Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ'

УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыночная устойчивость / бизнес / экономическое управление / инновационная конъюнктура / современное развитие / market stability / business / economic management / innovation environment / modern development
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ»

Ильин С.Ю.

к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ

УПРАВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ

Ключевые слова: рыночная устойчивость, бизнес, экономическое управление, инновационная конъюнктура, современное развитие.

Keywords: market stability, business, economic management, innovation environment, modern development.

Рыночный сектор экономики по сравнению с ее общественным сектором характеризуется постоянным и неритмичным ускорением социально -экономических процессов. Поэтому его состояние во многом зависит от устойчивости бизнеса, прежде всего, организаций (юридических лиц), являющихся его основополагающим звеном в отличие от индивидуальных предпринимателей (физических лиц), значительно уступающих им в синергии при осуществлении хозяйственных операций. Исходя из вышесказанного, автор видит острую необходимость в разработке инструментария, представляющего собой группу показателей, служащих для коммерческих организаций мерилом (индикаторами) в проведении объективного анализа их предпринимательских действий в удовлетворении клиентов требующимися товарами и услугами. В свою очередь, формирование таких показателей должно быть адаптировано к текущим ре алиям в области спроса и предложения и к текущему этапу развития менеджмента, имеющего свою специфику, проявляющуюся в существенной роли инноваций в каждой сфере деятельности и особенно в области маркетинга, где в настоящее время сочетаются неразрывно друг с другом бизнес -процессы и процессы по несению корпоративной социальной ответственности.

Статья посвящена авторскому подходу к формированию показателей управления рыночной устойчивостью современного бизнеса. При его разработке внимание акцентировано на классическом понимании рыночного механизма, имеющего свои закономерности на современном этапе развития менеджмента, отличающегося высокой значимостью социально-этичного маркетинга, комплекса технологических расходов в области выпуска, сбыта, стимулирования продукции и благоприятного воздействия на все общественные группы. В процессе исследования учтены результирующие и факторные показатели: изменение доходов и расходов, непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное) отношение доходов и прибыли к технологическим расходам по производству, сбыту продукции, расходов на корпоративную социальную ответственность (укреплению благополучия общества от осуществляемой предпринимательской деятельности). Построение этих зависимостей между изменением доходов и расходов осуществлено через сочетание различных их типов (аддитивных, мультипликативных, кратных), помогающих выявить степень влияния каждого факторного показателя (элемента технологических расходов на маркетинговые мероприятия) на результирующие показатели и предпринять действия, направленные на максимизацию результата и минимизацию таких затрат за счет использования расчетно -конструктивного метода с отдельными элементами математического анализа в их тесном сочетании друг с другом. Материал полезен предпринимателям всех сфер и отраслей деятельности, деятелям, занятым в образовательных и научных заведениях, специализирующимся на экономических и управленческих исследованиях и дисциплинах, и их учащимся.

Информационными источниками послужили труды исследователей, посвятивших свои публикации вопросам рыночной устойчивости бизнеса в современных хозяйственных условиях. К ним автор относит О.И. Аверину, Н.С. Антонову, А.С. Белановского, С.Н. Ефимушкина, А.М. Жемчугова, М.А. Ковтун, М.И. Курнышеву, К.В. Павлова, Т.М. Рогуленко, И.А. Сошко, Б.Н. Хосиева, чьи идеи содержат предпосылки к формированию показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса в условиях действующей конъюнктуры.

Цель формирования показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса состоит в рекомендациях предпринимателям применять методики их расчета для комплексной и всесторонней его оценки на основе технологического фактора получения объективного результата о результативности и затратности маркетинговых проектов. Достижение ее выполнимо путем решения нескольких задач: раскрытие закономерностей ведения бизнеса при существующем рыночном механизме, построенном на научно -технических достижениях, составление перечня элементов предпринимательских издержек, опираясь на структуру инновационных маркетинговых затрат, сведение в единую номенклатуру затрат элементов технологических расходов на маркетинг и сопоставление с ними результата в общую экономическую цепочку, образующую взаимосвязь между выбранными результирующими и факторными показателями управления рыночной устойчивостью бизнеса.

