УДК 622.012:325.455(571.56)
УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Е. Р. РОМАНОВА,
аспирант кафедры менеджмента горно-геологической отрасли, старший преподаватель Финансово-экономического института Е-mail: RER_77@mail. ru
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
В статье рассматриваются вопросы управления собственностью горнодобывающих предприятий в Республике Саха (Якутия), определены основные причины неэффективного управления государственной собственностью при приватизации горнодобывающих предприятий. Основным недостатком, по мнению автора, является несогласованность целей приватизации и стратегических целей самого предприятия.
Ключевые слова: эффективный собственник, приватизация, разгосударствление, национализация, инвестиции, реорганизация, финансовая неустойчивость, финансовое оздоровление, дивиденды, социально значимые предприятия.
Долгое время в экономической сфере существовало убеждение, что частная собственность эффективнее государственной. Благодаря стараниям либералов, пропагандирующих данное суждение, на государственном уровне практически не велась соответствующая работа в области повышения эффективности управления государственной собственностью. В свете последних тенденций, когда частный капитал с целью предотвращения процедур банкротств вынужден обращаться за помощью и поддержкой к государству, все чаще стали подниматься вопросы о национализации различных сфер экономики, а также о деприватизации отдельных предприятий. Хотелось бы вернуться к обсуждению ранее существовавших тезисов, поскольку по этому
поводу, на взгляд автора, существует множество спорных вопросов. В связи с этим следует остановиться на анализе эффективности управления собственностью в отдельно взятом субъекте Федерации -Республике Саха (Якутия).
Отказ от решения проблем эффективного использования государственной собственности привел к тому, что государство, как собственник, повело себя так, как недопустимо вести себя собственнику в рыночной экономике. И это является главной причиной, мешающей нормальному развитию российской экономики. Академик А. Д. Некипе-лов еще в 1999 г. называл первоочередной нашей проблемой «создание эффективного механизма рыночного управления государством своими активами... Если государство перестает управлять своей собственностью, оно деформирует мотивацию всех остальных субъектов хозяйствования» [1].
В процессе исследования и анализа проблемы возникает необходимость определиться с кругом вопросов, на которые предстоит дать ответ:
1) какой частный собственник эффективнее?
2) в каких производственных сферах это актуально?
Согласно Программе приватизации Республики Саха (Якутия) за период с 2002 по 2010 г. решениями Государственного собрания (Ил Тумэн) преобразовано в открытые акционерные общества со 100 %-ной долей Республики Саха (Якутия) 87 государственных предприятий [2].
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Процедура приватизации подразумевает переход от государственной формы собственности в частную [3]. Цель приватизации, согласно докладу Госкомимущества РФ, является «нахождение рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий». Правовая природа государственного предприятия не предполагает вхождение в него инвестора-партнера, поскольку уставный капитал предприятий является неделимым и принадлежит государству. С точки зрения акционирования предприятий путем перевода в другую организационно-правовую форму, которая позволяет инвесторам участвовать в ее капитале, обычно повышается инвестиционная привлекательность самого предприятия.
Возьмем в качестве примера ОАО «Нижне-Лен-ское» как крупное горнодобывающее предприятие Республики Саха (Якутия).
В 2000 г. государственное горно-геологическое предприятие «Нижне-Ленское», созданное Указом Президента РС (Я) от 29.03.1994 № 763с, было преобразовано в открытое акционерное общество «Нижне-Ленское» со 100 %-ным владением акций в собственности Республики Саха (Якутия). В дальнейшем путем реорганизации к компании присоединилось ОАО «КДМ-Оленек». За 11 лет с момента приватизации предприятия ни один инвестор не допущен к участию в капитале данной компании. На государственном уровне определено положение о стратегическом риске допуска внешних инвесторов для компании, основной деятельностью которой является добыча, обработка, огранка и реализация алмазов. При этом не ясно, почему при приватизации в качестве организационно-правовой формы была выбрана открытая форма акционерного общества вместо целесообразной закрытой формы.
Можно предположить, что интересы государства при приватизации предприятия строились в расчете на увеличение поступления доходов в бюджет от деятельности компании. О том, удалось ли
достигнуть намеченное, свидетельствует динамика поступления доходов от деятельности компании в бюджеты разных уровней за период с 2007 по 2010 г. (табл. 1).
