УДК 316.3 DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5516
Управление рисками в сфере социальной защиты населения
Корф В.И.
Аспирант кафедры управления персоналом
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва)
В статье исследуется проблема управления рисками в сфере социальной защиты населения в современных условиях. В комплексе рассматриваются риск-факторы, их причины и группы рисков, а также задачи государства и гражданского общества. Делаются выводы о необходимых мерах, механизмах и о государственном управлении социальными рисками как о национальной стратегии Российской Федерации.
Ключевые слова: социальная защита населения, социальные риски, факторы риска, институты социального управления рисками, стратегия управления рисками, законодательство Российской Федерации, система государственного управления социальными рисками, эффективные управленческие решения, социально-ориентированное государственное управление в условиях рыночных преобразований.
Социальная политика российского государства в последнее десятилетие претерпевает существенные изменения. Охватывая и регулируя процессы от отраслей социальной сферы, распределения доходов между членами общества, семейных отношений, пенитенциарной системы до природоохранительной деятельности, в современных нестабильных экономических условиях она должна активнее внедрять принципы социального государства и гуманистического общества. В связи с этим государство оптимизирует количество и группы лиц, получающих различную помощь, внедряет эффективные методы в управление социальными расходами и постепенно переориентируется и переходит с функции защиты (только для отдельных категорий) на соцразвитие. С развитием гражданского общества, таких его институтов, как СМИ и семья, к проводимой социальной политике предъявляются всё более высокие требования. Это и решение остросоциальных проблем, и выработка адекватных мер по устранению социальных рисков за счёт определённых изменений организационных механизмов и методов в ходе профилактики рисков в системе государственного управления, рискообразующих факторов [1, с. 1011]. Актуальное и основное направление здесь - это обеспечение должной социальной защиты нуждающимся слоям населения Российской Федерации. 146
А.З. Мусрева и Д. Малагомедова подчёркивают, что социальная защита населения во всей своей полноте реализуется в системе управления социальными рисками [2].
Общеизвестно, что основное направление деятельности государственного социального управления в современных условиях - это реальная помощь гражданам, подвергающимся социальным рискам в первую очередь и при условии, что они не в состоянии самостоятельно преодолевать негативные последствия рисков. Необходима оптимизация социального развития общества в отношениях между существующими социальными группами граждан, относящимся к риск-группам и по определённым причинам неспособных обеспечить себе уровень доходов, соотносимый с набором потребностей и возможностей: учащаяся молодёжь, пенсионеры, инвалиды, дети и др. [3, с. 43-45].
А.Е. Горин даёт следующее определение: в самом широком смысле под социальными рисками подразумевается мера ожидаемого социального последствия, определённого изменения, наступление которого содержит вероятность потери либо ограничения самостоятельности и безопасности социальной системы [4, с. 99]. Наличие механизмов управления социальными рисками служит одним из основных условий существования социальной
политики, соответствующей реальной рыночной экономике, принципам социального государства и гуманистического общества. Исследователь справедливо отмечает, что риск, с одной стороны, возникает под влиянием факторов социальной среды, а с другой - ошибок целенаправленной деятельности субъектов и объектов управления.
Социальные риски сопряжены с множеством факторов. В первую очередь - это неопределённость в условиях трансформирующегося социума, нестабильность экономики, экономические, политические, демографические и другие кризисы, криминализация, бюрократизация, рост преступности, духовно-нравственная неустойчивость общества и т.д. Институты социального управления призваны регулировать отношения между государством и отдельными людьми, группами людей, а также организациями, которые включены в сферу социальной политики. Для этого необходима целостная государственная система управления социальными рисками на основе практического опыта и достижений современной рискологии (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, Ф. Найт, Д. Нейман, О. Моргенштейн, А.П. Альгин, В.И. Зубков, С.А. Кравченко, А.В. Куржановский, Дж. Сэвидж, С.Ф. Фридман, Ю.А. Зубок, В.И. Чу-пров, З.П. Замараева, В.К. Левашов, А.Е. Чирикова и др.).
