Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия на разных ступенях образовательной системы (из опыта работы СГСПУ)'

Организация сетевого взаимодействия на разных ступенях образовательной системы (из опыта работы СГСПУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / САД / ШКОЛА / ВУЗ / ФОРМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / NETWORK INTERACTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / TEACHERS TRAINING / INFANT SCHOOL / SCHOOL / UNIVERSITY / WAYS OF NETWORK INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Наталья Юрьевна

В статье конкретизируется понятие сетевого взаимодействия в системе образования. Особое внимание уделяется вариантам взаимодействия между различными учебными подразделениями: «детский сад детский сад», «детский сад школа», «детский сад вуз», «школа школа», «школа вуз», «вуз вуз»; рассматриваются основные проблемы сетевого взаимодействия в образовательных организациях и пути их решения. Раскрываются возможности для бакалавров и магистров образования освоить основную образовательную программу с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network interaction at different stages of higher education (as presented in Samara State University of Social Sciences and Education)

The article elaborates on the concept of networking in the education system. Special attention is paid to interaction options between the different educational structures, such as “infant school infant school”, “infant school school”, “infant school university”, “school school”, “school university”, “university university”. The paper considers the main problems of network interaction in educational organizations and ways of their solution. It reveals the opportunities for candidates for bachelor’s and master’s degrees in education to graduate having used the resources of different educational institutions.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия на разных ступенях образовательной системы (из опыта работы СГСПУ)»

Организация образовательного процесса Education Administration

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (из опыта работы СГСПУ)

NETWORK INTERACTION AT DIFFERENT STAGES OF HIGHER EDUCATION

(as Presented in Samara State University of Social Sciences and Education)

© 2019

Н.Ю. Еремина N.Y. Eremina

В статье конкретизируется понятие сетевого взаимодействия в системе образования. Особое внимание уделяется вариантам взаимодействия между различными учебными подразделениями: «детский сад - детский сад», «детский сад - школа», «детский сад - вуз», «школа - школа», «школа - вуз», «вуз - вуз»; рассматриваются основные проблемы сетевого взаимодействия в образовательных организациях и пути их решения. Раскрываются возможности для бакалавров и магистров образования освоить основную образовательную программу с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие; педагогическое взаимодействие; профессиональная подготовка педагога; сад; школа; вуз; формы сетевого взаимодействия.

The article elaborates on the concept of networking in the education system. Special attention is paid to interaction options between the different educational structures, such as "infant school - infant school", "infant school -school", "infant school - university", "school - school", "school - university", "university - university". The paper considers the main problems of network interaction in educational organizations and ways of their solution. It reveals the opportunities for candidates for bachelor's and master's degrees in education to graduate having used the resources of different educational institutions.

Keywords: network interaction; pedagogical interaction; teachers training; infant school; school; university; ways of network interaction.

Одной из приоритетных задач образовательной политики государства на современном этапе является развитие сетевого взаимодействия на разных ступенях системы образования. Это означает эффективное партнерство образовательных организаций на разных уровнях образования по созданию условий освоения образовательной программы. Такая форма взаимодействия является гарантом получения доступного качественного образования и эффективным фактором профессионального развития будущего специалиста [1-4].

Сегодня под сетевым взаимодействием принято понимать систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образова-

тельных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных информационно-коммуникационных технологий. Теоретическое осмысление проблемы сетевого взаимодействия можно найти в работах многих исследователей, начиная с 70-80-х гг. прошлого века [см., напр.: 5, с. 123-129].

О сетевом взаимодействии в образовательных организациях высшего образования активно заговорили после выхода Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.), в котором сетевая форма реализации основных образовательных программ закрепляется статьей 15 [6].

Конечно, процесс создания сетей среди образовательных организаций не является новым для системы высшего образования, так как вузы давно взаимодействуют

через организацию совместных конференций по обмену опытом, подготовку совместных учебных изданий, пособий и т.д.

В данной статье раскрываются возможности для обучающихся освоить основную образовательную программу с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций [7].

В современных условиях модернизации российского образования сложно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя потенциал лишь одной образовательной организации в силу ограниченности ее ресурсов. Поэтому механизмом повышения профессионального уровня как бакалавра, так и магистра образования становится сетевое педагогическое взаимодействие, осуществляемое между различными учебными подразделениями: «детский сад - детский сад», «детский сад - школа», «детский сад - вуз» «школа - школа», «школа - вуз», «вуз - вуз» и др.

