Научная статья на тему 'Графический метод сравнительного анализа социальной ответственности предприятия'

Графический метод сравнительного анализа социальной ответственности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАДАР СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF AN ENTERPRISE / RADAR OF SOCIAL RESPONSIBILITY / METHOD OF COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клепиков Д. М., Клепиков М. А.

Социальная ответственность является составляющей характеристикой ведения бизнеса коммерческими предприятиями. Сравнить состояние социальной ответственности на нескольких предприятиях позволяет разработанный авторами статьи графический метод – «радар социальной ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social responsibility of an enterprise: graphic method of comparative analysis

Social responsibility is a component of business organization in commercial enterprises. The authors work out a graphic method called “radar of social responsibility” that allows comparing the state of social responsibility in several enterprises.

Текст научной работы на тему «Графический метод сравнительного анализа социальной ответственности предприятия»

извлекать прибыль. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна.

Правовая ответственность подразумевает необходимость законопослушности бизнеса в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, фиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность, в свою очередь, требует от деловой практики созвучности ожиданиям общества, не оговоренным в правовых нормах, но основанным на существующих нормах морали. В некотором роде правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность — неформальным. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Трактовка корпоративной социальной ответственности как пирамиды сама по себе не снимает всех вопросов, относящихся к социальной ответственности, но позволяет их систематизировать.

В дальнейшем А. Керолл в статье, написанной в соавторстве с М. Шварцем, модифицировал пирамиду путем отнесения филантропической ответственности к категориям этической и (или) экономической ответственности, т.к. занимаясь «стратегической филантропией», компании нередко руководствуются экономическими мотивами, основываясь на своей экономической ответственности, и различие между «филантропической» и «этической» деятельностью иногда сложно провести и в теории и на практике.

Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом.

Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений.

Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик. Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. Корпоративные социальные программы в первую очередь следует рассматривать с позиции рациональности и извлечения выгод в долгосрочном периоде. Масштаб и охват корпоративной социальной политики будет зависеть от конкретных целей (краткосрочных и долгосрочных), которые преследует предприятие и многих внешних условий, а также способности осуществлять эффективные коммуникации и вступать в партнерство со своим социальным окружением, тем самым производить определен-

ного характера инвестиции в свои нематериальные активы и гарантированное положительное морально-этичное отношение среды присутствия.

На основе выше сказанного можно сделать вывод и тем самым согласиться с Минг-Донгом П., что развитие концепции корпоративной социальной ответственности «можно охарактеризовать как рационализацию: уровень анализа передвинулся с макросоциального уровня на уровень организации. Смещение аналитического фокуса в свою очередь повысило интерес исследователей к управленческим и стратегическим вопросам корпоративной социальной ответственности» [5].

Таким образом, рассмотрение социальной ответственности предприятий как процесса требующего управления на этапе его формирования, развития, объективно обосновывает актуальность разработки теоретически обоснованного методического и организационного инструментария управления на уровне отдельно взятых предприятий. Модель корпоративной социально ответственной деятельности предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2

Модель корпоративной социально ответственной деятельности предприятия

Принципы корпоративной социальной ответственности: Институциональный принцип легитимности Общество обеспечивает бизнес легитимностью и наделяет его властью. Организационный принцип публично-правовой ответственности. Организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их «первичного» и «вторичного» взаимодействия с обществом. Индивидуальный принцип свободы управленческого выбора. Менеджеры являются моральными агентами. На каждом этапе корпоративной социальной ответственности они должны сделать выбор, который приведёт к социально-ответственным результатам.

Процесс корпоративной социальной восприимчивости Оценка среды ведения бизнеса (контекст). Управление заинтересованными сторонами (действующие лица). Управление проблемами (интересы). Результаты корпоративного поведения Воздействие на общество. Социальные программы. Социальная политика.

Как видно из представленной модели социально ответственной деятельности предприятия, она реализуется через социальную политику и социальные программы.

Интерес к проблеме социальной ответственности предприятия сталкивается с множеством нерешенных в теоретическом и методологическом плане вопросов. Один из них — это оценка состояния социальной ответственности, ее анализ.