Государство желает видеть предприятие в качестве постоянного источника доходов в бюджет. Как видно по показателям финансового состояния ОАО «Нижне-Ленское» (табл. 2), при сложившихся обстоятельствах ситуация складывается обратная -в серьезных инвестициях нуждается сама компания. При анализе финансовой деятельности очевидно, что показатели рентабельности низкие. Более того -наблюдаются тенденции к их снижению (за период до 2010 г.), что характеризует предприятие как финансово неустойчивое.
При анализе данных, представленных в табл. 2, наблюдается снижение некоторых коэффициентов, что в первую очередь связано с неблагоприятным финансовым состоянием в мире и снижением спроса на алмазное сырье.
Очевидно, в такой ситуации необходимы были серьезные финансовые вливания в компанию и поддержка со стороны государства. Так, в 2010 г. ОАО «Нижне-Ленское» получило государственную гарантию на сумму 800 млн руб. со сроком действия на 3 года для открытия кредитной линии на указанную сумму. Приведенные коэффициенты свидетельствуют об увеличении финансовой зависимости общества от заемных средств. Ведь повышен риск неплатежеспособности, потенциального возникновения денежного дефицита. Увеличилась доля финансирования основных средств за счет долгосрочных обязательств. Также увеличилось в 2009 г. значение показателя «Финансовый рычаг», что говорит о чрезмерном привлечении заемных средств.
Кроме того, собственник предпринял ряд мер по финансовому оздоровлению предприятия. В частности, общим собранием акционеров в 2009 г. было принято решение об инвестировании дивидендов в
Таблица 1
Структура налоговых выплат по уровням бюджета ОАО «Нижне-Ленское» в 2007-2010 гг., тыс. руб.
Уровень бюджета 2007 2008 2009 2010
Бюджет РФ 124 280 40 370 140 177 167 911
Бюджет РС (Я) 332 104 234 000 291 263 300 929
Местные бюджеты 28 997 35 118 31 771 30 623
Внебюджетные фонды 77 492 58 874 80 362 112 888
Всего... 562 874 368 364 543 573 611 734
Источник: Годовой отчет ОАО «Нижне-Ленское» за 2010 г. // Официальный сайт ОАО «Нижне-Ленское». URL: http://www. nlykt. ru/plain. php?id=30&m=2.
W -
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
Таблица 2
Оценка финансового состояния ОАО «Нижне-Ленское» в 2007-2010 гг.
Показатель Рекомендуемое значение 2007 2008 2009 2010
Коэффициент финансовой независимости 0,5-0,8 0,29 0,23 0,23 0,24
Коэффициент отношения суммарных обязательств к активам 0,2-0,5 0,71 0,77 0,77 0,76
Коэффициент отношения долгосрочных обязательств к внеоборотным активам 0,76 1,28 0,62 1,16
Коэффициент покрытия процентов > 1 1,25 0,97 1,00 0,97
Финансовый рычаг >2 3,40 4,30 4,36 4,22
Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным 1,17 1,27 1,40 1,31
капиталом
Отношение оборотных и внеоборотных активов 1,90 2,40 2,11 2,21
Доля оборотных средств в активах >0,5 0,71 0,68 0,69
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными >0,1 0,32 0,44 0,16 0,42
средствами
Коэффициент обеспеченности запасов собственными >0,5 0,51 0,69 0,23 0,62
оборотными средствами
Маневренность собственных оборотных средств 0-1 0,01 0,05 0,002
Коэффициент текущей ликвидности необходимо 1,5, оптимальный 2-3,5 1,48 1,80 1,19 1,71
Коэффициент срочной ликвидности 0,3-1 0,54 0,64 0,39 0,56
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,1-0,7 0,19 0,21 0,09 0,10
Коэффициент финансовой независимости (автономии) 0,4-0,6 0,29 0,23 0,23 0,24
Коэффициент финансирования >0,7 0,30 0,30 0,31
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача) 0,41 0,47 0,41 0,35
Коэффициент отдачи собственного капитала 1,61 1,28 1,76 1,48
Рентабельность продаж 0,33 0,34 0,32 0,41
Чистая рентабельность 0,05 0,01 0,06 0,97
Источник: Годовой отчет ОАО «Нижне-Ленское» за 2010 г. // Официальный сайт ОАО «Нижне-Ленское». URL: http://www. nlykt. ru/plain. php?id=30&m=2.
