Научная статья на тему 'К вопросу влияния финансов предприятий на налоговые поступления в бюджет республики Саха (Якутия)'

К вопросу влияния финансов предприятий на налоговые поступления в бюджет республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / САЛЬДИРОВАННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ ЗАВИСИМОСТИ / BUDGET / FISCAL POLICY / INCOME TAX / BALANCED FINANCIAL RESULT / REGRESSION ANALYSIS / THE MODEL OF DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. Н.

В статье проведен анализ доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятий. Рассмотрены налоговые поступления от крупных налогоплательщиков и предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков, а также их влияние на бюджет РС (Я) в зависимости от изменений в налоговом законодательстве. В качестве гипотезы выступает возможность применения метода корреляционно-регрессионного анализа для моделирования налоговых поступлений в бюджет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of companies’ capital to the tax revenues of the Republic of Sakha (Yakutia)

The article analyzes of the incomes of the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia) in conjunction with the financial situation of enterprises. It describes the tax revenues from large taxpayers and enterprises included in the consolidated group of taxpayers, as well as their impact on the budget of the RS (I) depending on changes in the tax laws. The possibility of using the method of correlation-regression analysis for modeling of tax revenues acts as the hypothesis

Текст научной работы на тему «К вопросу влияния финансов предприятий на налоговые поступления в бюджет республики Саха (Якутия)»

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ_

К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*

Т.Н. Попова

научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

[email protected]

В статье проведен анализ доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятий. Рассмотрены налоговые поступления от крупных налогоплательщиков и предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков, а также их влияние на бюджет РС (Я) в зависимости от изменений в налоговом законодательстве. В качестве гипотезы выступает возможность применения метода корреляционно-регрессионного анализа для моделирования налоговых поступлений в бюджет.

Ключевые слова: бюджет, налоговая бюджетная политика, налог на прибыль, сальдированный финансовый результат, регрессионный анализ, модель зависимости.

УДК (336.221. 4):336.671 ББК 65.05

На современном этапе налоговая и бюджетная политика Республики Саха (Якутия) сформирована исходя из принципов обеспечения полного и своевременного поступления налогов и стимулирования производственной, инвестиционной, инновационной и социальной деятельности налогоплательщиков. Однако, бюджетная система РС (Я) находится в значительной зависимости от сырьевых отраслей и имеет выраженную экспортно-ориентированную экономику. Высокая зависимость доходов республиканского бюджета от крупных налогоплательщиков отрицательно влияет на устойчивость доходной части бюджета.

Изменения федерального налогового законодательства, нестабильность мирового рынка и ряд других факторов негативно влияют на налоговые поступления в бюджет республики. В связи с этим, актуальным является исследование системы финансовых отношений государства и предприятий для определения возможных путей совершенствования бюджетной и налоговой системы. В целях прогнозирования и оценки влияния различных факторов на доходы бюджета, в качестве гипотезы выступает возможность применения методов регрессионного анализа для моделирования налоговых поступлений в бюджет.

Цель статьи заключается в определении степени зависимости государственного бюджета РС (Я) от финансового состояния предприятий. В качестве факторов, существенно влияющих на объем налоговых доходов бюджета РС (Я), исследованы финансовые результаты предприятий республики.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— проанализированы поступления налога на прибыль в государственный бюджет РС (Я) во взаимосвязи с финансовым состоянием основных отраслей и плательщиков, формирующих бюджет республики в динамике с 2004 по 2013 гг.;

— проведен регрессионный анализ зависимости доходов государственного бюджета РС (Я) от финансового состояния предприятий республики;

— на основе результатов регрессионного анализа построена модель, описывающая влияние финансов предприятий на налоговые поступления в бюджет Республики Саха (Якутия).

Основными налогами, формирующими доходную часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на имущество организаций. Удельный вес вышеперечисленных поступлений в общем объеме налоговых доходов составляет

порядка 90%. Структура налоговых доходов государственного бюджета РС (Я) на 2012-2013 гг. представлена на рис. 1.

В 2013 г. республика вошла в первую десятку субъектов России с наибольшими значениями индекса налогового потенциала и в первую тройку по регионам Дальнего Востока [7]. В 2013 г. доходы бюджета РС (Я) составили 153 845 млн руб. и возросли по сравнению с 2012 г. на 13 657,5 млн руб. Поступления налоговых доходов 2013 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года сократилось на 2 827,6 млн руб. и составило 57 086, 9 млн руб. Налог на прибыль организаций поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 21 108,7 млн руб. По отношению к поступлениям 2012 г. снижение поступлений налога на прибыль по итогам 2013 г. составило 6 281 млн руб.

Несмотря на значительное снижение поступлений налога на прибыль организаций в 2013 г., по роли в формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) вышеназванный налог занимает ведущее место.

Основными налогоплательщиками РС (Я) остаются предприятия добывающих отраслей экономики — АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», АК «Транснефть», ХК «Якутуголь». Их удельный вес в собственных доходах бюджета составляет в среднем 60%.

Существенные проблемы, связанные с формированием доходной части бюджетов субъектов РФ, связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве и привели к значительному сокращению источников доходов бюджетов субъектов РФ [3].

Введение с 1 января 2012 г. в Налоговый кодекс института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), как новых налоговых преференций, крайне негативно сказалось на

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект №01201460079).

298

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д

поступлении налога на прибыль. В результате, по итогам 2013 г., бюджет республики недополучил порядка 6,3 млрд руб. Кроме того, причиной сокращения поступлений по налогу на прибыль является снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также возвраты и уменьшения по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды, поданные налогоплательщиками в 2013 г. в сумме 3,9 млрд руб.

Поступление налога на прибыль от предприятий, вошедших в КГН, снизилось на 4,6 млрд руб. (- 41,6%), а снижение поступления налога на прибыль от крупнейших плательщиков ОАО «Мечел» и АК «Транснефть» составило 73% (табл. 1).

Таблица 1

Поступления налога на прибыль в государственный бюджет PC (я), в т.ч. от предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, млн руб.

По итогам 2013 г. среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) занимает 2 место — по объему отгруженной продукции по добыче полезных ископаемых, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, по вводу жилых домов, пассажирообороту транспорта, обороту общественного питания, объёму работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сальдированному финансовому результату организаций. Также занимает 3 место по объёму розничной торговли, объёму платных услуг, 6 место по удельному весу убыточных организаций [9].

Для получения наиболее информативных параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния предприятий РС (Я), проведен анализ сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) в динамике с 2004 по 2013 гг. (рис. 2).

100 000,00 -------------------------------------------

2012 г. 2013 г.

ОАО «Сургутнефтегаз» 3604,7 4913,9

ОАО АК «Транснефть» 6528,7 2013,5

ОАО «Мечел» 1381 40,4

ОАО «Мегафон-Интернэшнл» 118,8 61,1

Всего налог на прибыль в бюджет РС (Я) 27390,0 21108,7

Источник: [6]

С 1 января 2013 г. в КГН ОАО «Мечел» вошло ХК «Якутуголь», в связи с этим в 2013 г. в бюджет Республики Саха (Якутия) сумма поступлений от налога на прибыль сократилась на 1 341,6 млн руб. по сравнению с 2012 г. Снижение поступлений налога объясняется тем, что по результатам деятельности 2013 г., как в целом по КГН «Мечел», так и по ХК «Якутуголь», в частности, получен убыток.

По предприятиям группы АК «Транснефть» объем уплаты налога на прибыль по сравнению с показателями 2012 г. снижен на 4 515,2 млн руб. Снижение объемов поступления налога в 2013 г. связано со снижением доли налоговой базы республики по всем подразделениям налогоплательщиков, вошедших в КГН АК «Транснефть».

Кроме того, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2014 г. исполненная сумма уточненных деклараций, уменьшающих поступление налога на прибыль в текущем году составила 3 874,6 млн руб. Из них возвраты по налогу на прибыль участникам КГН ОАО АК «Транснефть» произведены на сумму 1 815,5 млн руб. и ОАО »Сургутнефтегаз» 1 131,1 млн руб.

Также, в сравнении с аналогичным периодом 2012 г., наблюдается снижение налоговой базы по налогу на прибыль по результатам деятельности предприятий алмазодобывающей отрасли — АК «АЛРОСА» и ОАО «Алмазы Анабара». Так, в 2013 г. уплата налога на прибыль АК «АЛРОСА» сократилась на 1 447,3 млн руб., что объясняется изменением показателей внереализационных расходов и убытков, приравненных к внереализационным расходам.

В разрезе общего объема поступлений налога на прибыль организаций в 2012 г. наибольшая часть налога на прибыль поступила от группы предприятий АК «АЛРОСА» — 34%, АК «Транснефть» — 24, ОАО «Сургутнефтегаз» — 13 и ХК «Якутуголь» — 5%. В 2013 г. ситуация существенно изменилась: АК «АЛРОСА» — 29,5%, ОАО «Сургутнефтегаз» — 23,3, ОАО АК «Транснефть» — 9,5 и ОАО «Алроса-Нюрба» — 8,5%.

Последствия влияния отчислений налога на прибыль на объем производства, размер прибыли, инвестиций, финансовое состояние предприятий, сумму налоговых поступлений в бюджет более точно отражают уровень налогообложения и выявляют нарушения допустимого предела налогообложения прибыли российских предприятий [2].

В 2013 г. принят Комплексный план по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РС (Я). Но, несмотря на принимаемые меры, в 2014 г. ожидается сокращение поступления налогов, в основном от добывающих компаний. Это, с одной стороны, связано с нестабильностью мирового рынка, с другой, как уже сказано выше — с изменением федерального налогового законодательства.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

□ Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я), млн. руб.

■ Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль, млн. руб.

Рис. 2. Динамика сальдированного финансового результата предприятий PC (я) и доходов бюджета PC (я) по налогу на прибыль

По данным федерального статистического наблюдения по предприятиям, охваченным мониторингом, наблюдается снижение финансовых показателей: в 2013 г. сальдированный финансовый результат предприятий составил 43 053,8 млн руб., что на 47,1% ниже показателей 2012 г.

В большей мере на снижение финансовых результатов деятельности предприятий РС (Я) в 2013 г. оказали влияние следующие факторы:

— отрицательная динамика отпускных (рыночных) цен на готовую продукцию;

— отрицательное сальдо курсовых разниц, связанных с ростом курсов валют;

— высокая процентная нагрузка по займам и кредитам организаций участников КГН, привлеченных для реализации крупных инвестиционных проектов;

— снижение объемов добычи полезных ископаемых, обусловленного сокращением спроса.

В период с 2004 по 2013 гг. минимальное значение сальдированного финансового результата наблюдалось в 2009 г. — 9 566,2 млн руб., что связано с влиянием мирового экономического кризиса [5]. Максимальное значение достигнуто в 2012 г. — 81 298,5 млн руб., что также, вероятно, связано с принятием ряда мер оказания государственной поддержки по снижению негативного воздействия финансового кризиса на предприятия РС (Я) [7]. Максимальный прирост наблюдается в 2011 г. — 35 488,7 млн руб., минимальный прирост зафиксирован в 2013 г. — (-38 244,7 млн руб.).

Темп наращения динамики показывает, что тенденция ряда значений сальдированного финансового результата предприятий убывающая, что свидетельствует о замедлении темпа роста данного показателя.

В 2013 г. по сравнению с 2004 г. значение сальдированного финансового результата предприятий увеличилось на 15 382 млн руб. или на 55,5%.

В среднем за весь период темп роста анализируемого показателя составил 1%.

Средний абсолютный темп прироста равен 1 709,11 млн руб., т.е. с каждым годом сальдированный финансовый результат предприятий увеличивался на 1 709,11 млн руб. или на 5%.

Исходя из графического описания динамики показателей, представленных на рис.2, целесообразно провести функцио-

299

[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

нальное описание однофакторной модели зависимости «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль — Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)».

Моделирование налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может осуществляться различными методами, в том числе с использованием регрессионных моделей. Методы корреляционно-регрессионного анализа позволяют только в известной мере, но всегда удовлетворительно надежно оценить влияние того или иного учтенного признака-фактора на результативный признак и включить его в модель (либо исключить), в зависимости от существенности вклада в исследуемую вариацию результативного признака-фактора [4].

