Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / СИСТЕМА / РАЗВИТИЕ / БОЕСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ / СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыков Андрей Викторович

В данной статье проведен анализ профессиональных двигательных умении, навыков, формирования физических, связанных с ними способностей, от которых прямо или частично зависит профессиональная деятельность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Выявлены основные проблемные вопросы и определены направления развития данной системы. Разработана методика, способствующая успешному выполнению общих и специальных задач, реализуемых в системе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Сегодня физическая подготовка военнослужащих Вооруженных Силах Российской Федерации - это цельная сбалансированная система, объединяющая: задачи, средства, формы, методы, кадровый потенциал и материальная база. Главной целью системы является обеспечение физической готовности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению служебных задач. Сегодня система физической подготовки представляет собой отлаженный и эффективно работающий механизм. В связи с возросшей на сегодняшний момент значимостью высокого уровня физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо более детально и системно решать существующие проблемы, преодолевать накопившиеся издержки. Оптимальный, организационный и методический подходы к организации физической подготовки офицерского состава, как кадрового ядра Вооруженных Сил Российской Федерации, позволит решать служебно-боевые задачи подразделений на качественно ином профессиональном уровне. В данной статье проанализированы проблемы организации физической подготовки военнослужащих Российской Федерации. Рассмотрены существующие проблемы организации физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Применены общенаучные методы исследования: логический, структурно-функциональные методы, анализ, аналогия. Предоставлены предложения по решению существующих проблем в сфере физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Сделан вывод о том, что существует немалое количество проблем реализации подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, решение которых позволит увеличить эффективность физической подготовки и боевую готовность. Физическая подготовка в Вооруженных Силах Российской Федерации - одно из звеньев системы физического воспитания, и в то же время она входит в систему боевой подготовки войск Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь одним из ее предметов, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Истории российской армии показывает, постоянно жаждут военных инструкторов для совершенствования содержания военной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DETERMINING THE STRUCTURAL COMPONENTS OF PEDAGOGICAL TACT AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL SKILL OF TEACHERS

This article analyzes professional motor skills, skills, the formation of physical abilities related to them, on which the professional activity of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation directly or partially depends. The main problematic issues are identified and the directions for the development of this system are determined. A methodology has been developed that contributes to the successful implementation of general and special tasks implemented in the system of physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation. Today, the physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation is an integral balanced system that combines tasks, means, forms, methods, personnel potential and material base. The main goal of the system is to ensure the physical readiness of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation to perform official tasks. Today, the system of physical training is a well-functioning and efficient mechanism. In connection with the increased importance of the high level of physical training of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, it is necessary to solve the existing problems in more detail and systematically, to overcome the accumulated costs. Optimal, organizational and methodological approaches to the organization of the physical training of officers, as the core of the personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, will allow solving the service and combat tasks of units at a qualitatively different professional level. This article analyzes the problems of organizing the physical training of military personnel of the Russian Federation. The existing problems of organization of physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation are considered. General scientific research methods are applied: logical, structural-functional methods, analysis, and analogy. Proposals are provided for solving existing problems in the field of physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation. It is concluded that there are a considerable number of problems in the implementation of the training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, the solution of which will increase the effectiveness of physical training and combat readiness. Physical training in the Armed Forces of the Russian Federation is one of the links in the system of physical education, and at the same time it is included in the system of combat training of the troops of the Armed Forces of the Russian Federation, being one of its subjects, an important and integral part of military training and education of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation. Federation. The history of the Russian army shows a constant thirst for military instructors to improve the content of military science.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

теория, аналитика, практика: сб. ст. / Ред. кол. О.М. Масюто [и др.]; отв. ред. Е.В. Годовова; Оренбургский филиал РАНХиГС. - Оренбург. ООО «Типография «Агентство Пресса», 2017. - Т. 1. - С. 200-207.

