Научная статья на тему 'Осуществление инновационной политики на предприятии'

Осуществление инновационной политики на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осуществление инновационной политики на предприятии»

3. ДружининА.Г.,Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. Ростов н/ Д.: Изд-во СКНЦВШ, 2001.

4. Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект / Под ред. А.Г. Дружинина, В.Е. Шувалова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2004.

5. Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987.

6. Мироненко Н.С. Страноведение. Теория и методы: Учеб. пособие. М., 2001.

КАЛОВ З.А., ТЕУВАЖУКОВ Э.Б., ЯКОВЛЕВ П.А.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система обеспечения устойчивого развития хозяйствующего субъекта включает в себя планирование финансовых результатов деятельности входящих в него разнопрофильных предприятий. Одна из основных задач составления плана (прибылей и убытков) деятельности предприятия заключается в том, чтобы показать в динамике качественные и количественные изменения его экономического состояния в течение предстоящего периода. В этом состоит его основное отличие от баланса, который дает статичную картину экономического положения предприятия в конкретный период времени [5].

План, с помощью которого оцениваются доходы и расходы в ближайшей перспективе, является основой для составления сметы будущих расходов предприятия и определения потребности в привлечении дополнительных финансовых средств. Он, по сути, представляет собой ожидаемое финансовое положение предприятия, достижение которого прогнозируется на основе определенных предположений о процессах, идущих в экономике страны, об общих тенденциях развития рынков сбыта и многих других внешних и внутренних факторах, влияющих на развитие предприятия [5].

Если в течение трех месяцев накапливаются существенные отклонения от запланированных результатов (20% и более), то требуется пересмотр плана. Кроме того, пересмотр производится, если обнаружена ошибка в расчетах или какое-то другое упущение.

Для составления плана необходим реалистичный консервативный подход. План должен быть скорее пессимистичным, чем оптимистичным. Тогда при проведении окончательных, фактически полученных результатов, предприятие вправе ожидать скорее дополнительной прибыли, чем убытков.

Плановые и отчетные показатели должны быть стандартизированы для удобства их сопоставления и анализа. Такого рода анализ необходимо проводить, по крайней мере, раз в квартал для корректировки или внесения изменений в процесс работы предприятия. Необходимо выявлять отклонения от планов как можно раньше, пока проблема не стала трудноразрешимой, с одной стороны, и (или) чтобы не упустить новые возможности для увеличения доходов - с другой.

Все подготовленные документы должны быть грамотно оформлены, содержать информацию о продолжительности отчетного периода и сопровождаться необходимыми пояснениями и примечаниями. Особенно это необходимо для показателей, которые могут вызвать сомнения (например, слишком высокая прибыль или слишком низкие затраты). Любые предложения, на которых строятся оценки и планы, также должны быть подробно описаны.

Одним из направлений стратегического управления предприятием и, как следствие, его дальнейшим развитием является разработка технической политики, осуществляемой на высшем уровне руководства предприятием. Ее цель - определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Особое внимание при разработке технической политики должно уделяться инновационной деятельности - выработке стратегии инновации и мер, направленных на её реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится наиболее приоритетным направлением стратегии предприятия, так как определяет все остальные направления ее развития [2].

Осуществление инновационной политики на предприятии в целом предполагает: разработку планов и программ инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки новой продукции и её внедрением; рассмотрение проектов создания новых продуктов; проведение единой инновационной политики; обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом; создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование на базе предприятий единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука - производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации предприятия [2].

По сути, инновационный тип развития - это расширение поля применения научного метода и вовлечение в него всех более или менее значимых направлений человеческой деятельности [1].

Понятие «инновация» распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. Инновационный процесс начинается с появления идеи и заканчивается ее коммерческой реализацией (рис. 1). Он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена, потребления.

Рис. 1. Функциональная последовательность инновационного процесса.