Показатели Условное обозначение ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» ОАО «Уральская сталь»

1. Рост рентабельности персонала, коэф. Rпер 1,1 1,27

2. Рост объема производства продукции на 1 руб. ФЗП, коэф. Пзп 1,18 1,13

3. Рост выручки на 1 рубль ФЗП, коэф. Взп 1,18 1,13

4. Рост объема социальных инвестиций на одного работающего, коэф. СИр 1,06 1,33

5. Рост объема социальных инвестиций на 1 руб. прибыли от реализации, коэф. СИпр 1,02 1,54

6. Рост объема социальных инвестиций на 1 руб. чистой прибыли, коэф. СИчпр 1,04 1,58

7. Рост доли текущих затрат на природоохранные мероприятия в себестоимости продукции, коэф. Уохр. 1 1

8. Сокращение (рост) выбросов загрязняющих веществ, коэф. ВЗВ 1 1,01

9. Рост удельных инвестиций в охрану окружающей среды и снижение уровня вредных воздействий, коэф. СИэкол. 1 1

10. Рост удельных инвестиций в образование (культуру, спорт, малое предпринимательство) на 1 руб. объема реализации, коэф. СИобраз. 0,98 1,04

Таблица 3

Данные для построения «радара социальной ответственности» ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ»

и ОАО «Уральская сталь» за 2010 г.

Fbcr удельных инвестиций в образование (культуру, спорт, м;

Fbcr удельных инвестиций в охрану окружающей среды и снижение уровня...

Сокращение (рост) выбросов загрязняощих вещэсгв, коэф

Fbcr доли текущих на природоохранные мероприятия в себестоимости.

В отечественной практике еще не разработаны методики анализа состояния социальной ответственности предприятия, хотя требования к корпоративной социальной ответственности были определены стандартом ВОК КСО-2007. Нами была сделана попытка разработать интегральный (обобщающий) показатель социальной ответственности предприятия [6]. Опираясь на эту разработку, в настоящей статье мы попытались визуализировать предложенный подход.

Для сравнения состояния социальной ответственности на нескольких предприятиях нами адаптирован графический метод анализа, результатом которого является построение «радара социальной ответственности».

Для построения «радара» мы использовали те же показатели, которые вошли в интегральный показатель социальной ответственности [6]. Количество показателей можно расширить или сузить, исходя из актуальности тех или иных аспектов социальной ответственности. Мы в своем радаре добавили показатель «Удельные инвестиции в образование (культуру, спорт и т.д.) на 1 руб. объема реализации», который представляет интерес с точки зрения взаимодействия предприятия с местными органами управления и местным сообществом.

«Радар социальной ответственности» нами апробирован на основе статистических данных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и ОАО «Уральская сталь» (см. табл.3). «Радар» представлен на рисунке. Цифровые значения показателей табл.3 откладываются на соответствующих радиусах круга. Число радиусов равно числу показателей. Круг делится радиальными оценочными шкалами на равные сектора, число которых равно числу показателей. Расстояние удаления окружности от центра круга принимается равным единице. Шкалы на радиальных прямых градуируются. По мере приближения к центру круга значение показателя ухудшается. Точки, отражающие значения показателей, соединяются, образуя некоторую площадь.

Площадь радара визуализирует оценку состояния социальной ответственности предприятия. Площадь радара определяется по формуле:

Fbcr ренгабегьносги персонала, коэф

Fbcr объема производства продукции на 1 руб. ФЭП, коэф

Fbcr выручки на 1 рубль ФЭП, коэф

Fbcr объема социальных инвестиций на одного ргботающэго, коэф

Fbcr объема социальных инвестиций на 1 руб. чистой прибыли, коэф

объема социапьньк инвестиций на 1 руб.

прибыли от реализации, коэф

.......ОДО «МКСРМЕГО-Ю^З»--ОДО «>{запьская сталь»

Рис. Радар социальной ответственности ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и ОАО «Уральская сталь» за 2010 г.

1=1

где — площадь радара социальной ответственности 1-го предприятия,

— площадь Ко сегмента, \ = 1, ..., п;

п — число сегментов.

