Научная статья на тему 'Проблемы эффективности управления развитием образовательного учреждения: социально-рефлексивная компетентность руководителя'

Проблемы эффективности управления развитием образовательного учреждения: социально-рефлексивная компетентность руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СОЦИАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маралова Екатерина Александровна, Мачурина Любовь Федоровна

Рассматриваются основные задачи менеджмента в контексте современных тенденций инновационного управления качеством образования. Выделено ключевое значение социально-рефлексивной компетентности руководителей для реализации эффективного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маралова Екатерина Александровна, Мачурина Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic tasks of management in the context of contemporary trends of innovative quality management education are considered. The socio-reflexive competence key for implement effective management is allocated.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности управления развитием образовательного учреждения: социально-рефлексивная компетентность руководителя»

формы, понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с нормами английского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка.

В данной работе мы рассмотрели лишь один из возможных приемов обучения иностранному языку в системе магистерской подготовки, однако многие идеи остались за рамками исследования.

список литературы

1. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / И.А. Зимняя. — М., 1991. — 219 с.

2. Преемственность содержания обучения и итоговых требований к курсам иностранного языка и философии в магистратуре и аспирантуре [Текст] // Материалы заседания науч.-метод. совета по подготовке кадров высшей квалификации / под ред.

Е.В. Еремина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 17-22.

3. Реан, А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе [Текст] / А.А. Реан. — СПб., 1996. — 109 с.

4. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь [Текст] / А.Н. Щукин. — М.: Астрель : АСТ : Хранитель, 2008. — 746 с.

УДК 376

Е.А. Маралова, Л.Ф. Мачурина

проблемы эффективности управления РАЗВИТИЕМ образовательного учреждения:

СОцИАЛьНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТь РУКОВОДИТЕЛЯ

Недостаточная эффективность реализации стратегии развития образования в масштабе образовательных учреждений обусловливает необходимость оптимизации в этом контексте управленческой деятельности руководителя. Компетентностный подход к дополнительному профессиональному образованию руководителей образовательных учреждений, реализуя идею «нового профессионализма» управленческих кадров, предполагает развитие способности решать возникающие проблемы жизнедеятельности образовательного учреждения в реальной социокультурной среде [1].

Профессиональному образованию руководителей образовательных учреждений уделяется сегодня большое внимание как в высшей школе, так и в дополнительном профессиональном образовании. Однако анализ и критика эффективности практики управления развитием образовательных учреждений показывают, что проблемы остаются актуальными и это требует специального исследования [2].

Практико-ориентированный подход к проблеме развития образовательного учреждения

предопределяет знание о том, что конкретно надо делать для ее решения и уметь эти действия совершать. Квалификация руководителя обозначает «знания О» — это характеристика горизонта и уровня знаний; компетентность — «умение КАК», характеристика умения решать конкретные задачи, владение технологией; компетенция — «право НА», характеристика полномочий на проявления своей компетентности. В содержании менеджмента эти аспекты (теоретический, технологический и правовой) дополняют друг друга.

Развитие образовательного учреждения должно рассматриваться руководителем с этих трех позиций: теоретически, т. е. в контексте наиболее продуктивных современных тенденций позитивно преобразовывать деятельность образовательного учреждения; технологически с точки зрения полноты использования существующих практических возможностей реализовать все механизмы менеджмента, акцентируя персонал-ориентированные технологии работы с кадрами и информационные технологии работы в маркетинговом поле образования в

социуме; в правовом отношении менеджер создает возможные условия для инициативности кадров в инновационном коридоре преобразования образовательного учреждения в рамках дозволенного в юридическом, экономическом и нравственном отношениях [3].

Особые сложности возникают в гуманитарной области, в управлении модернизацией образования. Они усугубляются при развитии образовательного учреждения из-за многоплановости социальной практики в разнообразных конкретных обстоятельствах и социокультурных условий, влияющих на сферу образования.