Содержание процесса инновации можно свести к следующему: нахождение нового технического решения задачи - создание изобретения; проведение НИОКР; налаживание серийного производства продукции; параллельная подготовка и организация сбыта; внедрение нового товара на рынок; закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.

Инновационная деятельность органически входит в состав маркетинговой деятельности предприятия. В особенности это относится к тем предприятиям, которые заняты производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга [4].

Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации. Планирование маркетинга инноваций является эффективным средством мобилизации коллектива предприятия и использования научно-производственного потенциала.

Очень важно верно очертить сферу инновационной деятельности предприятия, четко представляя, кто является потенциальным потребителем выпускаемой продукции. Именно рыночная характеристика предприятия поможет оценить его положение на внутреннем и внешнем рынках, дать информацию для разработки цели.

План маркетинга должен учитывать необходимость проведения научно-исследовательских работ по созданию последующих базисных инноваций, обгоняющих нынешний рынок на 10 лет и более.

Данная проблема имеет два аспекта: финансовый и информационный. Что касается первого, то кредиты нужно предоставлять главным образом для разработки конкурентоспособных базисных инноваций, а также выполнения НИОКР, направленных на создание конкретной продукции, отвечающей требованиям зарубежных рынков. При этом в равные условия необходимо поставить все хозяйственные субъекты. Решение второго аспекта состоит в преодолении отраслевых и корпоративных барьеров на пути к общедоступности научно-технической информации.

В соответствии с классификацией для предприятий, активно занимающихся инновационной деятельностью, характерны три направления роста: интенсивное; диверсификационное; интеграционное.

Эта классификация исходит из возможностей проникновения инноваций на рынок и взаимоотношений с поставщиками и конкурентами. В связи с таким подходом и при интенсивном росте могут привлекаться дополнительные ресурсы для расширения сферы влияния на рынке.

Интенсивное развитие имеет три основных разновидности: глубокое внедрение на рынке; расширение границ рынка; совершенствование товара.

Реализация инновационных проектов требует значительных капитальных вложений не только в науку, но и в развитие производственной базы, закупку материалов и комплектующих. Конкурентоспособность инноваций во многом связана с диверсификационным развитием предприятия, в частности, его концентрической, горизонтальной и конгломератной диверсификацией.

Что касается последнего, приоритетного направления развития предприятия, интеграционного роста, то можно отметить следующее. Интеграционный рост имеет три разновидности. Особое значение приобретает регрессивная интеграция, состоящая в установлении контроля над поставщиками. Совершенствуя сервисное обслуживание выпускаемой продукции и приближая производство к потребителю, целесообразно также использовать прогрессивную интеграцию, заключающуюся в более жестком контроле над системой распределения. Третья разновидность интеграционного роста - горизонтальная интеграция, т.е. приобретение или установление более жесткого контроля над предприятиями-конкурентами.

Предприятия стремятся к расширению источников новых идей, поддержанию их непрерывного потока и созданию благоприятного климата, стимулирующего инновационную деятельность. Усиливающаяся рыночная ориентация инновационной деятельности предприятий проявляется в распространении практики участия потребителей в наукоемкой продукции, в её разработке и освоении на различных этапах инновационного процесса. Это в значительной степени связано, с одной стороны, со стремлением производителей обеспечить устойчивый рынок сбыта, иметь постоянных заказчиков, и, с другой стороны, потребитель может вносить не только свои коррективы в нововведения, но и контролировать весь ход разработки, производства и освоения новшества.

Конечной целью инновационного процесса является коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное, массовое, серийное производство. Это достигается в тех случаях, когда исследования и разработки с самого начала ориентированы на производство, когда существует реальная возможность увеличения капиталовложений в необходимое оборудование, возможна унификация отдельных стадий научно-производственного цикла и заранее определено соответствие новой продукции спросу рынка и потребностям покупателей. Ввиду таких сложностей, лишь относительно небольшая часть разработок новой продукции внедряется в производство [4].

