Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОИНСКИЕ ЧАСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яневич Р. А., Костюков В. В., Курдюков Б. Ф.

Актуальность данного исследования обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время наблюдается повышение напряженности международной обстановки, характеризующейся появлением новых вызовов и угроз мирному развитию нашей страны в мировом сообществе. Современная боевая готовность военнослужащих различных видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет в основном решать возникающие боевые и другие задачи в соответствии с их предназначением. Вместе с тем в процессе физической подготовки военнослужащих имеется ряд недоработок и неиспользованных возможностей, свидетельствующих о необходимости и возможности повышения уровня физической подготовленности солдат, офицеров, в том числе и в воинских частях Воздушно-космических сил, значимость которых в повышении обороноспособности нашего государства постоянно увеличивается. Цель исследования - экспериментально обосновать целесообразность применения разработанной методики дифференцированной физической подготовки военнослужащих воинских частей Воздушно-космических сил нашей страны, с учетом особенностей возрастной динамики физической подготовленности личного состава, с целью существенного повышения эффективности и результативности этого вида работы с солдатами и офицерами. Для достижения намеченной цели использовались такие методы исследования, как: изучение и анализ научно-методической литературы, контент-анализ инструктивных документов, педагогические наблюдение, тестирование и эксперимент, математическая статистика. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что применение разработанной методики дифференцированной физической подготовки оказывает более выраженный положительный развивающий эффект на показатели физической подготовленности и сформированности военно-прикладных навыков военнослужащих 1-7-й возрастных групп (от 18 до 55 лет), чем при традиционных подходах осуществления этой работы. Заключение. Применение разработанной и экспериментально проверенной методики дифференцированной физической подготовки военнослужащих воинских частей Воздушно-космических сил вызывает у них увеличение числа статистически достоверных отличий изучаемых параметров более чем в 4 раза, по сравнению с традиционными подходами, и позволяет рекомендовать ее для практического использования в повседневной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яневич Р. А., Костюков В. В., Курдюков Б. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-CONTENT AND ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF DIFFERENTIATED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL OF MILITARY UNITS OF THE AEROSPACE FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of this research is due to the fact that at present there is an increase in the tension ofthe international situation, characterized by the emergence of new challenges and threats to the peaceful development of our country in the world community. Modern combat readiness of military personnel of various types and branches of the Armed Forces ofthe Russian Federation allows mainly to solve emerging combat and other tasks in accordance with their purpose. At the same time, in the process of physical training of military personnel, there are a number of shortcomings and unused opportunities, indicating the need and possibility of increasing the level of physical fitness of soldiers and officers, including in military units of the Aerospace Forces, the importance of which in increasing the defense capability of our state is constantly increasing. The purpose ofthe research is to experimentally substantiate the feasibility of applying the developed methodology of differentiated physical training of military personnel of military units of the Aerospace Forces of our country, taking into account the peculiarities of the age dynamics of physical fitness of personnel, in order to significantly increase the efficiency and effectiveness of this type of work with soldiers and officers. To achieve the intended goal, such research methods were used as: the study and analysis of scientific and methodological literature, content analysis of instructional documents, pedagogical observation, testing and experiment, mathematical statistics. The results of the research indicate that the application of the developed methodology of differentiated physical training has a more pronounced positive developmental effect on the indicators of physical fitness and the formation of military-applied skills of military personnel ofthe 1st-7th age groups (from 18 to 55 years) than with traditional approaches to this work. Conclusion. The application ofthe developed and experimentally tested methodology of differentiated physical training of military personnel of military units of the Aerospace Forces causes them to increase the number of statistically significant differences in the studied parameters by more than 4 times, compared with traditional approaches, and allows them to recommend it for practical use in everyday work.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 796.07

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.А. Яневич, соискатель кафедры теории и методики спортивных игр,

В.В. Костюков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр,

Б.Ф. Курдюков, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики спортивных игр. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: sport-igry@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность данного исследования обусловлена тем обстоятельством, что в настоящее время наблюдается повышение напряженности международной обстановки, характеризующейся появлением новых вызовов и угроз мирному развитию нашей страны в мировом сообществе. Современная боевая готовность военнослужащих различных видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации позволяет в основном решать возникающие боевые и другие задачи в соответствии с их предназначением. Вместе с тем в процессе физической подготовки военнослужащих имеется ряд недоработок и неиспользованных возможностей, свидетельствующих о необходимости и возможности повышения уровня физической подготовленности солдат, офицеров, в том числе и в воинских частях Воздушно-космических сил, значимость которых в повышении обороноспособности нашего государства постоянно увеличивается.