2. Аллагулов, А.М. Специфика работы с семьей по профилактике социального сиротства / А.М. Аллагулов, Ю.А. Данилова // Современная семья и дети цифрового поколения: проблемы, пути решения: сб. ст. международной научно-практической конференции / ред.: А.М. Аллагулов. - 2020. - С. 65-72.

3. Зульфугарова, И.Ф. Педагогические условия формирования социального опыта воспитанника детского дома / И.Ф. Зульфугарова // РИО БГУ; ООО «Новый проект». - Брянск. - 2021. - С. 150-154.

4. Гарашкина, Н.В. Мониторинг сформированности навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина // Вестник ТГУ. - 2015. - №9 (149). - С. 43-49.

5. Сапожникова, Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности / Т.И. Сапожникова, Е.Н. Логинова // Вестник ЗабГУ. - 2013. - №4. - С. 77-83.

Педагогика

УДК 796.92:577.121.9

кандидат педагогических наук, профессор Зыков Андрей Викторович

Управление физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации (г. Москва)

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

Аннотация. В данной статье проведен анализ профессиональных двигательных умении, навыков, формирования физических, связанных с ними способностей, от которых прямо или частично зависит профессиональная деятельность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Выявлены основные проблемные вопросы и определены направления развития данной системы. Разработана методика, способствующая успешному выполнению общих и специальных задач, реализуемых в системе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Сегодня физическая подготовка военнослужащих Вооруженных Силах Российской Федерации - это цельная сбалансированная система, объединяющая: задачи, средства, формы, методы, кадровый потенциал и материальная база. Главной целью системы является обеспечение физической готовности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению служебных задач. Сегодня система физической подготовки представляет собой отлаженный и эффективно работающий механизм. В связи с возросшей на сегодняшний момент значимостью высокого уровня физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации необходимо более детально и системно решать существующие проблемы, преодолевать накопившиеся издержки. Оптимальный, организационный и методический подходы к организации физической подготовки офицерского состава, как кадрового ядра Вооруженных Сил Российской Федерации, позволит решать служебно-боевые задачи подразделений на качественно ином профессиональном уровне. В данной статье проанализированы проблемы организации физической подготовки военнослужащих Российской Федерации. Рассмотрены существующие проблемы организации физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Применены общенаучные методы исследования: логический, структурно-функциональные методы, анализ, аналогия. Предоставлены предложения по решению существующих проблем в сфере физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Сделан вывод о том, что существует немалое количество проблем реализации подготовки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, решение которых позволит увеличить эффективность физической подготовки и боевую готовность. Физическая подготовка в Вооруженных Силах Российской Федерации - одно из звеньев системы физического воспитания, и в то же время она входит в систему боевой подготовки войск Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь одним из ее предметов, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Истории российской армии показывает, постоянно жаждут военных инструкторов для совершенствования содержания военной науки.

Ключевые слова: физическая подготовка, управление, военнослужащий, система, развитие, боеспособность, личный состав, система физического воспитания, воинское обучение, опорно-двигательный аппарат, условия службы, система человеческого организма.

Annotation. This article analyzes professional motor skills, skills, the formation of physical abilities related to them, on which the professional activity of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation directly or partially depends. The main problematic issues are identified and the directions for the development of this system are determined. A methodology has been developed that contributes to the successful implementation of general and special tasks implemented in the system of physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation. Today, the physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation is an integral balanced system that combines tasks, means, forms, methods, personnel potential and material base. The main goal of the system is to ensure the physical readiness of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation to perform official tasks. Today, the system of physical training is a well-functioning and efficient mechanism. In connection with the increased importance of the high level of physical training of the military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, it is necessary to solve the existing problems in more detail and systematically, to overcome the accumulated costs. Optimal, organizational and methodological approaches to the organization of the physical training of officers, as the core of the personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, will allow solving the service and combat tasks of units at a qualitatively different professional level. This article analyzes the problems of organizing the physical training of military personnel of the Russian Federation. The existing problems of organization of physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation are considered. General scientific research methods are applied: logical, structural-functional methods, analysis, and analogy. Proposals are provided for solving existing problems in the field of physical training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation. It is concluded that there are a considerable number of problems in the implementation of the training of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation, the solution of which will increase the effectiveness of physical training and combat readiness. Physical training in the Armed Forces of the Russian Federation is one of the links in the system of physical education, and at the same time it is included in the system of combat training of the troops of the Armed Forces of the Russian Federation, being one of its subjects, an important and integral part of military training and education of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation. Federation. The history of the Russian army shows a constant thirst for military instructors to improve the content of military science.