развитие предприятия. В 2010 г. были начислены дивиденды в размере 3 119 тыс. руб., что соответствует 10 % от размера чистой прибыли общества.
Таким образом, собственник в лице Республики Саха (Якутия) инвестирует в компанию значительные средства, а отдача от данных инвестиций низкая, если судить по поступлениям в бюджет и доходности на акцию (дивиденды).
Желая контролировать предприятие в своих политических целях, государство преподносит свои интересы как стремление снизить социальную напряженность и сохранить рабочие места. Тем не менее интересы государства иногда прямо противоречат долгосрочным интересам самого предприятия. Разгосударствление собственности и переход контроля над предприятиями в руки частных акционеров государство теперь рассматривает как способ простимулировать рост предпринимательской активности.
В данном случае уместно вспомнить пример приватизации другого горнодобывающего предприятия ГУП «Якутуголь», которое в 2003 г. было
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
реорганизовано в открытое акционерное общество. Результаты корпоративных преобразований, которые сопровождались длительными переговорами между федеральными властями и республикой по вопросам собственности, привели к тому, что в 2007 г. компания вошла в состав ОАО «Мечел», ведущую компанию в горнодобывающей и металлургической видах деятельности, а затем в 2008 г. единственным акционером якутского предприятия стало ОАО «Мечел-Майнинг».
После передачи предприятия в частную собственность государство не только резко повысило социальную напряженность в данной местности, но и значительно сократило рабочие места. Согласно годовому отчету ОАО «Якутуголь» за 2010 г. в компании наблюдается тенденция по сокращению персонала (табл. 3).
Следует отметить, что показатель за 2010 г. в табл. 3 указан с учетом переведенного персонала предприятий ОАО «Разрез Кангаласский» и ОАО «Шахта Джебарики-Хая», реорганизованных в форме присоединения к ОАО «Якутуголь».
-б- 55
приоритеты и безопасность
Таблица 3
Численность персонала ОАО «Якутуголь» в 2008-2010 гг.
Показатель 2008 2009 2010 Отклонение 2010 г. к 2009 г.
Численность работающих, чел. 6 557 4 877 4 254 -623
Источник: Годовой отчет ОАО «Якутуголь» за 2010 г. // Официальный сайт ОАО «Мечел». URL: http://www. mechel. ru/investors/enclosure/yakut/index. wbp.
Последним аргументом, доказывающим скоротечность принятого решения о приватизации ОАО «Якутуголь», являются размеры дивидендов, которые общество уплачивает новому собственнику. За 2009 г. дивиденды составили 2 252 194 599,2 руб. при чистой прибыли в размере 2 080 млн руб. За 2010 г. выплачивались промежуточные дивиденды за первое полугодие, которые составили 4 041,9 млн руб.
Делая предварительные выводы, можно сформулировать следующие принципы при принятии обоснованного решения в отношении перехода права собственности на государственные предприятия, имеющие социально значимую роль для развития региона в целом:
1) государству необходимо стать эффективным собственником. При правильной кадровой политике и построении современных систем управления на предприятиях государство вполне
может стать эффективным собственником. Одним из возможных решений данной проблемы является привязка доходов работников системы управления государственной собственностью к результатам их деятельности, к росту стоимости государственной собственности;
2) следует использовать такое преимущество государственных компаний, как стабильность их развития. Социальные обязательства, взятые руководством государственных компаний, также могут рассматриваться в качестве весомых преимуществ для сотрудников, работающих в них;
3) при обсуждении вопросов о необходимости приватизации предприятий следует особенно взвешенно подходить к приватизации предприятий, занятых в добыче полезных ископаемых, которые являются собственностью государства.
Список литературы
1. Некипелов А. Д. Залог успеха - сильное государство // Эксперт. 1999. № 15. С. 15-20.
2. Официальный сайт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). URL: http://sakha. gov. ru/node/6539.
3. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность