[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ_
К ВОПРОСУ ВЛИЯНИЯ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)*
Т.Н. Попова
научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
В статье проведен анализ доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) во взаимосвязи с финансовым состоянием предприятий. Рассмотрены налоговые поступления от крупных налогоплательщиков и предприятий, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков, а также их влияние на бюджет РС (Я) в зависимости от изменений в налоговом законодательстве. В качестве гипотезы выступает возможность применения метода корреляционно-регрессионного анализа для моделирования налоговых поступлений в бюджет.
Ключевые слова: бюджет, налоговая бюджетная политика, налог на прибыль, сальдированный финансовый результат, регрессионный анализ, модель зависимости.
УДК (336.221. 4):336.671 ББК 65.05
На современном этапе налоговая и бюджетная политика Республики Саха (Якутия) сформирована исходя из принципов обеспечения полного и своевременного поступления налогов и стимулирования производственной, инвестиционной, инновационной и социальной деятельности налогоплательщиков. Однако, бюджетная система РС (Я) находится в значительной зависимости от сырьевых отраслей и имеет выраженную экспортно-ориентированную экономику. Высокая зависимость доходов республиканского бюджета от крупных налогоплательщиков отрицательно влияет на устойчивость доходной части бюджета.
Изменения федерального налогового законодательства, нестабильность мирового рынка и ряд других факторов негативно влияют на налоговые поступления в бюджет республики. В связи с этим, актуальным является исследование системы финансовых отношений государства и предприятий для определения возможных путей совершенствования бюджетной и налоговой системы. В целях прогнозирования и оценки влияния различных факторов на доходы бюджета, в качестве гипотезы выступает возможность применения методов регрессионного анализа для моделирования налоговых поступлений в бюджет.
Цель статьи заключается в определении степени зависимости государственного бюджета РС (Я) от финансового состояния предприятий. В качестве факторов, существенно влияющих на объем налоговых доходов бюджета РС (Я), исследованы финансовые результаты предприятий республики.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— проанализированы поступления налога на прибыль в государственный бюджет РС (Я) во взаимосвязи с финансовым состоянием основных отраслей и плательщиков, формирующих бюджет республики в динамике с 2004 по 2013 гг.;
— проведен регрессионный анализ зависимости доходов государственного бюджета РС (Я) от финансового состояния предприятий республики;
— на основе результатов регрессионного анализа построена модель, описывающая влияние финансов предприятий на налоговые поступления в бюджет Республики Саха (Якутия).
Основными налогами, формирующими доходную часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия), являются: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на имущество организаций. Удельный вес вышеперечисленных поступлений в общем объеме налоговых доходов составляет
порядка 90%. Структура налоговых доходов государственного бюджета РС (Я) на 2012-2013 гг. представлена на рис. 1.
В 2013 г. республика вошла в первую десятку субъектов России с наибольшими значениями индекса налогового потенциала и в первую тройку по регионам Дальнего Востока [7]. В 2013 г. доходы бюджета РС (Я) составили 153 845 млн руб. и возросли по сравнению с 2012 г. на 13 657,5 млн руб. Поступления налоговых доходов 2013 г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года сократилось на 2 827,6 млн руб. и составило 57 086, 9 млн руб. Налог на прибыль организаций поступил в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в сумме 21 108,7 млн руб. По отношению к поступлениям 2012 г. снижение поступлений налога на прибыль по итогам 2013 г. составило 6 281 млн руб.
Несмотря на значительное снижение поступлений налога на прибыль организаций в 2013 г., по роли в формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) вышеназванный налог занимает ведущее место.
Основными налогоплательщиками РС (Я) остаются предприятия добывающих отраслей экономики — АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», АК «Транснефть», ХК «Якутуголь». Их удельный вес в собственных доходах бюджета составляет в среднем 60%.
Существенные проблемы, связанные с формированием доходной части бюджетов субъектов РФ, связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве и привели к значительному сокращению источников доходов бюджетов субъектов РФ [3].