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Структура сети предполагает наличие трех уровней: стратегического планирования, координационный, участников сети.

Уровень стратегического планирования. Организации разрабатывают модели содержания образования и управления системой образования, определяют содержание сопровождения по реализации заказа на образование. Образовательные организации - участники сети - принимают цели и задачи, обозначенные в документах разработчиков. Определив ресурсы и возможности, которые имеются у организации, она направляет их на решение принятых целей и задач. В ходе практического решения целей и задач возникает апробированный продукт. При получении позитивной оценки в ходе совместного обсуждения он может быть внедрен в систему образования.

На этом уровне осуществляется взаимодействие «вуз - вуз».

На координационном уровне происходит взаимодействие организаций, осуществляющих образовательную деятельность на разных уровнях («вуз - вуз», «вуз - школа», «вуз - детский сад»), и заключивших договоры о сетевом взаимодействии. Так, факультет начального образования СГСПУ может решать задачи научного сопровождения деятельности школы или дошкольного учреждения (экспериментальная работа, работа проектной площадки), помогать в разработке образовательных технологий, осуществлять переподготовку педагогических работников и т.п.

Уровень участников сети. На этом уровне в работу включаются дошкольные учреждения и школы, которые заинтересованы в реализации определенных проектов, полученных ими в ходе сетевого взаимодействия («вуз - школа», «вуз - детский сад»).

Вступление в сеть означает получение доступа ко всем ее возможностям и ресурсам, предполагая при этом активное участие в работе сети. Чтобы обеспечить активную работу в сети сотрудников образовательных учреждений, необходимо организовать контроль движения информационных потоков в рамках реализации определенного проекта. Подчеркнем, что при отсутствии такой работы участие организации в деятельности сети может остаться формальным.

Остановимся подробнее на линиях взаимодействия.

Сетевое взаимодействие вузов. Суть такого взаимодействия состоит в следующем: основная образовательная программа высшего образования бакалавра или магистра разбивается на модули. Студент вправе решать, какой вуз выбрать для более эффективного освоения того или иного модуля программы. Каждый вуз в сети обладает своими уникальными ресурсами - научными, программными и материальными -и может использовать их целенаправленно для разработки того или иного модуля программы. В этом случае наиболее полно реализуются принципы научности, практико-

Организация сетевого взаимодействия на разных ступенях образовательной системы (из опыта работы СГСПУ)

ориентированности, преемственности и индивидуализации обучения.

Основными формами работы в сетевом сообществе стали: знакомство с нормативными документами, анкетирование, семинары (обучающие, практические), мастер-классы, открытые показы образовательной деятельности, работа в проектах, представление и презентация опыта работы, взаимопосещения, создание базы для проведения производственной педагогической практики, совершенствование профессиональной подготовки будущих педагогов в рамках цикла деловых встреч с работодателями «Взаимодействие факультета с работодателями как условие качественной подготовки выпускников».

СГСПУ как участник сетевого взаимодействия активно сотрудничает в этом направлении со своими сетевыми партнерами, в первую очередь с МШУ, СахГУ, МГППУ, РГПУ им. А.И. Герцена. Сетевые вузы, являясь организаторами апробации модулей образовательных программ, проводят курсы повышения квалификации для преподавателей вузов-партнеров. В рамках курсов участники выработали единый подход к детализации требований ФГОС в соответствии с профилем подготовки магистров, их профессиональных компетенций; к способам измерения и оценки уровня их сформированности.

Подчеркнем: реализация сетевого взаимодействия связана с объективными и субъективными трудностями. Одна из них заключается в том, что в разных вузах существуют разные подходы к преподаванию дисциплин и формулированию ожидаемых результатов их освоения, поэтому выпускники разных вузов имеют разный уровень владения профессиональными компетенциями. Следовательно, для реализации сетевого взаимодействия необходимо унифицировать требования к освоению разных дисциплин в разных вузах.

Близкой к обозначенной является проблема разработки единых рабочих программ дисциплин (модулей), практик. Преподаватели в силу определенных научных взглядов, следуя традициям университет-

ских педагогических школ, внедряют свои методические приемы; обучающие программы, помимо общего «ядра», имеют различия в содержании. Для решения этой проблемы целесообразно выносить на обсуждение рабочие программы и в рамках такого обсуждения вырабатывать единое решение.