Чем больше сравниваемая площадь радара, тем при прочих равных условиях лучше состояние социальной ответственности на предприятии. В нашем случае, исходя из рисунка, больший радар имеет ОАО «Уральская сталь», меньший — ОАО «МК ОР-МЕТО-ЮУМЗ». В 2010 году на XI областном конкурсе «Лидер экономики» ОАО «Уральская сталь» была признана победителем Оренбургской области в номинации «Организация высокой социальной ответственности».

Построение радара является в нашем случае графическим методом сравнительного анализа состояния социальной ответственности в динамике как на отдельно взятом предприятии, так и для нескольких предприятий с целью выявления лидера.

Литература

1. Данилова О.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика. — М.: Красная звезда, 2008.

2. Беляев И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: учебник. — М.: КноРус, 2008.

3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Дементьева А. Корпоративная социальная ответственность // Маркетинг. — 2009. — №4. — С.3-12.

5. Ming-Dong P. A review of theories of corporate social responsibility // International Journal of Management Reviews. — 2008.

6. Клепиков Д.М., Пасечникова Л.В. Методика интегральной оценки состояния социальной ответственности предприятия // Проблемы современной экономики. — 2012. — №1. — С. 435-438.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАТРАТ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

М.С. Власова,

доцент кафедры менеджмента и коммерции Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат экономических наук vms68@yandex.ru

О.В. Ильина,

доцент кафедры экономики торговли Санкт-Петербургского торгово-экономического института, кандидат экономических наук llina.Olga@list.ru

В.И. Морохина,

доцент кафедры менеджмента и коммерции Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат экономических наук valentinam39@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы управления текущими затратами на примере предприятия торговли. Определены факторы, влияющие на издержки обращения и резервы их снижения. Показана взаимосвязь затрат с прибылью и экономической устойчивостью предприятия.

Ключевые слова: издержки обращения, издержкоемкость, основные фонды, прибыль, рентабельность, эффективность экономическая.

УДК 005 ББК 32.81

В современных условиях оптимизация затрат является стратегическим приоритетом для подавляющего большинства предприятий по всему миру. Любой управленец понимает, что самый первый шаг предприятия при наступлении кризиса — это сокращение затрат.

На сегодняшний день тема управления затратами стала первоочередной для всех предприятий, в том числе и для предприятий торговли. Именно затраты определяют будущее бизнеса: останется предприятие на плаву или завершит свою деятельность.

Сегодня можно наблюдать картину того, как предприятия распродают свои товары по минимальным ценам, порой ниже закупочных, чтобы быстрее освободить арендуемую площадь и завершить торговую деятельность, которая стала нерентабельной. Причины этого кроются в том, что затраты на реализацию товаров стали расти быстрее, чем выручка от этой реализации. Следовательно, изучение расходов торговых предприятий является наиболее важным вопросом, стоящим сегодня перед руководителями этих предприятий.

Управление затратами — сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью торгового предприятия, т.к. охватывает все стороны происходящих торговых процессов. До определенного времени этому процессу не уделялось достаточного внимания, поскольку в этом не было объективной необходимости.

Экономический кризис, распространившийся практически по всем странам, поставил данный вопрос «ребром» и придал ему особую остроту. Прибыль находится в непосредственной зависимости от величины затрат, которые являются одним из основных критериев эффективности ведения торговой деятельности. Сокращение затрат — важнейший резерв оптимизации прибыли.

Отсюда следует, что понимание сущности затрат и их всесторонний анализ играют важную роль в осуществлении оперативного руководства торговым предприятием. С их помощью осуществляется контроль за выполнением плана поставок и плана товарооборота, за использованием денежных средств, за состоянием расчетов и кредитных отношений, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за выполнением плана по труду, заработной плате, прибыли и рентабельности. Они призваны способствовать проведению строжайшего режима экономии, снижению материальных, трудовых и денежных затрат, выявлению внутренних резервов и возможностей, внедрению и осуществлению принципов хозрасчета в каждом торговом предприятии.

Затраты выступают основным фактором конкурентоспособности торгового предприятия, условием его выживания и роста. Цель любого предприятия — минимизация издержек и максимизация полученной прибыли. Снижение величины затрат в условиях экономического кризиса становится одной из важнейших задач системы управления торговым предприятием.