Введение с 1 января 2012 г. в Налоговый кодекс института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), как новых налоговых преференций, крайне негативно сказалось на
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект №01201460079).
298
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ ^ Д
поступлении налога на прибыль. В результате, по итогам 2013 г., бюджет республики недополучил порядка 6,3 млрд руб. Кроме того, причиной сокращения поступлений по налогу на прибыль является снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также возвраты и уменьшения по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды, поданные налогоплательщиками в 2013 г. в сумме 3,9 млрд руб.
Поступление налога на прибыль от предприятий, вошедших в КГН, снизилось на 4,6 млрд руб. (- 41,6%), а снижение поступления налога на прибыль от крупнейших плательщиков ОАО «Мечел» и АК «Транснефть» составило 73% (табл. 1).
Таблица 1
Поступления налога на прибыль в государственный бюджет PC (я), в т.ч. от предприятий, входящих в консолидированные группы налогоплательщиков, млн руб.
По итогам 2013 г. среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) занимает 2 место — по объему отгруженной продукции по добыче полезных ископаемых, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, по вводу жилых домов, пассажирообороту транспорта, обороту общественного питания, объёму работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сальдированному финансовому результату организаций. Также занимает 3 место по объёму розничной торговли, объёму платных услуг, 6 место по удельному весу убыточных организаций [9].
Для получения наиболее информативных параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния предприятий РС (Я), проведен анализ сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) в динамике с 2004 по 2013 гг. (рис. 2).
100 000,00 -------------------------------------------
2012 г. 2013 г.
ОАО «Сургутнефтегаз» 3604,7 4913,9
ОАО АК «Транснефть» 6528,7 2013,5
ОАО «Мечел» 1381 40,4
ОАО «Мегафон-Интернэшнл» 118,8 61,1
Всего налог на прибыль в бюджет РС (Я) 27390,0 21108,7
Источник: [6]
С 1 января 2013 г. в КГН ОАО «Мечел» вошло ХК «Якутуголь», в связи с этим в 2013 г. в бюджет Республики Саха (Якутия) сумма поступлений от налога на прибыль сократилась на 1 341,6 млн руб. по сравнению с 2012 г. Снижение поступлений налога объясняется тем, что по результатам деятельности 2013 г., как в целом по КГН «Мечел», так и по ХК «Якутуголь», в частности, получен убыток.
По предприятиям группы АК «Транснефть» объем уплаты налога на прибыль по сравнению с показателями 2012 г. снижен на 4 515,2 млн руб. Снижение объемов поступления налога в 2013 г. связано со снижением доли налоговой базы республики по всем подразделениям налогоплательщиков, вошедших в КГН АК «Транснефть».
Кроме того, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2014 г. исполненная сумма уточненных деклараций, уменьшающих поступление налога на прибыль в текущем году составила 3 874,6 млн руб. Из них возвраты по налогу на прибыль участникам КГН ОАО АК «Транснефть» произведены на сумму 1 815,5 млн руб. и ОАО »Сургутнефтегаз» 1 131,1 млн руб.
Также, в сравнении с аналогичным периодом 2012 г., наблюдается снижение налоговой базы по налогу на прибыль по результатам деятельности предприятий алмазодобывающей отрасли — АК «АЛРОСА» и ОАО «Алмазы Анабара». Так, в 2013 г. уплата налога на прибыль АК «АЛРОСА» сократилась на 1 447,3 млн руб., что объясняется изменением показателей внереализационных расходов и убытков, приравненных к внереализационным расходам.
В разрезе общего объема поступлений налога на прибыль организаций в 2012 г. наибольшая часть налога на прибыль поступила от группы предприятий АК «АЛРОСА» — 34%, АК «Транснефть» — 24, ОАО «Сургутнефтегаз» — 13 и ХК «Якутуголь» — 5%. В 2013 г. ситуация существенно изменилась: АК «АЛРОСА» — 29,5%, ОАО «Сургутнефтегаз» — 23,3, ОАО АК «Транснефть» — 9,5 и ОАО «Алроса-Нюрба» — 8,5%.
