Научная статья на тему 'Управление социально-педагогическим партнерством в современном образовании'

Управление социально-педагогическим партнерством в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНЫЙ КРУГООБОРОТ КАЧЕСТВА / ВСТРЕЧНЫЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИУМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIO-EDUCATIONAL PARTNERSHIP / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY OF HUMAN / SOCIAL CIRCUIT OF QUALITY / COUNTER CHALLENGES OF EDUCATION AND SOCIETY / EDUCATIONAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маралова Екатерина Александровна, Данилина Татьяна Александровна

Социально-педагогическое партнерство рассматривается в качестве стратегической возможности развития образования. Участие общества в решении важнейших задач образования приобретает новый смысл при приоритетной роли образования в постановке ведущих ориентиров развития декларировании собственных вызовов социуму. Профессиональной задачей руководителя образовательного учреждения является наполнение педагогическим смыслом встречных вызовов и обеспечение их устойчивой целостности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing social and educational partnership in modern education

Socio-educational partnership is seen as a strategic opportunity for education development. Public participation in resolving crucial problems of education acquires new meaning concerning the priority role of education in the setting of the leading targets of development the declaration own challenges to society. Professional task of the manager of educational institution is filling counter challenges with pedagogical sense and ensuring the sustainability of their integrity

Текст научной работы на тему «Управление социально-педагогическим партнерством в современном образовании»

Е. А. Маралова (Великий Новгород), Т. А. Данилина (Москва)

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРСТВОМ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Социально-педагогическое партнерство рассматривается в качестве стратегической возможности развития образования. Участие общества в решении важнейших задач образования приобретает новый смысл при приоритетной роли образования в постановке ведущих ориентиров развития - декларировании собственных вызовов социуму. Профессиональной задачей руководителя образовательного учреждения является наполнение педагогическим смыслом встречных вызовов и обеспечение их устойчивой целостности

Социальное партнерство в современном образовании приобретает новые смыслы в контексте глобальных проблем развития общества. Несмотря на то, что декларативно общество берет на себя ответственность за подрастающее поколение, среди субъектов, отвечающих за благополучие и развитие детей и молодежи, в первую очередь называют образование и семью. Причем, хотя семья, бесспорно, отвечает за своих детей, за поколение ответственность переносится на образование - профессиональное педагогическое взаимодействие с взрослеющей личностью, обусловливающее развитие ее ядра ценностей и способностей к самореализации в социокультурно одобряемом направлении. Таким образом, социальное партнерство для ресурсного обеспечения, сопровождения и поддержки детства и юношества преимущественно предполагает соединение усилий семьи и образования. В организации и управлении этими взаимодействиями ставится много вопросов. Однако взаимодействие с обществом, его институтами, формальными и неформальными сообществами остается проблемой, содержание которой слышится в настойчивом звучании однонаправленных вызовов социума образованию.

Состояние образования и его оценка обществом предопределяют характер социального партнерства и его педагогическую направленность в совместной заботе о детско-юношеском сообществе в современном мире. Именно педагогическая направленность партнерских взаимодействий предопределяет приоритетную роль образования - роль субъекта-актора, направляющего ценностно-целевые векторы «вложений» всех участников системно-процессуальных отношений по обеспечению благополучного детства. Содержание ориентирующих общество ценностей благополучного детства, характер целей и выбор средств для их дости-

жения постепенно приобретают формат вызова образования обществу - это принципиально новая современная особенность социального партнерства, точнее социально-педагогического партнерства образования и общества.

Проблему партнерства целесообразно рассматривать в двух аспектах: в образовательном процессе - как проблему отношений непосредственных участников и в образовательном пространстве - как проблему взаимодействия образования и общества. Оба эти направления экспериментально осуществляются в практической деятельности образовательного учреждения, при этом партнерские отношения становятся средством и результатом его развития и оцениваются с точки зрения эффективности процесса развития, возникающих в разное время педагогических и андрагогических эффектов, инновационного актива управленческой деятельности руководителя.

