Научная статья на тему 'Особенности политики и практики развития многоукладной рыночной экономики в республике Саха (Якутия)'

Особенности политики и практики развития многоукладной рыночной экономики в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ / РОЛЬ И МИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Е.Г., Егорова И.Е.

Рассмотрены особенности политики и опыта огосударствления, приватизации и разгосударствления общенародной собственности. Показаны результаты создания и развития многоукладной рыночной экономики, обоснованы особые роль и миссия государственной собственности в условиях Республики Саха (Якутия). Определены перспективные направления совершенствования отношений собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности политики и практики развития многоукладной рыночной экономики в республике Саха (Якутия)»

13(196) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.012.33(571.56)

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ И ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ МНОГОУКЛАДНОЙ РЫНОЧНОЙ экономики В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Е. Г. ЕГОРОВ,

доктор экономических наук, профессор, директор Института региональной экономики Севера тел. 8(4112)35-11-08

И. Е. ЕГОРОВА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: yegorovi@mail.ru Институт региональной экономики Севера

Рассмотрены особенности политики и опыта огосударствления, приватизации и разгосударствления общенародной собственности. Показаны результаты создания и развития многоукладной рыночной экономики, обоснованы особые роль и миссия государственной собственности в условиях Республики Саха (Якутия). Определены перспективные направления совершенствования отношений собственности.

Ключевые слова: огосударствление общесоюзной собственности, политика и практика приватизации и разгосударствления собственности, роль и миссия государственной собственности, укрепление государственности.

Рыночная экономика базируется на многообразии форм собственности и хозяйствования. Однако из них основными являются государственная и частная формы собственности. Соотношения

На строительстве железной дороги до г. Якутска 12 марта 2010 г. Слева направо: Е. Г. Егоров, директор ИРЭС; Д. Бардаков, мастер ООО «МК-162 ЗБСМ»; А. Н. Шнырев, прораб ООО «МК-162 ЗБСМ»; Т П. Егорова, заведующая отделом ИРЭС

между ними бывают разными на различных этапах становления рыночных отношений в одной стране и тем более в разных странах. Но постепенное преобладание доли и роли частной собственности можно считать общей закономерностью развития рыночной экономики.

Во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации, государственная собственность на землю, ее недра и другие природные ресурсы, сохраняется и развивается в ведущих отраслях производства и особенно в социальной сфере национальной экономики. Государственная собственность представляет собой общее достояние народа, экономическую основу государства, его политической и хозяйственной деятельности в интересах всего общества. Ее миссия заключается в обеспечении и защите государственного суверенитета и экономической независимости страны.

Государственная собственность играет решающую роль и на уровне республик — субъектов Российской Федерации. Без нее немыслимы их государственность и экономическая самостоятельность. Вообще, основной экономический закон рыночной экономики таков, что только собственник является хозяином и политиком, а человек без собственности и бизнеса становится наемным работником, проживающим на средства, заработанные своим трудом.

Как известно, в результате неудачной ваучерной приватизации государственного имущества в начале переходного периода большая его часть досталась руководителям приватизируемых предприятий и предприимчивым бизнесменам, в конечном итоге, олигархам. Основная масса населения, особенно в сельской местности, атакже работники, занятые в отраслях образования, здравоохранения, культуры, науки, практически не получила свою долю и осталась без собственности, приносящей доход. Поэтому очень важно, чтобы была и росла государственная собственность, являющаяся общенародным достоянием.

За последние годы многие ученые страны пишут об особой роли государственного сектора экономики не только в стратегически важных отраслях, но и в национальной экономике в целом. Более того, государственный сектор рассматривается как локомотив модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации [5,7].

Исходя из таких принципиальных положений, рассмотрим политику становления и преобразования государственной собственности в Республике

Саха (Якутия) — РС (Я) — с начала 1990-хгг. и до настоящего времени.

Институт региональной экономики Севера (ИРЭС) выполнял систематические исследования проблем преобразования отношений собственности и становления многоукладной рыночной экономики, атакже путей укрепления экономических основ национальной государственности РС (Я). В результате опубликовано несколько монографий [1, 8, 10], которые авторами использованы при анализе рассматриваемой проблемы.

