Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_
ГИМБАТОВ Г.М. , ПУЛАТОВ З.Ф.
УПРАВЛЕНИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛЬЮ ДАГЕСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье кратко проанализировано состояние рыбной отрасли Дагестана; рассмотрена сложившаяся к настоящему времени система управления ею в республике; вскрыты основные недостатки, вызванные рассредоточением функций управления по различным ведомствам, несоответствием функций, полномочий и мерой ответственности органов государственного управления. Предлагается свой вариант организационной структуры управления рыбохозяйственного комплекса Дагестана.
Ключевые слова: рыбная отрасль, производственные объединения, рыбохозяйственный комплекс, конечный результат, рыбохозяйственный процесс, отраслевая структура управления.
GIMBATOV G.M. ,РИЬАТОУ Z.F.
MANAGEMENT OF FISH BRANCH OF DAGESTAN: CONDITION AND IMPROVEMENT WAYS
In article the condition of development of fish branch of Dagestan is briefly analysed and its control system which has developed so far in the republic is considered, its main shortcomings caused by dispersal of functions of management on various departments, are exposed by discrepancy of functions, powers and a measure of responsibility of bodies of public administration. The option of organizational structure of management of a fishery complex of Dagestan is offered.
Keywords: fish branch, production associations, fishery complex, end result, fishery process, branch structure of management.
Рыбная отрасль Республики Дагестан всегда была и ныне остается важнейшей составляющей регионального агропромышленного комплекса. Как совокупность работающих на основе внутриотраслевой кооперации, территориально, технологически и экономически взаимосвязанных между собой предприятий и организаций, она прошла длительный путь развития от рыболовства до аквакультуры (рыбоводства). Следует отметить, что в дореформенные годы она развивалась более устойчиво, удовлетворяя не только потребности нашего населения в разнообразной рыбной продукции, но и отправляя немалую ее часть за пределы республики. В 1990 году, например, морской промысел и вылов рыбы во внутренних водоемах республики составлял 42,0 тыс. тонн, из которых более 50 % поставлялось в другие регионы страны. На душу населения производилось 23,3 кг рыбной продукции.
В этом, несомненно, ключевую роль играло наличие в республике таких специализированных производственных объединений, как Дагрыбпром, Дагросрыбпром и Дагрыбакколхозсо-юз, которые квалифицированно управляли подведомственными предприятиями.
Объединение Дагросрыбпром специализировалось на выращивании товарной прудовой рыбы, а для Дагрыбакколхозсоюза основным направлением являлось рыбоводство и, кроме того, добыча рыбы во внутренних водоемах и на дагестанском побережье Каспия. Эта рыба поставлялась на перерабатывающее предприятие Дагросрыбпрома. С учетом однообразия производственной деятельности, наличия тесных кооперированных связей и в целях совершенствования структуры управления и повышения эффективности работы в ноябре 1988 года эти ведомства были объединены. На базе их подведомственных предприятий — рыболовецких колхозов, межколхозных организаций и государственных предприятий рыбного хозяйства — было создано Дагестанское кооперативно-государственное объединение рыбного хозяйства (Дагрыбхоз). В его состав вошли соответственно все рыболовецкие кооперативные организации и самостоятельные государственные рыбные предприятия, занимавшиеся эксплуатацией водных биоресурсов внутренних водоемов республики и дагестанского побережья Каспийского моря, за исключением участка промысла сельди на юге Дагестана.
Благодаря улучшению системы управления, осуществлению единой технической и технологической политики, улучшению координации производственной деятельности всех подведомственных предприятий и организаций, объединение «Дагрыбхоз» развивалось динамично и эффективно. Практически все пятнадцать предприятий работали высокорентабельно, обеспечивая расширенное воспроизводство за счет разумной хозяйственной деятельности. В частности, рыболовецкий колхоз «Красная звезда» (председатель Семен Редькин) получал до одного миллиона рублей прибыли в год, Широкольский рыбокомбинат (директор Ахмеднаби Шайхулисламов) выращивал и поставлял в торговую сеть более 1800 тонн товарной прудовой
ГИМБАТОВ Г.М., ПуЛАТОВ З.Ф.
_УПРАВЛЕНИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛЬЮ ДАГЕСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ_
рыбы, а рыболовецкий колхоз «Путь рыбака» (председатель Георгий Лисицын) добывал на дагестанском побережье Каспийского моря более 600 тонн частиковой рыбы. При этом по всей технологической цепи, начиная от воспроизводства рыбных запасов и до реализации готовой товарной продукции, шла активная и целенаправленная работа по широкому внедрению в производство наиболее прогрессивных достижений научно-технического прогресса того времени. Так, в Каспийском бассейне впервые было налажено искусственное воспроизводство популярной и пользующейся повышенным спросом у населения рыбы — кутум, которая была занесена в Красную книгу как исчезающий вид. Осуществлялись работы по выращиванию осетровых рыб в прудах, а форели — в садках и бассейнах.
Существенные позитивные изменения были достигнуты и в сфере переработки рыбы. За короткое время в сельской местности были построены и введены в эксплуатацию два консервных цеха мощностью 1,5 муб в год и Ново-Косинский рыбокомбинат с самой современной импортной техникой по производству балычных изделий и линией по вакуумной упаковке и пастеризации икры. Специалистами этого предприятия впервые в республике была внедрена технология по выработке подкопченной малосольной рыбной продукции. Построенный в эти же годы в Махачкале производственно-торговый комплекс «Ак-Гель» обеспечивал население республики широким набором разнообразной рыбной продукции собственного производства в мелкой красочно оформленной упаковке.
Кроме того, дополнительно было организовано пять новых рыбоводных хозяйств, приняты и осуществлены меры по оснащению всех рыболовецких колхозов холодильными мощностями и строительству цехов первичной переработки рыбы.
Такая целенаправленная работа позволила предприятиям объединения «Дагрыбхоз» довести добычу рыбы во внутренних водоемах и на дагестанском побережье Каспия до 81 % от общереспубликанского улова, полностью обеспечить рыбоводные хозяйства посадочным материалом, выйти на третье место по воспроизводству рыбных запасов во внутренних водоемах России и достичь рекордных объемов производства прудовой рыбы в республике. Помимо рыбной продукции хозяйства объединения ежегодно сдавали государству более 500 тонн мяса, 1 500 тонн зерна, 100 тонн шерсти и много других видов сельскохозяйственной продукции.
Однако в ходе экономических реформ в рыбной отрасли начался катастрофический спад объемов вылова рыбы (табл. 1) и, соответственно, выпуска рыбной продукции.
Таблица 1
Развитие рыбной отрасли Дагестана в 1990-2012 годах
№ п/п Наименование Ед. изм. 1990 2000 2005 2010 2011 2012 2012 (в % к 1990 году) 2012 (в % 2000 году)
1 Улов рыбы тыс. тонн 42.0 18,9 9,6 4,8 4,5 4,5 10,7 23,8
в т. ч.
Добыча тыс. тонн З8,7 18,5 9,0 4,0 2,9 3,4 8,8 18,4
Рыбоводство тыс. тонн 3,3 0,4 0,6 0,8 1,6 1,1 33,3 275,0
2 Выпуск пищевой рыбной продукции тыс. тонн 32,4 16,9 9,7 4,8 4,2 3,5 10,8 20,7
в т. ч.
Консервы муб 66,7 13,1 1,8 - - - - -
Балычные изделия тонн 443,0 8,0 - - - - - -
Кулинария тонн 304,0 - - - - - - -
3 Производство на душу населения кг/чел. 23,3 8,0 3,7 1,7 1,5 1,5 6,4 18,8
Источник: материалы Минсельхозпрода Республики Дагестан
Такое положение, когда за 1990-2012 годы почти в 10 раз уменьшились уловы рыбы, а за последнее десятилетие произошло пятикратное снижение выпуска рыбной продукции на душу населения республики, является следствием несовершенства действующей структуры управления рыбной отраслью Дагестана, оказавшейся малоэффективной в нынешних условиях хозяйствования. По этой и другим причинам прекратили свое существование флагманы рыбной отрасли республики — ОАО РКК «Порт-Петровск» и «Махачкалинский жировой завод», на стадии развала находятся и другие перерабатывающие предприятия. В республике не осталось ни одного рыбного предприятия, соответствующего, согласно закону № 209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», критериям даже среднего предприятия, не говоря уже о крупном. По численности работающих и объемам выручки все действующие предприятия относятся к малым, большинство из которых составляют микропредприятия. Полностью свернуто производство рыбных консервов, закры-
_Региональные проблемы преобразования экономики, №4, 2013_
лись кулинарные цеха. Более чем в 6 раз уменьшилось и число работающих в отрасли — с 12 тысяч до 1,8 тысячи человек.