Цель исследования - экспериментально обосновать целесообразность применения разработанной методики дифференцированной физической подготовки военнослужащих воинских частей Воздушно-космических сил нашей страны, с учетом особенностей возрастной динамики физической подготовленности личного состава, с целью суще-

ственного повышения эффективности и результативности этого вида работы с солдатами и офицерами.

Для достижения намеченной цели использовались такие методы исследования, как: изучение и анализ научно-методической литературы, контент-анализ инструктивных документов, педагогические наблюдение, тестирование и эксперимент, математическая статистика.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что применение разработанной методики дифференцированной физической подготовки оказывает более выраженный положительный развивающий эффект на показатели физической подготовленности и сформированности военно-прикладных навыков военнослужащих 1-7-й возрастных групп (от 18 до 55 лет), чем при традиционных подходах осуществления этой работы.

Заключение. Применение разработанной и экспериментально проверенной методики дифференцированной физической подготовки военнослужащих воинских частей Воздушно-космических сил вызывает у них увеличение числа статистически достоверных отличий изучаемых параметров более чем в 4 раза, по сравнению с традиционными подходами, и позволяет рекомендовать ее для практического использования в повседневной работе.

Ключевые слова: Воздушно-космические силы, военнослужащие, воинские части, физическая подготовка.

Для цитирования: Яневич Р.А., Костюков В.В., Курдюков Б.Ф. Структурно-содержательные и организационно-методические аспекты проведения дифференцированной физической подготовки военнослужащих воинских частей Воздушно-космических сил Российской Федерации // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 1. - С. 47-51.

For citation: Yanevich R., Kostyukov V., Kurdyukov B. Structural-content and organizational-methodological aspects of differentiated physical training of military personnel of military units of the Aerospace forces of the Russian Federation. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 1, pp. 47-51 (in Russian).

Актуальность. Усиление международной напряженности на современном этапе развития мирового сообщества (повышение агрессивности США по продвижению идей однополярного мира, экономические санкции, вводимые различными странами по отношению к нашей стране, различные региональные военные конфликты (Нагорный Карабах, Донецкая и Луганская Народные Республики, Сирия)) обуславливает интенсивное развитие российских Вооруженных Сил, направленное на повышение обороноспособности нашего государства [1].

В настоящее время наблюдается повышение роли Воздушно-космических сил в обеспечении безопасности России не только на своей территории, но и в околоземном пространстве. Важную роль в обеспечении необходимой боеспособности и боеготовности военнослужащих этого вида войск играет высокий уровень физической подготовленности солдат и офицеров [4, 5].

Вместе с тем в организации и проведении физической подготовки в воинских частях Воздушно-космических сил выявлен целый ряд недоработок, снижающих ее качество.

К ним можно отнести: отсутствие или ненадлежащее функционирование системы работы помощников командиров по физической подготовке, недостаточный уровень развития у них организаторских способностей или желания своим примером увлечь личный состав подразделений к регулярной, профессионально необходимой двигательной активности, низкое качество планирования физкультурно-спортивных мероприятий, слабая пропаганда среди личного состава здорового образа жизни и регулярных физкультурных занятий, а также ее стимуляция средствами дисциплинарного воздействия, высокий процент неудовлетворительных оценок выполнения контрольных упражнений по физической подготовке, особенно у военнослужащих молодого возраста (до 30-35 лет), значительное количество солдат и офицеров, осво-

божденных от выполнения контрольных упражнений по состоянию здоровья (12-16%), а также имеющих лишний вес (15-20%), излишняя отвлекаемость начальников физической подготовки от выполнения прямых служебных обязанностей на различные совещания, заседания и командировки и так далее.