Основными принципами в данной области являются: предоставление социальных благ и услуг населению, осуществление социальной справедливости, социальной защищённости, социального вспомоществования, гуманизации жизни, рост благотворительности, специальная работа с социально-уязвимыми группами риска, политика смягчения негативных последствий риск-факторов, создание системы «перераспределительных мероприятий», развитие социального партнёрства, создание актуальных «моделей социальной защиты», мониторинг и анализ динамики рисков, опора на актуальную статистическую базу по регионам РФ, создание программ адресной социальной помощи, повышение роли бизнеса и институтов гражданского общества. В координации должны работать подсистемы социального страхования (прежде всего страхование от безработицы, медицинского страхование), пенсионного обеспечения, широкого социального обеспечения, социального обслуживания.
На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что в социальной сфере риски порождаются формирующимися рыночными отношениями, связанными с усилением неопределённости, обострением различных противоречий, а также недостаточной работой самих государственных институтов управления. Поэтому развитие социально-ориентированного государственного управления рисками является приоритетной задачей и национальной стратегией РФ. Риски опасны тем, что они
пронизывают все уровни жизни - от трудовых отношений, занятости, профессиональной подготовки до здравоохранения, культуры и т.д. В кризисных, нестабильных условиях автоматически усиливаются риск-факторы, и система государственного социального управления становится «щитом» (социальная защита, социальная помощь, социальное страхование и др.) и одновременно средством профилактики в целях снижения негативных последствий со стороны социальных рисков (и прежде всего для риск-групп). Если в атмосфере социальной напряжённости и несбалансированного бюджетного финансирования методы и способы управления рисками используются по остаточному принципу, то последствия не заставляют себя долго ждать. В таком случае не приходится говорить о компенсации и минимизации последствий риск-положения отдельно взятого человека, что противоречит гармоничному сочетанию интересов и потребностей личности и общества. Поэтому управление социальными рисками как системой должно включать в себя как государственные, так и негосударственные органы, организации, а также бизнес-структуры, развитие частно-государственного партнёрства, социального партнёрства. Также система должна быть настолько динамичной, чтобы она могла осуществлять своевременную корректировку социальной политики в сторону усиления ей социально-ориентированной «составляющей».
В современных условиях особое внимание необходимо обращать на те риск-факторы, которые выводят общество из состояния устойчивости и вредят личности. Дело в том, что качественная природа рисков с развитием общества тоже меняется. К тому же риски крайне разнообразны, поэтому необходимо учитывать их специфику по различным видам деятельности в сфере риск-управления. В любом случае факторы социальных рисков представляют собой источники опасности, могущие привести к ограничению или потере самостоятельности в системе государственного социального управления. Факторы подразделяются на группы: экономические, демографические, социальные. Опасность рисков заключается в том, что они отражаются на характере жизнедеятельности человека через потерю дохода, необходимость дополнительных расходов, утрату социального статуса и т.д. Зависят они и от условий занятости, и от развитости рынка труда, и от трудовых условий, и от экономических, политических, духовных, демографических ситуаций. Социальные риски в основе своей часто имеют утрату трудоспособности, смерть кормильца, потерю места работы, необходимость лечения или реабилитации, необходимость профессиональной переподготовки, каких-либо дополнительных затрат, снижение уровня жизни и социального статуса из-за бедности, социальной дезадаптации, повышение социальной
напряжённости населения, социально-экономическую нестабильность и многое другое. При этом оценка риска должна тщательно определяться как вероятностью причинения вреда, так и тяжестью последствий для самого человека и его ближайшего окружения. Важно учитывать и социальные условия проявления риска (условия труда, качество жилья и медпомощи, отдыха, доступность различных общественных благ) и ранжировать их на основе актуальной статистики и анализа.
Государственное управление социальными рисками должно представлять собой комплексный процесс, включающий принятие и выполнение государственными лицами и органами управленческих решений разных уровней, сводящих к минимуму или устраняющих неблагоприятные влияния на население тех или иных факторов социального риска (неопределённости выбора), сокращающих возможные потери вследствие осуществления рисков. Управление рисками должно предусматривать периодический пересмотр мероприятий и средств этого управления. Первое звено алгоритма - это обнаружение самой риск-проблемы на основе результатов анализов, профессиональных экспертиз и современного моделирования вероятных последствий общественных ситуаций. Второй этап - максимально точные финансовые расчёты. Третий - подготовка необходимой законодательной базы. Четвёртый - переход дальнейших действий на государственный уровень реализации. При этом могут использоваться как страховые, так и нестраховые формы (разовые и пролонгированные денежные выплаты, предоставление разнообразных социальных услуг).