В этом контексте важно уточнить понятие «развитие» применительно к образовательному учреждению, так как нередко под «развитием» понимают любые изменения, что порождает противоречия между высокими оценками позитивных по формальным показателям изменений и противоположными качествами изменений по факту, т. е. по эффектам, в том числе и по дистантным, отодвинутым по времени проявлениям в педагогической реальности. В нашей концепции развитие образовательного учреждения — это устойчивые постепенные изменения, новообразования и приращения к наиболее удачному сложившемуся опыту, приводящие к позитивным эффектам в обозримый период времени, понятные и поддержанные всеми участниками образовательного процесса. Эта формулировка предопределяет требуемые изменения в методологии, профессиональном мышлении сообщества руководителей образовательными учреждениями и практическом исполнении ими управленческой деятельности.

Значимость осмысления этого требования к руководителям образовательных учреждений обусловлена существующим рассогласованием практики управления развитием образовательного учреждения с методологическими установками современного менеджмента в гуманитарной сфере. Это рассогласование вполне очевидно проявляет себя в ряде противоречий:

• современный менеджмент требует целостности механизмов управления, концепция повышения эффективности управления развитием организаций гуманитарной сферы выдвигает приоритетность работы с персоналом и общественностью, однако на практике в деятельности руководителя образовательного уч-

реждения преобладает организационно-административный механизм;

• складывающиеся общественные отношения предполагают высокую компетентность руководителя в коммуникативной сфере, образовательном маркетинге, приобщенность к гуманитарной культуре, зависимость управленческой стратегии от общественного мнения, от поддержки педагогического коллектива, лично-стно окрашенного отношения субъектов образовательных взаимодействий, однако в реальной ситуации менеджер руководствуется мнением вышестоящих чиновников, указаниями, проходящими по управленческой вертикали, подвергает рефлексии свои действия, соотнося их лишь с формальными требованиями статистических отчетов и плановыми показателями;

• развитие образовательного учреждения мыслится руководителем в категориях эффективности, а проявляется в эффектах — результатах более разнообразных и качественно несопоставимых с планируемыми, при этом в своем большинстве они не входят в круг проектируемых феноменов развития, выступающий предметом рефлексии руководителя [4]. Из-за этого руководитель нередко не осознает ряда возможностей повышения качества образовательных взаимодействий внутри образовательного учреждения между субъектами педагогической деятельности и во внешних социокультурных партнерских отношениях (в том числе с родительским сообществом);

• в соответствии с ключевой парадигмой современного менеджмента гуманитарной сферы развитие образовательного учреждения инициируется личностью в профессии, педагогами. Инновационные управленческие установки ориентируют руководителя на творческую активность участников образовательного процесса, на выдвигаемые ими предложения, проекты, однако на практике руководитель продолжает, как и раньше, «подводить» персонал под проект, подбирать людей под идею. Для образовательной сферы, тем более в учреждениях дошкольного и начального школьного образования, особой ценностью являются сохранение и развитие педагогического коллектива, ориентация уже сложившейся системы педагогически целесообразных взаимоотношений на «эволюционные» преобразования образовательного и культурно-коммуникативного взаимодействия, при этом

вводимые управленцем идеи изменений как «общие для всех» внешние требования, проекты, не «вызревшие» в реальной педагогической практике и не соответствующие конкретной образовательной ситуации, «ломают» коллектив, вынуждают специалистов отказываться от деструктирующих сложившийся опыт инициатив, менять место работы (опуская кадровую проблему в малых городах и сельской местности), нарушаются межличностные связи;

