Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1141
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральная таможенная служба / таможенная логистика / риски / цепь поставок / участники внешнеэкономической деятельности / Federal Customs Service / customs logistics / risks / supply chain / participants in foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Попова

В данной статье рассматривается сущность рисков таможенной логистики, а также выявляются цели и задачи системы управления рисками в таможенных органах с точки зрения логистики и ее необходимости на современном этапе развития. Актуальность темы обусловлена введением нового статуса уполномоченного экономического оператора и использованием системы управления рисками как главного инструмента регуляции таможенного контроля в стратегии развития до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT IN THE CUSTOMS FIELD

This article examines the essence of the risks of customs logistics, and also identifies the goals and objectives of the risk management system in the customs authorities from the point of view of logistics and its need at the present stage of development. The relevance of the topic is due to the introduction of a new status of an authorized economic operator and the use of the risk management system as the main tool for regulating customs control in the development strategy until 2030.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА А.А. Попова, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1071

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность рисков таможенной логистики, а также выявляются цели и задачи системы управления рисками в таможенных органах с точки зрения логистики и ее необходимости на современном этапе развития. Актуальность темы обусловлена введением нового статуса уполномоченного экономического оператора и использованием системы управления рисками как главного инструмента регуляции таможенного контроля в стратегии развития до 2030 года.

Ключевые слова: Федеральная таможенная служба, таможенная логистика, риски, цепь поставок, участники внешнеэкономической деятельности.

Продолжающиеся глобальные изменения рынка российской экономики постоянно синтезируют множество новых проблем, которые требуют тщательного рассмотрения в теоретическом аспекте и формирования вариантов их решения на практике. Одной из наиболее актуальных, является проблема совершенствования движения материальных потоков товара и сопутствующих им финансовых и информационных потоков в сфере товарно-денежного обращения [5]. Ключевым ее аспектом является управление рисками в цепях поставок в формате систем логистики.

Таможенная логистика, как практическое направление логистики в настоящее время продолжает динамично развиваться, представляя ансамбль двух сфер деятельности: таможенной и логистической. Развитие бизнеса находится в прямой зависимости от развития и применения логистики в экономике - это сказывается на показателях эффективности. По мнению экспертов сокращение логистических издержек компании на 1% эквивалентно минимум 10%-ному увеличению объема продаж [6]. Наиболее эффективным способом снижения производственных издержек цепи товаропотока в целях повышения конкурентоспособности, является логистика, в том числе и таможенная.

Цель таможенных органов и установка их задач направлены на укрепление защиты экономической независимости и верхо-

венства государственного влияния в экономической сфере на собственной территории, на поддержание законности, соблюдение прав и соблюдение интересов граждан, субъектов и госорганов. Таможенный кодекс ЕАЭС расширяет это определение, путём формирования одной из функций: обеспечение благоприятных условий для упрощения и ускорения перемещения товаров через границу. Делаем вывод, что таможенная логистика служит для обеспечения безопасности экономики государства, при интеграции и движении товара через таможенную границу, при этом служа упрощению процесса и как можно сильнее минимизируя издержки [3].

ВТО - Всемирная таможенная организация - была создана 1 января 1995 года. Главной целью при её создании была либерализация международных торговых отношений вступивших в неё государств. Специалисты ВТО утверждают, что показателем правильного и здорового развития таможенной деятельности является таможенный контроль, который, в свою очередь, обладает требующем максимальной эффективности механизмом - системой управления рисками. При её использовании нельзя исключать величину потерь, ключевую составляющую риска. Необходимо учитывать не только лишь все её вероятности, но и возможный ущерб экономической сферы.

Разберём более полное определение таможенных рисков - это совокупность ве-

роятности попыток избежать следованию таможенного законодательства и ущерба, причинённого их успехом [4].

В регулировании системы управления рисками (СУР) задействовано огромное количество Федеральных и иных нормативных актов. Но мы постараемся выбрать суть.

Наиважнейшим является Приказ Федеральной таможенной службы России от 18 августа 2015 года №1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)». С его помощью мы выделяем основные направления стратегии СУР на достижение следующих целей:

- контроль соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства РФ, проводимый таможенными органами;

- обеспечение грамотного, служащего максимальной эффективности выбора объектов таможенного контроля, а также форм последнего;

- создание условий, в которых таможенный контроль будет максимально быстрым и эффективным;

- упрощение процедуры перемещения через границу товаров, при проверке которых не были выявлены риски.

Этот же приказ и регламентирует практику применения СУР. Тактика её действия основана на выполнении процесса управления рисками на всех этапах системы таможенных органов, на планировании и проведении деятельности элементов системы, завязанных на управлении рисками. Для обеспечения бесперебойности и высокого качества деятельности необходимо постоянно совершенствовать процесс коммуникации, работы с полученной информацией, её систематизацию и дальнейшее использование. В свою очередь, данная информация служит для оценки рисков, выявления объектов контроля с повышенными рисками, минимизации

рисков в области таможенного дела на территории государства [2].

