ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
УДК 34 Виктимология 4(18) / 2018, с. 63-67
Горовенко С. В.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО СТАНДАРТА ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЦЕННОСТИ, РИСКИ, СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ1
Риск-ориентированный подход к государственному управлению, приобретает всё большую актуальность. При этом методология стандартизации процесса управления рисками в сфере публично значимого интереса в России не разработана.
Действующие государственные и муниципальные программы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения формируют основы системы управления рисками в данной сфере. Однако предусмотренный такими программами механизм достижения социально значимой цели требует совершенствования. В этой связи в статье рассматриваются отдельные разделы межведомственного стандарта по управления рисками в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность, риск, управление риском, безопасность дорожного движения.
Комплексное государственное управ- проблемы, обозначенной в предметной
ление в сфере обеспечения безопасности области действия государственной про-
дорожного движения в Российской Феде- граммы. ФЦП содержит в себе указания
рации осуществляется путем реализации на такие риски и организационные меро-
мероприятий федеральной целевой про- приятия по их минимизации. В частно-
граммы «Повышение безопасности до- сти, ФЦП предусмотрены следующие ри-
рожного движения в 2013 - 2020 годах» ски:
(далее — ФЦП, Программа), утвержден- • социальный риск (число лиц, погиб-
ной Постановлением Правительства РФ ших в дорожно-транспортных происше-
от 03.10.2013 N 864. Реализация риск- ствиях, на 100 тыс. населения); ориентированного похода к государствен- • транспортный риск (число лиц, по-
ному управлению предусматривает необ- гибших в дорожно-транспортных проис-
ходимость проработки рисков, возникаю- шествиях, на 10 тыс. транспортных
щих при различных вариантах решения средств).
1 Материал подготовлен в рамках реализации гранта фонда РФФИ № 17-03-00676
Следует отметить, что система управления рисками в соответствующей сфере государственного управления, с одной стороны, является элементом реализации программно-целевого метода его планирования. С другой стороны, данная система должна функционировать независимо от конкретной государственной программы. Таким образом, актуальным является формирование межведомственного стандарта федерального уровня по управлению рисками обеспечения безопасности участников дорожного движения. Необходимость разработки соответствующих стандартов регионального и муниципального уровней представляется дискуссионной, так как данные уровни управления в анализируемой сфере направлены на формирование технических условий обеспечения безопасности дорожного движения и пропаганду безопасного вождения. Таким образом, меры по минимизации транспортного и социального риска в пределах соответствующих возможностей управленческого воздействия включены в действующие региональные и муниципальные программы.
Структура предполагаемого межведомственного стандарта по управлению рисками в области обеспечения безопасности участников дорожного движения может состоять из следующих разделов.
Охраняемые ценности. В ФЦП в качестве охраняемой ценности определена жизнь граждан. Учитывая приведенную выше формулировку транспортного и социального риска, такое указание является вполне справедливым. Тем не менее, акцентирование внимания только лишь на наиболее важной ценности не позволяет сформировать комплексную систему управления риском возникновения угрозы такой ценности. В этой связи можно считать оправданным определение охраняемой ценности как состояния защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, что соответствует задачам Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Такое понимание охраняемой ценности позволяет формулировать риски и разрабатывать методологию управления ими в максимально широком объеме. Кроме того, это приведёт к трансформации целевой установки управления: от обеспечения безопасности дорожного движения до обеспечения безопасности участников дорожного движения, так как высшей ценностью должно быть благо человека, а не процесс перемещения транспортных средств или людей[1, С. 124].
Перечень рискообразующих факторов в сфере обеспечения безопасности участников дорожного движения. Обязательным элементом методологии управления рисками является оценка риска и рискообразующих факторов, а также их классификация. Оценка транспортного и социального риска и их прогнозное значение определены в ФЦП. Также предусмотрены отдельные направления по снижению данных рисков. По сути, такие направления являются факторами, обуславливающими возникновение рисков. Однако их перечень является неполным. В этой связи факторы, действие которых приводит к образованию транспортного и социального рисков, могут быть изложены в следующей системе:
1.1. Опасное поведение участников дорожного движения. Данный фактор состоит из следующих компонентов:
1.1.1. Грубое нарушение правил дорожного движения (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершение правонарушения из хулиганских побуждений);
1.1.2. Систематическое нарушение правил дорожного движения;
1.1.3. Совершение водителем транспортного средства опасного маневра без нарушения правил дорожного движения;
1.1.4. Коррупционное поведение сотрудников ГИБДД России;
1.1.5. Уклонение от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения;
1.2. Несвоевременное оказание медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия;
1.3. Выпуск в эксплуатацию механического транспортного средства, имеющего технические неисправности;
1.4. Допуск к управлению транспортными средствами лиц, состояние здоровья которых не обеспечивает безопасное управление;
1.5. Проектирование, строительство, ремонт и реконструкция дорог и объектов дорожной инфраструктуры без учета требований безопасности дорожного движения;
1.6. Некачественное обучение кандидатов в водители механических транспортных средств и детей правилам дорожного движения.