• менеджмент в сфере образования призван создавать условия для саморазвития участников образования, обеспечивать ресурсную базу инновационным движениям профессионального сообщества в учреждении, укреплять социально-педагогический потенциал учреждения для поддержания и развития образовательных мотиваций детско-взрослого коллектива. Современный менеджмент образования во многом опирается на личностную рефлексию руководителя, ставящего в центр круга оценочных критериев своей деятельности благополучие персонала, обучающихся и их родителей, однако в действительности руководитель перекладывает большую часть забот по разработке проекта решения, обеспечения и исполнения поставленных руководителем задач преобразования профессиональной деятельности и изменения функций учреждения на персонал, на педагогический коллектив. Нередко руководитель, несообразно понимая роль лидера учреждения образования, «проявляя лидерскую волю», ориентирует педагогов на самостоятельный выбор «средств решения проблем», на «инновационную инициативность» при минимальной ресурсной поддержке со своей стороны (неловко приводить одиозный пример с поддержанием сантехнических условий учреждения, оснащением игровых комнат и классов новым методическим инструментарием — развивающими играми, здоровьесбе-регающим и физически развивающим оборудованием, техническими средствами обучения и т. п. — за счет родителей и спонсоров, что является предметом необыкновенной дипломатической изворотливости и коммуникативной изощренности педагогов, их «предприимчивости и социальной инициативы»). Ввиду того что нередко понимаемая управленцем роль лидера сводится лишь к принятию решений и контролю за их своевременным исполнением (в отчетных показателях), руководитель эксплуатирует

аттестационные критерии профессиональной деятельности, внешние формализованные показатели эффективности, распоряжается средствами стимулирования лишь как механизмом достижения результатов, а не как возможностями управления процессом развития субъектов, в том числе персонала и учреждения;

• инновационный менеджмент современного образования предполагает минимизацию социальных рисков, предельное сокращение ситуаций психологически напряженных, тревожных, стрессогенных, т. е. следование методологии социального проектирования, однако в действительности руководитель преследует достижение отчетных результатов и нечасто озабочен производимыми эффектами как не планируемыми результатами принимаемых решений и действий, не соотносит современные реалии с прошлым управленческим опытом, не осмысливает их как следствия прошлых достижений и не прогнозирует удаленные проекции актуальной стратегии (за временные рамки реализации проекта).

В этом контексте важно ставить вопрос о разработке и апробации модели рефлексивной деятельности руководителя образовательного учреждения, направленной на происходящие изменения образовательного учреждения и планирование наиболее предпочтительных его преобразований. При этом фокус исследования ставит в центр решения проблемы процесс профессиональной и личностной рефлексии, социально-рефлексивной компетентности руководителя как основы позитивных целесообразных управленческих решений и действий относительно развития образовательного учреждения. Для решения проблемы выдвинута идея о том, что преобразование позиции руководителя в соответствии с происходящими изменениями в образовании и теории современного менеджмента гуманитарной сферы является ключевым условием устойчивого непрерывного развития образовательного учреждения в социально предпочтительном и культурно одобряемом направлении [5]. В этом контексте важно обеспечить методологическую укорененность в профессиональном мышлении руководителя образовательного учреждения ряда управленческих позиций:

• современный руководитель образовательного учреждения уравновешивает организационно-административный механизм не

только экономическим, но и информационным, ставя задачи повышения общественного и профессионального рейтинга образовательного учреждения, привлечения партнеров к развитию образовательного учреждения, а также разноплановой работой с персоналом, охватывающей как профессиональное развитие педагогических кадров, так и личностную поддержку субъектов образовательных инициатив;

• руководитель осваивает социально-психологическую тактику и информационные технологии для обеспечения образовательного учреждения, т. е. его коллектива, широкой общественной поддержкой, а также соотносит принимаемые решения с возможными психологическими реакциями всех участников образования;

• руководитель рассматривает развитие образовательного учреждения как развитие педагогического коллектива, обретение им коллективной компетентности, опережающее развитие личностных и творческих качеств, предопределяющих свободную инициативность субъектов в деятельности и образовательных взаимоотношениях;

• руководитель овладевает ретро-, актуальной и прогностической рефлексией, основывается на принципах социального проектирования при выработке стратегии модернизации образовательного учреждения.

