Ресурсная экономика: бюджетный отклик
П.В. ГУЛЯЕВ, кандидат экономических наук, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск, E-mail: [email protected]
В статье проанализировано влияние результатов хозяйственной деятельности крупного горнодобывающего предприятия на объём налоговых доходов бюджета региона ресурсного типа. Представлена динамика показателей, характеризующих зависимость налоговых доходов бюджета от прибыли и фонда оплаты труда.
Ключевые слова: ресурсная экономика, горнодобывающая компания, бюджетный отклик, налоговые доходы, прибыль, фонд оплаты труда, модель с передаточными отношениями
Республика Саха (Якутия) относится к регионам России, экономика которых специализирована на добыче полезных ископаемых (сырьевые территории, ресурсные регионы) [1]. По общему объему запасов всех видов природных ресурсов республика занимает первое место в Российской Федерации, а по объему добычи алмазов, золота, олова и сурьмы - ведущие места. Широкие перспективы связаны с месторождениями редкоземельных металлов, имеющими стратегическое значение для всех развитых стран [2].
Экономика Республики Саха (Якутия) имеет ярко выраженную экспортно-ориентированную специализацию с высокой зависимостью от сырьевых отраслей - алмазо-, угле-, золотодобычи, нефтегазовой промышленности. Коэффициент специализации на горнодобывающей промышленности Якутии в 2013 г составлял 5,36. В структуре ВРП республики доля стоимости, возникающей от добычи и реализации полезных ископаемых, составляет 36,1%. На ее территории осуществляют свою деятельность такие крупные российские компании, как «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Мечел», «Газпром», «Роснефть» и «РусГидро».
Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления финансами Республики Саха (Якутия) в соответствии с потребностями устойчивого социально-экономического развития Северо-Востока России» (проект № 01201460079).
ЭКО. - 2015. - №6 ГУЛЯЕВ П.В.
Ведущая отрасль экономики республики - алмазодобывающая, которая создает основную долю валового продукта в региональном промышленном производстве и существенно влияет на поступления налоговых доходов в региональный бюджет. На территории республики добывается 99,8% алмазов в РФ - это около 25% от объема мировой добычи [3]. На государственном балансе полезных ископаемых Якутии учитываются 40 месторождений алмазов, а крупнейшим продуцентом алмазов является компания «АЛРОСА». Также на территории республики добычу алмазного сырья осуществляют такие крупные предприятия, как ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «АЛРОСА-Нюрба». При этом на территории районов, относящихся к «алмазной провинции», данные предприятия являются градообразующими.
Налоговые платежи алмазодобывающих предприятий формируют значительную часть доходов государственного бюджета Республики Саха. Поэтому в системах управления региональными финансами особое внимание уделяется оценке степени влияния результатов хозяйственной деятельности крупных горнодобывающих предприятий на бюджетную систему и бюджетный процесс. В 2013 г Правительством Якутии был принят Комплексный план по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики, включающий мероприятия, нацеленные на оптимизацию налогообложения горнодобывающих предприятий.
Методика оценки влияния результатов хозяйственной деятельности крупного горнодобывающего предприятия на объём налоговых доходов бюджета региона ресурсного типа разработана на основе анализа деятельности акционерной компании «АЛРОСА». При проведении исследования предполагалось, что оценка степени этого влияния может быть формализована с помощью методов и инструментов функционального анализа.
Исследованием были поставлены и решены следующие задачи:
- выделены основные налоги в структуре налоговых доходов бюджета республики, которые могут соотноситься с деятельностью АК «АЛРОСА»;
- проведен анализ результатов деятельности АК «АЛРОСА», влияющих на поступление выделенных налогов;
- дано аналитическое представление зависимости выделенных налоговых доходов бюджета Якутии от результатов деятельности АК «АЛРОСА».
По данным Министерства финансов Республики Саха (Якутия), в 2013 г. более половины налоговых доходов консолидированного бюджета республики обеспечивается поступлением налога на прибыль организаций (29,6%) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (35,7%) (налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 13,6%, налоги на имущество - 13,2%). Поэтому целесообразно провести анализ зависимости данных видов налоговых поступлений от результатов деятельности АК «АЛРОСА» на территории республики. Основными результатами деятельности этой компании, влияющими на налог на прибыль и НДФЛ, поступающие в бюджет республики, являются прибыль до налогообложения и фонд платы труда (таблица).