Организационно-управленческий компонент системы управления рисками. ФЦП предусматривает следующий организационно-управленческий компонент её реализации:
• на федеральном уровне - государственный заказчик - координатор Программы, государственные заказчики Программы, дирекция Программы;
• на региональном уровне - представители государственных заказчиков, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в лице назначенных ответственных за взаимодействие по выполнению Программы и формирование информационной политики, комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения;
• на местном уровне - органы местного самоуправления муниципальных образований в лице назначенных ответственных за взаимодействие по выполнению Программы, комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в муниципальных районах и городских округах.
Функции по текущему управлению реализацией Программы возлагаются на федеральное казенное учреждение «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», которое находится в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Государственным заказчиком - координатором Программы по согласованию с государственными заказчиками Программы может быть создан совет по координации Программы - коллегиальный совещательный орган управления реализацией Программы, создаваемый для осуществления координации и взаимодействия участников реализации Программы.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком -координатором Программы (МВД России) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные организационно-управленческие элементы отвечают целям реализации ФЦП, но не подходят в полной мере к организации системы управления рисками в данной сфере. Такой вывод является следствием убежденности в том, что в организационно-управленческий компонент системы управления рисками должны входить субъекты, оказывающие необходимое воздействие на риск-образующие факторы. Как следствие, система риск-менеджмента в рассматриваемой предметной области должна строиться на основе деятельности как управленческого механизма публичной сферы (федеральный, региональный и муниципальный компонент), так и частных субъектов. К таковым можно отнести страховые организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее -ОСАГО)[2], представителей института общественного контроля.
Нахождение страховых организаций в системе субъектов, управляющих рисками в анализируемой сфере, обусловлено возможностью изменения страховых тарифов с учетом, например, регионального состояния безопасности дорожного движения. На возможные возражения о неправомочности оказания соответствующего влияния на страховые компании необходимо отметить следующее. Во-первых, организация бизнеса в сфере ОСАГО стало возможна в силу возложения обязанности на граждан заключать соответствующие договоры со страховыми компаниями. Во-вторых, высокая отрицательная статистика дорожно-транспортных нарушений вызывает повышенные риски страховых выплат. Таким образом, координация взаимодействия между органами государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и страховыми компаниями неизбежна на федеральном уровне управления ФЦП.
Включение представителей гражданского общества в организационный компонент системы управления рисками в
сфере дорожного движения также представляется актуальным направлением её совершенствования, основанным на росте популярности общественных проектов, направленных на профилактику нарушений в рассматриваемой предметной области.
Как уже было отмечено, основным риск-образующим фактором возникновения ДТП является поведение водителей транспортных средств. При этом ресурсные возможности ГИБДД России ограничены. В этой связи реальная ситуация с количеством дорожно-транспортных нарушений обладает высокой долей ла-
тентности. Исходя из этого, использование института гражданского контроля позволяет более интенсивно применять инструментарий административной ответственности за нарушение правил дорожного движения.
Таким образом, субъектная составляющая разрабатываемого стандарта должна быть представлена в виде перечня субъектов как публичного, так и частного сектора управления, с указанием соответствующего рискообразующего фактора.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Майоров В.И. Управления рисками в сфере дорожного движения. В книге: Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика. Монография. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 120-127.
2. Горовенко С.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств как элемент системы управления рисками в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Проблемы права. 2017. № 5. С. 86-92.
REFERENCES:
1. Majorov V.I. Upravleniya riskami v sfere dorozhnogo dvizheniya. V knige: Upravlenie social'no-ehkonomicheskimi sistemami: teoriya, metodologiya, praktika. Monografiya. Pod obshchej redakciej G.YU. Gulyaeva. Penza, 2017. S. 120-127.
2. Gorovenko S.V. Obyazatel'noe strahovanie grazhdanskoj otvetstvennosti vladel'cev transportnyh sredstv kak ehlement sistemy upravleniya riskami v sfere obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Problemy prava. 2017. № 5. S. 86-92.
ГОРОВЕНКО Сергей Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Тюменский государственный университет Минздрава России. E-mail: tgamyp@yandex.ru
Gorovenko, S. V.
FORMATION
OF INTERDEPARTMENTAL STANDARD ON RISK MANAGEMENT IN THE FIELD OF ROAD SAFETY: VALUES, RISKS, SUBJECTS OF MANAGEMENT
A risk-based approach to public administration is becoming increasingly important. At the same time, the methodology of standardization of the risk management process in the sphere of publicly significant interest in Russia has not been developed.
Existing state and municipal programs in the field of road safety form the basis of risk management in this area. However, the mechanism provided for by such programmes to achieve a socially significant goal needs to be improved. In this regard, the article discusses the individual sections of the interdepartmental standard on risk management in the field of safety of road users.
Keywords: safety, risk, risk management, road safety.
GOROVENKO Sergey, candidate of law, associate Professor of the Department of public health and health, Tyumen state University of the Ministry of health of Russia. E-mail: tgamyp@yandex.ru
Дата поступления: 24.12.2018.