Научная статья на тему 'Управление сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей'

Управление сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / NETWORK INTERACTION / NETWORK INTERACTION MANAGEMENT / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / NETWORK INTERACTION TECHNOLOGIES / NETWORK INTERACTION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Николаевна, Алексейцева Алена Александровна

В статье рассмотрены особенности управления сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей как комплекса мероприятий, направленных на достижение целей, регулирование процессов, связанных с проектированием содержания образования, его организацией, обеспечением, а также развитием инновационных технологий. Обосновывается актуальность сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, предоставляющего обучающимся широкие возможности выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий освоения знаний в сочетании с многообразием сфер их интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Елена Николаевна, Алексейцева Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF NETWORK INTERACTION IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

The article discusses the features of network management in the field of additional education of children as a set of activities aimed at achieving goals, regulating processes related to the design of educational content, its organization, provision, and the development of innovative technologies. It justifies the relevance of network interaction in the field of additional education of children, providing students with ample opportunities to choose and implement individual educational trajectories of learning in combination with the diversity of their areas of interest.

Текст научной работы на тему «Управление сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Белова Елена Николаевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); магистрант 1 курса Алексейцева Алена Александровна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

УПРАВЛЕНИЕ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности управления сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей как комплекса мероприятий, направленных на достижение целей, регулирование процессов, связанных с проектированием содержания образования, его организацией, обеспечением, а также развитием инновационных технологий. Обосновывается актуальность сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, предоставляющего обучающимся широкие возможности выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий освоения знаний в сочетании с многообразием сфер их интересов.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, управление сетевым взаимодействием, дополнительное образование детей, технологии сетевого взаимодействия, принципы сетевого взаимодействия.

Annotation. The article discusses the features of network management in the field of additional éducation of children as a set of activities aimed at achieving goals, regulating processes related to the design of educational content, its organization, provision, and the development of innovative technologies. It justifies the relevance of network interaction in the field of additional education of children, providing students with ample opportunities to choose and implement individual educational trajectories of learning in combination with the diversity of their areas of interest.

Keywords: network interaction, network interaction management, additional education of children, network interaction technologies, network interaction principles.

Введение. Дополнительное образование детей представляет собой вариативное открытое образование, направленное на развитие личности и на создание условий выбора различных видов деятельности с целью личностного и профессионального самоопределения. Кроме того, оно выступает сферой инновационной активности в контексте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В свою очередь в число важнейших задач, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей, включено формирование системы межведомственного взаимодействия управления развитием дополнительного образования [10]. Национальный проект «Образование» на 2018 - 2024 гг. предусматривает внедрение эффективной системы управления сферой дополнительного образования детей, обеспечивающей потребностно-мотивационную сферу детей различных категорий [8].

Действительно, следует признать тот факт, что мтевое взаимодействие в современном мире становится инновационной технологией, ноу-хау которой заключается в выстраивании общего образовательного пространства по взаимообмену образовательными ресурсами между образовательными организациями. В педагогической практике термины «сеть», «партнерство», «сетевое взаимодействие» получили широкое распространение. Содержание педагогической составляющей сетевого взаимодействия, по сути, имеет воспитательный характер в плане открытия новых возможностей для совершения выбора, приобретения профессиональных и социальных связей, актуализации потребности в педагогическом сопровождении обучающихся [13].

Теоретически осмысливать процессы сетевого взаимодействия начали с 70-80-х годов XX века. Именно с этого времени ученые, один из них А.И. Адамский, начали рассматривать основные характеристики, принципы, структуру, методологический аппарат модели и процессов сетевого взаимодействия [4]. Повышенный интерес к сетевому взаимодействию связан с разработкой «Концепции профильного обучения» [6]. В последнее десятилетие сетевое взаимодействие распространяется на все ступени образования, особенную актуальность оно приобрело благодаря введению государственных стандартов нового поколения и внесению изменений в федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором закрепляется сетевая форма реализации образовательных программ [3].