Key words: physical training, management, soldier, system, development, combat capability, personnel, physical education system, military training, musculoskeletal system, service conditions, human body system.

Введение. Физическая подготовка обеспечивает большой потенциал обороноспособности защитников Родины и в связи с этим находится на лидирующем месте в структуре боевого улучшения Вооруженных Сил Российской Федерации. Научные данные, повседневная деятельность войск и опыт войн показывают, что физическое развитие и физическая готовность военнослужащих оказывают существенное влияние на некоторые коэффициенты боеготовности военных кадров и эффективность профессиональной деятельности. Физическая подготовка положительно влияет на ускорение адаптации молодого пополнения, к условиям службы в Вооруженных Силах России, может использоваться для повышения эффективности военно-профессиональной дифференциации военных кадров и минимизацию длительности их практики по специальности, обеспечивать продление профессионального долголетия офицеров. Помимо этого, правильное и регулярное выполнение физических упражнений обеспечивает обогащение скелетно-мышечной системы и кардиоваскулярной системы человека, повышение прочности костей, увеличение эластичности связок, консолидацию мышечной силы, что уменьшает возможность травмирования военнослужащего как в обычных условиях службы, так и при колоссальных физических тренировках в ходе учебной, боевой и профессиональной деятельности. Путем систематического направленного влияния на физические работы равным образом допускается исправлять многие дефекты физиологического эволюционирования человека: осанка, походка, вес и фигура в целом. Пропорциональность физическим переменам сформирует нужный посыл для полновесного проявления функций всех органов и систем человеческого организма, позитивно воздействует на становление двигательных возможностей военнослужащих [1, С. 250].

Сейчас телесная подготовка в Вооруженных Силах Русской Федерации - это цельная равновесная система, объединяющая: задачи, способы, формы, кадровый потенциал и вещественную основание.

Ключевой целью системы считается - обеспечивание физиологической готовности военных к выполнению профессиональных задач. Сейчас система физической подготовки дает отлаженное, действенное и работающее устройство.

Изложение основного материала статьи. Главной особенностью подготовки на современном рубеже считается ее бездонная интеграция в боевую подготовку войск, способность практически сразу откликаться на ее необходимости.

В целях оптимизации процесса подготовки в Наставление по физической подготовке в 2013 году были внесены нужные конфигурации. Сейчас наличествует ряд свежих упражнений, моделирующих профессиональную работу военных, установлено подходящее время для занятий и внедрена принципиально свежая система испытания и оценки физиологической подготовленности военных [2]. Для учета специфичности воинских специальностей к физической подготовки разработаны и утверждены руководства по физической подготовке для всех войск Вооруженных Сил Русской Федерации.

Правильно-санкционированная и методически компетентно-проводимая физическая подготовка содействует существенному увеличению военно-специальной подготовленности военных, а, в конечном счете, и формированию их воинского профессионализма. Включение в содержание надлежащих боевых событий, состязаний физической культуры и спорта, предназначенных для способов и поступков при военной реализации изучения военнослужащих, на фоне изнурительных нагрузок, при подготовке к битве войск, использование телесных упражнений для совершенствования значения физиологической и интеллектуальной работоспособности военных - дают возможность сделать лучше собственную военную силу и эффективность изучения тренировок [3, С. 45-48].

