Научная статья на тему 'Управление системой повышения педагогического мастерства учителей в структуре повышения квалификации'

Управление системой повышения педагогического мастерства учителей в структуре повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ФУНКЦИИ / СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / БАСқАРУ / ПЕДАГОГИ-КАЛЫқ ШЕБЕРЛіК / ФУНКЦИЯЛАР / ЖүЙЕ / қЫЗМЕТ / БіЛіКТіЛіКТі АРТТЫРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачнева С. Г., Рахметов Ж. А.

В статье рассмотрены различные точки зрения на определение понятий «педагогическое мастерство», «управление», в том числе точки зрения авторов статьи. Представлено управление системой повышения педагогического мастерства в структуре повышения квалификации, которое в современных условиях результативно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of in-service teachers’ system in the structure of professional development

In the article various points of view on the definitions "pedagogical skills", "management", including the points of view of the authors of the article, are considered. The management of the system of teachers'' development in the structure of professional development is presented, in modern conditions it is productive.

Текст научной работы на тему «Управление системой повышения педагогического мастерства учителей в структуре повышения квалификации»

С. Г. Мачнева,

главный специалист отдела по связям с общественностью и издательской деятельности, ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Ж.А. Рахметов,

начальник отдела по связям

с общественностью и издат ел ьско й деят ельно cm и,

ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег'гзг'! создер: баскару, педагогикалык шеберлщ функциялар, жуйе, цызмет, бтктШктi арттыру.

Ключевые слова: управление, педагогическое мастерство, функции, система, деятельность, повышение квалификации.

Keywords: managem ent, pedagogical skills, functions, system, performance, professional development.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ

ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ В СТРУКТУРЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Андатпа

Макал ада "педагогикалык шеберлж", "баскару" угымдарына турл1 кезкарастар усынылган жэне авторлардыц кезкарасы бершген. Бшк-túiíktí арттыру к¥РылъшынДа педагогикалык шеберлжт! арттыру жуйесш баскару жайлы ай-тылган, бул Ka3Ípri когамда нэтижел1 болып та-былады.

Аннотация

В статье рассмотрены различные точки зрения на определение понятий «педагогическое мастерство», «управление», в том числе точки зрения авторов статьи. Представлено управление системой повышения педагогического мастерства в структуре повышения квалификации, которое в современных условиях результативно.

Annotation

In the article various points of view on the definitions "pedagogical skills", management 9

s

including the points of view of the authors of the д article, are considered. The management of the S system of teachers' development in the structure of < professional development is presented, in modern 3 conditions it is productive.

w

3

Модернизация системы образования явля- ? ется одним из приоритетных направлений го- щ

сударственной политики Казахстана, обеспе- 2 „ —

чивающеи рост человеческого капитала.

Ключевой фигурой системы образования, §

определяющей успешность модернизацион- р

—-

ных процессов, является учитель. Педагог ;

- доминирующий субъект образовательного р

процесса [1, с.41], что актуализирует пробле- s

му повышения уровня его педагогического ма- s стерства.

Педагогическое мастерство, по определе- -

нию, данному в Педагогике (Большая совре- 2

менная энциклопедия) является важным ка- е

чеством учителя. Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступно каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания [2,с.293].

По убеждению A.C. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу. Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности [3,с.45].

Раскрывая сущность понятия «педагогическое мастерство» исследователи рассматривают его как интегративное качество, выражающееся через совокупность свойств личности учителя, способствующих высокой самооорганиза-ции профессионально - педагогической деятельности [4].

На наш взгляд, правомерна точка зрения на составляющие педагогического мастерства преподавателя ВУЗа применительно к учителю, они следующие: духовность; глубинное знание предмета; знание целей и задач обучения и воспитания; умение владеть технологией отбора материала к занятию; знание, понимание и владение методами обучения; понимание выбора форм обучения, средств обучения; умение чётко представить себе, каким должен быть результат обучения; умения мотивации учения, импровизации; знание реальных

возможностей обучаемых, умение развивать их способности. Кроме того терпение мастера - педагога должно быть безграничным, он должен обладать артистизмом и быть режиссёром каждого занятия [5].

Г.М. Коджаспирова даёт следующее определение феномену «педагогическое мастерство», она предложила условия его достижения.

Педагогическое мастерство - это уровень совершенного владения педагогической деятельностью [6,с.137].

Педагогическое мастерство достигается совокупностью следующих условий:

1)наличием профессионально значимых личностных качеств;

2)педагогической и общей эрудицией и готовностью к самосовершенствованию и самообразованию;

3)педагогическим сознанием позитивной личности;

4)владением педагогической технологией и техникой:

• современными образовательными и воспитательными технологиями;

• методикой обучения и воспитания;

• техническими средствами обучения и современными информационными технологиями обучения и воспитания;

• речью;

а также умением:

• общаться;

• управлять своим поведением и своими реакциями;

• управлять собой как инструментом педагогического воздействия и взаимодействия [6,с. 138].

В условиях актуальности гуманистической педагогики сегодня следует помнить слова В.А. Сухомлинского, который писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребёнке, в его от-

ношении к знаниям, и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы» [7,с.51].