Инновационные подходы в настоящее время широко исследуются учеными, изучающими дифференцированные модели сетевого взаимодействия в сфере образования, аспекты управления взаимодействиями сетевых организаций и перспектив их развития (В.А. Бианки, Е.Н. Белова, П. Зибер, М. Кастельс, Н.Ф. Радионова, Л.В. Сморгунов, Р. Родес и др.). Так, например, А.О. Зоткиным исследован прикладной аспект сетевых образовательных программ, И.Ю. Малковой - сетевых образовательных проектов, Н.Е. Орлихиной, Е.Н. Беловой [4] - сетевой организации дополнительного профессионального образования, Золотаревой А.В. - сетевой организации дополнительного образования детей с целью реализации внеурочной деятельности учащихся. В современных исследованиях разработана методология сетевой организации во взаимосвязи с инновационными процессами в образовании (К.Г. Митрофанов, А.И. Адамский, А.А. Пинский, Г.Н. Прозументова и др.) [13]. Главное здесь - научиться грамотно управлять ресурсами участников сети на основе интеграции, кооперации, сотрудничества для достижения образовательных и воспитательных целей.

Цель статьи: обосновать теоретические аспекты управления сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность управления сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей;

2) охарактеризовать сетевое взаимодействие как фактор развития дополнительного образования детей, определить технологии управления данным сетевым взаимодействием.

Изложение основного материала статьи. Ряд ученых рассматривают сетевое взаимодействие в сфере дополнительного образования детей в контексте интеграционных подходов. Так, К.Р. Туманова акцентирует внимание на том, что интеграционные процессы составляют основу сетевого взаимодействия и становятся

одним из условий модернизации системы дополнительного образования [15]. При этом интеграция как процесс рассматривается не только как формальное количественное структурное объединение, но и нахождение новой модели сосредоточения образовательных потенциалов.

Мы, разделяя точку зрения Е.Е. Сартаковой считаем, что составной частью формирования сетей образовательных учреждений является технология создания систем управления сетевым взаимодействием, состоящая из следующих этапов:

- диагностирование уровня готовности образовательных учреждений к созданию единой сети, выявление «сетевых» проблем и постановка задач по разработке модели управления;

- определение модели сетевого взаимодействия;

- моделирование органов управления сети: формирование управленческо-педагогических команд образовательных учреждений, определение их функционала, правовое оформление органов управления;

- разработка системы мотивации для участников сети и субъектов сетевого взаимодействия;

- выявление результатов командообразования и результативности деятельности сетевого взаимодействия [12].

Таким образом, на первом этапе данного алгоритма решаются задачи, обусловленные содержанием деятельности и моделью сети (адаптивная, ресурсная, ситуационная, сетевого взаимодействия, модель партнерских взаимоотношений). Исходя из содержания модели, ее формы определяются задачи, связанные с проведением либо отдельных образовательных мероприятий (или событий), либо поддержки авторских проектов (стартапов), либо создаются условия для аккумулирования и использования инновационных разработок, реализации сетевых образовательных программ, поддержки сетевых форм организации образования.

Следует отметить, что вышеперечисленные технологии являются частью друг друга. Так, например, в рамках формирования сетевого взаимодействия (первой технологии) необходимо создать управленческие и кадровые структуры (вторая технология), внутренняя организация которых будет выстраиваться благодаря коммуникативной деятельности (третья технология).

А.В. Золотарева рассматривает многоуровневую модель интеграции, в основе которой - совокупность образовательных организаций, ресурсы (методологические, научно-методические, организационно-управленческие, технологические) и сопровождение личности для его профессионального развития [5]. Наряду с вышесказанным Концепция профильного обучения рассматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений как одно из наиболее перспективных направлений организации непрерывного образования [6]. Разумеется, что сетевую структуру можно рассматривать как один из перспективных современных подходов к построению образовательной системы, особым типом инновационных процессов, иной управленческой парадигмой, образовательной культурой, предметом, адекватным мотивационному полю обучения [3]. Только на основе ресурсной централизации и структурной интеграции возможно развитие открытого сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей.