Без преувеличения можно отметить, что благодаря своевременно проведенным исследованиям и научным рекомендациям ИРЭС (тогда отдела экономики Якутского филиала СО АН СССР) республика смогла сохранить в 1990-хгг государственную собственность во всех отраслях народного хозяйства, в том числе на землю, ее недра и все другие природные ресурсы. Ученые-экономисты по заданию обкома КПСС в 1989г. разработали Концепцию самоуправления и самофинансирования Якутской АССР, которая была рассмотрена и одобрена не только республиканским руководством, но и обсуждена всенародно. Она была опубликована в газетах «Социалистическая Якутия» 29.12.1989, «Кыым» - 04.01.1990.

В последующем права государственной собственности республики в полном объеме были закреплены в Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР (сентябрь, 1990 г.), в Законе о собственности в Якутской-Саха ССР (февраль, 1991г.), в новой Конституции Республики Саха (Якутия) — апрель, 1992 г. Можно подчеркнуть, что благодаря законодательным актам Верховного Совета Якутской АССР XII созыва под руководством его председателя М. Е. Николаева республика и ее многонациональный народ численностью около 1 млн чел. приобрели богатое достояние, созданное природой и обществом на огромной — более чем 3,1 млн км2 территории.

К сожалению, это всенародное достояние является трудноисчислимым. Можно только предполагать, что республика в расчете надушу населения стала потенциально самой богатой не только в России, но и во всем мире. Понятно, что в тяжелых условиях переходного периода, когда начались торопливые социально-экономические реформы, дикая приватизация общенародной собственности, конфликтные отношения между властями различных уровней и другие неблагоприятные процессы в российском обществе, республика и ее народ за короткое время не успели в полной мере воспользоваться полученным богатством.

Однако нельзя отрицать многих положительных результатов первоначальной государственной политики превращения бывшей общесоюзной собственности в собственность РС (Я).

Во-первых, Правительство РС (Я), владея и пользуясь государственной собственностью на землю и ее недра, другие природные ресурсы, производственно-технический потенциал всех отраслей народного хозяйства, смогло проводить активную экономическую политику в интересах укрепления государственности и сильную социальную политику для защиты социальных интересов населения в течение всего переходного периода до 2000 г.

Во-вторых, республика с 1991 г. начала получать рентные и другие платежи за пользование природными ресурсами, распоряжаться частью добытых алмазов и золота, получила значительную долю от накопленного Алмазного фонда Союза ССР. Уже в 1992 г. государственный бюджет республики впервые был самодостаточным и даже профицитным.

В республике впервые были построены крупные современные капитальные объекты образования, здравоохранения, культуры и спорта, явившиеся национальной гордостью якутян. Значительные финансовые ресурсы использовались также на создание первых алмазогранильных заводов, молоко- и мясоперерабатывающих предприятий, жизненно важного для населения заречных улусов магистрального водовода и др.

В-третьих, Правительство РС (Я), распоряжаясь почти всей государственной собственностью на ее территории, самостоятельно осуществило с учетом местных условий и особенностей политику разгосударствления и приватизации предприятий в основных производственных отраслях экономики. При этом оно не допустило массовой приватизации и крупных фактов бесплатного разгосударствления имущества. Пожалуй, исключением из данной практики является сельское хозяйство, основные фонды которого бесплатно были распределены между его работниками. В результате возникли в основном личные, крестьянские и коллективные хозяйства, которые обеспечили выживание сельского населения в условиях системного кризиса.

В промышленности, капитальном строительстве, на транспорте основным направлением политики разгосударствления и приватизации было акционирование предприятий. В созданных акционерных обществах сохранялась солидная доля государства, и бесплатно выделялась распределяемая доля акций трудовых коллективов. Отрасли социальной сферы до сих пор функционируют

в основном как государственные учреждения в целях гарантийного предоставления различных жизненно важных социальных услуг населению республики.