Рефлексивное управление и социально-рефлексивная компетентность руководителя опираются на методологическое основание — любой «исходный» и любой «конечный» предмет работы образовательного учреждения есть человек и ничто другое [3]. Суть в том, что при проектировании управленческого решения той или иной проблемы образовательного учреждения создается система, «адекватная идентифицируемой ситуации», т. е. упрощенная до ее модельного описания. Однако при исполнении проекта важно подвергнуть анализу реальную ситуацию, которая отличается от своей модели большей сложностью и конкретностью. Внесение соответствующих изменений в проект для его успешного исполнения означает соотнесение позиций решения со сложностью реальной социально-образовательной ситуацией, ее контекстов и требований к образовательному учреждению.

Решение проблемной ситуации, а также личностную и профессиональную ответ-

ственностью за результат берет на себя руководитель, включающийся в управленческую деятельность со всей психологической сложностью конкретного человека — с собственным многогранным опытом, интуицией, антиципацией, интерпретационными и рефлексивными способностями, метафорическим мышлением и т. п. В рефлексивном управлении объектом деятельности руководителя выступает его собственная управленческая деятельность — единственная возможность самоосуществления в профессии. Именно этот объект (свою управленческую практику, ее методы и средства) руководитель моделирует для профессионального осмысления в абстрактных понятиях, осуществляя «рефлексивный выход». Для этого руководитель должен обладать соответствующей компетентностью — социально-рефлексивной. Социально-рефлексивная компетентность руководителя предполагает оценивание собственной управленческой деятельности с позиций отношения к образованию как к общественному благу — неконкурентному (потребление блага одним человеком не сокращает его доступности для других) и не исключающему никого из процесса пользования им [3]. Это особенно актуально для руководителя общеобразовательной школы — общедоступного образовательного учреждения, обеспечивающего обязательное, гарантированное как гражданское право, общее среднее образование населения.

Ученые сегодня критикуют профессиональную подготовку и собственно деятельность руководителя, которые обычно оперируют рационализированным, объективированным управляемым процессом, — это подвергает личность управленца «отчуждению» от сложности процесса достижения результата и от его незапланированных эффектов [Там же].

Проблема состоит в том, что руководитель образовательного учреждения значительно лучше подготовлен к проектированию его развития, креализации идеи развития в проектной продукции, чем к исполнению принятых решений в конкретной педагогической реальности в контексте социокультурных и образовательных ценностей. Это подтверждается недостаточно эффективным развитием образовательных учреждений, а также «пробуксовыванием пресловутого «человеческого фактора», на который списываются конкретные неудачи управления.

Содержание проблем управленческой деятельности руководителя, направленной на развитие образовательного учреждения, позволяет ставить задачи дополнительного образования, повышения квалификации руководителей образовательными учреждениями:

• в профессиональном образовании руководителей образовательных учреждений уделяется большое внимание современным концепциям управления, но для практического их освоения отсутствует методика ситуативной «привязки» каждой из них, т. е. для них не раскрыты «границы рациональности» использования (эффект «кризис компетентности»);

• подготовка руководителей к реализации замысла развития образовательного учреждения в проектной деятельности несоизмеримо выше, чем профессиональное развитие исполнительских возможностей субъекта управленческой деятельности в реальных конкретных проблемных ситуациях жизнедеятельности образовательного учреждения (в профессиональном мышлении руководителя проблемные обстоятельства не превращаются в развивающие ситуации);

• социокультурные и образовательные ценности в управлении развитием образовательного учреждения общепризнанны, однако сущность социально-рефлексивной компетентности руководителя, направляющей его деятельность на эти ценности, и возможности развития соответствующих способностей не нашли научно-теоретической расшифровки и практико-направленного обоснования (опе-рационализации) в процессе дополнительного профессионального образования, в том числе в повышении квалификации.

Для профессионального развития руководителя в системе повышения квалификации стратегически значимо определить:

• важнейшие качества социально-рефлексивной компетентности руководителя, повышающие эффективность управления развитием образовательного учреждения;

• реальные и типичные ситуации жизнедеятельности образовательного учреждения, при которых социально-рефлексивная компетентность руководителя становится условием его развития.

