Научная статья на тему 'Моделирование сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями'

Моделирование сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ / ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ / SOCIAL ORDER / NETWORK INTERACTION / MODEL / POINTS OF CONTACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палаткина Галина Владимировна, Коннова Нина Михайловна

В статье приводится авторский подход к определению понятия «сетевое взаимодействие» учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями. Через анализ типов моделирования сетевого взаимодействия предлагается модель сетевого взаимодействия указанных учреждений, ее функции, принципы, структура и средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палаткина Галина Владимировна, Коннова Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF NETWORKING INTERACTION OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article provides the author's approach to concept definition network interaction of institutions of additional education of children with higher educational institutions. Through the analysis of types of modeling of network interaction the model of network interaction of the specified establishments, its functions, principles, structure and means is offered.

Текст научной работы на тему «Моделирование сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями»

УДК 658.012:331.86 Палаткина Галина Владимировна

доктор педагогических наук,

профессор кафедры социальной педагогики

и психологии

Астраханского государственного университета тел: (8512)59-53-29

Коннова Нина Михайловна

директор Областного центра развития творчества детей и юношества тел: (8512)51-23-56

МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

Palatkina Galina Vladimirovna

Doctor of Pedagogics, professor of chair of social pedagogics and psychology, Astrakhan State University tel.: (8512)59-53-29

Konnova Nina Mihailovna

director of Regional center of development of creativity of children and youth tel.: (8512)51-23-56

MODELING OF NETWORKING INTERACTION OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN WITH HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация:

В статье приводится авторский подход к определению понятия «сетевое взаимодействие» учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями. Через анализ типов моделирования сетевого взаимодействия предлагается модель сетевого взаимодействия указанных учреждений, ее функции, принципы, структура и средства.

Ключевые слова:

социальный заказ, сетевое взаимодействие, модель, точки соприкосновения.

The summary:

The article provides the author’s approach to concept definition network interaction of institutions of additional education of children with higher educational institutions. Through the analysis of types of modeling of network interaction the model of network interaction of the specified establishments, its functions, principles, structure and means is offered.

Keywords:

social order, network interaction, model, points of contact.

Одной из особенностей в деятельности учреждений дополнительного образования детей является их зависимость от внешнего воздействия. Принято считать, что внешнее воздействие представляет собой совокупность воздействующих сил - социальный заказ [1, с. 133]. Он состоит из интересов и потребностей детей, а также факторов (политических, социальных, демографических и других) и ресурсов (человеческих, материальных, информационных и других) внешней среды.

Как правило, основными потребителями услуг учреждений дополнительного образования детей являются: государство в лице органов государственной власти; муниципальные сообщества в лице родителей и общественности; обучающиеся; взрослые потребители образовательных и социокультурных услуг, - каждый из которых выдвигает свои запросы к учреждению и имеет свои потребности.

Проблема заключается в том, что для всестороннего выполнения социального заказа ресурсов данного конкретного учреждения может быть не достаточно. На наш взгляд, качественное и максимально полное удовлетворение запросов субъектов внешней среды учреждением дополнительного образования детей возможно через организацию сетевого взаимодействия с другими учреждениями и организациями, в первую очередь образовательными. Тем более что в рамках государственной политики в области образования утверждается идея создания новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций [2].

Анализ практической деятельности по этому направлению (Н.Н. Жуковицкая, Н.Н. Давыдова, М.Н. Кондакова, Е.Я. Межакова, А.Е. Новиков, О.Н. Сусакова, А.А. Филимонов и другие) подтверждает тот факт, что популярность проектов, выстроенных на принципах сетевого взаимодействия, сегодня очень высока, однако в сфере образования значительная часть их теоретически не проработана для широкого применения в педагогической практике.

В данной статье мы рассматриваем основные параметры нашей модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями в контексте реалий современного российского образования.

Начало использования термина «сетевой» в педагогике относится к 70-80-м гг. прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю.П. Болтышев, B.C. Кучинский, А.А. Овчинников, Г.Ф. Петров, А.А. Чепцов, Б.И. Черкасов). В конце 1990-х гг. его описал Ю.А. Конаржевский, тогда же в научно-педагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие». Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика».

В последние годы отечественными и зарубежными исследователями опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам организации сетевого взаимодействия различных организаций. Особо следует выделить труды таких учёных, как: А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова, Э.И. Скоблева, Р.В. Приходько, С.В. Ткаченко и другие, в которых рассмотрены общие проблемы организации сетевого взаимодействия.

В 2000-х гг. началась активная разработка проблем сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Анализ научных источников (О.В. Кайгородова, Н.С. Бугрова, Л.И. Мухина, А.В. Воронин, А.Н. Томазова, И.С. Алексанина, В.А. Грищук, Ю.А. Бурдельная, А.Г. Шепило) показал, что в педагогических исследованиях последних лет определение «сетевое взаимодействие в образовании» формулируется специально для каждого конкретного случая, поэтому интерпретации данного понятия являются эмпиричными и несопоставимыми с определениями, данными разными авторами.