Выполняемое исследование строится на расчетно-конструктивном методе, объединяющем в процессе формирования экономических зависимостей между результирующими и факторными показателями их аддитивное, мультипликативное и кратное сочетание. Такой подход необходим для комплексности и системности анализа изменения результата и затрат, являющихся базовым средством оценки рыночной устойчивости бизнеса (качества ведения его ве-

дения в современных инновационных условиях) в совокупности с элементами математического анализа, дополняющих процесс детализации зависимости исследуемых результирующих и факторных показателей.

Оценивая показатели управления рыночной устойчивостью бизнеса, предприниматели с помощью выбранных методов, смогут получить точную информацию о влиянии факторных показателей на результирующие показатели в целом и в частности (по отдельным технологическим элементам в сфере маркетинга), воздействующие, в свою очередь, на результат и затраты (ведущие факторы эффективности и конкурентоспособности).

Формирование показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса опирается на следующие закономерности функционирования современного рынка:

1. Существенное влияние на производственно -сбытовые процессы концепции социально -этичного маркетинга. Согласно ей, задачей организации для достижения желаемой финансовой выгоды является удовлетворение нужд рынка более эффективными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия покупателей и общества в целом. Это означает, что кроме издержек на выпуск и реализацию продукции предпринимательская миссия предполагает концентрирование внимания производителей (продавцов) одновременно на материальных и духовных ценностях.

2. Единство мероприятий по оценке производственно -сбытовых возможностей, разработке маркетинговой стратегии и маркетинговой программы, по осуществлению товарной, ценовой, дистрибьюционной политики, формированию спроса, стимулированию сбыта продукции, по заботе о полноценной жизнедеятельности населения, в том числе не имеющего интереса к данной продукции. Только в случае их целостности возможно получение желаемой эластичности продаж выпускаемой продукции.

3. Ключевая роль технологического фактора в производстве и сбыте продукции. Без инновационных разработок как в экономической, так и в социальной сферах предпринимательства ведение бизнеса не дает устойчивого объема продаж, поскольку в период научно-технических достижений именно технологии являются залогом оптимальной производительности живого и овеществленного труда, качества и конкурентоспособности продукции на национальном и международном уровнях, что и является главным атрибутом современной рыночной конъюнктуры, определяющей систему спроса и предложения.

Следуя данным закономерностям, выделим этапы (стадии) работ по ведению бизнеса, в процессе которых калькулируются технологические затраты на маркетинг:

1. Расходы на инновации по выпуску продукции (обработке сырья, получению из него материалов и полуфабрикатов, доведения их до готовой продукции, проверки ее качества и испытания ее на пригодность к использованию).

2. Расходы на инновации по сбыту продукции (транспортировке, продвижению, страхованию полученной готовой продукции).

3. Расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности (поддержанию и укреплению благополучия покупателей и других представителей общества).

Все затраты на маркетинговые технологии подлежат сопоставлению с результатами ведения бизнеса (доходами и прибылью от реализации продукции) для исчисления результативности и затратности маркетинговых проектов, поскольку именно по результативности и затратности определяют качество предпринимательских действий. Соответственно, фундаментальным компонентом показателей управления устойчивостью бизнеса должны быть показатели, связанные с эффективностью его ведения (формулы (1), (2), (3), (4)):

Эф-.г =; " _г ■ (1)

И В [I нспт1 ксп

где Эфбп(д) - прямая эффективность ведения бизнеса по доходам;

Дб - доходы от ведения бизнеса, руб.;

Ривп - расходы на инновации по выпуску продукции, руб.;

Рисп - расходы на инновации по сбыту продукции, руб.;

Рксо _ расжды на инновации по несению корпоративной социальной ответственности, руб.;

ЭФ=--.- _г " _г ■ (2)

1 И Е [I ИСПТ1 КСП

где Эфбп(п) - прямая эффективность ведения бизнеса по прибыли;

П - прибыль от ведения бизнеса, руб.;

Ривп - расходы на инновации по выпуску продукции, руб.;

Рисп - расходы на инновации по сбыту продукции, руб.;

Рксо - расжды на инновации по несению корпоративной социальной ответственности, руб.;

Р +Р +Р

11 1 ИЕПТ1 ИСПТ1 КСП

Ф-:-:.- = -]"- ■ (3)

где Эфбк(д) - косвенная эффективность ведения бизнеса по доходам;

Ривп - расходы на инновации по выпуску продукции, руб.;

Рисп - расходы на инновации по сбыту продукции, руб.;

Рксо - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности, руб.;

Дб - доходы от ведения бизнеса, руб.;

р +р +р

X НЕС1 И СП КСП

= -"-■ (4)

где Эфбк(п) - косвенная эффективность ведения бизнеса по прибыли;

Ривп - расходы на инновации по выпуску продукции, руб.; Рисп - расходы на инновации по сбыту продукции, руб.;

Рксо - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности, руб.; П - прибыль от ведения бизнеса, руб.

Теперь сформируем показатели управления рыночной устойчивостью бизнеса, ориентируясь на их сущность, означающую максимизацию результата и минимизацию затрат качественным способом (формулы (5), (6), (7), (8)):

ЛДб = Г Да1 Дво

р -1-Р -1-Р И Б НСП1Т' ЕССП1

Р +Р -1-Р

1 ИЕПОт' НСПОт' ЕССПО

" '- ■ (5)

где АДб - изменение доходов за счет изменения прямой эффективности ведения бизнеса по доходам, ру б.;

Дб1 - доходы от ведения бизнеса в отчетном периоде времени, руб.;

Ривп1 - расходы на инновации по выпуску продукции в отчетном периоде времени, руб.;

Рисп1 - расходы на инновации по сбыту продукции в отчетном периоде времени, руб.;

Рксо1 - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в отчетном периоде времени, руб.;

Дб0 - доходы от ведения бизнеса в базисном периоде времени, руб.;

Ривп0 - расходы на инновации по выпуску продукции в базисном периоде времени, руб.;

Рисп0 - расходы на инновации по сбыту продукции в базисном периоде времени, руб.;

Ркюо - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в базисном периоде вр е-мени, руб.;

ПВ1 ПВ° ---- " " ■ (6)

АП<

РИ Е П1 + ^И СП1 + ^КСП1

^И Е ПО + СПО + ^КСП О

]*(Р

ИБП1

-1-Р -1-Р

1 1 исп! 1 1 ксо

1),

где АПб - изменение прибыли за счет изменения прямой эффективности ведения бизнеса по прибыли, руб.;

Пб1 - прибыль от ведения бизнеса в отчетном периоде времени, руб.;

Ривп1 - расходы на инновации по выпуску продукции в отчетном периоде врем ени, руб.;

Рисп1 - расходы на инновации по сбыту продукции в отчетном периоде времени, руб.;

Рксо1 - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в отчетном периоде времени, руб.;

Пб0 - прибыль от ведения бизнеса в базисном периоде времени, руб.;

Ривп0 - расходы на инновации по выпуску продукции в базисном периоде времени, руб.;

Рисп0 - расходы на инновации по сбыту продукции в базисном периоде времени, руб.;

Рксо0 - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в базисном периоде вр е-мени, руб.;

АТР

б/А

Е П1 + ^К СП1 + ^КСП1

- КЕПО "'"^КСПО + РкСПО

" ¿У. ■ (7)

Дй1 Дйо

где АТРб/д - изменение технологических расходов за счет изменения косвенной эффективности ведения бизнеса по доходам, руб.;

Ривп1 - расходы на инновации по выпуску продукции в отчетном периоде врем ени, руб.;

Рисп1 - расходы на инновации по сбыту продукции в отчетном периоде времени, руб.;

Рксо1 - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в отчетном периоде времени, руб.;

Дб1 - доходы от ведения бизнеса в отчетном периоде времени, руб.;

Ривп0 - расходы на инновации по выпуску продукции в базисном периоде времени, руб.;

Рисп0 - расходы на инновации по сбыту продукции в базисном периоде времени, руб.;

Ркюо - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в базисном периоде вр е-мени, руб.;

Дбо _ доходы от ведения бизнеса в базисном периоде времени, руб.:

АТР

б/.