В разных ситуациях жизнедеятельности образовательного учреждения целесообразны разные управленческие стратегии и актуальны

разные компетентностные возможности руководителя, поэтому, для того чтобы социально-рефлексивная компетентность руководителя обеспечивала условия для эффективного развития образовательного учреждения, важно:

• выявить те социокультурные, образовательные, маркетинговые обстоятельства, при которых социально-рефлексивная компетентность руководителя становится наиболее значимой — становится условием позитивных изменений, эффективного развития образовательного учреждения;

• определить те важнейшие качества социально-рефлексивной компетентности руководителя, которые позволят ему обеспечить благоприятные условия развития образовательного учреждения в определенных обстоятельствах;

• разработать методологическую схему анализа конкретной ситуации исполнения принятых управленческих решений, проектов развития образовательного учреждения, при использовании которой социально-рефлексивная компетентность руководителя становится условием эффективного развития образовательного учреждения.

При рассмотрении реальных условий развития образовательного учреждения продуктивным является обращение к кейс-тестам, которые позволят реализовать их классификацию и типизацию в контексте типовых же решений ситуативно-обусловленных проблем. Это позволит соотнести с педагогическими реалиями продуктивность существующих стратегий и прогнозов развития образовательных учреждений [1]. В этом контексте исследовательский смысл имеет рассмотрение компетентност-ного ресурса руководителя образовательного учреждения, его управленческого опыта в осуществлении развития образовательного учреждения в разных реально действующих обстоятельствах. Целесообразной исследовательской задачей выступает аналитическое соотнесение проектируемых и достигнутых результатов развития образовательного учреждения и их теоретических обоснований.

Руководители при принятии управленческих решений в своих презентативных документах редко обращаются к теории иннова-тики и методологии операционализации ее ключевых положений в практику управления развитием образовательного учреждения.

Очевидна профессиональная востребованность руководителями основ социально-рефлексивной компетентности для эффективной разработки логических схем структурно-содержательного состава и типологического набора ситуаций развития образовательного учреждения, а также для их методологического соотнесения как «системы, нарисованной на системе» [6].

Отдельной задачей выступает разработка системы оценивания эффективности ситуативно-обусловленных изменений в деятельности образовательного учреждения при актуализации социально-рефлексивной компетентности руководителя в реальном (экспериментальном) исполнении управленческого решения и в ретроспективном контексте, при коллективном дискурсе руководителей образовательных учреждений. В процессе повышения квалификации важно показать руководителям обобщенные экспериментальные результаты управления развитием образовательных учреждений при опоре деятельности руководителей на их социально-рефлексивную компетентность и методически обеспечить разработку на этой основе рекомендательного материала для профессионально-личностного саморазвития руководителя образовательного учреждения [7].

Для развития теории управления образовательным учреждением важно определить роль компетентностных возможностей руководителя в разных ситуациях жизнедеятельности образовательного учреждения, сформулировать понятие рациональной актуализации тех или иных компетенций для эффективности управления развитием образовательного учреждения в реальных обстоятельствах и принцип «ситуативная адекватность компетенций». Для теории постдипломного образования целесообразно выявить и обосновать зависимость творческой инициативности руководителя образовательного учреждения от его социально-рефлексивной компетентности. Также теоретический интерес имеет установление взаимосвязи между социально-рефлексивной компетентностью руководителя и мотивированностью педагогического коллектива образовательного учреждения относительно дополнительного профессионального образования и саморазвития в экспериментальной инновационной деятельности.

Для целесообразного построения процесса профессионального развития руководителя об-

разовательного учреждения в формате повышения квалификации актуально:

• уточнить структурно-содержательный состав необходимой социально-рефлексивной компетентности руководителя для эффективного развития образовательного учреждения;

• обосновать базовую контекстуальную роль социально-рефлексивной компетентности в профессионально-личностной компетентности руководителя образовательного учреждения;

• разработать типологию ситуаций жизнедеятельности образовательного учреждения для выявления тех, относительно которых социально-рефлексивная компетентность руководителя наиболее эффективна для развития образовательного учреждения;

• интерпретировать некоторые положения философской инноватики для уточнения понятия «развитие образовательного учреждения» в контексте управленческой деятельности руководителя;

• интерпретировать понятие «некорректная задача» для оценки оптимальности управленческих решений и обоснования значимости социально-рефлексивной компетентности руководителя в развитии образовательного учреждения.

