theory, management, accounting.
Переход к рыночной экономике в условиях ужесточившихся международных санкций определяет необходимость развивать сферу интеллектуальных бизнес-услуг [3; 5; 6; 7]. Термин «экономика, базирующаяся на знаниях, или «экономика знаний», появился в научном обороте почти полвека назад. Им стал обозначаться сектор экономики, ориентированный на создание новых и модификацию накопленных знаний, их накопление и распространение. В настоящее время данный термин используется более широко: для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а их создание и использование становятся источником экономического роста, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран [4; 9; 10; 14; 15]. В современной научной литературе чаще употребляется термин, предложенный специалистами Всемирного банка: под экономикой знаний следует понимать «экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности» [8, с. 4]. Под этот термин можно полностью подвести деятельность компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг.
Одним из признаков перехода к экономике знаний является обновление терминологии, с помощью которой ученые пытаются обозначить новые свойства интеллектуальных продуктов. Так, например показатель уровня квалификации специалистов и инновационного потенциала компании, который способствует повышению ее рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности определяется как «портфель интеллектуальной собственности высокотехнологичной компании», оцениваемый по всей совокупности включенных в него активов. Компания, обладающая таким портфелем, способна устойчиво держать позиции на рынке продуктов интеллектуального труда, одновременно наращивая свою стоимость.
Интеллектуализация производства и активное проведение инновационных процессов являются исключительно важными закономерными чертами современной экономики, а знания, опыт и новые технологии превращаются в глобальный ресурс развития высокотехнологичных компаний. Усиление тенденций к либерализации государственно-властной политики в отношении практики
УДК 657 С.В. Пономарева
© Пономарева С.В., 2015
использования результатов интеллектуальной деятельности демонстрируют стратегии инновационного развития, обнародованные в последнее пятилетие ведущими рыночно развитыми государствами: США, Великобританией, Японией, Германией. По единодушному мнению аналитиков, возможность технологического прорыва в этих государствах обеспечил отказ от государственной монополии в инновационной сфере и стимулирование ускоренной передачи инноваций в производственную сферу. При оформлении результатов интеллектуальной деятельности в качестве объектов интеллектуальной собственности юридических лиц (компаний) они становятся важной частью их активов, демонстрируя приобретение этой компанией статуса высокотехнологичной (наукоемкой) компании. Комплексным признаком такой компании является совокупность следующих показателей:
- состав правообладателей, авторы (сторонние, находящиеся в договорных отношениях с компанией, и работники компании);
- разнообразие условий закрепления в договорах на приобретение или передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- перечень результатов интеллектуальной деятельности, оформленных в собственность компании, являющихся носителями стоимости бизнеса и объектами бухгалтерского учета и управления, а также налогообложения; их участие в приросте стоимости собственного бизнеса и вклад в получение прибыли производственными компаниями.
Примером позитивных тенденций комплексного управления портфелем интеллектуальной собственности могут служить разработки специалистов ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» («Информационная система комплексного управления портфелем интеллектуальной собственности высокотехнологичной компании»). Практика использования информационной системы не только предоставляет возможность учитывать создаваемые и охраняемые правом результаты интеллектуальной деятельности. С ее помощью отслеживается полный инновационный цикл: от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), получения патента (другого охранного документа) вплоть до производственного освоения такого результата внутри компании или при его продвижении на внешний рынок. В информационной системе поддерживается реализация основных базовых рабочих процессов (бизнес-процессов) компании, связанных с управлением как отдельными объектами интеллектуальной собственности, так и их совокупным портфелем интеллектуальных услуг [13; 16; 17; 18; 22].