Последствия влияния отчислений налога на прибыль на объем производства, размер прибыли, инвестиций, финансовое состояние предприятий, сумму налоговых поступлений в бюджет более точно отражают уровень налогообложения и выявляют нарушения допустимого предела налогообложения прибыли российских предприятий [2].
В 2013 г. принят Комплексный план по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РС (Я). Но, несмотря на принимаемые меры, в 2014 г. ожидается сокращение поступления налогов, в основном от добывающих компаний. Это, с одной стороны, связано с нестабильностью мирового рынка, с другой, как уже сказано выше — с изменением федерального налогового законодательства.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
□ Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я), млн. руб.
■ Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль, млн. руб.
Рис. 2. Динамика сальдированного финансового результата предприятий PC (я) и доходов бюджета PC (я) по налогу на прибыль
По данным федерального статистического наблюдения по предприятиям, охваченным мониторингом, наблюдается снижение финансовых показателей: в 2013 г. сальдированный финансовый результат предприятий составил 43 053,8 млн руб., что на 47,1% ниже показателей 2012 г.
В большей мере на снижение финансовых результатов деятельности предприятий РС (Я) в 2013 г. оказали влияние следующие факторы:
— отрицательная динамика отпускных (рыночных) цен на готовую продукцию;
— отрицательное сальдо курсовых разниц, связанных с ростом курсов валют;
— высокая процентная нагрузка по займам и кредитам организаций участников КГН, привлеченных для реализации крупных инвестиционных проектов;
— снижение объемов добычи полезных ископаемых, обусловленного сокращением спроса.
В период с 2004 по 2013 гг. минимальное значение сальдированного финансового результата наблюдалось в 2009 г. — 9 566,2 млн руб., что связано с влиянием мирового экономического кризиса [5]. Максимальное значение достигнуто в 2012 г. — 81 298,5 млн руб., что также, вероятно, связано с принятием ряда мер оказания государственной поддержки по снижению негативного воздействия финансового кризиса на предприятия РС (Я) [7]. Максимальный прирост наблюдается в 2011 г. — 35 488,7 млн руб., минимальный прирост зафиксирован в 2013 г. — (-38 244,7 млн руб.).
Темп наращения динамики показывает, что тенденция ряда значений сальдированного финансового результата предприятий убывающая, что свидетельствует о замедлении темпа роста данного показателя.
В 2013 г. по сравнению с 2004 г. значение сальдированного финансового результата предприятий увеличилось на 15 382 млн руб. или на 55,5%.
В среднем за весь период темп роста анализируемого показателя составил 1%.
Средний абсолютный темп прироста равен 1 709,11 млн руб., т.е. с каждым годом сальдированный финансовый результат предприятий увеличивался на 1 709,11 млн руб. или на 5%.
Исходя из графического описания динамики показателей, представленных на рис.2, целесообразно провести функцио-
299
[ Д ЭК0Н0МИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
нальное описание однофакторной модели зависимости «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль — Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)».
Моделирование налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может осуществляться различными методами, в том числе с использованием регрессионных моделей. Методы корреляционно-регрессионного анализа позволяют только в известной мере, но всегда удовлетворительно надежно оценить влияние того или иного учтенного признака-фактора на результативный признак и включить его в модель (либо исключить), в зависимости от существенности вклада в исследуемую вариацию результативного признака-фактора [4].
Для реализации процедуры сглаживания аппроксимирующей функции использован метод наименьших квадратов, который дает наилучшие (состоятельные, эффективные и несмещенные) оценки параметров уравнения регрессии. Для наших параметров система уравнений имеет вид:
симации в пределах 5-7% свидетельствует о хорошем подборе уравнения регрессии к исходным данным:
- 4 39
A =^у-100% = 39,9% (7)
В нашем случае, ошибка больше 7%, значит, что данное уравнение не желательно использовать в качестве регрессии.