Динамика показателей АК «АЛРОСА» и доходов бюджета
Республики Саха (Якутия) в 2004-2013 гг., млрд руб.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Доходы бюджета РС (Я) 42,88 51,75 56,03 65,34 79,62 92,68 104,99 126,14 140,19 153,84
Налоговые доходы бюджета РС (Я) 20,42 23,84 24,89 33,06 35,90 34,52 47,18 60,04 69,30 71,22
Доходы бюджета РС (Я) от налога на прибыль 5,67 7,57 6,91 10,69 13,90 7,77 14,63 23,79 27,39 21,10
Доходы бюджета РС (Я) от НДФЛ 6,52 7,78 9,22 11,92 14,33 15,84 17,41 19,70 22,81 25,39
Объем добычи алмазов АК «АЛРОСА», млн карат 38,86 38 38,36 35,3 40,7 39,8 34,3 34,6 34 36,9
Выручка АК «АЛРОСА» 64,13 72,15 75,84 71,89 73,98 63,84 96,82 117,78 129,48 138,22
Прибыль АК «АЛРОСА» до налогообложения 15,62 17,74 18,76 21,13 14,56 12,14 28,86 41,56 49,14 43,40
Налог на прибыль АК «АЛРОСА» 3,20 3,50 5,56 4,74 2,41 0,11 3,20 8,10 7,80 7,40
Фонд оплаты труда АК «АЛРОСА» 11,40 12,54 13,71 15,22 18,05 15,71 17,10 23,32 29,77 32,89
Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL: http://sakha. gks.ru
Официальный сайт АК «АЛРОСА». URL: http://www.alrosa.ru/
Как видно из таблицы, поступления налога на прибыль организаций в 2013 г. сократились на 23% к уровню 2012 г. (на 6,29 млрд руб.). Это обусловлено изменениями в налоговом
и бюджетном законодательстве: введение с 1 января 2012 г. в Налоговый кодекс РФ института консолидированных групп налогоплательщиков негативно сказалось на поступлении налога на прибыль в бюджет Якутии. Кроме того, причиной сокращения поступлений в бюджет является ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Анализ динамики поступлений налога на прибыль показывает, что максимальный прирост наблюдался в 2011 г (9,166 млрд руб.), а минимальный -в 2013 г. (-6,281 млрд руб.). Среднегодовой темп роста составил 16%, средний абсолютный прирост - 1,715 млрд руб.
Удельный вес НДФЛ в налоговых доходах бюджета Республики Саха составляет 35,65%. Максимальный прирост наблюдался в 2012 г. - 3,117 млрд руб., а минимальный - в 2005 г. (1,255 млрд руб.). Поступление НДФЛ в бюджет республики ежегодно увеличивалось в среднем на те же 16%, а средний абсолютный прирост равен 2,097 млрд руб.
Являясь самым крупным налогоплательщиком и работодателем в Якутии, АК «АЛРОСА» играет важнейшую роль в экономике региона. По итогам 2013 г. она обеспечила 40% общего объема производства в республике, доля в валовом региональном продукте составила 21%. При этом на протяжении последних пяти лет доля платежей компании в общем объеме налоговых поступлений в бюджет региона составляет в среднем 25% [4]. Общий объем выплаченных налоговых обязательств АК «АЛРОСА» в бюджеты и внебюджетные фонды в 2013 г. составил 26 881,2 млн руб. В бюджет республики в 2013 г. компания выплатила 15093,1 млн руб. налогов (более 26% от общего объема налоговых поступлений). Сумма налоговых выплат в федеральный бюджет составила 8010,6 млн руб., в бюджеты муниципальных образований - 491,3 млн руб.
На начало 2014 г. численность персонала компании, занятого на территории Якутии, составила 28227 чел., а выплаты по налогу на доходы физических лиц в бюджет республики за 2013 г. составили 4 082,1 млн руб. с ростом к уровню 2012 г. на 3,5%. Приращение данного показателя, прежде всего, связано с увеличением на 13,9% номинальной начисленной заработной платы. Максимальный прирост прибыли до налогообложения АК «АЛРОСА» наблюдался в 2011 г (22,696 млрд руб.), а минималь-
ный - в 2008 г. (-14,728 млрд руб.). Этот показатель ежегодно увеличивался в среднем на 28,644 млрд руб.
Графический анализ динамики величины прибыли АК «АЛРОСА» и доходов бюджета Республики Саха от налога на прибыль организаций в период с 2003 по 2013 гг показывает наличие сильной корреляции между данными показателями (рис. 1). Траектория кривой «доходы бюджета от налога на прибыль» практически повторяет траекторию кривой «прибыль до налогообложения».
Млрд руб.
---□— Доходы бюджета РС (Я) от налога на прибыль
---■— Прибыль АК "АЛРОСА" до налогообложения
Рис. 1. Динамика доходов бюджета Республики Саха (Якутия) от налога на прибыль и прибыли АК «АЛРОСА» за 2003-2014 гг., млрд руб.
С 2008 по 2009 гг. наблюдается эффект с замедленной реакцией доходов бюджета на ухудшение результатов хозяйственной деятельности компании в связи с мировым экономическим кризисом 2008 г. В 2013 г. доходы бюджета от налога на прибыль организаций мгновенно отреагировали на изменение порядка уплаты налога на прибыль консолидированными группами налогоплательщиков. Это может свидетельствовать о различной природе данных реактивных эффектов.