На рынке появились принципиально новые носители стоимости, изменения параметров которых недостаточно задействованы стандартами учета и управления: интеллектуальный капитал, информация, интеллектуальная собственность, профессионализм и т.п. По признанию зарубежных ученых, сформировалась новая форма собственности - «неовеществленная», которую можно воспроизводить бесконечно, она одновременно может быть потребляема в разных местах и не является продуктом, который можно обратить в частную собственность» [28]. Современные информационные технологии сделали возможным оперативное управление корпорациями [19; 20; 21; 23; 24; 25; 26; 27], подразделения которых территориально распределены даже по континентам. В этой связи стало возможным размещать их в тех местах, где это наиболее выгодно, стало возможным тиражировать опыт, не производя конкретного интеллектуального продукта. Разработки же интеллектуального продукта при этом уходят в те страны, где выше образовательный уровень граждан, лучше телекоммуникационная инфраструктура и выше уровень оплаты высококвалифицированной части работников. Поскольку капиталоемкость интеллектуальной сферы труда существенно ниже капиталоемкости труда работников материальной сферы, то создание бизнес-услуг в такой сфере доступно практически во всех рыночно ориентированных странах. Создание, усвоение и распространение новых профессиональных знаний и технологий возможны исключительно при условии адекватного изменения форм и методов управления бизнесом компаний, специализирующихся на создании и продажах ин-
теллектуальных бизнес-услуг. Сама собственность на продукт интеллектуального труда или интеллектуальная собственность становится новым носителем стоимости, который требует особых концепций оценки, учета и управления. В российском законодательстве понятие «интеллектуальная собственность» было впервые дано в ст. 138 ГК РФ (1994 г.) в качестве обобщающего понятия результатов интеллектуальной (творческой) деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). «Интеллектуальная собственность есть исключительное право использования результата интеллектуальной деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде копий художественного произведения, сделанных в любой форме, позволяющей впоследствии восстановить эти произведения» [1, с. 262].
Использование прав владения объектом интеллектуальной собственности означает, прежде всего, получение реальных или патентных доходов от его копирования (повторения, воспроизведения). За счет воспроизводства технического или иного решения и последующей продажи предмета интеллектуального труда или интеллектуальной услуги (консультация, методическая помощь и т.п.) формируется источник доходов, обладающий явными признаками монополии. Право интеллектуальной собственности и есть монопольное право ее владельца. Весь смысл исключительных имущественных прав на интеллектуальную собственность заключается в монополизации потенциальной прибыли. Данное обстоятельство предопределяет особенности управления такой собственностью. Когда же речь идет о создании и продаже интеллектуального продукта, создаваемого в рамках корпоративной собственности компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг, то требуется особая система регламентации оборота этого продукта, подсистемами которой являются: учет, анализ, контроль и отчетность.
В управлении интеллектуальными бизнес-услугами, основанными на новейших знаниях, ключевую роль играет компетенция компаний, включающая наиболее полные знания, навыки, лидерство, аналитические способности и ориентацию на безусловное достижение поставленных целей. Еще несколько лет назад управление интеллектуальным капиталом рассматривалось как сфера, имеющая отношение лишь к производствам высоких технологий (изготовление новых товарных продуктов непосредственно на базе научных исследований). В настоящее время инновационные процессы - это непременное условие развития всех сфер хозяйственной деятельности, обеспечивающее им конкурентные преимущества на рынке товаров, работ, услуг. Следовательно, научные знания превращаются в особый фактор воспроизводства стоимости бизнеса наряду с такими факторами как материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
На наш взгляд, основные черты новой экономики были изложены К. Келли, которые, как полагал ученый, являются наиболее очевидными в меняющемся мире [2, с. 2]:
- глобальный характер происходящих изменений;
- оперирование неосязаемыми благами: идеями, информацией и взаимоотношениями;
- тесное переплетение и взаимодействие отдельных сегментов новой экономики.
Эти три отличительные черты создают новый тип взаимодействия рынка и общества, базирующихся на сетевом принципе, а мир «тонких технологий» начинает управлять миром машин - миром материальной реальности. В этих условиях, наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности компаний, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выступают неосязаемые измерители: знания, интеллектуальный капитал, удовлетворение интересов потребителей, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие носители стоимости раскрывают новые возможности прироста стоимости бизнеса по сравнению с сугубо традиционными (финансовыми) вложениями в бизнес. Сфера интеллектуальных бизнес-услуг является одной из наиболее быстроразвивающихся экономики. По своей природе бизнес-услуга сохраняет базовые характеристики услуга как деятельности, не создающей новый вещест-
венный продукт, а изменяющий качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуга - это любой вид деятельности, который одна сторона предлагает другой, это - неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо или благо, предоставляемое в форме мыслительной деятельности, а не в материальной форме.
- ВИДЫ УСЛУГ постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование
налоговое консультирование
анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование
управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций
правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов
проведение маркетинговых исследований
проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях
обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с финансовой, кредитной и т.п. деятельностью
обучение специалистов в областях, связанных с менеджментом: разработка и анализ инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов и т.п.
проектирование ^-технологий, внедрение информационных технологий, сервисное обслуживание информационных сервисов и программ
представительство в судебных и налоговых органах по налоговым, пенсионным, страховым и таможенным спорам
-!