Следует признать особо удачную схему акционирования алмазодобывающей промышленности республики путем создания закрытого общества АК «Алмазы России-Саха» с участием государственных структур, восьми улусов алмазной провинции и трудового коллектива. Она оказалась недоступной для приватизации и захвата олигархами.

Безусловно, в процессе осуществления политики разгосударствления и приватизации допускались ошибки и недостатки. В качестве примера можно привести потерю государственной доли до 1 % в ОАО АК «Якутскэнерго», что произошло после акционирования в 1994 г. в результате монопольной политики РАО ЕЭС.

Обобщая изложенное, можно заключить, что целенаправленная сильная политика создания и укрепления государственной собственности, ее умеренной приватизации в интересах трудовых коллективов предприятий, проведенная в 1990-хгг. законодательным и исполнительным органами государственной власти под руководством Президента РС (Я) М. Е. Николаева, является не только адекватной духу времени переходного периода, но и дальновидной с точки зрения преодоления последующих трудностей реформирования власти, политики и экономики, особенно финансовой системы и необходимости покрытия дефицитности государственного бюджетав 2002—2010 гг.

В последнее десятилетие государственные органы РС (Я) осуществляли, по оценке авторов, либеральную имущественную политику. В результате существенно утрачены сильные позиции государственной собственности, ослаблены ее роль и миссия. Однако это произошло как по объективным, так и по субъективным причинам.

К главным объективным причинам относятся: изменение федерального законодательства и исключение прав собственности РС (Я) на землю, ее недра и другие ценные природные ресурсы; лишение республики ее государственного суверенитета; федерализация части собственности и уставного капитала крупных предприятий. По данным вопросам с защитой интересов республики более наступательно и энергично должно было работать Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я), так как согласно п. 8 ст. 56 Конституции РС (Я) парламент устанавливает порядок и распоряжается собственностью РС (Я), в том числе долями в

капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций. Поэтому целенаправленная публичная критика по каналам средств массовой информации деятельности исполнительной власти и особенно Президента РС (Я) В. А. Штырова, как думается авторам, была односторонней и не совсем справедливой.

Субъективными причинами можно считать неправильные мнения о том, что в рыночной экономике государственные предприятия работают неэффективно, государству невыгодно иметь долю собственности в акционерных обществах, достаточно от них собирать налоги.

К сожалению, такую политику проводил бывший Президент РС (Я) В. А. Штыров, который в интервью «НВ» в марте 2010 г. общенародно и однозначно утверждал: «Республика владела в 1990-е гг. собственностью в нескольких компаниях, а принесло ли нам это счастье? Попытка государства заниматься бизнесом, прямо руководить акционерными обществами в большинстве случаев ни к чему хорошему не привела. У нас другие задачи. Наши функции — создавать благоприятные условия для ведения бизнеса». В осуществлении и защите политики Президента принимал активное непосредственное участие председатель Правительства РС (Я) Е.А. Борисов [2]. Но он, работая в должности президента, как нам думается, начал проводить более гибкую политику дальнейшей приватизации государственного сектора экономики.

На самом деле существенные недостатки государственного сектора экономики больше всего обусловлены низким уровнем хозяйствования, недостаточной квалификацией кадрового состава менеджеров, слабостью помощи и контроля со стороны государственных органов управления республики. Когда эти вопросы решены положительно, тогда и государственные предприятия работают вполне эффективно. Убедительным примером служит АК «АЛРОСА», которая на 90% является государственной собственностью.

Очень важно учитывать, что в регионах Севера, в том числе в нашей республике, объективно существуют сравнительно активная миграция населения, высокая степень угрозы экономической самостоятельности и экологической безопасности. Это обстоятельство тоже обусловливает необходимость не ослабления, аусиления роли и миссии государственной собственности на средства производства государственного сектора экономики. На основе научного подхода можно считать оптимальной долю государства в общей системе экономического

базиса и отношений собственности в среднем не ниже 30 %. Этот показатель в различных отраслях в зависимости от их значимости в социально-экономическом развитии республики может сильно колебаться: от 100 % до нуля.