Для управленческой практики руководителя образовательного учреждения важно разработать рекомендательный материал по развитию социально-рефлексивной компетентности руководителя, что позволит также использовать его в дополнительном профессиональном образовании руководителей образовательного учреждения. Теоретически обоснованный структурно-содержательный состав социально-рефлексивной компетентности руководителя, а также разработанная типология ситуаций развития образовательных учреждений как «опредмеченная» дефиниция понятия «ситуативная адекватность компетенций», педагогически интерпретированные философские и естественно-научные понятия (инновация, некорректная задача, гибкая рациональность и др.) могут быть практически использованы в высшем профессиональном и дополнительном педагогическом образовании, а также в дидактическом сопровождении процесса профессионально-личностного саморазвития руководителей образования и социальной сферы.

Инновационный характер современного менеджмента в сфере образования, предстаю-

щего непрерывным нововведением, предопределяет необходимость и значимость управления сопротивлением как внутри собственного педагогического коллектива, так и внешней социальной среды. Управление сопротивлением инновациям не может быть обеспечено организационно-административным механизмом, так как внешний социум вне компетенции руководителя, его администрации. В этом случае также недейственны экономические рычаги менеджмента. Однако информационный механизм и социально-педагогические взаимодействия могут создавать вполне достаточные благоприятные отношения с социумом для реализации и продвижения проектов, программ, нововведений.

Принципы партнерства и ответственности в отношениях с социумом создают взаимное доверие, предупреждают ситуации использования субъектов в качестве средства достижения, объекта манипулирования. Открытость, социальная ответственность за результаты производимых изменений, предсказуемость и внимание к общественному мнению становятся содержанием деятельности менеджера в сфере образования. Для современного руководителя становится профессионально значимой забота о репутации образовательного учреждения, потеря которой, в отличие от материального урона, невосполнима в условиях широкой и быстрой информированности социума.

Современный менеджмент есть нечто большее, чем сумма функций руководителя. Инновационный характер современного менеджмента в сфере образования, все большая зависимость от персонала, педагогического коллектива, а также от благоприятного отношения окружающего социума и вышестоящих руководителей образования выводят на первый план компетентность и гуманитарную культуру, социальные умения и рефлексивные способности, интуицию и внешнее обаяние, харизму руководителя [5].

Помимо владения механизмами менеджмента, руководителю образовательного учреждения важно обрести способности для реализации ряда деятельностных умений, которые рассматриваются нами программно относительно дидактики процесса повышения квалификации:

• решать слабо структурированные проблемы, когда практически не известны ни цель, ни условия, что так часто встречается в деятель-

ности современного управленца в сфере образования. Для этого в процессе повышения квалификации необходимо развивать у руководителя способности интуиции, умения доверять не вполне осознанным интенциям, интуитивно нащупанным идеям и применять их при принятии решений. Важно также в андрагогическом взаимодействии на курсах повышения квалификации, анализируя управленческий опыт и его последствия, находить зависимости результатов действий от субъективно принятых, интуитивно найденных решений;

• рисковать, организовывать нововведения с неопределенными эффектами во временной перспективе. В процессе повышения квалификации вместе с андрагогом в качестве учебного действия руководителю важно определять степень социальных рисков при нововведениях в педагогическую реальность, пытаться интуитивно предусматривать эффекты, опираясь на опыт, доверять антиципации при отсутствии объективных оснований и т. п.;

• представлять свое образовательное учреждение, его коллектив, достижения, самым выгодным образом поворачивать результаты и предстоящие нововведения. На курсах повышения квалификации руководителю предоставляются маркетинговые основания для презентации существующих и проектируемых инноваций, его обучают владению информационными технологиями для достижения позитивных влияний на общественное и профессиональное мнение о качестве образования в образовательном учреждении и о деятельности образовательного учреждения — ее эффективности и эффектах.