Мы под сетевым взаимодействием учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями понимаем процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений [3, с. 157]. При этом достигается согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение взаимных потребностей, в том числе оптимальное использование кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала, развиваются новые социальные качества, расширяются возможности базового образования и профессиональной подготовки.

В реальной педагогической практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели сетевого взаимодействия.

Можно выделить два типа подобных моделей: концентрированная сеть и распределенная сеть. Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. В распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития.

С точки зрения стратегического менеджмента к формированию моделей сетевого взаимодействия в образовании выделяются два подхода, определяющих характер отношений организаций в рыночных условиях, - на основе анализа стратегий конкуренции и кооперации (партнерства). В основе конкуренции - борьба за потребителя, кооперацию характеризует организационное взаимодействие на основе согласования общих целей.

Партнерство организаций, с точки зрения А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухина, может представлять собой «... как координацию деятельности по важным направлениям, так и выражаться в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов» [4, с. 206].

Именно данная модель представляет для нас интерес при организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями, особенно такие формы партнерства, в основе которых сетевое взаимодействие учреждений организуется на разных основаниях.

Основной сущностной характеристикой моделирования является его опосредованность, поэтому в основу построения нашей модели вошли следующие положения:

- мы рассматриваем систему сетевого взаимодействия как управляющую и управляемую подсистемы - субъекта и объекта взаимодействия;

- модель описывает деятельность субъекта (процесс сетевого взаимодействия), объект -учреждение дополнительного образования детей;

- система сетевого взаимодействия не может не отражать особенностей объекта, она строится в соответствии с его потребностями и предназначена для удовлетворения этих потребностей;

- сетевое взаимодействие выстраивается в логике целостного педагогического процесса, а выбор стратегии, содержания и форм зависит от предназначения данных типов учреждений и той концепции, которую они выбирают в данный период времени;

- при построении модели используются методы стратегического управления.

Предлагаемая модель рассматривается нами как функциональная система, представляющая собой обособленную целостность. Ее цель - создание динамичной системы связей между качественным разнообразием данных типов учреждений, посредством концентрации их образовательных ресурсов, для удовлетворения развивающихся потребностей и способностей личности и социума в образовании, предоставления каждому возможностей реализации собственной системы получения образования, право свободного выбора.

Тенденции развития системы образования Российской федерации в целом, и процессы, происходящие в учреждениях дополнительного образования детей, в частности, обуславливают особые функции модели, которыми стали: расширение образовательного пространства и возможностей базового образования; совершенствование системы непрерывного образования; оптимальное использованию кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала; развитие учреждений дополнительного образования детей.

Специфика учреждений дополнительного образования детей отражается на общих принципах построения их сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями, среди которых: вариативность, непрерывность интегративность, инновационность, территориальность, партнерства, кооперации и взаимовыгодность.

Модель состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимосоответствующих компонентов: целевого (отражающий не только главную цель и задачи модели, но и каждого этапа взаимодействия в отдельности), организационно-управленческого (построение и выбор средств на основе анализа стратегий развития), содержательного (раскрывающийся через теоретико-методологические основы развития учреждений дополнительного образования детей в процессе сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями, а также практического опыта его реализации) и результативного (конечные результаты запланированной деятельности, не только на каждом этапе, но и модели в целом).

Моделирование сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями осуществляется в три этапа: проектировочноорганизационный, процессуальный, аналитический.

Цель проектировочно-организационного этапа - проектирование деятельности и подготовка к ее осуществлению. Он включает проведение определенных, логически взаимообусловленных действий, среди которых: обследование и анализ образовательной среды; определение партнеров по сети (высших учебных заведений); создание пакета документов, обеспечивающего функционирование сети; формирование кадровых резервов и учебно-методических ресурсов; распределение функций и полномочий между участниками сети; определение критериев и показателей эффективности работы сети.

Обследование и анализ среды подразумевает описание конкретных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз - стратегических факторов. Поэтому используется совокупность инструментов стратегического управления, которые являются средствами данного этапа. Еще одним средством будет заключение договоров на разных основаниях.

После проведения подготовительных мероприятий, начинается этап непосредственного взаимодействия - процессуальный, цель которого - реализация направлений взаимодействия, выявленных на основании точек соприкосновения в поле деятельности учреждений дополнительного образования детей и высших учебных заведений.

На основе согласования целей и задач данных типов учреждений, «точками соприкосновения» можно считать: развитие одаренности воспитанников, удовлетворение потребностей обучающихся в профессиональной сфере, их социализация (целевой компонент); формирование ме-тапредметных и предметных компетенций у обучающихся и повышение квалификации педагогических кадров (содержательный компонент); личность обучающегося (как воспитанника, так и студента), способная к дальнейшему образованию и саморазвитию (результативный компонент).

В связи с этим, с точки зрения сетевого взаимодействия, у учреждений дополнительного образования детей можно выделить такие направления в деятельности, как образовательная, в том числе по профессиональному самоопределению подростков и методическая; у высших учебных заведений - образовательная, научно-инновационная и маркетинговая (в том числе профориетационная) деятельность.