На основании вышесказанного можно заключить, что ключевой принцип сетевой организации -принцип сетевого взаимодействия, базовой единицей которого выступают партнерские отношения, система вертикальных и горизонтальных связей не столько между образовательными структурами, организациями, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемными ситуациями и целями.

А.И. Адамский выделяет характеристики «сетевого взаимодействия» в противовес «несетевому»: центр составляет не информация, а персона (актор) и событие (артефакт). Персонами могут выступать авторские коллективы, субъекты новаторских педагогических технологий. Событие предполагает решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими таковым образом об актуальной потребности в решении данной задачи. Нормы деятельности вырабатываются внутри сети коллегиальным образом [4]. Р.М. Асадуллин отмечает, что сетевое взаимодействие - это система связей, которая позволяет разрабатывать инновационные модели содержания образования и управления системой образования [1]. Ключевая мысль в данном определении - выстраивание принципиально новой модели для взаимодействия и обмена соответствующими ресурсами. Таким образом, к основным характеристикам модели сетевой организации можно причислить такие, как кооперация, координация, адаптация, сетевая позиция, использование общих ресурсов всеми участниками сети, особого рода инфраструктура, обеспечивающая процесс самоорганизации взаимодействия.

Итак, на основании произведенного теоретического анализа потенциала развития интеграционных процессов и сетевых взаимодействий в сфере дополнительного образования детей считаем, что система дополнительного образования обладает мощным потенциалом для выстраивания горизонтальных связей и взаимодействия со смежными институциональными формами с целью дополнения возможностей каждого элемента (субъекта) сети и повышения качества образования через призму персонификации, индивидуализации, компетентностного подхода. Управление сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей понимаем как многоступенчатый, поэтапный процесс, включающий этапы: подготовительный (диагностика и выявление потребности в сетевом взаимодействии между образовательными организациями), проектировочный (определение формы сети, проектирование и планирование совместной деятельности, определение общей модели), организационный (организация и регулирование деятельности), мотивационный и координационный (мотивация внешних участников-партнеров и координация), итоговый (контроль и оценка результатов).

По итогам анализа литературы выявлено, что на сегодняшний день существуют разнообразные мнения относительно понимания сущности управления сетевым взаимодействием в сфере образования. Л.П. Скрипка выделяет методологический, отраслевой, социальный, методический, технологический подходы к сетевому взаимодействию как техническому средству обучения [14]. И.М. Реморенко считает, что системный и ситуационный подходы, теории стратегии, инновации и лидерства лежат в основе новой парадигмы управления, где человек выступает в качестве ключевого ресурса организации и где основное внимание уделяется созданию условий для реализации его способностей и потенциальных возможностей [11]. Таким образом, к основным свойствам сетевого управления можно отнести децентрализацию и отсутствие монопольных начал при принятии решений лидером, широкую специализацию, сочетание профессионального и неформального характера отношений.

С. Багина рассматривает становление сетевого взаимодействия как последовательный, постепенный процесс, включающий такие уровни, как возникновение интереса в сети друг к другу (на основании востребованности результатов деятельности каждого участника другими членами сообщества, имеющими собственные цели), управление сетью на основании нормативно закрепленного документооборота [2]. Управление сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей представляет комплекс мероприятий, направленных на регулирование процессов, связанных с проектированием содержания образования, его организацией, обеспечением, а также инновационными составляющими.

H.М. Кононова отмечает, что сетевое образование нельзя создать извне, сверху, вертикальным образом. Формирование образовательной сети и выстраивание совместной коммуникации, процесса сетевого взаимодействия рационально производить с учетом и на основании интереса и целевых установок партнеров на добровольной основе, преследуя единые цели и позиции по достижению поставленных целей [7]. Эффективное управление образованием зависит в первую очередь от внутренних изменений внутри системы объекта и его результативных преобразованиях в деятельности.

Итак, управление сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей в первую очередь направлено на преодоление статичности в организации образовательного процесса, развития его вариативности, динамичности и гибкости с учетом принципов сетевого взаимодействия, интегративности, индивидуальности, вариативности в конкретном регионе или муниципалитете, поскольку предполагает учет и организацию, генерацию как внешних, так и внутренних ресурсов по достижению конкретно поставленной цели и выполнению ряда задач.