В управлении социальными рисками применяются такие основные управляющие действия, как предупреждение (исключение источника риска), снижение (вероятностные устранения источников риска) и компенсация ущербов, а также поглощение. Эффективность системы социального управления рисками определяется работой её «управленческих контуров»: это административно-организационный, нормативно-правовой и социально-экономический «контуры» [5, с. 5]. Указанные подсистемы координируют основные системные компоненты: административное управление, бюджетирование (финансовое обеспечение), подготовку стандартов, нормативов, требований технологий и качества предоставляемых социальных услуг и программ на основе законов и других нормативных правовых актов, конституционных прав и гарантий.
Таким образом, система государственного управления социальными рисками в современном понимании в целом представляет собой интегрированное и многоуровневое образование, в котором процессы управления рисками должны проходить в соответствии с единой социально-ориентированной стратегией и тем, что Россия, по терминологии 148
Социология
О.Н. Яницкого, должна расцениваться как «общество риска» [6]. Прежде всего она предполагает принятие достойных социальных стандартов для разных риск-групп, усиление реальной социальной ответственности государства, включение в роли субъектов бизнес-структур и негосударственных организаций с государством в роли координатора [7]. В Российской Федерации в силу специфики территориального устройства необходим постоянный «диалоговый режим» субъектов проведения социальной политики со взаимной социальной ответственностью субъектов и объектов управления в строгом соответствии с законодательной базой РФ и дальнейшее становление системы государственного социально-ориентированного управления рисками в условиях трансформирующегося российского общества [8]. Как полноправные компоненты системы управления рисками необходимо использовать институты СМИ и группы населения в обсуждении социально-значимых проблем, сам механизм общественного мнения [9, с. 34-342]. Как приоритетные результаты социально-ориентированного риск-управления должны расцениваться такие параметры, как уровень материального благополучия населения, уверенность в стабильном будущем, а также нравственно-психологическая комфортность [10].
Литература:
1. Романов В.С., Буханов А.В. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски // Управление риском. - 2001. - № 3. - С. 10-12.
2. Мусрева А.З., Малагомедова Д. Социальная защита населения как система управления социальными рисками // Вопросы структуризации экономики. - 2002. - № 4. - URL: http://cyberleninka. m/artide/n/sotsialnaya-zaschita-naseleniya-kak-sistema-upravleniya-sotsialnymi-riskami
3. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодёжи в условиях риска // Социологические исследования. - 2003. - № 4. - С. 42-51.
4. Горин А.Е. Риск-управление в современном социуме // Материалы межвузовской конференции по социологии и социологии управления: Сборник научных трудов. - М.: «Спутник+», 2009. -С. 98-103.
5. Замараева В.П. Становление института социальной защиты населения в России. - М.: «Союз», 2005. - 308 с.
6. Яницкий О.Н. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.Я. Ядова. - М.: Изд-во «КАНОН-пресс-Ц», 2001. - С. 30-31.
7. Занина О.В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Серия «Экономические исследования». - 2015. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-printsipy-sotsialnoy-zaschity-naseleniya#ixzz4Zcyoub2S
8. Буданова М.А., Коноплин Ю.С., Горин А.Е. Становление системы государственного социально-ориентированного управления рисками в современном трансформирующемся российском обществе. - М.: «Спутник», 2013. - 109 с.
Социология
9. Горин А.Е. Становление системы государственного управления социальными рисками в современной России // Преподаватель XXI век. - 2010.
- № 1. - С. 338-342.
10. Олимских Н.Н. Социальная защита населения: понятие и содержание // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право».
- 2007. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnaya-zaschita-naseleniya-ponyatie-i-coderzhanie#ixzz4ZczPNG9S
Risk Management in the Sphere of Social Protection of the Population
V.I. Korf
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article examines the problem of risk management in the sphere of social protection of the population in modern conditions. Risk-factors, their causes and risk groups, as well as tasks of the state and civil society are considered as a whole. The conclusions on the necessary measures, mechanisms and state management of social risks as the national strategy of the Russian Federation are made.
Key words: social protection, social risks, risk factors, social risk management institutions, risk management strategy, the Russian Federation legislation, the system of state management of social risk, effective management decisions, socially-oriented state administration in conditions of market transformations.