Характерными направлениями преобразований государственной собственности РС (Я) в первом десятилетии XXI в. стали ее массовая федерализация путем безвозмездной передачи в федеральную собственность и приватизация путем продажи активов республики, имеющихся в акционерных обществах. Так, широко известна народу республики федерализация контрольного пакета акций ЗАО АК «АЛРОСА». На самом деле следует признать массовую федерализацию земли, ее недр, лесных, водных и всех других ценных природных ресурсов. Такая федерализация государственной собственности субъектов Федерации была осуществлена по всей стране на основе принятия соответствующих законодательных актов — федеральных законов «О недрах», «О Лесном кодексе РФ», «О Водном кодексе РФ» и др. Поэтому республика была вынуждена изменить ст. 5 своей Конституции. Ее новый текст гласит: «Государственная собственность на землю, воды, леса, растительный и животный мир и другие природные ресурсы на территории Республики Саха (Якутия) выступает в форме собственности Республики Саха (Якутия) и собственности Российской Федерации».

В республике были проданы солидные доли акций государства в ОАО «Сахателеком», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО НК «Саханефтегаз», ОАО «Якутгазпром» и других акционерных компаний. К сожалению, продажи происходили без большой публичной огласки и общенародного обсуждения. И поэтому среди большей части населения сложилось мнение «о распродаже» значительного достояния, принадлежащего всему народу Якутии.

Главной целью разгосударствления активов было привлечение крупных инвесторов путем выгодной для республики продажи. Этим, конечно, воспользовались прежде всего олигархи, владеющие крупными компаниями (ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Полюс золота», ОАО «Мечел»), И таким образом в экономику республики впервые проник олигархический капитал, который пока проявляет положительную роль. Но большое сомнение вызывает деятельность ОАО «Полюс золота», которое, став дешевым путем владельцем трех уникальных золоторудных месторождений «Нижний Куранах», «Нежданинское» и «Кючюс», не обеспечивает их своевременное освоение и ростдобычи золота в республике.

Принципиальное значение имеет использование доходов от приватизации: на накопление и приобретение нового государственного имущества или на покрытие текущих расходов бюджета, т. е. на проедание. Конечно, первый путь использования более прогрессивен и эффективен. Примером является создание на основе финансовых средств от продажи акций ОАО «Якутуголь» Республиканской инвестиционной компании (ОАО «РИК»), предназначенной инвестировать в строительство важнейших капитальных объектов, прежде всего железной дороги до г. Якутска.

В ноябре 2010 г. Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) приняло постановление «О государственном имуществе Республики Саха (Якутия), не подлежащем отчуждению в 2011—2013 гг.». В нем правильно предусмотрен дифференцированный подход к отчуждению государственной доли акций в акционерных обществах [6]. Например, не подлежат отчуждению акции: доЮО % — ОАО «Сахатрансне-фтегаз», ОАО «Саханефтегазсбыт», ОАО «НижнеЛенское», ОАО «РИК»; 51 % - ОАО «Морской порт Тикси»; 32% -АК«АЛРОСА»; 10% - ОАО«Алроса-Нюрба»; 25,5 % - ОАО «ЛОРП»; 40,55 % - ОАО АК «Железные дороги Якутии»; 62,09 % — АКБ «Алмазэ-ргиенбанк»; 74 % — ОАО «Якутский хлебокомбинат»; по 25,1 % акций ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» и ОАО «Корпорация Восточной Якутии»; 50 % плюс 1 акция ОАО «Региональная страховая компания «Стерх»» и т. д.

Этим постановлением парламента установлено ограничение приватизации государственных акций, имеющихся в 21 акционерном обществе. Следовательно, остальные акционерные общества (около 80), имеющиеся по состоянию на 01 октября 2010 г., могут свободно продавать акции, принадлежащие государству, в том числе, например, ОАО «Якутуглестрой», ОАО судоходная компания «Арктическое морское пароходство», ОАО Авиакомпания «Якутия», ОАО Авиакомпания «Полярные авиалинии», 10 открытых акционерных обществ по автодорогам и 14 ОАО по отрасли «Здравоохранение», имеющие в настоящее время 100% акций государства. Насколько все это отвечает интересам государства, сегодня трудно определить.