В образовательном процессе высшего учебного заведения можно выделить собственно процесс образования студентов (в том числе и практика), программы по повышению квалификации и переподготовки; в образовательном процессе учреждений дополнительного образова-

ния детей - организация учебно-исследовательской деятельности, предпрофильной подготовки и профильного обучения воспитанников, а сферы методической работы учреждений дополнительного образования детей и научно-инновационной деятельности высших учебных заведений могут соприкасаться и даже пересекаться в зависимости от специфики деятельности этих типов учреждений. На основании выше изложенного можно выделить четыре формы сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями: организация учебно-исследовательской деятельности, предпрофильная подготовка и профильное обучение (профессиональное самоопределение подростков); повышение квалификации кадров; организация практики студентов.

Учебно-исследовательская деятельность, прежде всего, осуществляется через подготовку творческой работы, включающей элементы научного исследования прикладного и теоретического характера, и рецензентом которой выступает преподаватель высшего учебного заведения, специалист в области исследования. Поэтому средствами сетевого взаимодействия в данной форме являются научно-практические конференции школьников, лекции и консультации (как индивидуальные, так и групповые), в том числе с применением дистанционных форм.

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения осуществляется через образовательные структуры учреждения дополнительного образования детей, цель которых - создание оптимальных условий для творческого развития, удовлетворения познавательных интересов, склонностей учащихся, их самообразование, профессиональное ориентирование, содействие всестороннему развитию их личности. Различные формы кооперации учреждений высшего и дополнительного образования позволяют выделить такие средства сотрудничества в этом направлении, как: углубленное изучение предметов; погружение в предмет (прежде всего за счет проведения элективных курсов); реализация интегрированных программ.

Цель работы с кадрами - непрерывное развитие профессиональной компетенции педагогических работников как средство постоянного обновления качества образования. Данная работа осуществляется через многоуровневую систему повышения профессионального мастерства педагогов, в которую входит внутренняя система подготовки кадров и внешняя деятельность по повышению их профессионального мастерства. Поэтому при организации сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями для повышения квалификации педагогических кадров учреждений дополнительного образования используются такие средства, как: комплексные программы повышения квалификации для всех категорий педагогических работников; проблемные курсы по различным актуальным проблемам образования и направлениям деятельности; стажировка педагогов учреждений дополнительного образования на кафедрах институтов по индивидуальным программам; семинары и научно-практические конференции; сочетание традиционных форм образования со стажировкой и практикой в образовательном учреждении, комбинация учебных модулей в течение длительного промежутка времени.

Практика студентов осуществляется с целью апробации знаний и навыков профессиональной деятельности, адаптации к профессии, к коллективу, к новой роли в обществе, связанной с организацией работы; а для объекта моделирования еще и для привлечение молодых специалистов в систему дополнительного образования детей. Средства взаимодействия в данном направлении определяются организационной структурой всех видов практики, которая включает в себя вводную часть, средство - проведение организационного совещания. Содержательная часть - непосредственная деятельность студентов в структурных подразделениях учреждения дополнительного образования детей. Аналитическая часть практики предполагает осуществление анализа практики, как самим студентом, так и его руководителем, поэтому средством является составление отчета по практике.

Цель третьего, аналитического этапа - диагностика и анализ результатов, определение новых путей развития. На данном этапе осуществляются обработка, анализ, систематизация полученной на втором этапе информации; сопоставление полученных результатов поставленным целям; подготовка аналитических материалов и принятие управленческих решений на их основе; выявляются условия сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями, распространяется и тиражируется опыт. Поэтому средствами данного этапа являются комплексный мониторинг и публикации, в том числе выпуск сборников методических материалов.

Таким образом, описанная модель представляет распределительную сеть, созданную на основе стратегического партнерства. Инициирующий взаимодействие узел сети в ней - учреждение дополнительного образования детей, которое организует сетевое взаимодействие с высшими учебными заведениями в зависимости от текущей задачи, выдвигаемой запросами субъектов внешней среды.

Ссылки:

1. Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: монография. Ярославль, 2006.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» // Вестник образования России 2009 г. № 12. С. 8-16.

3. Коннова Н.М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества / Материалы международной научно-практической конференции. (Саратов, 28-29 мая 2009 года). Саратов, 2009. С. 156-163.

4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник. М., 2004.

References (transliterated):

1. Zolotareva A.V. Integrativno-variativniy podhod k upravleniyu uchrezhdeniem dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey: monografiya. Yaroslavl', 2006.

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 23 iyunya 2009 g. No. 218 «Ob utverzhdenii Poryadka sozdaniya i razvitiya innovatsionnoy infrastruktury v sfere obrazovaniya» // Vestnik obrazovaniya Rossii 2009 g. No. 12. P. 8-16.

3. Konnova N.M. Vidy sotsial'no-pedagogicheskogo vzaimodeystviya uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey s vysshimi uchebnymi zavedeniyami // Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' sfery sotrudnichestva / Materialy mezhdunarodnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii. (Saratov, May 28-29, 2009). Saratov, 2009.P. 156-163.

4. Gaponenko A.L., Pankruhin A.P. Strategicheskoe upravlenie: textbook. M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.