Для реализации процедуры сглаживания аппроксимирующей функции использован метод наименьших квадратов, который дает наилучшие (состоятельные, эффективные и несмещенные) оценки параметров уравнения регрессии. Для наших параметров система уравнений имеет вид:

симации в пределах 5-7% свидетельствует о хорошем подборе уравнения регрессии к исходным данным:

- 4 39

A =^у-100% = 39,9% (7)

В нашем случае, ошибка больше 7%, значит, что данное уравнение не желательно использовать в качестве регрессии.

Коэффициент детерминации:

R2 = 0,932 = 0,867 (8)

Следовательно, в 86,7% случаев изменения сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) приводят к изменению доходов бюджета РС (Я) по налогу на прибыль. Другими словами — точность подбора уравнения регрессии — высокая.

Графическое описание зависимости «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль» — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)» представлено на рис. 3.

11а + 402540,3 b = 133943,8 (1)

402540,3 а + 20069251215,97 b = 6837426954,84 (2)

Из первого уравнения выражаем а и подставим во второе уравнение:

Получаем эмпирические коэффициенты регрессии:

b = 0,3626, а = -1093,0648 (3)

Рассчитываем показатель тесноты связи. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции:

r = 0,93 (4)

Связь между признаком у — «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль» и фактором x — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)» высокая и прямая.

Однофакторная линейная модель зависимости «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль» — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)» имеет вид:

у = 0,36 x - 1093,06 (5)

Следовательно, с увеличением показателя сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) на 1 млн руб., доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль увеличиваются в среднем на 0,36 млн руб.

Коэффициент регрессии b = 0,36 > 0, что доказывает прямую связь.

Коэффициент а = -1093,06 формально показывает прогнозируемый уровень у, но только в том случае, если х = 0 находится близко с выборочными значениями.

Коэффициент эластичности:

E = 1,09 (6)

В нашем примере коэффициент эластичности больше 1. Следовательно, при изменении сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) на 1%, доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль изменятся более чем на 1%. Другими словами — х существенно влияет на у.

Оценка качества уравнения регрессии производится с помощью ошибки абсолютной аппроксимации. Ошибка аппрок-

млн руб.

0 5000 10000 15000 20000 25000 30000

млн. руб.

Рис. 3, Зависимость «Доходы бюджета РС (я) по налогу на прибыль» — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (я)»

Проверка значимости модели регрессии проводится с использованием F-критерия Фишера, расчетное значение которого находится как отношение дисперсии исходного ряда наблюдений изучаемого показателя и несмещенной оценки дисперсии остаточной последовательности для данной модели:

F = 58,66

F б = 5,12

табл ’

(9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(10)

Поскольку фактическое значение F > FTa6n, то коэффициент детерминации статистически значим (найденная оценка уравнения регрессии статистически надежна).

Полученная модель адекватно описывает и подтверждает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между доходами бюджета РС (Я) по налогу на прибыль и сальдированным финансовым результатом предприятий РС (Я). Это позволит осуществлять прогнозные расчеты и по другим основным налоговым поступлениям в республиканский бюджет.

Таким образом, метод корреляционно-регрессионного анализа является одним из эффективных инструментов изучения процесса поступлений налогов и может применяться для оценки степени влияния того или иного учтенного признака-фактора на доходы бюджета на стадии планирования и обоснования проекта бюджета.

Литература

1. Зубкова Т.Н., Сабетова Т.А. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». — 2007. — Т.2. — С. 177-180.

2. Сидорова Н.И. Налог на прибыль предприятий: значение для бюджета и государства и влияние на доходы налогоплательщика // Вестник ин-та комплексных исследований аридных территорий. — 2001. — № 2. — С. 45-53.

3. Скляр А.В., Цацулин А.Н. Моделирование налоговых поступлений в региональные бюджеты // Управленческое консультирование. — 2012. — №1.

4. Отчет исполнительных органов государственной власти РС (Я) об итогах деятельности за 2009 г.

5. Официальный информационный портал РС (Я) — http://sakha.gov.ru

6. Официальный сайт Государственного Собрания (ИЛ Тумэн) РС (Я) — http://iltumen.ru

7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) — http://sakha. gks.ru

8. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — http://Consultant.ru

300

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.