Рис. Виды услуг, представляемые компаниями по заявкам заказчиков
Компании сферы интеллектуальных бизнес-услуг представляют собой сложный комплекс экономических субъектов, оперирующих неосязаемыми носителями стоимости и ценности. В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, в эту сферу входит 99 видов финансово-хозяйственной деятельности в 16 экономических сферах, обеспечивающих предоставление услуг, в том числе таких, как жилищные, транспортные, связи, торговли, образования, обороны, здравоохранения, ремонта, социальные, ритуальные услуги, и многие другие. На рис. отображены виды услуг, формирующие 86 % портфеля интеллектуальных бизнес-услуг обследуемых нами компаний этой сферы.
К сфере услуг относятся компании, основной деятельностью которых являются создание и продажа интеллектуальных бизнес-услуг, т.е. деятельность, результаты которой не имеют материально-вещественного выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В бухгалтерском учете оборот таких видов деятельности уже получает стоимостное выражение и отражается в бухгалтерских записях и отчетности в денежной форме. В перспективе, судя по тенденциям расширения предмета и объектов интеллектуальной собственности, национальная система бухгалтерского учета, анализа и контроля должна пополниться новыми носителями стоимости, как это имеет место в зарубежной практике. Наиболее представлены на рынке такие виды бизнес-услуг как: методические разработки, консультации, создание ГГ-программ и методических пособий по ним, реинжиниринг, концепции программно-целевого моделирования бизнеса, методики экономико-математического моделирование стоимости бизнеса, рекомендации по моделированию экономической, финансовой, налоговой и других стратегий управления стоимостью бизнеса и многие другие виды деятельности, основанные на затратах интеллектуального труда.
На объекты интеллектуальной собственности правообладатель приобретает «исключительные», а не вещные правомочия. Вещные права (в том числе и право собственности) возникают на материальные носители творческого произведения, а не на его содержание. Понятия «интеллектуальный бизнес» или «финансово-хозяйственная деятельности компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг» непосредственно связаны с понятием «интеллектуальная собственность», формализация которой предполагает определение субъектов и объектов, вовлеченных в процесс смены собственников, их прав и обязательств, а также определение методов управления объектами собственности, в том числе методов бухгалтерского учета, экономического анализа и внутрикорпоративного финансового контроля.
Интеллектуальные продукты имеют общественную полезность, они воплощают свойство быть предметом для создания других товаров и услуг. Продукт интеллектуальной собственности не является товаром в классическом виде, поскольку он нематериален, а, следовательно, он трудно воспринимаемый в стоимостном отношении, трудно учитываемый, анализируемый и контролируемый. При использовании интеллектуального продукта сохраняется его полезность, в то время как у традиционного товара она исчезает по мере его потребления. В основе стоимости интеллектуального продукта лежат индивидуальные затраты труда, так как продукт интеллекта уникален и индивидуален. Стоимость объектов интеллектуальной собственности состоит в том, что эти объекты индивидуальны и исключительны, поэтому они создаются в единственном числе в отличие от обычных товаров. Кроме того, стоимость данных объектов должна быть сравнена со стоимостью аналогов, в которых существует определенный общественно важный труд. Данная специфика создает целый ряд трудностей с организацией бухгалтерского учета стоимости данного объекта и требует от бухгалтера особых навыков. Следует полагать, что в зависимости от квалификации должны формироваться и должностные инструкции для бухгалтеров компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг.
Экономика знаний или информационная экономика меняет не только характер производства, но и экономические отношения, что гораздо важнее для развития теории и практики бухгалтерского учета и финансового менеджмента в рамках конвергенции учетной и управленческой парадигм. Однако, до настоящего времени не найден унифицированный измеритель стоимости таких затрат, инструмент их взвешивания. В силу неосязаемости такого вида активов, универсальная модель их стоимостной оценки практически невозможна, однако, это не исключает поиск методов более точной оценки их стоимости для целей учета, контроля и анализа. Как подчеркивает методолог учета В.Ф. Палий, «информационная экономика меняет не только характеристику производства и экономических отношений, но и сами информационные технологии, оказывающие непосредственное влияние на бухгалтерский учет, а, следовательно, на концепции, лежащие в основе его теории. Среди них:
- развитие средств связи, передачи данных и вычислительной техники;
- новые возможности документирования фактов хозяйственной деятельности, их регистрации и архивирования. Очевидно, что исторически сложившиеся формы бухгалтерского учета себя исчерпали;
- новые объекты (элементы) бухгалтерского учета, прежде всего, интеллектуальные, такие как знания, информация, интеллектуальная собственность и т.п., порождающие новые формы товара. Последнее обстоятельство, оказывая влияние на товарно-денежные отношения, не может не влиять на теоретические принципы бухгалтерского учета как информационной системы, отражающей товарно-денежные отношения и движение капитала. Бухгалтерский учет начинает преображаться, отрицать отдельные, ранее незыблемые постулаты. Изучение и осмысление данных явлений на концептуальном уровне является задачей для исследователей теории бухгалтерского учета» [12, с. 32-43].