Как представляется авторам, Правительство, отраслевые министерства, функциональные госкомитеты и другие органы исполнительной власти должны проводить экономическую, социальную, экологическую и научно-техническую политику, а также осуществлять государственный контроль за исполнением законов, других правовых актов

всеми хозяйствующими субъектами, действующими на территории республики, независимо от их формы собственности.

Следовательно, «теория» о малой эффективности государственных предприятий и их собственности, возникшая в умах отдельных ученых, специалистов и руководителей, не является научно обоснованной и практически полезной. Политику полного разгосударствления и приватизации общенародной собственности следует считать неоправданной и даже опасной для дальнейшего устойчивого социально-экономического развития республики. Наоборот, необходимо Парламенту и Правительству РС (Я) направить достаточные усилия на сохранение, повышение эффективности и конкурентоспособности государственного сектора экономики, особенно в жизнеобеспечивающих и бюджетообразующих отраслях народного хозяйства.

Изучаемая проблема становится особенно актуальной в свете нынешнего Послания Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором определены новые принципиальные направления и критерии политики приватизации: во-первых, на уровне федеральной государственной власти и, во-вторых, на уровне региональных государственных органов власти. Такой двуединый подход к осуществлению приватизации вполне объективен и целесообразен, так как в масштабе страны, с одной стороны, господствует олигархический капитал и развивается олигархический капитализм, а, с другой, государство в лице ограниченного круга высших должностных чиновников превратилось в крупнейшего инвестора и хозяйствующего субъекта, образуя персонифицированный госкапитализм [3]. Вероятно, поэтому в Послании Президента РФ установлен «антикоррупционный» критерий приватизации, что «...органы власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям» (выделено Е. Г.).

На региональном и местном уровнях в собственности властей «... может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий. Соответственно, иные объекты собственности должны быть приватизированы» [9]. Здесь необходимо отметить, что практическая реализация этих требований должна происходить с полным учетом конкретной ситуации в каждом регионе и муниципальном образовании. Если судить на примере РС (Я), то, конечно, не у всех властных структур имеется избыточное имущест-

во, наоборот, у многих, к сожалению, не достает его. Вообще, в целом это будет очень большая и трудоемкая работа по эффективному управлению государственной собственностью и собственностью местных органов самоуправления. В связи с этим считаем обоснованным заявление Президента РС (Я) Е.А. Борисова на встрече с депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я): «...уточнения требует призыв президента страны к органам государственной власти избавляться от ненужного имущества...», «...к данному вопросу следуетподходить очень осторожно» [4].

Как представляется авторам, практика и политика формирования и развития многообразия форм собственности в рыночной экономике РС (Я) остаются крайне слабоизученными. К их научному анализу и прогнозированию Правительство и Парламент РС (Я) почему-то до сих пор не проявляют особого интереса. Видимо, прежде всего, Министерство экономического развития и Министерство имущественных отношений РС (Я) могли бы заявить государственные заказы на планомерные и всесторонние исследования. В свою очередь, для их проведения целесообразно организовать структурное научное подразделение в Институте региональной экономики Севера.

Список литературы

1. Азарова А. А. Государственная собственность Республики Саха (Якутия). Новосибирск: «Наука». 2000.

2. Борисов Е. А. Наветы и ответы. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия». 2009. 52 с.

3. Волков В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 3.

4. Газета «Московский комсомолец» в Якутии. 15—22 декабря 2010 г.

5. КучуровР. Государственный сектор каклокомогив модернизации // Экономист. 2010. № 9. С. 2—13.

6. Парламентская газета «Ил Тумэн». 12 ноября 2010г.

7. Пусенкова Н. ^.Государство в нефтяной отрасли // Эко. 2010. № 9. С. 57-69.

8. Региональные проблемы формирования рыночных отношений. Новосибирск: Наука. 1996. 320 с.

9. Российская газета. 1 декабря 2010 г. С. 3—4.

10. Экономические основы государственности Республики Саха (Якутия). Якутск: Полиграфист. 2000. 482 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.