С. Г. Мачнева,
главный специалист отдела по связям с общественностью и издательской деятельности, ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Ж.А. Рахметов,
начальник отдела по связям
с общественностью и издат ел ьско й деят ельно cm и,
ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег'гзг'! создер: баскару, педагогикалык шеберлщ функциялар, жуйе, цызмет, бтктШктi арттыру.
Ключевые слова: управление, педагогическое мастерство, функции, система, деятельность, повышение квалификации.
Keywords: managem ent, pedagogical skills, functions, system, performance, professional development.
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ
ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ В СТРУКТУРЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Андатпа
Макал ада "педагогикалык шеберлж", "баскару" угымдарына турл1 кезкарастар усынылган жэне авторлардыц кезкарасы бершген. Бшк-túiíktí арттыру к¥РылъшынДа педагогикалык шеберлжт! арттыру жуйесш баскару жайлы ай-тылган, бул Ka3Ípri когамда нэтижел1 болып та-былады.
Аннотация
В статье рассмотрены различные точки зрения на определение понятий «педагогическое мастерство», «управление», в том числе точки зрения авторов статьи. Представлено управление системой повышения педагогического мастерства в структуре повышения квалификации, которое в современных условиях результативно.
Annotation
In the article various points of view on the definitions "pedagogical skills", management 9
s
including the points of view of the authors of the д article, are considered. The management of the S system of teachers' development in the structure of < professional development is presented, in modern 3 conditions it is productive.
w
3
Модернизация системы образования явля- ? ется одним из приоритетных направлений го- щ
сударственной политики Казахстана, обеспе- 2 „ —
чивающеи рост человеческого капитала.
Ключевой фигурой системы образования, §
определяющей успешность модернизацион- р
—-
ных процессов, является учитель. Педагог ;
- доминирующий субъект образовательного р
процесса [1, с.41], что актуализирует пробле- s
му повышения уровня его педагогического ма- s стерства.
Педагогическое мастерство, по определе- -
нию, данному в Педагогике (Большая совре- 2
менная энциклопедия) является важным ка- е
чеством учителя. Высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступно каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей, и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания [2,с.293].
По убеждению A.C. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу. Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности [3,с.45].
Раскрывая сущность понятия «педагогическое мастерство» исследователи рассматривают его как интегративное качество, выражающееся через совокупность свойств личности учителя, способствующих высокой самооорганиза-ции профессионально - педагогической деятельности [4].
На наш взгляд, правомерна точка зрения на составляющие педагогического мастерства преподавателя ВУЗа применительно к учителю, они следующие: духовность; глубинное знание предмета; знание целей и задач обучения и воспитания; умение владеть технологией отбора материала к занятию; знание, понимание и владение методами обучения; понимание выбора форм обучения, средств обучения; умение чётко представить себе, каким должен быть результат обучения; умения мотивации учения, импровизации; знание реальных
возможностей обучаемых, умение развивать их способности. Кроме того терпение мастера - педагога должно быть безграничным, он должен обладать артистизмом и быть режиссёром каждого занятия [5].
Г.М. Коджаспирова даёт следующее определение феномену «педагогическое мастерство», она предложила условия его достижения.
Педагогическое мастерство - это уровень совершенного владения педагогической деятельностью [6,с.137].
Педагогическое мастерство достигается совокупностью следующих условий:
1)наличием профессионально значимых личностных качеств;
2)педагогической и общей эрудицией и готовностью к самосовершенствованию и самообразованию;
3)педагогическим сознанием позитивной личности;
4)владением педагогической технологией и техникой:
• современными образовательными и воспитательными технологиями;
• методикой обучения и воспитания;
• техническими средствами обучения и современными информационными технологиями обучения и воспитания;
• речью;
а также умением:
• общаться;
• управлять своим поведением и своими реакциями;
• управлять собой как инструментом педагогического воздействия и взаимодействия [6,с. 138].
В условиях актуальности гуманистической педагогики сегодня следует помнить слова В.А. Сухомлинского, который писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребёнке, в его от-
ношении к знаниям, и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы» [7,с.51].
Заботливое отношение к детям, по нашему мнению, требует обладание педагогом - мастером такого качества как альтруизм. Великие педагоги - мастера И. Алтынсарин, Д. Дьюи, И. Песталоц-ци, на могиле которого стоит памятник с надписью: «Всё - для других, ничего - для себя», и другие обладали этим качеством.
Высокий уровень коммуникативной культуры учителя также составляющая педагогического мастерства учителя.
Итак, педагогическое мастерство -постоянно совершенствуемая деятельность учителя, обладающего выше перечисленными качествами.