.-Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+р +р ЕП!^1 НСП1Т1 КСП1

Р -1-Р -1-Р ИЕ[ТО ИСПО^' КСПО

*п

61

(8)

Пй1 Пео

где АТРб/п - изменение технологических расходов за счет изменения косвенной эффективности ведения бизнеса по прибыли, руб.;

Ривп1 - расходы на инновации по выпуску продукции в отчетном периоде времени, руб.;

Рисп1 - расходы на инновации по сбыту продукции в отчетном периоде времени, руб.;

Рксо1 - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в отчетном периоде времени, руб.;

Пб1 - прибыль от ведения бизнеса в отчетном периоде времени, руб.;

Ривп0 - расходы на инновации по выпуску продукции в базисном периоде времени, руб.;

Рисп0 - расходы на инновации по сбыту продукции в базисном периоде времени, руб.;

Ркюо - расходы на инновации по несению корпоративной социальной ответственности в базисном периоде времени, руб.;

Пбо - прибыль от ведения бизнеса в базисном периоде времени, руб.

Показатели, сформированные автором, целиком отвечают устоявшемуся пониманию оценки степени влияния качественных параметров на результат и затраты, поскольку изменение и доходов с прибылью, и расходов зависит от прямых и косвенных показателей эффективности ведения бизнеса и при этом состоит из элементов, адаптированных к новейшей общественной формации, построенной на ключевой роли технологического фактора в маркетинговых процессах.

Пояснение сформированных автором показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса в условиях современной инновационной конъюнктуры представлено в табл. 1, 2. По ним видны следующие достоинства предложенных авторами показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса:

1. Соответствие требованиям современного рынка, функционирующего на инновационных предпринимательских действиях, складывающихся из совокупности маркетинговых процессов, необходимых для достижения финансовой выгоды.

2. Наличие элементов, полно и всесторонне отражающих требования для качественного осуществления маркетинга.

3. Потенциал для принятия своевременных решений по улучшению результата и затрат на технологии по реализации маркетинговых проектов.

Предприниматели, оперируя этими достоинствами, объективно будут исчислять уровень эффективности ведения бизнеса и претворять в жизнь необходимые мероприятия по максимизации доходов и прибыли и минимизации расходов по их получению, касающихся применения технологий в маркетинговой области.

Таблица 1

Интерпретация показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса по доходам

Показатель Содержание

Изменение доходов за счет изменения прямой эффективности ведения бизнеса по доходам Прирост (сокращение) доходов за счет повышения (снижения) результата (доходов) по отношению к совокупным затратам на маркетинговые технологии, включающим в себя расходы на инновации по выпуску, сбыту продукции, несению корпоративной социальной ответственности

Изменение расходов за счет изменения косвенной эффективности ведения бизнеса по доходам Экономия (перерасход) денежных средств за счет повышения (снижения) затрат на маркетинговые технологии, включающих в себя расходы на инновации по выпуску, сбыту продукции, несению корпоративной социальной ответственности, по отношению к результату (доходам)

Таблица 2 Интерпретация показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса по прибыли

Показатель Содержание

Изменение прибыли за счет изменения прямой эффективности ведения бизнеса по пр ибыли Прирост (сокращение) прибыли за счет повышения (снижения) результата (прибыли) по отношению к совокупным затратам на маркетинговые технологии, включающим в себя расходы на инновации по выпуску, сбыту продукции, несению корпоративной социальной ответственности

Изменение расходов за счет изменения косвенной эффективности ведения бизнеса по прибыли Экономия (перерасход) денежных средств за счет повышения (снижения) затрат на маркетинговые технологии, включающих в себя расходы на инновации по выпуску, сбыту продукции, несению корпоративной социальной ответственности, по отношению к результату (прибыли)

Предложенные автором показатели управления рыночной устойчивостью бизнеса приспособлены к современным условиям хозяйствования, потому что отвечают конъюнктуре, сложившейся на текущем этапе эволюции менеджмента, на котором неоспорима приоритетность роли науки в применении маркетинговых технологий. Они послужат инструментарием для предпринимателей в проведении комплексной и системной оценки качества ведения бизнеса и осуществления инновационных процедур, оптимизирующих маркетинговые усилия.

Показатели эти включают в себя весь перечень технологических расходов в области маркетинга, состоящих из процедур по производству, сбыту продукции, несению корпоративной социальной ответственности, необходимых для получения требующегося размера прибыли и требующегося уровня рентабельности при осуществлении бизнес -процессов.

Таким образом, в силу выполнения всех условий по формированию показателей управления рыночной устойчивостью бизнеса, связанных с обязательным учетом первичности технологического фактора в успешной реализации маркетинговых усилий и оптимизацией результата и затрат маркетинговых проектов, поставленная цель достигнута, а ее задачи полностью решены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.