Заботливое отношение к детям, по нашему мнению, требует обладание педагогом - мастером такого качества как альтруизм. Великие педагоги - мастера И. Алтынсарин, Д. Дьюи, И. Песталоц-ци, на могиле которого стоит памятник с надписью: «Всё - для других, ничего - для себя», и другие обладали этим качеством.

Высокий уровень коммуникативной культуры учителя также составляющая педагогического мастерства учителя.

Итак, педагогическое мастерство -постоянно совершенствуемая деятельность учителя, обладающего выше перечисленными качествами.

На наш взгляд, совершенствование педагогического мастерства происходит не только в процессе самообразования, но и в результате управляемой деятельности системой в структуре повышения квалификации.

Термин «управление», по мнению исследователей, обычно используют тогда, когда речь идёт о процессе активных воздействий на управляемую систему (или объект управления) для достижения вполне определённой цели. Именно так трактуется управление в разнообразных источниках:

• искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать;

• организация и реализация целенаправленных воздействий;

• функция, вид деятельности по руководству людьми, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

С.Н. Тидор приводит другие определения сущности управления:

• это целенаправленная координация объекта;

• это воздействие на объект для достижения поставленной цели;

• это вертикальная координация взаимодействия элементов системы, направленная на достижение поставленной цели[8].

В нашем случае управлению системой повышением педагогического мастерства учителей в структуре повышения квалификации характерны такие сущностные характеристики как организация и реализация системных воздействий для достижения цели.

Анализ зарубежной литературы по проблемам управления (М.Альберт, М. Вудкок, В.Зигерт, Л. Ланг, М. Месхон, Д. Френсис, Ф. Хедоури и др.) показывают, что исследователи в одних и тех же случаях в равной степени пользуются как термином «управление», так и термином «менеджмент», вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку, что позволит говорить об определённой синонимичности данных понятий и обуславливает правомерность их равнозначного употребления [8].

Мы придерживаемся данной точки зрения (несмотря на то, что в российской педагогической литературе есть и другие точки зрения), так как в этих трактованиях главное назначение управления и менеджмента - достижение поставленной цели посредством организации и реализации системных воздействий. Считаем необходимым пояснить в данной статье этот факт, в связи с тем, что она не противоречит современным инновационным подходам к проблеме управления.

Итак, на наш взгляд, управление системой повышения педагогического мастерства - деятельность, направленная на конструирование и реализацию ин-

0?

<

са С

со <

с, из О 3

ы —

уз

С

С-.

и

ьг и ы

У

С еЗ О

м

5:

Щ

Ы

и ©

С

и г,

cd <

а.

из

W S

и

Г>

w/

и

новационнои стратегии для реализации поставленной цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению исследователей [9,с.303], и собственной точки зрения управлению присущи следующие функции:

• информационно-аналитическая;

• мотивационно-целевая;

• организационно-исполнительская;

• диагностико-коррекционная.

Исходя из важности выполнения этих

функций управления системой повышения педагогического мастерства учителей области, филиал АО «НЦПК «врлеу» Институт повышения квалификации по Костанайской области направляет этот процесс в 2-х направлениях курсовой и посткурсовой, используя при этом возможности информационной среды и максимального применения информационных технологий как непосредственно на занятиях в филиале, так и в сетевом сообществе в условиях соблюдения сетевого этикета [10], понимания новой важной функции педагога - мастера - функции поддержки и мотивации на успех при максимальном использовании диалоговых стратегий.

Результаты участия педагогов области в различных он -лайн мероприятиях показывают возросший уровень их педагогического мастерства, что подтверждает успешность управления системой повышения педагогического мастерства в структуре повышения квалификации, которым является филиал.

ЛИТЕРАТУРА

1.Голованова Н.Ф. Общая педагогика.

Учебное пособие для вузов/Н.Ф. Голованова. - СПб.:Речь, 2005. - 317с.

2.Педагогика: Большая современная эециклопедия/Сост.Е.С. Рапацевич -Мн.: «Соврем.слово», 2005. - 720с

3.Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ.средних учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, E.H. Ши-янов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576с.

4.0 сущности понятия «педагогическое мастерство» [Электронный ресурс] https://articlekz.com/article/5763

5.Сухецкая А.В.Понятие педагогического мастерства и его составляющие [Электронный ресурс] htth:

//www.rusnauka.com/24_NTP_2009/ Pedagogica/5 05 02.doc. htm

6.Коджаспирова Г.М.

7. Сухом лине кий В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - Киев, 1972. -258с.

8.Управление образовательным процессом в школе [Электронный ресурс] https://superinf.ru/view_helpstud. php?id=4020

9.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. В.Д. Си-моненко. - М.: Вентана - Граф, 2005. -368с.

10.Слесарь М.В. Сетевая среда учреждений повышения квалификации как важный фактор совершенствования профессионализма педагогов в условиях цифровизации системы образования /М.В. Слесарь //Педагогическая наука и практика. -2018. -№3. - С.7-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.