Коэффициент детерминации:
R2 = 0,932 = 0,867 (8)
Следовательно, в 86,7% случаев изменения сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) приводят к изменению доходов бюджета РС (Я) по налогу на прибыль. Другими словами — точность подбора уравнения регрессии — высокая.
Графическое описание зависимости «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль» — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)» представлено на рис. 3.
11а + 402540,3 b = 133943,8 (1)
402540,3 а + 20069251215,97 b = 6837426954,84 (2)
Из первого уравнения выражаем а и подставим во второе уравнение:
Получаем эмпирические коэффициенты регрессии:
b = 0,3626, а = -1093,0648 (3)
Рассчитываем показатель тесноты связи. Таким показателем является выборочный линейный коэффициент корреляции:
r = 0,93 (4)
Связь между признаком у — «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль» и фактором x — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)» высокая и прямая.
Однофакторная линейная модель зависимости «Доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль» — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (Я)» имеет вид:
у = 0,36 x - 1093,06 (5)
Следовательно, с увеличением показателя сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) на 1 млн руб., доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль увеличиваются в среднем на 0,36 млн руб.
Коэффициент регрессии b = 0,36 > 0, что доказывает прямую связь.
Коэффициент а = -1093,06 формально показывает прогнозируемый уровень у, но только в том случае, если х = 0 находится близко с выборочными значениями.
Коэффициент эластичности:
E = 1,09 (6)
В нашем примере коэффициент эластичности больше 1. Следовательно, при изменении сальдированного финансового результата предприятий РС (Я) на 1%, доходы бюджета РС (Я) по налогу на прибыль изменятся более чем на 1%. Другими словами — х существенно влияет на у.
Оценка качества уравнения регрессии производится с помощью ошибки абсолютной аппроксимации. Ошибка аппрок-
млн руб.
0 5000 10000 15000 20000 25000 30000
млн. руб.
Рис. 3, Зависимость «Доходы бюджета РС (я) по налогу на прибыль» — «Сальдированный финансовый результат предприятий РС (я)»
Проверка значимости модели регрессии проводится с использованием F-критерия Фишера, расчетное значение которого находится как отношение дисперсии исходного ряда наблюдений изучаемого показателя и несмещенной оценки дисперсии остаточной последовательности для данной модели:
F = 58,66
F б = 5,12
табл ’
(9)
(10)
Поскольку фактическое значение F > FTa6n, то коэффициент детерминации статистически значим (найденная оценка уравнения регрессии статистически надежна).
Полученная модель адекватно описывает и подтверждает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между доходами бюджета РС (Я) по налогу на прибыль и сальдированным финансовым результатом предприятий РС (Я). Это позволит осуществлять прогнозные расчеты и по другим основным налоговым поступлениям в республиканский бюджет.
Таким образом, метод корреляционно-регрессионного анализа является одним из эффективных инструментов изучения процесса поступлений налогов и может применяться для оценки степени влияния того или иного учтенного признака-фактора на доходы бюджета на стадии планирования и обоснования проекта бюджета.
Литература
1. Зубкова Т.Н., Сабетова Т.А. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». — 2007. — Т.2. — С. 177-180.
2. Сидорова Н.И. Налог на прибыль предприятий: значение для бюджета и государства и влияние на доходы налогоплательщика // Вестник ин-та комплексных исследований аридных территорий. — 2001. — № 2. — С. 45-53.
3. Скляр А.В., Цацулин А.Н. Моделирование налоговых поступлений в региональные бюджеты // Управленческое консультирование. — 2012. — №1.
4. Отчет исполнительных органов государственной власти РС (Я) об итогах деятельности за 2009 г.
5. Официальный информационный портал РС (Я) — http://sakha.gov.ru
6. Официальный сайт Государственного Собрания (ИЛ Тумэн) РС (Я) — http://iltumen.ru
7. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) — http://sakha. gks.ru
8. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — http://Consultant.ru
300