Новые требования к компетентности современного руководителя в сфере образования, нарастание гуманитарного содержания его деятельности проявляются по всем векторам практикиуправления. Маркетинговые стратегии исходят из анализа образа жизни участников образовательного процесса, социально-психологических и этнокультурных особенностей контингента обучающихся и направлены на развитие образовательных потребностей в широком смысле их социокультурной представленности.

Современное образовательное учреждение в своем продуктивном развитии все определеннее предстает как культура — со своими ценностями, нормами, традициями, склонностями

к инновациям или сопротивлению чрезмерному социальному риску в ситуациях неоправданного экспериментирования. Таким образом, современный менеджмент в сфере образования все более предстает преимущественно как «культурологический», что обусловливает особую актуальность совокупной профессиональной и личностной рефлексии руководителя, его социально-рефлексивной компетентности, предметом которой становится развитие образовательного учреждения. Профессиональная рефлексия под-

вергает анализу и оценке инновации на основе педагогических показателей качества образования, личностная — на основе гуманитарных характеристик состояния человека в процессе образования, его самочувствия и мотивационных направ-ленностей в образовательных взаимоотношениях. Двойная рефлексия достаточно очевидно соответствует современному менеджменту, новым представлениям о социально-рефлексивной компетентности и гуманитарной культуре руководителя образовательного учреждения.

список литературы

1. Есаулова, М.Б. Компетентностный подход в профессионально-педагогическом образовании [Текст]: науч.-метод. пособие / М.Б. Есаулова, Г.С. Су-хобская; Санкт-Петерб. ун-т технологии и дизайна. — СПб.: Тускарора, 2011. — 68 с.

2. Эффективность управления школой в современных условиях [Текст] / под ред. О.Е. Лебедева. — СПб.: КАРО, 2006. - 118 с.

3. Модели и методы управления персоналом [Текст]: рос.-брит. учеб. пособие / под ред. Е.Б. Моргунова // Сер. Б-ка журн. «Управление персоналом». — М.: Бизнес-школа «Интел Синтез», 2001. — 464 с.

4. Маралова, Е.А. Методологические и методические возможности качественных исследований эффектов дополнительного педагогического образования [Текст] / Е.А. Маралова // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой. — СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. -284 с. — С. 61—67.

5. Она же. Особенности менеджмента в сфере образования: методологические проблемы руководителя при развитии образовательного учреждения [Текст] / Е.А. Маралова, Л.Ф. Мачурина // Пед. образование: соврем. проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. /под общ. ред. И.И. Соколовой. — СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2010. — 492 с. — С. 128—134.

6. Она же. Развитие профессионального мышления педагогов как методологическая основа развития образования [Текст] / Е.А. Маралова // Объединение культур в образовательном пространстве вуза и школы: опыт, проблемы, новации: сб. науч. тр. и материалов междунар. науч.-практ. конф. ЦНиИС «Вершина познания» / под ред. Л.М. Федоряк. — Тюмень: Экспресс, 2011. — 292 с. — С. 90—101.

7. Она же. Профессионально-личностный смысл психотерапевтического метаэффекта постдипломного образования педагогов [Текст]: моногр. / Е.А. Маралова. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 168 с.

УДК 371

А.Н. Шевелев, Е.Г. Ямщикова

профессиональная компетентность СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДы

Первым шагом в нашем исследовании стала попытка систематизации огромного количества работ, выполненных отечественными исследователями в последнее десятилетие по теме «Компетентностный подход в образовании». Необходимо было вычленить наиболее значимые позиции, определить основные тенденции, понимая при этом неизбежность сохранения

определенной доли авторского субъективизма в рассмотрении исследуемого теоретико-образовательного феномена.

Представляется, что внедрение компетент-ностного подхода (далее — КП; в западной литературе его называют СВЕ-образованием, т. е. competence-based-education — образование, основанное на компетентностях) в практику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.