Раньше, до наступления 2020 года, любая организация, принимающая участие в процессе внешнеэкономической деятельности - автоматически попадала под одну из трёх категорий риска. За этот процесс отвечала система управления рисками ФТС России. Но в июне текущего года этот несколько порядок изменился [7] -ранее определявшие порядок приказы утратили силу, а организации, что ранее были определены в категорию низкого уровня риска, стали обладать возможностью претендовать на новый для себя статус: уполномоченный экономический оператор (УЭО).

Этот статус подразумевает такого участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), деятельности которого была признана таможенной администрацией как отвечающая всем действующим нормам Всемирной таможенной организации. Кроме того - ещё и нормам, обеспечивающим безопасность цепи поставки товаров. В список уполномоченных экономических операторов входит огромное количество различных типов участников ВЭД -брокеры, логистические операторы, импортеры и экспортеры, перевозчики и т.д.

Преимуществом статуса уполномоченного оператора является обеспечение льготного или иначе - преференциального режима. Данная возможность обеспечивает максимальное повышение распределения ресурсов и, как следствие - максимальную фокусировку внимания на товарах из более высоких уровней риска. Как следствие, упрощается деятельность как на территории одной страны-участницы торговых отношений, так и на территории другой, ведь соответствие требованиям в одной точке скорее всего подразумевает и законопослушность в другой. А значит, что кроме упрощения деятельности контролирующих органов, и сам участник ВЭД максимизирует свою выгоду.

Вновь принятая стратегия развития таможенной службы РФ рассчитана до 2030 года. Она основывается на том, что система управления рисками имеет статус глав-

ного инструмента регуляции объектов и форм таможенного контроля.

В то же время, необходимо стремиться к созданию максимально гибкой, самонастраивающейся, информационно-насыщенной системы управления рисками. Именно это и является целью развития риск-ориентированного подхода, чему способствует проведение мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование всего цикла управления рисками.

Достижению этой цели служит стратегия развития в плановый период до 2030 года, ставящая следующие задачи:

- инициация соглашений о сотрудничестве в области управления рисками;

- максимальная автоматизация большинства процессов выявления рисков;

- использование международного опыта в управлении рисками;

- внедрение технологии автоматической оценки уровня риска в режиме реального времени;

- интеллектуальный анализ информационных массивов с помощью использования современных программных средств;

- укрепление взаимодействия между государственными органами;

- прочие мероприятия, предусмотренные Стратегией [1].

Следовательно, новые требования к регулированию таможенной сферы деятель-

торговых отношений, так и международной глобализацией. Логистический подход, имеющий ключевую роль в управлении товарными поставками, связан и с развитием производства, и с постоянным расширением внешнеэкономических связей.

Новый вид логистики - таможенная логистика - является естественным путем развития логистики классической. При выявлении особенностей таможенно-логистической деятельности получаются следующие выводы:

- оба вида деятельности основываются на внешнеэкономических операциях, но выполняют отличные друг от друга задачи;

- взаимодействие таможенной и логистической деятельности предопределяется спецификой внешнеторговых операций;

- цель классической логистической деятельности - это осуществление перевозок товара на международном уровне, в то время как цель таможенной деятельности - проведение таможенного контроля для соблюдения таможенного законодательства;

- таможенная логистика предназначена для решения сложных задач, ориентированных на уменьшение расходов основных направлений международной торговли их оптимизация.

ности предъявляются как объединениями

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/434c1108e2ed620b474726cfd7817 0a51512c2af/ (Дата последнего обращения 01.07.2020)

2. Приказ ФТС России от 18.08.2015 N 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» // КонсультантПлюс: справочная правовая система. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192218/ (Дата последнего обращения 01.07.2020)

3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (Дата последнего обращения 01.07.2020)

4. Лавина Н.Ю., Стецюра А.Г., Рахматуллина Р.М. Таможенный риск как разновидность экономического и его виды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/194017.html (Дата последнего обращения 01.07.2020)

5. Мясникова Л.А. Логистика нового времени. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

6. Монахова Е. Наука о точном попадании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.itweek.ru/themes/detail.php?ID=49841/ (Дата последнего обращения 01.07.2020)

7. Об унификации подходов к проведению категорирования лиц, совершающих таможенные операции // Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/ob-unifikaczii-podxodov-k-kategorirovaniyu-licz-sovershayushhix-tamozhennye-operaczii (Дата последнего обращения 01.07.2020)

RISK MANAGEMENT IN THE CUSTOMS FIELD A.A. Popova, Student

Saint Petersburg State University of Economics (Russia, Saint Petersburg)

Abstract. This article examines the essence of the risks of customs logistics, and also identifies the goals and objectives of the risk management system in the customs authorities from the point of view of logistics and its need at the present stage of development. The relevance of the topic is due to the introduction of a new status of an authorized economic operator and the use of the risk management system as the main tool for regulating customs control in the development strategy until 2030.

Keywords: Federal Customs Service, customs logistics, risks, supply chain, participants in foreign economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.