Социально-педагогическое партнерство в образовательном процессе наиболее эффективно реализуется в учебной кооперации - одной из основных форм организации межличностного, содержательного и продуктивного взаимодействия субъектов образования. Эта форма партнерских взаимодействий включает в себя объединение знаний всех участников для достижения общей цели за счет обогащения каждого при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей; рефлексию процесса и результата межличностного взаимодействия; использование знаний педагога как одного из источников информации и обеспечивает формирование социальных качеств участников процесса в их межличностных познавательных взаимодействиях.

Операционализация важнейших качеств социально-педагогического партнерства образования и общества раскрывается в отношениях

кооперации и сотрудничества в образовательном пространстве - это а) крупномасштабные феномены образования и общественной жизни; б) рациональная ориентация общественного мышления на создание условий развития нравственного качества человека, опережающего выработку способностей выбора и технологий принятия решений; в) понимание качества жизни как согласования свободы духа и культуры ограничения проявлений в рамках дозволенного; г) развитие социокультурного пространства образования и управляемость культурного баланса взаимных требований, вызовов образования и общества, их взаимообразующей функции и взаимоформирующих эффектов. Так формулируется серьезная исследовательская задача -интерпретация общих для современного образования и общества положений взаимозависимости для выработки концепций развития современного образования.

Социальное управление качеством образования, отвечающего на вызов социума, означает развитие средствами образования индивидуального социального интеллекта, личностных способностей принятия ответственных решений в «границах дозволенного» [1, с. 42] или согласно «нормам целесообразности» [1, с. 43] на основе гуманитарных ценностей. Управление социальным качеством образования становится действенным средством влияния на качество жизни при обеспечении социального взаимодействия знаний и интеллекта - от индивидуального к общественному и наоборот. Образование, воздействуя через индивидуальность на общественный разум, концептуально опирается на его коллективную природу - это многое определяет в социальных подходах к управлению качеством образования.

«Образование как «механизм» сегодня влияет, осуществляя свою экспансию, на все общество в целом, превращая его в организованную социальную образовательную систему, то есть образовательное общество. Важным акцентом данного дискурса являются социализация, качество и управляемость в образовании, а также в обществе и его системах. Управляемость общественного сознания в противовес стихийности изменений его ценностных оснований и ориентиров позволяет превратить устойчивое развитие в социокультурную реальность. Управляемость качества образования и качества человека становится ведущим показателем социального качества жизни. Кроме того, управляемость как осознанная возможность обеспечить устойчивое развитие усиливает роль общественного интеллекта и социального

управления образованием на основе закона опережающего развития качества человека.

Социальный менеджмент качества образования - современная парадигма в развиваемой теории качества, в которой особое место отводится категории системно-социального качества. Социальный менеджмент качества образования - это система управления социальным качеством образования. Продуктивность регулирования этой системой подчиняется общему диалектическому принципу взаимодействия, что в пределах образовательного процесса означает «восходящее воспроизводство качества человека и качества общественного интеллекта» [2, с. 42].

Основой проектирования системы социального менеджмента качества образования являются мониторинг качества образования на разных уровнях (по концепции модернизации образования России - это доступность, качество и эффективность), аналитические методики са-мообследования и модели самооценки качества образования в образовательных учреждениях.

Качество образования, в том числе и оптимизация подсистем дошкольного и школьного образования, постоянно актуализируется обществом - это входит в содержание модернизации образования, то есть приведение его в соответствие с социокультурным, профессиональным, маркетинговым представлениями, особенно это характерно для подсистемы дошкольного образования, когда тесная связь с социумом, с родительским сообществом обусловлена возрастом детей. Взаимное влияние установок в виде партнерских взаимодействий наиболее «органично» для дошкольного образования.