Экономический кризис 2008 г существенно повлиял на хозяйственную деятельность АК «АЛРОСА», так как компания реализует экспортоориентированную продукцию, спрос на которую зависит от состояния мировой экономики. При этом доходы бюджета Республики Саха (Якутия) от налога на прибыль организаций снизились только в 2009 г., что может говорить о наличии механизма, обеспечивающего замедленную реакцию региональной экономической и финансовой систем на изменения конъюнктуры
на мировых рынках. Даже при экспортоориентированном характере деятельности крупной бюджетообразующей компании региональная финансовая система при существующей отраслевой структуре экономики республики способна нивелировать последствия мировых финансовых и экономических кризисов.
Другой характер реакции бюджетной системы на заявляемый объем прибыли организаций наблюдается при изменении налогового законодательства. В 2012 г все крупные компании, работающие на территории республики, заплатили налог на прибыль, используя институт консолидированных групп налогоплательщиков. Доходы бюджета Якутии от налога на прибыль уменьшились, мгновенно отреагировав на данное изменение.
Анализ динамики величины фонда оплаты труда (ФОТ) АК «АЛРОСА» показывает, что максимальный прирост наблюдался в 2011 г. (6,45 млрд руб.), минимальный - в 2009 г. (-2,34 млрд руб.), а ежегодное увеличение ФОТ компании в среднем составляет 2,33 млрд руб.
Графический анализ динамики величины фонда оплаты АК «АЛРОСА» и доходов бюджета Республики Саха от НДФЛ в период с 2003 по 2013 гг. показывает наличие корреляции между данными показателями (рис. 2), однако реакция доходов бюджета на колебания величины ФОТ имеет несущественный характер (доходы бюджета от НДФЛ практически не изменились при значительном уменьшении ФОТ компании в 2009 г.). Такая реакция может объясняться наличием в республике большого числа бюджетных учреждений, выплачивающих НДФЛ и не зависящих от рыночной конъюнктуры.
Млрд руб.
_
г О
0,00 ■
2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014
—□—Доходы бюджета РС (Я) от НДФЛ —■— Фонд оплаты труда АК "АЛРОСА"
Рис. 2. Динамика фонда оплаты труда АК «АЛРОСА» и доходов бюджета Якутии от НДФЛ в 2003-2014 гг., млрд руб.
Таким образом, в условиях ресурсной экономики при наличии в регионе крупной бюджетообразующей корпорации можно утверждать, что:
- изменения рыночной конъюнктуры влияют на динамику доходов бюджета от налога на прибыль организаций «замедленным» образом;
- изменения налогового законодательства мгновенно воздействуют на динамику доходов бюджета от налога на прибыль организаций;
- изменения рыночной конъюнктуры практически не влияют на динамику доходов бюджета от НДФЛ.
Для оценки степени зависимости налоговых доходов Республики Саха от результатов деятельности АК «АЛРОСА» был использован метод функционального анализа - двухфакторная модель с передаточными отношениями, построенная на основе исходных данных, представленных в таблице 1. Структурное описание модели представлено на рисунке 4, где:
х1 - прибыль АК «АЛРОСА» до налогообложения;
х2 - фонд оплаты труда АК «АЛРОСА»;
W1 (х) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость: «доход бюджета республики от налога на прибыль организаций» - «прибыль компании до налогообложения»;
W2 (х2) - передаточное отношение (функция), отражающее зависимость дохода бюджета республики от НДФЛ от фонда оплаты труда компании;
у - налоговые доходы бюджета Якутии (бюджетный отклик).
Рис. 4. Структура модели с передаточными отношениями, описывающей бюджетный отклик ресурсной экономики на результат деятельности компании
Расчет результирующего бюджетного отклика производится по формуле:
у = W (x) = W (x) + W2 (x).
Полученная модель является открытой, масштабируемой двухфакторной системой с передаточными отношениями. На вход системы могут подаваться различные комбинации условий, увеличивая при этом размерность модели и количество факторов, определяющих бюджетный отклик на деятельность крупной добывающей компании в регионе с ресурсной экономикой.
Результаты данного исследования могут применяться для оценки степени влияния хозяйственной деятельности крупных горнодобывающих предприятий на социально-экономическое развитие и на доходы бюджета региона с экономикой ресурсного типа.
Литература
1. Крюков В. А. Сырьевые территории в новой институциональной реальности // Пространственная экономика. - 2014. -№ 4. - С. 26-60.
2. Крюков В. А., Самсонов Н.Ю., Толстов А. В., Похилен-ко Н. П. Томтор как приоритетный инвестиционный проект обеспечения России собственным источником редкоземельных элементов// ЭКО. - 2014. - № 2. - С. 22-32.
3. Курнева М. В. Минерально-сырьевой комплекс алмазодобывающей отрасли России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 4-3. - С. 119-121.
4. Николаев М. В., Григорьева Е. Э. Алмазная биржа в Республике Саха (Якутия) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 4-3. - С. 124-126.