Таким образом, в воинских частях Воздушно-космических сил в настоящее время назрела необходимость в улучшении качества процессов физической подготовки с личным составом, что и было решено осуществить экспериментально, путем придания ей дифференцированной направленности на основе учета особенностей динамики уровня физической подготовленности солдат и офицеров в различных возрастных группах.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с октября 2018 года до февраля 2021 года на базе воинских частей объединения особого назначения Космических войск Воздушно-космических сил. На предварительном этапе исследования в 2018-2019 учебном году (определение эффективности традиционной физической подготовки) принимали участие 626 военнослужащих в летнем периоде обучения (ЛПО) и 521 военнослужащий в зимнем периоде обучения (ЗПО). В анкетировании (декабрь 2019 - январь 2020 года) в качестве респондентов было задействовано более 550 солдат и офицеров в возрасте от 18 до 55 лет. Анкета включала в себя 14 вопросов, касающихся особенностей мотивов и потребностей солдат и офицеров в организованной и самостоятельной двигательной активности, их физкультурно-спортивных предпочтений, плюрализма мнений личного состава относительно качества проводимой в подразделениях воинских частей физической подготовки и спортивно-массовой работы, а также о путях ее оптимизации. В педагогическом эксперименте (июнь-декабрь 2020 года) принимали участие две группы военнослужащих (контрольная и экспериментальная по 95 человек в каждой), включающих возрастные подгруппы по 10-12 солдат и офицеров. Представители контрольной группы занимались физической подготовкой в течение зимнего периода 2020-2021 учебного года обучения по традиционной программе, военнослужащие из экспериментальной группы - по разработанной методике дифференцированной физической подготовки военнослужащих, учитывающей особенности возрастной динамики уровня их физической подготовленности.

Для определения и оценки уровня физической подготовленности военнослужащих выполнялись контрольные нормативы из НФП-2009, характеризующие развитие у них силы (упражнение №4), выносливости (№45), быстроты (№42), а также сформированности военно-прикладного навыка (№48) [3, 5].

Для математической обработки результатов исследования применялись общепринятые статистические методы [2]. Оценка различий статистических характеристик осуществлялась на компьютере с помощью ^ритерия Стьюдента при 5%-ном уровне значимости.

Рисунок.

Перечень основных нововведений и корректив, внесенных в структурные, содержательные, организационные и методические процессуальные составляющие Плана проведения физической подготовки и спортивно-массовой работы с военнослужащими воинской части объединения Космических войск Воздушно-космических сил в зимнем периоде

обучения 2020-2021 учебного года

Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ результатов изучения состояния проблемы в научно-методической литературе, проверка эффективности традиционной физической подготовки военнослужащих воинской части, осуществленная в 20182019 учебном году, осмысление итогов анкетирования личного состава воинских частей, проведенного весной 2020 года, на предмет выявления их предпочтений относительно различных видов двигательной активности, обоснование инновационной методики проведения занятий с солдатами и офицерами, позволили разработать план дифференцированной физической подготовки военнослужащих воинской части на зимний период 2020-2021 учебного года.

Обоснование методики дифференцированной физической подготовки включало в себя в частности форматирование ее структуры и содержания.

В структурные составляющие разработанной методики вошли цель и задачи дифференцированной физической подготовки военнослужащих, средства и формы занятий, формирование тренировочных групп, нормирование выполняемых нагрузок, а также комплексы физических упражнений, способы контроля и коррекции двигательных действий, учет итогового эффекта от занятий.

Проделанная работа позволила внести в традиционный план ряд нововведений, касающихся структурно-содержательных и организационно-методических процессуальных составляющих осуществления этого важного вида деятельности военнослужащих воинских частей (рисунок).

Внесение каждого нововведения и каждой коррекции обусловлено результатами определения эффективности традиционной методики организации и проведения физической подготовки с военнослужащими, проведенной в течение 2018-2019 учебного года. Например, формирование групп военнослужащих, имеющих лишний вес тела, внесено в структурные инновации для сокращения в 1,5-2 раза количества этой «группы риска», составляющей при проверке свыше 23,0% личного состава. Коррективы увеличения числа спортивных секций и фитнесс-групп появились в этом же блоке в результате анкетирования 627 военнослужащих, указавших на необходимость расширения спектра секционной работы в подразделениях воинских частей.

Необходимость акцентирования усилий военнослужащих в 3-4-й и 5-6-й возрастных группах на развитие силы и быстроты (содержательные нововведения коррективы) связана с тем, что при контрольной проверке

было выявлено западение результатов по этим показателям.

Отмеченный выше подход характерен для всего комплекса из 12 нововведений и корректив, внесенных в процессы физической подготовки с солдатами и офицерами.

Большая эффективность дифференцированной физической подготовки, по сравнению с традиционной, проявилась по результатам проведенного в июне-декабре 2020 года педагогического эксперимента в том, что в экспериментальной группе было выявлено 32,4% статистически достоверных отличий показателей физической подготовленности военнослужащих и сфор-мированности у них военно-прикладных навыков, а в контрольной - всего 8,1%. Разница составляет 4,1 раза (1=2,34; Р<0,05), в пользу экспериментальной группы.