Для продуктивности социального управления качеством дошкольного образования важно интерпретировать, адаптировать и опера-ционализировать универсальные принципы социального управления в контексте социокультурной педагогической реальности, в которой сегодня функционирует отечественное дошкольное образование. Так, зависящая от взаимоотношений субъектов партнерских отношений степень директивности - обязательности выполнения планов - обусловливает виды и технологии планирования: прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие ориентировочные рекомендации), директивные (подлежащие обязательному выполнению). Планирование, виды и технологии разработки планов, включенные в них задания в цифровых показателях и сроки их выполнения влияют на содержание партнерства,

договорных обязательств, объемы ассигнований, величину государственного бюджета и т.п. Главным ресурсом в сфере образования становится социальное партнерство - общность интересов образования и общества, их активизация, актуализация и мобилизация. Наиболее фундаментальным технологическим основанием социального партнерства становятся информационные технологии, дающие супервозможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов в сферу образования. Эффективность совместно разработанной стратегии развития сферы образования, укрепление сотрудничества с сообществами и социальными институтами, объединение ресурсов и качество предоставляемых услуг, создание единого информационного пространства и информационное обслуживание процесса образования, а также многие другие направления партнерских взаимодействий зависят от состояния информационной инфраструктуры образовательной деятельности. Информационные технологии предопределяют целостность механизмов управления образованием и развитием различных его сфер.

Социальное управление качеством образования ставит культуросообразные цели помимо задач, обусловливающих специфические функции развития интеллекта, деятельностных способностей, личностных свойств - «передача знаний без потери истины». Это обусловливает направленность образования, его терминальных и инструментальных ценностей на сохранение и укрепление общего и психологического здоровья обучающихся, поддержание и активизацию жизненных сил, их ориентацию на социально предпочтительные сферы самореализации, самоопределение относительно ценностей образования, социокультуры, профессиональной этики.

Среди средств влияния образования на качество человека наиболее значимыми являются условия жизнедеятельности и среда, развивающая человека, - здоровьесберегающая, социальная, культурно-идеологическая, историко-конкретная, информационная, материально-техническая, экономическая и др. Создание развивающих сред является позитивным результатом социально-педагогического партнерства, в ценностных интенциях которого направляющим приоритетом выступает образование как социальный институт. В этой позиции социального управления становится очевиден вызов системы образования обществу - это пока не освоенная, «не сыгранная» роль образования в социокультурном пространстве жизни и ста-

новления человека. В научно-методологическом плане вызов системы образования обществу становится парадигмой, требующей опера-ционализации, перевода на язык практический действий социального управления качеством образования.

Взаимообусловленность качества жизни, качества человека и качества образования, их согласованное взаимодействие в осмысленных встречных вызовах определят эволюцию единой социоприродной системы, создающей социализирующий и квалитативный каркас управления развитием образования. Для системы управления развитием образования качество человека является ключевым феноменом. Это означает, что ценностно-целевым вектором социального менеджмента становится экспликация характеристик и параметров качества человека и их опережающее развитие в образовательных процессах относительно социокультурной реальности. При этом «здоровье» сегодня определяют как «концентратор» качества жизни» [2], что создает общее проблемное поле и единый феноменологический ряд образования и жизни человека и общества.

Для социального управления качеством образования, инновационными преобразованиями качества образовательного процесса значима направленность образования на обеспечение психологического благополучия и укрепление здоровья субъектов образования. Реализация этой направленности согласуется с законом опережающего развития качества человека. При этом принципиально важно соотносить приобретаемую образованность с субъективным ощущением психологического благополучия, удовлетворенности от интеллектуального, деятельностного, личностного развития и доступности новых жизненных перспектив и профессиональных возможностей. Опережающее развитие качества человека при укреплении его здоровья и улучшении психологического состояния инициирует позитивные изменения качества общественного интеллекта и качества жизни как фундаментального эффекта - метаэффекта образования [3].

Реализация принципов опережения на всех этапах образования может существенно изменить продуктивность социального управления

- оптимизацию качества индивидуального и общественного интеллекта, позитивно влиять на личностную оценку качества жизни, расширять возможности достижения психотерапевтического метаэффекта образования как совокупного результата ряда его качеств [4].

Для определения инновационного коридора, то есть кардинального направления исследовательского поиска в науке и практике образования, важно выявить логическую цепь современных социокультурных проблем, проекции которых составляют актуальное проблемное поле социального управления качеством образования.