Условно все многообразие организационных форм сетевого взаимодействия образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес структур можно объединить в следующие группы:

I. формы «социального партнерства», где предусмотрены «вертикальные» связи между участниками сетевого взаимодействия. Здесь субъектами сетевого взаимодействия выступают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, учреждения профессионального образования (начального, среднего, высшего), предприятия и организации экономической и социальной сферы);

2. формы «горизонтальной сети»: здесь партнерами сетевого взаимодействия выступают несколько образовательных учреждений, где распространенный тип «горизонтальной сети» - муниципальная сеть как система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального образования [9].

На основании представленных теоретических положений можно заключить, что с учетом особенностей дополнительного образования детей, где преобладают индивидуальные образовательные (познавательные) задачи и индивидуальные траектории освоения знаний в сочетании с многообразием сфер интересов детей, данное образование должно быть организовано не как иерархия учреждений, а как пространство выбора обучающимися возможностей формирования своих способностей и знаний. Эти возможности должны создаваться как в этом пространстве, так и привлекаться извне на основах сетевого взаимодействия и аутсорсинга, ориентированные на практикоориентированные знания.

Выводы. По итогам анализа теоретических аспектов, сущности и особенностей сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, можно сказать, что под управлением сетевым взаимодействием в сфере дополнительного образования детей следует понимать комплекс организационных мероприятий, базирующихся на технологиях диагностики (определение уровня готовности образовательных учреждений к сетевому взаимодействию и к соответствующей модели управления), проектирования (выявление проблем, стоящих перед организациями и постановка задач разработки модели управления сетевым взаимодействием), моделирования органов управления сетевым взаимодействием (создание управленческо-педагогических команд, определение их функционала, регламентация видов деятельности и разработка локальной нормативной базы), сопровождающихся мотивацией участников, субъектов сетевого взаимодействия и направленных на достижение результативности сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей.

Литература:

1. Асадуллин, Р.М. Трансформация регионального образовательного пространства / Р.М. Асадуллин и др. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №4. - С. 27-55.

2. Багина, С. Сетевое взаимодействие как путь развития // Управление школой (ПС). - 2007 - № 23 -С. 15-17.

3. Белова, Е.Н. Сетевые взаимодействия как фактор развития учреждения дополнительного образования детей / Е.Н. Белова, А.А. Алексейцева // Современное психолого-педагогическое образование: сборник материалов Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой 25-27 октября 2018 г. в рамках научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» КГПУ им. В.П. Астафьева. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - С. 9 - 16.

4. Белова, Е.Н. Сетевая самообучающаяся организация дополнительного профессионального образования: монография / Е.Н. Белова. Красн гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2017. - 400 с.

5. Золотарева, А.В. Проблемы и смыслы дополнительного образования детей в современной России // Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Челябинск: ЧИППКРО, 2011. - С. 6-14.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс]. -URL: https://docplayer.ru/41037109-Koncepciya-profilnogo-obucheniya-na-starshey (дата обращения 24.02.2019)

7. Кононова, Н.М. Моделирование сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями / Н.М. Кононова // Теория и практика общественного развития. 2011. №5. С. 65.

8. Национальный проект «Образование» на 2018 - 2024 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy /Образование.pdf (дата обращения 03.03.2019)

9. Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - URL: http://e-koncept.ru/2015/75320.htm (дата обращения 04.03.2019)

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения 03.03.2019)

11. Реморенко И.М. Разное управление для разного образования / И.М. Реморенко. - СПб.; М.:

Агентство образовательного сотрудничества. - 2005. - 367 с.

12. Сартакова, Е.Е. Сетевая модель управления образовательным учреждением // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/1l/l8427 (дата обращения: 07.02.2019).

13. Сборник материалов I Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования» / Борисоглебск, 2016 - 153 с.