Проведение в течение двух месяцев эксплуатации трех занятий в неделю, содержат простые упражнения для становления всех телесных индивидуальностей и спортивных игр, которые учитывают большое количество направлений и внедрение особых способов для увеличения моторики, дают возможность понизить плохое воздействие критерий военной службы на организм и психику бойцов, увеличить их эффективность, но и важное - ускорить процесс овладения разными военно-специальными способностями и умениями [4, С. 221-223].

Методическое обеспечивание физиологической подготовки исполняется специалистами физиологической подготовки. Оно подключает:

- подготовку руководителей занятий;

- обобщение и распространение современного навыка организации и проведения физиологической подготовки;

- разработку назначений по улучшению физической подготовки военнослужащих;

- обеспечивание руководителей физической подготовки важными методическими пособиями;

- предложение поддержке командирам отрядов в проведении занятий по физиологической подготовке и спортивных мероприятий;

- разработку методической инструкции для самостоятельных физических тренировок военнослужащих;

- организацию разработки методического класса (кабинета) по физической подготовке.

Материально-техническое обеспечивание физической подготовки используется специалистами различных служб органов военного управления Российской Федерации, воинских частей, организаций Вооруженных Сил и подключает:

- обеспечивание органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил табельным спортивным инвентарем, имуществом, тренажерами, особой техникой и аппаратурой;

- строительство и оснащение объектов учебно-материальной базы для занятий физической подготовкой исходя из необходимостей воинской части (вуза);

- содержание и ремонт спортивных сооружений, пространств для занятий физической подготовкой, спортивного оснащения, инструментария;

- оснащение в казармах (общежитиях) комнат (мест) для спортивных занятий военных, оборудованных спортивными тренажерами и инвентарем;

- изготовка щита «Спортивная жизнь»;

- комплектование в подразделении переносной учебно-материальной базы для организации всевозможных форм физической подготовки с личным составом.

Отделения физической подготовки и спорта военных округов (флотов) осуществляют:

- координацию работы объединений, соединений и воинских частей;

- реализацию всевозможных компонент Плана;

- планирование и рассредотачивание ресурсов;

- прогноз стратегических целей и задач в боевых окрестностях Вооруженных Сил;

- внутренний аудит результативности работы (аудит заслуги стратегических целей и задач) [5, С. 330].

Выводы. Таким образом, направление и результаты в достижении увеличения работоспособности и физической подготовки военных имеют высочайшие достижения [6, С. 124]. Триумф заключается в поддержании критерий действенного функционирования и становления системы физической подготовки, организации и претворении в жизнь событий, нацеленных на создание, улучшение и использование учебно-материальной базы, своевременное и высококачественное обеспечивание (методическое, экономическое, врачебное, материально-техническое, правовое, информационное сопровождение) [7, С. 56].

Литература:

1. Антонов, А.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в военных заведениях / А.В. Антонов // Проблемы боевой и физической подготовки ВС РФ: межвузовский тематический сборник научных статей. - Минск, 2009. -С. 45-48.

2. Бугаков, А.И. Спортивная деятельность в формировании физической культуры студентов / А.И. Бугаков, А.В. Васильев, А.С. Шевелев // Физическая культура как вид культуры: межвузовский сборник науч. трудов. - Воронеж, 2003. - С. 221-223.

3. Васильева, Д.С. Физическая культура и спорт как сила социального развития общественного сознания / Д.С. Васильева, Л.Г. Смирнова // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в Восточной Сибири: материалы X Обл. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2017. - 431 с.

4. Ильинич, В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка: учеб. / В.И. Ильинич. - Москва: Высш. шк., 2013. - С. 318-342.

5. Российсская Федерация. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года [утверждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 года]. - М., 2008.

6. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Советский спорт, 2010. - 320 с.

7. GARANT: справочно-правовая система по Законодательству Российской Федерации. Наставления по Физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/ (дата обращения: 01.12.2021 г.).