В этом контексте приобретают новый смысл отбор и организация содержания образования, аксиологические стратегии управления качеством образования, качеством человека и общественного интеллекта средствами образования. Особая роль отводится социально и личностно развивающему компоненту образования, так как характер образовательных взаимодействий создает социокультурную среду, определяющую установки субъектов образования, мировоззренческие позиции и само качество жизни человека и общества.

При проектировании социально-педагогического партнерства перед образованием возникает проблема преодоления возникающих «асимметрий» в общественном интеллекте [2]. Одна из них - несоизмеримость технологической обученности, сноровки пользования информационно-компьютерными средствами и уровнем проективных способностей предусматривать социальные последствия принимаемых решений, предпринятых действий, поступков, низкая антиципация как качество человека и образования. Другая - ценностная несогласованность естественнонаучного и технического знания с гуманитарным, рефлексивным знанием, обладающим не только объяснительным, но и регулятивным потенциалом в сфере познания и деятельности. Эта асимметрия препятствует пониманию мира, людей, самопониманию и, соответственно, лишает человека «живого знания», дающего новообразования личностного опыта. Преодоление или сокращение обозначенных асимметрий в качестве общественного интеллекта и качестве человека может стать продуктивным инновационным направлением управления социальным качеством образования.

Стратегической логикой управления развитием образования является согласование инноваций разного масштаба с магистральным вектором устойчивого развития социально-педагогического партнерства с социумом.

Методологическая парадигма социально-педагогического партнерства образования и общества ориентирует процессы познания, исследования, программно-целевого ситуативного анализа, оптимизации функционирующих систем деятельности на проектирование и прогно-

зирование масштабных социальных результатов.

Интерпретация системных изменений современного мира с позиций рефлексивных наук предопределяет конструктивное осмысление управленческих стратегий в развитии образования - их социализацию, направленность на социально-педагогическое партнерство.

Принципиальным в развитии социального управления является смена образовательно-педагогических формаций - от производства «образовательных услуг», адаптивного ответа на вызовы общества к образовательному обществу, педагогизации социума, непрерывному пожизненному образованию, «цивилизации общественного интеллекта» [2, с. 37]. Смена образовательных формаций привела к взаимной направленности образования и общества, осмысливающего необходимость новых позиций социального управления качеством образования

- ответственная подготовка общества к социально-педагогическому партнерству с образованием ради системного изменения характера обоюдных «вложений» в образование. Общество приходит к пониманию того, что пришло время обусловить должный ответ на вызовы образования. В качестве новой парадигмы развития образования взаимная ответственность ответа на встречные вызовы образования и общества в общей направленности оптимизировать качество образования, качества человека, качества коллективного сознания для повышения качества жизни, устойчивого эволюционного развития становится генеральным вектором инноваций в образовании и социокультурной деятельности [5].

Мониторинг качества образования и лонги-тюдинальные исследования эффектов социально-педагогического и социокультурного планов предопределили проблематизацию социального управления и обозначили инновационный коридор для гуманитарного проектирования, прогнозирования, экспериментирования в разных подсистемах образования.

В этом контексте приобретает особую актуальность специальная подготовка руководителей образовательных учреждений (в режиме дополнительного профессионального образования): логика принятия рациональных решений в социально-педагогических взаимодействиях с социумом и его институтами; компетентность в социальном проектировании развития партнерских отношений; интерпретация педагогических эффектов в социальном пространстве образования.

Литература

1. Григорьев С. И. Основы виталистской социологии XXI века : учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. - 239 с.

2. Субетто А. И. Основания социального менеджмента качества образования. - СПб. ; Оренбург : ИЦ ПКПС ; Оренб. гос. ун-т, 2004. -60 с.

3. Маралова Е. А. Психотерапевтические эффекты постдипломного образования педагогов: праксиологический контекст : моногр. -Великий Новгород: НовГУ, 2004. - 168 с.

4. Маралова Е. А. Методологический потенциал праксиологического подхода к постдипломному образованию педагогов : моногр. -Великий Новгород: НовГУ, 2004. - 166 с.

5. Данилина Т. А. Социально-педагогическое партнерство как импульс и результат развития дошкольного образования : моногр. -Великий Новгород: НовГУ, 2007. - 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.