14. Скрипка, Л.П. Теоретические аспекты стратегического управления персоналом в учреждении дополнительного образования детей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. №2. -URL:http://www.science-education.ni/l22-17362 (дата обращения: 15.08.2015)

16. Туманова, К.Р. Тенденции определения понятия «дополнительное образование детей» в современных теориях / Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 71-73.

Педагогика

УДК: 377.4

кандидат педагогических наук, доцент Борисова Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблем проведения конкурсов профессионального мастерства работников предприятия, способствующих повышению квалификации. В работе на основе анализа практического опыта по организации профессиональных состязаний в России обоснованы структурные компоненты процессуальной модели организации повышения квалификации работников предприятия.

Ключевые слова: повышение квалификации, подготовка кадров, формы организации повышения квалификации.

An^tatton. Stat'ya posvyashchena izucheniyu problem provedeniya konkursov professional'nogo masterstva rabotnikov predpriyatiya, sposobstvuyushchikh povysheniyu kvalifikatsii. On the basis of the analysis of practical experience in the Organization of professional competitions in Russia, the structural components of the procedural model of the organization of professional development of employees of the enterprise are substantiated.

Keywords: in-plant training, training of personnels, form of organization of in-plant training.

Введение. Современная экономическая ситуация предъявляет высокие требования к квалификации, профессиональной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. В связи с этим предприятия, организации активно стремятся создать условия, способствующие повышению квалификации работников. Конкурсы профессионального мастерства, объединяющие передовые практики и идеи разнообразных предприятий для формирования нового современного имиджа работника, являются одной из таких форм. В рамках конкурсного состязания человек ориентируется на профессиональное развитие, публичное признание, распространение профессионально-личностного опыта, стремится к реализации своего профессионального потенциала.

Изложение основного материала статьи. Для определения эффективных организационно-педагогических условий проведения конкурсов профессионального мастерства был изучен опыт реализации данных конкурсов в России. В рамках исследования интересна деятельность компании ПАО «Транснефть» по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства. В компании ежегодно проводятся производственно-технические конкурсы, направленные на развитие творческого отношения к труду и воспитания чувства гордости за свою профессию. Одной из основных задач конкурсов является повышение профессионального уровня работников. Кроме того, изучение, распространение и внедрение опыта работы лучших работников позволяет повысить производительность труда и увеличить общий уровень безопасности эксплуатации объектов компании.

Производственно-технические конкурсы являются значимым элементом корпоративной культуры ПАО «Транснефть» и включают конкурсы профессионального мастерства и конкурс молодежи ПАО «Транснефть» на лучшую научно-техническую разработкуhttps://www.transneft.ru/development/staff/151/128/. Ежегодно накануне профессионального праздника - Дня работников нефтяной и газовой промышленности - в организациях системы «Транснефть», осуществляющих транспортировку нефти, проводятся конкурсы профессионального мастерства на звание:

- «Лучший по профессии» между рабочими основных профессий организаций системы «Транснефть»;

- «Лучший расчёт добровольной пожарной дружины» между добровольными пожарными дружинами (ДПД) организаций системы «Транснефть» [3].

Проведение конкурсов способствует повышению профессионального мастерства, повышению профессионализма и готовности ДПД на объектах организаций системы «Транснефть» к действиям по противопожарной безопасности. Значимо то, что конкурсы проводятся в несколько этапов с использованием реальной производственной базы организаций системы «Транснефть» и становятся ярким событием для его участников. К финальному этапу допускаются лучшие из лучших - победители соревнований в своих организациях, достигшие наивысших результатов в выполнении теоретических и практических заданий конкурсов. Призеры конкурса (с 1-го по 3-е места) поощряются денежными премиями или ценными подарками, победителю конкурса присваивается звание «Лучший по профессии», а также устанавливается надбавка к заработной плате за высокое профессиональное мастерство.

В целях развития творческой инициативы и поощрения молодежи, работающей в организациях системы «Транснефть», за лучшие научно-исследовательские, проектные и конструкторские работы, представляющие вклад в развитие научно-технического потенциала компании и способствующие росту эффективности производства, улучшению качества продукции и работ, а также повышению надежности и безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.