Для упорядочения методов учета и оценки нематериальных активов Минфином России было подготовило специальное письмо от 22 июня 2006 г. «О признании интеллектуальной собственности нематериальным активом». Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве актива конкретного вида (нематериального актива, основного средства и др.), если он отвечает определению данного вида актива и выполняются условия, установленные соответствующим Положением по бухгалтерскому учету. При классификации активов для целей бухгалтерского учета рекомендовано пользоваться «Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России», одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и советом Института профессиональных бухгалтеров России от 29 декабря 1997 г., впоследствии не раз уточняемой. Как справедливо отмечает представитель академического сообщества России Б. Мильнер, «целесообразно в ближайшем будущем разработать систему показателей и методы количественного измерения знаний, на основе которых можно было бы определять сложившиеся разрывы между ними и ведущими тенденции их роста. Необходимо также изучить степень влияния отдельных видов знаний на экономический рост и тех или иных факторов экономического роста на эволюцию знаний. Это позволит управлять процессами повышения эффективности применения знаний» [11, с. 43-50]. Однако, как подтверждают результаты нашего исследования, не все учетные проблемы в отношении интеллектуальных носителей стоимости решены. Это подтверждают результаты опроса счетных работников. В действующем в настоящее время ПБУ-14 число объектов учета ограничено, в нем отсутствуют правила постановки на учет такого актива как «гудвилл» и некоторых других объектов интеллектуальности собственности. Научно-технические достижения, как правило, основываются на прежних разработках и когда на рынке появляются совершенно новые продукты интеллектуального труда, то в их основе имеются аналоги ранее существующих образцов. Иными словами, при оценке их стоимости этот «незаслуженный вклад» должен приниматься в расчет, однако, до настоящего времени такой оценочной методики не существует. Следовательно, при создании в компании нового вида интеллектуальной услуги возникают трудности с адекватной оценкой затрат в бухгалтерском учете, с ценооб-
разованием и их продвижением на рынок. Рыночные операции с научно-техническими разработками имеют ряд спецификаций, отличающих их от продажи обычных товаров. Особенно это касается купли-продажи лицензий, где причины возникающих трудностей заключаются в следующем:
- как правило, в торговой сделке участвует и элемент интеллектуального труда (опыт, технические знания, «ноу-хау») и материализованными предметами (вещества, машины, приборы, инструменты и т.д.), они трудно отделимы друг от друга;
- продвижение товаров интеллектуального труда от их создателей через рыночную сеть к потребителю производится не в вещественной, а в опосредованной форме, например, как техническое обслуживание, консультирование, аудит и т.д.;
- лицензионные товары по своему назначению имеют сугубо индивидуальный характер и четко закреплены за их правообладателями;
- сделка с лицензией требуют правовой защиты от посягательств конкурентами. Сделки необходимо юридически оформить как соглашение о передаче права или разрешение на пользование изобретениями, что вызовает дополнительные учетные трудности.
Вследствие существенных расхождений между оценками рыночной стоимости компаний и «историческими» данными бухгалтерского учета возрастает потребность в формализации измерений нематериальных активов, объединяемых понятием «интеллектуальный капитал». Наиболее адекватный выбор концепций стоимостных оценок зависит от конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности компании и задач, решаемых на основе данных расчетов. Практика показывает, что пока еще ни одну концепция нельзя признать универсальной. Аналитики рекомендуют при оценке стоимости неосязаемых активов использовать один из четырех методов количественных оценок:
- прямого интеллектуального капитала. Такие оценки отображают стоимость нематериальных активов по отдельности и в их совокупности;
- капитализации рынка. Такие оценки подсчитываются в результате определения разницы между рыночной капитализацией компании и стоимостью ценных бумаг ее акционеров. Один из подходов - определение отношения рыночной цены (акции) к ее бухгалтерской оценке. Другой - отношение рыночной стоимости ценных бумаг компании к восстановительной стоимости ее активов;
- окупаемости активов. Фокусируется на средней величине доходов от нематериальных активов. Полученные до уплаты налогов доходы компании делятся на среднюю величину материальных активов. Результат сравнивается со средним объемом продукции компании, а разница затем умножается на среднюю величину материальных активов, чтобы получить средний годовой доход от нематериальных активов;
- счетных карт. Определяются различные индикаторы или показатели ряда компонентов нематериальных активов. Они могут быть представлены в виде численных счетных карт, а также графически.