Расходы предприятий торговли формируются под влиянием различных факторов общеэкономического характера и подвержены значительным колебаниям (оптовые цены, тарифы на услуги и т.п.). Однако многие статьи издержек обращения непосредственно зависят от показателей деятельности самого предприятия, уровня хозяйствования, состояния экономической службы. Изучение этих факторов позволяет правильно оценить финансовые результаты, наметить пути экономии и обосновать плановые расходы.

Все факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наиболее значимыми из них являются:

— изменение объема, состава и структуры оборота розничной торговли;

— изменение тарифов и ставок за услуги сторонних организаций;

— изменение уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы;

— изменение времени и скорости товарного обращения;

— изменение состава и эффективности использования материально-технической базы;

— изменение производительности труда работников.

На уровень издержек обращения влияют различные факторы: как зависящие от деятельности предприятия, так и не зависящие от его деятельности.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор закупочных цен. Повышение или снижение розничных цен на товары соответственно влияет на абсолютную величину оборота розничной торговли, а, следовательно, и на относительный уровень издержек обращения. Изменения оптовых цен на хозяйственные материалы, тарифов на перевозки, арендных ставок, процентов за кредит и др. сопровождаются, как правило, изменением издержек обращения в целом и по статьям. На уровень издержек обращения влияют равномерность завоза товаров, выполнение договоров поставки и ряд других факторов внешнего характера.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся факторы, обуславливаемые деятельностью самого предприятия. Рацио-

нальное использование основных и оборотных средств, изучение покупательского спроса и конъюнктуры рынка, соблюдение кредитной и финансовой дисциплины, повышение производительности труда, выбор форм обслуживания покупателей — все эти и некоторые другие факторы внутреннего порядка будут благоприятно влиять на величину издержек обращения.

Степень реагирования издержек на изменения объема деятельности может быть определена с помощью коэффициента эластичности издержек обращения от оборота розничной торговли (КЭ). При его использовании следует принимать во внимание систему дополнительных показателей, так как этот показатель не учитывает фактор неоднородности издержек обращения. В условиях высоких темпов инфляции, он может быть интерпретирован как степень реагирования затрат в целом на изменение суммы оборота розничной торговли.

Кэ = ЛИ/ДО [1]

где ЛИ — изменение издержек обращения, %;

ДО — изменение оборота розничной торговли, %.

При этом необходимо учитывать, что статьи и элементы затрат, взятые обособленно, зависят от оборота розничной торговли в разной степени. Так, для постоянных издержек этот коэффициент будет равен нулю. Следовательно, рост оборота розничной торговли может сопровождаться увеличением абсолютной величины не всех издержек обращения, а только переменной их части (уровень переменных издержек при этом не изменяется). Объяснять повышение суммы постоянных расходов изменением объема деятельности — нельзя.

Рост оборота розничной торговли сопровождается увеличением абсолютной величины издержек обращения, однако их уровень будет снижаться. Уменьшение оборота розничной торговли, хотя и сопровождается некоторым сокращением суммы издержек, но их уровень повышается.

И И

АУИ = пост0100--¡г^шо

И О О

10

[2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

перО

[3]

или их стоимость. Современный учет не имеет для реализации этой методики информационной базы.

Влияние структурных сдвигов оборота розничной торговли на уровень издержек обращения устанавливается с использованием метода цепной подстановки, способа разниц и процентных чисел. Вычисляют скорректированный уровень издержек обращения, проводят анализ методом цепной подстановки по формуле:

У

/ . I и0

У

100

[4]

где УИскор — скорректированный уровень издержек обращения, %;

— отчетный удельный вес i-й товарной группы в обороте розничной торговле, %;

УИо — базисный уровень издержек обращения ьй товарной группы, %;

i — товарная группа, i = 1, 2, 3, ..., п.

Применяя способ разниц, можно определить величину влияния структурных сдвигов на приращение уровня издержек обращения.