На наш взгляд, совершенствование педагогического мастерства происходит не только в процессе самообразования, но и в результате управляемой деятельности системой в структуре повышения квалификации.
Термин «управление», по мнению исследователей, обычно используют тогда, когда речь идёт о процессе активных воздействий на управляемую систему (или объект управления) для достижения вполне определённой цели. Именно так трактуется управление в разнообразных источниках:
• искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать;
• организация и реализация целенаправленных воздействий;
• функция, вид деятельности по руководству людьми, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
С.Н. Тидор приводит другие определения сущности управления:
• это целенаправленная координация объекта;
• это воздействие на объект для достижения поставленной цели;
• это вертикальная координация взаимодействия элементов системы, направленная на достижение поставленной цели[8].
В нашем случае управлению системой повышением педагогического мастерства учителей в структуре повышения квалификации характерны такие сущностные характеристики как организация и реализация системных воздействий для достижения цели.
Анализ зарубежной литературы по проблемам управления (М.Альберт, М. Вудкок, В.Зигерт, Л. Ланг, М. Месхон, Д. Френсис, Ф. Хедоури и др.) показывают, что исследователи в одних и тех же случаях в равной степени пользуются как термином «управление», так и термином «менеджмент», вкладывая в них почти идентичную смысловую нагрузку, что позволит говорить об определённой синонимичности данных понятий и обуславливает правомерность их равнозначного употребления [8].
Мы придерживаемся данной точки зрения (несмотря на то, что в российской педагогической литературе есть и другие точки зрения), так как в этих трактованиях главное назначение управления и менеджмента - достижение поставленной цели посредством организации и реализации системных воздействий. Считаем необходимым пояснить в данной статье этот факт, в связи с тем, что она не противоречит современным инновационным подходам к проблеме управления.
Итак, на наш взгляд, управление системой повышения педагогического мастерства - деятельность, направленная на конструирование и реализацию ин-
0?
<
са С
со <
с, из О 3
ы —
уз
С
С-.
и
ьг и ы
У
С еЗ О
м
5:
Щ
Ы
и ©
С
и г,
cd <
а.
из
W S
и
Г>
w/
и
новационнои стратегии для реализации поставленной цели.
По мнению исследователей [9,с.303], и собственной точки зрения управлению присущи следующие функции:
• информационно-аналитическая;
• мотивационно-целевая;
• организационно-исполнительская;
• диагностико-коррекционная.
Исходя из важности выполнения этих
функций управления системой повышения педагогического мастерства учителей области, филиал АО «НЦПК «врлеу» Институт повышения квалификации по Костанайской области направляет этот процесс в 2-х направлениях курсовой и посткурсовой, используя при этом возможности информационной среды и максимального применения информационных технологий как непосредственно на занятиях в филиале, так и в сетевом сообществе в условиях соблюдения сетевого этикета [10], понимания новой важной функции педагога - мастера - функции поддержки и мотивации на успех при максимальном использовании диалоговых стратегий.
Результаты участия педагогов области в различных он -лайн мероприятиях показывают возросший уровень их педагогического мастерства, что подтверждает успешность управления системой повышения педагогического мастерства в структуре повышения квалификации, которым является филиал.
ЛИТЕРАТУРА
1.Голованова Н.Ф. Общая педагогика.
Учебное пособие для вузов/Н.Ф. Голованова. - СПб.:Речь, 2005. - 317с.
2.Педагогика: Большая современная эециклопедия/Сост.Е.С. Рапацевич -Мн.: «Соврем.слово», 2005. - 720с
3.Сластёнин В.А. Педагогика: учебник для студ.средних учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, E.H. Ши-янов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576с.
4.0 сущности понятия «педагогическое мастерство» [Электронный ресурс] https://articlekz.com/article/5763
5.Сухецкая А.В.Понятие педагогического мастерства и его составляющие [Электронный ресурс] htth:
//www.rusnauka.com/24_NTP_2009/ Pedagogica/5 05 02.doc. htm
6.Коджаспирова Г.М.
7. Сухом лине кий В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский. - Киев, 1972. -258с.
8.Управление образовательным процессом в школе [Электронный ресурс] https://superinf.ru/view_helpstud. php?id=4020
9.Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. В.Д. Си-моненко. - М.: Вентана - Граф, 2005. -368с.
10.Слесарь М.В. Сетевая среда учреждений повышения квалификации как важный фактор совершенствования профессионализма педагогов в условиях цифровизации системы образования /М.В. Слесарь //Педагогическая наука и практика. -2018. -№3. - С.7-11.