Для количественной оценки деятельности компаний интерес представляет также и результаты исследований Р. Экклза [29], который предложил ряд методов, аналогичных методам измерения интеллектуального капитала, среди них выделяются следующие:
- бенчмаркинг - метод, включающий идентификацию лидеров отрасли, сравнение достижений компании с их достижениями и обучение на лучших примерах;
- модели компетентности - метод, позволяющий исчислить рыночную стоимость результатов труда наиболее успешных работников и оценить их деятельность в денежном выражении;
- ценность бизнеса - метод оценки потерь, связанных с упущенной деловой возможностью;
- окрашенная отчетность - включение в финансовые документы специфических дополнений.
В литературе встречается описание и других методов оценки интеллектуального капитала
компании, которые основываются на выявлении факторов стоимости интеллектуального труда.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
2. Бодяко А.В. Оценка порядка учета и контроля составных элементов системы формирования человеческого капитала и возможностей его совершенствования в организациях сферы образовательной деятельности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 192-196.
3. Бодяко А.В. Формирование социальной отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с МСФО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 9. -С. 279-283.
4. Зеленов В.В. Внутренний аудит в системе управления санаторно-курортной организацией // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 9. - С. 73-78.
5. Зеленов В.В, Чернышев В.Е. Показатели управленческого учета в строительстве // Бухучет в строительных организациях. - 2011. - № 12. - С. 50-52.
6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности / Под ред. В.Л. Макарова, А.Е. Варшавского. - М.: Наука, 2004. - 324 с.
7. Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3.
8. Корзоватых Ж.М, Павлова И.А. Организация управленческого учета по системе «директ-костинг» // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. - С. 43-47.
9. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. - 2003. - № 3.
10. Мильнер Б. Знания как объект управления // Научные записки Института Экономики РАН. - 2011. -Т. 3. - С. 43-50.
11. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: современные проблемы / В.Ф. Палий. - М.: Бухгалтерский учет, 2007.
12. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 15. - С. 59-68.
13. Рогуленко Т.М., Бабенко А.В. Исследование и совершенствование аналитических процессов современных методов финансового анализа показателей бухгалтерской отчетности и оценки финансового состояния организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 11. -С. 162-168.
14. Рогуленко Т.М. Влияние глобализационных тенденций развития бизнеса на информационную миссию бухгалтерского учета и отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 4. - С. 181-185.
15. Рогуленко Т.М. Использование международных стандартов аудита в российской практике аудита // Аудиторские ведомости. - 2014. - № 11. - С. 23-37.
16. Рогуленко Т.М Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой. Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 35-40.
17. Рогуленко Т.М. Совершенствование организации бухгалтерского учета и контроля в автономных образовательных учреждениях: монография / Н.Д. Горюнова, Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева. - М.: КноРус, 2014. - 144 с.
18. Рогуленко Т.М., Виноградова С.А. Структура системы контроллинга на торговых предприятиях // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 13. - С. 48-54.
19. Рогуленко Т.М Теория системности научного познания экономических процессов и ее роль в развитии контроля управления компанией как социально-экономической системы // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. - С. 173-177.
20. Рогуленко Т.М. Экономический контроллинг как инструмент оздоровления организаций в системе управленческого учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2002. - № 1. -С. 79-82.
21. Сенков В.А., Беличко А.А. Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. - С. 168-172.
22. Сенков В.А., Журавлева А.А. Экономико-математическое обоснование выбора критериев распределения налоговых платежей в бюджет в консолидированной группе налогоплательщиков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9. - С. 149-156.
23. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9. - С. 52-56.
24. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. - С. 227-233.
25. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. -№ 3. - С. 275-281.
26. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон; пер. с англ. - М.: Экономика, 2009. - 272 с
27. Экклз Р.Д.Ж. Революция в корпоративной отчетности: Как разговаривать с рынком капитала на языке стоимости, а не прибыли / Р.Д.Ж. Экклз [и др.]; пер. с англ. Н. Барышниковой. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. -400 с.
28. Kelly К. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategics for a Connected World / К. Kelly. - New York: Viking, 1999. - Р. 2.