^ М? 0

АУ» = У^г [5]

"С)

100

где ДУИ — изменение уровня издержек обращения под влиянием изменения оборота розничной торговли, процентных пунктов;

Ипост0 — сумма условно-постоянных расходов базисного периода, руб.;

О, О0 — оборот розничной торговли отчетного и базисного периода соответственно, руб.;

Для определения влияния изменения оборота розничной торговой организации на сумму издержек обращения нужно пересчитать сумму переменных расходов базисного периода с учетом оборота отчетного периода.

У * Т Аи =_прр0-1 - И

где Упер0 — уровень условно-переменных издержек базисного периода, %;

Ипер0 — сумма условно-переменных издержек базисного периода, руб.

Измерять зависимость уровня издержек обращения от объема деятельности рекомендуется и с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа.

Весьма существенное влияние на издержки обращения оказывает структура оборота розничной торговли. На торговом предприятии изменение структуры оборота может влиять на издержки обращен ия, как в сторону их сн ижения, так и в сторону повышения. Издержкоемкость различных товаров не одинакова, что обусловлено их физическими и экономическими свойствами, различиями в спросе и предложении. Эти различия сказываются на уровне цен конкретных товаров (издержки обращения являются элементом торговой надбавки) и на среднем уровне издержек обращения (так как он зависит от структуры оборота). Однако в практике анализа влияние структуры оборота на издержки обращения не выявляется. Отсутствие возможности элиминировать и измерить влияние структуры оборота розничной торговли на уровень издержек обращения ведет к тому, что отчетный уровень расходов одного и того же предприятия даже за смежные периоды несопоставим.

Уровень издержек обращения отдельных товаров можно определить расчетным путем, распределяя все расходы на конкретные товары пропорционально структуре продаж. Однако эта методика достаточно спорная, так как возникает вопрос, что принимать за базу распределения: физический объем товаров

где ЛУИ(С) — изменение уровня издержек обращения под влиянием изменения структуры оборота розничной торговли, %;

Дd¡ — изменение удельного веса ьй товарной группы в обороте розничной торговли, %.

Для сопоставимости данных в ходе анализа необходимо выявить влияние изменения розничных цен на товары. Изменение розничных цен влияет, прежде всего, на изменение уровня издержек обращения. Изменение розничных цен на сумму затрат по некоторым статьями издержек обращения не оказывает влияния, но их уровень снижается с ростом цен. Этот вывод относится к тем расходам, сумма которых не находится в непосредственной зависимости от изменения оборота розничной торговли (условно-постоянные), а также к расходам на перевозку, подработку и фасовку товаров, на тару.

При расчете влияния изменения розничных цен следует также учесть, что некоторые статьи издержек обращения зависят только от суммы оборота розничной торговли, а не от его физического объема. К ним относят отчисления в фонд подготовки кадров, расходы по страхованию. При изменении розничных цен, как оборот розничной торговли, так и сумма этих статей издержек обращения изменяется в одном направлении, а их уровень остается неизменным.

При анализе динамики пересчет уровня издержек обращения отчетного года к обороту в сопоставимых ценах производят по тем статьям, абсолютная сумма которых не зависит от изменения розничных цен.

АУ„ =

и(р)

И И

_ независ .от.цен Ю0 независ.от.цен

О1

О

100

[6]

где ЛУИ(р) — изменение уровня издержек обращения под влияние изменения цен, %;

И, — сумма независимых от изменения розничных

1независ.от.цен 1 ~

цен издержек обращения отчетного года, руб.;

Осоп — оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, руб. соп.

Помимо вышерассмотренных факторов, на уровень издержек обращения предприятия влияет ряд других факторов.

Ускорение оборачиваемости товаров оказывает влияние на статьи издержек обращения, связанные с формированием и хранением товарных запасов. Изменение оборачиваемости товаров оказывает двоякое действие на издержки обращения: замедление оборачиваемости вызывает увеличение издержек, а ускорение — их уменьшение. Так, ускорение оборачиваемости на один день приведет к высвобождению средств в размере однодневного оборота, к сокращению на эту сумму потребности в кредите и вследствие этого к экономии затрат по оплате процентов за пользование займом.

Изменение производительности труда влияет на объем деятельности и через него на уровень издержек обращения. Затраты на оплату труда в организациях торговли занимают среди всех издержек обращения основное место. Если при этом рост производительности труда опережает рост средней заработной

1=1

1=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.