Инновационная деятельность влияет на результаты работы предприятий, которые, со своей стороны, определяют социально-экономическое положение страны, уровень жизни населения. При эффективной инновационной деятельности и рациональных затратах на нее (относительно текущих затрат на выпуск освоенной продукции) предприятие поставляет на рынок пользующуюся спросом продукцию, улучшает ее качество, снижает затраты на ее производство, и, если увеличение объемов продаж зависит от цены, то может снижать цены, не уменьшая заработную плату, рентабельность производства, затраты на развитие предприятия.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3

Установлено, что между показателями инновационного роста и относительного качества продукции существует определенная взаимосвязь, причем у предприятий, предлагающих большое количество новых продуктов по сравнению с конкурентами, выше возможность предложить более полезные товары с точки зрения потребителей.

Инновационная деятельность предприятия входит в систему показателей, необходимых для управления предприятием (в том числе его платежеспособностью). Масштабы этой деятельности важны для достижения предприятием успеха в настоящем и будущем. В связи с этим в настоящее время очень важно знать, каким образом показатели инновационной деятельности обеспечивают достижение предприятием успеха.

Динамичные изменения внешней и внутренней среды предприятия требуют адекватного совершенствования системы организации и управления инновационной деятельностью. В результате исследования существующих теорий, моделей управления инновациями можно выявить основные направления совершенствования инновационной деятельности на уровне предприятия: формирование и выделение в организационной структуре предприятия стратегического и оперативного уровней организации и управления нововведениями; создание структуры, обеспечивающей непрерывный анализ рыночной ситуации, конкуренции, реакции потребителей, проблем производства продукции; разработка и внедрение системы контроллинга инновационных процессов; применение проектного подхода к организации и управлению нововведениями, характеризующимися высоким уровнем неопределенности и рисков; обеспечение свободных коммуникаций по вертикальным и горизонтальным уровням компетенции и ответственности; формирование мотивационного механизма для сотрудников, участвующих в реализации инновационного процесса; создание системы оценок и критериев эффективности реализации инновационного процесса по фазам жизненного цикла продукта.

Приведенный перечень не исчерпывает весь комплекс проблем по организации и управлению нововведениями, которые требуют углубленного научно-методического обоснования и соответствующего решения. Для обеспечения устойчивого развития предприятия должна быть определенная система показателей, по которым можно прогнозировать деятельность предприятия на долгосрочный период. В настоящее время появились методики оценки имущественного и экономического состояния предприятий и организаций, применяемые в рыночной экономике и позволяющие определить рыночные показатели их деятельности. Однако, существует проблема отражения специфики переходной экономики, условий ненадежности и ограниченности источников информации для проведения анализа.

Необходима методика диагностики конкурентоспособности продукции отрасли на рынке и разработка критериев, на основании которых можно оценить деятельность предприятия в повышении его конкурентоспособности. Организационное обеспечение надежности производственных систем требует разработки научно-обоснованных методов резервирования материальных и финансовых ресурсов, а также установления их экономически целесообразного соотношения и одновременной оптимизации организационной структуры и поддержания заданной технической надежности элементов. Экономическое обеспечение надежности системы должно найти отражение в определении цены отказа системы, включающей экономический, экологический и социальный компоненты.

Отмечая кризисное состояние экономики и отдельных хозяйствующих субъектов, необходимо обратить внимание на антикризисное управление. Главной целью любого предприятия является поддержание устойчивого развития на протяжении всего жизненного цикла.

литература

1. Винокуров В.А Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Издательство МГУ, 2003.

3. Гукежева Л.З. Динамика и тенденции развития инвестиционных процессов в регионе // Перспектива - 2006: Межвуз. сб. науч. тр. Ч. 2. Нальчик: КБГУ, 2006.

4. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Экономика, 2002.

5. Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. Нальчик: Эль-Фа, КБНЦ РАН, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.