Крайне негативную роль в этом сыграло упразднение существовавших специализированных объединений «Дагрыбпром» и «Дагрыбхоз», обеспечивавших управление рыбной отраслью республики как единым комплексом, нацеленным на конечный результат. Рыбная отрасль стала неуправляемой из-за отсутствия эффективно действующей системы государственного управления.
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, в настоящее время в Дагестане насчитывается более 100 предприятий, осуществляющих рыбохозяйствен-ную деятельность. 60 из них имеют квоты на добычу рыбы, 18 занимаются рыбоводством. Организационно они оформлены в виде ассоциаций «Дагрыба» и «Каспрыба», которые функционально не носят специализированного характера, а отличаются друг от друга количеством участников при полном отсутствии между ними необходимых кооперированных связей. Только одно-единственное предприятие в республике (ООО «Широкольский рыбокомбинат») имеет вертикально интегрированную структуру, охватывающую полный технологический цикл
— воспроизводство, товарное рыбоводство, переработка и реализация готовой продукции. Вертикально интегрированную форму приобретает и К(Ф)Х «Горное», которое параллельно с выращиванием товарной форели и развитием розничной торговой сети занимается производством посадочного материала и специализированных рыбных кормов. Из всех действующих предприятий только пять охватывают два звена технологической цепи — добыча и переработка, а все остальные заняты рыбоводством или добычей озерно-морской рыбы.
Наряду с этим следует отметить, что в последние годы заметно активизировали свою деятельность некоторые посреднические организации, которые занимаются оптовыми поставками в республику океанической рыбы из других регионов страны. В частности, ООО «Дагфиш», специализируясь на закупке рыбы и рыбной продукции за пределами республики и создав холодильные и перерабатывающие мощности, организовал в рамках своего предприятия трехзвенную технологическую цепочку: закупка — переработка — торговля.
Однако, несмотря на отдельные положительные моменты в целом, ситуация в рыбной отрасли остается весьма тревожной. Действующие в республике федеральные государственные структуры: Западно-Каспийское территориальное управление Росрыболовства, рыборазводное предприятие ФГБУ «Запкаспрыбвод» и Дагестанский филиал ФГУП «КаспНИРХ» — и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Дагестана работают разрозненно, не обеспечивая эффективного использования богатейшего рыбоводного ресурсного потенциала региона. Они акцентируют свое внимание на отдельных звеньях общей цепи без учета интересов других структур, вовлеченных в единый производственно-технологический процесс. Более того, сегодня сложилась такая практика, когда решение вопросов части звеньев технологической цепи закреплено за государственными структурами, а другой — за бизнес-сообществом. Так, вопросы как, что, где, когда и в каких объемах воспроизводить, а также где, сколько и кому добывать, определяют разные госструктуры, а за частным сектором, т. е. бизнес-сообществом остаются вопросы добычи рыбы.
При таком положении на пути выполнения главной задачи отрасли — обеспечения производства рыбной продукции в объемах, позволяющих удовлетворить потребности населения,
— возникает немало препятствий субъективного характера. Например, для звена «воспроизводство» конечным результатом является вселение молоди рыб в водный объект согласно установленному Росрыболовством заданию (плану), а для научного подразделения
— выполнение плана работ, установленного ФГУП «КаспНИРХ». При этом без достаточного внимания остаются вопросы промыслового возврата, пополнения стратегических запасов и эффективного использования потенциала внутренних водоемов и др.
Так как главенствующую роль в решении вопросов управления водными биологическими ресурсами и развития рыбной отрасли на территории Республики Дагестан играют федеральные органы — структуры Росрыболовства, то их действия, в первую очередь, должны быть согласованы с территориальными государственными структурами, всеми рыбохозяйственны-ми предприятиями в целях эффективного использования ресурсного потенциала республики для увеличения производства рыбной продукции.
Экскурс в историю показывает, что лучшие результаты в развитии рыбное хозяйство Дагестана имело при наличии отраслевой системы управления, которая, умело используя программно-целевые методы, успешно сочетала интересы территории и отрасли, добивалась эффективной работы рыбных предприятий. Причиной развала отраслевой структуры, как было отмечено ранее, послужили изменения, произошедшие на уровне предприятий — в основном звене экономики отрасли. Ныне сами предприятия претерпевают эволюцию от охвата своей деятельностью одной стадии технологического процесса (воспроизводство, добыча, переработка, реализация рыбной продукции), как это было в начале перестройки, когда предприятия разбирали по участкам и цехам, к охвату всех стадий этого цикла. Такой процесс вызывает
ГИМБАТОВ Г.М., ПуЛАТОВ З.Ф.
_УПРАВЛЕНИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛЬЮ ДАГЕСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ_
потребность изменения отдельных функций управления в повышении эффективности использования ресурсного потенциала, изменения содержания процесса планирования, организации работ и контроля не только на уровне предприятий, но и на уровне отрасли.
Несмотря на все перечисленные и другие изменения, как мы видим, отраслевая система управления не изживает себя. Наоборот, она, благодаря использованию преимуществ территориального управления, может стать полнее по используемым методам, хотя и сложнее по структурам управления, а также мощнее по используемым ресурсам. Есть вероятность, что отраслевая система управления будет самым необходимым институтом в системе управления рыбохозяйственным комплексом республики.
В связи с этим напрашивается необходимость принятия срочных, эффективных мер по устранению преград, сдерживающих развитие рыбной отрасли.
По нашему мнению, развитие республиканского рыбохозяйственного комплекса должно быть осуществлено путем совершенствования управления его производственной деятельностью, коренного улучшения хозяйственного механизма, разработки и реализации совместных (государственно-частных) целевых программ, усиления роли государства в регулировании деятельности предприятий и организаций комплекса и расширении кооперации между хозяйствующими субъектами.
Поэтому, учитывая, что все эти направления совершенствования рыбного хозяйства республики могут быть эффективными только при наличии единой системы управления, в первоочередном порядке необходимо создать компетентный государственный орган, обеспечивающий комплексное и ускоренное развитие рыбохозяйственного комплекса республики.
В этих целях считаем целесообразным внести следующие изменения в действующую отраслевую структуру управления:
1. Реорганизовать ФГБУ «Запкаспрыбвод» и Дагестанское отделение ФГУП «КаспНИРХ», создав на их базе ФГБУ «Дагестанский научно-производственный центр по воспроизводству и мониторингу ВБР». При этом все региональные заводские воспроизводственные участки, за исключением одного эффективно работающего, такого как, например, Приморский рыбзавод, целесообразно передать в частные руки.
Это позволит повысить инновационную направленность и эффективность работ по воспроизводству и пополнению запасов водных биологических ресурсов (ВБР). Полагаем экономически нецелесообразным финансирование из госбюджета не функционирующих уже много лет предприятий. Эффективнее направить эти средства непосредственно на воспроизводство рыбных запасов, подключив к решению данной задачи бизнес-сообщество путем создания государственных заказов.
2. Западно-Каспийское территориальное управление «Росрыболовство» преобразовать в Инспекцию по охране ВБР и среды их обитания.
3. На республиканском уровне полагаем необходимым передать недавно созданному Комитету по рыбному хозяйству Дагестана функции ЗКТУ «Росрыболовство», превратив его в государственный орган двойного подчинения — правительству республики и Федеральному агентству «Росрыболовство».
Наделение комитета полномочиями по координации деятельности всех рыбных организаций государственных и других форм собственности, размешенных в республике, позволит улучшить привязку интересов отрасли и территории, а также сконцентрировать и направить их усилия на обеспечение эффективного функционирования всего рыбохозяйственного комплекса Дагестана.
4. На уровне предприятий целесообразно активизировать работу специализированных ассоциаций, повысив их эффективность и ответственность за свою деятельность, делегировав им выполнение отдельных функций государственного управления. Это позволит дополнить вертикально-отраслевую структуру управления рыбной отраслью республики горизонтально-территориальной.
Проведение комплекса предлагаемых нами мер даст возможность выстроить вертикаль организационной структуры управления рыбной отраслью, упростить региональную систему управления и сделать важные шаги по ускоренному выводу рыбохозяйственного комплекса Дагестана из кризиса.
Литература
1. Ушачев И. Система управления — основа реализации модели инновационного развития АПК России //АПК: экономика, управление. — 2013. № 1.
2. Гимбатов Г. Управление рыбным хозяйством России и региона. — М.: Экономика, 2002.
3. Гимбатов Г. Рыбохозяйственный комплекс Дагестана. — Махачкала: Юпитер, 2000.
4. Шарипов Ш. И., Ахмедова Ж. А. Продовольственный рынок: тенденции и механизмы стабилизации // Экономический анализ: теория и практика. — 2011. № 12. — С. 38-42.