Заключение. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики дифференцированной физической подготовки военнослужащих, осуществленная в зимнем периоде обучения 2020-2021 учебного года с личным составом воинской части объединения Космических войск Воздушно-космических сил, показала, что из личного состава подразделений воинской части статистически достоверных улучшений рассматриваемых показателей в экспериментальной группе было в четыре раза больше, чем в контрольной группе (1=2,34; Р<0,05). Это свидетельствует о большой эффективности разработанной методики и целесообразности применения ее структурно-содержательных и организационно-методических составляющих в практической деятельности с солдатами и офицерами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахмаев О.В. Развитие работоспособности у курсантов высшего военного учебного заведения средствами физической культуры / О.В. Ахмаев // Человек и современный мир. - 2019. - №3 (28). - 3 с.

2. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М.: Человек, 2015. - 288 с.

3. Занковец В.Э. Энциклопедия тестирований / В.Э. Зан-ковец - М.: Спорт, 2016. - 456 с.

4. Лосев Ю.Н. Роль физической рекреации в формировании культуры личности курсантов военных вузов / Ю.Н. Лосев //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2020. - № 3. - С. 68-70.

5. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ министра обороны РФ от 21 апр. 2009 г. № 200: // Вестник Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. - 2009. - № 4. - С. 67-74.

STRUCTURAL-CONTENT AND ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL ASPECTS OF DIFFERENTIATED PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL OF MILITARY UNITS OF THE AEROSPACE FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

R. Yanevich, Candidate of the Department of Theory and Methodology of Sports Games, V. Kostyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Sports Games,

B. Kurdyukov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory and Methodology of Sports Games.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budennogo str., Krasnodar, Russia, 350015, e-mail: sport-igry@mail.ru.

Annotation.

The relevance of this research is due to the fact that at present there is an increase in the tension of the international situation, characterized by the emergence of new challenges and threats to the peaceful development of our country in the world community. Modern combat readiness of military personnel of various types and branches of the Armed Forces of the Russian Federation allows mainly to solve emerging combat and other tasks in accordance with their purpose. At the same time, in the process of physical training of military personnel, there are a number of shortcomings and unused opportunities, indicating the need and possibility of increasing the level of physical fitness of soldiers and officers, including in military units of the Aerospace Forces, the importance of which in increasing the defense capability of our state is constantly increasing.

The purpose of the research is to experimentally substantiate the feasibility of applying the developed methodology of differentiated physical training of military personnel of military units of the Aerospace Forces of our country, taking into account the peculiarities of the age dynamics of physical fitness of personnel, in order to significantly increase the efficiency and effectiveness of this type of work with soldiers and officers.

To achieve the intended goal, such research methods were used as: the study and analysis of scientific and methodological literature, content analysis of instructional documents, pedagogical observation, testing and experiment, mathematical statistics.

The results of the research indicate that the application of the developed methodology of differentiated physical training has a more pronounced positive developmental effect on the indicators of physical fitness and the formation of military-applied skills of military personnel of the 1st-7th age groups (from 18 to 55 years) than with traditional approaches to this work.

Conclusion. The application of the developed and experimentally tested methodology of differentiated physical training of military personnel of military units of the Aerospace Forces causes them to increase the number of statistically significant differences in the studied parameters by more than 4 times, compared with traditional approaches, and allows them to recommend it for practical use in everyday work.

Keywords: Aerospace forces, military personnel, military units, physical training.

References:

1. Akhmaev O.V. Development Of Working Capacity in Cadets of Higher Military Educational Institutions by Means of Physical Culture. CHelovek isovremennyjmir [Man and the Modern World]. 2019, no3 (28), 3 p. (in Russian)

2. Guba V.P., Presnyakov V.V. Metody matematicheskoj obrabotki rezul'tatov sportivno-pedagogicheskih issle-dovanij: uchebno-metodicheskoe posobie [Methods of mathematical processing of the results of sports and pedagogical research: an educational and methodological manual]. Moscow: Chelovek, 2015, 288 p. (in Russian)

3. Zankovets V.E. Enciklopediya testirovanij [Encyclopedia of testing]. Moscow: Sport, 2016, 456 p.

4. Losev Yu.N. The role of physical recreation in the formation of personal culture of cadets of military universities. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2020. no. 3, pp. 68-70. (in Russian)

5. On the approval of the Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation: Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of 21 Apr. 2009 No. 200. Vestnik Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii [Bulletin of the Ministry of Sports, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation]. 2009, no. 4, pp. 67-74. (in Russian)

Поступила / Received 09.03.2021 Принята в печать / Accepted 26.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.