Третья трудность заключается в организации обучения студентов в рамках сетевого взаимодействия. Для того чтобы в полной мере была реализована возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, необходимо, во-первых, согласовать учебные планы и учебные графики, определить единые сроки прохождения промежуточной аттестации, юридически обеспечить возможность выбора вуза. Студенты факультета психологии и специального образования СГСПУ в 2017 г. в рамках сетевого взаимодействия прошли независимое интерактивное тестирование, одинаковое для всех вузов-партнеров. В набор тестов и кейсов были включены задания, составленные преподавателями разных вузов.

Еще одна трудность организации сетевого взаимодействия заключается в недостаточно развитом информационном обеспечении образовательного процесса в некоторых вузах-партнерах, в которых только на начальной стадии реализации находятся проекты по электронному обучению.

Важным условием сетевого взаимодействия «вуз - школа», «вуз - детский сад» является равноправие всех участников.

У школы и детского сада появляются новые возможности. Они могут расширить область взаимодействия, включившись в реализацию программ различного уровня (внутривузовского, городского, регионального и др.); систематически участвовать в мониторинге, что позволяет оценить свои позиции в сравнении с другими учреждениями и наметить пути повышения своего рейтинга. В широком социальном плане образовательное учреждение таким образом позиционирует свои педагогические установки.

Благодаря сетевому взаимодействию становится возможным существенно уси-

лить практическую составляющую в подготовке выпускников. При составлении программ часть семинаров, лабораторных и практических занятий планируется как осуществляемая на территории средней общеобразовательной или дошкольной образовательной организации. Студенты занимаются в условиях, максимально приближенных к условиям их будущей профессиональной деятельности; выполнение заданий контролируется не только преподавателем вуза, но и педагогом, имеющим большой опыт работы с детьми и подростками. Таким образом работодатели могут получить информацию об особенностях подготовки студентов к работе по профессии и выразить свои пожелания по корректировке вузовских программ.

Приведем примеры форм взаимодействия СГСПУ и образовательных учреждений дошкольного и общего образования:

- проект «Школа и детский сад как научно-методические площадки университета», который успешно реализуется на факультете начального образования (организации-партнеры: МБОУ СОШ № 94, 176, 22; МБДОУ № 321, № 247, № 297; ГБОУ Самарской области СОШ № 2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка м.р. Большечерниговский; ГБОУ Самарской области «Структурное подразделение "Детский сад № 2"»; Детский сад № 1 (микрорайон Крутые Ключи));

- проект «Школа и сад как стажиро-вочные площадки» - один из приоритетных на факультете психологии и специального образования;

- проведение совместно с сетевыми партнерами разного уровня методических семинаров, конференций и форумов;

- совместные публикации (или публикации на практическом материале из практики работы школы и детского сада) как важнейшая составляющая сотрудничества в области подготовки методических материалов для тиражирования опыта работы;

- повышение профессионального уровня педагогов (курсы переподготовки, тематические семинары для сотрудников, магистратура).

Сетевое взаимодействие является для педагогов механизмом повышения их профессиональной компетентности. Вовлеченные в сетевое взаимодействие, они разрабатывают методическую тему и создают конкретный продукт; не только накапливают опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере воспитания и образования детей, но транслируют свою работу в социальное пространство, расширяют сферу взаимодействия с коллегами.

Таким образом, сетевое взаимодействие в подготовке бакалавров и магистров является многоуровневым и имеет разные формы. Его организация - достаточно сложный процесс, который в то же время имеет существенные ресурсные преимущества.

* * *

1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия. URL: http://upr.1september.ru/ 2002/04/2.htm (дата обращения: 11.11.2017).

2. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 188 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. / под ред. Е.С. Полат. М. : Академия, 2008. 272 с.

4. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. М. : Институт социологии РАН, 1999. 38 с.

5. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике // Педагогика в современном мире : сборник статей всерос. науч. конференции. СПб. : Лема, 2011. С. 123-129.

6. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (текст с изм. и доп. на 2013 г.). М. : Эксмо, 2013. 15 с.

7. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : методические рекомендации / под ред. А.В. Золотаревой. Ярославль : ЯГПУ, 2011. 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.