8. Обвинцев А.А. Анализ физической подготовки в вузах МО РФ / А.А. Обвинцев, А.А. Щепелев, С.В. Удовик // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки. - 2009. - № 2. - С. 3-10.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); старший преподаватель Клочков Роман Викторович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Швайков Владимир Владимирович

Омская академия МВД России (г. Омск)

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья представляет собой теоретический анализ научных подходов к решению проблемы мотивации учебной деятельности в вузе. Мотивы являются структурным компонентом любого вида деятельности. Успешность учебной деятельности определяется уровнем развития мотивации студентов, что, в свою очередь, предполагает знание и учет мотивирующих факторов. В работе представлен анализ научных понятий «мотив», «мотивация», рассмотрены некоторые виды мотивации. Авторами обоснована необходимость управления процессом мотивации в учебном процессе. В работе выделены детерминанты, оказывающие влияние на учебную мотивацию студентов. Основные препятствующие факторы мы объединили в группы, в зависимости от уровня локализации: уровень преподавания учебной дисциплины, организационно-технический уровень, социально-психологический. Педагог высшей школы должен быть осведомлен в вопросах учебной мотивации и уметь осознанно управлять этим процессом. На основе проведенного анализа раскрываются факторы, способствующие повышению мотивации обучающихся в вузе. К ним относятся: рациональное (правильное) целеполагание; создание квазипрофессиональной деятельности; обоснование взаимосвязи получаемых знаний с их практическим применении в будущей профессиональной сфере; стимулирование развития личностных качеств обучающихся в различных социальных сферах; применение активных методов обучения на учебных занятиях; повышение интереса к преподаваемой дисциплине с помощью различных методических приемов; индивидуальный подход к обучающимся. Обозначенные факторы должны учитываться с самого начала обучения. Среди факторов повышения мотивации особо отмечается квазипрофессиональная деятельность. Приведенный перечень представляет лишь общее видение авторов, данные факторы могут быть изменены в зависимости от специфики деятельности высшего учебного заведения. Проведенный анализ проблемы позволяет констатировать, что для решения задач повышения учебной мотивации необходим комплексный подход. Данная статья может быть интересна обучающимся высших учебных заведений, преподавателям, а также всем заинтересованным вопросами учебной мотивации студентов.

Ключевые слова: факторы, мотив, мотивация, образовательный процесс, высшее учебное заведение, студенты, педагогические технологии.

Annotation. The article is a theoretical analysis of scientific approaches to solving the problem of motivation for educational activities in a university. Motives are a structural component of any kind of activity. The success of educational activities is determined by the level of development of students' motivation, which, in turn, requires knowledge and consideration of motivating factors. The paper presents an analysis of the scientific concepts of "motive", "motivation", some types of motivation are considered. The authors substantiate the need to manage the process of motivation in the educational process. The paper highlights the determinants that affect the learning motivation of students. We grouped the main obstacles into groups, depending on the level of localization: the level of teaching the academic discipline, the organizational and technical level, and the socio-psychological level. A teacher of higher education should be aware of the issues of educational motivation and be able to consciously manage this process. On the basis of the analysis, the factors that contribute to increasing the motivation of students at the university are revealed. These include: rational (correct) goal setting; creation of quasi-professional activities; substantiation of the relationship of the acquired knowledge with their practical application in the future professional field; stimulation of the development of personal qualities of students in various social spheres; application of active teaching methods in the classroom; increasing interest in the taught discipline with the help of various methodological techniques; individual approach to students. These factors should be taken into account from the very beginning of training. Quasi-professional activity is especially noted among the factors of increasing motivation. The above list represents only the general vision of the authors, these factors can be changed depending on the specifics of the activity of a higher educational institution. The analysis of the problem allows us to state that in order to solve the problems of increasing educational motivation, an integrated approach is needed. This article may be of interest to students of higher educational institutions, teachers, as well as all interested questions of students' educational motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.